Косметическая поправка. Там, где я - согласуют в Вашингтоном )
Не знаю, можно бы поспрашивать- в силу расположения нашего завода у нас полно ветеранов. От ракетчиков с подв. лодок и десантников 82й - до пилотов стрекозла Оспри.
Ракетчики мне как то объясняли, я правда все позабыл, много событий после было.
А с авиацией должно быть сейчас попроще.
Я был в центре безопасности полетов в Вашингтоне, где на огромном экране показано все, что в данный момент в воздухе над Северной Америкой и видел толпу программистов, которые разрабатывают алгоритмы для автоматических команд. Мне то было интересно, как детектируется опасное сближение. Так что, думаю, и здесь многое автоматизировано.
P.S. В штате авиабезопасности официально есть мужики на джипах с собаками и ружьями. Их обязанность - проверять вышки в лесах, проверять электричество там.
Собаки и ружжо - чтобы от гризли отбиваться.
Кара настигла раздолбаев-эксплуатационников, которые провалив реактор в ксеноновую яму и беспокоясь за премии и должности - повыдёргивали стержни, чтобы его оживить и вполне себе логично и успешно "оживили".
Возможность "ксеноновой ямы" не была прописана в формулярах на техэксплуатацию РБМК. Более того, даже на сегодняшний день это остается лишь одной из версий сбоя реактора. Сбоя очень простого - персонал заглушил реактор при помощи поглощающих стержней и наблюдал, как выбегающий турбогенератор блока запитывал циркуляционные насосы для отвода остаточного тепловыделения реактора. То есть - ничего провокационного. Когда эксперимент был закончен - персонал вывел часть поглощающих стержней из активной зоны для перевода реактора в режим номинальной мощности. И тут случился ПШИК - реактор не запустился. Хотя по всем нормативным документам разработчика должен был произойти запуск реактора.
Дальше перепуганный персонал, таки да, беспокоясь за премии и должности, отключил автоматику защиты и начал выдергивать поглощающие стержни. После этого пошел взрывной рост тепловыделения в реакторе, сработали датчики, завыла сирена. Персонал нажал кнопку аварийного сброса поглощающих стержней. Однако фишка конструкции реактора в том, что в РБМК каналы поглощающих стержней совмещены с каналами циркуляции охладителя (вода). Перед каждым поглощающим стержнем торчит ялда водовыдавливателя. Именно эти водовыдавливатели и застряли в начавшихся оплавляться каналах охладителя, не позволив поглощающим стержням попасть внутрь активной зоны реактора. Если бы поглощающие стержни хоть частично попали в активную зону реактора, то теплового взрыва, разрушившего корпус реактора, можно было избежать. Кроме того, таки да, водовыдавливатели затруднили циркуляцию воды, вода стала превращаться в пар и здесь сыграл свою негативную роль положительный ПКР реактора.
Так что вопросов к разработчикам РБМК не меньше, а может и больше, чем к эксплуатантам.