Мобильная версия
Войти

МИ-4..

 ↓ ВНИЗ

123..212223

korvl22001
Старожил форума
15.12.2012 18:55
Старожил
форума
Viktor49A:



2AI:
Ну что ж, раз Вы наблюдали это лично, придется поверить и принести извинения.
Хотя, честно говоря, представляя себе огромный патрубок и мощный выброс выхлопных газов,
любую банку должно снести с него, как представляющую сопротивление и преграду. Если только не были сделаны какие-нибудь жаберные щели с дырочками в дне банки, позволявшие более равномерно выходить газам. И даже в этом случае "всплывает масса сопутствующих нюансов". Ну да ладно. Оставим на веру :)

Тут что-то не так с банкой. НАПРЯМУЮ надев на патрубок хоть свободно, хоть "с натягом" её "сплюнет" от первого же цикла выхлопа. Чтоб она удержалась - не может быть и речи. Энергией выхлопных газов спокойно приводят во вращение турбину на некоторых двигателях.....там даже если просто давление на дно банки посчитать, сотни килограмм будет....может банками на стоянке трубы прикрывали, на неработающем ...не знаю в общем, но ДАВЛЕНИЯ ВЫХЛОПА они не выдержат....
korvl22001
Старожил форума
15.12.2012 19:14
В связи с этим фильм вспомнил. Там на СХработах Ка-26 был.....молодой парнишка в кого-то влюбился, а её парень в выхлопную трубу СВЁКЛУ засунул......тот взлетел чуть....зачихал, раскачиваться начал и не помню....то ли сел, то ли упал с небольшой высоты....в общем старый фильм, не помню как называется, мож смотрел кто.
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 19:17
2korvl22001:

Вот и у меня сомнения :)
Но, товарищ говорит что видел своими глазами.
Я обычно верю когда так говорят, до тех пор, пока не появятся новые обстоятельства=:)
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 19:30
2korvl22001:
Да, помню этот фильм о романтичном пилоте и не менее романтичной профессии вертолетчика Аэрофлота.

Ну насчет КА-26 и его падения от свеклы в выхлопной трубе - это наверняка только в кино бывает :) У него ведь прямой выпуск газов, и в относительно короткой трубе, без всяких бочек, как у автоглушителя. Тем более у Ка-26 диаметр поршней - не чета "жигулям".

А у автоглушителя - имеются перегородки и отверстия в них рассчитанного диаметра, с целью снизить скорость конечного истечения газов. И если такой автоглушитель заткнуть, у него вероятно будет "больше шансов" накопить противодавление, и негативно отразиться на фазах "впуск-выпуск". (Я так думаю :)
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 19:38
Даже и Ми-4 - подогреть "четверку" от поддона с углями на -35 с ветерком - рассказывайте такие сказки пионэрам в школе! А ВР-4 вы чем грели? МС-20 на -35 как замерзший гудрон и провернуть непрогретый редуктор невозможно! Я уж не говорю о промежуточном и хвостовом редукторах, где заливали гипоидку, которая уже при -20 становилась камнем. А втулку что, не надо греть?! И с Бо-10 и БО-20 я имел дела не по наслышке, если свеча накрылась, то стучать по корпусу бесполезно, так как свеча внутри обогревателя в центре бензинового испарителя и достучаться до нее невозможно! Кстати, гораздо проще было бы ее выкрутить и подогнуть сгоревшее место, на один запуск может бы и хватило. У каждого б/механика были запасные свечи на БО-20, так как без обогревателя летать было нельзя.
Вторую скорость с 1974 года отключили по всему парку МИ-4 по доработочному бюллетеню.
кокпит
Старожил форума
15.12.2012 19:40
А как по устойчивости (продольным и поперечным каналам)вела себя 4-ка, ведь центр тяжести смещен вниз (двигатель)?И наверно этим выигрывала у вертолетов традиционной схемы?...
Старый рыглан
Старожил форума
15.12.2012 20:00
Фильма про вертолетчика и свеклу в КА-26 называлась "Шла собака по роялю"...
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 20:07
2PROEN:
На очередной встрече ЛО надо будет спросить бывшего бортмеханика. У него с памятью должно быть ещё неплохо по поводу температуры наружного воздуха в тот день. Если он меня "опровергнет", придётся извиняться :)

По поводу БО - не стану повторяться.

Насчет "второй скорости" и её отключения, по бюллетеню: Завтра позвоню командиру "четверки", которому мы возили в горы запчасти для его подбитой машины, и включали вторую скорость нагнетателя: В каком году это было, и тогда "сделаем оргвыводы":)
semen
Старожил форума
15.12.2012 20:24
Viktor49A
Мне в кайф общаться с теми кто еще помнит этот по моему мнению просто замечательный аппарат, и совершенно не нравится , как решаются разногласия в некорректной форме, конечно, мы многого можем не помнить, но случай описанный Виктором 49 почти в точности был и у меня, лопасти каруселью таскали друг за другом, все были в мыле, даже чуть не спалили вертолет, но все таки улетели, а вариантов было не много, или замерзаешь в тундре или выживешь
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 21:24
2semen:
=:)
И мне интересно вспомнить эту ласточку и пообщаться с летавшими на ней. Уж настолько она при всей своей громоздкости и семи с половиной-тонном весе была послушна, эволютивна и чувствительна к малейшему движению пилота, что через полгода после ввода в строй, некоторые, в основном сами ещё молодые командиры, смело нам доверяли управление вертушкой от запуска и до посадки. А в патрульные многокилометровые перелеты вдоль трубы, дальновидные командиры надевали на второго колпак из черной материи, и мы долгими часами пилили по приборам, потея и тихо матерясь :) Зато потом - говорили спасибо, когда эти навыки вытаскивали из сложнейших ситуаций, куда по молодости сами же влазили.
И каждый командир давал своё (из тех, что придавали значение натаскиванию вторых).
Одни - учили точности выдерживания курса, другие точности выхода в заданную точку, третьи показывали свои коронные взлеты которые помогали в трудную минуту, в местах откуда взлететь с полным полетным весом было очень непросто. А когда мне - ещё пацану, дали зайти в горах первый раз, я был вне себя от счастья и очень старался :) Зато придя на Ми-1, никаких сложностей с первого дня не испытывал, т.к. бесценный опыт полетов на Ми-4 свою лепту внёс.
korvl22001
Старожил форума
15.12.2012 21:54
Было ещё кино..но это уже совсем мутно помню, цветной фильм "Пущик едет в Прагу"....чего и как не помню, медвежонок там был. Но показали Ми-4 изнутри....шум страшенный)) и что-то крутилось.....что, так и не пойму. То ли барабан лебёдки, то ли ещё что....но КРУТИЛОСЬ...черная бочка какая-то, как мне показалась)))
korvl22001
Старожил форума
15.12.2012 22:16
Хорошая штука интернет, нашел....не знаю, такая ссылка, на 1.05 и 1.11 Ми-4, точно лебёдка там, лестница в кабину...или трап, как там она называется)):
http://video.yandex.ru/#search ...
korvl22001
Старожил форума
15.12.2012 22:27
Интересно))). Стабилизатор стреловидный, неужели уж помогает? За передними стойками висит что-то, контейнер типа....бензобак что ли? Кронштейны какие-то типа антенн перед стабилизатором.....в кабине не так уж и шумно оказалось (в кино))
Яныч
Старожил форума
15.12.2012 23:06
Летал в 1966 - 68 гг на Ми-1 в Ростовском УАЦ . Самые теплые воспоминания от полетов на вертолете. Поражает память участников обсуждения о всех нюансах эксплуатации Ми-4. Просто молодцы !!!
SERDG
Старожил форума
16.12.2012 00:25
Привет, друзья и коллеги!
Давно не выхожу в эфир(иногда почитываю).Но эта тема мне очень близка.
Всё написанное прктически правильно(удивляюсь и завидую памяти заслуженных аксакалов)
Добавлю только немного.
-Расход топлива 220(правильно было сказано), только не л, а кг(т.е 280-290 литров)
-Двигатель АШ-82В.Отличие от 82Т(на ИЛ-14)-Двигатель устанавливался под углом 28градусов выходным валом против полёта.Поэтому дополнительно имелись межцилиндровые патрубки(дюриты)и дополнительный насос(или ветка от насоса точно не помню)для закачки масла в цилиндры первой "звезды".Нагнетатель односкоростной, вторая скорость была отключена(летал 1978-1982).На валу висел вентилятор принудительного обдува.А 82Ф(н, т)были на ЛА-5 и7, где-то про это читал.Какие-то мелкие отличия ещё были, но уже не помню точно.
-Бо 20 висел на правом борту.Но работал только в полёте.Т.к , в отличие от БО-10, у него не было вентилятора, и он работал только от набегающего потока.Взлетели, запустился, будет вам счастье, если нет, не повезло.
-Выхлоп.Я работал на Чукотке, растительности особой не было.Пламя, поджигающее было только на запуске.Но, на точках б\м контролировал запуск с огнетушителем(3 месяца в году, а потом он не нужен ;)

Ну а в остальном практически всё уже рассказали спецы и патриархи.
boyan
Старожил форума
16.12.2012 02:11
Яныч
Он сейчас если не ошибаюсь стоит в лаборатории РФ МИИГА, под зданием Ростовского аэровокзала
semen
Старожил форума
16.12.2012 08:29
Ни о каких банках на выхлопные патрубки я не слышал, а тем более не видел, согласен с тем, что там сумашедшей силы выхлоп и все сметет на своем пути
Viktor49A
Старожил форума
16.12.2012 11:33
Доброго утра, всем помнящим и любившим "Четверочку" !

С утра обзвонил настоящих Аксакалов и Патриархов и немного "попытал":)
Один из них сразу и спросил: кто бортмеханик был ?
Я говорю: по моему "тот то".(А он был всех наших отрядовских патриарше)
Вопрос: Движок разжижали ?
- Разжижали конечно - говорю. Я - про редуктора баю.
Тогда патриарх добавил: Ну вот. А он (бортмеханик) наверняка ещё бензинчику и в редуктора плеснул, если не АМГ, пока вы в тепле у заказчика нежились.
И добавил: Кто-нибудь из вас ходил ещё гонять вертушку, и включал ли трансмиссию ?
Подумав, вспомнил: Я и ходил тогда, по заданию командира. Запускался и на связь выходил, передал корректив к плану на завтра. Трансмиссию включали с бортмехаником, но не взлетали, так как высотный борт помог.

Ми-4, которому мы возили запчасти и включали вторую скорость, подломался в мае 73го.
Этот же командир который "подломался" сказал, что у нас - вторая скорость работала
на всех "четверках" и после 74го. А там, где не работало почему то включение 2й скорости "электрически", включали "принудительно протянутым проводом".

Viktor49A
Старожил форума
16.12.2012 11:52
Добавлю коротенький рассказ ранее написанный, о первых шагах на ласточке,
под названием Ми-4:

- Будешь слева крутить ? - спрашивает Александр Васильевич - мой командир звена
на Ми-4.

- Чего спрашивать то ? По глазам видно - рвётся изнутри радость: мне, второму пилоту – "без году неделя" - доверяют ! - Буду конечно – бормочу благодарно и, пока не передумали скатываюсь вниз по лестнице.
От радости, чуть не смёл с неё «бортового».

- Тю – шальной ! - смеётся Н.З. - так в шутку зовём уважаемого нами Николая Захарыча, нашего бортмеханика - громадного роста мужика с рассечёной губой и огромными ладонями.
Его боятся даже угрюмые, заросшие густой щетиной, буровики, бредущие к вертолёту неуверенной походкой, выдающей неумеренно «отдыхавших».
На его грозно сдвинутые брови и маленькие глазки в которых прячется смешинка, нельзя смотреть без трепета. Весь вид говорит сам за себя: Вот я тебя щааас !!!

От его вида и взгляда безропотно выгружают «излишки» пайка, из-за якобы «перегруза», в виде консервов. Причём, излишки выгружают в том же вертолёте в котором летят. Выкладывают... в ящики, на задних створках.
И безоговорочно выходят лишние, когда на лютом морозе и на пронизывающем до костей ветру, торопятся в теплое чрево грохочущей "четвёрки", улетающие домой.

- Ты куда, Витька ? - изумлённо вскидывает брови Н.З.?
Сияя как медный тазик на весененем солнышке, тычу пальцем в потолок.

- А-а - тянет Н.З., ну давай сынок. - Осторожно только ! - Не убей старика.
Но я уже не слышу ничего: птицей взлетаю по щёлкающим как волчья пасть, пружинящим ступенькам наверх, в вожделенную кабину.
Там тепло - недавно убрали рукав подогрева, а сидение ещё хранит тепло Сан Васильича.

Кручу рукой – «к запуску !» и, через пяток минут, мы уже «вспорхнули» с площадки заказчика, недалеко от атомного опреснителя солёной воды, в г.Шевченко.
Пошли работать в район Нового Узеня.

«Открутив» рабочий день, счастливый и уставший, впервые - сам, осторожно и бережно рулю по бетонке аэропорта.
Васильич нет-нет да и дёрнет рукой, вроде волосы пригладить хочет.Но потом, передумывает.
Зарулили; встал против ветра и нежно опуская шажок на пол, чувствуя вдруг, что вертолёт как то странно просел чем то "бумкнув".

Но техник, внизу-впереди - делает «крест руками».
Переключив на «единичку», давлю кнопку отключая трансмиссию.
Щёлкаю на ноль переключателем магнето, и потянув кран останова, «тушу» движок.

- Рр-ах-ах, чмок-чмок-чмок - задохнувшись стихает полуторатысячесильный зверь, в железной клетке под ногами.
- Приехали !
Повернувшись к Васильичу, выпаливаю скороговоркой: «разрешите получить замечания, тащ командир ?»
Тот смотрит на меня, улыбаясь глазами.
- "Ты, сынок, на велосипеде ездить умеешь ?" - спрашивает Васильич.
Чувствую подвох, но в чём - не врубаюсь.

- «У-умею - неуверенно бормочу, и Васильич удовлетворённо кивнув головой, зовёт
жестом – пошли !
Быстро - задом-наперёд и щёлкая ступеньками, слетаю вниз, к задумчивому «кэзу» и заломившему шапку на затылок, Захарычу.
Они пялятся на заснеженную поверхность рулёжки, чмокают губами и качают головами.

- «Да что такое ?» - хочу спросить и осекаюсь - на снегу отчётливо видны следы "нашего" руления.
Но полос на снегу, от рулившей вертушки, только от.... двух колёс, левых.
Васильич с Захарычем смотрят на меня, делают "большие глаза" и показывают жестом и пальцами: а где еще два ?!
- Аааа !- доходит до меня. То-то Васильич дёргался.
Но терпеливо ждал однако, будучи наготове.
Ну и нервы !:)
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
16.12.2012 15:21
Попробую на этот форум вытащить своего отца, может что расскажет, 16 тыщ налетал КВСом на Ми-4 на ДВ, Камчатке и окрестностях с 60 по 80й год.
Егор
Старожил форума
16.12.2012 18:31
Приветствую ветеранов! Аксакалу низкой поклон! (Виктор, это вам ))).
Не могу не пискнуть в общий хор))
На северах меня отец тоже брал с собой и катал на Ми-4: и хаживал я тогда в свободное от полетов время в начальные классы средней школы. Года это были тоже начальные-семидесятые. Только отец мой он не пилот, а нефтяник, ну а по налету часов с его работой у него иногда выходило и поболее летной саннормы.
Ко времени моего прихода в авиацию "четверок" уже "ушли" с летной работы, поэтому мне инженерить на них не довелось, пришлось на "восьмерках". (Кстати, пользователям МП-40 нижайший поклон от бывшего коллеги). Но никогда не забуду, как в босоногом детстве, лежа на пузе, поливал "врагов" с Ми-4 огнем в нижний блистер, который в те годы еще не был заделан металлом.
Здоровья вам, уважаемые, и побольше от вас рассказов и фактов!
Всем удачи!
bobrovsky
Старожил форума
17.12.2012 00:48
На любом аэродроме, за поляркой.. в Туруханске за створом полосы валялось штук шесть и двигатели -новьё в коробах -упаковках.. сей конечно вывезли всё и продали, а раньше - поставь, почисти и в полёт.. была тяжкая катастрофа в 81 году.. разбился борт на посадке.. вахта и экипаж погибли.. разрушение вала трансмисии вроде.. странно, видел сам пацаном, но нигде про это ничего.. июнь 81 года 14 человек, вертолёт упал в Енисей.
Viktor49A
Старожил форума
17.12.2012 10:00
Доброго утра, уважаемые посетители веточки !

Спасибо за лестные слова, но ко мне вряд ли подходит слово аксакал (белобородый) :)
А вот мои настоящие аксакалы, ещё бодро идущие с нами по жизни, в редчайшем случае имеют возможность выйти в интернет - и из-за неважного зрения, и из-за неумения пользования, и из-за отсутствия, как такового. А жаль. Они могли бы столько интересного нам рассказать. Ведь они стояли у истоков вертолетной авиации Казахстана.
На встрече в августе, мы с удовольствием приветствовали нашего старейшину, которому за 80, но он ещё подвижен, бодр и как всегда немногословен - дай Бог ему здоровья ! Вот он и начинал летать на первом вертолете Ми-4, пришедшем в "9ю экспедицию" (12й авиационный отряд) - в последствии - Бурундайский авиаотряд. Ми-4, Ми-1, Ми-8. Налет - за полтора десятка тысяч часов. Его фамилия Поминов Михаил Иванович. Вот он - настоящий аксакал и патриарх.
За ним стали приходить на вертолеты, переучившись, и самолетчики с По-2, т.к. нужно было срочно осваивать новую технику. Им было по двадцать два - двадцать пять года. И они собирали и накапливали по крупице, бесценный опыт управления и эксплуатации новой техники. Ми-4 освоили быстро и очень любили за простоту и неприхотливость. Ми-1 - тем более.
Услуги развивавшегося быстрыми темпами авиапредприятия были нарасхват, т.к. растущему быстрыми темпами государству требовались универсальные воздушные транспортные средства, способные садиться в труднодоступных местах и доставлять в любую точку грузы, людей, вести наблюдения да ещё и выполнять аэрогеологические, аэрогеофизические, аэромагнитные исследования.
Поступали два вертолета Камовской конструкции Ка-15, но после нескольких лет попыток работы и мучений с ним, двух опытных пилотов - Емельянова Л.Н. и Цельмана И.А., от этого типа вертолета отказались.
Не так давно ушел из жизни, один из опытнейших и замечательных пилотов, осваивавшим и КА-15. Он прошел все типы включая По-2, Ка-15, Ми-1, Ми-4, Ми-8 и имея громадный опыт полетов в горах и личное чутье, мощную интуицию и обладая наблюдательностью и смелостью, был нашим горным асом и гордостью. При всем при этом - скромным, и смущающимся при внимании к нему человеком. Его звали Игорь Андреевич Цельман.
Рядом с ним работали его товарищи Пархатов Я.А., Балицкий Ю.Ф., Калганов В.Н., Заборский А.Ф., Емельянов Л.Н., Каракулько А.С. , Белозеров А.В.

Вот это - наши патриархи и аксакалы, хоть некоторых из них уже нет с нами.
Но мы с благодарностью помним их, наших учителей....

Наши патриархи:

Слева-направо Пархатов Я.А., Цельман И.А., Поминов М.И.

http://photos.streamphoto.ru/b ...

Стоит и делится с нами, историей отряда, Калганов В.Н.

http://photos.streamphoto.ru/9 ...

Жаль - у меня мало таких драгоценных фотографий....
П.С.
Но может-быть зайдет сюда кто-то из наших, или дети-внуки тех кого я назвал, и добавят фотографий.
А также - может-быть добавят свои фотографии, другие патриархи эпохи применения вертолетов, со всего Советского Союза.

С уважением,
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
17.12.2012 10:12
2Viktor49A:

Здесь есть фото. Камчатка. ДВ

http://www.odnoklassniki.ru/pr ...
semen
Старожил форума
17.12.2012 10:20
http://radikale.ru/data/upload ...

Вот такую фотку у себя нашел, гоняли гусей на линьке , Чукотка , начало 80-х
semen
Старожил форума
17.12.2012 10:27
http://radikale.ru/data/upload ...
Монино, музей авиации 2012, фотография на память , этот вертолет подарил мне счастливую жизнь в Авиации
Viktor49A
Старожил форума
17.12.2012 10:30
2Химик - Гуторов Вадим:

Вашим отцом можно по праву гордиться.Я посмотрел несколько фотографий. Зайду ещё.
Передавайте ему поклон, от младшего поколения.

2semen:
Хороший кадр, Игорь =:)
Принимал участие в этом или просто кадр чей то сохранился ?
А ведь, несмотря на серьезнейшие раны, устояла на ногах машинка, благодаря твердой руке пилота.

Чем хороши были Ми-1 и Ми-4, так это мгновенной реакцией машины на движения органами управления.
А главным правилом которому нас учили, при появлении неизвестных шумов, ударов, звуков, неуправляемых эволюций - было "шаг в пол". Немедленно.
Это и дало возможность "устоять на ногах" вертушке и уменьшило расходы по восстановлению машины :)(Я так думаю). Кстати за время работы, практически только одну "четверку" видел на боку, на фотографии.
semen
Старожил форума
17.12.2012 10:36
Нет, это не мой "подвиг", я только последствия увидел и сфотографировал, благо председателем комиссии был Борис Павлович Комков, прекрасный человек, Заслуженный Пилот-вот уж точно аксакал, он как мог замял это дело и экипаж отделался легким испугом
Viktor49A
Старожил форума
17.12.2012 10:41
Ясно :)
Им - повезло тогда.
Viktor49A
Старожил форума
17.12.2012 10:51
У нас в КУГА (в Мангышлакском ОАО), на рыбалке "острогой по осетру", не обошлось, к сожалению. Очень хороший командир и опытный и спокойный, чиркнул хвостовым винтом о воду. Машину положили набок. Пока шли к берегу, от переохлаждения умер бортмеханик по-моему. Командир сел. Что пришлось ему пережить в тюрьме - не описать простыми словами, и это - в советское время. Очень уважаю его как сильного духом и физически человека и командира, и соболезную, хоть и прошло много лет. Всем сходило с рук, а ему не сошло. Судьба, видно отвернулась в этот момент, а может-быть - криво ухмыльнулась. Надо попробовать разыскать его. Говорят, он вернулся и живет в Алматы.
Viktor49A
Старожил форума
17.12.2012 16:29
Недавно случайно наткнулся на эти ролики и взял себе в Избранное:

"Секреты конструктора Миля. Фильм1"

В четвертой части ролика становится понятным "Когда пришло время строить Ми-4":)

http://www.youtube.com/watch?v ...
korvl22001
Старожил форума
17.12.2012 17:08
semen:

http://radikale.ru/data/upload ...
Монино, музей авиации 2012, фотография на память , этот вертолет подарил мне счастливую

А две скобы для чего над иллюминаторами? И снизу что висит у него, под днищем? Заранее спасибо).
semen
Старожил форума
17.12.2012 17:20
Скобы -это просто ступеньки, подножки или опоры, как хочешь называй, а вот под брюхом расположена гандола, в армейском варианте там лежал стрелок -радист и уничтожал супостата пулеметным огнем
кокпит
Старожил форума
17.12.2012 18:21
Народ , может кто и знает , где найти 4-ку в Волго-Вятском регионе?
prostak
Старожил форума
17.12.2012 19:13
если четверку из Уктуса кто приобретет - могу от нее БЦН подарить... для комплектности ;) с 85го года лежит
кокпит
Старожил форума
17.12.2012 19:25
Дмитрий свяжитесь со мной lenar-ibraev@mail.ru
korvl22001
Старожил форума
17.12.2012 19:49
semen:

Скобы -это просто ступеньки, подножки или опоры, как хочешь называй, а вот под брюхом расположена гандола, в армейском варианте там лежал стрелок -радист и уничтожал супостата пулеметным огнем

Ндэээээ.....зимой окочуришься там))).....да и по ступенькам непонятно....куда лазить? может втулку осматривать....
semen
Старожил форума
17.12.2012 19:55
И втулку и редуктор
Viktor49A
Старожил форума
18.12.2012 17:05
Чому ви зажурились хлопцi ?:)
Viktor49A
Старожил форума
18.12.2012 17:23
"Говорят пьяного и собака не трогает"

Два экипажа вертолетов Ми-4, втч наш, отработали в Шевченко и возвращаются домой, в Алма-ату. На дворе - глубокая осень; рейсы задерживаются и откладываются, а некоторые ещё и переносятся. Мне, поручено командиром экипажа взять «места» домой, на ближайший «Ил-18».

Выполнив поставленную задачу возвращаюсь к ребятам, в оккупированный кружок крохотного зала, в аэропорту. Многие - навеселе, но норму знают.
Вдруг под потолком щелкнуло, и шурша и хрипя, "сказало":
- Самолёт такой-то (называют наш рейс), задерживается по метеоусловиям Москвы до такого то времени.

Через некоторое время снова «вещают»:
- Рейс такой-то, следующий по маршруту «такому то» - Шевченко-Алма-ата (номер рейса другой) вылетел из «такого-то пункта», расчётное прибытие во «столько-то».
Мой командир занятый расписыванием «пули», машет мне: Витька, мухой переделай места на этот рейс ! Со скрипом правда, но выполняю. Молодость, напор и, свой - служебник как никак.

Ждём прибытия самолета. Народ, расслабившись и чувствуя себя уже в кресле лайнера по пути домой «допивает» последние командировочные копейки.
Всё вроде в норме кроме «бортача» со второго экипажа: он - «совсем хороший», но держит марку - сидит в кресле молча, стараясь не падать, и только икает беспрестанно.

Раздаётся голос «под потолком»:
- Рейс такой-то (наш), задерживается в одном из пунктов промежуточной посадки, до такого-то времени.
Немного погодя щелкнуло и «заговорило»:
- Рейс такой-то (предыдущий наш - на который первично были сделаны места), вылетел и прибытие в Шевченко во столько то.

Прикинув соображаю: предварительно время прибытия – раньше, чем время, до которого задерживается наш второй рейс, на который переделал места.
Командир поднимает натруженные «непомерными трудами» глаза, и делает мне знак:
- Вп-ерёд, бля !
Выполняю - благо сменилась девушка «делавшая» нам места на второй рейс.
Поставив штампик она хотела было спросить какого хрена.. я дрыгаюсь туда-сюда, но увидев мою многочисленную «развесёлую компанию», воздержалась - чего уж тут непонятного ?
Народ, разбрёдшись и растёкшись радостно дожидается рейса.

«Щелкнув, из динамика захрипело»:
- Рейс такой-то и рейс такой-то (оба «наши» - и первоначальный и последующий), задерживаются метеоусловиями такого-то пункта.(Как бы не Гурьева). Не помню уже.
«Хрип с потолка» продолжил:
- О времени вылета будет сообщено дополнительно.

Народ, очнувшись смотрит на меня.
- А я что могу ?!- таращу на них глаза.

И тут, тот же «голос» продолжил хрипя, гад:
Прямой рейс такой-то, из «оттуда то»… и следующий в Шевченко и Алма-ату, прибывает в Шевченко «во столько то»…
Народ вопросительно-требовательно глядит на меня, а командир пожав плечами и воздев к небу руки, разводит ими в стороны: Мол, что поделаешь ? Такая твоя планида.

Иду в «перевозки» и глядя в пол, прошу переделать нам места на «этот» рейс.
Дежурившая женщина - уже «в годах» дама, молча взяла билеты и позвонив куда-то красной ручкой перечеркнула все предыдущие записи. Так же молча вписала новые места, на этот, подлетающий, как нам казалось рейс. Мне бы, её нервы !

Возвращаюсь в зал, успокаиваю народ, с тоской глядящий на меня:
- Мол, всё в порядке братцы !
Братцы успокаиваются, а бортмеханик Лёха мирно спит в кресле, забравшись на него с ногами и подложив руку под щёку.

Мы оживлённо готовимся к вылету, как вдруг «глас из рупора» вводит в состояние полного «столбняка»:
- Рейс такой-то (последний наш) ещё не вылетал. Рейс из Москвы (самый первый наш), вылетел из Гурьева и прибудет в Шевченко, через полчаса.
- !!!!!!!!!!
На меня, уже никто из наших не смотрит – всем и так всё понятно. Я конечно же иду в «перевозки».
Мда.
- Иду - говорю.

Viktor49A
Старожил форума
18.12.2012 17:26
Но меня там «посылают» так «далеко», что у нас - «не хватит топлива похоже», даже с «дополнительной бочкой» - и нашей и наших коллег. Заодно подробно «объяснили» мне «куда следует» «пристроить, засунув», все наши билеты - «анатомически» очень точно указав «координаты», и «особенности» «применения».

Выхожу из комнаты «начальника отдела перевозок» печальный как рыба-луна, не гляжу на нашу «молчаливую команду», и иду покурить на улицу.
Командир, уже не вмешиваясь в течение обстоятельств и видя по моему лицу и горящим ушам результаты «переговоров», курит рядом.

Вдруг видим, как мимо нас, пошатываясь и молча проследовал бортмеханик из второго экипажа – Леха, доселе мирно спавший «с ногами на кресле».
В руке - чемодан, на голове - шапка кокардой «задом-наперёд». Кидает его бедолагу из стороны в сторону как шлюпку в десятибалльный шторм, но «курс» на ворота держит верно.

Мы ему «кричим шепотом»: Куда ты Лёха ? Стой дурило ! Погоди же. Счас тебя увидит местный командир, и будет нам полный абзац !
Реакция на наши призывы – абсолютный ноль, а ведь мы - «чужие здесь». Мы у командира отдельной Шевченковской эскадрильи, как кость в горле. «Столичные», - как нас называют.

Слышим «рычит Ил-18» московский, руля на перрон.

Трап подкатывают и с него сходят с «шевронами» «от кисти до плеча» несколько дядЕй-лётчиков. Встали возле трапа, закурили, разговаривают.
Лёха, "ничтоже сумняшеся" качаясь как рыбацкая шаланда на волне, идёт мимо них и споткнувшись о ступеньки трапа, роняет чемодан, одолев почти половину ступеней в «вертикальном состоянии». Но, решительно опустившись на руки, таки продолжает путь - хрен с ним, с чемоданом !
Вдруг, один из «дядей с шевронами до плеча» подхватывается, и - к чемодану.

Мамочки ! Прёт наверх, поддерживая и Лёху под белы рученьки...
Возле нас с командиром хлопают изумленно глазами экипажи, без одного бортмеханика.

Выходит на трап «посадочная дежурная» - та самая, что «объясняла мне про «применение билетов» - и найдя глазами меня (наверно запомнила почему-то) машет рукой показывая:
- Давай билет !
Командир, втянув голову в плечи обронил: …Ну всё ! Счас запишут фамилию и снимут с рейса, а нам - пикелей выпишут, всем.
Кивает мне - отдай билет !

Как ни странно, ничего подобного не случилось. У меня забрали Лехин билет, оторвали посадочный талон и, … вернули билет стюардессе. Трап отъехал, дверь закрылась, «Ильюшин восемнадцатый», запустив свои четыре могучих двигуна медленно порулил, увозя домой Лёху.

П.С.
..мы «уехали» на последнем рейсе. В салоне самолета было меньше половины народу - все «слабонервные» измотав в конец «перевозки», разлетелись кто куда.

Лёха-же, когда мы начали дома его спрашивать: Неужели ты не видел кто стоит возле трапа самолёта ? - ответил, дословно: Бросили меня и рады, бл-ди ! - Я очнулся в Алма-ате – бурчит на нас мрачно, Лёха. "Стюра" будит меня, а никого из экипажей в самолете нет. Чуть умом не тронулся ! Куда меня бл., завезли то ?! Хорошо, что мужик какой-то с кучей «шевронов» на рукаве - заботливый однако, сказал что мы - в Алма-ате и можно выходить.
Я и вышел...
И продолжил качая головой: Э-э-эх ! Бросили и рады. Товарищи называетесь.
Бл-ди вы все !
Ту-114
Старожил форума
18.12.2012 19:40
Ми-4 ведь был первым вертолетом для регулярных пассажирских перевозок.

Вот такие вертолетики летали из Адлера в Сочи в 1959 г.
http://www.airliners.net/photo ...

В Крыму Ми-4 летали из Симферополя в Ялту, Судак. В фильме 1966 г. "Акваланги на дне" есть сцена, когда одного из мальчишек отправляют из Судака к родне на Ми-4.

А в 60-х Ми-4 вовсю возили пассажиров между аэропортами и к аэровокзалу на Ленинградском. Билеты стоили порядка 3р. Во Внуково четко помню стойку в зоне входа прилетевших пассажиров в зал 2 (в этом месте в "Мимино" герой пытался вступить в контакт с прибышем из Тбилиси экипажем). Тетенька вещала через громкоговоритель, что "через 10 мин. вертолет отправляется в Домодедово, осталось 2 места". Ми-4 порхали туда-сюда и были привычным явлением несколько лет. Потом Ми-4 ушли, какое-то время и уже намного реже летали Ми-8, а потом и вовсе объявили, что возить народ на вертолетах невыгодно и они перегружают своим присутствием и без того загруженную зону вокруг Москвы... Сколько раз уже возникали разговоры о вертолетах из наших аэропортов? Фигушки, сходим с ума в пробках под пресловутую рекламу Аэроэкспресса.

На Камчатке в начале 70-х Ми-4 сопровождали туристов, топавших по путевкам в Долину гейзеров. Тогда в ряде остановочных пунктов были обрудованы лабазы для пополнения запаса продуктов, которые доставлялись вертолетами. Там же при необходимости обессилевшие туристы загружались в Ми-4 и отправлялись в Петропавловск. В этих вертолетах, насколько я помню, стоял дополнительный бак по центру салона.
Musicbox
Старожил форума
18.12.2012 19:48
И все же! Где его достать?По теме.
Viktor49A
Старожил форума
18.12.2012 19:58
В Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан) в 60-х - 70-х годах Ми-4 выполнял регулярные пассажирские перевозки в отдаленный поселок Карагужиха, причем были и пассажирские машины, оборудованные шумопоглощающей обшивкой и креслами "лицом вперед", а не откидными боковыми лавками. Там впервые, я и познакомился с этим прекрасным винтокрылом, с борта которого в хорошую погоду была видна гора Белуха.
AI
Старожил форума
18.12.2012 20:31
Ту-114:

На Камчатке в начале 70-х Ми-4 сопровождали туристов, топавших по путевкам в Долину гейзеров. Тогда в ряде остановочных пунктов были обрудованы лабазы для пополнения запаса продуктов, которые доставлялись вертолетами. Там же при необходимости обессилевшие туристы загружались в Ми-4 и отправлялись в Петропавловск. В этих вертолетах, насколько я помню, стоял дополнительный бак по центру салона.

Четверки на Камчатке до конца семидесятых весьма активно и много использовался во многих случаях(работах).В частности работали с вулканологами и различным ученым людом, специалистами по всяким гейзерам, термальным источникам(не помню как они называются).В долину гейзеров у них(четверок) была "протоптана"тропа.Нашей группе экскурсантов-туристов в долину гейзеров предлагалась доставка (если потребуется) в Петропавловск, но маршрут возврата в базовый лагерь у группы был другой и возвратились своим ходом(ходили пешим порядком, на лыжах).С упоминанием Камчатки припомнилось вот это фото(композиционно красивое, видовушное, так сказать), полагаю "курилка" надымившая в пол неба это Толбачик.
http://postimage.org/image/ifk ...
Дополнительный бак в салоне четверки - хороший "девайс" позволявший барражировать в воздухе продолжительное время.В нашем отделении авиалесоохраны на четверках они(баки) тоже стояли.Правда доставляли некоторое неудобство нам при размещении своих шмоток(оборудования) но на облетах районов больших по площади баки эти вещь весьма полезная летали по районам, точную цифирь не назову, но три часа наверняка, время то не засекали, использовали его, время, для дремы....
http://postimage.org/image/fhb ...
Старый рыглан
Старожил форума
18.12.2012 21:43
В Темрюке (Краснодарский край) в качестве экспоната военного музея под открытым небом стоит Ми-4, внешне вполне в приличном состоянии. Может местные власти согласятся обменять его на какую-нибудь раритетную военную цацку?
flat
Старожил форума
19.12.2012 10:58
На форуме вертолетчиков, на ветке 332 гв.отбвп на стр.8 и 9 есть несколько фотографий Ми-4
flat
Старожил форума
20.12.2012 19:35
Все умерли?)))))Хотя наверное большенство((((((
PROEN
Старожил форума
21.12.2012 04:00
Самая крутая работа на "четверках" - отстрел волков и диких оленей. Стреляли через открытую входную дверь и через блистеры - при -40, можете себе представить?. Потом подбирали трофеи - весь салон в гильзах и замерзшей крови. Полеты на минимальной высоте боком - надо было подстроиться левым бортом под хвост стада оленей, так, чтобы не гнать их из последних сил - от морозной гонки потом много оленей могло просто сдохнуть... Или ползать колесами по верхушкам тальника, выискивая по следам спрятавшихся волков - волки маскировались вплоть до зарывания в снег. Стреляли в основном картечью (легче попасть), потому можете представить дистанцию и мастерство экипажа - это еще и зачастую в условиях снежного вихря!В салон ставился 400 литровый доп.бак. "Четверка" здорово выручала в первую очередь своей преемистостью по сравнению с газотурбинной "восьмеркой", особенно при полетах в Верхоянах.
На смену должна была прийти Ми-3, но ее отдали полякам, а сами остались с ....
PROEN
Старожил форума
21.12.2012 04:23
Забыл добавить - Это не было браконьерством. Отстрел волков был по заявкам совхозов, летчикам даже платили премии за каждого волка, а заготовка мяса диких оленей с вертолетов в семидесятых была официально разрешена.
123..212223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru