Используется ли сейчас на практике режим ТЛГ в радиостанциях дальней связи в гражданской авиации?
black roger
Старожил форума
13.11.2017 14:03
Практически нет. На новых ВС телеграфного ключа нет как такового. На старых (на Ил-62 к примеру) ключ снимают по доработке, да и бортрадистов днём с огнём не сыскать.
В МО может в каких то случаях и применяют, в частности на сверхдлинных волнах для связи с ПЛ в подводном положении. Под это дело выпускается из самолёта длиннющая тросовая антенна.
mErLin
Старожил форума
14.11.2017 00:21
black roger: В МО может в каких то случаях и применяют, в частности на сверхдлинных волнах для связи с ПЛ в подводном положении
+++
Для связи в подводном положении на КНЧ применяется своеобразный сверхнизкоскоростной телетайп. Частота для США - 76кГц, для СССР/РФ - 82, 18.1 и 21.1кГц. Никаких телеграфных ключей там нет. Связь, естественно, односторонняя - от радиостанции к лодке. Вибратором антенны является приличный кусок земной поверхности со специально выбранной проводимостью, куда вгоняются мегаватты. Только так удаётся передать под воду хоть что-то. Для России это передатчик ЗЕВС в р-не Рыбачьего. В связи со смешной скоростью канала, прохождение кадра сообщения занимает (вместе со старт-стопными символами) много минут. Передаются, вероятно, самые элементарные команды, типа "открыть конверт №3" ;)
Что касается практического применения телеграфного ключа в воздухе, то достоверно известный мне случай был в начале 90хх - со слов самого "телеграфиста". Человека наградили за воинскую смекалку, позволившую хоть и криво, но передать с борта ДА квитанцию получения команды. Награда состояла в том, что не стали наказывать (в отличие от остальных, не вспомнивших о наличии в хозяйстве ключа)