Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ лётной работы

8 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..343536..6970

Таймень
Старожил форума
09.11.2017 00:46
Ну да, Кравченко. А с классом, так и было, не ниже 2-го и только выпускники ЕВВАУЛ-85г, первыми начали осваивать, последующие годы, подключили Бэбск и Барнаул, а дальше сам знаешь.
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 00:56
Однокашник, попав туда уже на МРы, командиром отдельной эскадры, только и спросил
-Как просрали такой гарнизон?Т
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 01:01
Таймень
Ну да, Кравченко. А с классом, так и было, не ниже 2-го и только выпускники ЕВВАУЛ-85г, первыми начали осваивать, последующие годы, подключили Бэбск и Барнаул, а дальше сам знаешь.
А я до сих, на "трубу"смотрю с содроганием:-)
https://www.youtube.com/watch? ...
Таймень
Старожил форума
09.11.2017 01:16
А я до сих, на "трубу"смотрю с содроганием:-)
___
Да ладно, курсанты же летали. "...в глазах ужос! В жопе огонь!" ))
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 01:25
И спарок не было:-) Пришли потом.Как и на Су-17, там же.
В книжке у своего шкраба видел...Су-7У - Су-17...Кобылаш, ихний:-)
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 01:35
И если отсутствие Су-25УБ, практически никак, брали Л-39 и возили, разница в скоростях при заходе менее 50....то на таких свистках, это было нечто, для курсантов.
Окромя Ейска, меня убивал Барнаул, где выпускали практически 10 лет, параллельно с Ил-28(Вуду наш из них) на Як-28! Курсантов.

И я привык, что обычно стоит МиГ-21, возле КПП ВВАУЛ, Чернигов-Кача-Харьков.. а там висит "расческа"
https://price-altai.ru/uploads ...
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 02:56
Про пcихологию, кто угадает, где инструктор?
http://images.vfl.ru/ii/151018 ...

Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
09.11.2017 04:46
В хорошем качестве полеты...
https://www.youtube.com/watch? ...
Galkin-79
Старожил форума
09.11.2017 10:26
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Про пcихологию, кто угадает, где инструктор?
http://images.vfl.ru/ii/151018 ...

Тимур, конечно справа. Но когда твой отец выпускал меня в первый самостоятельный - был постарше и.о.ком.АЭ Пески 1976г.
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 16:23
Чечель :
КАНЕШНО, просвятите серого как штаны пожарника, морского полковника ... Я вам скажу, что сдал зачёты на изд. "Ю" - или 045 - хрен вы догадаетесь, если не с этого рода авиации...

Уважаемый Василий Васильевич , я умышленно назвал самолёт ИЗД... только по той причине , что на форуме пруд пруди из "летчиков" , которые гнут пальцЫ , учат всех как правильно летать на любом типе и дают замечания и указивки как надо было делать в том или ином случае , а потом , по стилю изложения , просматриваются подозрения , что у этих "летчиков" опыта всего лишь симулятор и то не его а соседский .
Вот поэтому-то так и назвал - сию этот самолёт очень даже на слуху и для реального авиатора определить тип "как два пальца об забор" ))
Тот_Самый
Старожил форума
09.11.2017 17:32
заблудший
ИЗД 01

на ДВ не довелось служить?
в Чугуевке? Трех сапогах? Елизово?
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 17:44
Тот_Самый
заблудший
ИЗД 01

на ДВ не довелось служить?
в Чугуевке? Трех сапогах? Елизово?
Направление верное , но там только налётами .
Тот_Самый
Старожил форума
09.11.2017 17:49
наверное, инспектор-)))
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 18:05
Тот_Самый
наверное, инспектор-)))
Тот_Самый , "сразу видно -хороший ты человек и глаза у тебя добрые" , но не хочу трясти исподнем по причине состава ветки , уже отмечал чуть выше . Если сам с тех краёв , то должен знать Николая Кривцова - скажем так - один из самых способных моих учеников .
Тот_Самый
Старожил форума
09.11.2017 18:43
заблудший
должен знать Николая Кривцова -

слышать - слышал, лично
не довелось
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 19:01
Тот_Самый
заблудший
должен знать Николая Кривцова -

слышать - слышал, лично
не довелось
55 лет , но ещё в "строях" .
Flanker2724
Старожил форума
09.11.2017 19:20
должен знать Николая Кривцова - скажем так - один из самых способных моих учеников .

19 июля 1989 год..Амдерма..взлёт..пожар..прыжок..Не он, часом..?
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 19:23
Абсолютно в дырочку . Горел до 3-го пока тяги РУД не перегорели .
Flanker2724
Старожил форума
09.11.2017 19:49
Абсолютно в дырочку .
===========
2012 год..Парад в честь 100-летия ВВС.. Он в звене изд.01 "копчёным" шёл..б/н 86..
В яеечечко..?!;))
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 20:13
Flanker2724
Абсолютно в дырочку .
===========
2012 год..Парад в честь 100-летия ВВС.. Он в звене изд.01 "копчёным" шёл..б/н 86..
В яеечечко..?!;))
Точно , у него 3 или 4 парада .
pilotnavy
Старожил форума
09.11.2017 20:18
Тот_Самый
заблудший
ИЗД 01

на ДВ не довелось служить?
в Чугуевке? Трех сапогах? Елизово?
Три сапога - Возжаевка?
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 20:29
Сокол . 777 иап .
Чечель
Старожил форума
09.11.2017 20:45
Уважаемый Заблудший, льщу себя надеждой, что в моей компетенции Вы не сомневаетесь? За 37 лет лётной работы, 7 освоенных типов ЛА, и к сожалению, всего около 4000 часов налёта, бо с развалом Союза на Украине летать практически перестали Для примера - мой крайний тип в армии ЯК-18т, это после ТУ-22м3 и КА-27, на которых я летал, пользуясь бардаком, который тогда был, одновременно, что для испытателей - норма, а для строевого лётчика - нонсенс, бо, низзя, вдруг пилотяга что-то перепутает. Кстати - КА-27 не путать с КА-27пс, де есть опытный правый лётчик. На моём вертолёте его не было. Зато аж два штурмана-оглоеда, котрые вечно на ужин опаздывали.

Но самое смешное, первые пол года я не мог себя заставить не одевать лямки парашюта и привязные ремни. Они сидят рассупоненные и надо мной ржут, мол, этот вертолёт с парашютом не покидают, а садятся на авторотации, А я им: "Я инструктор ПДП", мне по должности сидеть положено в парашюте. В общем - ЭТО ПСИХОЛОГИЯ - 25 ЛЕТ ДО ЭТОГО ТИПА ЛА летал только в привязных ремнях и парашюте, а тут он почти не нужен.

А в 97 весь мой налёт - три полёта сам на ЯК-18т по кругу.

Несколько курсов ХИЛа Вместо выпуска отправили на дембель (не подряд каждый год, а с перерывом в годах, но ребятам, которых уволили в запас, от этого не легче)

В общем, когда к-р батареи тяжёлых пистолетов пожелал родиться на 10 лет раньше, я его понимаю... Мне бы тоже ... так, чтобы вся служба в авиации прошла бы при СССР... или "комсомолец на самолёт"

Кстати, Назовите мне, что за типы изд "Ю" и изд 045 ?
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 21:07
Чечель :
Кстати, Назовите мне, что за типы изд "Ю" и изд 045 ?

Изд 045 вроде как 22М3 , а вот "Ю" , к стыду , не знаю - мы в "моих академиях" его не проходили ))
Чечель
Старожил форума
09.11.2017 22:19
ТУ-22р "Спиртоносец" на новых сериях по 200 литров шлемы, на старых "по слухам" - 400 литров. К кому бы не пришёл в гости, на шкафах стоят трёхлитровые банки "шила", наСтоенные на малине, травах, зверобое и т.д.
заблудший
Старожил форума
09.11.2017 22:37
Чечель
ТУ-22р "Спиртоносец" на новых сериях по 200 литров шлемы, на старых "по слухам" - 400 литров. К кому бы не пришёл в гости, на шкафах стоят трёхлитровые банки "шила", наСтоенные на малине, травах, зверобое и т.д.
Это ответ мне ? Если так , то своеобразно .
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
10.11.2017 13:25
Galkin-79
Тимур, конечно справа. Но когда твой отец выпускал меня в первый самостоятельный - был постарше и.о.ком.АЭ Пески 1976г.
Меня отец брал пару раз летом в Пески, запомнились курсанты и....неимоверное количество сусликов.
Чечель
Старожил форума
10.11.2017 22:45
Мужики, как бы с вами поговорить о НАДЁЖНОСТИ ЛЁТЧИКА? Ведь сколько пилотов имея первый класс, надёжными не являются...

Закончить же эти соображения хочу отрывками из двух рассказов Командора Гражданской авиации Василия Васильевича Ершова: « Пять процентов» и «Последние слова» .

«Я вчера, в хорошем сдвиге ветра после дальнего привода, шел на 82, добавил 84, подумал, добавил 86, выждал, пока перетрясло, убедился, что скорость стала стабильно нарастать, и когда дошла до 280, поставил 84, потом 83, а когда стала падать до 270, поставил, как и было: 82. И дальше держал ее так до торца, и только убедившись, что 270 стоит стабильно, а меня хорошо поддувает, но не забывая, что над полосой может и присадить, я поставил 81, и так и выравнивал, и только когда понял, что темп выравнивания правильный, поставил малый газ.

Плюс-минус пять процентов – роскошь, позволительная только кабинетным пилотам, которые на самолете ездиют по принципу: «надо ехать – дай газ; надо тормозить – жми тормоз».

Кстати, в рецензии на этот рассказ я Василию Васильевичу как и Баравкову написал всего два слова: «ВВ, АПЛОДИРУЮ, СТОЯ».

Мораль, я думаю, ясна — чтобы так летать одного лётного опыта мало. Надо ещё заставлять себя очень много думать о полётах и анализировать свои ошибки, а также удачные моменты в своём пилотировании, чтобы обеспечить собственную стабильность и надёжность как лётчика.

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА...

На занятиях к ОЗП прокрутили нам магнитофонную запись последних минут полета Ил-76 на Камчатке. До самого конца они спокойно констатировали: вот, вечно все отказывает… Что там гудит? Да все у нас гудит. А вот надо бы выдавить с заказчика дивиденд: погода плохая, глядишь, еще придется уйти на запасной… с мясом… Сходи, поговори. Да нет, что я, пусть капитан, он солиднее, ему сподручнее. Да нет, пора снижаться. Как там давление? А эшелон перехода какой – три триста? А… три тысячи… Штурман, ты хоть к третьему-то выведешь? Вечно у тебя: как сложняк, так все отказывает. Мать-перемать.

Уже на 900 метров, между гор, связь пропадает – и это в районе круга… Радист хоть бы что: это у нас такой приемопередатчик. Срабатывает сирена ССОС – 10 секунд непрерывное: пип-пип-пип-пип… Что это там гудит? Да тут все гудит.

Дать бы взлетный режим и перевести чуть в набор – там всего-то превышение 200 метров над высотой полета. У них было в запасе еще 24 секунды. Потом резкий, высокий мальчишеский вскрик: «А-ша!» И всё.

Очень полезно иногда прослушать такое. Хотя… лучше бы – никогда.

Резюме — Лётные происшествия надо вспоминать снова и снова, с определённой периодичностью, особенно те, где выводы комиссии по расследованию ЛП были не однозначны и допускали двойное толкование. При этом надо стараться каждый раз ставить себя на место экипажа, представляя обстановку на борту на момент катастрофы. Этим вы, во-первых, закаляете свою психику, а во-вторых, приучаете ваши мозги работать в условиях стресса.
Как-то так
Старожил форума
10.11.2017 23:19
Вспоминаются слова М.Галлая: "Что такое лётчик-испытатель? Это постоянная готовность к отказу. Что такое военный лётчик? Это постоянная готовность выполнить приказ. Что такое гражданский пилот? Это опыт, колоссальный опыт."
Freelancer
Старожил форума
10.11.2017 23:51
Чечель

"Резюме — Лётные происшествия надо вспоминать снова и снова, с определённой периодичностью, особенно те, где выводы комиссии по расследованию ЛП были не однозначны и допускали двойное толкование. При этом надо стараться каждый раз ставить себя на место экипажа, представляя обстановку на борту на момент катастрофы. Этим вы, во-первых, закаляете свою психику, а во-вторых, приучаете ваши мозги работать в условиях стресса."

опубликовано: 10.11.2017 22:45
+++++++++
Отлично сказано!

Хорошо бы вам всегда вспоминать эти строки, когда вы говорите о проблемах ПИ, применительно к катастрофе в Перми, например.
Чечель
Старожил форума
11.11.2017 17:40
Для этого надо полетать на этом типе ЛА... Поэтому и спорить тяжело, каждый смотрит со своей колокольни на происходящее...
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 18:36
Freelancer
Чечель

"Резюме — Лётные происшествия надо вспоминать снова и снова, с определённой периодичностью, особенно те, где выводы комиссии по расследованию ЛП были не однозначны и допускали двойное толкование. При этом надо стараться каждый раз ставить себя на место экипажа, представляя обстановку на борту на момент катастрофы. Этим вы, во-первых, закаляете свою психику, а во-вторых, приучаете ваши мозги работать в условиях стресса."

опубликовано: 10.11.2017 22:45
+++++++++
Отлично сказано!

Хорошо бы вам всегда вспоминать эти строки, когда вы говорите о проблемах ПИ, применительно к катастрофе в Перми, например.
Проблемы ПИ "так наз. прямой индикации", известны и неизлечимы.
"Прямую индикацию" много раз пытались улучшить, если слово "улучшить" можно применить к "дебильной" индикации.
Первый раз. Сделали искусственный горизонт на экране прибора "не исчезающий"!!!. При переходе на пикирование или кабрирование за 22 град. искусственный горизонт прибора остается на обрезе прибора. Что эта полоска уже показывает, ни кто объяснить не может, но раз сказали: "Так для летчика лучше", так все и захлопали в ладошки. Особенно наши "дебилы" от авиации.
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 18:38

Второй раз. Так как "прямая индикация" показывает (и это естественно для неё) прямой крен горизонта, а значит естественно, обратный крен самолета, ввели для "дебильный" СКАЙПОИНТЕР. И сказали: "Тебе не обязательно знать какой крен имеет самолет, крути на скайпойнтер и будет тебе счастье". И все опять захлопали в ладошки.
заблудший
Старожил форума
11.11.2017 18:43
Чечель
Для этого надо полетать на этом типе ЛА... Поэтому и спорить тяжело, каждый смотрит со своей колокольни на происходящее...
Не колокольня , а бестолковка , которая у каждого от рождения настроена на своё психологическое восприятие пространственного положения . Спор об ПИ и ОИ - это извечный философский спор "Стакан наполовину пуст или наполовину полон ?" Правда , этому вопросу в авиации найден компромиссный ответ разливающему - "Ты чо , бля , краёф не видишь ?"))
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 18:49
Третий раз. Сделали ПИ (G1000 и др.) с объёмным движущимся горизонтом и землёй.
Если плоская "прямая индикация" показывает иллюзию, с которой еще можно бороться, то объёмная иллюзия движения горизонта и земли, сносит голову напрочь.

Сейчас фрилансер, долго и нудно будет объяснять что это не так. Что счастье в скайпоинтере.
Самое главное на полном серьезе он (и его последователи) утверждает, что движение горизонта и земли в полете это НЕ ИЛЛЮЗИЯ. А вот движение самолета, по его утверждению - это настоящая ИЛЛЮЗИЯ.
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 19:06
заблудший
Не колокольня , а бестолковка , которая у каждого от рождения настроена на своё психологическое восприятие пространственного положения . Спор об ПИ и ОИ - это извечный философский спор "Стакан наполовину пуст или наполовину полон ?" Правда , этому вопросу в авиации найден компромиссный ответ разливающему - "Ты чо , бля , краёф не видишь ?"))
Психическое восприятие своего пространственного положения хоть на земле, хоть в воздухе, хоть в воде у психически здоровых людей одно и то же, У ВСЕХ. Или Вы считаете, что у пловца или подводника тоже вода вокруг него или его подводной лодки крутится? Покажите мне хоть одного такого пловца, или подводника?

Или Вы считаете что только у летчиков может быть своё особое психическое восприятие? Он что из другого органа "выскочил"?

Психическое восприятие у больных и "поддатых" бывает разное, и даже такое, когда вокруг них крутится земля, вода и кухонные приборы. В больничку сходите, Вам там таких психических восприятий понаскажут - "мама не горюй". Вы их тоже как "компромиссные" в авиации запишите!?!
Чечель
Старожил форума
11.11.2017 19:28
Мужики, когда Анатолию Полонскому во время нашей встречи сейчас в Москве после десятилетней разлуки надоели мои выспрашивания об ОИ и ПИ, он вспомнил этот эпизод и предложил выпить за то, что нам обоим есть что вспомнить:

Линейный крейсер Айова
Полковник Чечель

"Мужчине необходимо пережить что-то настолько важное, что могло бы сказать, кто он и откуда родом, хотя и так ясно, что все мы родом из детства..."
(Андрей Николаевич Кочергин)

Судьба военного переменчива. После окончания Военно-Морской академии прослужив ровно две недели в гарнизоне Остров Псковской области, я получил приказ убыть к новому месту службы в гарнизон Чкаловск, что под Калининградом. Приказ мне лично зачитал Зам. Командующего ВВС БФ генерал Пироженко Иван Семёнович, который специально для этого прилетел в Остров, видно для того, чтобы я не вздумал отказаться. На мой мой "детский лепет", что я только вчера разобрал вещи, пришедшие поездом в контейнере, и перезжать никуда больше в мои планы не входило, он веско заметил: "Чечельницкий, мало того, что Вы должны переехать, Вы должны это сделать завтра, Командующий даёт самолёт АН-26. У Вас целые сутки на сборы, что из вещей не поместится, бросайте, в Калининграде купите новые. После катастрофы начальника штаба 15 одрап подполковника Аникушина на ТУ-22р идёте на усиление полка." После этих слов Ивана Семёновича я понял, что мне оказано доверие, которое ещё надо оправдать, и сопротивляться переезду бесполезно. Опять же, чем хорошо в армии - заходишь в кабинет начальника со своим мнением, выходишь с мнением начальника...

Ровно через восемь месяцев мне вручили ордер и ключи от трёхкомнатной квартиры в новом доме и одновременно зачитали приказ о переводе меня обратно в гарнизон Остров, мол обстановка в полку нормализовалась, и я тут больше не нужен. Правда обратно переводили "с иллюзией повышения" - с зама командира полка по безопасности полётов я шёл на зама по лётной подготовке, что правда никак не сказывалось на окладе.

Случай, о котором хочу рассказать, произошёл через небольшое время, как я доложил командиру 12 омрап полковнику Мордовалову Н.А., что подполковник такой-то прибыл к "новому" месту службы. Сидим в салоне, завтракаем, все в парадной форме одежды, т.к. по плану в гарнизоне генеральная репетиция перед строевым смотром всех частей, который завтра должен проводить Командующий ВВС БФ генерал-лейтенант Павловский Анатолий Иванович. Вдруг в салон без стука и разрешения войти влетел разхристаный прапорщик и, еле ворочая языком, с большими паузами, проговорил: "Тов. полковник.... немедленно... тревога... девятку в воздух..." Полковник Мордовалов сам всегда был образцом уставного вида и неукоснительно требовал это от подчинённых. "Вон отсюда. Приведите себя в порядок, зайдите и доложите как положено по уставу".

Прапорщик "кубырем" выкатился обратно, а Мордовалов, ни к кому не обращаясь, проговорил: "По моему, он пьян. Да если бы тревога, тут бы уже оба телефона "надрывались"... Мы все "почтительно" молчали и продолжали работать челюстями. "Командир не может ошибаться..." Но мне что-то мешало наслаждаться приёмом пищи. Будучи членом сразу четырёх сборных училища по лыжам, боксу, хоккею и лёгкой атлетике, я сразу понял, что, наверно, так должен был выглядеть воин, который пробежав 42 км и 200 метров до Афин, крикнул: "Радуйтесь, мы победили", после чего "благополучно" умер от перегрузки в беге. Но зато родилась новая дистанция - марафон. Все сидели, жевали, и я как самый молодой зам, понял, что должен "что-то"делать: "Тов. Командир, разрешите выйти, привести в порядок этого прапорщика, заодно и "повоспитывать". Полковник Мордовалов милостиво кивнул.

Я вышел. Прапорщик стоял перед дверью и никак не мог застегнуть пуговицы на шинели трясущимися руками. "Какая тревога? Почему телефоны не звонят?" - я потряс его за рукав. " Связь вышла из строя. Оба телефона не работают. Приказ Командующего - Поднять девятку, взлёт в кратчайшее время, задачу получите в воздухе. Я помощник оперативного дежурного, от КДП бежал, никак не могу отойти от этого бега." Я подскочил к телефону в столовой. Телефон молчал. Сразу понял, что всё обстоит так, как говорит прапорщик. Сразу "куча мыслей" пронеслась в голове, как при особом случае полёта. Устав требовал всё доложить сначала командиру, а он уж пусть и принимает решения. Но я понимал, потеряется какое-то время, а обстановка требовала немедленных действий. С мыслями: "Ну, ты, Вася и ввязываешься в авантюру", - выскакиваю на середину зала лётной столовой. Кричу: "Прекратить приём пищи, Боевая тревога. Всем бегом через полосу. Командир, штурман в класс на указания, остальным по самолётам. Взлёт по готовности". Потом бегом пробежал на первый этаж, где питались техники. То же самое прокричал там, и какого-то прапорщика послал в матроскую столовую.

После этого прибежал в салон, доложил Командиру полка о "Тревоге" и о своих действиях, внутренне готовый получить "втык" за превышение своих полномочий при "живом командире". Но Мордовалов понял всё сразу.Тут же чётко поставил нам задачу: "Я на КДП. Максимов, Чечельницкий отбрать девятку самых боеготовых лётчиков. Дать указания и по самолётам. Взлёт в кратчайшее время. Впереди доразведчиком погоды и цели послать командира 3-ей АЭ подполковника Рыжкова С.К." Выскочили из столовой "стройной группой". Дальше Мордовалов прыгнул в машину, а мы помчались 1, 5 км через полосу, т.к. наш полк дислоцировался на той стороне аэродрома.

Бежим с первым замом Толь Толичем Максимовым, он "матерится" - "Вася, ты почему автобусы с базы не вызвал, как это всегда делаем, для перевозки? Я что тебе марафонец?" Я в ответ: " Толь Толичь, в Базе сейчас обед, а она обед не бросит, это тебе не лётный состав, который в бой сейчас голодный полетит, потеряем время." Максимова мой довод убедил. Бежим дальше. Гадаем, что могло произойти, одновременно на ходу прикидываем, кто готов к выполнению задачи, которую мы ещё не знаем. Решаем, три зама командира полка возглавят три отряда самых боеготовых экипажей. Первый отряд поведёт Максимов, второй - я, третий подполковник Геллерт Владимир Оскарович. Даём указания, одновременно рисуя плановую таблицу по тревоге. Дали Указания, "народ" помчался по самолётам, и тут до нас дошло с Толь Толичем, что в спешке мы забыли довести "пароль", т.е. набор цифр, который даётся каждому командиру корабля под роспись, для определения "свой-чужой", как резервное средство, в случае необходимости. Да, я забыл сказать, что полковник Мордовалов уже уточнил боевую задачу у Командующего. В Балтийское море под покровом тумана с Атлантики вошёл американский линейный крейсер "Айова". И ни береговая, ни авиационная, ни спутниковая разведка об этом не предупредила. Обнаружен крейсер был в разрывах облаков на траверзе Риги и куда он пойдёт дальше одному "Богу это было известно". А такого допустить было нельзя. В итоге выбор пал на наш полк, как самый боеготовый в то время на Балтике. Надо было найти крейсер, пройти над его мачтами, как мы говорим "побряцать оружием", другими словами - попугать и показать "супостатам", что мы их видим, и в любой момент можем уничтожить...

В общем, выписали мы с Максимовым пароли. Теперь надо довести их под роспись до командиров экипажей, а они уже все разбежались по самолётам. Толь Толич мне: "Вась, ты спортсмен, бежишь в дальний конец стоянки, ( это около 2, 5 км туда и обратно), а я в ближний". Т.е. Толь Толичу тоже надо пробежать 1, 5 км. Когда ты молод и в спортивной форме это не проблема. Но когда тебе под 45, да ещё в шинели - это уже нагрузка солидная. В общем, когда я добежал наконец до своего самолёта, на стоянке вовсю шёл запуск двигателей, а самолёт подполковника Рыжкова уже вырулил.

Прыгаю в кресло, не снимая шинели и кортика, некогда. Жму кнопку запуска левого двигателя. Техник помогает одеть лямки парашюта и привязные ремни. Втыкаю разъём шлемафона, слышу как ведомые полковника Максимова докладывают, что у одного не запускается левый двигатель, у другого правый. "Кто запустил?" кричит Максимов. Мои ведомые отвечают: "Я... Я..." Масимов командует: "За мной". И выруливает. Мои ведомые тут же выруливают за ним. Я кричу: "А я с кем?" - "Моих возьмёшь" - отвечает Толь Толичь.

Запускаю правый двигатель, одновременно слышу и вижу, как выруливает отряд подполковника Геллерта.

Запрашиваю ведомых Максимова: "Вы как?" Отвечают: "Со второй попытки запустили оба..." Даю команду: "Выруливаем..." Взлетаем с минутным интервалом, осуществляем сбор за облаками "На петле"...Ведомые занимают своё место в строю, ложимся на курс, чуть отстав от первых двух отрядов. Я всё решаю "рекбус" - снимать кортик или не снимать. Мне его как-то неудачно зажало лямками парашюта и привязными ремнями, давит в задницу. Но чтобы его снять, надо полностью расстегнуть все ремни. "А вдруг в этот момент, "по закону бутерброда" придётся катапультироваться" - мелькает мысль. "Ладно, потерплю, может позже сниму, пока не до того". Пока идём к морю, я постоянно кручу головой то влево, то вправо на ведомых. Ребята стоят в строю заправки, взяли то самых подготовленных и для них такой строй - это "отдых", по сравнению с самой заправкой, точнее с моментом уравнивания скорости и накладыванием крыла на шланг. Зрелище крайне необычное. Стоит в 15 - 20 метрах ТУ-16, а у него все шесть членов экипажа в орденах и медалях, белаые рубашки с галстуком, тужурки чёрные... Все, в отличие от меня шинели, да и кортики тоже, сняли. Я на них глянул, понял, надо хоть шинель на себе расстегнуть, медали тоже обнажить, да, и значок военного лётчика 1 класса - "Уж пугать супостатов, так пугать...Пусть знают с кем связались".

В это время доразведчик погоды и цели Сергей Константинович Рыжков докладывает координаты предполагаемого крейсера, и что он пошёл на пробитие облачности над морем. Через некоторое время от него доклад. "Нижний край 500 метров, неровный." А потом разочарованный голос Рыжкова: "Это большой сухогруз, а не крейсер... Потом он прошёл ещё несколько целей, но это были или рыбаки, или торговые суда. Поскольку группа Максимова уже подходила к району, Рыжкову там оставаться уже было нельзя, и он ушёл, выдав рекомендации Толь Толичу, где искать злополучный крейсер. Отряд Максимова пробивает облака, проходит несколько целей, но это опять не "Айова". На подходе отряд Геллерта и Толь Толич освобождает район. Владмир Оскарович Геллерт тоже "Айову" не обнаруживает. Просто поразительно, куда она могла в Балтийской акватории затеряться? Это ж не океан какой-нибудь.Опять же это ж крейсер, а не "фелюга" какая-то. Но по локатору, которым мы ориентируемся, тип корабля определить практически невозможно.

Я понимаю, что вся надежда только на нас. У меня штурман Витя Басков, "старый зубр", на которого можно положиться. "Витя, - говорю, - строим маневр так, чтобы пройти через все цели, которые видишь, только учти, резко крутить не можем, у нас ведомые." "На нас смотрит Родина"... Пришли на рубеж снижения. Пробивать облака по одному, как это положено, но потом можем "в кучу" не собраться. Решаю рискнуть. Даю команду: "Пробиваем строем, чуть-что, роспуск по схеме." Облака не плотные, прошли нормально под облака. Идём под нижней кромкой на высоте где-то 400-450 метров. Выскакиваем на первую цель - "Рыбачёк" - СРТ. Крутим маневр на вторую, третью... и ещё Бог знает какую по счёту цель. Ребята стоят, как вкопанные, я просто любуюсь их выдерживанием строя. К сожалению, забыл уже, кто были моими ведомыми в том вылете, тем более они по плановой таблице не мои, а Максимова. И в то же время мысль: "Хоть бы найти..."

Наконец выскакиваем на Айову. Я поразился мощи этого корабля. Три орудийных башни по три пушки калибра 406 мм, 10 башен по 2 пушки калибра 127 мм, 60 40 мм и 60 20 мм зенитных установок, натыканных по всему кораблю, 8 по 4 крылатых ракет типа "Томогавк", 4 по 4 крылатых ракет типа "Гарпун"... Экипаж более 1500 человек. Дальность стрельбы снарядами весом 1, 2 тонны достигала 38 км. Всё это я естественно прочитал потом в справочнике, тогда было не до этого. Что ещё поразило за те несколько мгновений, когда мы проскакивали над крейсером, это количество народа на верхней палубе. Матросов было как "в муравейнике". Причём некоторые из них стали бросать в воздух бескозырки. Потом я догадался, почему матросов так много. Американцы по локаторам давно нас "засекли", если бы захотели, уже 10 раз сбили. На корабле наверняка была объявлена боевая тревога, такая возможность "скрасить" суровые будни скучного морского похода - вот эта "куча" народа и повылазила на нас посмотреть как на зверей в зоопарке. Когда уже проскочили "Айову", я вспомнил о "престиже страны" и оглянулся на ведомых, чтобы проверить строй. Точнее, я видел хорошо только того, который стоял слева от меня. Учитывая, что я сидел в кресле командира корабля, правого ведомого я не видел, но мне обо всём докладывал КОУ (командир огневых установок). Хотя я им такую задачу не ставил, ребята, и справа, и слева стояли в парадном плотном строю. А по другому и нельзя было, форма одежды у всех парадная, жаль, американцам этого нельзя было показать. Я даже про свой кортик забыл, который мне весь полёт в задницу "тыкался".

Прошли мы "Айову", довольные как слоны после кормёжки, что эту Аову нашли... Залезли наверх, летим по верхней кромке облаков. Вдруг в эфире раздаётся шёпот, повторяю, именно шёпот, по другому этот радиообмен не назовёшь: "Командир, видели?" Я узнал голос капитана Лебедева, ведомого Володи Геллерта. Володя так же шёпотом отвечает: "Да". Понимаю, что они видят что-то никак не меньше НЛО, иначе зачем такой тон. Жду реакции полковника Максимова, он же ведёт первый отряд и старший всей группы. Но Толь Толич молчит, видно "в кайфе", что хоть и не его отряд, но в целом группа свою задачу выполнила, американцев "попугала". "Опять мне больше всех надо, как в салоне за обедом"- вызываю Геллерта: "...доложите, что там у вас?"

Геллерт отвечает: "Однотипный борт только что вынырнул из облаков прямо перед нами, покачался с крыла на крыло и исчез. Запросто мог нас пропороть..." Я понимаю, что это мог быть только Рыжков. Он идёт один. Но как он там оказался? Он же идёт на 20 минут впереди отряда Максимова, это порядка 200 - 250 км должно быть между ними, а Геллерт вообще идёт сзади. Но думать над этим "рекбусом" долго времени не было. Вызываю Рыжкова: "301, где вы и ваши действия?" Сергей Константинович, старый, седой комэска 3 - ей эскадрильи, один из лучших инструкторов на заправку топливом в воздухе, любимом "спорте лётчиков", отвечает: "Да это я тут верхнюю кромочку облаков замерял. Но вы не волнуйтесь, я ж далеко." Даю ему команду: "301, вы под группой 204-го. Ни в коей мере не поднимайтесь вверх, идите на своём нижнем эшелоне."

...Оказывается Сергей Константинович всё пытался найти Айову и крутил "зигзаги", никого не предупреждая об этом, считая, что мы идём далеко сзади, и он свободен в маневре. А оказалось, что мы его догнали, а отряд Толь Толича Максимова даже обогнал, не заметив этого в облаках. Хорошо, что кончилось всё хорошо и то только благодаря нашей общей Удаче. А так бывает далеко не всегда. При полётах строем и в боевых порядках элемент риска всегда выше чем при полётах одиночно. Когда я сам стал командиром полка, как-то на предполётных указаниях сказал фразу: "Меры безопасности как прорабатывалм на предварительной подготовке." не детализируя их. Полковник с ЦИБП (Центральной Инспекции по Безопасности полётов), который присутствовал у меня на полётах, после указаний отвёл меня в сторону и произнёс: "Запомни, Командир, сколько бы ты лет не летал, и какой бы опытный у тебя лётный состав не был, меры безопасности при таких видах полётов, как полёты строем, на предельно-малых высотах и ряде других ты обязан напоминать каждый раз, сколько бы вы на эти виды полётов не летали." Этот урок я запомнил сразу и навсегда, пока летал и был командиром.

Но вернёмся к нашему полёту. Когда мы сели, зарулили на стоянку, посмотрев на свой живописный экипаж в парадной форме с кортиками, которые ребята одели сразу после покидания кабин самолёта, я подумал: "Эх, видели бы американцы, какие орлы над ними пролетают, сразу бы построились на палубе своего дредноута и стояли, отдавая честь по стойке "смирно", как это бывает на морских парадах, когда приветствуют Командующего флотом." Я не знаю, какую оценку дали нашему вылету "В верхах", у нас это как-то прошло тихой "сапой." Но цель вылета была достигнута -аппетит мы "нагуляли" и вернулись к нашему "прерванному обеду" с большим удовольствием. А я ещё при этом подумал: "Хороша всё-таки жизнь в авиации, будет что вспомнить..." Думаю, с этим согласятся все лётчики, особенно старого поколения, кому повезло летать долго и счастливо...
Flanker2724
Старожил форума
11.11.2017 19:50
Или Вы считаете, что у пловца или подводника тоже вода вокруг него или его подводной лодки крутится?

Уже и водоплавающих добрались..
То, что на самолёте наз. "тангаж" у ПЛ и кораблей наз. "дифферент"..Дык вот..Если у нас нос вверх считается тангаж положительный, то у мореманов дифферент отрицательный..И наоборот..У нас нос вниз(пикирование, снижение) тангаж отрицательный..а у них дифферент положительный.. Тоже кагбэ через одно место..Но у них только так и никак иначе...и при поступлении в училища так же проводят проф-псих отборы..и кто не так видит(меряет, определяет) - предлагают перейти в надводный плавсостав..как с истребительного в бомбёрное или транспортное..
Там свои тараканы...
olilua
Старожил форума
11.11.2017 19:53
Самолюбование Андерсена.
Flanker2724
Старожил форума
11.11.2017 20:14
В Балтийское море под покровом тумана с Атлантики вошёл американский линейный крейсер "Айова". И ни береговая, ни авиационная, ни спутниковая разведка об этом не предупредила. Обнаружен крейсер был в разрывах облаков на траверзе Риги и куда он пойдёт дальше одному "Богу это было известно".

"Кум..Урежь осетра..А я свечи потушу.."))Повикипедить "Айову" и ну совсем ничего "не бьёть"..Ни Балтика..ни годы описуемые под неё...Мож другое какое корыто, ну только не "Айова"...
заблудший
Старожил форума
11.11.2017 20:26
Ханлых :
Или Вы считаете что только у летчиков может быть своё особое психическое восприятие? Он что из другого органа "выскочил"?

Не особое , а РАЗ-НО-Е , как у любого , кто из этого органа "выскочил" ! Мне абсолютно пох.. этот нескончаемый и пустопорожний спор , который ведётся с времён появления АГ на самолете .
Freelancer
Старожил форума
11.11.2017 20:30
Ханлых

Второй раз. Так как "прямая индикация" показывает (и это естественно для неё) прямой крен горизонта, а значит естественно, обратный крен самолета, ввели для "дебильный" СКАЙПОИНТЕР. И сказали: "Тебе не обязательно знать какой крен имеет самолет, крути на скайпойнтер и будет тебе счастье". И все опять захлопали в ладошки.
"Прямой крен горизонта" ПИ показывает только самым тупым, остальным она показывает, крен, его величину и направление вывода в ГП.

И сказали: "Тебе не обязательно знать какой крен имеет самолет, крути на скайпойнтер и будет тебе счастье".
+++++++++++
Я хоть и отчаялся уже получить от вас хоть один внятный ответ на мои вопросы, но попробую ещё раз:
Для чего - с какой целью - вам нужно знать какой крен имеет самолет?
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 20:41
Flanker2724
Или Вы считаете, что у пловца или подводника тоже вода вокруг него или его подводной лодки крутится?

Уже и водоплавающих добрались..
То, что на самолёте наз. "тангаж" у ПЛ и кораблей наз. "дифферент"..Дык вот..Если у нас нос вверх считается тангаж положительный, то у мореманов дифферент отрицательный..И наоборот..У нас нос вниз(пикирование, снижение) тангаж отрицательный..а у них дифферент положительный.. Тоже кагбэ через одно место..Но у них только так и никак иначе...и при поступлении в училища так же проводят проф-псих отборы..и кто не так видит(меряет, определяет) - предлагают перейти в надводный плавсостав..как с истребительного в бомбёрное или транспортное..
Там свои тараканы...
Так у мореманов "Нос вверх" или "Нос неподвижен, а вода вниз ушла". Вот про что говорим.
Мы ж не про то говорим, что изначально назови "пикирование - нос вверх", и "кабрирование - нос вниз".
Мы говорим о том, что в полете движется "самолет", а не "горизонт".
Мореманы ж не говорят, что "вода вверх пошла", "они говорят нос вниз опустился". У них - дифферент корабля", а не "дифферент воды".

Ты ж за рулем на повороте не говоришь "дорога разворачивается". Ты говоришь "машина повернулась".

Вот потому дебильная это психология, когда говорят: "В полете горизонт накренился".
Ханлых
Старожил форума
11.11.2017 20:59
Freelancer
"Прямой крен горизонта" ПИ показывает только самым тупым, остальным она показывает, крен, его величину и направление вывода в ГП.

И сказали: "Тебе не обязательно знать какой крен имеет самолет, крути на скайпойнтер и будет тебе счастье".
+++++++++++
Я хоть и отчаялся уже получить от вас хоть один внятный ответ на мои вопросы, но попробую ещё раз:
Для чего - с какой целью - вам нужно знать какой крен имеет самолет?
"Для чего - с какой целью - вам нужно знать какой крен имеет самолет?".

Попытаюсь ответить ещё в очередной раз.

Вы летите ночью в облаках в ручном режиме. Не знаю правда, имели ли Вы такое удовольствие - лететь ночью в облаках.
Выполняете допустим разворот со снижением на посадочный.
И в это время вам команда с КДП (РСП, СКП): "Довернуть до курса 320 град.(да до любого курса, что б развести со встречным, допустим вынырнул беспилотник или легкомоторный)".
Неужели никогда не слышали такую команду?
Ваши действия?
Чем Вам "скайпоинтер" в это время поможет?

Вам крен своего самолета, прежде чем выполнить команду, знать надо?
Flanker2724
Старожил форума
11.11.2017 21:10
Вот потому дебильная это психология, когда говорят: "В полете горизонт накренился".
===========
Да..дебильная... и фразеология тоже.. "Дорога поворачивает вправо(влево).."..и знаки дорожные дебильные.."Крутой(опасный) поворот вправо(влево)"..Дороги поворот..!!, а не "Крути руль вправо(влево)"..
Всё дебильно по-своему..как и продолжение спора..
кокпит
Старожил форума
11.11.2017 21:14
Freelancer
"Прямой крен горизонта" ПИ показывает только самым тупым, остальным она показывает, крен, его величину и направление вывода в ГП.

И сказали: "Тебе не обязательно знать какой крен имеет самолет, крути на скайпойнтер и будет тебе счастье".
+++++++++++
Я хоть и отчаялся уже получить от вас хоть один внятный ответ на мои вопросы, но попробую ещё раз:
Для чего - с какой целью - вам нужно знать какой крен имеет самолет?
Крен или Хрен ?..
504
Старожил форума
11.11.2017 21:42
Интересно...а почему альтиметр высоту самолёта над неким уровнем (давайте для простоты говорить над землёй) показывает, а не глубину поверхности земли под самолётом? Ведь и так, и эдак расстояние между самолетом и землёй посчитать можно. Но отчего то всем понятно, что так было бы неудобно. А?
Freelancer
Старожил форума
11.11.2017 21:55
Ханлых
"Для чего - с какой целью - вам нужно знать какой крен имеет самолет?".

Попытаюсь ответить ещё в очередной раз.

Вы летите ночью в облаках в ручном режиме. Не знаю правда, имели ли Вы такое удовольствие - лететь ночью в облаках.
Выполняете допустим разворот со снижением на посадочный.
И в это время вам команда с КДП (РСП, СКП): "Довернуть до курса 320 град.(да до любого курса, что б развести со встречным, допустим вынырнул беспилотник или легкомоторный)".
Неужели никогда не слышали такую команду?
Ваши действия?
Чем Вам "скайпоинтер" в это время поможет?

Вам крен своего самолета, прежде чем выполнить команду, знать надо?
Мне нужно знать величину крена, чтобы не выйти за ограничения - а величину крена показывает скайпоинтер, сторону крена я и так знаю, ибо сам же его и создал, но даже если я забуду, мне его покажет ПИ, покажет способом, известным всем, кроме самых тупых.
Что до исполнения команды "Довернуть на курс", так здесь нам помощник - указатель курса , а он никоим образом не зависит от типа индикации.

А на мой конкретный вопрос вы так и не ответили.
Я его повторю: Зачем вам нужно знать сторону крена - для чего - как вы используете эту информацию?
Freelancer
Старожил форума
11.11.2017 22:01
504
Интересно...а почему альтиметр высоту самолёта над неким уровнем (давайте для простоты говорить над землёй) показывает, а не глубину поверхности земли под самолётом? Ведь и так, и эдак расстояние между самолетом и землёй посчитать можно. Но отчего то всем понятно, что так было бы неудобно. А?
Поскольку и вы увильнули от ответа на вопрос, так я вам его напомню, в контексте вашего бреда.

Freelancer
Старожил форума ответить

[-] скрыть ответ на сообщение пользователя 504 от 06.11.2017 02:20
504
А вот и нет! Вовсе даже про третье: что индикация должна обеспечивать правильность и оперативность определения пилотом положения самолёта. И дело вовсе не в точности измерения крена, как Вы выше пеняли, а вообще в способности быстро идентифицировать его наличие, величину, направление и тенденцию развития вкупе с тангажом.


Ну и какие, в этом смысле, проблемы у ПИ - что мешает определить по ней все эти параметры?
Мне - ничего, вам - вероятно, недостаточно близкое знакомство с этим девайсом.
опубликовано: 06.11.2017 08:31
504
Старожил форума
11.11.2017 22:20
Freelancer
Поскольку и вы увильнули от ответа на вопрос, так я вам его напомню, в контексте вашего бреда.

Freelancer
Старожил форума ответить

[-] скрыть ответ на сообщение пользователя 504 от 06.11.2017 02:20
504
А вот и нет! Вовсе даже про третье: что индикация должна обеспечивать правильность и оперативность определения пилотом положения самолёта. И дело вовсе не в точности измерения крена, как Вы выше пеняли, а вообще в способности быстро идентифицировать его наличие, величину, направление и тенденцию развития вкупе с тангажом.


Ну и какие, в этом смысле, проблемы у ПИ - что мешает определить по ней все эти параметры?
Мне - ничего, вам - вероятно, недостаточно близкое знакомство с этим девайсом.
опубликовано: 06.11.2017 08:31
Я уже отвечал на этот вопрос не раз. Ну ладно, повторю: мне ничто не мешает определить ВСЕ параметры даже без АГ вовсе. Правда, в разумных пределах, ну дык они в Вашей епархии и так ограничены. Читайте мой опус про дублирующие приборы днями раньше. Но по ОИ все ж удобнее.
1..343536..6970




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru