Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

B-52, Ту-95

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12..1314151617

ispit
Старожил форума
01.08.2013 10:10
[В МАИ не учился - зарегистрированный пользователь]
Старожил
форума

В МАИ не учился:

Gun:
...координаты запросили у КП "Отель" Координаты были выданы мгновенно при высоте примерно 300 метров и удалении от КП 600км. Самое интересное связь на УКВ с ними была устойчива всегда. Вот это объяснить не могу.

Скорее всего по району были установлены приемо-передающие УКВ-ретрансляторы, связанные с КП по наземным линиям.

31/07/2013 [19:10:21]

Вероятно, именно так и было. Мы использовали такие ретрансляторы в речном флоте, когда из-за рельефа местности или удаления судно не имело прямой связи с береговой радиостанцией. Но бесперебойная связь по УКВ на 600 км - это круто! Респект!
priladibudivnik
Старожил форума
01.08.2013 21:34
ispit:, пока Вы писали про НК-93 Вас читать было интересно. Но Ваш ярый антикоммунизм совершенно не оригинален. Бжезинского Вам все равно не переплюнуть.
ПС А многое из того, что показано в "Ударной силе" использовалось в деле.
ispit
Старожил форума
01.08.2013 22:52
[priladibudivnik - зарегистрированный пользователь]
Опытный
боец

priladibudivnik:

ispit:, пока Вы писали про НК-93 Вас читать было интересно. Но Ваш ярый антикоммунизм совершенно не оригинален. Бжезинского Вам все равно не переплюнуть.
ПС А многое из того, что показано в "Ударной силе" использовалось в деле.

01/08/2013 [21:34:36]

А причём тут мой антикоммунизм? Чем Вы можете возразить по делу?
татъ
Старожил форума
01.08.2013 23:06
ispit:, пока Вы писали про НК-93 Вас читать было интересно.

+100.Испит, я уже на другой ветке вам писал, пишите про моторы.Воспоминания непосредственного участника-это интересно.Как только вы лезете в какую-то
идеологию- детский лепет, ей-богу.
IGR-1
Старожил форума
02.08.2013 00:23
technotron:

Для IGR-1:
Никаких испытаний ЯО русскими никто не ждал и не верил в саму их возможность, как их аналитики определили года до 53го.
---
Тем не менее американцы засекли первое ядерное испытание в СССР. Как засекли - самолет радиационной разведки "поймал" радиоктивное облако. И к середине сентября уже знали и тип и мощность бомбы. СССР выступил с официальным заявлением после Трумана. Так что там определяли аналитики - одно, а самолеты уже вели дежурство.

=======

Насколько быстро можно организовать вылет самолета разведки? За час? Или за сутки?

Какая-то контрольная аппаратура могла быть? Какие-то специалисты нужного профиля ближайшие где?

---
Радиоктивное облако никуда быстро не испариться. Даже со Штатов в то время пригнать спецсамолет - вопрос максимум суток. Хотя скорее всего они уже были по периметрам границ. У Штатов были самолеты оборудованные для всех измерений. Даже на Хиросиму и Нагасики летел ведь не один самолет, а несколько в том числе с аппаратурой.

Сафокл
Старожил форума
02.08.2013 17:09
Как-то ушла дискуссия от предмета обсуждения. Выскажусь, коль имел причастие к тому эпохальному кораблю-самолёту.

По всем системам и двигателям Ту-95, в конце 70-х годов, был предельно надёжным и добротным. Единственно, что можно сказать в укор, то что тесен, как собачья будка...Что передняя кабина, что задняя. В задней размещалось, на версии РЦ, два человека. ВСР, это ещё терпимо, но оператор, что за его спиной, это нечто похожее на размещение зародыша в яйце. Они, после часов 10, а то и 12 полёта, по бетону идти прямо не способны были.
А так- машина добрая. Двигатели- это отдельное СПАСИБО, людям их создавшим. При нужде, 90 тонн с лишком топлива, можно было растянуть и на 15 часов! И все тяготы забываются со временем.

В-52, над акваторией, можно было найти по запаху и копоти, даже на 10 тыс. Наши слухачи часто слышали, как янки вопили о своих проблемах с матчастью в воздухе. Как правило, начиналась у них суета, по этому поводу.
priladibudivnik
Старожил форума
02.08.2013 22:16
ispit:

Чем Вы можете возразить по делу?

"По делу" возражать особо нечего, но хотя "моя страна не права, это моя страна."
ispit
Старожил форума
02.08.2013 22:31
Старожил
форума

Сафокл:

Как-то ушла дискуссия от предмета обсуждения. Выскажусь, коль имел причастие к тому эпохальному кораблю-самолёту.

По всем системам и двигателям Ту-95, в конце 70-х годов, был предельно надёжным и добротным. Единственно, что можно сказать в укор, то что тесен, как собачья будка...Что передняя кабина, что задняя. В задней размещалось, на версии РЦ, два человека. ВСР, это ещё терпимо, но оператор, что за его спиной, это нечто похожее на размещение зародыша в яйце. Они, после часов 10, а то и 12 полёта, по бетону идти прямо не способны были.
А так- машина добрая. Двигатели- это отдельное СПАСИБО, людям их создавшим. При нужде, 90 тонн с лишком топлива, можно было растянуть и на 15 часов! И все тяготы забываются со временем.

В-52, над акваторией, можно было найти по запаху и копоти, даже на 10 тыс. Наши слухачи часто слышали, как янки вопили о своих проблемах с матчастью в воздухе. Как правило, начиналась у них суета, по этому поводу.

02/08/2013 [17:09:14]

Большое Вам спасибо за интересную информацию. Пожалуйста, не уходите с ветки. Будьте нашим арбитром. Поэтому мой вопрос: как Вы оцениваете шансы ударных Ту-95 не прорыв американской ПВО в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, 00-е годы и в настоящее время?
technotron
Старожил форума
03.08.2013 09:01
Сафокл, раз пишете РЦ, тогда Вы скорее всего дальневосточный моряк, правильно?
А то меня насторожило высказывание о операторе за спиной у ВСРа
Сафокл
Старожил форума
04.08.2013 16:56
ispit:

Поэтому мой вопрос: как Вы оцениваете шансы ударных Ту-95 не прорыв американской ПВО в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, 00-е годы и в настоящее время?

Всё было придумано просто, до безобразия.Тактический боеприпасец и слепнет вся ПВО вероятного противника. Про 90-е и далее- это, как мне кажется, уже не к чему. Имеет нас весь Мир со всеми нашими потрохами. За фантики отдаём всё, что они пожелают.

technotron:

... раз пишете РЦ, ...

Ну да, правильней- МРЦ, но не все понимают, что это такое.
STP
Старожил форума
04.08.2013 20:15
Сафокл:
Единственно, что можно сказать в укор, то что тесен, как собачья будка...

Интересно, ТУ-95РЦ тесен, как собачья будка, а ТУ-142 просторен, почти как хоромы. Особено нравились кресла из натуральной кожи с подлокотниками на ТУ-142МК.
Сафокл
Старожил форума
04.08.2013 21:12
STP:

а ТУ-142 просторен, почти как хоромы. Особено нравились кресла из натуральной кожи с подлокотниками на ТУ-142МК.

Шутку оценил! Шутка ли, на два шпангоута гермокабина длинней стала! А кипаж, всего на три человека увеличился...И что там про кресла с подлокотниками, если у каждого войлок, или кошма потолще под одно место положены были, не очень штатно. А то- так лямки и отпечатывались, на этом месте.
priladibudivnik
Старожил форума
04.08.2013 22:22
Шансы 95х еще можно оценивать, а вот шансы 52х уже были оценены во Вьетнаме. После поставки туда РД-75 их потери возросли до неприемлемых величин. И война закончилась.
ispit
Старожил форума
04.08.2013 23:37
Старожил
форума

Сафокл:

ispit:

Поэтому мой вопрос: как Вы оцениваете шансы ударных Ту-95 не прорыв американской ПВО в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, 00-е годы и в настоящее время?

Всё было придумано просто, до безобразия.Тактический боеприпасец и слепнет вся ПВО вероятного противника. Про 90-е и далее- это, как мне кажется, уже не к чему. Имеет нас весь Мир со всеми нашими потрохами. За фантики отдаём всё, что они пожелают.

Извините, но я не понял как одним боеприпасом малой мощности можно ослепить всю ПВО противника? Она же не из одного рубежа состоит. А потом этот боеприпас надо ещё доставить и уронить в нужное место. А это уже берегу. А ПВО пока жива.

ispit
Старожил форума
04.08.2013 23:57
[priladibudivnik - зарегистрированный пользователь]
Опытный
боец

А как Вам это?

операция «Linebacker II»

Операция Linebacker II (также известна как «рождественские бомбардировки», поскольку по времени практически совпала с рождественскими праздниками 24—25 декабря) проводилась по приказу Президента США Никсона. 13 декабря 1972 делегация Северного Вьетнама покинула Париж, где проводились мирные переговоры. Для того, чтобы заставить их вернуться обратно, было решено нанести массированные бомбовые удары по Ханою и Хайфону.
Целями бомбардировок были все военные, а также и другие стратегически важные объекты (железнодорожные узлы, мосты, автодороги, электростанции и металлургические предприятия) в районе Ханоя и Хайфона.
Linebacker II стала самой крупномасштабной воздушной операцией после окончания Второй мировой войны. Операция началась вечером 18 декабря 1972 г. одновременным ударом по основным аэродромам базирования авиации северовьетнамской армии. В результате бомбардировок были выведены из строя почти все взлетно-посадочные полосы. В дальнейшем основные усилия ВВС США были сосредоточены на разрушении важных промышленных объектов, расположенных в районе столицы ДРВ — г. Ханой, главного морского порта Хайфон и основного индустриального района Тхайнгуйен
Первый удар по Ханою был нанесен 19 декабря в 4 часа утра. Операция проводилась методом так называемых «ковровых бомбардировок». 25 тонн бомб, которые сбрасывал каждый из участвовавших в операции стратегических бомбардировщиков B-52, сравнивали с землей всё находившееся на площади равной 30-ти футбольным полям. Общий тоннаж сброшеных бомб приближался к 20 000 тонн, что соответствует тротиловому эквиваленту атомной бомбы сброшенной на Хиросиму.
В операции участвовало 188 бомбардировщиков B-52, действовавших с авиабаз Утапао (Таиланд) и Андерсен (остров Гуам). B-52 действовали со средних высот с огромным обеспечением истребителями, самолетами огневого и радиоэлектронного подавления ПВО, а также бортовыми средствами радиэлектронной борьбы (РЭБ). В результате вьетнамские ракетчики или просто не могли выделить цель среди помех, или подавлялись противорадарными ракетами. В лучшем случае успевали пустить ракету, но ее наведение срывалось средствами РЭБ.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 00:00
[priladibudivnik - зарегистрированный пользователь]
Опытный
боец

Продолжение.


По официальной американской информации потери американской авиации составили 15 B-52 (всего во время войны по американским данным было потеряно 31 B-52), которые были сбиты средствами ПВО Северного Вьетнама (в основном, советскими ЗРК С-75). По данным советской стороны, только во время операции Linebacker II потеряны были 34 B-52. Кроме того, было потеряно 11 самолётов других типов.
Всего за время операции B-52 сделали около 720 вылетов, поразив все из десятков запланированных целей. Общий процент успешных вылетов составил более 98 %. В отдельные сутки самолеты B-52 совершали до 80—90 самолето-вылетов, тогда как в предыдущие годы — не более 25—30.
Существует мнение, что с чисто военной точки зрения, операция завершилась полным успехом. Она продемонстрировала, что даже относительно плотная ПВО, основанная на системах С-75 включавшая около 30-40 дивизионов, не может остановить крайне массовый (когда в общей сложности на каждый ракетный комплекс приходилось по 6 атакующих бомбардировщиков) налёт стратегических сил США, даже когда те летают по известным маршрутам и над очень ограниченной территорией. Потери B-52 составили по американским данным 8% от общего числа атаковавших самолётов, по советским данным - 18%; при этом все заданные цели были поражены, включая и подавляющее большинство установок ПВО.
В то же время, согласно северовьетнамским данным, количество разрушений, а также жертв среди мирного населения оказалось неожиданно небольшим для такого метода бомбометания. В Ханое погибло 1318 человек, в Хайфоне — 306 (для сравнения, во время бомбардировки американской авиацией Токио 9—10 марта 1945 года погибло не менее 80 тысяч человек).
Непосредственная цель операции — вернуть Северный Вьетнам за стол переговоров — была достигнута. 29 декабря операция Linebacker II была прекращена.

Сафокл
Старожил форума
05.08.2013 05:16
ispit:

Извините, но я не понял как одним боеприпасом малой мощности можно ослепить всю ПВО противника?

Боеприпас ядерный специальный и всё было придумано неплохо, до всех мелочей.
Потому и считались с нами тогда. Но экономически, надорвали они нас этим, само собой.
STP
Старожил форума
05.08.2013 08:19
Сафокл:

STP:

а ТУ-142 просторен, почти как хоромы. Особено нравились кресла из натуральной кожи с подлокотниками на ТУ-142МК.

Шутку оценил! Шутка ли, на два шпангоута гермокабина длинней стала! А кипаж, всего на три человека увеличился...И что там про кресла с подлокотниками, если у каждого войлок, или кошма потолще под одно место положены были, не очень штатно. А то- так лямки и отпечатывались, на этом месте.

Однако не шутка. На Ту-95РЦ из Хороля бывал не однократно и постоянно удивлялся как там экипаж работает, особенно штурман. Ту-142МК обслуживал в Кипелово, так там вполне достаточно места. Про кресла не шутил, очень удобные. На ту 95 один тросовой трап сводил с ума, навернуться с такой высоты на бетон как то не хотелось.На ТУ-142 уже была штатная стремянка.
HAP
Старожил форума
05.08.2013 08:42
ispit
Ну и что?Какое отношение данный отрывок имеет к ПВО СССР или NORAD?
Gun
Старожил форума
05.08.2013 09:34
К тому времени (операция Linebacker II)американцы все знали о С-75, после того как израильтяне попросту вывезли у арабов с позиции данный комплекс. Но тем не менее он продолжал воевать во Вьетнаме. Разница в количестве сбитых как и всегда у американцев в свою пользу хотя, это не соответствует действительности. Перед конгрессом нужно отчитываться. Разница возникает основном из-за тех самолетов которые повреждены и со снижением падали в Лаосе или дотягивали до базы. После залпа ракетные комплексы С-75 в самые кратчайшие сроки перетаскивали на запасные позиции.Станции наведения включались на 10-20 секунд.
HAP
Старожил форума
05.08.2013 09:43
Gun
Во Вьетнаме были не С-75, а СА-75.Это очень существенная разница
ispit
Старожил форума
05.08.2013 09:55
[HAP - зарегистрированный пользователь]
Старожил
форума

HAP:

ispit
Ну и что?Какое отношение данный отрывок имеет к ПВО СССР или NORAD?

05/08/2013 [08:42:37]

Как Вы можете видеть, я отвечал о шансах Б-52 во Вьетнаме. У автора, которому я отвечал, существует превратное представление о действиях и потерях Б-52 во Вьетнаме, навеенное совковыми СМИ.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 10:00

[Сафокл - зарегистрированный пользователь]
Старожил
форума

Сафокл:

ispit:

Извините, но я не понял как одним боеприпасом малой мощности можно ослепить всю ПВО противника?

Боеприпас ядерный специальный и всё было придумано неплохо, до всех мелочей.
Потому и считались с нами тогда. Но экономически, надорвали они нас этим, само собой.

05/08/2013 [05:16:38]

Спасибо. Лично для меня это открытие. Ничего ранее о такой тактике прорыва ПВО слышать не приходилось. Однако возникает вопрос: если всё так просто, зачем было строить флот Ту-160, которые должны были прорывать ПВО на большом сверхзвуке и предельно малых высотах?
ispit
Старожил форума
05.08.2013 10:07

[Gun - зарегистрированный пользователь]
Опытный
боец

Gun:

К тому времени (операция Linebacker II)американцы все знали о С-75, после того как израильтяне попросту вывезли у арабов с позиции данный комплекс. Но тем не менее он продолжал воевать во Вьетнаме. Разница в количестве сбитых как и всегда у американцев в свою пользу хотя, это не соответствует действительности. Перед конгрессом нужно отчитываться. Разница возникает основном из-за тех самолетов которые повреждены и со снижением падали в Лаосе или дотягивали до базы. После залпа ракетные комплексы С-75 в самые кратчайшие сроки перетаскивали на запасные позиции.Станции наведения включались на 10-20 секунд.

05/08/2013 [09:34:03]

Не можете ли Вы сообщить, какими были сроки перебазирования комплекса С-75 на запасные позиции? Как мне представляется, с учётом тамошних условий и рельефа местности таких позиций не могло быть много и они могли быть разведаны амерами заранее.
HAP
Старожил форума
05.08.2013 10:12
Как Вы можете видеть, я отвечал о шансах Б-52 во Вьетнаме. У автора, которому я отвечал, существует превратное представление о действиях и потерях Б-52 во Вьетнаме, навеенное совковыми СМИ.

А, тогда ладно.Но про РД-75 я бы и сам с удовольствием почитал
NavMNS
Старожил форума
05.08.2013 11:17
Оборонительное вооружение Ту-142МЗ

http://www.airliners.net/photo ...
neustaf
Старожил форума
05.08.2013 11:32
Ispit
Ty-160, которые должны были прорывать ПВО на большом сверхзвуке и предельно малых высотах?
///////

Ту-160 не берет сверхзвук на предельно малой, не пишите того о чем понятия не имеете
ispit
Старожил форума
05.08.2013 11:53
[priladibudivnik - зарегистрированный пользователь]
Опытный
боец

priladibudivnik:

Шансы 95х еще можно оценивать, а вот шансы 52х уже были оценены во Вьетнаме. После поставки туда РД-75 их потери возросли до неприемлемых величин. И война закончилась.

Напрасно Вы так обольщаетесь.


04/08/2013 [22:22:50]Следуя первым полученным рекомендациям по противодействию ЗРК, американцы значительно усилили свою разведывательную деятельность, детально оценивая возможности каждого обнаруженного ЗРК с учетом окружающего его рельефа местности и, пользуясь непростреливаемыми участками на стыках и на малых высотах, прокладывали маршруты своих полетов. По свидетельству советских специалистов, качество разведки было очень высоким, а велась она с такой тщательностью, что любое перемещение ракетчиков в кратчайший срок становилось известно американцам.

Прочие рекомендации по противодействию ЗРК сводились к реализации приемов тактического и технического порядка - выполнение подхода к объектам бомбардировок на малой высоте, маневрирование в зоне действия ЗРК, постановка радиопомех прикрытия с самолетов ЕВ-66. Основным вариантом ухода от ракет в течение 1965-1966 гг. стал интенсивный разворот. За несколько секунд до подлета ракеты летчик вводил самолет в пикирование под ракету с разворотом, изменением высоты и курса с максимально возможной перегрузкой. При удачном выполнении этого маневра ограниченное быстродействие системы наведения и управления ракетой не позволяло компенсировать вновь возникший промах, и она пролетала мимо. В случае же малейшей неточности в построении маневра, осколки боевой части ракеты, как правило, поражали кабину пилота.

За первый месяц боевого применения СА-75, по советским оценкам, было сбито 14 американских самолетов, при этом было израсходовано всего 18 ЗУР. В свою очередь, по американским данным, за тот же период зенитными ракетами было сбито только три самолета - в дополнение к упоминавшемуся ранее F-4С (советские специалисты насчитали уничтожение в том бою сразу трех "Фантомов") ночью 11 августа был сбит один А-4Е (по советским данным - сразу четыре) и 24 августа еще один F-4В. Подобное рассогласование в потерях и победах, впрочем, характерное для любой войны, в течение последующих семи с половиной лет боевых действий стало непременным спутником противостояния средств ПВО Вьетнама и американской авиации.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 11:59
Продолжение.


Но, по признаниям самих американцев, основной неожиданностью в этой войне для них все же стали зенитные ракеты. К концу 1965 г., по советским данным, ракетами было сбито уже 90 самолетов. Американцы признавали потерянными от ракет только 13 самолетов.

Еще одним неожиданным открытием того времени стали различия в количестве сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным. Изучение этого вопроса вскоре показало, что причины этих различий носят во многом объективный характер. Так, признаком уничтожения цели для советского расчета ЗРК являлся, в первую очередь, факт подрыва боевой части ракеты в районе цели, вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно. Проведенный анализ расхождений показал, что после того, как американские самолеты начали использовать для преодоления вьетнамской ПВО полеты на малых высотах, точность их сопровождения радиолокаторами СА-75 на фоне рельефа значительно снизилась. В результате, в несколько раз увеличились и ошибки сопровождения. А при высоте полета цели ниже 500 метров дистанционные радиовзрыватели ракет зачастую срабатывали от местных предметов.

Понеся первые ощутимые потери, в феврале 1966 г. американцы были вынуждены практически прекратить на два месяца воздушную войну над Северным Вьетнамом, использовав этот перерыв для дооснащения самолетов средствами РЭБ и освоения новой тактики. В то же время для сбора необходимой информации были задействованы беспилотные летательные аппараты, в первую очередь, BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Наибольший же успех в то время, по американским данным, сопутствовал "беспилотнику" Ryan 147Е Firebee, который 13 февраля 1966 г. был безуспешно обстрелян ракетами. В результате была записана информация о работе систем наведения ракет, дистанционного подрыва боевой части и характеристики боевой части ракеты.

В марте 1966 г. на американских самолетах появились первые ракеты 8Ъпке, предназначенные для атак радиолокаторов ЗРК, а летом во Вьетнам поступили специализированные самолеты ЕF-105F Wild Weasel.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 12:05
Продолжение.


В новый этап воздушной войны американцы вступили с обновленной материальной частью и действовали с тщательно продуманной тактикой. Полеты, как правило, осуществлялись вне зон поражения ЗРК, намеченных исходя из точного определения углов закрытия, весьма значительных в условиях горного рельефа Вьетнама. Практически все самолеты американцев были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении станциями наведения ракет комплексов С-75, по информации от которой летчики отрабатывали противоракетные маневры.
Большинство самолетов оснащались также и станциями активных помех для самоприкрытия, средствами отстрела пассивных помех. Групповое прикрытие осуществлялось постановщиками активных помех ЕВ-66А с удаления от 60 до 120 км. В результате, на экранах постоянно наблюдались засветки от пассивных помех - от узкой полосы до яркого равномерного свечения всего экрана. При использовании мощных активных помех самоприкрытия истребители-бомбардировщики сбивать практически не удавалось. Теоретически в данном случае следовало пеленговать активную помеху и наводить ракету с использованием метода "трехточки", но практически определить центр помехи не удавалось из-за мощной засветки экрана.

Еще более усложнилась работа ЗРК с началом применения противорадиолокационных ракет Shrike. В качестве их носителей использовались насыщенные аппаратурой радиоразведки и радиопротиводействия самолеты F-4Е Wild Weasel. Сама ракета Shrike в абсолютном большинстве случаев не наблюдалась на экранах СНР из-за малой эффективной поверхности рассеяния. Ее пуск фиксировался по изменению формы отметки от носителя на индикатор "5 км". Как правило, при этом расчету ЗРК приходилось осуществлять сброс цели, разворот антенны, после чего производилось переключение мощности на эквивалент. При благоприятном временном раскладе эти операции удавалось проводить не сразу при пуске ракеты Shrike, а после поражения обстреливаемого ЗРК самолета.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 12:09
Продолжение.


Очень ответственным был выбор момента пуска ЗУР. При пуске вблизи дальней границы зоны поражения американский самолет мог развернуться и благополучно уйти. При опоздании с пуском ракеты - самолет включал форсаж и успевал проскочить в "мертвую" зону, за ближнюю границу зоны поражения. В результате, наиболее целесообразным был признан выход в эфир излучением СНР при удалении цели около 40 км от ЗРК.

Помимо мер радиоэлектронной борьбы американцы широко применяли и огневое противодействие. Позиции ЗРК подверглись 685 ударам авиации. Чуть меньше половины из них производилось ракетами Shrike, остальные - бомбами. В 1966 г. осколками была повреждена 61 ракета, в 1967 г. - 90 ракет, из которых удалось восстановить не более половины. Всего же за годы войны ЗРК выводились из строя 241 раз. В среднем, каждый дивизион выводился из строя примерно один раз в год. Позиции менялись в среднем 10-12 раз в год, а в период наиболее напряженных боевых действий - через 2-4 дня. В результате действий американской авиации из 95 поставленных Советским Союзом зенитных ракетных комплексов к 1973 г. в строю осталось 39 боевых ЗРК и четыре в учебных центрах.

В этих условиях основным и практически единственно возможным методом борьбы с самолетами стали засады. Дивизионы скрытно уходили в джунгли, разворачивались на заранее подготовленных позициях и замирали. Вопреки наставлениям, предписывающим одновременное наведение на самолет 2-3 ракет, из-за бездорожья и отсутствия мостов, не позволявших ЗРК "кочевать" с полным боекомплектом, более половины целей обстреливались двумя ракетами, 6% - тремя, а остальные приходилось обстреливать одной ЗУР. Каждый дивизион прикрывался 2-3 батареями 37-мм зенитных автоматов.

После развертывания ЗРК на новом месте в течение нескольких дней изучалась воздушная обстановка, районы полетов авиации, готовились данные, и лишь после этого производилась стрельба. Дальше все решали минуты. Если после пуска ракет в течение сорока минут дивизион не покидал район, то шансов уцелеть практически не оставалось. В связи с этим наибольшую эффективность приносила тактика, когда самолеты обстреливались за несколько часов до наступления темноты. В результате до завершения дня американцы уже не успевали воспользоваться информацией о месте нахождения ЗРК, а на рассвете удары по обнаруженным позициям уже не достигали
ispit
Старожил форума
05.08.2013 12:15

Продолжение

В целом, в 1966 г., даже по советским оценкам, число ракет на поражение одной цели возросло почти на порядок, достигнув 12-15 ЗУР на сбитый самолет. Основными причинами снижения эффективности стали: трех - четырехкратное увеличение ошибок наведения при ручном сопровождении цели, единственно действенном в условиях применения мошных активных помех; ухудшение точности наведения на маловысотные цели при использовании режима наведения с боковым расположением метки цели на угломестном экране.

Находившийся в 1967-1968 гг. во Вьетнаме командир полка Юрий Бошняк упомянул еще один негативный фактор, связанный со снижением эффективности стрельбы, - большое количество падений ракет в случае незахвата цели и несамоликвидации, что приводило к людским жертвам. Так, по его данным, за восемь месяцев 1967 г. при общем расходе около тысячи ракет, 50-60 из них упали в сравнительно густонаселенных районах Вьетнама. При этом 55 человек было убито, более 50 - ранено, сотни домов были разрушены.

Иногда падения ракет были вызваны и "нештатной" модернизацией ракет, выполнявшейся самими вьетнамцами. Получил известность случай, когда для увеличения дальности действия ракеты у нее была отключена система самоликвидации. В результате, будучи запущенной по постановщику помех F-105, она пролетела около 140 км и упала рядом с одним из вьетнамских детских домов, вызвав значительные разрушения.

Находившимися во Вьетнаме советскими специалистами отмечались и другие субъективные факторы, снижавшие эффективность использования ЗРК. В их числе небрежное отношение к документации, нарушения инструкций по эксплуатации, повреждения на дорогах при столкновениях. Так, за один 1966 г. из-за неправильной эксплуатации было повреждено 154 ракеты, в 1967 г. - 29 ЗУР. Правда, практически все ракеты силами советских и вьетнамских специалистов удалось восстановить.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 12:24
Продолжение.

Значительное снижение эффективности действия СА-75 вызвало серьезное беспокойство в СССР. Осенью 1966 г. во Вьетнам прибыла большая делегация военных и гражданских специалистов во главе с Главкомом войск ПВО П.Ф. Батицким. В процессе выполненных доработок удалось уменьшить нижнюю границу зоны поражения до 300 м, снизить минимальную дальность поражения целей до 5 км, доработать станцию наведения ракет для обеспечения живучести при использовании противником ракет 8ппке. Ракета была оснащена новой боевой частью с более широким полем разлета осколков, ставшей менее эффективной в полигонных условиях, но более пригодной в случае использования противником помех и интенсивных маневров. Удалось сократить до 30 с время реакции комплекса.

Уже в 1967 г. доработанные ЗРК показали вдвое лучшую эффективность применения. Однако к концу этого года американцы стали применять помехи по ракетному каналу. При их воздействии на станции наведения ракет вместо сигнала бортового ответчика ракеты поступала мощная помеха. В результате, СНР теряла ракету, которая летела на автопилоте, до срабатывания системы самоликвидации. Подобное нововведение стало одним из результатов ознакомления американцев и израильтян с комплексами СА-75, брошенными египтянами на Синайском полуострове летом 1967 г.

Особенно результативным стал для американцев налет на Ханой, осуществленный 15 декабря 1967 г., когда в результате эффективного использования помех этого типа было "нейтрализовано" около 90 зенитных ракет. Ни одного самолета во время этого налета сбито не было.

Интенсивным поиском выхода из этой ситуации занялись как в СССР, так и во Вьетнаме. В последние дни 1967 г. решение было найдено. Прямо "на месте" в ракетах перестроили рабочие частоты ответчиков, увеличили мощность ответного сигнала. В результате, зимой 1968 г. эффективность действия комплексов была восстановлена.

Во Вьетнаме был реализован и ряд других тактических новинок. С ноября 1967 г. стал применяться метод сопровождения цели без излучения СНР - по отметке от активной помехи самоприкрытия. В дальнейшем расчеты ЗРК перешли к использованию для визуального сопровождения цели специально установленных на кабинах "П" и сопряженных с блоками управления полевых командирских перископов.

В ряде случаев, напротив, станции наведения ракет переходили на излучение без фактического пуска ракет. В результате подобного "ложного пуска" истребители-бомбардировщики начинали выполнять противоракетный маневр, подставляя себя под огонь зенитной артиллерии. Наибольшую пользу "ложный пуск" приносил в момент непосредственной атаки объекта - пилотам сразу же становилось не до наземной цели.
ispit
Старожил форума
05.08.2013 12:29
Окончание.


Несмотря на признания самих американцев в том, что в это время во Вьетнаме им пришлось столкнуться с самой эффективной в истории системой ПВО, результаты действия ЗРК на завершающем этапе войны противоборствующие стороны оценили также по-разному. По данным наших специалистов, в течение 1972 г. в результате 1155 боевых стрельб пуском 2059 ЗУР был сбит 421 американский самолет. В свою очередь, янки каким-то образом углядели 4224 пуска ракет, но признали гибель только 49 своих самолетов.

Значительно расходятся и общие итоги войны. По данным советских специалистов, общее количество сбитых во Вьетнаме самолетов составило 4118 (включая "беспилотники"), из которых вьетнамскими зенитными ракетными частями было сбито 1163 американских самолета, в том числе 54 В-52, а также 130 "беспилотников". Расход ракет составил 6806 штук. В свою очередь американцы зафиксировали большее число ракетных пусков - 8038, видимо, не всегда отличая "ложный пуск" от реального. Еще больше отличаются от советских данных американские оценки их потерь от ракет. Если наиболее часто встречающаяся информация о суммарных потерях самолетов и вертолетов выглядит соответственно как 3744 самолета ("беспилотники" в этой статистике не учитывались) и 4868 вертолетов, то жертвами ракет считаются всего 205 самолетов, в том числе 15 В-52.
Захваченные израильтянами ЗРК С-75 на синайском полуострове Египта

Можно предположить, что помимо в принципе возможной заведомой дезинформации причиной занижения американцами данных о потерях от ЗРК может быть и отсутствие у них объективных данных о конкретных причинах гибели их самолетов - пилот не всегда мог известить командование о том, что подвергся обстрелу ЗРК. С другой стороны, история всех войн свидетельствует о неизбежном и, зачастую, непреднамеренном завышении числа своих побед участниками боев. Да и сопоставление рапортов ракетчиков, судивших о результативности стрельб по отметкам на экранах, с более примитивным методом учета сбитых американских самолетов вьетнамцами по заводским номерам на обломках в ряде случаев свидетельствовало о завышении числа уничтоженных ракетами самолетов в 5-9 раз. Впрочем, в аналогичной ситуации через двадцать лет оказались и сами американцы, которым пришлось отражать зенитными ракетами атаки иракских "Скалов" в ходе операции "Буря в пустыне", а затем объяснять невысокую эффективность их действия.

Однако, несмотря на то, что, даже по данным советских специалистов, ЗРК сбили менее трети уничтоженных американских самолетов, важнейшим итогом их применения стала потребность в радикальном изменении тактики боевых действий авиации, ее вынужденный переход к полетам на малых высотах, где она несла тяжелые потери от огня артиллерии и стрелкового оружия, в результате чего эффективность использования авиации значительно снижалась.
HAP
Старожил форума
05.08.2013 13:02
Может, проще было дать ссылку?
ispit
Старожил форума
05.08.2013 13:26
[HAP - зарегистрированный пользователь]
Старожил
форума

HAP:

Пожалуйста.

http://pvo.guns.ru/s75/s75.htm

Там, кстати, говорится про радиодальномер РД-75, который входил в состав комплекса С-75М, предназначенный для стрельбы ракетой с ядерной боевой частью. Но нет никаких указаний, что этот комплекс или его компоненты поставлялись Вьетнаму. Оно и понятно.
HAP
Старожил форума
05.08.2013 14:21
Есть вполне конкретное указание, что комплекс С-75М во Вьетнам не поставлялся.Как, впрочем, и многое другое
http://waronline.org/fora/inde ...
доцент-79
Старожил форума
05.08.2013 14:38
В 1970-72 гг преподавателями на военной кафедре были офицеры,
участвовавшие в указанной войне.
Чувства поражения у них не заметил. Рассказов было много. Возможно,
собственные действия дополнялись действиями товарищей.
И вообще: уход из Вьетнама, бегство из Сайгона, аварийное покидание
Лаоса и Камбоджи мало похожи на американский успех.
доцент-79
Старожил форума
05.08.2013 14:53
Михаил Мерзляк капитан, майор и т.д. -прекрасный
человек и офицер.
Один из участников тех боев.
antessa
Старожил форума
05.08.2013 16:46
Gun: "Станции наведения включались на 10-20 секунд".

Можно уточнить - откуда такая информация?
Сафокл
Старожил форума
06.08.2013 09:44
STP:

удивлялся как там экипаж работает, особенно штурман.
На ту 95 один тросовой трап сводил с ума, навернуться с такой высоты на бетон как то не хотелось.На ТУ-142 уже была штатная стремянка.

Если штурман-навигатор, то это ещё терпимо, а вот остальные штурмана-операторы это нечто! И покидание, если что, то строго по определённому порядку. Но не покидали переднюю кабину, только испытатели. Из задней было раз несколько, всего.
До 83 года, был именно на Цветном, но ни разу не встречал тросовой трап, в переднюю- это клёпанный трап, и в корму- стремянка.

ispit:

Спасибо. Лично для меня это открытие. Ничего ранее о такой тактике прорыва ПВО слышать не приходилось. Однако возникает вопрос: если всё так просто, зачем было строить флот Ту-160, которые должны были прорывать ПВО на большом сверхзвуке и предельно малых высотах?

Я имел в виду действия МА, по корабельным средствам. О прочих мне не ведомо, не имел причастия.
STP
Старожил форума
06.08.2013 10:15
Сафокл:

STP:

удивлялся как там экипаж работает, особенно штурман.
На ту 95 один тросовой трап сводил с ума, навернуться с такой высоты на бетон как то не хотелось.На ТУ-142 уже была штатная стремянка.

Если штурман-навигатор, то это ещё терпимо, а вот остальные штурмана-операторы это нечто! И покидание, если что, то строго по определённому порядку. Но не покидали переднюю кабину, только испытатели. Из задней было раз несколько, всего.
До 83 года, был именно на Цветном, но ни разу не встречал тросовой трап, в переднюю- это клёпанный трап, и в корму- стремянка.

Я не говорю про базовые АС, где подкатывались штатные стремянки, при полетах на оперативных АС Ту-95 пользовались тросовыми трапами, а Ту-142 возили с собой стремянки.
Место штурмана навигатора на Ту-95 это что-то, небольшой блистер впереди и небольшое "окошко" слево в верху :(.
ispit
Старожил форума
06.08.2013 11:27
Старожил
форума

Сафокл:

Я имел в виду действия МА, по корабельным средствам. О прочих мне не ведомо, не имел причастия.

Теперь понятно. Как часто вас перехватывали в полётах над океанам американские палубные истребители?
technotron
Старожил форума
07.08.2013 18:42
Н-да...Это, конечно, не для открытого форума. Это я про боеприпасик для прорыва ПВО. А чего там, правильно безусловно. Как по другому с тем "Иджисом" бороться...
priladibudivnik
Старожил форума
07.08.2013 22:01
Э-э-э... Давайте оставаться в рамках темы Ту95-В52. Я лишь обратил внимание форума на на факт существенных потерь В-52 от огня ПВО, а Ту -95 этой участи избежал.
Саша1234
Старожил форума
07.08.2013 23:53
2 Gun:
Да, база Ту-95 была на Кубе, подлетное время несколько минут.

Подлетное время оно того, обоюдоострое...
Пожгли бы эти тяжелые винтовые монстры армейские штурмовики еще на рулежке, а то и на стоянке. Подлетное время то "несколько минут".
technotron
Старожил форума
08.08.2013 10:36
Слухи за базу на Кубе в Гаване и равно за Камрань з Данангом во Вьетнаме несколько преувеличены. Ударные самолеты Ту-95 ни одного раза там не были. Летали разведчики Кипеловские на Кубу а Хорольские на Камрань, Сафокл подтвердит, наверное. На Кубе была попытка разместить Ил-28, как на то время вполне грозный с-т. Это было во время Карибского кризиса, самолеты и ракеты доставлены были в рамках операции "Анадырь".
Я надеюсь форум поймет кого я назвал ударными самолетами. Слово самому слух режет и звучит не по нашему. Да и побыл Ту-95 ударным не так долго, пока не было РВСН и АПЛ с ракетами. Дальняя авиация, оставаясь составной "триады" была перенацелена на борьбу с корабельными ударными группами в океанах, как уже вспоминал об этом уч. форума 34757 с соответствующим перевооружением.
По привычке назвал авиацию дальней, поправляю сам себя. Дальняя авиация то появлялась, то опять переставала существовать. Полки и дивизии, правда, никуда не девались. Например не было Дальней Авиации с 1980 по 88 год
Сафокл
Старожил форума
09.08.2013 11:24
ispit:

Теперь понятно. Как часто вас перехватывали в полётах над океанам американские палубные истребители?

Только тогда, когда не стояла пред нами задача скрытности сближения.
ispit
Старожил форума
09.08.2013 22:35
Старожил
форума

Сафокл:

ispit:

Теперь понятно. Как часто вас перехватывали в полётах над океанам американские палубные истребители?

Только тогда, когда не стояла пред нами задача скрытности сближения.


09/08/2013 [11:24:29]

Если можно, расскажите, как достигалась скрытность подхода Ту-95 к американской авианосной группе. А то на снимках сплошь и рядом Ту-95 как на параде сопровождают истребители.
Сафокл
Старожил форума
10.08.2013 07:57
ispit

Если можно, расскажите, как достигалась скрытность подхода Ту-95 к американской авианосной группе. А то на снимках сплошь и рядом Ту-95 как на параде сопровождают истребители.

Вы, так все военные тайны вызнаете:))))!
Было много тактических уловок обмана всевозможных систем слежения за нами. У янок, как мне теперь понятно, были и космические аппараты, которые видели основные наши базы. НО! Они, тогда ещё, висели не в статике на орбите, что позволяло уйти нескольким корабля-бортам в не их фиксации. Далее, кто куда, но из 5-6, одна пара, с отвлекающим сопровождением, на цели и поиск. Подходили, как правило, на очень малой и очень быстро.
Про фотографии. В сети нет фотографий, которые делались с наших кораблей, но масса того, что снято янками, самураями. На борту версии МРЦ- было два огромных фотоаппарата с широченной негативной плёнкой. Брали и ручные, тоже с очень широкой плёнкой малой чувствительности.
Штаб 304 полка, все стены двух этажей, были обклеены красивейшими и подробными фотографиями кораблей янки.
Но всё это- в далёком уже прошлом...
12..1314151617




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru