Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Пожар при заправке воздушного судна

 ↓ ВНИЗ

GSMщик
Старожил форума
28.06.2012 21:47
Коллеги, обращаюсь с просьбой - с целью проведения обучения водителей ТЗ (ТЗА, АТЗ, Сервисеров), операторов ЗС, а также авитехников по ГСМ и авиатехников ИАС авиакомпаний, для наглядного примера - почему нужно сначала заземлить средство заправки, потом выравнять потенциалы ТЗ-ВС, подключить тросик выравнивания потенциалов на ННЗ и только потом подключать ННЗ к бортовому заправочному штуцеру ВС - прошу вас дать ссылки на видеофайлы пожаров ВС возникших в следствие заправки (подключения ННЗ к ВС без заземления и выравнивания потенциалов и т.д.).
Ранее в инете было очень много записей подобных инциндентов с камер видеонаблюдений, теперь толи их удалили, а может у просто я ищу их не правильно, но факт в том, что найти данные видеозаписи не удается.
Скажу спасибо, если ктото сможет скинуть свои видеозаписи с камер видеонаблюдения с подобными случаями.
ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!
PanRU
Старожил форума
28.06.2012 21:52
И ключ хаечный медный! А то!
b737
Старожил форума
28.06.2012 21:57

http://fotki.yandex.ru/users/b ...

Вот результат неправильной заправки. Прямо у нас на глаза, когда мы были в профилактории в Сергелях, при заправке сгорел Ми-8. От первой вспышки и до заваливания на бок прошло только восемь минут.
URFO
Старожил форума
28.06.2012 22:38
Едет мужик на бензовозе, останавливает его ДПСник. Проверил документы, обошел машину и спрашивает. А зачем у ваз цепь сзади болтается? Ну как товаришь лейтенант я бензин вожу, мало ли искра, молния, разряд а это заземление. Лейт: Ну это всё понятно но цепочка то зачем? Водила ему по новой всё повторяет и так раз пять. Водитель не выдержал и говорит. Ну вы спросите у любого водителя и вам скажут. Мент останавливает жигуля шестерку. Скажите зачем бензовозу цепочка? Тот ему повторяет точь в точь про заземление. Мент: Водитель бензовоза вы можете ехать а вы водитель жигулей объясните почему у вас нет цепочки?
Aleks64
Старожил форума
28.06.2012 22:54
Смешно, конечно. Но в Братске, во время заправки , сожгли в итоге два Ту-154...Слава Богу без людей, но с ручной кладью и багажом.
Гладиатор
Старожил форума
28.06.2012 23:15
http://www.ntv.ru/novosti/89151/
http://skeiz.livejournal.com/2 ... - 06.92 85282 / 78A-282 Братск 0/0 Сожгли техслужбы при заправке

остальное сами погуглите :)
AirDuct
Старожил форума
29.06.2012 01:32
b737 28/06/2012 [21:57:40]:
http://fotki.yandex.ru/users/b ...
Вот результат неправильной заправки.
Прямо у нас на глазах, когда мы были в профилактории в Сергелях, при заправке сгорел Ми-8.
От первой вспышки и до заваливания на бок прошло только восемь минут.

Поясните, пожалуйста, в чём заключалась подмеченная вами из профилактория в Сергелях "неправильность" заправки конкретно этого Ми-8-го?
Точно он и/или топливозаправщик был не заземлен, тросик выравнивания потенциалов между ТЗ и вертолётом, между РП-40 и вертолётом не был подсоединён?


20.06.06 Су-27 загорелся при заправке.
На аэродроме Чкаловск в Калининградской области при заправке топливом взорвался истребитель СУ-27.
В результате взрыва пострадал один военнослужащий срочной службы.

Причина пожара здесь - не электростатическое электричество.
Раздаточный шланг разорвало и он, как вырвавшийся из рук пожарного брансбойт, стал хлесталь и поливать топливом вокруг всё и вся, в том числе водителя ТЗ-22. При попадании топлива на раскалённый коллектор заднего двигателя спецотсека ГАЗ-51 топливо воспламенилось, огнем полностью уничтожен топливозаправщик и частично Су-27.

Так что, уважаемый GSMщик, угроза от непроверенного на СИЗРе раздаточного рукава гораздо больше, чем от эфимерного статического электричества.

Вы-то сами подумайте - где при современной закрытой заправке образуются взрыво- и пожароопасные концентрации паров керосина, тем более имеющего температуру вспышки аж 28 гр. С и между чем и чем и в каком месте должна проскочить искра, что бы все это зажечь или взорвать? Сперва вот эту элементарную вещь чисто уясните для себя, что бы инструктаж был убедительным.

Вот поэтому в обозримом прошлом нет случаев возгорания от статики при заправке керосином.
По секрету скажу, уважаемый GSMщик, Вы очень удивитесь, что согласно Руководству по летной и технической эксплуатации, например, самолёта Як-42, троса выравнивания потенциалов между ТЗ и самолётом совершенно не нужно, а b737, надеюсь, подтвердит, что для некоторых боингов заземление при заправке совершенно не требуется согласно того же мануала и вопреки Руководству 9/И и НПО ГА-85.

Но инструктажи с водителями ТЗ о соблюдении правил борьбы со статическим электричеством согласно норм НПО ГА-85 проводите, это дисциплинирует и бдительность дает, а то придет такой дядька как усечет что не вставил штырь с тросом в токоприемник заземления и накаже рублем по ст. 11.16 КоАП. Вот тогда и пусть смеются :)))
laborant
Старожил форума
29.06.2012 01:58
Это ж как надо шланг угробить, чтобы его разорвало? Наверное, где-то задвижку не открыли и он просто соскочил с штуцера. Видел раз такое, когда только с учебки пришел. Водила задвижку не открыл, а моторист помпу уже включил. Звук был метров с пятидесяти как будто бутылку шампанского открыли. Лужа успела натечь, хотя помпу быстро выключили. Я потом долго удивлялся, как могло вместе с хомутом стащить. Да что хомут, раз у фильтра ТФБ-30 болты поотрывало и крышку фильтра загнуло, когда помпу на полную включили. А заземлять традиция идет, видимо, еще с поршневой авиации, когда, действительно, бензин от любой искры вспыхивал. Ведь лучше "перебздеть", чем "недобздеть", денег на это нужно немного и сил тоже. Еще друга так, уже под самолетом, облило всего. По этой же причине, техник не успел задвижку открыть, а тот уже включил, торопился. К нему отец в гости приехал, он его посадил к себе в кабину. Отец как его увидел, спрашивает, и часто у вас так. Тот, недолго думая, отвечает, да почти каждый день. Тот в шоке, говорит, ну и служба у вас! А на самом деле раз и было.
Змей-Горыныч
Старожил форума
29.06.2012 08:51
Смешно, конечно. Но в Братске, во время заправки , сожгли в итоге два Ту-154...Слава Богу без людей, но с ручной кладью и багажом.

И что здесь смешного? Там, кстати, люди погибли...
selt
Старожил форума
29.06.2012 09:13
Вот сообщение местной прессы о пожаре в Братском аэропорте.
Только там почему-то указаны ТУ-134, хотя на фото остатки 154го.
http://pressmen.info/brat0/12_ ...
AirDuct
Старожил форума
29.06.2012 09:35
laborant 29/06/2012 [01:58:43]:
А заземлять традиция идет, видимо, еще с поршневой авиации, когда, действительно, бензин от любой искры вспыхивал.
Ведь лучше "перебздеть", чем "недобздеть", денег на это нужно немного и сил тоже.

Вы совершенно правильный вывод сделали, коллега, в части того, что традиция с поршневой авиации и от того, что лучше "перебздеть", чем "недобздеть" - ведь специально подготовленная (стехиометрическая) топливо-воздушная смесь в цилиндре вспыхивает как раз от искры. Но именно - специально подготовленная - на воздухе так специально подготовить - очень редко получается.
И вот что удивительно - заправка бензином поршневой техники со времён поршневой авиации не только не соратилась, но неизмеримо выросла - во всём мире на АЗС происходят миллионы заправок бензином автомобилей. И при этом, заметьте(!) - без заземления автомобилей, выравнивания потенциалов между раздаточным пистолетом и корпусом автомобиля и прочей лабуды.
Да, на АЗС происходят возгорания автомобилей, но это явление чисто вероятностное - количество заправок автомобилей на единицу времени на многие порядки выше, чем заправки самолетов.
Так что, уважаемый коллега GSMщик, в качестве иллюстрации показывайте водителям ТЗ ролики возгорания автомобилей от статического электричества при зароавке на АЗС и из полиэтиленовых канистр.
laborant
Старожил форума
29.06.2012 13:28
В те времена в армии и телевизор смотрели нечасто, какие ролики. Но штыри тэзисты при заправке всегда исправно вставляли. И цепочки у всех болтались под бочкой. Рефлексы были выработаны четко. Что там сейчас? Племянник придет со службы осенью, распрошу.
XXXXL
Старожил форума
29.06.2012 15:12

TO GSMщик
На англ.искать пробовали?
http://www.youtube.com/watch?v ...
http://www.youtube.com/watch?v ...
AirDuct
Старожил форума
29.06.2012 16:30
laborant 29.06.2012 [13:28:13]:
В те времена в армии и телевизор смотрели нечасто, какие ролики?
Но штыри ТЗисты при заправке всегда исправно вставляли. И цепочки у всех болтались под бочкой. Рефлексы были выработаны четко.
Что там сейчас? Племянник придет со службы осенью, распрошу.

Насчет рекомендаций показа роликов возгорания машин от проявлений статического электричества на АЗС это я относил к топик-стартеру этой ветки, GSMщику, выступившему с просьбой дать ссылки на видеофайлы пожаров ВС, возникших в следствие заправки, осуществляемой без соблюдения мер предотвращения опасных проявлений статического электричества (без заземления, выравнивания потенциалов).
Ну, а в отношении безопасной заправки воздушных судов что в армии, что в гражданской авиации ничего не изменилось.
Вот, например, по заправке ВС в ГА руководствуются НПО ГА-85. Посмотрите, есть ли какие отличия от тех, что были в Ваши времена?

Наставление по пожарной охране в гражданской авиации СССР (НПО ГА-85): http://www.infosait.ru/norma_d ...
5.3. Заправка воздушного судна топливом
5.3.3. Для безопасной заправки ВС с помощью ТЗ необходимо:
а) установить ТЗ у заземленного ВС так, чтобы противопожарный разрыв между ТЗ и крайними точками ВС был не менее 5 м;
б) у ТЗ, имеющих автономный двигатель для работы насоса, выключить маршевый дизельный двигатель;
в) заземлить ТЗ к контактному устройству аэродромного заземлителя;
г) выравнить потенциалы между корпусами ТЗ и ВС путем их соединения металлическим тросом;
д) обеспечить электрическое соединение наконечника нижней заправки с бортовым заправочным штуцером путем включения штыря троса наконечника в приемное гнездо бортового заправочного штуцера;
е) при верхней заправке ВС обеспечить соединение раздаточного крана (пистолета) с корпусом ВС путем включения штыря троса раздаточного крана в бортовое гнездо ВС, если заправочная горловина ВС не оборудована приемным бортовым гнездом, необходимо прикоснуться раздаточным краном к обшивке ВС на расстоянии не ближе 1, 5 м от заправочной горловины, после чего опустить его в горловину топливного бака;
ж) по окончании заправки выполнить операции в порядке, строго обратном подключению.

9.9. Молниезащита и защита от статического электричества
9.9.10. Для отвода статического электричества во время движения средств заправки и транспортировки топлива на их шасси должны быть закреплены заземляющие цепи, у которых постоянно соприкасающиеся с землей звенья выполнены из латуни или бронзы.
GSMщик
Старожил форума
29.06.2012 19:55
для AirDuct:
Вполне возможно, что мой опыт в области обслуживания ВС авиаГСМ меньше вашего (это возможно, но не факт), но видимо лично Вы не сталкивались с таким явлением как статическое электричество накопленое на раздаточном рукаве в процессе его размотки, так вот, уважаемый AirDuct, сперва мои работники сообщили мне о таком явлении и показали его последствия, а именно, в процессе размотки раздаточного рукава с целью его ежемесячной проверки, в момент, когда рукав был полностью размотан и ННЗ притаранили обратно к ТЗА, то совершенно случайно тросик выравнивания потенциалов который находится на ННЗ (я надеюсь, что вы уважаемый AirDuct согласитесь, что такой тросик есть на ЛЮБОМ ТЗА, даже в зарубежных аэропортах) коснулся рамы ТЗА, произошла сильнейшая вспышка и тросик (диаметр которого 4 мм) меньше чем за долю секунды лишился своей защитной полиэтиленовой оплетки.
Я сначала не поверил, при мне провели данный опыт повторно (заменив трос), заряд статического электричества оказался такой силы, что во второй раз, трос просто расплавился в точке креплания к штырю.
Так вот, любезный AirDuct, представьте, что произощло бы если бы мы коснулись не тросиком, а ННЗ и не рамы ТЗА а УБС на ВС?
После проведенных расследований было выявлено, что при установке нового рукава на ТЗА не был обеспечен достаточный эл.контакт и статика накапливалась на рукаве и не уходила с рукава на общий контур ТЗА и потом в землю через цепь заземления.
На всякий случай, сообщю любезный AirDuct, что размотка рукава проходила по бетонному покрытию нагретому солнцем до 55 градусов (замеряли лабораторным термометром), в 3 часа дня, температура топлива в ТЗА составляла 30 градусов по цельсию, температура паровоздушной смеси в емкости ТЗА не замерялась, но я думаю, что явно больше чем температура самого топлива, и возможно, что выше температуры вспышки паров.
И еще, уважаемый AirDuct, раз в год даже палка стреляет.
ВСЕ ИНСТРУКЦИИ НАПИСАНЫ КРОВЬЮ!!!
Если вы не в курсе, то сейчас склады хранения авиаГСМ (включая резервуарные парки) оборудуются датчиками определения загазованности (датчиками ДВК) с целью заранее определить, если пары керосина в каре резервуарного парка начнут приближаться к критическим.. БРЕД? БРЕД!!! но взрывы нескольких нефтебаз заставили внести данные требования в ПБ.
И еще уважаемый AirDuct, возможно вы не вкурсе, но раньше на пример на Арбузах (Эирбасах) тоже не нужно было выравнивать потенциалы, однако пару лет назад IATA протолкнуло и доказало Арбузо производителю, что выравнивать потенциалы между ВС и ТЗА нужно всегда и это ОБЯЗАТЕЛЬНО!
AirDuct
Старожил форума
30.06.2012 00:00
GSMщик:
Вполне возможно, что мой опыт в области обслуживания ВС авиаГСМ меньше вашего (это возможно, но не факт), но видимо лично Вы не сталкивались с таким явлением как статическое электричество накопленое на раздаточном рукаве в процессе его размотки.
Так вот, уважаемый AirDuct, сперва мои работники сообщили мне о таком явлении и показали его последствия, а именно, в процессе размотки раздаточного рукава с целью его ежемесячной проверки, в момент, когда рукав был полностью размотан и ННЗ притаранили обратно к ТЗА, то совершенно случайно тросик выравнивания потенциалов который находится на ННЗ (я надеюсь, что вы уважаемый AirDuct согласитесь, что такой тросик есть на ЛЮБОМ ТЗА, даже в зарубежных аэропортах) коснулся рамы ТЗА, произошла сильнейшая вспышка и тросик (диаметр которого 4 мм) меньше чем за долю секунды лишился своей защитной полиэтиленовой оплетки.

Милок, уважаемый GSMщик! Не горячитесь!
Я сейчас расскажу, как ваши работники навешали вам лапши на уши (если действительно трос диаметром 4 мм от электростатики расскалился настолько, что за долю секунды испарился защитный полиэтиленовый слой троса).
Но сперва ответьте на несколько вопросов.
1. Раздаточный рукав был со стренгой или антистатический?
2. Что за марка топливозаправщика?
3. Вы знаете, какова энергия молнии, продолжительность её разряда и до какой температуры энергия грозового разряда может нагреть 4 мм провод?
4. Как могла образоваться разность потенциалов между концом раздаточного рукава с ННЗ и рамой топливозаправщика, если другой конец раздаточного рукава надежно соединён с этой самой рамой ТЗ посредством стренги или электропроводности антистатического рукава?
5. Вы каким способом проводите ежесменный контроль целостности стренги или ежемесячный контроль омического сопротивления антистатического рукава?
6. Вы что, ежемесячные гидравлические испытания раздаточных рукавов на 1, 25 от рабочего давления производите не на стенде СИЗР, а прямо на ТЗ?
7. Ваш аэродром допущен к эксплуатации самолётами типа Ту-154, Ил-76 (это я к пониманию величины рабочего давления)?
8. У вас электростатика на раздаточных рукавах образуется только при разматывании раздаточных рукавов с целью ежемесячной проверки? А при перекачке топлива при заправке ВС такое явление наблюдалось или не наблюдалось?
Пожалуйста, уважаемый GSMщик, ответьте на эти вопросы (особенно на 4-ый) и всем станет ясно, где кроется блеф в описании вашими работниками сильнейшей вспышки от соприкосновения 4 мм (!) троса выравнивания потенциалов наконечника нижней заправки ННЗ-5М с рамой топливозаправщика и испарении полиэтиленового защитного слоя этого самого троса.
vaschunin
Старожил форума
30.06.2012 01:41
AirDuct:

...во всём мире на АЗС происходят миллионы заправок бензином автомобилей. И при этом, заметьте(!) - без заземления автомобилей, выравнивания потенциалов между раздаточным пистолетом и корпусом автомобиля и прочей лабуды...

29/06/2012 [09:35:49]

Не совсем правомерно сравнивать заправку топливом автомобиля, и ВС.
В первом случае, заправляется несколько десятков литров, во втором, несколько десятков тонн…
Вспомните школьный курс физики, раздел статическое электричество, электрофорную машину… Величина воздушного зазора, «пробиваемого» искрой разряда, зависела, как раз, от времени (и скорости) вращения дисков…
Бензоколонка ВСЕГДА (!) заземлена, а, за время заправки автомобиля, разность потенциалов, не успевает набрать существенной величины.
О величине заряда статического электричества, которое может накопиться на ВС, -страшно подумать!Не от хорошей жизни, и не для красоты, устанавливают на самолёты съёмники электростатического напряжения…
GSMщик
Старожил форума
30.06.2012 10:17
В поддержку vaschunin
в пику AirDuct
Статическое электричество (вернее скорость и сила его накопления) на прямую зависит от скорости потока топлива. Заправка машины ведется со скоростью примерно 10-15 литров в минуту, длина раздаточного рукава - 5 метров.
Заправка ВС ведется со скоростью до 1200 литров в минуту, длина рукава от 20 до 30 метров.
Объемы прокачиваемые через рукава за одну заправку также не сравнимы...
vaschunin прав, заправка через колонку идет ну максимум до 100 литров за раз, потом писталет вешается в посадочное место и статика уходит...

Теперь по поводу ваших вопросов AirDuct
Прошу прочитать мой пост выше, мне не рассказывали, а я сам лично присутствовал при повторном эксперименте (кода трос расплавился...).
А теперь, перед тем, как ответить на ваши вопросы, прошу Вас AirDuct сообщить коэффициент оммического сопротивления антистатического рукава?

Отвечаю на ваши вопросы:

1- Раздаточный рукав был со стренгой.
2 - Марка топливозаправщика - ТЗА-30.
3 - не знаю, но знаю, что в розетке на пример сила тока значительно в 10 а то и в 100 раз меньше чем в разряде молнии, но суньте туды трос в оплетке, потом мне расскажете последствия... только суньте его туда с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, и плюс пусть там будут установлены в цепи защитные автоматы...
4 - опять внимательно читайте мой предыдущий ответ Вам, надежной электрической цепи рукав-ТЗА небыло, как раз произошел обрыв стренги (там их две в рукаве), оборвало обе, возможно при установке рукава стренга была повреждена, а потом и вообще оторвалась.
5 - ежесменный контроль стренги проводился тестером.
6 - судя по этому вопросу, а также по предыдущим вашим сообщениям вы живете устаревшими документами и если сейчас и эксплуатируете ТЗ то что-то на уровне ТЗ-22, не моложе. На всякий случай, сообщаю, что современные ТЗА как российского так и зарубежного производства оборудованны штуцерами испытания раздаточных рукавов. Рукав нет необходимости снимать с ТЗА, просто перекрывается вход в рукав, СИЗР подключается к данному штуцеру и создается давление... Только СИЗР не тот, к которому вы привыкли, а современный СИЗР...
7 - наш аэродром допущен к приему ЛЮБЫХ ВС, правда А-380 к нам не прилетал, самые большие которые были В-747 и Русланы.
8 - данное явление произошло один раз, когда нарушилась электрическая цепь рукав-ТЗА (обрыв стренги). Ранее и после такого не было...

Дорогой AirDuct будьте любезны, теперь ответить на мои вопросы, и тогда будет понятен не только Ваш блеф и скептицизм, а так же уровень вашей компетенции и знание современных требований и законов...
С уважением,
GSMщик
Старожил форума
30.06.2012 10:17
В поддержку vaschunin
в пику AirDuct
Статическое электричество (вернее скорость и сила его накопления) на прямую зависит от скорости потока топлива. Заправка машины ведется со скоростью примерно 10-15 литров в минуту, длина раздаточного рукава - 5 метров.
Заправка ВС ведется со скоростью до 1200 литров в минуту, длина рукава от 20 до 30 метров.
Объемы прокачиваемые через рукава за одну заправку также не сравнимы...
vaschunin прав, заправка через колонку идет ну максимум до 100 литров за раз, потом писталет вешается в посадочное место и статика уходит...

Теперь по поводу ваших вопросов AirDuct
Прошу прочитать мой пост выше, мне не рассказывали, а я сам лично присутствовал при повторном эксперименте (кода трос расплавился...).
А теперь, перед тем, как ответить на ваши вопросы, прошу Вас AirDuct сообщить коэффициент оммического сопротивления антистатического рукава?

Отвечаю на ваши вопросы:

1- Раздаточный рукав был со стренгой.
2 - Марка топливозаправщика - ТЗА-30.
3 - не знаю, но знаю, что в розетке на пример сила тока значительно в 10 а то и в 100 раз меньше чем в разряде молнии, но суньте туды трос в оплетке, потом мне расскажете последствия... только суньте его туда с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, и плюс пусть там будут установлены в цепи защитные автоматы...
4 - опять внимательно читайте мой предыдущий ответ Вам, надежной электрической цепи рукав-ТЗА небыло, как раз произошел обрыв стренги (там их две в рукаве), оборвало обе, возможно при установке рукава стренга была повреждена, а потом и вообще оторвалась.
5 - ежесменный контроль стренги проводился тестером.
6 - судя по этому вопросу, а также по предыдущим вашим сообщениям вы живете устаревшими документами и если сейчас и эксплуатируете ТЗ то что-то на уровне ТЗ-22, не моложе. На всякий случай, сообщаю, что современные ТЗА как российского так и зарубежного производства оборудованны штуцерами испытания раздаточных рукавов. Рукав нет необходимости снимать с ТЗА, просто перекрывается вход в рукав, СИЗР подключается к данному штуцеру и создается давление... Только СИЗР не тот, к которому вы привыкли, а современный СИЗР...
7 - наш аэродром допущен к приему ЛЮБЫХ ВС, правда А-380 к нам не прилетал, самые большие которые были В-747 и Русланы.
8 - данное явление произошло один раз, когда нарушилась электрическая цепь рукав-ТЗА (обрыв стренги). Ранее и после такого не было...

Дорогой AirDuct будьте любезны, теперь ответить на мои вопросы, и тогда будет понятен не только Ваш блеф и скептицизм, а так же уровень вашей компетенции и знание современных требований и законов...
С уважением,
GSMщик



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru