Мобильная версия
Войти

Ахмет-Хан Султан. Катастрофа ЛЛ Ту-16.

 ↓ ВНИЗ

igorole
Старожил форума
15.12.2012 22:36
Человек, достойный примера для подрастающих пацанов.
Ничего, кроме невыхода закрылков, в сети не нашёл.
Форумчане из ЛИИ, - можно поподробнее, как о человеке и лётчике?
aeroman
Старожил форума
15.12.2012 22:46
Прочитайте книгу штурмана-испытателя ЛИИ Леонида Попова "Страстная неделя"(есть в инете), там очень много интересного. В том числе и про упомянутую катастрофу.
Васильев Алексей
Старожил форума
15.12.2012 22:49
В Жуковском даже улица есть названная в честь него
openair
Старожил форума
15.12.2012 22:51
Поправочка маленькая: Амет-Хан Султан
unic
Старожил форума
15.12.2012 22:52
Амет-Хан
КВС Су-24
Старожил форума
15.12.2012 22:57
igorole:

Человек, достойный примера для подрастающих пацанов.
Ничего, кроме невыхода закрылков, в сети не нашёл.
Форумчане из ЛИИ, - можно поподробнее, как о человеке и лётчике?

Гуглить не пробовали?
Экипаж Амет-хана погиб 1 февраля 1971 года в 11 час. 43 мин. под Егорьевском. В акте расследования было записано: «Причиной катастрофы самолета Ту-16ЛЛ № 8204117 явился обрыв внешних закрылков самолета, находившихся в посадочном положении, при скорости полета по прибору, превышающей 500 км/час. Причину отклонения закрылков в связи с полным разрушением самолета и уничтожения его фюзеляжа в результате пожара в месте падения установить не удалось».
Вот что о катастрофе Амет-хана Султана говорил ведущий ученый ЛИИ Н.Г.Щитаев: «С Амет-ханом погибли еще 6 человек. Делали они режимы при выпущенных закрылках во взлетном положении. Командир дал команду на набор. То ли он сам, то ли второй пилот вместо того, чтобы поставить закрылки на уборку, поставили их на выпуск. Самолет в процессе разгона вошел в «клевок» и сломался – закрылки отвалились при выходе на большую скорость. Причем не одновременно
http://www.sovross.ru/modules. ...
igorole
Старожил форума
15.12.2012 22:59
Извиняюсь.
Амет-Хан Султан.
CJ
Старожил форума
15.12.2012 22:59
Еще книга Г.А. Амирьянца "Летчики-испытатели. Сергей Анохин со товарищи".
openair
Старожил форума
15.12.2012 23:08
Один из самолётов на котором он летал до сих пор хранится:
http://s017.radikal.ru/i422/12 ...
NavMNS
Старожил форума
15.12.2012 23:08
В Крыму, в Алупке есть музей Амет-Хана Султана. Попасть в него пока к сожалению у меня не получилось. Вот только снимок есть:

http://www.airliners.net/photo ...
NavMNS
Старожил форума
15.12.2012 23:12
openair:

Один из самолётов на котором он летал до сих пор хранится:
http://s017.radikal.ru/i422/12 ...



Да, вот он этот самолет:

http://www.airliners.net/photo ...
КВС Су-24
Старожил форума
15.12.2012 23:13
openair:

Один из самолётов на котором он летал до сих пор хранится:
http://s017.radikal.ru/i422/12 ...

Это самолет из бывшего музея ХВВАУЛ, каждый день ходили мимо, стоял на старом плацу.
Соколёнок
Старожил форума
15.12.2012 23:14
У нас в городе открыли недавно памятник ему:
http://www.nr2.ru/pict/arts1/r ...

Можно сказать, что этот памятник, посвящён подвигу всех советских лётчиков в годы Великой Отечественной. Символично, что он открывает проспект Авиаторов в Заволжском районе Ярославля. Сквозной силуэт самолёта с красными звёздами и два поддерживающих его крыла с заклёпками...
На постаменте – бюст дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану. Таран над Ярославлем стал боевым крещением для 22-летнего Амет-Хана Султана. Тогда 4-й ИАП защищал город от налётов немецких бомбордировщиков. Мишенями врагов были заводы и железнодорожный мост. За этот подвиг Амет-Хан Султан получил именные часы и звание почётного гражданина Ярославля. Теперь об этом подвиге напоминает памятник на проспекте Авиаторов.
openair
Старожил форума
15.12.2012 23:19
КВС Су-24:


Это самолет из бывшего музея ХВВАУЛ, каждый день ходили мимо, стоял на старом плацу.

Почти все из музея ХВВАУЛ там стоят. Не достался Су-7Б и был там ещё Як-25 в начале 70-х
КВС Су-24
Старожил форума
15.12.2012 23:29
Когда я учился Як-25 уже не было, стоял Як-52(типо это Як-18А), Л-29, Л-39, УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21(именно этот)МиГ-21У, МиГ-23, Су-7Б...но сдается мне, что я такую надпись(шрифт точно не такой, и буквы больше) наблюдал и на спарке:)Осенью 1990 года, зачем -то закрасили фонари синей краской...увозили музей то же при мне, мы приехали на 10-летие выпуска(2003г)в это время их пилили и утаскивали на длинномерах.
Вот так растаскивали музей...суки...
http://img-fotki.yandex.ru/get ...
igorole
Старожил форума
15.12.2012 23:49
КВС Су-24:
Вот так растаскивали музей...суки...
___________
На метллолом.
Память не вытащишь и не конвертируешь.
Пока помним и передаем свою память, - эти люди живы.
openair
Старожил форума
16.12.2012 00:07
КВС Су-24:

...в это время их пилили и утаскивали на длинномерах.
Вот так растаскивали музей...суки...
http://img-fotki.yandex.ru/get ...

Не, это везут на холодную гору. Мы оттуда их и забирали.
Остатки надписи на спарке я раскопал потому как тоже помню её. Там просматриваются Титов и Комаров. Как я понимаю, в фомуляр записывалась фамилия командира, а кто летел "курсантом"... Можно только предположить кто на нём летал в ОИТАП.
Итого вывезли (спасли) Миг-21 -2 шт, Миг-15УТИ, Миг-19, Миг-23, под вопросом Миг-17 и Л-29 (предположительно, но не достоверно).
http://s017.radikal.ru/i416/12 ...
КВС Су-24
Старожил форума
16.12.2012 01:12
Вот эта спарка, в принципе, что там есть надпись видно, по полосам отблесков на шрифте, от солнца.
http://aviakon.narod.ru/Foto/T ...
http://aviakon.narod.ru/Foto/T ...
vasilf
Старожил форума
16.12.2012 01:24
NavMNS:

В Крыму, в Алупке есть музей Амет-Хана Султана.


Там и памятник ему есть: http://autotravel.ru/phalbum/9 ...
Китай
Старожил форума
16.12.2012 01:43
Всегда считал, что он, - воевал с немцами, 2 герой Советского Союза.
Хромой
Старожил форума
16.12.2012 01:45
Отдыхал как-то в Судаке. Там есть улица им.Амет-Хана Султана. Кроме хозяина гостиницы никто не знал кто этот человек. Говорят- наверно какой-то татарский хан...
openair
Старожил форума
16.12.2012 04:02
КВС Су-24:

Вот эта спарка, в принципе, что там есть надпись видно, по полосам отблесков на шрифте, от солнца...

Ну да, ну да.. Сначала играются, аки дети малые, а потом: "...кто довёл до такого состояния?... в металлолом повезли..."
http://s41.radikal.ru/i093/121 ...
Не обиды ради, просто поворчать.
Вот ещё:
http://s017.radikal.ru/i424/12 ...
http://s020.radikal.ru/i720/12 ...
http://i011.radikal.ru/1212/d3 ...
А вот первоначальную надпись на спарке найти пока не удалось
Pax_Miks
Старожил форума
16.12.2012 04:50
Китай:

Всегда считал, что он, - воевал с немцами, 2 герой Советского Союза.

Да и правильно считал. Первый боевой вылет - 22 июня 1941 г. Последний - 29 апреля 1945 г.
Валерий Иванович
Старожил форума
16.12.2012 08:23
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПЕРВОПРОХОДЦАМ! РОДИНА НЕ ДОЛЖНА ЗАБЫВАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ ПРЕДАННО СЛУЖИВШИЕ ЕЙ!
Ослик
Старожил форума
16.12.2012 19:18
Оказывается, есть художественно-биографическая книга о нём:
http://epizodsspace.airbase.ru ...

В частности, там рассказано, как после войны он добровольно отказался от учёбы в военно-воздушной академии, почувствовав, что ему не хватает образования. И как после этого он с большим трудом пробивался в лётчики-испытатели. Уникальная история!
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
16.12.2012 20:49
Какие-то курсантские ошибки.
На какой скорости выпускали закрылки?
Вроде невозможно не почувствовать, в какую сторону они идут
Юрий_2
Старожил форума
16.12.2012 21:05
КВС Су-24:

openair:

Один из самолётов на котором он летал до сих пор хранится:
http://s017.radikal.ru/i422/12 ...

Это самолет из бывшего музея ХВВАУЛ, каждый день ходили мимо, стоял на старом плацу.



Сейчас в Луганске в музее при АРЗ (на бывшей стоянке ВВАУША.
ЛК
Старожил форума
16.12.2012 21:15
Химик - Гуторов Вадим:

"... Вроде невозможно не почувствовать, в какую сторону они идут"


А сколько времени выпускаются эти самые ... закрылки из промежуточного положения?
И какая зависимость между скоростью полёта и нагрузкой на закрылки?
CJ
Старожил форума
16.12.2012 21:22
Вот отрывки из книги Амирьянца:
Летели они на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ – испытывался опытный турбореактивный двигатель под фюзеляжем самолета. Почему-то после взлета оказались неубранными щитки-закрылки. И когда машина стала разгоняться, один из щитков оторвался – его потом нашли отдельно. Создался резкий крен, который невозможно было парировать. Это и привело экипаж к гибели. Есть и другие версии, и мы к ним еще обратимся. Эта же интересна нам тем, что, по словам Павла Владимировича, – это версия Анохина... Не знаю, кому изменила память, но в некоторых деталях эта версия представляется неточной. Действительно, по мнению большинства специалистов, причиной гибели экипажа стали неубранные закрылки, которые при разгоне машины стали разрушаться, что вызвало резкое изменение момента тангажа (и крена), перегрузка намного превысила допустимую, машина стала разваливаться, и в кабине возник кислородный пожар. С высоты около 2000 м машина падала по наклонной траектории, и на пути в несколько километров были разбросаны части самолета. Именно эта, наиболее вероятная версия в дальнейшем будет рассмотрена более детально...
…О причинах гибели экипажа Амет-хана Казьмин говорил: "К моменту вылета летающей лаборатории Ту-16ЛЛ с опытным двигателем под фюзеляжем, когда в сборе был уже весь экипаж, один из его членов обедал. Амет-хан как командир экипажа решил не ждать его. Между тем, этот член экипажа делал на борту хотя и не главное, но весьма важное: он сообщал командиру положение механизации, шасси, положение и режим работы исследуемого двигателя и т.д. Полетели без него. …. Никто командиру не напомнил, что щитки-закрылки на всех этих режимах оставались – вопреки логике – в выпущенном состоянии….
В официальной версии было записано, что произошел самопроизвольный выпуск закрылков...".
В целом, с версией Казьмина о гибели Амет-хана соглашался Валентин Петрович Васин.
«...Площадки", на которых испытывался опытный двигатель, были поначалу примерно на 500 м, на скорости 300 – 400 км/ч, – вспоминал Васин. – Машина, заправленная топливом, весьма тяжелая. Поэтому мы в подобных условиях полета обычно выпускали закрылки градусов на 10 – 20. Экипаж Амет-хана успешно выполнил режим на малой высоте, и они пошли на высоту 2000. А про закрылки – забыли! Пока скорость была небольшой, закрылки выдерживали…»…
Лифантьев рассказывал то, что знал: «У второго пилота перерыв в летной работе составлял 11 месяцев. По команде командира "убрать закрылки", он стал их выпускать. Об этом стало известно по положению штока. Вместо взлетного угла закрылков 20 градусов, они оказались на посадочном угле – 35 градусов. Меня с этим самым штоком посылали в ЛИИ. Кроме того, опытный двигатель во время этого полета запускали с самого взлета. Так что естественно, что вскоре из-за быстрого роста скоростного напора полностью выпущенная механизация разрушилась».
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
16.12.2012 22:00
2ЛК:
про время - не знаю, но думаю обычное.

зависимость между скоростью полёта и нагрузкой на закрылки - думаю, прямая, больше скорость - больше нагрузка.
НА 29й элке вроде автоматически убирались при превышении определенных скоростей. Но не слышал, что б до этого кто-то доводил
КВС Су-24
Старожил форума
16.12.2012 22:25
НА 29й элке вроде автоматически убирались при превышении определенных скоростей. Но не слышал, что б до этого кто-то доводил

Мало значит слышали, у меня убирались закрылки перед ДПРМ, сопровождаемые фразой КЗ.."Сукин сын!Куда Вы летите?Как сейчас помню, был 30 полет(полет на целесообразность дальнейшего обучения)В летной книжке, где расписывалась проверка, ПРЕДПОСАДОЧНОЕ СНИЖЕНИЕ:
- по скорости -неуд.
- по высоте -удовл.
- по направлению -удовл.
ЛК
Старожил форума
16.12.2012 22:35
Химик - Гуторов Вадим:

"про время - не знаю, но думаю обычное."


Весёлый ответ.


"зависимость между скоростью полёта и нагрузкой на закрылки - думаю, прямая, ..."


Совсем даже не прямая, а ... кривая! Скорость-то в квадрате!


"НА 29й элке вроде автоматически убирались при превышении определенных скоростей. Но не слышал, что б до этого кто-то доводил"


Докладываю: я доводил.
При уходе на второй круг ткнул сначала на кнопку уборки шасси, а потом на кнопку уборки закрылков. Угадайте с трёх раз закрылки при этом уберутся?
Забегая вперёд скажу, что уберутся, но ... не всегда. И скорость увеличиваться не будет!
Я ей 97 процентов, а она всё равно не растёт. Я ей 100 процентов, а она всё равно не растёт! Как будто кто-то её за хвост держит. А кто её может держать? Закрылки-то я убрал. Я точно помню, как я ткнул на их уборку.
И вдруг, "она" как ... прыгнет. Потому что, закрылки пошли на уборку ... автоматически.
rook
Старожил форума
16.12.2012 22:36
Старожил
форума
Химик - Гуторов Вадим:

2ЛК:
про время - не знаю, но думаю обычное.

зависимость между скоростью полёта и нагрузкой на закрылки - думаю, прямая, больше скорость - больше нагрузка.
НА 29й элке вроде автоматически убирались при превышении определенных скоростей. Но не слышал, что б до этого кто-то доводил


При чем тут Элка? И доводили. Особенно при имитации.Только мамины калоши не причем.-(
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
16.12.2012 22:48
2ЛК:
Вот я как раз про это, как можно не заметить, что как будто за хвост кто-то держит
КВС Су-24
Старожил форума
16.12.2012 22:56
Химик - Гуторов Вадим:

2ЛК:
Вот я как раз про это, как можно не заметить, что как будто за хвост кто-то держит

В жизни бывает всякое, знаю экипаж летавший 56 минут с выпущенными ТЩ...в итоге прыгнули по полной выработке топлива, в 15 км от аэродрома.
ЛК
Старожил форума
16.12.2012 23:01
Химик - Гуторов Вадим:

2ЛК:
Вот я как раз про это, как можно не заметить, что как будто за хвост кто-то держит


Держит-то всего ... около 5 секунд. А потом ... всё. Приплыли.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
16.12.2012 23:10
2КВС Су-24:
А вот то что все в жизни бывает это 100%!!!
КВС Су-24
Старожил форума
16.12.2012 23:42
Ту-16 по началу падали часто, мой старший брат деда погиб в Белой Церкви, когда там произошло подряд 2 катастрофы Ту-16...Хижняк - 14.10.1959г. и следом брат деда - 08.12.1959г. Два Героя Советского Союза...служили вместе, и лежат в Борисполе вместе, причем у деда кто-то из экипажа остался жив.У Хижняка в братской могиле лежит 6 человек, у брата деда 5 человек...так и лежат 2 экипажа рядом...за одной оградой.

ЛК
Старожил форума
17.12.2012 00:06
КВС Су-24:

Тоже закрылки ... поставили на выпуск?
Тюшин Вадим
Старожил форума
17.12.2012 00:07
Кое-что есть у А. М. Маркуши в книге "Дайте курс". Прямая ссылка на книжку:
http://firstep.ru/library/Arti ...
Ссылка на библиотеку: http://firstep.ru/library/libr ...
КВС Су-24
Старожил форума
17.12.2012 00:28
ЛК:

КВС Су-24:

Тоже закрылки ... поставили на выпуск?

Перевернулись на взлете, брат деда летел за инструктора, взлетали в сторону города, после отрыва от полосы и набора 20 метров вдруг он резко увеличив тангаж круто пошел вверх, затем с правым поворотом упал практически на полосе и начался сильный пожар.Катастрофа произошла из-за обрыва верхнего рычага секторной качалки руля высоты. Экипаж, 5 человек, погиб....КОУ остался жив.
ЛК
Старожил форума
17.12.2012 00:43
КВС Су-24:

"... резко увеличив тангаж круто пошел вверх, затем с правым поворотом упал практически на полосе ...
Катастрофа произошла из-за обрыва верхнего рычага секторной качалки руля высоты."


А правый "поворот" откуда взялся?
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
17.12.2012 10:05
2ЛК:
А правый "поворот" откуда взялся?


Видать из-за срыва потока
kollega
Старожил форума
17.12.2012 10:14
Один эпизод из жизни Героя.
На юбилее багеровского полигона слышал, гос. премию им. Сталина Амет-Хан получил за посадку управляемой крылатой ракеты с отказавшим двигателем.
Kostsapr
Молодой боец
30.10.2020 20:36
Между прочим, его 100-летие отмечается в эти дни

https://riadagestan.ru/news/no ...

https://zoritabasarana.ru/rubr ...

http://izberbash-info.ru/newsr ...




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru