Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Чем грели самолеты во время ВОВ зимой?

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12

сергей52
Старожил форума
05.02.2013 10:49
Всем привет! В прошлые выходные "раздули" маслорадиатор на Яке, было -25.. Возник вопрос: каким образом в полевых условиях при низких температурах обеспечивали боевые вылеты для наших самолетов? Чем грели?
Ученый
Старожил форума
05.02.2013 11:10
Из техописания У-2:
"В зимнее время
1. Заправка горючим может быть произведена в любое время,
2. Заправка маслом производится перед запуском мотора, причем заправляемое масло должно быть разогрето до 75° С (температура воздуха ниже 0°).
3. После полетов, тотчас же после остановки мотора, спустить масло из масляного бака и мотора.
4. Освободить от масла все трубки масляной магистрали, продув последние.
5. Продуть трубку масляного манометра и заполнить ее глицерином.
6. Вывернуть калиброванный ниппель, продуть коленчатый вал, освободив последний от масла ААС.
7. Только после освобождения бака, мотора и магистрали от масла приступить к осмотру, уборке и заправке горючим."
Вот еще (из техописания Ли-2):
"Подогреватель мотора и маслобака с лампой АПЛ-1.
Подогреватель (фиг. 348) состоит из трубчатого каркаса и металлического колпака, изготовленного из листового железа или нержавеющей стали толщиной 0, 8 мм. Верх колпака имеет форму усеченного конуса с двойной стенкой и тремя отводящими патрубками. Внутри патрубков установлены дроссели с ручками для регулирования подачи теплого воздуха исетки для пламегашения.
Колпак подогревателя имеет дверцу для установки лампы.
На отводные патрубки надеваются гибкие металлические шланги или трубы, отводящие теплый воздух к мотору и масляному баку.
Дверца также служит для наблюдения за горением лампы и подкачивания воздуха насосом."
Orion
Старожил форума
05.02.2013 11:15
охохо У-2 то подготовить и обслужить после вылета как шатл запустить...
CJ
Старожил форума
05.02.2013 11:40
2сергей52
Самую полную информацию по интересующему вас периоду вы найдете в книгах:
НЭТС-40 (Наставление по эксплуатационно-инженерной службе ВВС РККА 1940)
Средства механизации аэродромного обслуживания самолетов, 1945 г.
сергей52
Старожил форума
05.02.2013 11:47
Спасибо! Пойду читать.. У-2 как шатл, правда.. Что же тогда было с "Максимом Горьким")))
vovan_su
Старожил форума
05.02.2013 11:56
2 сергей52
На ветке Ми-4 спроси.
Andrey omsk
Старожил форума
05.02.2013 17:09
С ума сойти процедурка ...
Вот только интересно , насколько снижался ресурс двигателя при периодическом сливе масла ?
При такой процедуре каждый пуск двигателя очень быстро приближал его конец ....и должен был очень сильно влиять на его ресурс (уменьшать )
Дело в том что когда система заполнена маслом , при пуске сразу практически появляется давление вмасляной системе .На фильтрах масляных даже клапана запорные стоят чтобы предотвратить слив масла из магистрали в поддон .спечиально чтобы сократить работу двигателя в первые секунды от масляного голодания .
А тут ..каждый пуск движок некоторое время работал в таком режиме ...пока насос масло закачает , пока давление появится ....
Ведь все знают что самое плохое для движка в плане износа это имеено первые секунды после каждого пуска ....
Интересно даже стало
Кофейник
Старожил форума
05.02.2013 17:13
Прокрутка вручную. Насос таки подаёт масло в магистраль. Далее - при ударных нагрузках при пуске - масло уже есть.
Читай руководство по эксплуатации ЗАЗ-968 ))))
CJ
Старожил форума
05.02.2013 19:05
Есть еще у кого интерес к этой теме? Сканы выкладывать?
Andrey omsk
Старожил форума
05.02.2013 19:21
На танке есть электро МЗН, сначала закачка масла до давления по манометру потом пуск ....
Прокручивать движок чтобы закачать масло не есть гуд .

ЮмоНин
Старожил форума
05.02.2013 20:51
Andrey omsk:

На танке есть электро МЗН, сначала закачка масла до давления по манометру потом пуск ....
Прокручивать движок чтобы закачать масло не есть гуд .


Да что за ерунда, Господа!!
Движку пох, прокручиваете Вы его руками, ногами либо стартером.
Главное чтобы не было вспышек в цилиндрах (ударных нагрузок)
Старый техник ULLI
Старожил форума
05.02.2013 21:42
2 сергей52:

Сергей, в гражданской авиации существует очень не плохой подогреватель УПВ-1.http://teh-inkom.ru/tehnika/de ... Три фазы 380в и керосин. Два рукава на выходе из которых можно сделать 100 и более градусов. Один рукав под капот справа по борту, а другой в маслорадиатор и створку не открывайте, чтобы грелись и шланги в крыле. Потом не забудьте и втулку винта прогреть немного.20 минут и Ваш Як будет прогрет для опробования двигателя.Если Вы летаете в такую погоду, то Вам без такого девайса не обойтись. Если на площадке нет 380 в , то поищите в интернете моторные подогреватели, я как то один раз даже запускал один такой(бензиновый), но название не помню. Можете на сайте Сосновоборского аэроклуба под Питером, задать вопрос. Они раньше такой подогреватель эксплуатировали. Все современные пукалки это дерьмо. Будете много раз менять маслорадиатор. Сам эксплуатирую две таких печки. Мягких посадок и не замерзните там в Яке в такую погоду :)
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.02.2013 21:54
2Старый техник ULLI:

Классика ИП-40 на Б70 С Ан-2
Старый техник ULLI
Старожил форума
05.02.2013 21:56
Первый раз ссылка не прописалась, пробую еще.
http://teh-inkom.ru/tehnika/de ...
Andrey omsk
Старожил форума
05.02.2013 21:58

ЮмоНин:
Движку пох, прокручиваете Вы его руками, ногами либо стартером.
Главное чтобы не было вспышек в цилиндрах (ударных нагрузок)

При чем тут ударные нагрузки ? есть трение , если почитаете принцип работы сопрягаемых деталей коленвала , поймете , что все между коленвалом вкладышем есть зазор, Принцип работы основан на разделении деталей за счет давления масла ...
Говоря упрощенно , представте круглое сечение шейки вала и представьте что он лежит в круглой постели большего диаметра , когда нет давления вал лежит на небольшой плошади вкладыша под своим весом и касается в некоторой части своей частью шейки , Когда появляется давление масла вал как бы всплывает , и становится точно по центру и крутится , соответсвенно вал за счет давления масла в процессе работы двигателя не касается стенок , потому и износ практически отсутсвует .износ происходит или выход из строя только при падении или отсутсвии давления масла ......
А ударных нагрузок там практически и нет , скорость поршня (шатуна )поступательная меняется синусоидально от максимальной к нулевой и обратно , и бесступенчато , если заснять на сверхскоростную камеру то вы увидите что поршень плавно разгоняется потом плавно тормозится до нуля проходя через вмт и опять разгоняется , вспышка и горение топлива тоже не происходит мгновенно, именно поэтому момент зажигания ставят чуть раньше чем поршень дошел до вмт, именно для того чтобы расширение газов началось к моменту когда поршень начинает движение вниз .
Ударные нагрузки возникают только в процессе детонации топлива , когда топливо самовоспламеняется раньше чем нужно , то есть топливо уже вспыхнуло , началось расширение , но поршень еще доходит до вмт , эти нагрузки могут разрушить двигатель .....
Вот как то так , вкратце .....
Andrey omsk
Старожил форума
05.02.2013 22:15
При эксплуатации коленчатого вала очень часто происходит возникновение износа схватыванием. Износ схватыванием первого рода возникает при отсутствии смазки и защитной пленки окислов при трении с малыми скоростями и удельными давлениями, превышающими предел текучести металла в местах действительного контакта. Схватывание происходит в результате большой пластической деформации поверхностных слоев металла и образования металлических связей между контактными участками поверхностей.

Andrey omsk
Старожил форума
05.02.2013 22:19
Трение между рабочими поверхностями, разделенными достаточно толстым слоем масла, называется жидкостным. В этом случае усилие, необходимое для перемещения деталей, значительно сокращается и резко уменьшается их изнашивание. В ДВС жидкостное трение удается осуществить в основном только в подшипниках коленчатого вала на рабочих режимах.
ЮмоНин
Старожил форума
05.02.2013 22:58
да понятны мне последние посты.физику процесса понимаю.
только вот вал никогда не " всплывает" при наличии давления масла.
Главное, чтобы масло просто БЫЛО по окончании прокрутки.
и потом, прокрутка , даже стартером, происходит на очень щадящих угловых скоростях КВ
Lee
Старожил форума
06.02.2013 00:52
Есть наш один очень хороший фильм о войне, летчиках.
Взгляд со стороны немецкого летчика Хартмана.
Очень правдивый фильм.
"Сердце врага"
Его снял наш друг режиссер, Александр Высаковский
Так вот там есть фактически документальный эпизод (зная Санину педантичность), как раз про то как грели двигатели зимой.
Если кому интересно - сброшу ссылку.
Думаю автор на меня сильно не обидится.
Obormot
Старожил форума
06.02.2013 01:16
В прошлые выходные "раздули" маслорадиатор на Яке, было -25..

* * *

а нормального масла, как для автомобилей, я так понимаю, так и не изобрели?

в войну, читал, техники заводили и прогревали каждые 2-3 часа, и так постоянно.

Lee
Старожил форума
06.02.2013 01:47
масло нормальное, современное, для самолетов есть.
надеюсь вы летаете не на МС-20?
но его обязательно все равно нужно греть.
современный авиадвигатель очень чувствителен к маслянному голоданию, которое очень вероятно при холодном масле из за его низкой текучести в холодном состоянии.
можно установить электрические обогреватели, очень удобно, воткнул на ночь в розетку, а утром, в любой мороз двигатель 50 градусов.
можно пользоваться всякого рода тепловыми пушками
http://www.aircraftspruce.com/ ...
JOKER
Старожил форума
06.02.2013 02:05
В одной книге однажды прочел, как немцы во время войны "расспрашивали" наших пленных как мы готовим и летаем в условиях Русской зимы. Так вот ответ наших пленных , поверг в шок педантичных до инструкций и технически образованных немцев.
После выключения двигателя, когда масло уже начинало остывать, в маслобак заливался бензин и двигатель потом прокручивался несколько раз. Вязкость масла падала, и потом движок просто запускался "на холодную". с увеличением температуры бензин испарялся.
А авиационные пушки, которые клинило от замерзающей смазки на морозе, просто опускали в корыто с почти кипящей водой, чтоб выгнать смазку, потом протирали и так и летали "на сухую".
Но тогда была война, жизнь боевых единиц отсчитывалась несколькими вылетами... было оправдано.....
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 04:06
У меня техник работал, Михалыч, который во время войны обслуживал Пе-2. Так вот он рассказывал, что зимой сливали воду и масло и утром на себе техник тащил на саночках бочку кипятка и бочку горячего масла, заливал все это вручную и потом пытался запустить двигатели. "Моторы" - как говорил Михалыч. Если запуск не удавался, то все надо было повторить - слить воду и масло, нагреть снова и залить по новой. Из полетов двигатели зачастую приходили с пробоинами или трещинами "рубашек" водяного охлаждения - приходилось под светом факелов всю ночь сначала снимать, ремонтировать и под утро ставить назад. Утром самолет был должен готов к вылету, иначе штрафбат за срыв боевого задания. Вот так...
Насчет добавления бензина в масло - на Ан-2 до сих пор стоит эта система. Электроклапан ЭКР-3 управляется с левого пульта КВС, время разжижения, т.е. время открытия клапана при работе двигателя перед остановом зависит от ТНВ, но обычно от 3 до 5 минут. Бензин подается в маслопровод на выходе из маслорадиатора. Если не разжижать масло то при ТНВ -40-45 гр. время подогрева двигателя увеличится примерно на час- полтора, т.е. вместо двух часов будете греть все три.
Слив масла никак не влияет на ресурс двигателя, так как масло сливается только с маслобака и маслорадиатора. Из двигателя масло не сливалось. Ресурс двигателей во время ВОВ был и так 100 - 150 часов между переборками, ремонтом эти переборки можно назвать с большим натягом.
Насчет одного умника здесь, который советует совать рукав мотоподогревателя в радиатор - никогда так не делайте! В конце подогрева продуйте маслорадиатор теплым воздухом, постоянно контролируя температуру рукой - радиатор очень запросто можно поплавить!
Сейчас столько всяких подогревателей, что я не стал бы брать наши МП-85 или МП "Север". Есть хорошие с электроподжигом и безопасные, зачем вам головная боль с этим старьем?
igorgri
Старожил форума
06.02.2013 05:35
2 JOKER:

Кто то из немцев писал, как русский пленный налил бензина в металлический поддон, поставил под движок и поджег бензин. Немцы были в шоке.

Кстати - есть справочник немецкий за 1942 год по советской авиатехнике, начинают с самолета, потом - двигателя, винты ну и до наземного оборудования. Надо там глянуть
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 05:44
Да ну, глупости! Это все равно что снаряды греть на костре. Самолет горит всего минут пять и за такое расстрел однозначно!
Были бензиновые подогреватели - ставили под двигатель типа примуса с длинной трубой под лючок на капоте, но вообщем безопасная вещь, но следить надо постоянно.
У нас в гражданской авиации этими древними девайсами пользовались до конца шестидесятых.
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 05:56
Кстати оружие, Михалыч рассказывал, перед зимой замачивали в бензине, оттирали досуха и потом смазывали АМ-70/10 - гидравлической жидкостью. Чтоб оружие кипятить в воде - надо же до такого додуматься!
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 05:57
Кстати оружие, Михалыч рассказывал, перед зимой замачивали в бензине, оттирали досуха и потом смазывали АМ-70/10 - гидравлической жидкостью. Чтоб оружие кипятить в воде - надо же до такого додуматься!
igorgri
Старожил форума
06.02.2013 06:53
Нет, все же соврал, нашел
Flugzeuge Flugzeugausruestung und Waffen der Sovjetische Luftwaffe, 1942 на 214 страниц (тут одна редиска для личного обогащения ставила страницы невидимыми, оставляла только один раздел и выкладывала все это на файлообменники, а там разделов то много)

Нет там наземного оборудования...
CAND
Старожил форума
06.02.2013 07:09
Lee:

масло нормальное, современное, для самолетов есть.
надеюсь вы летаете не на МС-20?
но его обязательно все равно нужно греть.
современный авиадвигатель очень чувствителен к маслянному голоданию, которое очень вероятно при холодном масле из за его низкой текучести в холодном состоянии.
можно установить электрические обогреватели, очень удобно, воткнул на ночь в розетку, а утром, в любой мороз двигатель 50 градусов.
можно пользоваться всякого рода тепловыми пушками
http://www.aircraftspruce.com/ ...



Современное, "нормальное" масло стоит "номальных" денег. А двигатель М-14 на ЯК-52 никак современным не назовёшь! Расход масла у него, особенно на пилотаже - будь здоров! При нынешнем их состоянии, с паспортными данными сильно не сходится. Поэтому многие и летают на "старом добром" МС-20. И применяют разжижение масла бензином, что предусмотрено ИТЭ и конструкцией М-14. С подгревом только масла (электро, например) двигатель в любой мороз не запустить - в холодных цилиндрах не будет испарения топлива и не будет вспышек, поэтому приходится греть весь двигатель.

CAND
Старожил форума
06.02.2013 07:13
2Andrey omsk: Вы наверняка не знаете авиационных поршневых звездообразных двигателей, коими являются М-11 на У-2 или М-14 на современных ЯКах. Ну и про масло МС-20 тоже.


aerik
Старожил форума
06.02.2013 09:13
Старый техник ULLI:

2 сергей52:

Сергей, в гражданской авиации существует очень не плохой подогреватель УПВ-1

УПВ-1 весит 450кг, тяжелый, требует 3-х фазный ток. Зачем им для ЯКа такой? Рекомендую МП-70 полностью автономный, вентилятор крутит поршневой экономичный одноцилиндровый моторчик, не требует электроэнергии. И весит в 2 раза легче - 230 кг
CJ
Старожил форума
06.02.2013 09:24
igorgri:
Нет там наземного оборудования...
++++
Я дико извиняюсь. По-моему, у выше уже выложил массу картинок назменого оборудования из книги "Средства механизации аэродромного обслуживания самолетов" 1945 года.
Этого мало?
igorgri
Старожил форума
06.02.2013 09:36
Такие книжки надо в сеть выкладывать... Полностью...
А того, что отдельные странички - этого МАЛО
gansFK
Старожил форума
06.02.2013 09:43
Мля, нашим старикам воевавшим и обслуживающим данные крафты, памятники ставить.У меня ныне покойный дедок(ВОВ), рассказывал, что в 50 градусный мороз за 2 дня до вылета, или вообще что б поддержать летную экстренную боеготовность: накрывали МО, до самой земли, ставили простую керосинку, и парили до самого вылета.Одна проблема-конденсат, карбюратор и СЗ этого не любит
CJ
Старожил форума
06.02.2013 09:48
А того, что отдельные странички - этого МАЛО
+++
Выложил то, что непосредственно к теме относится.
Даже спасибо ни от кого не услышал.
CAND
Старожил форума
06.02.2013 10:19
gansFK:

Мля, нашим старикам воевавшим и обслуживающим данные крафты, памятники ставить.



Эт точно! А ведь еще и летали в открытых кабинах зимой и летом по нескольку часов на больших высотах на ТБ-3, например.
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 10:33
Я вот "отпахал" 15 лет в Якутии и то со страхом представляю, как это день за днем работать на технике сутками без обогрева, спать где попало, питаться чем попадя, даже переносок нормальных не было и при этом чуть что - штрафбат и не докажешь особисту, что это матчасть подвела или летчик что-то не так сделал... Во система качества была, Quality Dept нервно курит в сторонке!
Мой Михалыч рассказывал, что в основном на смекалке выезжали, так как техника была просто кошмар, каждый день головоломки. Делали без ничего и из ничего все что требовалось, дорабатывали матчасть прямо в частях, в чистом поле.
igorgri
Старожил форума
06.02.2013 10:45
2 CJ:

Ну это всегда так... Вы думаете мне кто то за трилогию Тихомолова «Романтика неба» спасибо сказал? Хобби - оно делается потому, что хобби, а не выдача спасибо и бабла...
Старый техник ULLI
Старожил форума
06.02.2013 11:27
2PROEN:
Пишет Вам умник вставляющий рукав печки в маслорадиатор. А что Вас так озаботило, Вы представляете какая должна быть на выходе температура, чтобы поплавить соты маслорадиатора? Як то грели хоть раз? Я всю жизнь в большой авиации на всех типах использую МП-300 и пока ничего не поплавил, хотя влагоотстойники в подполье на Ту-134 можно было поплавить на раз На печке есть таблица температуры на выходе рукавов в зависимости от температуры наружного воздуха. Берем регламент Як-18Т или Як-52, там прописано какая должна быть температура на выходе из рукава. Современные подогреватели есть, но фирменные очень дорогие, а китайские аналоги замерзают сами. Пытался эксплуатировать две пушки, их автоматика замерзает сама по себе и отказывает , приходится отогревать саму печку. И все это по эффективности до -10 градусов, а цена китайской печки почти как УПВ-1. Если на аэродроме есть электричество, то МП-85 или УПВ-1 это идеальный вариант. При нормально накачанных дутиках даже с полным баком кероса катается очень легко одним (двумя по снегу) человеком. Четыре рукава на две дырки(первые рукава с асбестом) и кабель -50 метров. Самолет готовится очень быстро.

МП-70 тоже отличный и автономный агрегат, но я помню умаялся запускать его.

А вообще то честно не понимаю зачем летать в такой мороз. Подготовка самолета - боевые действия 41 год. В самолете (все Яки)дубак, руки примерзают, в ДСках тесно.
Obormot
Старожил форума
06.02.2013 11:51
***Современное, "нормальное" масло стоит "номальных" денег.

а маслорадиаторы стало быть бесплатные.
как и танцы с бубном вокруг промерзшего аппарата.


***С подгревом только масла (электро, например) двигатель в любой мороз не запустить - в
***холодных цилиндрах не будет испарения топлива и не будет вспышек, поэтому приходится
***греть весь двигатель.

грейте только масло и карбюратор. серьёзно.
два обычных бытовых фена вам очень помогут, если есть электричество.
если сделать к ним рукава для "точечной" подачи горячего воздуха - будет еще лучше.
способ проверенный.
CJ
Старожил форума
06.02.2013 11:59
2 igorgri:
Да мне не нужно "спасибо":-)) Просто мне показалось, что информацию по теме я выложил достаточно полную, но никто ее даже смотреть не стал.
CAND
Старожил форума
06.02.2013 11:59
2 Obormot: Грея только масло "бытовыми фенами" вы быстро узнаете стоимость м/радиатора.

Lee
Старожил форума
06.02.2013 12:23
2 CAND:
Электрические подогреватели греют не только масло, а целиком весь двигатель, в том числе и головки.
про масло - выбор масла, конечно, за вами, только вот расход того Аэрошелла будет ниже.Я на Ан-2 летал на нем.

Для воздушного обогрева вот достаточно удобные девайсы:
http://www.flameengineering.co ...


сергей52
Старожил форума
06.02.2013 12:28

to CJ: Спасибо большое за книги! Я их так и не нашел в гугле(((

Всем спасибо за советы! Печки у нас есть, просто самолет после вылета постоял 20 мин, перед запуском посмотрели температуру все ок, запустились давление в норме.. и тут бац))) МП-70 тоже в сарае стоит. но выглядит она как-то угрожающе)))
CJ
Старожил форума
06.02.2013 12:39
сергей52:
Не за что! В "гугле" этого нет:-)
Кстати, если не секрет, вы на лыжах летаете?
CAND
Старожил форума
06.02.2013 12:46
2Lee: Каким образом эл.подогреватели масла греют головки? Лучше на них ссылку дайте!
Lee
Старожил форума
06.02.2013 13:19
http://www.aircraftspruce.com/ ...

в специализированных комплектах(предназначенных для конкретного двигателя) заменяются болты или прокладки на головке.
в универсальных - есть отдельный элементы которые могут греть как поддон/картер/радиатор и т.д. и т.п.

http://www.tanisaircraft.com/P ...
http://www.reiffpreheat.com/pr ...

вот воздушный, для электричества.
http://www.aerothermheaters.co ...

с воздушными подогревателями (электрическими, на топливе), которые не имеют контроля температуры на выходе - нужно быть очень осторожными.
сергей52
Старожил форума
06.02.2013 14:03
Лыж нет, две ГВПП есть. Летаем на колесах.
вжикк
Старожил форума
06.02.2013 15:18
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru