Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

"Делёжка" военных Ил-76/78 в 1992-94 гг.

 ↓ ВНИЗ

aviafan
Старожил форума
17.02.2013 20:23
Уважаемые форумчане!
Изучая историю Ил-76, столкнулся с "белым пятном" в ней, а именно - назовем так, не слишком цивилизованный раздел парка Ил-76/78 между Украиной и Россией, когда в 1992-94 гг. украинские военные экипажи высаживались из самолётов и отправлялись домой, а машины становились собственностью РФ.
Так, удалось найти информацию про мелитопольский Ил-76 76605, оставшийся таким образом весной 1992 года в Твери. Экипаж "стерёг" самолёт почти 1.5 месяца, пока за ним не прилетел украинский Ан-12.
Также приходилось слышать про 2-3 запорожских Ил-76, которые заблокировали после посадки с помощью ТЗ-22 якобы в Иваново. А экипажи якобы тоже отправили домой.
Очевидно, что часть машин попала в ВВС РФ с АРЗ и ТАПоиЧ, где они находились на ремонте (дооборудовании). Такая судьба постигла, например, узинский Ил-78 76616, находившийся в Ташкенте - вскоре после распада СССР он оказался в Энгельсе.
Ниже приводится список 28 Ил-76/78 из втап/опсз, находящихся на территории Украины и оказавшиеся во втап/апсз, дислоцировавшихся на территории РФ. Год их передачи туда (до 1992 или после неизвестен) мне неизвестен, вероятно, что большая часть машин передана ещё во времена СССР в рамках "планового обмена" между полками, а меньшая - путём "прихватизации" и с АРЗ/ТАПОиЧ. Буду благодарен за помощь в установлении истины по второй группе машин (после 1991 года).
Прошу не искать политику в поднятой теме - её здесь нет (да и чтобы всё оценить правильно, надо было жить и летать в то время!). Поэтому искренне прошу обойтись без взаимных обвинений и оскорблений!
Данный вопрос интересует только со стороны истории серии Ил-76/78.

Итак, 28 машин:

Рег. Модиф. Откуда Куда
76592 76МД Арциз Иваново
76599 76МД Арциз Иваново
76602 76МД Арциз Иваново
76554 76МД Арциз Укурей
76668 76МД Джанкой Иваново
76638 76МД Джанкой Псков
76650 76МД Джанкой Псков
76669 76МД Джанкой Псков
78803 76МД Джанкой Укурей
78804 76МД Джанкой Укурей
86897 76МД Запорожье Иваново
76533 76МД Запорожье Иваново
76542 76МД Запорожье Псков
76530 76МД Запорожье Укурей
76538 76МД Запорожье Укурей
86913 76МД Кривой Рог Иваново
76733 76МД Мелитополь Новгород
76612 76МД Мелитополь Таганрог
76635 76МД Мелитополь Таганрог
76649 76МД Мелитополь Таганрог
76693 76МД Мелитополь Таганрог
76605 76МД Мелитополь Тверь в 1992 г. "захват"
76604 76МД Мелитополь Укурей
76613 76МД Мелитополь Укурей
76634 76МД Мелитополь Укурей
76639 76МД Мелитополь Укурей
76648 76МД Мелитополь Укурей
76616 78 Узин Энгельс в 1992 г. с ТАПОиЧ

Известны ли случаи задержания российских Ил-76 на территории Украины после 1991 года? Мне подобная информация не попадалась.

И как дальше эксплуатировали "прихватизированные" самолёты: ведь основная часть документации (те же самые формуляры) находились "на базе"?

Понимаю, что тема не слишком приятна - своеобразное "грязное белье", но это ведь тоже наша история, и от этого никуда не деться!

Заранее спасибо.
С уважением.
Сергей
aviafan
Старожил форума
17.02.2013 20:26
Тот же список, но отсортированный по возрастанию регистрационных номеров:

76530 76МД Запорожье Укурей
76533 76МД Запорожье Иваново
76538 76МД Запорожье Укурей
76542 76МД Запорожье Псков
76554 76МД Арциз Укурей
76592 76МД Арциз Иваново
76599 76МД Арциз Иваново
76602 76МД Арциз Иваново
76604 76МД Мелитополь Укурей
76605 76МД Мелитополь Тверь
76612 76МД Мелитополь Таганрог
76613 76МД Мелитополь Укурей
76616 78 Узин Энгельс
76634 76МД Мелитополь Укурей
76635 76МД Мелитополь Таганрог
76638 76МД Джанкой Псков
76639 76МД Мелитополь Укурей
76648 76МД Мелитополь Укурей
76649 76МД Мелитополь Таганрог
76650 76МД Джанкой Псков
76668 76МД Джанкой Иваново
76669 76МД Джанкой Псков
76693 76МД Мелитополь Таганрог
76733 76МД Мелитополь Новгород
78803 76МД Джанкой Укурей
78804 76МД Джанкой Укурей
86897 76МД Запорожье Иваново
86913 76МД Кривой Рог Иваново


...и по полкам-"получателям" Ил-76/78:
76592 76МД Арциз Иваново
76599 76МД Арциз Иваново
76602 76МД Арциз Иваново
76668 76МД Джанкой Иваново
86897 76МД Запорожье Иваново
76533 76МД Запорожье Иваново
86913 76МД Кривой Рог Иваново
76733 76МД Мелитополь Новгород
76638 76МД Джанкой Псков
76650 76МД Джанкой Псков
76669 76МД Джанкой Псков
76542 76МД Запорожье Псков
76612 76МД Мелитополь Таганрог
76635 76МД Мелитополь Таганрог
76649 76МД Мелитополь Таганрог
76693 76МД Мелитополь Таганрог
76605 76МД Мелитополь Тверь
76554 76МД Арциз Укурей
78803 76МД Джанкой Укурей
78804 76МД Джанкой Укурей
76530 76МД Запорожье Укурей
76538 76МД Запорожье Укурей
76604 76МД Мелитополь Укурей
76613 76МД Мелитополь Укурей
76634 76МД Мелитополь Укурей
76639 76МД Мелитополь Укурей
76648 76МД Мелитополь Укурей
76616 78 Узин Энгельс
poigenpsv
Старожил форума
17.02.2013 22:53
По моему двух не хватает, 86908, 86910.
Голубь мира
Старожил форума
18.02.2013 00:14
да давненько было, многое и не вспомнишь. Был одним из непримкнувших (отказник, в 175 втап Мелитополь таких набралось 36 человек). Достоверное подтверждение по 76605, в Твери его наблюдал с июня 92-го, два года он стоял на перемычке между магистральной РД и ВПП, пока переоформляли восстанавливали на него формуляры на заводе и в КБ. В марте 92 после окончательного решения о переходе полков 7 дивизи под флаг Украины, пришли известия о "захвате" трех самолетов в России и отправке экипажей на базы, оотказникам категорически запретили появляться на аэродроме, видимо страховались на случай угона, как в Староконстантинове (6 Су-24), и были разговоры о похищении и вывозе формуляров одним из техников в Джанкое(оговорюсь, что только слышал. Потом. летая в В.Новгород (Кречевицы, увидел там старого знакомого 76733 на котором работал с Ташкента в Афган в 88м. Вообще ротация самолетами проходила по мере укомплетования Кировабадского и Укурейского полков, но менялись "старые" на новые 78..., которые в принципе приходили с завода сразу на Украину, а 76... уходили в новые полки. Помнится интересная судьба 76612, 175 полк начал свое перевооружение с тройки76633, 634, 635 и т.д, а спустя полгода вдруг появляется 612, оказалось, что первоначально он строился то ли под А-50, то ли под ППС, но судьба повернулась по другому
aviafan
Старожил форума
18.02.2013 08:38
Уважаемый "Голубь мира"!
Спасибо Вам за воспоминания!

А чьи 3 самолёта "захватили" в РФ? Мелитопольские или запорожские? И когда это было?

Насколько я понял, 76733 оказался в Новгороде по плановой замене?

Так вот что по поводу формуляров - их просто восстанавливали через ОКБ и ТАПОиЧ!

И по поводу 76612 Вы заинтриговали!

Уважаемый poigenpsv!
А разве 86908 86910 - не тартусские борта?

Хорошего всем дня!
медведь
Старожил форума
18.02.2013 09:35
Тартусские конечно
CPU
Старожил форума
18.02.2013 12:19
76577 ?
Мороз А. И.
Старожил форума
18.02.2013 12:58
То aviafan:
"Потерял" ещё один из Джанкоя. Это 76643! Оба комплекта формуляров 668 и 643 остались в Джанкое. Саня Стремилов в 1995 году доложился что сделали "дубликаты". Опыт был.
По поводу 669, 650 и 638 это был не "захват", а размен на 86029, 028 и ещё одну "М"-ку.
По поводу 78803 и 804, то это было штатное увеличение численности полков ВТА до 31 самолета и увеличение штата на один отряд в 1-й АЭ. Потом эту директиву отменили, а с-ты отдали в Укурей.
маслопузый
Старожил форума
18.02.2013 13:15
А для чего история пишется? Чтобы в нужный момент всё хреновое вспомнить друг другу ? Ветка зараннее обречена на ругань...
aviafan
Старожил форума
14.04.2013 17:02
И всё же попробуем обойтись без ругани...
Ещё раз ко всем обращаюсь и надеюсь на понимание: просто история серии Ил-76/78 и - ничего лишнего!

Пока в списке "прихватизированных" числятся:

76668 76МД Джанкой Иваново
76643 76МД Джанкой Иваново
76733 76МД Мелитополь Новгород
76605 76МД Мелитополь Тверь
76616 78 Узин Энгельс

Непонятна ситуация с:

76554 76МД Арциз Укурей
76592 76МД Арциз Иваново
76599 76МД Арциз Иваново
76602 76МД Арциз Иваново
76530 76МД Запорожье Укурей
76533 76МД Запорожье Иваново
76538 76МД Запорожье Укурей
76542 76МД Запорожье Псков
86897 76МД Запорожье Иваново
86913 76МД Кривой Рог Иваново
76604 76МД Мелитополь Укурей
76612 76МД Мелитополь Таганрог
76613 76МД Мелитополь Укурей
76634 76МД Мелитополь Укурей
76635 76МД Мелитополь Таганрог
76639 76МД Мелитополь Укурей
76648 76МД Мелитополь Укурей
76649 76МД Мелитополь Таганрог
76693 76МД Мелитополь Таганрог

Кроме того, как минимум, 5 украинских военных Ил-76 так и остались в АК Атрувера:
Вот цитата из "Записок штурмана Ан-12":
"Мне удалось полетать в российской авиакомпании АТРУВЕРА, которая взяла в аренду пять Ил-76 и так их и не вернула..."

Четыре из них - это мелитопольские 76659, 76660, 76666 и 76672. А на "роль" пятой претендуют арцизские 76588 и 76591, а также криворожский 76567 (сейчас - RA-76848).
Или пятая машина тоже была мелитопольской? В таком случае, какой её номер?
TCO
Старожил форума
14.04.2013 17:07
Тарту - не совсем Россия. Эстонцы долго думали, но плюнули и видимо забыли
belka3782
Старожил форума
15.04.2013 16:29
все борта из мелитополя, до развала СССР были переданы в Кировабад ещё с началом переучивания полка в 1987г., а не при делёжке, полк из Кировабада (Гянджа) официально перебазировался в Таганрог 11.051992г. Знаю Псковских Ил-76М 3 борта остались по негласному соглашению в Азербайджане в Даляре, затем их перегнали в Насосную.
Голубь мира
Старожил форума
15.04.2013 21:22
To TCO - о чем забыли плюнули эстонцы- нафиг им это не упало, а среди наших тоже вожаков не нашлось, был бы кто и экипажи бы набрали , много там осталось укоренившиь, только пербежчиков не было, даже среди пилотов эстонской национальности
АТРУВЕРА - это уже проблема комерциализации украинского МО, в те 90-е это было очень просто показать фигу арендодателям, поначалу экипажу работали мелитопольские как бы в командировках, потом из уволившихся и оставшихся в Питере сформировался костяк компании, базировались на аэродроме Сиверский 40 км южнее Гатчины, , МО России тоже активно сдавало свободные территории в аренду, плюс у самолетов постоянно существовало трение с таможней Россиии, ведь они были нратоможены, тоно таке несколько самолетов арендованных в Джанкое создали котяк компании "Ветеран" в Раменском, только это уже был не дележ и н захват, чисто комеоция обраца 90-х
Liter
Старожил форума
15.04.2013 21:43
76648 остался в РФ без ничего.
parrot
Старожил форума
15.04.2013 21:53
Вместо того, чтобы таинственности нагонять слабо по нету полазить? Например по 76666 http://www.scramblemagazine.nl ... И т.д. И все дела
aviafan
Старожил форума
15.04.2013 22:50
Уважаемый "belka3782"!
Спасибо большое за информацию: "слона-то я и не заметил" - совсем забыл про Кировабад (Гянджу).

Из попадавшейся мне информации выходит, что из 4 Ил-76, приземлившихся в Далляре 08.06.92 г., "...в последующие дни удалось выпустить 2 Ил-76 с женщинами и детьми, а у пассажиров третьего «борта», прежде чем его выпустить, забрали всю радиотехнику и постельное бельё. ...четвёртый Ил-76 (СССР-86810) был захвачен азербайджанцами и перегнан на аэродром Баку (Бина)". Это подтверждает и ST. Борт, якобы, был из Жуковского, а до этого летал в Укурее.

Подскажите, пожалуйста, про 3 псковских "борта", оставшихся по "негласному соглашению в Азербайджане". Если честно, то у меня для них ни одного "кандидата" из состава псковского втап нет...

Уважаемый "Голубь мира"!
Вы правы - истории с Атруверой и Ветераном несколько выходят за рамки поднятой темы.

Буду благодарен, если ответите на вопросы по данным, озвученным Вами 18.02.13:

Чьи 3 самолёта "захватили" в РФ? Мелитопольские или запорожские? И когда это было?

Насколько я понял, 76733 оказался в Новгороде по плановой замене?

Уважаемый "Liter"!
Насколько я понял, СССР-76648 попал в Укурей после "прихватизации"?

Уважаемый "parrot"!
Спасибо за подсказку! Но в STDB тоже информация не всегда полна и правдива. Но перед трудом её создавших стоит "снять шляпу"!
Голубь мира
Старожил форума
17.04.2013 13:32
На предложенном Вам сайте прописано 76558 арциз-атрувера-...русь- катастрофа чкаловский
По поводу плановых перемещений и замен бортов не скажу не отслеживали
По поводу захваченных тоже - в 175 полку стрийский мелитполь не было, А вот о 76605 было точно , экипаж 25 го гвардейского полка оставил его в Твери
флекс
Старожил форума
17.04.2013 20:39
Чтобы не говорил топикастер все равно -эта ветка о копании в дерьме ничего ведь уже не поменять
СССР-86868
Старожил форума
17.04.2013 22:35
По 76542 всё верно, документацию восстановили, самолёт летал.
aviafan
Старожил форума
20.04.2013 12:40
Спасибо, уважаемые "Голубь мира" и "СССР-86868"!

Мелитопольцы подтвердили, что все Ил-76 ушли в Кировабад и Укурей по плановой замене. Кроме одной машины - 76634, которая на момент распада СССР оказалась в Ташкенте и уже оттуда "плавно переместилась" в Укурей.

Также интересно, как узинской Ил-78 76632 оказался после 1991 года в Энгельсе. Возможно, по "ташкентской схеме", а, может, где-то и "перехватили"...

Пока получается, что "прихватизированы" были:

76643 76МД Джанкой Иваново
76668 76МД Джанкой Иваново
76542 76МД Запорожье Псков
76605 76МД Мелитополь Тверь
76634 76МД Мелитополь Укурей
76733 76МД Мелитополь Новгород
76616 78 Узин Энгельс
76632 78 Узин Энгельс

Непонятно по:
76554 76МД Арциз Укурей
76592 76МД Арциз Иваново
76599 76МД Арциз Иваново
76602 76МД Арциз Иваново
76530 76МД Запорожье Укурей
76533 76МД Запорожье Иваново
76538 76МД Запорожье Укурей
86897 76МД Запорожье Иваново
86913 76МД Кривой Рог Иваново

Тут нужна помощь "арцизцев", "запорожцев" и "криворожцев"...

Уважаемый "Голубь мира"! Возможно, вспомните, чьи были три борта, а которых Вы писали:
"...В марте 92 после окончательного решения о переходе полков 7 дивизии под флаг Украины, пришли известия о "захвате" трех самолетов в России и отправке экипажей на базы..."

Всем хороших и плодотворных выходных!
Liter
Старожил форума
20.04.2013 12:53
76632 был передан в Иваново, потом в Оренбург и оттуда в Рязань.
aviafan
Старожил форума
20.04.2013 14:25
Уважаемый "Liter"!
Буду благодарен за подробности передачи из Узина в Иваново: какой это был год? До 1992-го или позже?

Т.к. мне попадалась информация, что после распада СССР-76632 оказался в Укурее, а затем - в Энгельсе.
Но зачем один Ил-78 в Укурее? И, равно, зачем он нужен был в Оренбурге, во втап, если заправщиков в Энгельсе-Рязани да и так не хватало... И зачем его отправлять в Иваново, если ещё с 1987-88 гг. экипажи Ил-78 практически переучивались при апсз?

Liter
Старожил форума
20.04.2013 15:01
Его небыло в Укурей никогда и в Энгельсе тоже. Орен его получил в 95 году из Иваново. Он стоял до передачи в Рязань.
Liter
Старожил форума
20.04.2013 15:05
648 и 634 это были " голые борта" тоесть без наземного оборудования. Что и доказывает что на момент развала они были в России и не отправились к себе. Оба на сегодняшний день летают !
aviafan
Старожил форума
20.04.2013 15:19
Большое спасибо, уважаемый "Liter"!
Особенно - за 76648! Значит, "мелитопольцы" не всё запомнили...

Вот бы узнать, когда 76632 попал в Иваново и, главное, каким образом!



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru