Мобильная версия
Войти

МИ-4..

 ↓ ВНИЗ

1..101112..2223

Малахов Д
Старожил форума
03.02.2013 18:22
Edelveise: Здравствуйте! Я жил в Сергелях в Ташкенте.Отец как раз летал там на МИ-4 потом на МИ-8. Железнова Юрия я тоже знавал, могу сказать точно, что в 91 году он уже не летал, а работал в лаборатории АиРЭО.Про Иванова не знаю. Расспрошу отца потом сообщу
Старый рыглан
Старожил форума
03.02.2013 18:42
Калуга - это я так понимаю, белуга. Если от рыбины в 300-500 кг. отрубить кусок на 300 кг. то что от нее останется? Голова и хвост..:))
Viktor49A
Старожил форума
03.02.2013 19:05
2mi4_35:
Даа, горы - штука очень серьезная. Конечно не долетели бы с такой путевой.
Хорошо хоть ориентировку можно было вести, раз не сверх облаков шли и
вовремя определились.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
03.02.2013 19:17
Калуга — пресноводная рыба рода белуг, семейства осетровых. Длина до 5, 6 м (не исключено существование 6-метровых особей), весит до 1 т. Рот большой, полулунный. Распространена калуга в бассейне Амура, встречается в Аргуни и Шилке, есть в Сунгари. В море за пределы Амурского лимана не выходит. Различают проходную, лиманную, быстрорастущую калугу, поднимающуюся для нереста в Амур из лимана, и жилую амурскую калугу, не совершающую больших передвижений по Амуру и никогда не спускающуюся в лиман. Перед нерестом немного поднимается вверх по реке. Половозрелой калуга становится по достижении длины 230 см и не ранее 16—17-летнего возраста, главным образом в 18—22 года. Она достигает возраста 48—55 лет, длина до 5-6 метров и веса 382 кг и более. Обычный промысловый вес 20—100 кг. Плодовитость её от 665 тыс. до 4100 тыс. икринок, средняя — 1, 5 млн. икринок. Нерестилища калуги разбросаны от Шилки до Тыра. Нерест происходит в мае — июле. Калуга — хищник: на первом году жизни питается мелкой рыбой и беспозвоночными, более крупная пожирает и лососей. В лимане Амура во время хода дальневосточных лососей она питается кетой и горбушей
Edelveise
Старожил форума
03.02.2013 22:59
2Малахов Д. Спасибо за информацию. В 90Х в Сергелях на 8ке летал мой друг - Володя Шешминцев, как и я родом из Чирчика, может отец контакты сможет подсказать... что бы не напрягать форум черкните плз в личку: d.djozef50@gmail.com
tupolet
Старожил форума
03.02.2013 23:33
mi4_35:
я ему напомнил, мол, Вы обещали направить на Ту-104 тех, кто добьёт По-2.

А может это и не плохо, что тогда не попали Вы на Ту-104? Из тех, кто в начале на него попал, уже мало совсем осталось...
Alex.R
Старожил форума
04.02.2013 06:05
Кстати, вот тут в музее есть Ми-4. (Я еще в США поищу, но пока не видел. Даже Ил-14 видел и какой то Миг и подлодку, а Ми-4 нет).

http://www.comtourist.com/hist ...

Viktor49A
Старожил форума
04.02.2013 09:06
2Alex.R:
Спасибо за снимки и спасибо тем, кто так уважительно - под крышей и в чистоте, содержит ветеранов - воздушные суда честно отработавшие в небесах страны Советов и Мира !

Увидел сдвижную дверь с командирской стороны на Ми-4, и вспомнил, как летая иногда слева по разрешению командиров имевших инструкторский допуск или с командирами звена, эскадрильи,
и торопясь шустро покинуть левое кресло, зацепился кольцом на безымянном пальце за самопальный и прочный крючок для наушников, присобаченный по заданию командира, умельцем, на внутренней стороне проёма кабины у его обреза. Чудом палец не оторвал.
А ведь был приказ, запрещающий летать "окольцованными" и "оперстнёнными":)

Кстати Ми-1, который поляки делали для себя с другой кабиной, имел несколько модификаций кабины, с увеличенной площадью остекления и количеством пассажиров.
Все-таки замечательные машины были Ми-4 и Ми-1. Спасибо ЛЮДЯМ создавшим их !
Alex.R
Старожил форума
04.02.2013 12:13
Я еще нашел. Кстати, оказывается есть музей в Торжке. Буду в Москве - может, съезжу. А вот на западе США не нашел (зато нашел случайно Ил-14 причем в музее не знали что это самолет из СССР).

Alex.R:

Вот еще нашлось
- в Финляндии - http://www.geolocation.ws/v/W/ ...
- в Торжке - http://englishrussia.com/2011/ ...

mi4_35
Старожил форума
04.02.2013 13:48
Луганский авиамузей - http://commons.wikimedia.org/w ...
Ан-2 за вертолетом Ми-4 - это еще не экспонаты, АХРовские отстаиваются

http://img-fotki.yandex.ru/get ...

Вообще, странно, как этот музей еще не растащили? Видно крепкие ребята его держат.
FAZa
Старожил форума
04.02.2013 19:38
Чтой-то про фото с Луганска меня смущения берут!!!! Лопасти НВ стоят "против шерсти"...
SERDG
Старожил форума
04.02.2013 21:29
2 FAZa:

Мне тоже так показалось.Подумал, может склероз?
Или фото зеркальное?
SERDG
Старожил форума
04.02.2013 21:34
Хотя двери входные и на АН-2 и МИ-4 вроде правильно стоят?
Alexz
Старожил форума
04.02.2013 21:49
Чего вы удивляетесь? Бывает на рабочие машины лопасти ставят наоборот, а здесь.
В Тернополе, возле Дома пионеров. Ми-1 стоял. так ему мидвашные лопасти наоборот поставили, ему же не летать, да и противоугонное, дополнительное.
Юрий_2
Старожил форума
05.02.2013 03:52
В Хмельницком на полигоне дивизии РВСН в конце 80-х стоял фюзеляж от Ми-4 для типа отработки десантирования. Сейчас наверно его уже там нет. А второй был отправлен в пионерлагерь под Меджибош.
Volodei
Старожил форума
05.02.2013 05:11
Надо же! Толя сразу заметил неправильную установку лопастей на Ми-4. А у меня фото вызвало непонятный дискомфорт.
ПетроПавел
Старожил форума
05.02.2013 05:25
http://img-fotki.yandex.ru/get ... Это для штурмана кабинка спереди?
semen
Старожил форума
05.02.2013 08:18
Много раз проезжал Торжок, не думал , что там есть авиамузей, где он там, кто знает?
Ослик
Старожил форума
05.02.2013 10:35
semen: где он там, кто знает?

Музей находится на территории авиабазы (344 ЦБПиПЛС): http://wikimapia.org/#lat=57.0 ... . Вроде, раньше туда водили экскурсии, но подробностей не знаю.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.02.2013 11:21
Хорошая карта.
http://wikimapia.org/#lat=50.4 ...
И в Киеве нашел Ми-4. Вроде раньше не было, написали - передала студия Довженко.
А в НАУ когда-то стоял полу разобранный, не знаю, сейчас есть или нет
http://ic.pics.livejournal.com ...
Viktor49A
Старожил форума
05.02.2013 12:08
Это наш командир Ми-4 Игорь Андреевич Цельман, в горах Заилийского Алатау.

http://photos.streamphoto.ru/7 ...
Viktor49A
Старожил форума
05.02.2013 12:20
Он, там же, летом, с "Селезащитой". Ну как тут без карабина ?:)

http://photos.streamphoto.ru/1 ...

А это - он, в молодости, на Ми-1. Редкий снимок изнутри этой машинки. Обратите внимание на веревочный ограничитель от дверной ручки, он заканчивался внизу гвоздиком фиксирующим эту "тягу безопасности", т.к. дверь открывалась против хода и любопытного пассажира взявшегося за неё в полете, могло легко и непринужденно выкинуть из кабины открывшейся дверью.

http://photos.streamphoto.ru/6 ...
mi4_35
Старожил форума
05.02.2013 21:42
Году в 1978, зимой, работали на съёмке в Тырме, вылетали рано. Штурман Иван Жегуть, бм Вирич, операторы геофизик Серебряков и на магнитометре и фото Юрка Смолянинов. Подходит прокурорша Верхнебуреинского района, молодая и довольно симпатичная девушка, по-моему, незамужняя и просится её отвезти в Чегдомын, говорит поезд уже ушёл и следующий будет через день. Я ей - мы летим с работой, вас не возьмем, лететь будем долго. Она – ой, да ничего, мне нужно сегодня, я крепкая, возьмите.
Ну смотри, взлетели, отработали, операторы говорят: - она сначала покраснела, потом позеленела, потом начало её выворачивать. У нас было несколько бочек в тайге, подсядем около них, быстро заправимся и взлетаем на следующий вылет. И по окончании топлива планируем летим в Ургал. При заправке эта прокурорша говорит: - я с вами не полечу, буду ждать здесь. - Да какой ждать? У вас туфельки и мороз -30-40 гр.
Она - с вами не полечу. Пришлось прекращать работу и лететь в Чегдомын.
После посадки она бегом от нас и никому ни спасибо, ни пожалуйста.
Viktor49A
Старожил форума
06.02.2013 08:35
Доброго утра и здоровья Вадиму Фёдоровичу и всей честной компании !

Мы выполняли санзадание в Шевченковской области. Надо было вывезти роженицу с буровой, на юго-юго-востоке от Шевченко. Места те, возле Каспия, изрезаны за миллионы лет дном бывшего моря и очень красивы, особенно утром и вечером в лучах встающего или заходящего солнца. Но ветра - бывают просто зверюги. И полеты на сто истинной над такой поверхностью земли для пассажиров - мука, т.к. даже на нашей тяжеленной вертушки очень тряско и достаёт болтанка. Наш брат - вертолетчик в таких местах не привык ходить на больших высотах, вот и терпят бедные пассажиры, с пакетами в руках.
Крутить туда и обратно командир поручил мне. Посадил в левую чашку, вручил карту в руки, а сам устроился поудобней и дал храпака.

Ну буровую я нашел конечно, т.к. находилась она на краю огромного плато, и точка, которую поставил заказчик, оказалась близкой к истине.
А вот когда увидел "пузатую женщину", которую вели под руки двое ребят, стонущую и охающую и представил, что с ней будет если пойдем таким же макаром как и сюда, понял, что придется попотеть почти два часа, чтобы не мучить бедняжку. В общем, выложился в этом полёте, плавно взлетев и стал "щупать ветерок", постепенно набирая высоту - где меньше болтает. На моё счастье попал в слой, метрах на четырехстах, где было более-менее спокойно и весь полёт не снимал руки с шага, а ноги - к концу полёта были как деревянные, от старательной реакции не давать вспухать и проваливаться машине, т.к. главный прибор - "очкометр" к тому времени, уже стал более-менее чувствительным :)

Зато когда прилетели в Шевченко и зарулили на перрон, увидел что женщина сама - кряхтя и охая вышла из вертушки, а увидев мою голову "с вопросом на морде" подняла большой палец и сказала: ты - пилот первого класса, чем вогнала в краску но здорово обнадежило и настроило на боевой лад :)

http://aqtau.chachin.ru/html7/ ...
PROEN
Старожил форума
06.02.2013 10:59
Ох ни фига себе аризона! Представляю как над все этим "потряхивает"... У нас такой район над хребтом Джугджур - около 2000 метров и кидает, мама не горюй! Сколько там аппаратов лежит на склонах! В 1991-ом по-моему наш Ан-2 летел из ремонта ну и "подсосало" их - упали вдоль пологого склона, самолет только шасси снес и винт погнул. Внутри полно продуктов - мороженное там, фрукты, куры, колбаса - летели ведь домой на Яну. Пришлось ночевать, а утром ребят николаевская "восьмерка" вывезла, колбасу пришлось бросить...
Viktor49A
Старожил форума
06.02.2013 12:19
У нас - есть горы, так себе горы. Торчат как хрен знает что, посреди степей между Аральском и Актюбинском. Мугоджары называются.
Открыв карту нажмите плюсик, и посмотрите чуть восточней Эмбы (Это юго-восточней Актюбинска)
Горы - "с хренову душу" - как говорится, но летательной техники там лежит с момента зарождения авиации - немало.
Там же, в горушках "Два брата" легла и наша Двоечка, с восемью женщинами - всей сменой компрессорной станции летевшей на работу, зимой в 73м. Пилот был опытный и уже в среднем возрасте, спортивный мужчина. Он до конца боролся, но как мы думаем, из-за вставших обоих движков, вертикальная скорость была столь велика, что когда неожиданно выскочил из облаков над горами, и увидев склон вверх стал гасить поступательную, то нижнюю часть вертолета просто размазало по склону. Погибли все - Мир праху их и да упокоит Всевышний души, и простит прегрешения....

В тех горушках лежат и наши По-2, Як-12, Ми-1, Ан-2, и по-моему Ли-2...

http://photos.streamphoto.ru/6 ...

2PROEN:
А почему колбасу пришлось бросить ?
mi4_35
Старожил форума
06.02.2013 14:22
1976 год, осень, летели в магазин в посёлке Юдома. Погода - ясно. Уже подходим, осталось 5 км - над речкой туманчик, думаю, поднырну и уж 5 км пройду.
Нырнул, иду над самой водой, туман сильнее, скорость меньше, доходило и до нуля.
Всё-таки прошёл, увидел берег посёлка, сели. Вышли, увидели, на лопастях образовался лёд: от комля 2-3 метра лёд толщиной около 4 см, потом метра 3 порогом 2, 5 см, и дальше сухо. Лёд не бугристый, а гладкий, красивый. И полез бм отбивать лёд ручкой отвёртки.
Купили, что нужно, в тумане влетели по речке, набрали высоту 50 метров и опять ясно.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
07.02.2013 21:52
Виктор и всем, добрый вечер.
Вспомнилось,
Есть один интересный район Советского Союза - верховье Индигирки. Зима, декабрь 1975г., недалеко Оймякон, ну и соответствующие морозы до 60 градусов. Есть посёлок Кетанда. Работа на самом перевале хребта Черского. Верховье, с юга хребта река Кетанда и бывший посёлок Кетанда. Гравиметрическая съёмка на хребте, высоты выше 2000 метров. Это район моей работы.
В посёлке магазин и 16 пустых домиков. В магазине продавщица и директорша в одном лице торгует продуктами для чукчо-якутов. Продукты привозит самолёт Ил-14, который садиться на лёд озерца в 3-4 км вверх от Кетанды. И есть муж продавщицы-директора – конюх, который на лошадке возит продукты от озера в посёлок. На самолете вывозили мороженые туши оленей почему-то прямо в Германию. И вот прилетел мой экипаж для работы, в составе штурман Женька Боровик, б\м Вирич и КВ я. Дал нам конюх лучший маленький домик для нас и операторов. Живём, работаем. Как то увидел на верху стадо баранов, высадил б\м с ружьём и нагнал стадо на него. Он одного барана сделал, затащил в фюзеляж.
Нравились мне посадки по вершинам сопок, не любил посадки в распадках: там очень низкие температуры и сразу наш выхлоп от двигателя конденсируясь превращается в туман, посадка здорово усложняется. А на горушках хорошо: температура всего -30-40 градусов.
Приехали в посёлок и варим баранину. Просит директорша с озера доставить продукты, а то самолёт навозил много и не успевает её муж вывозить. Мы сделали три рейса по 3 тонны и всё. Дальше садится негде, нужно груз убирать. Оленеводы приезжают и покупают и просят водку, им дают в обмен на соболиные шкуры. И водка у конюха уже кончилась, а шкуры все несут. Тогда начинает обещать, но как-то раз обманул.
Интересно, там нет ни воровства ни обмана. Всего один раз обманул - пришел чукча с карабином к нему домой, на него наставил и стрельнул, но тот юркий, и в него не попал чукча. Второй раз не успел, конюх уже на нём и дубасил пока чукча подавал признаки жизни. Потом вытащил его на мороз и бросил. Чукчи забрали и утащили и всё на этом.
Зато больше не обманывал.
Когда мы уезжали после саннормы, он подарил мне здоровую и хорошо выделанную шкуру оленя и 4 соболя и мы улетели в Охотск. Стали ждать самолета, а его нет и нет.
Тут приземлился Ил-14, который был загружен тушами оленей и летел он не в Николаевск, а прямо в ХБР. Попросил довезти, и мы полетели. Дорогой, я решил пилоту подарить оленью шкуру, штурман сильно просил, но я отдал пилоту.
Проходит 2-3 месяца, иду в отряде и навстречу конюх из Кетанды. Просит устроить его в гостиницу около аэропорта. Попросил знакомого директора гостиницы, и он его устроил.
На следующий день меня увидел директор Алексеев, говорит кого ты устроил? Вчера перепоил всю гостиницу и переломали двери и я его выгнал. Потом он устроился в общежитие к нашим пилотам.
Через время конюх нашёл меня и давай просить отправить его в Охотск, но я уже отказался.
mi4_35
Старожил форума
07.02.2013 22:07
о, выше мое, логин сына стоял
Pax_Miks
Старожил форума
07.02.2013 22:32
mi4_35:
о, выше мое, логин сына стоял

Постоянные читатели этой ветки это понимают, Вадим Федорович. Бывает.
Ждем еще.
PROEN
Старожил форума
08.02.2013 03:14
Viktor49A: - да из ремонта самолет забивали дефицитами под потолок - куры, мороженое, колбаса, детское питание и все остальное. В кабину пробирались ползком по коробкам и мешкам. Так что "восьмерка" по любому не забрала бы все, да и потом надо было пассажирами лететь домой, а это 20 кг и все. Тамошние мишки наверное до сих пор вспоминают этот случай. Самое главное, что 80% из всего брошенного было куплено под заказы, так многие требовали деньги "взад".

У нас тоже экипажи "подрабатывали" обменом водки на меха. Сколько было случаев пьяной стрельбы из-за этой водки. А вот при царе за продажу водки местным было наказание каторгой до семи лет!
Viktor49A
Старожил форума
08.02.2013 09:17
Доброго здоровьица всем, а Ветерану и Старейшине - особо !

"Примерил к себе" всё, о чем Вадим Федорович рассказывает и... покачал головой.
Мы, следующее поколение - избалованное. Пришли - на готовенькое.
Всё до нас прошли, всё - испытали, нас - научили, показали. И то, многие оказались неспособными, этот опыт использовать "в мирных целях" и благополучных полетах.

Взять ту же водку, в командировках. Ну напейся до зеленых соплей если душа горит, но восстановись полностью после пьянки, и только тогда лезь в кабину. Ведь сзади садятся как в космический корабль пассажиры не знающие, что у пилота башка трещит и он плохо соображает что делает.
У меня был механиком Коля Шаповалов - огромной физической силы и добрейшей души человек.
Ми-1 брал за концевую балку как теленка за хвост, и играючи разворачивал против ветра.
Похмелье выгонял часом работы с двумя гирями под 30 кг, до седьмого пота. Правда пил, только если был серьезный повод и спрашивал у командира разрешения. А был он на точке безвылазно, т.к. попал сюда получив срок, "на поселение". Шли они с какого-то праздника, в компании и кто-то шутя обнял его девушку. Коля легонько оттолкнул шутника, а тот, пролетев пару метров шмякнулся виском, на ровном месте "найдя" небольшой камень. И поломал Коля себе жизнь, и отправил "на тот свет", другого...

2PROEN:
Понятно. Представляю "праздник зверей" напавших на жратву и муки экипажа, на которого легли отвественность за самолет и долги перед сельчанами. Так недолго и "крыше съехать" у слабого на характер.
mi4_35
Старожил форума
08.02.2013 15:01
1958 год, Совгавань, только стали появляться вертолёты, всем интересно.
Молодая учительница 9 класса решила с классом сходить и показать детям вертолет. А учились и девочки и мальчики вместе.
Приходит она с классом к вертолету. КВ, как на техническое лицо, переложил показ на бортмеханика. Тот, как заправский лектор, начал с общего рассказа про аппарат, потом пошел показывать, девочки-мальчики ватагой за ним, в рот заглядывают.
Бортмеханик хлопает рукой по выхлопному - это выхлопная труба, хлопает рукой - это стойки колёс. А вертолет только прилетел, второй сидит в кабине и оформлял что-то, и то ли включил обогрев ПВД, то ли он был не выключен, а температура там сами понимаете какая.
А сама трубка красивая, блестящая, так и хочется рукой взять.
И бортмеханик - а это дети ПВД и схватил рукой.
Маты многоэтажные на всю округу. Учительница с девочками убежали, парни удивлённые остались стоять. А механик поматерился и в больницу лечить сильный ожог.
vadikgg
Старожил форума
08.02.2013 18:33
Летом находясь в командировке в Снежногорске (Мурманская обл.), в сопках видели разбившийся Ми-4
Фото тут - http://vadikgg.livejournal.com ...

Может кто подскажет, в каком году и что с ним случилось?
FAZa
Старожил форума
08.02.2013 18:59
2vadikgg:Не смог там оставить коммент, поскольку не авторизован. Детали - это проушины от втулки несущего винта. Сняты фрикционы, от того такой вид. Про лопасти - не совсем так. Они были не с тряпичной, а с фанерной обшивкой (тонкий шпон). Лопасти рулевого винта так до конца и выпускались из "дельта-древесины" - набора разных пород дерева и пенопласта. Такой же и на Ми 6 был.
FAZa
Старожил форума
08.02.2013 19:03
2vadikgg
Лопасти не имели тряпичной обшивки - обшивка из тонкой фанеры (шпон), детали не от редуктора, а элементы втулки несущего винта - горизонтальные шарниры - проушины, куда крепились комли лопастей. С них сняты фрикционы, от того такой непонятный вид
FAZa
Старожил форума
08.02.2013 19:08
Лонжерон - цельнотянутая труба с нагартовкой стальными шариками. Комлевая часть на заклёпках. У вас есть возможность увеличить тот снимок, на котором фрагмент передней ноги??? Такое впечатление, что рама прострелена - на вертикально расположеной части.
FAZa
Старожил форума
08.02.2013 19:12
По излому и трещинам на раскосах видно, что вертолёт крепко "ПРИСЕЛ"...
sav5013
Старожил форума
08.02.2013 19:13
FAZa
Старожил форума
08.02.2013 20:36
Непонятное отверстие, не сквозное, и ещё вмятина слева. Может чем-то пробило, при деформации. В принципе, практически все элементы трубчатые из хромансилевой стали, весьма прочные.
Юрий_2
Старожил форума
09.02.2013 04:04
Судя по зеленому цвету фюзеляжа и лучу звезды на фото 8 можно предположить что борт военный.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
09.02.2013 12:17
и умельцами многое разобрано и увезено.

Про военных, правда словами бортмеханика. (копирую без разрешения, так что извините )

http://kadykchanskiy.livejourn ...

Все бабы дуры
Oct. 25th, 2012 at 3:34 PM

Боевым подругам русских лётчиков посвящается


«Дуры говоришь»? - Вмешался в разговор курсантов техник - инструктор Правашинский. Ни хе ра вы ребятки не смыслите, и не повторяйте чужие глупости, авось сами поумнеете. Я вам вот что расскажу: Было это году в 53-55, точно не скажу уже сейчас дату, больше тридцати лет назад точно. Тогда я служил под Мурманском, на границе с Норвегией, в только что созданной отдельной эскадрилье Ми-4. Они тогда только-только в войска начали поступать.

Мы, курсанты Выборгского авиационного училища гражданской авиации им. Маршала авиации С.Ф.Жаворонкова, тут же рассовали инструмент по карманом, и сгрудились вокруг своего авторитета. Древнейшего технаря – вертолётчика СССР, который, наверное, видел Жуковского и Нестерова. По крайней мере, на И-16 он успел поработать точно. Были под его опекой и МиГ-3 и Ла-5, а вертолётная история началась с первого советского серийного вертолёта Ми-1. Правашинский был просто нашпигован разными историями, и мы часто специально его провоцировали на очередную байку.

Машина сырая, даже технического регламента не было. – Продолжал дед, как мы его звали. – Доходило до казусов, например, открываешь раздел «Периодичность замера соосности и биения вала рулевого винта», а там написано: - «Определяется в процессе эксплуатации». Невероятно, но такая машина массово изготавливалась в Казани и очень быстро стала основной рабочей лошадкой в армейской авиации, а затем и в ГВФ. Ближайший конкурент американский Сикорский уступал «четвёрке» вдвое по грузоподъёмности и очень сильно по высотным характеристикам. Это был первый геликоптер, способный летать в горах. Шедевр мировой авиации!
Так вот. С утра получили полётное задание, запустились, взлетели и пошли над каменистыми осыпями и болотами вдоль границы с Норвегией. А погода знаете как в Мурманске меняется? Говорят: - «Одевай майку – бери с собой фуфайку»! Прогноз прогнозом а фактическая погода меняется по сто раз на день. Идём себе тихо, мирно, вдруг вижу – падает стрелка указателя давления масла в главном редукторе. Тут и табло красное вспыхивает. Триндец! Приехали, былиииин! Мозг не успел сработать, а организм натренированный до автоматизма, всё сам исполнил. Слышу в шлемофоне собственный голос: - «Командир! Вынужденная посадка. Давление главного редуктора!». Командир отреагировал мгновенно, чётко выполнил экстренное снижение и угодили мы прямо в болото между сопок.

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
09.02.2013 12:21
Плюхнулись, выгружаемся, я к колесу левой стойки шасси, чтоб отлить, и вдруг вижу у самого колеса усики какие-то торчат. Иитить твою в дышло! Ну попали! Это немецкая противопехотная мина. Смертельная штука, подпрыгивает на полтора метра от земли при срабатывании взрывателя и поражает осколками всё пространство в радиусе до сорока метров. По опыту знаю, что немцы при установке минных заграждений боеприпасов не жалели, минировали очень плотно, шаг установки мин иногда был не боле 5 метров. Так и есть. Вижу ещё одну противопехотку прямо под пятой балки рулевого винта. А вон ещё…. И ещё… мама родная, как же не одорвались при посадке то! Кричу мужикам: - «Ребята не сс ыте! Только никому не двигаться. Смотрите под ноги, мы на минном поле! Привет от Гитлера, называется!».

Ну что… сели в грузовой кабине, посовещались и прикинули к уй к носу. Ситуация такая. Мы сели на вынужденную и никто об этом не знает. Не было времени «Мэй дэй» в эфир посылать. Связи у нас нет, радиостанция «кавэшка» Только в воздухе работает, между сопок она бесполезна. До ближайшего жилья десятки вёрст, да и как по минам ты пойдёшь. Нужно искать неисправность. Есть надежда, что не всё так плохо с редуктором. А тут погода вдруг переменилась! Холодно стало, ветер задул и снежок начал сыпать. Ну… как ни крути делать что-то нужно. Лезу наверх, открываю капоты главного редуктора и начинаю искать лужи масла. Нет ничего! Сверкает как у кота яйца! Уровень масла в норме, ищу датчик. Воот он родной. Нужно снимать, но тогда требуется заглушка, чтоб масло не вытекло. Прошу правого пилота помочь, показываю пальцами диаметр палки, которую нужно найти. По земле ступать себе дороже, ничего подходящего нет. Правый спрашивает: - «А наф ига тебе?». «Дырку нужно пробкой заткнуть» - отвечаю. Смотрю у него глаза шире унитаза стали. Подумал, что в редукторе дырка появилась! Кивает, и его башка пропадает из окрытого люка внутрь кабины. «Это пойдёт?» - показывает мне пробковую заглушку от термоса. Кидай сюда, ещё ветошь возьми в ящике с инструментом, нож и ключ на 19.

В общем снял я датчик, взял пару проводов, накинул на клеммы аккумулятора, прицепил лампочку от фары и замкнул цепь через датчик. Не горит. Пускаю напрямую без датчика – горит. Всё ясно. Давление масла было в норме, просто датчик электрический, он даёт сигнал на указатель в кабине. Вышел из строя, а мы чуть не убились из-за такого пустяка!

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
09.02.2013 12:25
Можно лететь, но не тут то было! Пока я ставил негодную железяку на место, начался бешеный снежный заряд! Видимость 10!!! Ладно. Датчик на месте, порезанная пробка от термоса вместе с промасленной ветошью летит в ведро, сделанное из банки для масла. Сажусь передохнуть в тепле, да перекурить за одно. За бортом настоящий шторм, ветер раскачиваетмашину, законцовки лопастей зафлюгированного несущего винта, едва до земли не наклоняются и темнеет быстро. Ясно, что сегодня нам уже не взлететь. А как же дальше быть? Утром сменятся коды опознавателя «Свой-Чужой». Значит мы уже будем нарушителями воздушного пространства, а с нарушителями сами знаете как поступают. Делать нечего. Проводим ревизию съестного. Всего-то один чахлый огурец, пара бутербродов, полпачки галет и остывший чай в термосе без пробки. Поужинали, устроились на чехлах, сложенных на задних створках фюзеляжа. Не спится. Холодно и ветер грохочет. Запускаю печку, сажусь покурить. Экипаж тоже не настроен на отдых, а делать то нечего. Освещение не включить, можем посадить аккумуляторы, и потом не запустится двигатель. Так травили до утра байки, устали уже от смеха, под утро закемарили.

Утро мудренее не оказалось. Пурга метёт, ветрище такой, что думаешь как бы вертолёт не опрокинуло, какой там взлёт! В обще на третий день наконец всё стихло, небо ясное- ни облачка. Снег искрится- ослепнуть можно. Мороз бодрит! Полез на верх откапываться, снимать заглушки делать осмотр перед вылетом. Плюхаюсь на откидную скамейку, напяливаю шлемофон и ларингофон на шею. Щёлкаю АЗСами и читаю заученный текст нажав кнопку СПУ: - «Сегодня, такого-то числа, месяц, год, координаты, борттехник такой провел подготовку перед первым вылетом, колодки убраны, заглушки сняты, разрешите запуск и опробование двигателя на малом газе». Командир вяло разрешает, жну кнопку «Пуск». Щёлкает стартер-генератор, начинает грохотать поршнями двигатель М-14В, рычит. Положение стрелок всех указателей приборов контроля работы силовой установки в норме, кроме одной. Прогреваемся, можно взлетать. Включаю муфту сцепления, лопасти начинаю с ускорением вращаться. Командир выкручивает ручку шаг-газа до предела вправо, двигатель выходит на взлётный режим, фюзеляж раскачивается и вибрирует. Командир тянет шаг-газ на себя…. «Отрыв!» - говорю, нажав кнопку самолётного переговорного устройства. «Высота 4». «Высота 10» «Высота 30, замечаний нет». «Лёша ты чё творишь»!?

- Спокойно, бортач! Пилотируем по тракторному. - Вертолёт опускает нос и с рёвом несётся над самой землёй, поднимая снежный вихрь.

- На хе ра нам такие фокусы? Зацепим чего не дай Бог!

- Я домой скорее хочу, а нас сейчас начнут принуждать к посадке, потом в застенках особого отдела показания ещё давать!

Тут поясню: Была такая инструкция во всех приграничный округах. Если борт не выходит на связь более суток, и нет достоверных сведений о его местонахождении, то приказано считать его перебежчиком, удравшим за границу.

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
09.02.2013 12:29
Так вот, летим «по тракторному», так называют вертолётчики бреющий полёт на минимальной высоте, точно повторяя рельеф местности. Ныряем в распадки, поднимаемся на сопки, едва не касаясь стойками заснеженных поросших лишайником камней, радиостанция щебечет. Слышим всё. Прохождение тревоги, команда перехватчикам, взлёт пары истребителей. Но командир предупредил, что если кто в эфир вякнет – умрёт в страшных муках. Ржом как не нормальные, командир задрал ноги на приборный щиток, рулит правый пилот. Командир командует: - «Занять 2100!». Правый. Играя рычагами ШГ и РЦШ поднимает нас высоко над землёй. Плывём прямым курсом на свой аэродром. Вдруг Лёха вставляет носки унт в лямки на педалях, берёт управление на себя, и командует правому, чтоб тот наблюдал за хвостом. Тут до меня дошло. Пара серебристых Миг-17 зашла сзади и догоняют нас. Проносятся левым галсом прямо над втулкой несущего винта и удаляясь качают крыльями. Это нас предупреждают: - «Садись, не то атакую!». Чё-то не смешно уже. Зато Лёха ржёт! Только глаза сверкают на небритом осунувшемся лице, да папироска гуляет из одного уголка рта в другой. Вижу у парня азарт на лице! Не успел он повоевать с немцами, хоть и служил в авиаполку, но война закончилась, а фрицев в воздухе так и не встретил. А тут!!! Вот оно счастье лётчика! Кто не летал, тому не объяснишь!

Короче. У этих «гастелло» топливо заканчивается, развернулись на свой аэродром, их сменила вторая двойка. Пристроились в хвост, догоняют, правый кричит: - «Есть залп»! Командир бросает ручку ШГ на пол, падаем почти камнем на землю, аж кишки к горлу подкатили. Когда я увидел две дымные трассы над головой, мне совсем не радостно стало. Впервые по мне стреляют! Два НУРа ушли в сопку, сверкнув разрывами и подняв облака пыли и снега. А Лёха снова набирает высоту. Ну, думаю, сдурел парень, вижу его лицо. Такое можно видеть у охотника, добывшего первого в жизни лося. Плохо дело. Одно утешает: - Истребителям с их скоростью и радиусом разворота, а так же ограниченностью топлива на борту ну никак не тягаться с вертушкой. Да ещё Лёха то у нас лётчик от Бога. С таким командиром счастье летать. А самое главное, уже визуально видны окраины городка, скоро свою ВПП увидим. Вторая двойка поносилась вокруг и над нами, да и пошли за горизонт. Ясно, что они на землю передали наш бортовой номер, просчитали наш курс и им прошла команда отбой.

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
09.02.2013 12:32
Уже при заходе видим суету на полосе, кучу машин, бойцы в стальных шлемах бегут по периметру, устанавливая оцепление. Читаю в ларингофон: - «Высота 30…. Высота 20… Десять… Пять… Три… Два… Один… Касание». Вертолёт бежит по ВПП, от вышки РП к нам несётся Газ – 69. Особисты мать их ети, приготовили приём. Командир заруливает на стоянку, даёт команду выключить сцепление, рву рычаг на себя, лопасти медленно останавливаются. Не успел заглушить двигатель, а несколько жлобов в синих фуражках уже машут направленными, на фонарь кабины, пистолями «ТТ». И тут происходит невероятное! От КПП в нашу сторону несётся другой Газик, бес тента, за рулём моя баба, сзади две молодушки: жёны правого и командира! Я охренел! Даже не знал, что моя машину водить умеет! И где они её вообще взяли? И как на территорию охраняемого секретного объекта прорвались!? Одни вопросы, ни чего не понимаем. Пилоты посдвигали блистера, высунулись по пояс и ржут как сумасшедшие! Особисты в недоумении смотрят то на нас, то на подъехавшую машину. Бабы наши несутся к вертолёту, размазывают по щекам слёзы и орут: - «Я знала! Я верила! Он жив мой родненький! Они не предатели Родины! Любимый мой как я боялась за тебя! Бл ядь, урод ё баный лучше б ты от Светки не вернулся тогда!» И всё в таком духе… И ведь правда, верили и ждали, и почувствовало любящее сердце, что вернулся милый жив и не вредим. Как все трое то в раз подорвались и в аэропорт примчались? Мистика да и только!

Вылезли на металлическое сборное покрытие стоянки, качаемся усталые и голодные, бабы на нас повисли, целуют, и колотят кулаками поочерёдно, в общем подошедший комэск не стал встревать, молча наблюдал тяжёлым взглядом из под козырька фуражки, засунув здоровенные кулаки в нагрудные карманы старой потёртой лётной кожанки. Наш командир поднял за локти свою Машеньку в воздух, опустил на землю в метре от себя и строевым шагом направился к командиру эскадрильи.

- Товарищ гвардии…

- Отставить! Экипажу отдыхать, завтра в восемь ноль ноль письменный рапорт мне на стол, остальные с рапортами к следователю ровно в десять.

- Есть! Разрешите идти?

- Пя з дуй пока при памяти! Повезло вам! Если б не ваши жёны, всем троим еб ала раскрошил!

Хлопнул Лёху по плечу, и улыбнулся в сторону, чтоб тот не видел. И это была улыбка гордости за своих орлов! Вот за что все любили комэска, так за то, что своих в обиду не давал. Суров был, мог и в подбородок зарядить. О его ударе ходили легенды! Но справедлив. Ведь нас должны, просто обязаны были развести по камерам и допрашивать часами, сверяя показания каждого в отдельности. А тут такое! Домой отпустили! Не боялся он чекистов. Смело брал ответственность на себя, если был уверен в правоте. И люди стояли за него горой, не было случая, чтоб кто-то его подвёл.

Вот тааак-то вот! А ты говоришь: - «Бабы дуры, бабы дуры….»
авиа_обсуждение
Старожил форума
09.02.2013 12:34
Катастрофа во внуково повлияла на редвингс а в свою очередь повлияла сайту www.dagavia.ru где РЕДВИНГ пользовался успехом 80 % продажи от этой компании..!!
FAZa
Старожил форума
09.02.2013 12:40
2Alexz:

Чего вы удивляетесь? Бывает на рабочие машины лопасти ставят наоборот, а здесь.
В Тернополе, возле Дома пионеров. Ми-1 стоял. так ему мидвашные лопасти наоборот поставили, ему же не летать, да и противоугонное, дополнительное.

Просто я, придерживаюсь строгой позиции "от ххххы (неё) ххххой (ей) же и пахнуть должно, а не "Красной Москвой"!... (из бородатого анекдота). Каково бы было видеть в музее динозавра с куринными ногами?! То, что сохранили - не слов Молодцы! Не у всех хватает дальновидности! Или мужества - перебороть стяжательство...
Я почему заметил - натаскался я их и ставил, и снимал... После них - на Ми 6. Была у нас хохма: у товарища была свадьба - вся смена отгуляла, на другой день народ запросил "продолжения банкета", отправили меня как молодого, к молодожёнам, но мне было крайне неудобно и я просто не поехал. Тогда 2 моих старших товарища (мы были в одной бригаде оперативного обслуживания), поехали сами, ну и загуляли... Звонят и говорят, что приехать не смогут - один, якобы, сломал руку, а другой - ногу... Начальник смены вскипел... На следующий день он, в наказание, отправил нашу бригаду на замену втулки НВ на тяжёлый регламент. На вертолёт был "накатан" ДОК, про который писали выше. Мы с Виталей стоим внизу, а Вася полез на втулку - там "воздух свежий"... Подцепили кран, а Вася пропал... Полез туда Виталя, и тоже пропал.. Ну нету их ни на кабине, ни на втулке! Поднимаюсь - они оба на этом брезентовом доке лежат... Давай, кричат, кран сюда - снимайте нас!
FAZa
Старожил форума
09.02.2013 15:42
Вот и опять, непонятки с этим рассказом, хоть упоминание родной ВАТУ ГА, как бальзам...
Как это лопасти НВ зафлюгированы, и какую печку включили? Насколько помню - в грузовой кабине вертолёта, тепло заканчивается с окончании лета... Единственный раз было тепло, когда нас 15 человек набилось в кабину Ми 2, на учебном аэродроме.
Старею, брюзжу...
PS. Была такая фича-падение давления в главном редукторе по причине снижения уровня опрессовки датчика - резиновую мембрану разъедало АМГ. Аналогичный дефект "перешёл" на Ми 6. Проверка датчика через лампочку и аккумулятор - сомнительно, там же в принципе -реостат
1..101112..2223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru