Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Посадка с боковым ветром. Технология.

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

123

flyby
Старожил форума
15.10.2015 09:50
797 тот самый:
Ролик тот посмотрел. Познавательно.
...а чел из него напоминает внешне инструктора по перевозке кокаина

он летать учит, а не кокаин возить... или вы инструктора по фейсу выбираете?
an-24
Старожил форума
15.10.2015 12:57
P.S.Чего-то вспомнился интересный момент при посадке с боковым на скольской полосе на который надо быстро реагировать на посадке(касается самолётов с реверсом)На пробеге при порыве бокового ветра самолёт может начать сносить с полосы, реакция пилота дать педаль против сноса(на ветер и это правильно тут уже как на машине куда хочешь повернуть туда и крути) при этом нос самолёта разворачивается на ветер и что у нас получается с боковыми силами которые сносят самолёт: силы ветра понятно помогают сносить самолёт, боковая сила на РН помогает сносить самолёт(пилот дал педаль) увеличивается боковая сила от реверса(ведь, пилот дал педаль и пошёл разворот носа)и она тоже помогает ветру скинуть самолёт с полосы.Что делать-здесь быстро надо отключать реверс, хотя пилоту это, возможно, не будет хотется делать, ведь, он хочет быстрее остановиться и молить Бога, чтобы ослаб порыв ветра.
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 13:10
an-24.
...если винглет нету, то штурвал на ветер, или он был на ветер?
an-24
Старожил форума
15.10.2015 13:14
Конечно, на пробеге элероны на ветер хоть с винглетами хоть без. А перед касанием с кренами ну очень аккуратно.
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 13:20
RR-navi:
...У Ту -134 есть еще интересная но неприятная особенность -слепое центральное окно. его закрывают автопилот (этот хоть назад сместить см на 20 можно) , и всякие наставление позже ССО, СРПБЗ, ТКАСы, на иных и АУАСП на центральный козырек закрывают обзор (да и само стекло мутное и без дворника) .
так что КВС с ветром слева, а второму справа заходить не очень удобно, что вкупе с сносом 20-25 град на посадке с предельным ветром 20 М/с усложняет пилотирование.
Но человек, такая сволочь, ко всему привыкает.)))
----------
...для командира сильный ветер в левый борт плохо, сектор наблюдения за ВПП уменьшается, но человек...да, ко всему привыкает :). Ночью, при большом сносе, и фары светят не на ВПП, а в сторону, с высотой выравнивания, тоже могут возникнуть проблемки. Особенно в Норике.
15/10/2015 [06:21:33]
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 13:28
an-24.
...я, вот попробовал на 204-м на ветер давать на разбеге-пробеге, ну очень плохо получилось, да и по РЛЭ, если не забыл - запрещено, но это, видимо из-за ЭДСУ. На 154-м это очень помогало. Тут с реверсом есть один нюанс: при боковом ветре один реверс "затеняется", соответственно эффективность его падает, если уж хорошо "повело", то надо выключать реверс, особенно если движки разнесены на крыльях.
FL410
Старожил форума
15.10.2015 13:38
На Ту-154, ЕМНИП, первое действие при угрозе бокового выкатывания на пробеге - выключить реверс (оба). Но там это связано, в том числе, и с затенением РН и снижением его эффективности при велюченном реверсе.
А вообще по теме - топикстартеру один раз всё это прочитать (а лучше послушать/посмотреть инструктора), а потом всё отработать на практике. И всё. Если только начнешь вспоминать все эти теории при посадке - окажешься вне полосы. Тут действует теория собаки Павлова))
Ув. klm911 чуть выше привёл аналогию с велосипедом. Очень удачно, ИМХО))
an-24
Старожил форума
15.10.2015 13:50
Выработанные правильные инстинкты-это ас, в сложняке нет времени думать.
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 13:56
FL410:
На Ту-154, ЕМНИП, первое действие при угрозе бокового выкатывания на пробеге - выключить реверс (оба). Но там это связано, в том числе, и с затенением РН и снижением его эффективности при велюченном реверсе.
---------
Точно так, а включать реверс при устойчивом пробеге :)
an-24
Старожил форума
15.10.2015 16:25
Вообще, много нюансов при посадке с боковым ветром.Перед этим я писал, предпочитаю посадку с боковым ветром с креном(аккуратным против ветра и педаль поветру)Но на скользкую полосу лучше садиться по-простому с одним лишь упреждением по курсу. На скользкой полосе самолёт сам выравняет нос по вектору путевой без значительных перегрузок и шасси увереннее сцепяться с полосой. Этот простой метод не очень хорош для сухих полос т.к. посадка с большим упреждением даст перегрузку, поэтому на сухой полосе помогаем креном, что бы уменьшить упреждение перед посадкой. А, вообще, ещё повторю мысль, хорошо когда у пилота думают руки и ноги в полёте, а не голова. Всего просто не опишешь, да и чувствую леберды много можно написать, при этом руки возможно даже делают не нак как думает голова.Чуйка должна быть у пилота и сливание с машиной.
an-24
Старожил форума
15.10.2015 16:56
an-24
Старожил форума
15.10.2015 17:02
....кстати, заметьте все прикрываются небольшим креном перед посадкой, касание происходит на одну стойку.
an-24
Старожил форума
15.10.2015 17:02
....кстати, заметьте все прикрываются небольшим креном перед посадкой, касание происходит на одну стойку.
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 17:36
an-24:
Вообще, много нюансов при посадке с боковым ветром.Перед этим я писал, предпочитаю посадку с боковым ветром с креном(аккуратным против ветра и педаль поветру)Но на скользкую полосу лучше садиться по-простому с одним лишь упреждением по курсу. На скользкой полосе самолёт сам выравняет нос по вектору путевой без значительных перегрузок и шасси увереннее сцепяться с полосой.

А что такое "скользкая" полоса? Или что вы имеете ввиду под этим словом?

Этот простой метод не очень хорош для сухих полос т.к. посадка с большим упреждением даст перегрузку, поэтому на сухой полосе помогаем креном, что бы уменьшить упреждение перед посадкой.

Можно посчитать какой площадью колёса тележки касаются ВПП при упреждении на ветер, если УС известен и известна длина тележки. Уж длиннее тележки ТУ-154 найти, наверное, сложно. Садился всегда с упреждением, а перед опусканием ПОШ дачей ноги выравнивал самолёт вдоль ВПП, вроде, живой ;)). Гораздо хуже когда дашь ногу на выравнивании - образуется снос, и вот тут боковая перегрузка будет приличная. Если не секрет, про какой тип вы говорите?
an-24
Старожил форума
15.10.2015 18:06
У меня опыт полётов Ан-24, 26. Б-767
an-24
Старожил форума
15.10.2015 18:13
Сколькая-это всё условно, для меня примерно 0.45 и меньше.
kovs214
Старожил форума
15.10.2015 19:02
an-24. Понятно. Спасибо.
komandir_56
Старожил форума
16.10.2015 20:58
При заходе в Уфе ночью и сильный ветер справа, снег сильный командир спутал линию огней левую с правой и тулится справа на БПБ. Я несколько раз крикнул садимся правее и перед самой посадкой услышал помогай и благодаря опыту на Ан-2 крен влево- выскочил на полосу, крен вправо- убрал сколжения и нормально сел. Командира всего трясло весь рейс и после прилёта на базу он напился и больше не летал. Меня через пару месяцев начали вводить КВС Ан-24
an-24
Старожил форума
16.10.2015 22:00
...мастился бы командир слева не довернули бы на полосу, а так дали кренчик и ветер сам вытащил на полосу. У меня, что-то похожее было, но в штиль и в сильный(африканский) ливень на Ан-26. Сильно заливало стекло, заходил 2-ой пилот, очень опытный и заходил чётко как по ниточке, но после пролёта торца строго по центру берёт резко влево, я не понял чисто инстиктивно схватил штурвал и крен вправо так и сели в борьбе, тьфу тьфу всё нормально. Оказывается, что 2-ой слившись с машиной зацепился глазами за осевую огней подхода и после пролёта торца и потеряв их из виду выбрал для себя ось боковых огней полосы.
797 тот самый
Старожил форума
18.10.2015 06:24
an-24:

https://www.youtube.com/watch? ...


an-24 - зарегистрированный пользователь
Старожил
форума

an-24:

....кстати, заметьте все прикрываются небольшим креном перед посадкой, касание происходит на одну стойку.



Вообщем вчера летал в таких условиях - самых ветреных за последнее время.

Курс полосы 360, направление ветра 330 - скорость 10 м/с, порывы 12-13 м/с

Скольжение получается без каких-либо проблем: удобней начинать с педали по ветру и потом добавлять эйлеронов против ветра. Самолёт идёт боком и креном с РВ можно легко удерживать его на посадочной прямой от порывов, движения мал помалу оседают в рефлексы.

Самое интересное начинается на выравнивании и выдерживании.

Чтобы выровниться по осевой БВПП надо добавить правой педали, но в этот момент самолёт начинает сносить (естественно...) и приходиться добавлять эйлеронов против ветра. Получается, что летишь вдоль осевой в очень неестественном положении с приличным левым креном и нарастающим углом атаки.

Дальше на выдерживании надо успеть зацепиться левой основной стойкой шасси за БВПП и затем плавно опустить правую. Цепляться надо скорее, иначе в сносит в сторону травы. Обе основные опоры сразу опустить не получается... Точнее можно, но будет грубо и опять же можно на БПБ уехать, если сразу на обе. Все это сопровождается движениями штурвала и РВ если идут порывы. 8 раз вчера отработал. Как-так, в общем.

Самое большое открытие, что все таки лучше как на видео - сначала на левую опору, а потом уже на обе и последней переднюю.

Ещё раз спасибо за советы.

Особая благодарность Flyby за видео с джентльменом с хорошо поставленным английским - все делал прямо как он сказал...
797 тот самый
Старожил форума
18.10.2015 06:34
Correction - РВ читать как РН

ДятелВоХмелю
Старожил форума
18.10.2015 08:36
797 тот самый:

Обе основные опоры сразу опустить не получается...


а зачем? что плохого в посадке сначала на одно колесо, а затем на второе?
an-24
Старожил форума
18.10.2015 11:34
Для любой посадки ОЧЕНЬ важно подойти к полосе на нужной скорости, порой этот момент ускользает, когда пилот слишком занят пилотированием(усложняется посадка)При подходе к земле часто происходит смена ветрового режима и самолёт либо вспухает, либо проваливается-здесь необходимо быстро добавить(проваливание) либо убавить(вспухание)газы и здесь нужно включать свою пилотскую чуйку для того чтобы определить как сильно шуровать газами.
an-24
Старожил форума
18.10.2015 11:54
..... Креном или РН сначала начинать и что в какие стороны.....удобней начинать с педали по ветру и потом добавлять эйлеронов против ветра.....Не знаю почему, но я снало делаю крен потом педаль и , кстати, когда даю педаль когда самолёт в крене чётко чувствуется сколько нужно дать педаль. Я так думаю если сначало дать педаль, то потом креном надо ловить этот балансир, а креном на посадке не играются.
an-24
Старожил форума
18.10.2015 12:02
....я так думаю, что для себя надо сделать установку в говове, что боремся мы с ветром(от сноса на посадке) креном, а не педалью.
an-24
Старожил форума
18.10.2015 13:04
...Чтобы выровниться по осевой БВПП надо добавить правой педали, но в этот момент самолёт начинает сносить (естественно...) и приходиться добавлять эйлеронов против ветра....Я так понял на посадке Вы сначало даёте педаль и выравниваете самолёт по оси, потом крен. Я думаю это не правильно. Вот смотрите, что у Вас получиться при очень сильном боковике, Вы датите педаль и выравняете по оси, потом предётся давать большой крен, чтобы убрать боковой снос(к тому же без крена при даче педали скорость сноса будет быстро наростать и Вам потребуется очень большой крен, чтобы побороть и инерцию сноса)и вот он чирк крылом по полосе. Я при очень большом боковике делаю максимально возможный крен(эта величина должна чётко сидеть в голове у пилота и НИКОДА его не превышать)дальше идёт педаль и тут уже как получится и не обязательно ось самолёта совпадёт с осью полосы тут главное уйти от чирка.
an-24
Старожил форума
18.10.2015 13:34
....максимально возможный крен(эта величина должна чётко сидеть в голове у пилота и НИКОДА его не превышать).....Похоже это пришло ко мне от Б-767, для высокопланов думаю это не проблема.Когда летал на Ан-24, 26 это величина ограничивалась не ветром, а каким-то неистественным, страшным положением самолёта.
an-24
Старожил форума
18.10.2015 13:54
Кстати, до меня сейчас дошло в чём сложность посадки по простому лишь упреждением по курсу и дачей педали. Сложность в том, что педаль надо дать чётко перед касанием и если этот момент затянется, то появиться боковое смещение самолёта и посадка будет жёсткой.
kovs214
Старожил форума
18.10.2015 14:10
an-24:
Кстати, до меня сейчас дошло в чём сложность посадки по простому лишь упреждением по курсу и дачей педали. Сложность в том, что педаль надо дать чётко перед касанием и если этот момент затянется, то появиться боковое смещение самолёта и посадка будет жёсткой.

...так про это уже писалось, что этот момент угадать очень сложно, ещё если, при этом, и позёмок, а посему, посадка и производится с углом упреждения, а перед опускание ПОШ дачей ноги самолёт "ставится" вдоль оси ВПП, потом опускается ПОШ. На вашей ссылке хорошо видно: кто "сучит" ногами перед касанием, а кто садится с упреждением...Вы на 767 командиром летаете?
an-24
Старожил форума
18.10.2015 14:17
Я уже на пенсии, стаж 3года.На 767 был вторым.
kovs214
Старожил форума
18.10.2015 14:38
an-24. Понятно.
RR-navi
Старожил форума
18.10.2015 15:42
Kovs214
Вот как бывает...
хотя видимо здесь крепко -накрепко забитые навыки с Ана (Вы же тоже на нем летали)
С ув RR
RR-navi
Старожил форума
18.10.2015 15:49
Kovs214
Олег, а на большом винтовом Иле какая была методика посадки с боковиком?
С ув RR
kovs214
Старожил форума
18.10.2015 17:13
RR-navi.
Тоже курсом (упреждением), на выравнивание уже помогаешь маленьким креном. Ром, я вот тут много чего читал про "борьбу" с боковиком, честно говоря много для меня спорного, особенно про "сучение" ногами на выравнивании. Тут, вроде, лётный, и бывший лётный люд собрался, мелькают и симмеры :). Про заход на Ту-154, да и на 204-ом. Я всегда педали "фиксировал", это значит: кобчиком :) упирался в кресло, а ногами в педали, делал типа распора. Педали нейтрально. Заход шёл на кренах. Обосную. Боковой канал - это путевой и поперечный каналы. Путевой - педали (РН), поперечный - баранка штурвала (элероны). В путевом канале, "длинные" самолёты устойчивы сами по себе. Когда "сучишь" ногами, то вносишь разбалансировку в самолёт, которую, хочешь-не хочешь, а надо парировать элеронами, т.к. это боковой канал, а это дополнительные лишние движения. При фиксации педалей, одну "помеху" для себя убираешь. Естественно, если идёт отказ двигателя, то тут ноги по полной программе работают. На ИЛ-18, при отлёте программы ШВЛП, шуровали ногами (после "коротких" самолётов). Прилетели в зону, пилот-инструктор, говорит: "Убирай ноги с педалей, и выполняй вираж". Точно не помню, но при вираже с креном 10 град, шарик (без ног) был в центре. С боингистами говорил (с 757, 767) они сказали, что у них "ноги" активно используются. Может поэтому у них кили отрываются. Шутю.
komandir_56
Старожил форума
18.10.2015 18:36
При СССР заходили при боковом с креном, а с где то с 1980 делали упреждение на боковой курсом и на выравнивании соразмерно с приближением к земле курс брали посадочный, прикрываясь от сноса элеронами без крена и посадка должна была быть с МК посадочным и без крена. УРАПИ следили за этим.
kovs214
Старожил форума
18.10.2015 19:08
komandir_56.
...сложности какие-то вы описали ;)
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
18.10.2015 19:13
посадка должна была быть с МК посадочным и без крена.

Если ИК или другие курсы, то всё, песец?
komandir_56
Старожил форума
18.10.2015 20:23
А что, ваши приборы показывают другой курс, а сложностей нет для профессионалов.
komandir_56
Старожил форума
18.10.2015 20:28
Я не знал пилотов , которые на посадке учитывали девиацию
НДМ
Старожил форума
18.10.2015 20:36
Ему можно , он летчик )))
an-24
Старожил форума
18.10.2015 21:09
Если память не изменяет инструкция боинга рекомендует пасадку без крена, мало того не поощряется стремление пилота выполнить очень мягкую посадку( всякие бяки от этого могут произойти: невыход спойлеров, глиссирование, tail strike..., но всё же как сильно желание посадить самолёт как пушинку) Тут пилоту нужно чётко понимать какие опасности его могут предстерегать на посадке от выбранного метода посадки. Понятное дело нечего выпендриваться на полосе со слякоть, высокой водой или на скольской полосе тут просто посадка с упреждением по курсу да сплюшком. На сухой полосе перспектива более мягкой посадки с креном и педалью(наличие боковика)более велика(как по мне или это во мне Ан побеждает???), чем посадка без крена и с упреждение(упреждение загрубляет посадку) или с уборкой упреждения перед посадкой(здесь четко не угадаешь момент).
Graz899
Старожил форума
18.10.2015 21:49
Сколько оказывается пилотов мимо практической аэродинамики прошли!!!
RYaroslavsky
Старожил форума
18.10.2015 22:52
Топикстартеру. Возможно вот это видео вам поможет...
http://www.youtube.com/watch?v ...
В целом De-Crabbing работает хорошо как на низкоплане так и на высокоплане.
RYaroslavsky
Старожил форума
18.10.2015 23:05
Смотреть примерно со 2ой минуты, там все техники подряд.
an-24
Старожил форума
19.10.2015 00:13
Получается я предпочитаю de-crab т.е. на глиссаде я использую crab-метод, а посадку выполняю side slip методом. Как я понял курсантам рекомедуют использовать и на глиссаде и на посадке side slip метод(это самый сложный метод в пилотировании). Это для тренировки, как говориться тяжело в учении, легко... Лично я сторонник идти от простого к сложному, сначало отработать crab метод, потом side slip.
an-24
Старожил форума
19.10.2015 00:29
...и при использовании side slip метод всю дорогу курсант имеет больше времени, чтобы отрегулировать своё пилотирование.
an-24
Старожил форума
19.10.2015 00:37
Кстати, в видео говорится, что посадка крабом-это ошибка.Не берите в голову это как аксиому, это сильно зависит от типа самолёта. Похоже для мухобоек(лёгкая авиация) это критично, но это не значит, что это критично для других типов.
ДятелВоХмелю
Старожил форума
19.10.2015 02:04
an-24:

Похоже для мухобоек(лёгкая авиация) это критично



конечно, критично. у меня в клубе так списали 2 самолета с хвостовой опорой. автор про малую авиацию и спрашивает
denokan
Старожил форума
19.10.2015 03:20
----
Если память не изменяет инструкция боинга рекомендует пасадку без крена,
----

К сожалению, изменяет. Боинг рассматривает все методики.
corsair75
Старожил форума
19.10.2015 05:08
komandir_56:

При СССР заходили при боковом с креном, а с где то с 1980 делали упреждение на боковой курсом и на выравнивании соразмерно с приближением к земле курс брали посадочный, прикрываясь от сноса элеронами без крена и посадка должна была быть с МК посадочным и без крена. УРАПИ следили за этим.

"с приближением к земле курс брали посадочный, прикрываясь от сноса элеронами без крена" // - Сами поняли что сказали?
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru