Уважаемые авиационные законодатели (доморощенные и действительные), реалии нашей жизни, выливающиеся в отсутствие четкой регламентации авиационной деятельности, происходящее из-за непродуманного, иногда вынужденно частичного перехода к зарубежным законам и правилам, требуют постоянного трактования, толкования, разъяснения норм, их постоянного изменения и совершенствования.
В этом плане, прокомментируйте, пожалуйста, пункт 3 статьи 101 Воздушного кодекса РФ:
«3. Коммерческая воздушная перевозка - воздушная перевозка, предоставляемая за плату.»
Для вашего удобства предлагаются три варианта толкования.
Вариант 1. Коммерческие воздушные перевозки - перевозка пассажиров, багажа, почты по утвержденным, в виде расписания, регулярным и чартерным маршрутам, выполняемая на условиях соблюдения федеральных правил воздушной перевозки, для чего в пунктах отправления и прибытия имеется необходимая инфраструктура, оборудование, авиационный персонал.
Коммерческие воздушные перевозки выполняются за счет провозной платы пассажиров, грузоотправителей, отправителей почты, осуществляемой по установленным тарифам, в зависимости от расстояния перевозки.
Основанием коммерческой воздушной перевозки пассажира является договор перевозки в виде билета, электронного билета, основанием коммерческой воздушной перевозки багажа – багажная квитанция, груз, почты – грузовая, почтовая квитанция, накладная.
Воздушная перевозка пассажиров и грузов заказными рейсами на вертолетах вне расписания и вне аэропортов, как составляющая, но особая часть коммерческих воздушных перевозок, не предусмотрена федеральными правилами воздушной перевозки (1*). В настоящем случае выполнение воздушной перевозки с полным соблюдением общих федеральных правил невозможно по условиям оплаты, по условиям перевозки, по условиям пункта отправления и прибытия. Данный вид перевозки оплачивается «заказчиком», в соответствии с договором возмездного оказания услуг, форма которого определяется сторонами договора (как правило, по аналогии с транспортно-связными полетами, коими и являются, по сути, рассматриваемые полеты, договор определяется как заявка на полет, имеющая по тексту ссылку на «договор на авиационное облуживание»). Оплата перевозки не зависит от количества пассажиров и груза, пункты отправления и прибытия не определены расписанием, тариф на перевозку одного места пассажира и килограмма груза не определяется, с каждым пассажиром заказчика перевозчиком не заключается индивидуальный договор воздушной перевозки (как договор безвозмездного оказания услуг), не оформляются багажные квитанции, грузовые накладные и загрузка оформляется списком пассажиров и справкой на груз, по аналогии с положениями всё еще действующей инструкции 66/И.
(1*) Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"(ФАП-82), пункт 2:
«2.Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).»
