Ровно тридцать лет назад, 21 декабря 1988 года, произошел один из крупнейших терактов в истории Великобритании: пассажирский Boeing 747-121 взорвался в воздухе и упал на жилой квартал в городе Локерби в Шотландии. Погибли 270 человек.
Полицейские и военные обыскали территорию площадью более 2 тысяч квадратных километров и нашли более 10 тысяч обломков лайнера. Они задействовали передовые для того времени технологии: внесли данные о каждом куске металла в специальную программу и таким образом в деталях восстановили то, что произошло вечером 21 декабря.
В 19:02 по местному времени экипаж в последний раз выходил на связь. Сразу после этого в багажном отсеке произошел взрыв, пробивший в левом борту дыру диаметром в полметра. Разница внутреннего и внешнего давления привела к взрывной декомпрессии — обшивку лайнера порвало, и он почти сразу начал падать. Эксперты подтвердили, что в течение трех секунд после взрыва носовая часть самолета отделилась — некоторое время она держалась на полоске металла, как крышка консервной банки, а потом оторвалась, врезалась в один из двигателей и рухнула на холм в сельской местности более чем в 15 километрах от Локерби. Позже стало известно, что некоторое время после падения два пассажира внутри нее оставались в живых — их могли спасти, если бы вовремя нашли.
Специалисты Отдела по расследованию авиационных происшествий (AAIB) вместе с другими спецслужбами много месяцев изучали и классифицировали все найденные улики и опросили более 15 тысяч человек, чтобы в итоге выяснить: бомба с пластиковой взрывчаткой «семтекс» находилась в коричневом чемодане Samsonite вместе с зонтиком, двумя парами брюк и детским свитером. Багаж летел из Лондона в Нью-Йорк без пассажира — кто-то просто прилепил к нему нужные наклейки и поставил на автоматическую ленту.
Взрывное устройство было замаскировано под кассетный магнитофон. Важную роль в расследовании сыграл небольшой кусок зеленого пластика — фрагмент печатной платы электронного таймера-взрывателя. Как оказалось, он был изготовлен в Швейцарии компанией Meister & Boiler. Ее сотрудники признались, что таймер, использованный в бомбе, они сделали по заказу ливийской разведки. Судя по всему, самолет должен был взорваться над океаном, не оставив следователям никаких улик, но что-то пошло не так, и устройство сработало раньше.
В итоге в 1991 году обвинения предъявили двум работникам «Ливийских авиалиний»: Абдельбасету Али Махмеду Аль-Меграхи и Ламину Халифу Фимаху. Оба работали в аэропорту Луки на Мальте. Аль-Меграхи, кроме того, был сотрудником ливийской разведки.
Аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению без права апелляции в течение 20 лет — он стал самым массовым убийцей в истории британского права. Фимаха пришлось отпустить, так как у следствия не хватило улик для доказательства его вины.
Абдельбасет Аль Махмед Аль-Меграхи не пробыл в британской тюрьме и десяти лет. В 2009 году его отпустили на свободу: шотландское правосудие решило, что жить ему осталось не больше трех месяцев из-за запущенного рака простаты, и проявило сострадание. Он прилетел из Глазго в Триполи на личном самолете Муаммара Каддафи.
Правительство Ливии пожаловало Аль-Меграхи комфортабельную виллу, на которой единственный осужденный по делу о взрыве над Локерби прожил еще три года, пережив и режим, на который работал, и самого Каддафи. До самой смерти он не признавал своей вины.
https://m.lenta.ru/articles/20 ...