Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

О плоском штопоре

 ↓ ВНИЗ

Wolperdinger
Старожил форума
04.10.2013 09:13
Не троллингу ради, а токмо в поисках истины:

Классические рекомендации по выводу из штопора, в т.ч. плоского, сводятся к:
- РВ по тангажу в нейтраль или на пикирование;
- элероны - по штопору;
- РН - против штопора.

Почему элероны по штопору - понятно. Консоли при вращательном движении в штопоре имеют определенную угловую и, следовательно, воздушную скорость, и эффективность элеронов не равна нулю. Т.о., они действительно помогают создать крен и опустить нос.

Но вот почему педали надо давать против вращения? Чисто умозрительно, эффективность РН в плоском штопоре должна быть практически нулевой - вектор воздушной скорости перпендикулярен РН.
scorpions
Старожил форума
04.10.2013 09:27
Все неправильно, элероны по штопору для того, чтобы на том крыле которое внутри вращения уменьшился как бы угол атаки до критического. Это чтобы остановить вращение и перевалить на то крыло которое описывает большую дугу. РВ строго вниз. Ну а РН против штопора это для того чтобы при переходе из плоского в обычный штопор он своевременно начал работать и ускорил выход. на пальцах как бы.
SergGT
Старожил форума
04.10.2013 09:32
Я думаю чтобы создать максимальное сопротивление вращению...

Из РЛЭ Цессна 172:
(1) Уберите обороты до малого газа.
(2) Нажмите педаль до упора в сторону, противоположную вращению.
(3) Через четверть оборота, быстрым движением переведите штурвал от себя
несколько за нейтральное положение.
(4) После прекращения вращения, поставьте рули нейтрально и плавно выводите
самолет из пикирования.
Wolperdinger
Старожил форума
04.10.2013 09:45
2 scorpions:

"Все неправильно, элероны по штопору для того, чтобы на том крыле которое внутри вращения уменьшился как бы угол атаки до критического"

Это никак не противоречит тому, что написал я, так что всё правильно).
РВ по РЛЭ вниз далеко не всегда и не на всех типах.

2 SergGT:

По идее, если РН не отклонён, то он ориентирован по нормали к вектору воздушной скорости. Т.е. сопротивление максимально как раз когда РН в нейтрали.

P.S. Я не знаю, как надо загрузить 172-ю, чтоб загнать её в плоский штопор :).
scorpions
Старожил форума
04.10.2013 12:05
эффективность элеронов не равна нулю. Т.о., они действительно помогают создать крен и опустить нос.

В данной ситуации элероны работают в обратном порядке.
Степан_еще_один
Старожил форума
04.10.2013 12:13
а почему на легкие самолеты не ставят противоштопорные парашуты?
СТР-503
Старожил форума
04.10.2013 13:13
2Степан_еще_один: Я по аналогии с моей родной морской темой. Почему на "коста конкордии" не установили систему катапультирования капитана- недоумка за борт перед началом рейса? От, вопрос то...
АРК-15
Старожил форума
04.10.2013 13:15
А Вы возьмите в руки лист фанеры и начните крутиться с ним вокруг своей оси, а потом попробуйте "переложить" его против потока)
Wolperdinger
Старожил форума
04.10.2013 13:38
2 scorpions

Что значит "наоборот"? Если бы элероны работали "наоборот", самолёт бы нос не опускал.
Telakh
Старожил форума
04.10.2013 13:51
А этот парашют много бы кого спас? К слову, им ещё пользоваться надо уметь.
Трактор
Старожил форума
04.10.2013 13:54
Telakh:

А этот парашют много бы кого спас? К слову, им ещё пользоваться надо уметь.


ими испытатели пользуются
Telakh
Старожил форума
04.10.2013 14:01
К испытателям вопросов нет. Их мотивы и задачи всем понятны. Вопрос-то в контексте вышеозвученного звучит: почему не ставят на малую авиацию. Так вот, зачем ставить? Пилотов не готовят на пилотаж в закритических режимах. Их готовят чтобы этих режимов всячески избегать. Зачем в данном контексте нужен парашют противоштопорный?
scorpions
Старожил форума
04.10.2013 14:15
Wolperdinger:

2 scorpions

Что значит "наоборот"? Если бы элероны работали "наоборот", самолёт бы нос не опускал.


Нос опускает руль высоты.
Степан_еще_один
Старожил форума
04.10.2013 15:29
Зачем в данном контексте нужен парашют противоштопорный?

А зачем ставят спассистему? Вот для того-же самого, для безопасности, благо противштопор-й будет в разы меньше и дешевле, и установить его намного проще( и в стораз дешевле!) чем обучать на легких методикам выхода из штопоров. Думаю, скоро начнут ставить. Спассистема на СЛА в 2000 годах тоже казалась бредом.
instructor
Старожил форума
04.10.2013 15:49
Wolperdinger и Всем, доброго здоровья! Против штопорной парашют на ВС 4 категории ставить нет смысла. В плоский штопор достаточно сложно ввести любой из относящихся к этой категории папелацев, даже пилотажные самолеты типа Сучков и Яков вводятся в плоский штопор преднамеренно пилотами, которые научены и умеют это делать. При этом они умеют и выводить ВС из плоского штопора. Непреднамеренного попадания в ПШ я не помню... Возить "лишние" пять кг веса и усложнять конструкцию серийного легкого ВС из-за того, что кто-то из любопытства начнет экспериментировать с угрозой собственной жизни маловероятно (медкомиссию ведь проходят). С Уважением, ВАФ.
Добрый Э-эх
Старожил форума
04.10.2013 16:31
ВАФ!
В точку!
Добрый Э-эх
Старожил форума
04.10.2013 16:31
ВАФ!
В точку!
Telakh
Старожил форума
04.10.2013 16:46
Ага. Ещё можно клаксон поставить. А то на шоссе садятся, а водители и не подозревают )
ip
Старожил форума
04.10.2013 17:52
имею доволнить ИНСТРУКТОРА возможным нерасчётным выпуском противоштопорного парашюта на этапах полёта на малой высоте(((
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
04.10.2013 19:07
как аналогия, имелись случаи самопроизвольные, выхода ТП после дального и хотя скорость отрыва файла, меньше скорости прохода дальнего(километров под 100)люди тупо прыгали ибо было похоже на самопроизвольное открытие створок река
активного сопла
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
04.10.2013 19:08
Файл-фал, долбаный смартфон
FBI
Старожил форума
04.10.2013 19:26
Классика.Плоский перевернутый Су-30м2http://www.odnoklassniki.ru/vi ...
AndrewKa
Старожил форума
05.10.2013 12:11
Но вот почему педали надо давать против вращения? Чисто умозрительно, эффективность РН в плоском штопоре должна быть практически нулевой - вектор воздушной скорости перпендикулярен РН.

Все неправильно, элероны по штопору для того, чтобы на том крыле которое внутри вращения уменьшился как бы угол атаки до критического. Это чтобы остановить вращение и перевалить на то крыло которое описывает большую дугу. РВ строго вниз. Ну а РН против штопора это для того чтобы при переходе из плоского в обычный штопор он своевременно начал работать и ускорил выход. на пальцах как бы.

Потому что во время штопора самолет вращается не только вокруг своих осей, но и еще перемещается в пространстве вокруг некой "мнимой, предполагаемой" оси, находящейся в стороне вращения. Поэтому, обдувка горизонтального оперения ни при каких условиях не будет нулевой ! Для того элероны и даются в сторону вращения, чтобы при кренящем моменте увеличить скорость обдувки вертикального оперения до близкой к эволютивной. Для поршней с тянущим винтом еще эффективно поддать газку до номинала на момент дачи рулей на вывод - вообще как вкопаный встает )))

Ничего там из плоского в обычный не переходит, он просто прекращает вращение с более меньшим чем при обычном штопоре углом тангажа - на примере Як52, на других не пробовал )))
SergGT
Старожил форума
05.10.2013 12:26
AndrewKa:
То есть у РН всё же есть эффективность в штопоре и он действительно помогает из него выйти?
Trabalhador
Старожил форума
05.10.2013 14:17
Давайте оставим в покое опускание "носа" с помощью элеронов, а также обдувку оперения.))))
А также изменение угла атаки с помощью оных. На самом элероне - ДА! Но нам необходимо в конечном итоге уменьшить угол атаки на всем крыле, а для этого необходимо сначала остановить самовращение крыла вокруг вертикальной оси. Рассмотрим как влияет опущенный и поднятый элерон на сопротивление отдельно взятого полукрыла? Как разница в сопротивлении на полукрыльях( если она возникает) влияет на уменьшение момента вокруг Вертикальной оси, вращающего крыло по штопору?
Ну а далее всё становиться на свои места. Вращение остановлено, педали и элероны нейтрально, энергичным отклонением ручки "от себя" переводим на докритические углы атаки, переводим аппарат в нужный режим полёта и счастливо продолжаем авиажизнь.)))
Для продвинутых. Почему на некоторых самолетах при пилотировании на больших альфа отклонение элеронов приводит к обратному эфекту, и что сделано на продвинутых типах дабы "убрать" сею вредную реакцию на отклонение элеронов ?
Удачи!
AndrewKa
Старожил форума
05.10.2013 14:53
.........потому что поток срывается и проявляется эффект обратной управляемости "реверс элерона"
лечится это применением двух типов элеронов на одном крыле внешних и внутренних, и еще полукрылья стабилизатора согласованно (дифференциально) отклоняются.
Trabalhador
Старожил форума
05.10.2013 17:28
AndrewKa:

.........потому что поток срывается и проявляется эффект обратной управляемости "реверс элерона"

Нет, "реверс элерона" это другое .Проявляется на больших скоростях, когда элерон крутит полукрыло, и в этом случае полукрыло(с опущенным например элероном) идёт не вверх , а вниз за счёт уменьшенного альфа. На противоположном крыле наоборот.
Ещё раз . Что происходит с аэродинамическим сопротивлением на полукрыле с опущенным элероном в отличие от аэродиномического сопротивления на полукрыле с поднятым элероном?
Ессно для случая больших и закр. альфа.
SergGT
Старожил форума
05.10.2013 18:06
Trabalhador:

Давайте оставим в покое опускание "носа" с помощью элеронов, а также обдувку оперения.))))
-------
Почему оставим? Я хочу знать на что влияет РН в штопоре! Хотя надеюсь мне в этот режим никогда попасть не придётся, по-крайне мере по моей инициативе, и всё же хочу знать, вдруг пригодится...
К томуже топик стартеру это интересно))
Trabalhador
Старожил форума
05.10.2013 18:21
SergGT:

Почему оставим? Я хочу знать на что влияет РН в штопоре!

Я о элеронах, отклонение которых по штопору помогает остановить вращение вокруг вертикальной оси, так как затенённого РН не хватает( может не хватить).
Это не связано с "опусканием носа". Именно поэтому и оставим
captB
Старожил форума
05.10.2013 18:29
Не буду вмешиваться в спор пилотажников о выводе из плоского штопора, но у транспортников бытует мнение-если уже попал в эту беду то почему не выпустить закрылки:
1. Скорость естественно мала- их не поорывает,
2. Выпуск закрылков создает пикирующий момент для опускания носа и нарастания скорости.
Опять повторяюсь-это не для спортсменов, а для тяжелых самолетов когда остается только молиться
AndrewKa
Старожил форума
05.10.2013 18:48
При выводе из плоского штопора отклонением ручки управления
(по элеронам) в сторону вращения устраняется скольжение на внешнее полукрыло, которое возникает в результате действия момента, создаваемого разностью лобовых сопротивлений левого и правого полукрыльев.
AndrewKa
Старожил форума
05.10.2013 19:00
.....спора нет, есть разбор ! А Израиль как всегда разговаривает загадками !))))))))
Аликсий
Старожил форума
05.10.2013 19:02
Командир батареи тяжёлых пистолетов:

Файл-фал, долбаный смартфон


"Умри борщь остыл." - мама так и не освоила режим Т9. (R)
Trabalhador
Старожил форума
05.10.2013 19:21
AndrewKa:

.....спора нет, есть разбор ! А Израиль как всегда разговаривает загадками !))))))))

Да и загадок нет
Именно разбор , что первично а что вторично.
Отклонение элеронов меняет аэродинамическое сопротивление на полукрыльях, а далее изменение момента вокруг вертикальной оси и т. д. и т. п.
Как то так

АРК-15
Старожил форума
06.10.2013 17:38
РН в ПШ еще как эффективен. Согласно РЛЭ того же Як-52 усилия на педалях при выводе из ПШ составляют до 100 кгс, на ручке - до 40 кгс.
aneg
Старожил форума
06.10.2013 23:24
aneg А почему бы не установить внутри элеронах, РВ, РН двигатели РДТТ (сопла на кромки) с временем работы 5-10сек.
Пуск со штурвала всех одновременно, в критических ситуациях.Это позволит задать
самолету необходимое положение(особенно актуально для тяжёлых самолетов).

С уважением-aneg
Dysindich
Старожил форума
07.10.2013 01:50
To SergGT:
"...То есть у РН всё же есть эффективность в штопоре и он действительно помогает из него выйти?..."

Да не помогает, а является основным инструментом по выводу. Пока не остановлено вращение , все трепыхания с рулем высоты - преждевременное шаманство. Более того, преждевременная дача штурвала от себя может создать ситуацию, когда самолет из плоского штопора перешел в "крутой", а запаса по отклонению РВ уже - нет.
Проблема Ту-154 в плоском штопоре и заключается в том, что РВ не хватает, чтобы остановить вращение, поэтому вывод его НЕ ВОЗМОЖЕН.(потому что : -дернуть за хвост нечем (парашюта нет, а двигатели на помпаже, или повырубались), и сместить серьезно центровку вперед - тоже, нечем (переместить 20 пассажиров в передний тамбур - фантастика)

То aneg:

"...aneg А почему бы не установить внутри элеронах, РВ, РН двигатели РДТТ (сопла на кромки) с временем работы 5-10сек.
Пуск со штурвала всех одновременно, в критических ситуациях.Это позволит задать
самолету необходимое положение(особенно актуально для тяжёлых самолетов)..."

Возможно, в будущем, когда совсем перестанут готовить пилотов должным образом и проектировать "правильные" самолеты, так и поступят. Сейчас считается, что самолет должен быть экономически-эффективным до возможного максимума.(современные самолетные системы управления серьезно защищают самолет от попадания на опасные углы, крены, перегрузки, ...).


Dysindich
Старожил форума
07.10.2013 03:56
Случайно обнаружил глупейшую описку в предыдущем посте... Про Ту-154 имел ввиду Руль Направления, а не РВ.
Извиняюсь..... (странно, что ни кто не поправил).
Сергей Р
Старожил форума
07.10.2013 10:07
Всем доброго здравия.

Чтобы понимать логику действия рулями на выводе из штопора, надо понимать причины авторотации крыла т.к.
действия рулями направлены на устранение причин авторотации.

Сразу оговорюсь, буду называть левую и правую часть крыла левым и правым крылом, а не полукрыльями.

Педали даются против штопора для устранения скольжения, т.к. наличие скольжения вызывает разность в подъемных силах между крыльями. Далее возникает крен, далее усугубляется разница в подъемных силах между опускающимся и поднимающимся крылом (на опускающемся крыле угол атаки растет, сопротивление растет, подъемная сила падает, тогда, как на поднимающимся крыле угол атаки уменьшается).

РУС от себя (на прямом штопоре) отдается для для уменьшения углов атаки, это приводит к уменьшению разницы в подъемной силе между крыльями и соответственно кренящего момента.

Элероны тоже могут изменить местный угол атаки. Отклоняя элероны по штопору, мы тем самым уменьшаем местные углы атаки на опускающимся крыле, что тоже вносит свой вклад в дело выравнивания значения подъемной сылы между крыльями.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru