В 1970х – 90х гг. в СССР проводились масштабные исследования образа полета у гражданских и военных
летчиков, а также у людей, никогда не пилотировавших самолет.
В разных группах образ полета был определен испытуемыми так:
ОБРАЗ ПОЛЕТА
ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ
ЛА СТОИТ, ЗЕМЛЯ ДВИЖЕТСЯ
ЛА ДВИЖЕТСЯ, ЗЕМЛЯ СТОИТ
Летчики, использующие «обратную» индикацию
35 %
65 %
Непрофессиональные испытуемые
70 %
30 %
Летчики, использующие «прямую» индикацию
49 %
51 %
Современные пилоты гражданской авиации
65 %
35 %
Результаты тестирования на определение необычного пространственного положения и вывода ЛА из него:
ОШИБКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ПРИ «ПРЯМОЙ» ИНДИКАЦИИ
ПРИ «ОБРАТНОЙ» ИНДИКАЦИИ
Изображение крена
19 %
0 %
Изображение тангажа
15 %
0 %
Определение крена
13 %
3 %
Определение тангажа
9 %
2 %
Вывод из крена
16 %
3 %
Вывод из тангажа
9 %
2 %
В итоге был сделан окончательный вывод о том, что с точки зрения безопасности полетов для маневренных
ЛА целесообразно использовать «обратную» индикацию.
Проведенные в США исследования также убедительно продемонстрировали превосходство «обратной» индикации в ситуации вывода ЛА из необычного пространственного положения. Исследования показали, что
нейрофизиологическая основа превосходства «обратной» индикации связана с закономерностями физиологии мозга (см. Previc. The neuropsychology 3-D space, American Psychological Bulletin 124, 123-164. 1998).
ПЕРВЫЕ ЦИФРЫ процентовки - ПИ
Вторые - ОИ...разговор о маневренных самолетах
U.S. Department of Transportation Federal Aviation Administration 21.06.2007) введена норма, допускающая
установку на борт воздушных судов авиагоризонтов с «обратной» индикацией и использование их для вывода ЛА из предельных и запредельных углов крена и тангажа. В обновленном документе (Advisory Circular
AС No:25-11B от 07.10.2014) эта норма сохранена и актуальна на сегодняшний день.