Навряд ли они взлетали без информации в эфир. Это отработано, как вы говорите, тарахтят.
Но в данном случае, когда у набирающего высоту конфликтное ВС находится в мертвой зоне обзора (выше, сзади)это мало помогло - риск столкновения значителен.
Такая же ситуация была в августе 2015 над Истринским водохранилищем. Есть на любом ВС непросматриваемые зоны.
И есть физиология человека, в соответствии с которой возможны ошибки восприятия зрительной и звуковой информации.
И к сожалению, хоть сколько мы ни топаем в гневе ногами, хмурим брови и стращаем уголовным кодексом - столкновения ВС в воздухе были и будут.
Единственная профилактическая мера в этом случае - оборудование ВС ТИКАСом.
2. Признать приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. № 109 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации