Мобильная версия
Войти

МИ-4..

 ↓ ВНИЗ

12..202122

кокпит
Старожил форума
14.12.2012 16:15
Друзья, где можно найти МИ-4(в любом состоянии)?..
Vintokril
Старожил форума
14.12.2012 16:24
Прям в любом?На Авьяваяме остов валяется...
boyan
Старожил форума
14.12.2012 16:30
В Ростове, на стрельбище РАУ
кокпит
Старожил форума
14.12.2012 16:45
boyan:

В Ростове, на стрельбище РАУ, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , Он в роли мишени?
Viktor49A
Старожил форума
14.12.2012 16:46
Edgar
Старожил форума
14.12.2012 16:48
В Воркуте их два стоит, один перед аэровокзалом, второй у вояк
semen
Старожил форума
14.12.2012 16:52
В северной Корее в идеале
Яныч
Старожил форума
14.12.2012 16:56
Были в свое время в Богодуховском УАЦ.
кокпит
Старожил форума
14.12.2012 17:03
Ближнее и дальнее зарубежье .....Хотелось бы в России.
кокпит
Старожил форума
14.12.2012 17:03
Ближнее и дальнее зарубежье .?....Хотелось бы в России.
boyan
Старожил форума
14.12.2012 17:06
кокпит
Нет, он стоял возле зоны стрелков. Но РАУ расформировали, кому сейчас принадлежит полигон не знаю
boyan
Старожил форума
14.12.2012 17:08
кокпит
Нет, он стоял возле зоны стрелков. Но РАУ расформировали, кому сейчас принадлежит полигон не знаю
PROEN
Старожил форума
14.12.2012 17:10
На Черной Речке было несколько штук полностью комплектных, явно "закуркованных" для будующих продаж. Позвоните на МАРЗ, узнайте...
ТУ-95мс
Старожил форума
14.12.2012 17:29
памятником в Уктусе(Екатеринбург)...Узнавайте может договоритесь, сейчас модно ПАМЯТНИКИ ломать на цветмет, а так видно, по вопросу.что в дело надо:))))
кокпит
Старожил форума
14.12.2012 17:49
Всем спасибо, мужики!
NavMNS
Старожил форума
14.12.2012 18:14
Вот есть в музее

http://www.airliners.net/photo ...
AI
Старожил форума
14.12.2012 18:23
На "Спарке", в Питере
http://s12.postimage.org/hr7mp ...
Боби-Боба
Старожил форума
14.12.2012 18:24
Спасибо NavMNS! Выпускался на этот аппарат я в 1978 году в Кремне. Незабываемо! Но полетать не пришлось - сразу выгребли на МИ-8. Но это к делу не относится...
Беляев 81
Старожил форума
14.12.2012 18:35
Мой отец много лет пролетал на Ми-4. Первый раз взял с собой в командировку на аэрофотосьемку на Алтай, когда мне было 5 лет.Потом уже каждое лето мотался с отцом по командировкам. Когда стал постарше, мне доверяли рано утром запустить и прогреть вертолет и потом еще и заправлять. Самые теплые воспоминания !!!))))))
кокпит
Старожил форума
14.12.2012 19:23
Особенности в эксплуатации, в частности АШ-82, расскажите кто-нибудь..
semen
Старожил форума
14.12.2012 20:15
Последний раз на нем летал в январе 1976 года, достаточно надежный, простой и летучий аппарат
semen
Старожил форума
14.12.2012 20:18
Извинюсь, соврал, в1977 году летал
Беляев 81
Старожил форума
14.12.2012 21:28
А отец мой до 1981 года на МИ-4 летал. Потом на Ан-26 переучился.
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 09:48
Сложно выковырять из глубин памяти, то, что там лежит уже лет 35 :)

Да наверно все особенности, которые присущи поршневой технике советского производства.
Если машина со слабенькими кольцами и до ремонта осталось немного - возим с собой пару банок МС-20, чтобы доливать, так как расход может быть очень большой.

К ОЗН меняются масла в редукторах и шарнирах на более текучие.
При температурах наружного воздуха +5 и ниже подогревается двигатель и редуктор.
При низких температурах и ночевке на точке где нет подогрева, разжижается масло в двигателе тумблером «Разжижение масла», пустив секундомер. Давление масла немного уменьшится. Поработав на малом газе после разжижения минуту-две, выключают двигатель.
После запуска утром, бензин испаряется, а давление приходит в норму.

Что помню ещё немного, «из запуска»:

Вертолет - заторможен тормозами и колодками.
Горжетки, чехлы сняты. Заглушки боковых воздухозаборников – сняты. Заглушка пылефильтра – снята.
Проверяем уровень масла, забравшись на нос вертушки, по масломерной линейке.
Утром с +5 и ниже - подогреваем двигатель внешним подогревателем. До какой температуры не помню. Если память не изменяет - до состояния «теплый на ощупь»

Перед первым запуском обязательно проворачиваем движок, без включенного "магнето", чтобы выдавить натекшее за ночь в нижние цилиндры масло (жмем два тумблера вместе: "раскрутка стартера и запуск"). Стартер не успевает набрать полные обороты и медленно проворачивает коленвал с 14-ю горшками.

Специальным водилом с петлей на конце, ставим лопасти несущего винта на задние упоры, чтобы уменьшить раскачку вертолета в процессе раскрутки винта.
Растормаживаем несущий винт.
Тумблером "Опрессовка редуктора" подаём масло в главный редуктор, т.к. он ещё не вращается, его маслонасос не работает, а смазка стекла за ночь.
Открываем пожарный кран двигателя. Он, у командира справа-внизу. А так как кабина разделена посредине кожухом главного вала от двигателя к главному редуктору, второму пилоту не очень удобно открывать кран.
Тумблером нагнетания бензина, пульсациями, поддаем топлива.

Проверяем, выведена ли влево "коррекция" управления оборотами двигателя.

Кричим "от винта" и жмем тумблер "раскрутка стартера".
Когда стартер "взвоет на наивысшей ноте", жмём тумблер рядом - "сцепление", и поворачиваем рукоятку управления магнето в положение "1+2".

После запуска, смотрим - растет ли давление масла в двигателе и если все ок, на малых оборотах греем движок. Масло кажись до 60 гр. а головки цилиндров до 120. Потом, устанавливаем обороты движку 1200-1300 ?, и включаем электрически управляемую фрикционную муфту, для раскрутки трансмиссии, поставив клювик переключения режимов управления муфтой на "2"-ку, и нажав кнопочку на приборной доске.
Несущий винт начинает раскручиваться.

Когда стрелки двигателя и несущего винта сойдутся, переводим клювик управления раскруткой трансмиссии на "3"-ку и жмем кнопочку.
В дело подключается кулачковая муфта, подводя свои "кулачки-выступы" для жесткого соединения. Теперь, они работают вместе с фрикционной.
Если все Ок. переключаем на "4"-ку и жмем кнопочку.
Фрикционная муфта отключается, а кулачковая продолжает работу.
В этом режиме вводим коррекцию полностью, и греем движок и трансмиссию до температуры головок 180, а масла 70-80 по моему.

На этом режиме командир проверяет работу магнето, поочередно, быстро переключая рычажок на «1», затем на «2» и снова «1+2».
Второй пилот проверяет работу гидросистемы по указателю давления в г\с. Давление должно колебаться при работе органами управления и восстанавливаться до максимального значения.

semen
Старожил форума
15.12.2012 10:19
Viktor49A
Молодец, помнишь, я уже все забыл, а поскольку я на нем летал на Чукотке, где 10 месяцев зима, самое сложное , конечно доставалось техникам подготовить его к полетам! , помню однажды заночевали в маленькой деревушке, а утром минус 55, у нас с собой была печкой БО10, сначала ее нужно было привести в чувство, но каждый раз после запуска она издавала долгий протяжный звук Ппппууууу и выключалась Калатун был такой, что АЗСы невозможно было включить, они просто примерзли, а перед запуском по моему нужно было включить подкаливающий насос, промчались целый день, благо зимой он не длинный, так и не запустил ист, и только на следующий день нам привезли техника и ППэшкуи мы улетели в Анадырь
Gun
Старожил форума
15.12.2012 10:58
Мне почему то запомнилось пламя из выхлопных патрубков, особенно ночью хорошо видно.Голубое пламя по бокам, сразу привлекает внимание. И поговорка про бортмеханика "Не х.. а стоит, не летчик а летает." Может и жестковато но в те годы вызвало улыбку.
semen
Старожил форума
15.12.2012 11:03
Gun
Сколько полей, лесов это голубое пламя подожгло при посадках с подбором, были случаи и сами вертолеты сгорали
Беляев 81
Старожил форума
15.12.2012 11:30
А ведь ещё и кривой стартер в комплект входил
Беляев 81
Старожил форума
15.12.2012 11:37
А пламя из выхлопных труб, это вообще что то неописуемое
кокпит
Старожил форума
15.12.2012 12:05
ЧАСОВОЙ РАСХОД ГСМ?
кокпит
Старожил форума
15.12.2012 12:08
И еще АШ-82 и АШ-82В , в чем различие?
МИГ-9
Старожил форума
15.12.2012 12:19
Году в 82 я был КВС АН-26 и шёл из Елизова в Чайбуху. Километров за 60 до чайбухи диспетчер спросил удаление по михаилу (РСБН). Я ответил. Он говорит - уже сзади вас на удалении 90 МИ-4 заходил на посадку и пропал. Тут на связь вышла восьмёрка и её направили туда. Мы, уже будучи на земле, услышали, что после посадки под вертолётом загорелся сланец. Экипаж невредим, вертолёт сгорел полностью.
semen
Старожил форума
15.12.2012 12:48
Аш-82 стоял на Ил-14, а АШ -82В на ми-4 , он был сделан под редуктор, расход был по моему 220 литров на час полета
Беляев 81
Старожил форума
15.12.2012 13:45
Касаемо расхода.
Отец летал на Северах. Каргасок, Новоаганск, Парабель......
Как то раз то ли ветер не правильный дали, то ли еще еще что то... отца уже нет, не уточню..
Короче, шли они в Стрижевой, бензина не хватило. Сели где то в поле, связались с пролетавшим бортом. Борт подсел к ним, перекачали несколько ведер бензина, все закончилось как бы хорошо....
Переговоры зкипажей услышал инспектор.
Отцу в пилотском вырезали талон за нарушение технологии дозаправки вертолета.....))))))
Оказывается нужно было фильтровать бензин через бархотку :-)))))))))
AI
Старожил форума
15.12.2012 14:58
Беляев 81:

А пламя из выхлопных труб, это вообще что то неописуемое


С этим пламенем перед запуском при взлете с площадок, во избежании возгорания подстилающей поверхности(травы, мха и пр.)боролись простым методом - надевали на патрубки консервные банки...
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 15:37
2semen:
Да осталось что-то совсем немного, ещё и вперемешку с Ми-1 :))
Мы тоже, однажды сидели по погоде недалеко от Саратова, на точке нефтепровода, практически сутки. Минус 35 с ветерком. Утром походили вокруг вертушки, подумали, прикинули. Взяли у ребят на нефтекачке здоровенный лист тонкого железа, согнули короб, налили тонкий слой нефти и бензина, и подожгли. Когда разгорелось пламя, набросали напиленных полусырых чурочек, нарубленных в ближайшей лесополосе-снегозащите, и когда они прогорели, подсунули лист под движок, закрыв чехлами с боков и спереди, пространство. Жар был приличный, и хоть его выдувало свежим ветром сквозь щели в брезентовой импровизированной юбке, через час мы запустились. Чуток подпалили фрикционы муфты, включая и выключая раскрутку трансмиссии, стремясь не порвать маслосистему редуктора.
Потом включили таки трансмиссию и "забогатив" смесь рычагом управления подачей топлива в кабине, держали обороты трансмиссии меньше обычного. Как только температура в редукторе перешла плюсовую отметку - убрали "обогащение" и нагрели до нормы. Бортмеханик открыл левую створку движка и по команде командира, включившего на запуск БО, пару раз врезал куском трубы по известной только ему, точке, возле перегоревшей свечи накаливания. На что, печурка радостно пыхнув - заработала и вышла на режим, а мы взяли ноги в руки и дернули
в Уральск =;)

2кокпит:
Semen почти верно сказал, про отличия между движками. Только насколько я помню, на Ил14 стоял АШ-82 ФНР. И не знаю, был ли у ФНР-а двухскоростной нагнетатель в системе впуска рабочей смеси как у АШ-82В, включаемый дистанционно-электрически для увеличения мощности и увеличения максимальных взлетных оборотов "связки двигатель-несущий винт" при посадках в горах - если я правильно помню теорию.
За небольшое время моей работы на Ми-4, с посадками в горах, мы всего лишь один раз включали 2-ю скорость нагнетателя. На форуме есть бывший бортмеханик с Ми-4 с НИК-ом SERDG. Он поправит, если заглянет сюда и увидит, что я где-то напортачил :)
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 15:47
Про консервные банки слышу впервые. Думаю, что это - из разряда баек, иначе моментально бы распространилось по Союзу. Мой однокашник - очень талантливый пилот и грамотный командир, (Ныне покойный. Убили в родных горах на родной "Восьмерочке": Погода резко сморщилась и за руль сел, проверяющий из управления. Вошли в гору).
Он, будучи ещё командиром "Четверочки", положил её в горах Восточного Казахстана, когда при высадке геологов на склон, летом, в жару, вспыхнули мощные заросли сухой травы и раскаленные газы засосанные через пылефильтр, мгновенно "уронили" мощность движку.
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 16:33
На Ил-14 стояли Аш-82Т, а на Ми-4А стоял Аш-82В, на котором включение второй скорости нагнетателя было отключено по доработке.

На счет подогрева Ми-1 на -35 с ветерком листом с углями - это полный бред! А чем вы грели втулку НВ, промежуточный и хвостовой редукторы и втулку хвостового винта? А вы знаете, что маслобак стоял сверху над двигателем и отогреть более 20 литров МС-20 на морозе -35 вашим способом нереально?! Бо-10 имел свечу накаливания и если она перегорела, то куском трубы можно было бить только по дурной головушке, чтоб, значитца, стало теплее. Тем более, что на Ми-1 БО-10 вооще не стоял! Так же, как и рычага регулирования смеси на Ми-1 никогда не было! Это история полная глупость и скорее всего была придумана для женского журнала и придумана тем, кто НИКОГДА не работал на авиатехнике даже при -10. Более-менее похоже на описание Ми-4 - вот у него действительно справа стоял не БО-10, а БО-20, но для таких авторов это, конечно мелочь.
semen
Старожил форума
15.12.2012 16:35
На Ми-4 без включения второй скорости нагнетателя(у нас на всех были отключены)поднимался на высоту 4350м для связи, работали за полярным кругом и рядом на сотни верст никого, так еще и радист у нас был на ключе работал, не мог связаться
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 16:37
Sorry, на Ми-4 БО-20 стоял слева по полету, что-то я задумался и перепутал сено с соломой...
semen
Старожил форума
15.12.2012 16:46
PROEN
Я могу ошибаться в названиях, но зимой мы всегда с собой возили мобильный подогреватель, и по моему он назывался БО -10, может ПП, правда гребли с ней было, но иногда мы умудрились под огреть вертолет
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 17:24
Да нет, было такое, только назывался он МП-44 - вместо электродвигателя привода вентилятора стоял древний и простой как мясорубка бензиновый движок. Сколько он крови попил... Была еще какая-то модификация более древняя, но модель не помню. БО-10 стоял на Ан-2 - в принципе ничего себе агрегат, но за ним следить надо было и обслуживать во время.
Нагреть Ми-4 одной МП-44 - это был еще тот подвиг! В принципе делалось так - грелся движок, запускался и тарахтел на МГ с десяток минут, потом выключали, чехлили и начинали греть редуктор, втулку и все остальное одно за другим. Потом, если в полете БО-20 сдыхал, то летели в полном смысле на ощупь - остекление кабины покрывалось инеем. Вообще полеты на Ми-4 зимой - это был героизм, современным летчикам эту "романтику" даже представить трудно.
AI
Старожил форума
15.12.2012 17:48
Viktor49A:

Про консервные банки слышу впервые. Думаю, что это - из разряда баек, иначе моментально бы распространилось по Союзу

Нет, не из разряда баек, наблюдал сие не раз за время работы в лесоохране в семидесятых в Берелехском отделении(Магаданская обл.)Хотите верте, хотите-нет.С нашим отделением работало несколько бортов четверок http://s15.postimage.org/3phl0 ...
http://s8.postimage.org/4ko7co ...
Перед запуском, при взлете с площадок БМ надевал на патрубки большие консервные банки (от болгарских компотов).Если происходил пламенный выхлоп, что характерно и не редко для поршневых движков то эти банки являлись гасителем пламени.
semen
Старожил форума
15.12.2012 17:56
Да, из противообледенительных средств был только пластмассовый штурманский транспортир, им скребли в полете и перед посадкой остекление кабины иначе нихрена не видно было.А высидеть в кабине при минус 40-50 в согнутом состоянии тоже было непросто, зато летом это была сказка, вся природа на расстоянии вытянутой руки,
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 18:01
Насчет банок похоже на правду - было много случаев загорания Ми-4 от выброса горящего топлива с маслом на траву под вертолетом - на запуске всегда кто-то стоял с огнетушителем, ведь на Ми-4 запуск был разрешен для ИТС до режима МГ.
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 18:09
У вояк стояла пртивообледенительная спиртовая система, но она всегда была пустая... На гражданских на ремонте систему снимали. И вот мы прилетели забирать Ми-4 у вояк в бухте Провидения, а вояки с испугу заправили системы полностью - это в брежневские-то времена! Щасттяя было полные штаны!
PROEN
Старожил форума
15.12.2012 18:16
semen - да, летом была сказка. Наши даже сети таскали на Ми-4. Один раз притащили Обяшку с мотором - нашли брошенную геологами. Самый кайф был гравиметрическая съемка - облюбовывали себе отмель для лагеря, ребята улетали на квадраты, а мы ловили таймешка, красота! Ребята прилетают, а тут и ушица, и жареха и икорка... курорт!
AI
Старожил форума
15.12.2012 18:27
PROEN:

Насчет банок похоже на правду - было много случаев загорания Ми-4 от выброса горящего топлива с маслом на траву под вертолетом - на запуске всегда кто-то стоял с огнетушителем, ведь на Ми-4 запуск был разрешен для ИТС до режима МГ.

Огнетушители возили и с собой.При посадке на площадки БМ первым выпрыгивал с готовностью применить, если потребуется, средство гасителя открытого огня.Был случай возгорания брюха четверки после взлета с площадки на которой осуществлялась дозаправка.Вертушка села, плюхнулась на речной перекат дабы погасить возгорание, при этом повредив хвостовую балку.Эту вертушку вывозил Ми-6 на внешней подвеске чему(как он её нес по воздуху)был свидетелем.
AI
Старожил форума
15.12.2012 18:27
PROEN:

Насчет банок похоже на правду - было много случаев загорания Ми-4 от выброса горящего топлива с маслом на траву под вертолетом - на запуске всегда кто-то стоял с огнетушителем, ведь на Ми-4 запуск был разрешен для ИТС до режима МГ.

Огнетушители возили и с собой.При посадке на площадки БМ первым выпрыгивал с готовностью применить, если потребуется, средство гасителя открытого огня.Был случай возгорания брюха четверки после взлета с площадки на которой осуществлялась дозаправка.Вертушка села, плюхнулась на речной перекат дабы погасить возгорание, при этом повредив хвостовую балку.Эту вертушку вывозил Ми-6 на внешней подвеске чему(как он её нес по воздуху)был свидетелем.
Viktor49A
Старожил форума
15.12.2012 18:34
2PROEN:

Прежде чем писать "разносную реляцию" с использованием небрежных выражений "о таких авторах", почитайте внимательно рассказ. И неплохо было бы заполнить анкету, чтобы можно было знать, кто со мной дискутирует.
Вы ведь "сумели заметить рычаг регулирования" в кабине. В рассказе и идет речь о Ми-4. И я рассказываю от первого лица, т.к. был не только "соучастником", но и членом экипажа.

Если на ваших "четверках" 2я скорость была отключена, то это ещё не значит, что её отключили и во всем СССР :)

Раз Вы понятия не имеете, что ударом по известному месту, можно было запустить печку БО, значит Ваши познания "в этом вопросе" не совсем полны.

Если свечка перегорала во время сильнейшей тряски, обычно на зависании, то частенько это выглядело как разрыв в "нити", и точным ударом по известному бортмеханику месту, вызывалась вибрация оной. При включенном питании и огромном протекающем токе происходило кратковременное спекание трещины(разрыва) и накал свечи, чаще всего на один запуск.

2AI:
Ну что ж, раз Вы наблюдали это лично, придется поверить и принести извинения.
Хотя, честно говоря, представляя себе огромный патрубок и мощный выброс выхлопных газов,
любую банку должно снести с него, как представляющую сопротивление и преграду. Если только не были сделаны какие-нибудь жаберные щели с дырочками в дне банки, позволявшие более равномерно выходить газам. И даже в этом случае "всплывает масса сопутствующих нюансов". Ну да ладно. Оставим на веру :)
12..202122





 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru