Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Воздушный ЦИРК Вахмистрова в действии. Уникальная боевая операция 1941года

 ↓ ВНИЗ

Владимир42
Старожил форума
04.01.2019 19:45
Многие знают, что в 30-е годы 20 го столетия в СССР занимались тематикой составных самолётов или воздушных авианосцев.
О "Воздушном цирке Вахмистрова" кто-то, что-то читал, видели фото подвешеных под ТБ-3 истребтелей.
Но мало кто знает, что 3 звена СПБ, состоящие из ТБ-3 и И-16 ых в 1941 м году были задействованы в уникальной воздушной боевой операции по разрушению нефтепровода и крупнейшего в Европе моста в Румынии - союзнице гитлеровской Германии! И показали высокую эффективность! Об этой операции можно узнать здесь:
ссылка на видео:https://www.youtube.com/watch? ...
Владимир42
Старожил форума
04.01.2019 19:49
В 1941м году звенья СПБ Вахмистрова учавствовали в налётах на Румынские нефтепромыслы, разрушили крупнейший в Европе на тот момент ж.д.мост и нефтепровод!
Всено было задействовано 3 звена одновременно! Это 3 самолёта ТБ-3, каждый из которых нёс по 2 И-16!
Каждый И-16 нёс в свою очередь нёс по 2 ФАБ-250 . Кстати такой вариант загрузки самостоятельно Ишачёк поднять не мог!
Владимир42
Старожил форума
04.01.2019 20:34
ТБ-3 с подцеплеными под крыло ишачками взлетали с аэродрома в Евпатории и шли по маршруту над морем к Румынскому побережью.
В 15-и км. от берега происходила отцепка и И-16 шли к цели, наносили удар с пикирования, после чего с набором высоты уходили в Одессу.
Противодействие ПВО было жесточайшее! Но Ни один И-16 сбит не был! Задание было выполнено с ювелирной точностью!
Roman_W_K
Старожил форума
04.01.2019 22:56
Тут это много кто знает.
Владимир42
Старожил форума
05.01.2019 03:46
Вопрос! Почему англичане распиарили по всему миру свою уникальную операцию по уничтожению плотины (в любой стране любитель авиации - школьник
что то хотя бы слышал, как англичане бочки заставляли прыгать по воде). А наши СМИ молчат о наших воздушных циркачах -фокусниках?
У нас в стране обыватель про эту операцию и не слышал никогда! ... А ведь любопытная страничка в истории!!! Где кино об этом? Это же находка для кино! Почти фантастика, воплащёная в жизнь! -Нету! Почему?
НСВТ
Старожил форума
05.01.2019 09:42
Владимир42
Вопрос! Почему англичане распиарили по всему миру свою уникальную операцию по уничтожению плотины (в любой стране любитель авиации - школьник
что то хотя бы слышал, как англичане бочки заставляли прыгать по воде). А наши СМИ молчат о наших воздушных циркачах -фокусниках?
У нас в стране обыватель про эту операцию и не слышал никогда! ... А ведь любопытная страничка в истории!!! Где кино об этом? Это же находка для кино! Почти фантастика, воплащёная в жизнь! -Нету! Почему?
У английской операции был результат, а в румынской операции булавочные уколы, с использованием необычных приёмов, как и у немцев в конце войны использование управляемых снарядов нельзя считать чем то исключительным
ЗПУ
Старожил форума
05.01.2019 11:57
Владимир42
Вопрос! Почему англичане распиарили по всему миру свою уникальную операцию по уничтожению плотины (в любой стране любитель авиации - школьник
что то хотя бы слышал, как англичане бочки заставляли прыгать по воде). А наши СМИ молчат о наших воздушных циркачах -фокусниках?
У нас в стране обыватель про эту операцию и не слышал никогда! ... А ведь любопытная страничка в истории!!! Где кино об этом? Это же находка для кино! Почти фантастика, воплащёная в жизнь! -Нету! Почему?
Когда не могли разбомбить нормальными самолётами (союзники бомбили Констанцу и Плоешти неоднократно) - пришлось устраивать этот воздушный цирк. )))
meglin
Старожил форума
05.01.2019 23:21
Владимир42
Вопрос! Почему англичане распиарили по всему миру свою уникальную операцию по уничтожению плотины (в любой стране любитель авиации - школьник
что то хотя бы слышал, как англичане бочки заставляли прыгать по воде). А наши СМИ молчат о наших воздушных циркачах -фокусниках?
У нас в стране обыватель про эту операцию и не слышал никогда! ... А ведь любопытная страничка в истории!!! Где кино об этом? Это же находка для кино! Почти фантастика, воплащёная в жизнь! -Нету! Почему?
Потому что тогда мы выпадем из из разряда отсталых и убогих в техническом отношении.
А это вдалбливалось нам в учебниках десятками лет.
И техника устаревшая, и сами мы лапотники - воевать не умели. Уж и финны нас учили-учили, и японцы старались как могли, - а все не впрок!
Куда нам против вышколенных немецких асов.
Нашу технику даже в расчет не брали в сравнениях. Как сейчас помню иллюстрированные диаграммы из учебника истории - хоть плачь к началу войны!
Владимир42
Старожил форума
07.01.2019 08:21
НСВТ
У английской операции был результат, а в румынской операции булавочные уколы, с использованием необычных приёмов, как и у немцев в конце войны использование управляемых снарядов нельзя считать чем то исключительным
Не согласен!
Попадание в плотину и в мост вызывает разные последствия! Любая дыра в плотине - и остальное сделает вода!
Вывод из строя моста на 3 месяца - это очень хороший результат, т.к. любой мост , если он необходим восстанавливают! Платину - нет.
Даже гитлер думал по другому!
Он изменил ход операции Барбаросса из-за ударов по Румынии (оставаться без топлива в его планы не входило) Это исторический факт!
Так что для вас это булавочный укол, а для гитлера - серьёзная проблема, из за которой полностью изменён ход войны!
seafarer
Старожил форума
07.01.2019 14:33
Владимир42
Не согласен!
Попадание в плотину и в мост вызывает разные последствия! Любая дыра в плотине - и остальное сделает вода!
Вывод из строя моста на 3 месяца - это очень хороший результат, т.к. любой мост , если он необходим восстанавливают! Платину - нет.
Даже гитлер думал по другому!
Он изменил ход операции Барбаросса из-за ударов по Румынии (оставаться без топлива в его планы не входило) Это исторический факт!
Так что для вас это булавочный укол, а для гитлера - серьёзная проблема, из за которой полностью изменён ход войны!
Да это он так, ежедневный плевок
себе в лицо. Они без этого не могут.
У них знаете ли отсидвшиеся на острове-
всегда герои - умные и результативные.
А им с местом рождения не фортануло ;-))
Владимир42
Старожил форума
07.01.2019 16:54
Друзья! Как вы думаете, какая воздушная операция незаслуженно забыта? Какая вызывает интерес?
Достаточно ли известно о боевом применении "Ильи Муромца"? Или, может, что то ещё?
Какие есть идеи?
Captain Smollett
Старожил форума
07.01.2019 19:07
ЗПУ
Когда не могли разбомбить нормальными самолётами (союзники бомбили Констанцу и Плоешти неоднократно) - пришлось устраивать этот воздушный цирк. )))
Бу-га! Союзнеги бомбили площадные цели, а чернаводскиий мост - точечная. В методичке не написано что ли?
vasilf
Старожил форума
08.01.2019 01:33
Владимир42
Не согласен!
Попадание в плотину и в мост вызывает разные последствия! Любая дыра в плотине - и остальное сделает вода!
Вывод из строя моста на 3 месяца - это очень хороший результат, т.к. любой мост , если он необходим восстанавливают! Платину - нет.
Даже гитлер думал по другому!
Он изменил ход операции Барбаросса из-за ударов по Румынии (оставаться без топлива в его планы не входило) Это исторический факт!
Так что для вас это булавочный укол, а для гитлера - серьёзная проблема, из за которой полностью изменён ход войны!
Долго не мог понять, отчего все наши, хоть тогда и очень скромные, но все же победы в истории войны августа 1941 г отражены, а эта - нет. Например, везде есть про весьма удачный (вернулись все 13 машин) налёт на Берлин ДБ-3 Балтийского флота 7 августа 1941 г. Или про совсем неудачный (из 14 вернулись только 6) налёт на Берлин ТБ-7 11 августа 1941 г. Потом нашёл причину.

Увы. Но не было для Гитлера это никакой проблемой и ничего он в своих планах из-за этого не менял. Мост был поврежден этим налётом (в котором также участвовали ДБ-3Ф и Пе-2), но румыны восстановили движение по нему к вечеру того же дня. Вот как все происходило по документам с двух сторон:

"Ранним утром 10 августа три тяжелых бомбардировщика с подвешенными под крыльями И-16 вылетели с аэродрома Евпатория и направились к устью Дуная. Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант С. Гаврилов, в кабинах истребителей находились капитан А. Шубиков и лейтенант Б. Литвинчук. Второе звено – командир авиаматки майор Е. Разенко, в «ишаках» – старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенант И. Каспаров. Третье звено из-за неисправности самолета ТБ-3 вернулось на свой аэродром, не выполнив задания. В 5 ч 10 мин на траверзе Георгиевского гирла в 15 км от берега под крылом носителей поочередно зажглись желтые и зеленые лампочки световой сигнализации, что означало: «приготовиться», «отцепка». Четыре истребителя отделились от тяжелых бомбардировщиков-авиаматок и со снижением направились к цели.

В отчете немецкой военно-воздушной миссии в Румынии дальнейшие события описывались следующим образом: «10.08.1941 г. советские самолеты, действуя с высоты от 3000 до 4000 м при безоблачном небе, трижды атаковали Чернаводы, сбросив примерно 17 бомб на город. Явной целью удара был мост через Дунай, поскольку две бомбы попали в него, слегка повредив силовые балки, опоры и воспламенив трубопровод. Движение было прервано преимущественно из-за пожара. Нефтеперерабатывающий завод также получил легкие повреждения» Заметим, что в числе атаковавших мост немцы отметили бомбардировщики СБ и ДБ-3, но ни словом не обмолвились об истребителях! Между тем именно они добились наибольшего успеха.

Первыми на цель вышли ДБ-3Ф, но ни одна из сброшенных ими ФАБ-500 в мост не попала. В 5 ч 35 мин настала очередь «ишаков». Они атаковали поочередно, пикируя с высоты от 1800 до 300 м, и не обращали внимания на огонь зениток. Каждый сбросил по две ФАБ-250, взрыватели которых устанавливались на 0, 1-секундное замедление. Взрывы происходили столь близко, что все самолеты «поймали» осколки собственных бомб. В обостренном восприятии «охотников» размеры нанесенного противнику ущерба оказались сильно преувеличенными.

Шестерке Пе-2, завершавшей удар по мосту, пришлось труднее всех. Зенитные орудия среднего и малого калибра вели плотный огонь, появились в небе и четыре румынских истребителя. Все же «пешки» добились одного попадания в мост бомбой ФАБ-250 и сумели вернуться на свой аэродром без потерь.

Фотоконтроль результатов налета расставил точки над «i»: мост действительно получил повреждения, возник пожар, но румыны быстро сумели его ликвидировать. Обрушенный пролет на снимках не наблюдался. Движение по мосту румыны сумели восстановить к вечеру того же дня, поэтому в вечернем сообщении Совинформбюро от 11 августа 1941 г., как мы теперь понимаем, желаемое выдавалось за действительное".
https://history.wikireading.ru ...
vasilf
Старожил форума
08.01.2019 02:04
И в заключение:

"Румынские источники сдержанно оценили результаты налетов советских бомбардировщиков. По данным штаба 6-й истребительной группы, находившегося на аэродроме Бухарест-Отопени, две эскадрильи в первые же дни войны в районе столицы сбили 37 советских бомбардировщиков, вынудив русских перейти на действия ночью. Командир «Авиационного командования Добруджа» подполковник К. Гергеску (C. Gergescu) признал, что Констанца стала прифронтовым городом, пострадали портовые сооружения, но серьезных потерь в кораблях и судах не было. Повреждения Чернаводского моста оказались небольшими, и уже через несколько дней движение по нему удалось восстановить. И, наконец, налеты на Плоешти, особенно 13 июля, действительно причинили большой ущерб. Объемы нефтепереработки тогда сократились на 12-15%. Однако вскоре румыны построили в нескольких десятках километров от города «ложный Плоешти», сформировали здесь мощную группу зенитной артиллерии, и якобы именно на бутафорские объекты сбрасывали бомбы советские самолеты со второй половины июля. Так, в ночь на 23 июля пожар был вызван поджогом нескольких бочек бензина, а за прямые попадания в нефтехранилища в одну из августовских ночей советские экипажи приняли подрывы пиротехнических шашек".
https://history.wikireading.ru ...
Учлёт
Старожил форума
08.01.2019 02:21
Владимир42
Вопрос! Почему англичане распиарили по всему миру свою уникальную операцию по уничтожению плотины (в любой стране любитель авиации - школьник
что то хотя бы слышал, как англичане бочки заставляли прыгать по воде). А наши СМИ молчат о наших воздушных циркачах -фокусниках?
У нас в стране обыватель про эту операцию и не слышал никогда! ... А ведь любопытная страничка в истории!!! Где кино об этом? Это же находка для кино! Почти фантастика, воплащёная в жизнь! -Нету! Почему?
Про бочки не слышал, а так называемое "топмачтовое бомбометание" когда бомбы рикошетят от воды, кем только не применялось во вторую мировую.
ratan
Старожил форума
08.01.2019 09:11
Стефановский, помнится, в своей книге "300 неизвестных" рассказывал о ходе испытаний различных комбинаций звена. ТБ-1+ и ТБ-3+ с различными типами истребителей.
ЗПУ
Старожил форума
08.01.2019 12:17
Учлёт
Про бочки не слышал, а так называемое "топмачтовое бомбометание" когда бомбы рикошетят от воды, кем только не применялось во вторую мировую.
У англичан было совсем другое. Бочки (модернизированные морские глубинные бомбы) перед сбросом раскручивались электроприводом, затем многократным рикошетом от воды двигались к дамбе. После удара об дамбу бомба уходила под воду и на определённой глубине подрывалась, вызывая гидроудар и разрушение плотины на большой площади. Правильно сработало только несколько бомб, но результаты оказались катастрофическими. Была затоплена большая площадь Рурского промышленного района, выведены из строя металлургические предприятия. В результате наводнения имелись многочисленные человеческие жертвы среди населения (налёт происходил ночью).
Учлёт
Старожил форума
08.01.2019 23:17
Бочки (модернизированные морские глубинные бомбы) перед сбросом раскручивались электроприводом,

Подробнее можно, что за привод такой?
Swan67
Старожил форума
09.01.2019 00:24
Учлёт
Бочки (модернизированные морские глубинные бомбы) перед сбросом раскручивались электроприводом,

Подробнее можно, что за привод такой?
Учлёт
Старожил форума
09.01.2019 01:13
Swan67
Спасибо за ссылку.

Самым обидным (если не считать гибели людей) было то, что вся эта большая подготовительная работа была направлена на создание "одноразового оружия". Скачущие бомбы предназначались для поражения плотин, ни на что другое они не были годны, поэтому простейшими мероприятиями их эффективность могла быть сведена к нулю.
http://www.airwar.ru/weapon/ab ...
vasilf
Старожил форума
09.01.2019 18:04
Учлёт
Спасибо за ссылку.

Самым обидным (если не считать гибели людей) было то, что вся эта большая подготовительная работа была направлена на создание "одноразового оружия". Скачущие бомбы предназначались для поражения плотин, ни на что другое они не были годны, поэтому простейшими мероприятиями их эффективность могла быть сведена к нулю.
http://www.airwar.ru/weapon/ab ...
vasilf
Старожил форума
09.01.2019 19:18
Учлёт
Это британская точка зрения, не?
Вероятно. Раз BBC опубликовала.
Саша1234
Старожил форума
10.01.2019 13:24
Учлёт
Бочки (модернизированные морские глубинные бомбы) перед сбросом раскручивались электроприводом,

Подробнее можно, что за привод такой?
Не уверен, что потакать пиратству это правильно, но все же фильм интересный и подробный на мой взгляд (да и по теме форума):
https://my.mail.ru/mail/cyrell ...
И это не глубинные бомбы. С нуля делали.
neustaf
Старожил форума
10.01.2019 15:18
ЗПУ
У англичан было совсем другое. Бочки (модернизированные морские глубинные бомбы) перед сбросом раскручивались электроприводом, затем многократным рикошетом от воды двигались к дамбе. После удара об дамбу бомба уходила под воду и на определённой глубине подрывалась, вызывая гидроудар и разрушение плотины на большой площади. Правильно сработало только несколько бомб, но результаты оказались катастрофическими. Была затоплена большая площадь Рурского промышленного района, выведены из строя металлургические предприятия. В результате наводнения имелись многочисленные человеческие жертвы среди населения (налёт происходил ночью).
еще хуже что Рурский регион лишился запасов воды для своей промышленности, удар был нанесен когда уровень в водохранилищах был максимальным, сравнивать экономический ущерб с попаданием пары бомб с истрибителей абсолютно не корректно.

"Фотоконтроль результатов налета расставил точки над «i»: мост действительно получил повреждения, возник пожар, но румыны быстро сумели его ликвидировать. Обрушенный пролет на снимках не наблюдался. Движение по мосту румыны сумели восстановить к вечеру того же дня, "
http://militera.lib.ru/h/hazan ...
neustaf
Старожил форума
10.01.2019 15:33
после второго налета
"Одна 140-метровая ферма моста почти целиком рухнула в реку. Мост разрушен.
Три недели спустя, 4 сентября 1941 г., советские воздушные разведчики вновь побывали над Чернаводами. Результаты [362] разведки свидетельствовали: «мост в Чернаводах будет закрыт для движения железнодорожных составов на 2 месяца».
vasilf
Старожил форума
11.01.2019 14:33
neustaf
после второго налета
"Одна 140-метровая ферма моста почти целиком рухнула в реку. Мост разрушен.
Три недели спустя, 4 сентября 1941 г., советские воздушные разведчики вновь побывали над Чернаводами. Результаты [362] разведки свидетельствовали: «мост в Чернаводах будет закрыт для движения железнодорожных составов на 2 месяца».
Вот здесь не совсем понятные румынские данные (других не нашёл), какая-то каша из результатов налётов 10 и 13 августа, притом второй налёт вообще не упомянут:

După o lună și jumătate (10 august), avioanele sovietice primesc ordin să atace orașul, distrugând fabrica de ciment din Cernavoda. Mai târziu, în aceeași zi, la 4:30 a.m., apar trei avioane dinspre Constanța care lanseaza două bombe peste podul dunărean. Prin această ofensivă distrug conducta de petrol și avariază podul. Deși calea ferată nu a fost nimicită, „din cauza slǎbirii legǎturilor podului, trenurile nu circulǎ pe pod, iar pasagerii fac transbordare”. În jurul orei 6.00 a.m., alte trei avioane venite din direcția Orșova atacă orașul, una dintre bombe distrugând calea ferată dintre pod și stația CFR Cernavodă și conducta de petrol. Bombardamentul aerian efectuat de către armata sovietică asupra podului de peste Dunăre în cel de-al Doilea Război Mondial (1941) a produs avarii grave, prin ruperea unor bare, respectiv prin deplasarea unui tablier de pe baza de sprijin a podului, însă inamicul nu și-a atins obiectivul, acela de a distruge integral podul. Tehnicienii de la CFR și Reșița, alături de specialiștii de la aceeași firma MAN, din Germania, au executat reparațiile în regim de urgență.
http://www.rador.ro/2016/09/14 ...

Тем не менее, согласно этим данным, мост восстанавливали 4 месяца.
vasilf
Старожил форума
11.01.2019 14:40
А вообще с применением звена Вахмистрова была вот какая история:

1940 год был отмечен большими успехами немецкой авиации в Европе, причем наибольшие удачи германской армии приписывались применению пикирующих бомбардировщиков. В Советском Союзе на тот период не было полноценного самолета такого типа. Однако желание иметь свой пикирующий бомбардировщик и как можно скорее было весьма велико. Попытки приспособить для этой цели имеющиеся самолеты СБ и ДБ-3 были лишь паллиативной мерой и особого успеха не имели. Возможно, что такое положение вещей способствовало возобновлению работ по заказанным еще в 1938 году системам Звено-СПБ. В июне 1940 года начались испытания головной серийной установки, изготовленной на подмосковном авиазаводе 207. Использовались при этом И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пять комплектов Звено-СПБ, которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи, 32-го истребительного авиаполка, 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота, с местом базирования в Евпатории. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения, основными целями при этом были военные корабли. В январе 1941 года командование флота, однако, охладело к этому необычному соединению, называемому здесь по имени командира эскадрильи цирк Шубикова и приказало демонтировать установки. Вернулись к ним только летом 1941 года, когда война была уже в разгаре. Было решено срочно восстановить конструкции Вахмистрова для последующего боевого использования. 22 июля последовал приказ из Москвы о боевом применении, а уже 26 июля состоялся первый боевой вылет.
http://www.airwar.ru/enc/bww2/ ...

Можно вспомнить в связи с этим воспоминания Яковлева о закупке образцов военных самолётов в Германии, когда Ju 87 посчитали тихоходным и устаревшим, и закупать не стали.
booster
Старожил форума
11.01.2019 14:46
Эту тему на форуме уже жевали-пережевали, не меньшее количество раз, чем "Туполев он..." - ничего нового в этой истории никто не написал, всё это я уже много раз читал ранее.
neustaf
Старожил форума
11.01.2019 15:30
booster
Эту тему на форуме уже жевали-пережевали, не меньшее количество раз, чем "Туполев он..." - ничего нового в этой истории никто не написал, всё это я уже много раз читал ранее.
так оно и есть, но пытаются сравнивать с домбастерами, все таки различные вещи
vasilf
Старожил форума
12.01.2019 21:38
neustaf
так оно и есть, но пытаются сравнивать с домбастерами, все таки различные вещи
Я бы сказал - весьма различные вещи, хотя бы просто по нанесённому врагу ущербу. Вот одна цитата:

Twenty five road bridges destroyed and ten damaged.
https://www.aerosociety.com/ne ...

Это точные данные на основании документов из очень занятной дискуссии британских историков об успехах и неудачах в этой операции. Сказано насчёт количества разрушенных (25) и поврежденных (10) мостов.;)

Тут ещё один момент. В кино, ради пущего эффекта, Барнс Уоллес показан как некий сумасшедший ботаник, который один, в окружении скептиков, носится с идеей разрушения немецких плотин. В жизни все было намного сложнее и, думаю, интереснее. Ещё в 1937 г министерство авиации Британии определило рурские плотины как важную стратегическую цель в будущей войне и, с того времени, ещё до Уоллеса, было рассмотрено несколько технических предложений по их разрушению, которые все были отвергнуты. Это с одной стороны. А с другой - Уоллес столкнулся не просто со скептическим отношением, а с прямым противодействием своей идее со стороны того, кто вообще-то должен был её осуществить - командующего бомбардировочной авиацией Британии Артура Харриса (награждённого советским правительством орденом Суворова 1-й степени), который и после успешного её проведения продолжал считать, что она "ничего не дала по сравнению с усилиями и потерями":
https://www.telegraph.co.uk/ne ...

Спасло идею Уоллеса то, что над Харрисом был начальник - Главнокомандующий ВВС Британии Чарльз Портал (его правительство СССР почему-то не посчитало нужным наградить), который ещё до Уоллеса предлагал свой план разрушения рурских плотин. Он попросту отдал Харрису приказ, которому тот обязан был подчиниться - и Харрис его честно выполнил.

Что нам с этого? Нам то, что, по признанию министра вооружений рейха Альберта Шпеера, "это была для нас катастрофа в течение нескольких месяцев" и для ликвидации её последствий было тогда отвлечено 20000 строителей Атлантического вала. Что впоследствии, при высадке союзников в Нормандии, способствовало напрямую их успеху. Также для нас то, что Черчилль в то время находился в США и, благодаря успеху операции, он смог уговорить Конгресс на первоначальное прямое вступление США в войну именно против Германии - в то время, как там были сильны позиции тех, кто считал, что сначала им нужно разобраться с Японией.

Такая вот история. А это её главные герои.
Барнс Уоллес:
https://www.barneswallisfounda ...
Артур Харрис:
https://upload.wikimedia.org/w ...
Чарльз Портал:
https://upload.wikimedia.org/w ...
Командир 617 эскадрильи Гай Гибсон. Он погиб во время боевого вылета 19 сентября 1944 г.:
https://upload.wikimedia.org/w ...

Ну и напоследок. Про мост в Чернаводе, наверное, тоже следовало бы снять фильм. Но не только про мост, а ещё про то, как лётчики и моряки, неся большие потери, летом 1941-го атаковали Румынию. В то самое время, когда наши войска у себя дома терпели одно поражение за другим. Капитан (посмертно майор) Арсений Васильевич Шубиков, командир 2-й эскадрильи 32 ИАП Черноморского флота, погиб 22 октября 1941 г (на фото слева):
http://www.moypolk.ru/storage/ ...
Владимир42
Старожил форума
22.01.2019 12:51
vasilf
Долго не мог понять, отчего все наши, хоть тогда и очень скромные, но все же победы в истории войны августа 1941 г отражены, а эта - нет. Например, везде есть про весьма удачный (вернулись все 13 машин) налёт на Берлин ДБ-3 Балтийского флота 7 августа 1941 г. Или про совсем неудачный (из 14 вернулись только 6) налёт на Берлин ТБ-7 11 августа 1941 г. Потом нашёл причину.

Увы. Но не было для Гитлера это никакой проблемой и ничего он в своих планах из-за этого не менял. Мост был поврежден этим налётом (в котором также участвовали ДБ-3Ф и Пе-2), но румыны восстановили движение по нему к вечеру того же дня. Вот как все происходило по документам с двух сторон:

"Ранним утром 10 августа три тяжелых бомбардировщика с подвешенными под крыльями И-16 вылетели с аэродрома Евпатория и направились к устью Дуная. Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант С. Гаврилов, в кабинах истребителей находились капитан А. Шубиков и лейтенант Б. Литвинчук. Второе звено – командир авиаматки майор Е. Разенко, в «ишаках» – старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенант И. Каспаров. Третье звено из-за неисправности самолета ТБ-3 вернулось на свой аэродром, не выполнив задания. В 5 ч 10 мин на траверзе Георгиевского гирла в 15 км от берега под крылом носителей поочередно зажглись желтые и зеленые лампочки световой сигнализации, что означало: «приготовиться», «отцепка». Четыре истребителя отделились от тяжелых бомбардировщиков-авиаматок и со снижением направились к цели.

В отчете немецкой военно-воздушной миссии в Румынии дальнейшие события описывались следующим образом: «10.08.1941 г. советские самолеты, действуя с высоты от 3000 до 4000 м при безоблачном небе, трижды атаковали Чернаводы, сбросив примерно 17 бомб на город. Явной целью удара был мост через Дунай, поскольку две бомбы попали в него, слегка повредив силовые балки, опоры и воспламенив трубопровод. Движение было прервано преимущественно из-за пожара. Нефтеперерабатывающий завод также получил легкие повреждения» Заметим, что в числе атаковавших мост немцы отметили бомбардировщики СБ и ДБ-3, но ни словом не обмолвились об истребителях! Между тем именно они добились наибольшего успеха.

Первыми на цель вышли ДБ-3Ф, но ни одна из сброшенных ими ФАБ-500 в мост не попала. В 5 ч 35 мин настала очередь «ишаков». Они атаковали поочередно, пикируя с высоты от 1800 до 300 м, и не обращали внимания на огонь зениток. Каждый сбросил по две ФАБ-250, взрыватели которых устанавливались на 0, 1-секундное замедление. Взрывы происходили столь близко, что все самолеты «поймали» осколки собственных бомб. В обостренном восприятии «охотников» размеры нанесенного противнику ущерба оказались сильно преувеличенными.

Шестерке Пе-2, завершавшей удар по мосту, пришлось труднее всех. Зенитные орудия среднего и малого калибра вели плотный огонь, появились в небе и четыре румынских истребителя. Все же «пешки» добились одного попадания в мост бомбой ФАБ-250 и сумели вернуться на свой аэродром без потерь.

Фотоконтроль результатов налета расставил точки над «i»: мост действительно получил повреждения, возник пожар, но румыны быстро сумели его ликвидировать. Обрушенный пролет на снимках не наблюдался. Движение по мосту румыны сумели восстановить к вечеру того же дня, поэтому в вечернем сообщении Совинформбюро от 11 августа 1941 г., как мы теперь понимаем, желаемое выдавалось за действительное".
https://history.wikireading.ru ...
Вы нашли книгу "Борьба за господство в воздухе" Тогда почему вы не дочитали дальше? Вторым налётом мост был выведен из строя на 2 месяца! Для моста 2 месяца - это очень серьёзное повреждение. В оперативном масштабе это означает "уничтожен"!
Владимир42
Старожил форума
22.01.2019 14:48
Здесь о повторном ударе с привязкой ко времени: https://youtu.be/CmnSo-2NOKk?t=797
Мост ремонтировали 4 месяца! О разрушении моста и нефтепровода докладывалось Гитлеру лично! И это повлияло на его решение изменить план Барбаросса" и перенаправить танковые армии на Украину и Крым! Так что это никак не булавочный укол!
vasilf
Старожил форума
23.01.2019 10:02
Владимир42
Вы нашли книгу "Борьба за господство в воздухе" Тогда почему вы не дочитали дальше? Вторым налётом мост был выведен из строя на 2 месяца! Для моста 2 месяца - это очень серьёзное повреждение. В оперативном масштабе это означает "уничтожен"!
Дочитал и, если посмотрите, сообщение 11.01.2019 14:33, то даже по-румынски.;) Вот здесь есть фотография разрушений моста:
http://arsenal-info.ru/b/book/ ...

В приведённом вами замполитском кино имеется фейковая фотография - ещё один разрушенный мост. Но мост не в Чернаводе, а в Белграде, и разрушен он был немецкой авиацией. И пусть эта туфта будет на совести её сочинителя:
http://politikin-zabavnik.co.r ...

Почему его ремонтировали 4 месяца - предположить можно. Наверное, как и после 1-й мировой (когда румыны его сами взорвали), решили опять сделать на века. Они не торопились, потому как были уверены, что Красная Армия к ним больше не придёт. Поэтому позвали немцев, фирму MAN, которая и конструировала этот мост, и проводила после 1-й мировой его полную реконструкцию - вместе они снова его и сделали. А некоторые основания, помимо успехов немецких войск, для такой неосмотрительной уверенности, у них и свои были:
https://topwar.ru/12825-nabeg- ...

Наработки по звену Вахмистрова могли быть источником ценного опыта, скажем, при создании систем заправки в воздухе. Но, насколько знаю ту историю, там всё опять делали с нуля. А для боевого применения такая система пригодилась лишь потому, что не было у нас своего пикирующего бомбардировщика наподобие Ju-87. Слишком она была уязвима при любом присутствии истребителей противника - под конец её применения И-16 отцеплялись прямо над аэродромом Евпатории. Ну и, раз речь у нас о Черноморском флоте, вот вам история, как настоящие пикирующие бомбардировщики Ju-87, и не в начале войны, а в 1943 г. растерзали нашу эскадру:
https://topwar.ru/21013-nabego ...
BLASIUS
Старожил форума
23.01.2019 23:49
вот вам история, как настоящие пикирующие бомбардировщики Ju-87, и не в начале войны, а в 1943 г. растерзали нашу эскадру
=====

этот отряд эсминцев растерзали бы и без Ю-87. Там такое стечение обстоятельств было, что на головотяпство нашего командования наложилось наличие в данное время в данном месте у немцев конкретных специализированных летчиков, которые до того Средиземноморье терроризировали и по морским целям набили руку ого-го как. Если бы они на До-217 (к примеру) набивали бы эту руку - они и на До-217 перетопили бы эти эсминцы. Так что настоящесть Ю-87 тут небольшую роль сыграла, имхо.
vasilf
Старожил форума
26.01.2019 02:36
BLASIUS
вот вам история, как настоящие пикирующие бомбардировщики Ju-87, и не в начале войны, а в 1943 г. растерзали нашу эскадру
=====

этот отряд эсминцев растерзали бы и без Ю-87. Там такое стечение обстоятельств было, что на головотяпство нашего командования наложилось наличие в данное время в данном месте у немцев конкретных специализированных летчиков, которые до того Средиземноморье терроризировали и по морским целям набили руку ого-го как. Если бы они на До-217 (к примеру) набивали бы эту руку - они и на До-217 перетопили бы эти эсминцы. Так что настоящесть Ю-87 тут небольшую роль сыграла, имхо.
Ну да, если бы, да кабы.;) У Ju-87 была непревзойдённая на то время точность бомбометания. Вот они руку и набили, на наших кораблях в том числе - помимо этих трёх, можно ещё вспомнить Марат, Минск, Стерегущий, ну и конвой PQ-17 заодно. Корабль не только стреляет, он и маневрирует - точность тут нужна в первую очередь, потому и Ju-87.

Головотяпство несомненно было. Но не везде. Кое-где им не пахло даже в 1941 г. Завоевать в такой ситуации и на устаревших машинах И-16 превосходство в воздухе - это, думаю, очень дорогого стоит. И в этом вижу главную заслугу лётчиков ЧФ, а не в сомнительном цирке и всего одном испорченном (кстати, вовсе и не уничтоженном) румынском мосту. Читаем опять Швабедиссена:

Уже неоднократно повторялось, что действия советской авиации были особенно интенсивными в районе группы армий «Юг», - это также относится и к советской бомбардировочной авиации. Бомбардировщики грамотно использовали открытую местность и заторы, образовывавшиеся на переправах через Днепр, Днестр и Южный Буг, на Перекопском перешейке и при действиях на Крымском полуострове. Временами они наносили немецким войскам ощутимые потери.
Действия советской бомбардировочной авиации заметно усилились в конце августа 1941 г., когда немецкие войска приблизились к Днепру, и продолжались [112] с почти не ослабевавшей интенсивностью в течение всего периода боев за Крым. В связи с этим армейские командиры, чьи войска постоянно подвергались налетам, справедливо утверждают, что русские обладали превосходством в воздухе в этих районах Восточного фронта.
Фельдмаршал Эрих фон Манштейн подтверждает это и говорит, что советская авиация господствовала в небе над Перекопским перешейком, а ее истребители и бомбардировщики атаковали все видимые цели. По словам фон Манштейна, приходилось немедленно откапывать укрытия не только для пехотинцев из передовых частей, но и для лошадей и транспорта в тыловых районах, а зенитные артиллерийские батареи рисковали быть немедленно уничтоженными советскими самолетами, если открывали огонь и таким образом обнаруживали себя. Однако ситуация резко изменилась, когда в этот район прибыл Мёльдерс со своими летчиками и очистил небо от советских самолетов.
Таким образом, командующий 11-й армией (фон Манштейн) и командиры его частей соглашаются, что налеты советских бомбардировщиков негативным образом повлияли на действия немецкой армии. В заключение разговора о советской бомбардировочной авиации, действовавшей в южном секторе фронта, необходимо признать, что ее операции были хорошо скоординированы с действиями наземных сил и привели к тяжелым потерям со стороны немцев в живой силе и технике.
Столь тяжелое восприятие немцами ситуации на южном участке объясняется тем, что она является исключением из хода событий на Восточном фронте. На северном и центральном участках обстановка была совершенно другой.
http://militera.lib.ru/h/schwa ...

Нашёл фамилию и должность второго лётчика на приведённой немного выше фотографии. Командир 2-й эскадрильи 32 ИАП ВВС ЧФ капитан Шубиков и командир 96-й ОИАЭ ВВС ЧФ капитан Коробыстин:
http://www.moypolk.ru/storage/ ...


BLASIUS
Старожил форума
28.01.2019 14:15
Ну да, если бы, да кабы.;) У Ju-87 была непревзойдённая на то время точность бомбометания. Вот они руку и набили, на наших кораблях в том числе - помимо этих трёх, можно ещё вспомнить Марат, Минск, Стерегущий, ну и конвой PQ-17 заодно. Корабль не только стреляет, он и маневрирует - точность тут нужна в первую очередь, потому и Ju-87.
=========

Не, тут вполне конкретные люди топили эти эсминцы. До августа 43 они вообще никогда не были на Восточном фронте. Эта группа III/StG3 летала на Средиземноморье и там довела квалификацию ударов по кораблям до высокой степени совершенства. Если бы они прибыли оттуда к нам на ВФ на Ю-88 - они все равно бы их утопили, поскольку наши подготовка, организация и проведение этого набега были из рук вон плохие, а с той стороны оказались именно узкозаточенные профи. Причина трагедии в этом. Разведка, например, так и не узнала того, что уже больше двух месяцев в Крыму летают профессиональные убийцы судов, ну и остальное на всех уровнях (это всё разобрано уже очень давно - кто что делал, какие распоряжения давал). Кстати, Ю-87 конвой PQ-17 не трогали, его уничтожали самолеты с приличной дальностью, Хе-111, Хе-115, Ю-88.



Головотяпство несомненно было.
======
Вот именно оно, а не выдающиеся качества Ю-87, и погубило наш отряд ЭМ. Сами действовали бы нормально и никакие качества Ю-87 оказались бы не при делах, как оно и случилось практически по всему нашему фронту в 43-м.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru