Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Обледенение самолёта

 ↓ ВНИЗ

12

БP
Старожил форума
21.05.2015 16:56
Уважаемые коллеги, помогите разобраться, пожалуйста, есть ли на наружной поверхности самолёта зоны, в которых никогда не бывает обледенения? Мне это важно знать для решения очень серьёзного вопроса! В первую очередь интересуют пассажирские самолёты с двигателями на крыльях, но и другие варианты компоновки самолётов тоже интересны.
RR-navi
Старожил форума
21.05.2015 17:20
БР
Вас какое обледенение интересует -наземное или в воздухе?
С ув.RR
Таганрог
Старожил форума
21.05.2015 17:21
Выхлопные патрубки на Ан-24 и сопла на реактивных вроде как наименее подвержены обледенению
zva
Старожил форума
21.05.2015 17:30
В полёте, как правило, обеденная передние кромки(крыла, стабилизатор, киль, двигатель, нос самолёта.)абсолютно не важно где находится двигатель.на винтовых- винт. Соответветсвенно задняя часть не обледенеет. На земле, если идут осадки - вся верхняя поверхность - нижняя будет чистая.релко бывает и нижняя, когда идёт дождь, или лёд таит сверху, вода начинает стека вниз и замерзает.
flyby
Старожил форума
21.05.2015 18:16
zva, да ты чё? брешешь )))
kovs214
Старожил форума
21.05.2015 18:23
Если фюзеляж гладкий, т.е. на нем нет выступающих частей, как-то головок заклёпок, то он практически в полёте не подвергается обледенению, за исключением, наверное, "пятака" обтекателя локатора. Крыло, стабилизатор, киль - за линией максимальных толщин, ближе к хвостикам подвергается обледенению слабее, чем носовая, острая часть несущих поверхностей. Всё что выступает в набегающий поток, подвергается обледенению, и чем меньше мидель выступающей части, чем интенсивнее идёт её обледенение. Это, ПМСМ.
luntik
Старожил форума
21.05.2015 19:15
Шо? Опьять? ОМГ...
БP
Старожил форума
21.05.2015 19:20
Я прошу прощения, что пропал более чем на 2 часа - добирался с работы домой, ужинал и т.п.
RR-navi: Меня интересует обледенение в воздухе.
kovs214: Спасибо за подробный ответ, Олег! Мне нужно привинтить к самолёту небольшую и не слишком толстую штуковину, для которой обледенение вредно. Вот хочу выбрать наиболее удачное место.
LHBP
Старожил форума
21.05.2015 19:24
БP:

Я прошу прощения, что пропал более чем на 2 часа - добирался с работы домой, ужинал и т.п.
RR-navi: Меня интересует обледенение в воздухе.
kovs214: Спасибо за подробный ответ, Олег! Мне нужно привинтить к самолёту небольшую и не слишком толстую штуковину, для которой обледенение вредно. Вот хочу выбрать наиболее удачное место.

21/05/2015 [19:20:07]

Ну есть место для небольшой и не слишком толстой штуковины- там не холодно)))) Иногда мокро)))
RR-navi
Старожил форума
21.05.2015 19:24
БР
Штуковина должна выходить в поток, или просто должна находиться снаружи?
С ув.RR
БP
Старожил форума
21.05.2015 19:39
RR-navi: Должна выходить в поток.
RR-navi
Старожил форума
21.05.2015 19:49
Тогда ставить ее там где нет обледенения не будет особого смысла, там где обледенение не откладывается (кстати в этом плане один из самых выдающихся самолетов Ту -204) , поток в тех местах частично искажен. а ставить на фюзеляж на котором есть нет отложений -так на штуковине сразу появится
Обогреваемой сделать можно?
Если надо не в самом поток, но без обледенение -ставьте в хвосте как антенну магнитометра на Ил-38. за килем обледенения не будет
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 19:50
БP:

Какая разница в том, как обледеневает место, к которому будет крепиться ваше устройство, главное как оно само будет обледеневать от набегающего на него потока.
Особенно если поток будет не возмущен / отклонен частью планера (наиболее вероятная ситуация)?

Бомбу подвешиваете?
:)
luntik
Старожил форума
21.05.2015 20:10
А что за штука? Это секрет?
БP
Старожил форума
21.05.2015 20:14
RR-navi: ставьте в хвосте как антенну магнитометра на Ил-38. за килем обледенения не будет

Примерно так мы себе это и представляли, хотелось услышать это от профессионалов. А я профессионально занимаюсь разработкой "чёрных ящиков", а с такими вещами, как обледенение самолёта, никогда дела не имел. Спасибо, Роман!
БP
Старожил форума
21.05.2015 20:23
А если изделие не металлическое, а пластиковое, с низкой теплопроводностью? Вроде бы с точки зрения физики не теплопроводные материалы не должны покрываться льдом. Интересно, как себя в этом смысле ведёт "чёрное" крыло?
morda
Старожил форума
21.05.2015 20:47
БP:

А если изделие не металлическое, а пластиковое, с низкой теплопроводностью? Вроде бы с точки зрения физики не теплопроводные материалы не должны покрываться льдом
----------
У льда теплопроводность порядка на два меньше, чем у люминия и дюралия. Но это не мешает уже покрытой льдом поверхности обледеневать и дальше. Тепло при этом отдается не в люминий подложки, а в воздух. Он обдувает и отлично уносит тепло.
К тому же капельки воды, которые в облаке - переохлажденные. Они и без отвода тепла готовы частично обледенеть, им только дай центр кристаллизации.
БP
Старожил форума
21.05.2015 20:50
morda: Понял, однако это обидно :-))) Какие неприятные существа создавали в нашей части вселенной физические законы, а?
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 20:51
«Интересно, как себя в этом смысле ведёт "чёрное" крыло»
Как самое обычное крыло, так как внутренние свойства материала (теплопроводность) не играют роли.
Важны свойства поверхности (шероховатость, сила сцепления кристаллов воды с поверхностью) и вектора сил которые будут срывать с поверхности образовавшуюся корку.
Внешний обвод можно сделать из упругой (резиновой) поверхности, которая будит устойчиво вибрировать при расчетный потоках, это ограничит образование корки.
БP
Старожил форума
21.05.2015 20:55
Phil.K: Спасибо, с этим разобрались.
БP
Старожил форума
21.05.2015 20:58
Есть ещё такой вариант - поверхность делается из водоотталкивающего материала. Например, из фторопласта. Тогда вроде бы вода не должна "прилипать" к такой поверхности.
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 21:17
Давно бы покрывали все поверхности фторопластом.
Свойства у воды и льда разные. При обледенении в полете, фаза воды практически отсутствует.
БP
Старожил форума
21.05.2015 21:21
Phil.K: А как тогда физически действует обработка самолёта антиобледенительной жидкостью?
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 21:36
Разогрев и удаление снега со льдом на стоянке, образование тонкого слоя густого желе которое постепенно сдувается. Нет прямого сцепления между ледяной коркой и поверхностью планера, желе как смазка. Работает 5-10 минут.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...
корвалол
Старожил форума
21.05.2015 21:47
БP:

А если изделие не металлическое, а пластиковое, с низкой теплопроводностью? Вроде бы с точки зрения физики не теплопроводные материалы не должны покрываться льдом. Интересно, как себя в этом смысле ведёт "чёрное" крыло?

Правильно сами же пишете. "Жирные" (несмачиваемые) поверхности не подвержены обледенению.
Полиэтилен, капролон, фторопласт. Только непонятно, чего они будут "передавать" (какой сигнал).
корвалол
Старожил форума
21.05.2015 21:54
Phil.K:

Давно бы покрывали все поверхности фторопластом.
Свойства у воды и льда разные. При обледенении в полете, фаза воды практически отсутствует

В полёте что же, лёд летает? Высокая влажность подразумевает пары воды, которые быстро охлаждаясь, нарастают в виде ледяной корки. Сам лёд (уже сформировавшиеся кристаллы) не обладают адгезией, только абразивностью. ИМХО.
morda
Старожил форума
21.05.2015 21:56
БP:

Есть ещё такой вариант - поверхность делается из водоотталкивающего материала. Например, из фторопласта. Тогда вроде бы вода не должна "прилипать" к такой поверхности.
----------
Она прилипает, но адгезия в несколько раз ниже. И, да, это помогает против обледенения. Не устраняет до конца, но при прочих равных уменьшает. Это известный факт. Не знаю, исследовали ли его конструкторы самолетов, но точно исследовали конструкторы линий электропередач. У них ведь те же проблемы. Покрытие тефлоном - вполне годный метод защиты кабелей и конструкций. Подозреваю, в их отраслевых журналах найдется не одна публикация с конкретными цифрами.
Возможно, адгезия окажется настолько плохой, что скоростной набор будет сдувать лед совсем.


А как тогда физически действует обработка самолёта антиобледенительной жидкостью?

Это обычный антифриз, этиленгликоль. Температура замерзания его и его водного раствора много ниже нуля. Жидкость растворяет лед, воздух сдувает раствор.
86
Старожил форума
21.05.2015 21:59
БР
Открою Вам стоашную тайну ...современная "наука" дошла до того что у маленьких боюиков и даже у нашего ТУ-204, 210 .....не обогревается стабилизатор (те самые передние
86
Старожил форума
21.05.2015 22:06
кромки говорят что из за большого скоса потока....верится с тоудом, катастроф пока по этой причине еще не было...если ваше устройство маленькое поставьте его в сужающийся кольцевой канал ...внутри его не будет обледенения без всякого обогрева
саил
Старожил форума
21.05.2015 22:06
современная "наука" дошла до того что у маленьких боюиков и даже у нашего ТУ-204, 210 .....не обогревается стабилизатор (те самые передние
--
Это совсем не означает, что они не подвержены обледенению. Также и обливают, перед вылетом.
БP
Старожил форума
21.05.2015 22:10
Ну вроде стало несколько понятнее, спасибо всем за это! И всё-таки интересно, есть ли на фюзеляже самолёта такое место, где вероятность намерзания льда явно минимальная? И если есть, то в чём причина?
БP
Старожил форума
21.05.2015 22:13
86: ...если ваше устройство маленькое поставьте его в сужающийся кольцевой канал

Боюсь, что не столь маленькое, но точно меньше самолёта :-)))
Это шутка, разумеется, но габариты пока не определены.
БP
Старожил форума
21.05.2015 22:17
Всем спасибо и доброй ночи, остальное прочитаю утром на работе.
С уважением, Б.Р.
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 22:17
to корвалол:
«Жирные" (несмачиваемые) поверхности не подвержены обледенению»
Ну да! Это для прикола в авиации не используют "Футеровку" (покрытие поверхностей защитными материалами) а развлекаются с обогревом и механическими система сбрасывания. У ATR передняя кромка крыла резиновая с вибратором.

«Высокая влажность подразумевает пары воды, КОТОРЫЕ БЫСТРО ОХЛАЖДАЯСЬ, нарастают в виде ледяной корки. »
Неужели эти пары будет охлаждать самолет, как холодильник?
Эти пары уже достаточно холодны, чтобы мгновенно переходить в кристаллическое состояние, и еще охлаждать поверхность планера.

to 86:
На 154М киль греется или уже нет?

to БР:
«И если есть, то в чём причина »
В отклоненности потока, а так все на общих принципах с другими элементами планера.
86
Старожил форума
21.05.2015 22:18
БР
конечно есть...в самом конце фюзеляжа где сочлинение с килем....только поток там всегда искаженный...Вам что нужно полное давление или место без льда
86
Старожил форума
21.05.2015 22:21
Сиал
.....особенно поможет облив ...через 5-7 часов полета при заходе на росадку...я правильно понимаю???
Obormot
Старожил форума
21.05.2015 22:25
Примостите ЗА чем-нибудь выступающим. Неважно чем именно.
Весь лёд будет образовываться на этом выступе.
корвалол
Старожил форума
21.05.2015 22:36
Phil.K:


Неужели эти пары будет охлаждать самолет, как холодильник?
Эти пары уже достаточно холодны, чтобы мгновенно переходить в кристаллическое состояние, и еще охлаждать поверхность планера.

Пары холодны, но это вовсе не отменяет стадию перехода через воду. "Чистые" кристаллы (сухие, без воды)никогда не прилипнут, только "отпескоструят". Есть понятие "мокрый снег", именно он вызывает обледенение. Там высокая влажность в виде мельчайших капель воды действует как "клей", как вода в растворе. Только у этой "каши" есть возможность "прилипнуть", то есть пар, охлаждаясь, переходит через жидкую фазу.
Вот лёд может испаряться, минуя жидкую фазу....про обратный переход не знаю, в смысле про превращение пара в лёд. В общем быстрота перехода не означает, что жидкой фазы не было. Тем более наличие жидкой фазы подтверждается прозрачностью самой корки, иногда её и не видно. "Сухой" лед прозрачным не будет.

БP:

Ну вроде стало несколько понятнее, спасибо всем за это! И всё-таки интересно, есть ли на фюзеляже самолёта такое место, где вероятность намерзания льда явно минимальная? И если есть, то в чём причина?

Самое интенсивное намерзание там, где происходит "лобовое" столкновение капель с поверхностью. Сами знаете, какие это поверхности. Там происходит нечто вроде "наброса раствора" мастерком...."шлепок". Благодаря адгезии (прилипаемости) частицы удерживаются.
На остальных поверхностях трудно удержаться, вследствие обдува. Поэтому только кромки и защищаются ПОС. Конечно вероятность минимальная там, где и говорили выше: в месте стекания потока с фюзеляжа. Все капли уже "замерзли по пути".
саил
Старожил форума
21.05.2015 22:44
....особенно поможет облив ...через 5-7 часов полета при заходе на росадку...я правильно понимаю???
---
Как обычно, неправильно. После посадки точно также можно и увидеть ледок. В меньших размерах, ессно, но- бывает.
Кстати, вроде на первых Ан-24 на стабилизаторе тож не было ПОС.(но тут могу ошибаться).
корвалол
Старожил форума
21.05.2015 22:47
Phil.K:

to корвалол:
«Жирные" (несмачиваемые) поверхности не подвержены обледенению»

Ну да! Это для прикола в авиации не используют "Футеровку" (покрытие поверхностей защитными материалами) а развлекаются с обогревом и механическими система сбрасывания. У ATR передняя кромка крыла резиновая с вибратором.
===========
"Футеровку" в авиации не используют по той же причине, что и парашют для спасения всего самолёта. По этой же причине окисляемые металлические детали золотом не покрывают. И прочая. В чём "прикол" думаю сами разберётесь.
86
Старожил форума
21.05.2015 22:50
Сиал
.....тогда вспомните что такое "клевок" при налич обледнения на АН-24
саил
Старожил форума
21.05.2015 22:58
.....тогда вспомните что такое "клевок" при налич обледнения на АН-24
--
Ежели хочется поперескакивать с темы на тему, поищите чего там было вместо ПОСа.
Phil.K
Старожил форума
21.05.2015 23:09
to БP:

Вы очень интересно подошли к решению этой задачи (от правильного места, с точки зрения обледенения).
Дело в том, что конструкторы ЛА очень капризные и вредные люди. Они очень ревностно относятся к любым изменениям в конструкции. У них все время есть возражения: центровка, аэродинамика (самого планера и экранирование его элементов), несущая возможность конструкции, где необходимо закрепить.

Вы уверены, что они эту торпеду вставят, туда, куда Вы потребуете?
Может потребоваться кулак Рогозина, после чего ЛА залетает как "Протон".


https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...

to корвалол:
«"Футеровку" в авиации не используют по той же причине, что и парашют для спасения всего самолёта.»
Мое высказывание не совсем лингвистически корректно, я подразумевал только вопрос обледенения.
Ее (Футеровку) применяют везде, где она работает.
Та же внешняя покраска ЛА (собственно футеровка), это его защита от коррозии и уменьшение аэродинамического сопротивления (уменьшение шероховатости).
Преодолеть обледенение этим методом (а вернее материалами) не получается.

«но это вовсе не отменяет стадию перехода через воду»
Чтобы перейти "через" нужно три фазы: (1) изначальная, (2) через, и (3) результат.
Здесь уже имеется взвешенная и переохлажденная вода (изначальная), которая получая толчок к кристаллизации (контакт с твердой поверхностью) мгновенно становится льдом (результат).
guest1
Старожил форума
21.05.2015 23:49
БР
Мне нужно привинтить к самолёту небольшую и не слишком толстую штуковину, для которой обледенение вредно. Вот хочу выбрать наиболее удачное место.

в кб уже не осталось специалистов, что сразу спрашиваете такое на форуме? или на сла будете привинчивать?
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.05.2015 00:28
А ваши чего, вы цельный зам.генерального!
daygel
Старожил форума
22.05.2015 00:41
В "толстом", ламинарном пограничном слое обледенение не встречается практически никогда. Это несущие поверхности и фюзеляж (корпус). Но есть нюансы по режиму полета и выступающим элементам конструкции. К примеру на некоторых сверхзвуковых типах возможно возникновение обледенения даже в жару в некотором диапазоне скоростей, но как правило эти режимы довольно скоротечны и являются "проходными".
В местах сопряжения элементов конструкции, так же этот процесс большая редкость. Однако есть конечно и исключения. К примеру с-т плохо обработали "арктикой" и наледь или снеговая крупа на поверхности осталась, в этом случае поверхность становится шероховатой, пограничный слой в таком месте не равномерно меняет свою толщину, изменяется местная картина обтекания с возможностью отрыва пограничного слоя от поверхности, на не убранных фрагментах начинает откладываться лед, картина обтекания изменяется еще сильнее и т.д.. Далее ухудшение несущих свойств и все плохо. Вроде АТР какой то так разбился после взлета.
kovs214
Старожил форума
22.05.2015 05:34
БP:
kovs214: Спасибо за подробный ответ, Олег! Мне нужно привинтить
к самолёту небольшую и не слишком толстую штуковину, для которой
обледенение вредно. Вот хочу выбрать наиболее удачное место.
21/05/2015 [19:20:07]

Борис, прошу прощение за поздний ответ, против часовых поясов,
я бессилен :). Насчёт не слишком толстых штуковин: личные
наблюдения. В поле моего обзора (да, и не только моего) из
кабины, постоянно находились "дворники". На этих дворниках
есть прижимающие пружинки (не витые), диаметр проволоки, из
которой они выгнуты, на глаз, около 2-х миллиметров. Для
определения обледенения, на самолёте имеется РИО (вы про
них лучше меня знаете), с табло предупреждающим о обледенении.
Датчик расположен во встречном потоке на фюзеляже. Размеры
этого датчика вы тоже прекрасно знаете. Так вот, при входе в
облачность, в первую очередь начинает покрываться изморозью
эта самая тонкая пружинка на дворнике, а через некоторое время
(возможно секунд через 30) загорается табло РИО о предупреждении
обледенения. Самые "выдающиеся" (в смысле помещённые в воздушный
поток) датчики на фюзеляже самолёта - это ППД и РИО, без обогрева
они превращаются в металл. Ну, а как известно, самый дешёвый,
доступный и "соблазнительный" способ борьбы с обледенением - это С2Н5ОН :)
kovs214
Старожил форума
22.05.2015 05:40
...здесь много интересных фотографий с обледенением:
http://superjet.wiki dot.com/wiki:obledenenie
kovs214
Старожил форума
22.05.2015 06:16
... тут, некоторые товарищи или господа, ссылок не любят, но в ссылках истина иногда "зарыта" :))
http://avia-simply.ru/obledene ...
Как мне кажется, довольно всё информативно описано и простым языком.
Якутянин
Старожил форума
22.05.2015 06:20
Ссылка Ваша не работает.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru