Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Истребительная авиация ГСВГ/ЗГВ - вопросы

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

Fiddler
Старожил форума
05.02.2019 08:37
Прочитал книгу воспоминаний бывшего командующего радиотехническими войсками ГСВГ С. Г. Щербакова "Увидеть-значит победить". Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться автору-обеспечение подразделениями РТВ действий ИА ВВС. Для этого на 17 позициях РТВ оборудовали рабочие места ВВСных ОБУ, установили для них дополнительные выносные индикаторы. Возник вопрос-что делали штатные полковые узлы наведения ИА ВВС? Они не развертывались в ГСВГ или их не хватало, т.е. для чего потребовалось привлекать ПВО?
svvaulsh
Старожил форума
09.02.2019 16:20
Сразу оговорюсь, что книгу эту я не читал, с генералом от РТВ спорить не буду.
Могу только поделиться, т.с., личными наблюдениями, потому как довелось послужить в ГСВГ(ЗГВ) и
процесс взаимодействия РТВ с ВВС увидеть и , даже , пощупать своими руками.
Опять же, - за всю группу войск тоже вещать нем буду.
Служил на командном пункте 71-го ИАК в Виттштоке.
Зона ответственности корпуса - север ГДР(всё, что севернее Берлина).
Здесь же, в Виттштоке находился штаб 40-й РТБр.
Зоны ответственности корпуса и бригады практически совпадали.
Командные пункты в одном помещении.Бригада на первом этаже, мы - на втором.

"Проблема обеспечения подразделениями РТВ действий ИА ВВС" , на мой взгляд, несколько преувеличена.
Обеспечение информацией о воздушной обстановке в сетях оповещения ПВО , - да, конечно.Оповещались и ВВС, и ЗРВ, и ПВО СВ.
А непосредственно радиолокационным обеспечением действий авиации 16 ВА занимались свои (ВВСовские) батальоны(роты) автоматизированного управления.
Да, привлекались ПНы к управлению и наведению.Но не настолько часто, чтобы из-за этого можно было делать " проблему".

Про пункты наведения.
Тут автор прав.Подавляющее большинство ПН ИА размещались на базе радиолокационных рот РТВ.
В нашей зоне было два ПН.
Один - ПН 16-й гв.иад со своим оборудованием и вооружением(не РТВ).
Второй - на базе р/л роты РТВ.
Полковые ОБУ и там, и там дежурили по неделе.

Почему ПН на базе РТВ?
Ну , для экономии сил и средств.К примеру.

"...штатные полковые узлы наведения ИА ВВС" - не совсем понятно.
Если имелись ввиду штатные пункты наведения, то таковых в истребительных авиаполках в ГСВГ (ЗГВ)
попросту не было.От слова - "совсем".

Ну а для чего вообще развёртываются пункты наведения, - это вы знаете не хуже меня.
Fiddler
Старожил форума
12.02.2019 22:22
Спасибо за пояснения!

///"...штатные полковые узлы наведения ИА ВВС" - не совсем понятно.
Если имелись ввиду штатные пункты наведения, то таковых в истребительных авиаполках в ГСВГ (ЗГВ)
попросту не было.///

Тут наверное у меня путаница с терминологией... В составе обау были в качестве организационных единиц узлы наведения с объектами ВП-02М и ВП-11. Показалось, что они были чем-то типа мобильного элемента - т. е. могли выдвигаться в удаленную точку и становиться вынесенным пунктом наведения. Выходит, что штатно за пределами расположения авиаполка такие узлы не разворачивались и удаленные ПНы были только на базе РТВ?

///Служил на командном пункте 71-го ИАК в Виттштоке.///
А не вспомните сейчас, на уровне КП корпуса какой объект средств автоматизации стоял - ВП-04М или ВС-11?? А на КП 16 ВА в Вюнсдорфе? Немцы (http://www.nva-futt.de/) писали, что "на территории ГДР находился, по крайней мере, один ВП-05М (армия ВВС) в Вюнсдорфе". В других источниках называется только ВП-04М...

Из воспоминаний Щербакова следует, что в РТВ ПВО объекты АСУ ВП-У (более старые по сравнению с ВВСными ВП-М) к 1983 году превратились в хлам, и в "Алмаз-2" КП Вюнсдорфа данные оповещения заводились вручную, войска работали планшетным методом.
Интересно, как обстояли дела с этим в 16-й ВА.
Fiddler
Старожил форума
12.02.2019 22:39
В сборнике "Связь в Вооруженных силах РФ-2006" еще обратил внимание на такую информацию:
"В 1976 г. система «ВП-М» была дополнена объектами подсистемы «Удар» для оснащения пунктов управления соединений и частей фронтовой бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной и разведывательной авиации, а также комплексом средств автоматизации КП объединения ВВС. Тем самым было завершено формирование единой АСУ объединения фронтовой авиации".

Что это за подсистема такая была и как можно было в рамках ограниченных возможностей "Воздух-1М" автоматизировать наведение ИБА?
В голову приходит только наведение по расчетному времени/скорости на цель с заданными координатами с прокладкой курса на экране ИКО, но ведь для этого АСУ не нужна.
svvaulsh
Старожил форума
13.02.2019 14:09
Антон, я могу ещё поморщить лоб и чего-нибудь припомнить.
Но...
Похоже, что эти "предания старины глубокой" никому не интересны.
Может быть есть смысл перейти в личку?
BLASIUS
Старожил форума
13.02.2019 16:34
svvaulsh
Антон, я могу ещё поморщить лоб и чего-нибудь припомнить.
Но...
Похоже, что эти "предания старины глубокой" никому не интересны.
Может быть есть смысл перейти в личку?
Я читал ту же самую книгу С. Г. Щербакова, мне очень интересно ))) и вопросы интересные Fiddler задает, поэтому лучше бы Вы продолжили, если не затрудняет, конечно.
svvaulsh
Старожил форума
13.02.2019 21:30
Меня не затрудняет.
Подождём, что "Скрипач" скажет?
Тему он придумал, -ему и решение принимать))).
Fiddler
Старожил форума
14.02.2019 01:11
"Скрипач" только За! )))
Думаю, всем будет интересно.
Если по РТВ/ИА ПВО источников много (достаточно вспомнить хотя бы старый сайт "Воздушно-космической обороны"), то по обеспечению действий ИА ВВС практически ничего не попадается.
А ведь задачи ИА ВВС по сравнению с авиацией ПВО разнообразнее и сложнее.

Вообще в ходе "изысканий" по истории АСУ ВП-М ("Воздух-1М") в голове сложилась такая структура элементов АСУ (по иерархии):
- объект ВП-01М (радиолокационный пост – узел обнаружения и целеуказания в составе обау, два КУНГа на базе Урал-375)
- объект ВП-02М (узел наведения авиации в составе обау, полуприцепы №1 и №2 с АРМ операторов объекта) + аппаратура приборного наведения ВП-11 (прицеп 54)
- объект ВП-03М (узел АСУ или комплекс средств автоматизации авиаполка, полуприцепы №6 с АРМ операторов, №7 с аппаратурой АСПД и связи, №8 с ЭВМ «Аргон»)
- объект ВП-04М (комплекс средств автоматизации иад/иак, тот же состав, что и ВП-03М + полуприцеп №9 с ЭВМ «Ксенон») + объект ВП-15М (для полуавтоматического определения координат источника активных помех)
- объект ВС-11М (КП тактического соединения ПВО), для ВВС его аналогом был объект ВП-05М (комплекс средств автоматизации Воздушной армии ВВС). Однако по его составу данных нет - в отечественных источниках не упоминается, а "союзникам" поставлялись максимум ВП-04М и ВС-11М для автоматизации ПВО. Немцы пишут, что объект ВП-05М состоял из полуприцепов №6К - КП Воздушной армии (Gefechtsstand Luftarmee) №6И - командующий ИА (C Jagdfliegerkräfte), №6Б - командующий ИБА (C Jagdbombenfliegerkräfte), №7, №8 и №9 - аналогично ВП-04М.

Как было на самом деле и насколько все по факту работало, на примере той же 16 ВА, остается только догадываться.
svvaulsh
Старожил форума
14.02.2019 16:07
Как было на самом деле и насколько все по факту работало, на примере той же 16 ВА, остается только догадываться.



Ваши догадки , по большей части, абсолютно верны)))).

Вечерком постараюсь объясниться))).
svvaulsh
Старожил форума
14.02.2019 23:12
svvaulsh
Как было на самом деле и насколько все по факту работало, на примере той же 16 ВА, остается только догадываться.



Ваши догадки , по большей части, абсолютно верны)))).

Вечерком постараюсь объясниться))).
Обещался, - объясняюсь.

Везде, где довелось служить, АСУ ВП не работала так, как должна была.Так , как задумывалась и
как меня учили в бурсе.
В истребительных полках вполне исправно и без нареканий пользовали объект ВП-11, в простонародье
обзывавшийся прицепом №54.Стоит заметить, что этот самый прицеп очень даже успешно
функционировал и как вполне самостоятельный элемент системы управления экипажами.Т.е. вне АСУ "Воздух-1м".
В начале 80-х годов застал вариант стационарного размещения аппаратуры ВП-03 на ком.пункте полка(в Бел.ВО).
В реальной работе эту технику видеть не пришлось.Периодически группа специалистов местного ОБАУ
с отвертками проводили тестирование и профилактику аппаратуры.
Через пару лет весь комплект аппаратуры с командного пункта вынесли .
Куда и зачем?
Мне, в то время молодому лейтенанту, было глубоко фиолетово.
svvaulsh
Старожил форума
14.02.2019 23:44
Что касается ГСВГ (ЗГВ).

Служил в 33-м иап, Виттшток.
ВП-03 не наблюдал.Если и была, то где-нибудь в недрах ОБАУ.

Служил в 16-й гв.иад, Дамгартен.
ВП-04 была.В живую не видел, не работал.


Служил в 71-м ИАК.
Не было никакого ВП.
Стоял несколько лет вынос от "Алмаза".При подъеме экипажей из ДЗ
вводили вручную позывные и тип истребителей.На этом моя работа
на "Алмазе" и заканчивалась.
Вынос представлял собой такой предмет мебели, размером с большой канцелярский стол,
сверху десятка два клавиш и кнопок.Заглянул однажды во внутря.Напомнило чем-то коробку передач.
Разобранную.Такие же валы, цацаночки-шестерёночки.Гудит как уличный трансформатор.
В один из дней пришли спецы из РТВ, разобрали и унесли.

На КП 16 ВА не служил.
Про ВП ничего не скажу.
Fiddler
Старожил форума
15.02.2019 07:42
А наведение через ВП-11 давало какие-то преимущества? Судя по характеристикам, опытный ОБУ мог справиться не хуже, управляя чисто по ИКО. Да и в случае чего "Лазурь" могла быть задавлена помехами
svvaulsh
Старожил форума
15.02.2019 10:04
## А наведение через ВП-11 давало какие-то преимущества? ##

Радиообмен сокращался в разы.
Это - преимущество?
Скорее "Да", чем "Нет".
svvaulsh
Старожил форума
15.02.2019 10:08
##... опытный ОБУ мог справиться не хуже, ##

Мог.И справлялся.
svvaulsh
Старожил форума
15.02.2019 10:16
## Да и в случае чего "Лазурь" могла быть задавлена помехами. ##

Если бы дошло до помех, то давилось бы всё.
И связь, и РЛС, и "Лазурь" в том числе.
И тогда, как говаривал один юморной нш аэ, оставалось
одно : никуда не выруливать, а садиться на ЗКП эскадрильи и писать похоронки.
А все оставшиеся ордена - себе на пиджак))).
Fiddler
Старожил форума
15.02.2019 16:39
Появление в ГСВГ во второй половине 80-х АСУ "Эталон" с ПН "Сплав" не изменило ситуацию с автоматизацией в ВВС?
svvaulsh
Старожил форума
16.02.2019 15:43
"Сплав" вполне удачно заменил собой 54-й прицеп.
А в целом "Эталон" - ????
Коренных изменений автоматизации управления,
скорее всего, не произошло.
Сужу по 71-му ИАК.
Проводилось несколько тренировок, которые начальники служб
и отделов штаба посещали , мягко говоря, без энтузиазма.
Видимо, сказывалась людская психология.
Люди военные, особенно военные в годах и званиях, в большинстве своём
люди консервативные.Рассуждения, типа - на фига мне эта АСУ,
перед пенсионом голову себе дурить, мне с телефоном
надёжнее и привычнее , доводилось слышать не один раз.
Тренировки продлились недолго. Плавненько о них забыли.
А там и политическая обстановка внесла свои поправки.
Объединение Германии, сокращение и вывод войск, развал Союза -
военным было не до "Эталона".


Fiddler
Старожил форума
17.02.2019 00:22
Понятно, спасибо. Конечно, стремление к упрощению понятно - зачем встраивать ненадежные промежуточные звенья и устраивать танцы с паяльником, если можно получать "первичку" и завязать приборное наведение непосредственно на местную РЛС. Но, блин, сколько же денег тратилось на эти никому не нужные шкафы с автоматикой-кибернетикой...

И еще удивительный факт, у самих, выходит, аппаратура толком не использовалась, но очень активно завозили ее союзникам - в журнале Lotnictwo выходила хорошая статья про польские РТВ.
На встрече ОВД в Будапеште в конце 1977 г. было решено, что все страны-члены Варшавского договора должны закончить процесс автоматизации управления ПВО до конца 1985 года посредством оснащения всех уровней тактического звена элементами АСУ «Вектор-2ВЭ» (зенитно-ракетные части и объединенные КП), а также «Воздух-1М» (радиотехнические и авиационные части).
Последние поставки объектов ВП-М в ПНР прошли в 1983 году, а 7 марта 1984 г. советская сторона в специальном письме проинформировала о прекращении выпуска АСУ «Воздух-1М», такая вот неожиданность ))))
Кажется, будто все это добро к началу 80-х производилось исключительно на экспорт.
При всем при том, претензии к технике не выражались - по подсчетам тех же поляков внедрение Воздух-1М давало эффект, равный приращению иап на десять истребителей.
Fiddler
Старожил форума
17.02.2019 00:40
Не в тему немного, но уж очень понравился рассказ ОБУ
http://www.bagerovo.ru/index.p ...

Особенно диалог:
"Пришёл старший штурман полка подполковник Берман и стал задавать контрольные вопросы офицерам КП.

- Костин! Воздушный бой, доклад экипажа: "Потеря ведущего!" Твои действия?
- Смотря какую фигуру маневра они выполняли и на основании этого даю курс выхода и безопасную высоту!
- А какие фигуры в воздушном бою используют?
- Аркан, Крюк. Крыша...
- Кто у тебя в стратосфере автоматизированным наведением будет заниматься?
- Ст. л-т Марей!
- Вопрос Марею: "Какая высота цели по заданию и особенности наведения на встречном курсе"?
Ст.л-т Марей встал и ответил: "Высота цели по заданию одиннадцать тысяч метров. Особенности наведения на встречных курсах - большая скорость сближения, и, самое главное, разница высоты относительно цели не менее тысячи метров".
- Как осуществляется выход истребителя на практический потолок?
- Взлёт с набором высоты, выход на опорную высоту одиннадцать тысяч метров. Разгон скорости с принижением, включение форсажа и при преодолении "звука" набор и выход на практический потолок восемнадцать тысяч метров.
- Шеледа, ты на фоне земли будешь наводить?
- Так точно! Л-т Шеледа.
- Режим работы прицела самолёта "Сапфир-23" на малой высоте?
- "Сапфир-23" в автоматическом режиме при снижении истребителя ниже 1200 метров самостоятельно переходит в режим "МВ", малая высота, а при наборе высоты более 1200 метров, прицел автоматически переходит в режим "СМВ", средняя малая высота. В ручном режиме лётчик самостоятельно переключает прицел в режим "МВ"."

Распознать на двухмерном ИКО с какими-нибудь помехами от местников и пр., какие фигуры в бою выполняет летчик, и думать, какой режим РЛС должен быть у него включен, настоящее искусство, что сказать...
svvaulsh
Старожил форума
17.02.2019 11:54
## И еще удивительный факт, у самих, выходит, аппаратура толком не использовалась, но очень активно завозили ее союзникам...##

За всех бывших союзничков не скажу.
Но у немцев ВП работала.
Доводилось бывать на КП 3 дивизии ВВС и ПВО ННА ГДР в г.Ной-Бранденбурге.
Обмен опытом, всякие разные согласования, футбол-волейбол и произвольная
программа с укреплением "дружбы - фройндшафт"))).
Так вот своими очами наблюдал ВП-04 в рабочем состоянии.
Воздушная обстановка отображалась на мониторах системы, шёл обмен информацией
с вышестоящими и подчиненными.Причем всё это происходило тихо и спокойно, без криков, без ебуков,
без суеты спецов, обслуживающих систему.Да и самих спецов не просматривалось.
Планшеты (с планшетистками) дублировали АСУ.
В первый свой визит закралось сомнение, что это показуха к нашему приезду.
Последующий визит и личное общение с коллегами-союзниками развеяли все сомнения.
Для немцев это была будничная работа.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru