Мобильная версия
Войти

ТВВАУЛ - 74 ("книга 2")

 ↓ ВНИЗ

12..363364

Савреев
Старожил форума
30.03.2022 10:52
Ty22
Ребята, сегодня, 29 марта 2022, в 15 час был убит током комэск 1 АЭ 121 тбап Проистин Николай Валентинович. На рабочем месте. Насмерть.
Лично говорил с его женой, Ириной.

https://www.tu22.ru/lyudi/41-v ...

Краснянский А.
В Сольцах в свое время был аналогичный случай. Электриком работал в жилищной конторе, что в городке, отставной специалист из числа ИТС. Тоже был смертельно поражен электротоком во время исполнения своих обязанностей.
Савреев
Старожил форума
30.03.2022 11:12
Вышла новая книга. Тираж, правда, весьма ограничен. Прислали мне по "блату" из Казани. Герои книги: казанский завод, самолет Ту-22м и летчики, летавшие на различных его модификациях. Последние делятся воспоминаниями. Много фотографий. https://photos.google.com/u/0/ ...
Павел M
Старожил форума
30.03.2022 22:25
Савреев
Вышла новая книга. Тираж, правда, весьма ограничен. Прислали мне по "блату" из Казани. Герои книги: казанский завод, самолет Ту-22м и летчики, летавшие на различных его модификациях. Последние делятся воспоминаниями. Много фотографий. https://photos.google.com/u/0/ ...
Не открылась страница по ссылке. В сети встретил следующее (год выпуска книги 2018):
http://www.polygonpress.ru/?po ...

Павел M
Старожил форума
30.03.2022 23:19
TATLIN: Таня, от всей души поздравляем с Днем рождения!
Крепкого здоровья, мира и благополучия!
Павел M
Старожил форума
30.03.2022 23:53
Печальное сообщение в ОК на странице Леонида Васильева:
"29.03.2022г скончался Богод Георгий Леонидович, выпускник ТВВАУЛ-71г. Вечная память тебе, Гоша..."
https://ok.ru/profile/91646133 ...
Значительная часть службы - зам. командира аэ Ту-16, Зябровка, филиал Рязанского центра.
Многие прошли через переучивание в этой эскадрилье. В Зябровке мы жили с ним соседями на одном этаже.
Светлая память Георгию, Гоше...
Савреев
Старожил форума
31.03.2022 06:30
Павел M
Не открылась страница по ссылке. В сети встретил следующее (год выпуска книги 2018):
http://www.polygonpress.ru/?po ...

Ссылка ведет к трем фото названной книги. Саму книгу в сети мне обнаружить пока не удалось. В ней говорится о флотских экипажах самолета и приводятся их воспоминания.
Слава Пичугин
Старожил форума
31.03.2022 10:10
Светлая память и вечный полёт Георгию Леонидовичу.
Он даже к нам в Чаган залётывал. Добрый, отзывчивый человек.
TATLIN
Старожил форума
31.03.2022 14:54
Светлая память ушедшим…

Спасибо за поздравление! Приятно!
Живите долго!
Ty22
Старожил форума
31.03.2022 20:41
Павел M
Взлёт в метель в условиях предельно допустимого бокового ветра.

Старший авиационный начальник на аэродроме, заместитель начальника ЦБП ПЛС, прибыл на КДП в связи с необходимостью принять решение на выпуск самолёта по маршруту. Обстоятельства были таковыми, что принять решение на вылет было довольно сложно. Точнее, надо было просто отбить полёт, так как документы требовали этого. Наш экипаж был тем самым, которому было заявлено лететь в дальние края.
По метеоусловиям аэродром был закрыт - метель, низкая облачность, практически нулевая видимость, поземка. Задание у экипажа было специальным, перегонка самолета инзаказчику после ремонта на АРЗ. В общем, на взлёт, да еще и опытный экипаж, пожалуй, можно было бы выпустить решением старшего авиационного начальника. Но, при всех перечисленных неблагоприятных условиях дул сильный боковой ветер по отношению к ВПП, предельный боковик. А, может, и запредельный. С таким боковиком может не хватить эффективности рулей удержаться в пределах полосы, посему Инструкция по эксплуатации самолета взлет и посадку запрещает.
День выходной, субботний. Никто не летает – запрет. И только экипаж, выполняющий перегонку самолета чего-то еще ждет. Прошли медконтроль, получили на метео погоду, подтвердили условия полета по маршруту. Надо только до конца выяснить, дадут добро на вылет или нет?
Но куда там? - Аэродром закрыт и точка. Не летают в такую погоду.
«Бери, командир, свой экипаж - штурмана, оператора-переводчика и идите отдыхать в гостиницу, у вас еще заявка действует на следующие сутки».
Отвечаю: «Понятно».
По идее, надо бы позвонить о переносе вылета направленцам, курирующим задание. Обязан доложить, в силу специфики задания. Но день выходной, в кабинетах, наверное, никого нет, а по линии КП и так всё уже всеми доложено, и всем должно быть известно о специфике. Выходит, «отбой полёта» - вопрос решенный.
Говорю экипажу: «Ну, что, Борисыч, Стас? Поехали в гостиницу» - И тут офицер дежурного расчета КП остановил нас: «Товарищ майор, вас вызывают на КП!»
Ситуация такая: звонят совсем уж из высоких штабов и из весьма полномочных КП. Из центральных.
У телефона замначалника ЦБП, по тону разговора видно, что на другом конце провода настаивают на вылете, а полковник приводит аргументы о невозможности вылета по всем параметрам, в особенности, по боковому ветру.
Затем замначалника ЦБП говорит мне: "Командир, это вас..." – Беру трубку.
На другом конце телефона представились, достаточно высокий ранг, большие полномочия. Высокое начальство вежливо, но твёрдо настаивает на вылете. Спокойно отвечаю: «Аэродром закрыт, условий не дают».
Мне снова говорят с КП: «Лететь надо, командир!.. Окончательное решение на вылет принимать вам. Справитесь, командир?»
Уже немного привык понимать интонацию, привык, что в условиях, когда даже на грани безопасности, такого рода полёты выполнять необходимо. Что-то есть такое, чего по телефону, да еще перед полётом нет смысла долго объяснять. На то они и специальные полёты.
Пару секунд подумав, ответил: "Справлюсь".
На том конце телефона: "Хорошо, дайте трубку замначальника Центра".
Полковник взял телефон, отвечал в трубку коротко: "Понял... хорошо... есть".
Затем, уже, обращаясь ко мне, командиру перелетного экипажа, полковник говорил не строгим официальным, а скорее, товарищеским тоном. Он был старше, опытнее, в голосе его звучали нотки старшего товарища. И хоть юридически ответственность уже лежала на мне - командире экипажа, но моральный груз оставался на ответственном начальнике.
«Командир, условия очень сложные, прикройся элеронами... да ты и сам знаешь... Уверен? Справишься?»
В ответ слегка кивнул: «Справлюсь», в голосе твердость, чтобы начальник не волновался. Но тут некстати проявилась легкая напасть, то ли от усталости, скорее, от напряжения прошедших дней... Да, всё эти «дороги, пыль да туман», смена климатических поясов, гостиницы... Как в той поговорке: "Надо лететь - кровь из носа!"
Да ладно уж, мелочи, заметил полковник или нет? – но он деликатно промолчал. Мы оба сделали вид, что ничего особенного.
Окропил, как говорится, снежок красным - ерунда, пройдет, справимся.
Поговорили с начальником, пора и на вылет.
А лететь далеко и долго, за три моря – Черное, Эгейское, Средиземное, через четыре границы, строго по гражданским трассам, на боевом борту с чужими опознавательными знаками. Всякие вводные бывали в таких полетах, керосина под завязку. Да оно и без вводных – по потолкам, на экономном режиме. И ушки топориком.
Но это потом. Сначала надо взлететь.
Выруливаем на полосу. Метёт, не видно ни зги. Впереди видно только снег в стекло, да внизу переметает его по полосе. Да всё не вдоль, а поперёк. Фары высвечивают метров на 150. Осевую видно и ладушки.
Форсаж, со стояночного, начали разбег. Полностью отклонённой педали не хватает, подтормаживаю этой же ногой для выдерживания направления. Надо сказать, это балетный такой трюк – полностью дать ногу вперёд и тянуть носочек, надавливая на педаль тормоза. Подходит скорость, беру штурвал на себя, прикрываюсь элеронами в противоположную от педали сторону. То ещё упражнение – штурвал взят на себя, элероны отклонены под 90, нога… носочек… штурвал… осевая…
Всё, тормозом уже нельзя – колёса разуешь. Педаль по-прежнему полностью, штурвал перед собой, потому как под 90. Чувствую и вижу – по оси не удержать. Но полоса по ширине позволяет надеяться и верить. Всё идёт, казалось бы, спокойно и вроде как подконтрольно. Отрыв с последней угловой плиты.
Масса максимальная, боковик (почитай, штилевой расчет) да еще и с отклонёнными рулями, да с подтормаживанием вначале разбега – такая вот длина, аккурат в размер ВПП.
Отрыв, рули нейтрально.
Как говорят, всё без эксцессов. Но есть, что вспомнить.
Андреич, принимай:

https://www.tu22.ru/forum/8-et ...
Павел M
Старожил форума
31.03.2022 22:26
Ty22
Андреич, принимай:

https://www.tu22.ru/forum/8-et ...
Принял. Куда уж теперь деться? )
Насчет «мокрой спины и нервов, натянутых как струна» - это уже догадки ) Ну, ладно, годится. Благодаря ранее полученному опыту, не стану хвастать, но мокрая спина была этапом пройденным - двойная дозаправка, контактирование в условиях сильной турбулентности (мягко говоря) - там - да, семь потов сошло. Но и в подобных полётах было жарковато.
Штурманом в этом полёте был родной флагман - Иванов Николай Борисович.
В период этих командировок, Указом Президиума ВС СССР от 30.10.89г. штурман награждён орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Указ опубликован в газете «Красная звезда», мы оба отмечены в Указе, командир награждён орденом II степени (газета сохранилась). Еще о Николае Борисовиче можно прочитать в описании подвига Виктора Семёновича Оськина. Штурманом тогда был майор Иванов Н.Б. За проявленное мужество и героизм Оськину В.С. присвоено звание Героя России (посмертно). Проверяемый летчик п/п-к Степченков А.П. и штурман м-р Иванов Н.Б. награждены орденом «За личное мужество».
Ссылка на Указ Президента РФ: https://base.garant.ru/6310083 ...

Оператором, выполнившим в общей сложности 10 полётов на перегонку самолётов, был капитан Мезенцев Станислав Васильевич – радист-переводчик из Чкаловской авиадивизии. Он фактически добровольно подключился к нашим перелётам. После того, как наш предыдущий оператор-переводчик был направлен в долгосрочную командировку, мне пришлось обращаться на всех уровнях с просьбой, чтобы нам выделили соответствующего специалиста. В Чкаловскую дивизию обращался в первую очередь, хотел получить опытного, с которым несколько лет тому назад перегоняли самолёты. Но тот опытный переводчик был задействован по плану дивизии. Да и все летающие переводчики были заняты – попробуй пробей это дело. Станислав Васильевич согласился, его к нам прикомандировали. Станислав оказался вполне нашим, боевым, в прямом смысле слова. Ему довелось ранее побывать в горячих точках. И в полётах он был далеко не новичок, в своей профессии радиста и переводчика просто Ас. Но наш самолёт его просто поразил. Мы со штурманом не без удовольствия принимали от нашего боевого товарища все высокие оценки нашему самолёту, а также лётному и техническому составу, связанному с эксплуатацией ТУ-22.
Будучи его командиром во время командировок, написал Мезенцеву С.В. представление к ордену "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Станислав Васильевич заслуженно получил этот орден и был горд, что среди его коллег на тот момент времени это был едва ли не единственный случай подобной награды.

Такой у нас был экипаж.
Павел M
Старожил форума
31.03.2022 23:12
И еще пару слов о нашем со штурманом тёплом отношении к оператору-переводчику.
Мы прекрасно понимали, что на наши полёты добровольцев среди специалистов, не связанных с ТУ-22, надо поискать.
В приказном порядке - это одно, все люди военные, а здесь мы встретили надёжного и вполне... какое слово подойдёт? - а вот именно это и будет точным - подходящего товарища.
Слава Пичугин
Старожил форума
01.04.2022 11:05
Павел Андреевич, а не просто Паша, потому как с большим уважением! Нисколько не сомневаясь в твоём
высоком профессионализме, более того зная это, с огромным удовольствием читаю твои повествования и
снова убеждаюсь в том, что награды в наше время не раздавали, а вручали за достойные дела и поступки!
Ты их достоин, мой дорогой однокашник и друг! И.как бы пафосно это ни звучало, но это так, потому что
от всего сердца! Будь здоров и живи долго!
Слава Пичугин
Старожил форума
01.04.2022 12:14
Хотите верьте, хотите нет, но сегодня 1 апреля 2022 года Валерия Викторовича Скура ЮБИЛЕЙ.
Дорогой друг и однокашник, от всей души поздравляем тебя и желаем, конечно же, здоровья и
всего доброго и хорошего, что способствует его поддержанию! И, непременно, МИРА и ДОБРА!
Слава Пичугин
Старожил форума
01.04.2022 12:25
И ещё один наш однокашник празднует сегодня свой День рождения-Витя Лучкин, но ещё
не юбилей, а только 69 годков. Давненько он не выходил на связь, аж с Нового года и живёт
он в Виннице, что очень беспокоит меня. Но может и до него дойдёт моё поздравление с
пожеланиями скорейшего восстановления мира, добра и справедливости на Украине!
Павел M
Старожил форума
01.04.2022 13:05
Валерия Викторовича Скуру от всей души поздравляем с Юбилеем! Желаем всего самого доброго - счастья, здоровья, мира, благополучия!
Виктора Викторовича Лучкина - с Днём рождения! Самые лучшие пожелания счастья, здоровья, мира и удачи!
Ty22
Старожил форума
01.04.2022 13:45
Павел M
Принял. Куда уж теперь деться? )
Насчет «мокрой спины и нервов, натянутых как струна» - это уже догадки ) Ну, ладно, годится. Благодаря ранее полученному опыту, не стану хвастать, но мокрая спина была этапом пройденным - двойная дозаправка, контактирование в условиях сильной турбулентности (мягко говоря) - там - да, семь потов сошло. Но и в подобных полётах было жарковато.
Штурманом в этом полёте был родной флагман - Иванов Николай Борисович.
В период этих командировок, Указом Президиума ВС СССР от 30.10.89г. штурман награждён орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Указ опубликован в газете «Красная звезда», мы оба отмечены в Указе, командир награждён орденом II степени (газета сохранилась). Еще о Николае Борисовиче можно прочитать в описании подвига Виктора Семёновича Оськина. Штурманом тогда был майор Иванов Н.Б. За проявленное мужество и героизм Оськину В.С. присвоено звание Героя России (посмертно). Проверяемый летчик п/п-к Степченков А.П. и штурман м-р Иванов Н.Б. награждены орденом «За личное мужество».
Ссылка на Указ Президента РФ: https://base.garant.ru/6310083 ...

Оператором, выполнившим в общей сложности 10 полётов на перегонку самолётов, был капитан Мезенцев Станислав Васильевич – радист-переводчик из Чкаловской авиадивизии. Он фактически добровольно подключился к нашим перелётам. После того, как наш предыдущий оператор-переводчик был направлен в долгосрочную командировку, мне пришлось обращаться на всех уровнях с просьбой, чтобы нам выделили соответствующего специалиста. В Чкаловскую дивизию обращался в первую очередь, хотел получить опытного, с которым несколько лет тому назад перегоняли самолёты. Но тот опытный переводчик был задействован по плану дивизии. Да и все летающие переводчики были заняты – попробуй пробей это дело. Станислав Васильевич согласился, его к нам прикомандировали. Станислав оказался вполне нашим, боевым, в прямом смысле слова. Ему довелось ранее побывать в горячих точках. И в полётах он был далеко не новичок, в своей профессии радиста и переводчика просто Ас. Но наш самолёт его просто поразил. Мы со штурманом не без удовольствия принимали от нашего боевого товарища все высокие оценки нашему самолёту, а также лётному и техническому составу, связанному с эксплуатацией ТУ-22.
Будучи его командиром во время командировок, написал Мезенцеву С.В. представление к ордену "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Станислав Васильевич заслуженно получил этот орден и был горд, что среди его коллег на тот момент времени это был едва ли не единственный случай подобной награды.

Такой у нас был экипаж.
Павел M
Старожил форума
01.04.2022 16:29
Слава Пичугин
Павел Андреевич, а не просто Паша, потому как с большим уважением! Нисколько не сомневаясь в твоём
высоком профессионализме, более того зная это, с огромным удовольствием читаю твои повествования и
снова убеждаюсь в том, что награды в наше время не раздавали, а вручали за достойные дела и поступки!
Ты их достоин, мой дорогой однокашник и друг! И.как бы пафосно это ни звучало, но это так, потому что
от всего сердца! Будь здоров и живи долго!
Спасибо, Вячеслав Сергеевич! Принимается, как бы красиво ни звучало. Считаю справедливыми положительные отзывы в адрес всего экипажа, а также в адрес инструкторов, командиров, коллег, у которых всегда было чему поучиться. Наверное, в наших рассказах отражается опыт наших выпускников – ТВВАУЛьцев, опыт нашего поколения. С этим представлением и решил поделиться воспоминаниями.
Сейчас, глядя на действия молодых авиаторов, приятно сознавать, что традиции старших поколений продолжаются.

= = = = = = = = = = = = = = = =

О нашем сегодняшнем юбиляре, Валерии Скуре:

Валерий Викторович Скура, имея большой опыт и отличные навыки, сталкивался со сложными, нестандартными ситуациями в полёте. Об одном из таких случаев, связанных с обрывом лопатки турбины двигателя и разрушением трубопровода топлива в полёте после выполнения взлёта, он поведал мне в устной беседе.
Наряду с наградами «За безупречную службу» и Юбилейными - Валерий Викторович награждён медалью «За боевые заслуги».
Самые добрые пожелания нашему Юбиляру!
Павел M
Старожил форума
02.04.2022 22:22
Братцы, мы ничего не пропустили? В смысле, хорошего события? - С Днём единения народов Беларуси и России!
- - - - - - - - -
"...в этот день в 1996 году был подписан договор о создании сообщества Беларуси и России президентом Б.Н. Ельциным, что предполагало единение экономического пространства и постепенно и законодательной базы двух стран. Ещё через год был подписан договор о Союзе Беларуси и России президентом А. Лукашенко.
Договор о создании Союзного государства вступил в силу после обмена ратификационными грамотами двух глав государств 26 января 2000 г. "

С Праздником, дорогие друзья!
Слава Пичугин
Старожил форума
02.04.2022 22:24
Поговорил по СКАЙПу с Витей Лучкиным. Жив курилка! Взгляды не дикие, но уж и не те,
что были четыре месяца назад. Поговорили спокойно ненавязчиво, понимая то, что у нас
появилась настоящая линия раздела(фронта). Тревожные сигналы, идущие ранее с той стороны,
звучали и в нашем разговоре. Закончили мирными и добрыми пожеланиями. Передал ему ваши
поздравления, а он, в свою очередь, предаёт вам свои слова благодарности.
Слава Пичугин
Старожил форума
02.04.2022 22:28
Павел M
Братцы, мы ничего не пропустили? В смысле, хорошего события? - С Днём единения народов Беларуси и России!
- - - - - - - - -
"...в этот день в 1996 году был подписан договор о создании сообщества Беларуси и России президентом Б.Н. Ельциным, что предполагало единение экономического пространства и постепенно и законодательной базы двух стран. Ещё через год был подписан договор о Союзе Беларуси и России президентом А. Лукашенко.
Договор о создании Союзного государства вступил в силу после обмена ратификационными грамотами двух глав государств 26 января 2000 г. "

С Праздником, дорогие друзья!
С единением, други мои!
Павел M
Старожил форума
02.04.2022 22:34
Слава Пичугин
Поговорил по СКАЙПу с Витей Лучкиным. Жив курилка! Взгляды не дикие, но уж и не те,
что были четыре месяца назад. Поговорили спокойно ненавязчиво, понимая то, что у нас
появилась настоящая линия раздела(фронта). Тревожные сигналы, идущие ранее с той стороны,
звучали и в нашем разговоре. Закончили мирными и добрыми пожеланиями. Передал ему ваши
поздравления, а он, в свою очередь, предаёт вам свои слова благодарности.
Хорошо, что жив-здоров. И хорошо, что есть взаимопонимание. Линия раздела не нами, однокашниками, проведена. Нас не спросили, точнее - спросили, а сделали в 91-м наоборот.
Павел M
Старожил форума
02.04.2022 22:59
Трудновато людям в недружеской обстановке. Там законопроекты безумные принимают - буквы под запретом. А законопроект о противодействии легализации нацизма отклоняют. В итоге - ...
Павел M
Старожил форума
07.04.2022 00:18
Добрый день, друзья!

На сайте www.tu22.ru опубликованы воспоминания нашего однокашника Владимира Ивановича Каширина. Речь идёт об авиационном событии, связанном с ошибкой лётчика в технике пилотирования при заходе на посадку. Анализ дан всесторонний, сказано о многих причинах, предшествующих этому происшествию и обусловивших его. В официальный документ по происшествию всей истории и предыстории не впишешь, иначе получился бы не документ, а методическая разработка. О таких первопричинах всегда становилось известно в кругу коллег. Эти детали обсуждались на разборах, собраниях, в аудиториях и курилках. И в этих деталях есть много важного и поучительного для всех. В рассказе Владимира Ивановича прозвучало то, что мне ранее не было известно.

При всём нашем уважении к лётчику, о котором вспоминает наш однокашник, - летчику, имевшему и опыт, и заслуги, и авторитет – такой правдивый подход, который осуществил Владимир Иванович, видится необходимым. Авторитет лётчика мы нисколько не умаляем, но правда нужна в первую очередь тем, кто выполняет полёты.

Помните знаменитое высказывание: «Самолет – величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы»

Далее привожу воспоминания В.И. Каширина
= = = = = = = = = = = = = = =

"Воспоминания о п/пке Щербине В.Г.

В начале сентября 1982г я убыл из Мачулищ в 203 полк на должность командира эскадрильи. Меня встретил командир, Татарченко. Одновременно со мной прибыл Ерусенко, с Озёрного. Меня Татарченко немного знал со стороны. Решил назначить командиром 2 АЭ, которой он, по его воспоминаниям, с гордостью командовал. Ерусенко был назначен командиром 3 АЭ.

По прибытии в штаб АЭ начал принимать дела, врастать в обстановку. Заместителем командира АЭ был Юра Деревягин. Но он куда-то изчез. Связано было с алкоголем и остальными нехорошими делами. Фактически, заместителя не было. А должность комэска была вакантная. Прежний командир 2 АЭ, Валера Карпов (п/пк Карпов Валерий Анатольевич), ушёл на повышение, заместителем командира 203 полка.

Я недолго раскачивался и сразу приступил к полётам, как мне и рекомендовал Долгих (Анатолий Васильевич, генерал майор, 1й заместитель командира 6 ОТБАК) который меня направил туда своим устным распоряжением. Приказа о моём назначении командиром АЭ ещё не было.

Только через месяц или полтора меня вызвали на Военный Совет в Смоленск, где состоялось моё назначение. До этого дня я числился по штатному расписанию в Мачулищах, а фактически, уже летал в Барановичах, исполняя обязанности командира эскадрильи.

Щербина в это время был в каком-то отпуске. Кажется, по семейным обстоятельствам. Через пару недель он появился в эскадрильи. Мы познакомились. Я знал, что он опытный лётчик, лётчик-снайпер, много летал на Ту22. Но летать с ним мне не приходилось.

Конечно, я с большим уважением относился к нему, с пониманием. Он – командир отряда, заслуженный человек.

Вот представьте себе. Я, командир эскадрильи, майор, 29 лет, а он, фактически, ровесник моего отца, 52 года, подполковник. Вот эта самая разница в возрасте и почтение к отцу постоянно отвлекала, даже мешала.

Моё первое с ним профессиональное знакомство как лётчика с лётчиком и как инструктора с лётчиком состоялось вскоре после его выхода из отпуска.

Через день или два назначаются очередные полёты. Он подходит ко мне и говорит: «тов. командир, запланируйте мне два контрольных полёта по кругу».

Я спрашиваю его: « Виктор Григорьевич, а вы когда летали последний раз, какой у вас перерыв?».

Оказалось, что перерыв у него в районе двух недель. Для лётчика Ту22 это, практически, ничто.

Спланировал я ему тогда два контрольных полёта по кругу. Это обычные полёты, где выполняется взлёт, полёт по кругу, заход на посадку в закрытой кабине с проходом, посадка. Второй полёт с дросселированием одного двигателя, и также с заходом на посадку и посадка.

Надо сказать, что впечатления у меня остались противоречивые. Ошибок было много. Для опытного лётчика не характерны. Например, не выдерживание курса, глиссады … Особенно, при заходе на одном двигателе. Помню, я у него постоянно убирал угол сноса. Нас всё время сносило. Я раньше времени открыл ему шторку и он произвёл с моей помощью посадку.

Я его спросил: «Как вы, Виктор Григорьевич, себя чувствуете после перерыва?»;

- Всё вспомнил, восстановил.

Меня удивило, что перерыв в полётах 2-3 недели для лётчика мог представлять какие-то сложности!

Он пошёл на боевую машину, выполнил ещё пару полётов. В целом, скажем, нормально.

Потом пошла обычная работа. Осень, погода начинала ухудшаться. Где-то, в районе октября, у него вышла проверка техники пилотирования на практический потолок.

Надо сказать, что это упражнение, кажется 207 по КБП ДА Ту22, наиболее сложное, с насыщением различными элементами. Взлёт, далее набор на полном форсажном режиме до высоты практического потолка.

По требованию администрации города Барановичи в 203 полку было введено ограничение высоты и дальности перехода на сверхзвук из-за близости города. Соответственно, не ниже 11000м и не ближе 50 км.

Ударная звуковая волна могла повредить остекление промышленных, торговых и жилых зданий.

Если не выдерживать в наборе высоты число М=0.9, то можно перескочить на сверхзвук ниже положенной высоты.

Надо сказать, что в том полёте мы отходили от Барановичей в сторону зоны. Удаление было достаточным.

Вот, мы набираем высоту и я чувствую, что у него растёт скорость 0.9, 0.92, 0.93 Я несколько раз рукой похлопал по штурвалу, давая понять, что надо бы увеличить угол набора. Иначе перескочим на сверхзвук!

Он как-то слабо отреагировал, а мне было неудобно взять у такого опытного лётчика штурвал на себя , чтобы исправить ошибку. И он не успел правильно среагировать на моё потрагивание штурвала. Где-то, на высоте 7000-8000 м, мы перескочили сверхзвук. Что было недопустимо.

Это грубейшая ошибка.

Продолжаем набирать высоту. Элементы полёта становятся всё более сложными. Расчётная высота практического потолка была 13.800, под 14.000м. Здесь надо выйти на критические углы атаки, что определяется по загоранию красной лампочки АДУ-2 (автомат дополнительных усилий).

После этого, надо было перейти на снижение. Далее, пилотирование на сверхзвуке, переход на дозвук, выключение одного двигателя, запуск двигателя в воздухе, ну и потом, заход на посадку.

Обязательный элемент захода на посадку - закрытая кабина, потом, при одном задросселированном двигателе и посадка при одном задросселированном двигателе.

Погодные условия были, в принципе, не плохие. Боковой ветер не превышал 5-7 м/с. Для опытного лётчика это не сложные метеоусловия.

Если не говорить о подробностях, особенно, при заходе на посадку на одном двигателе, вмешиваться мне приходилось постоянно. Фактически, ту посадку, на одном двигателе, мы произвели совместно. Заодно потренировался и я.

Он понял, что наделал много ошибок. После полёта мы стали коротко разбирать, прямо под самолётом. Он сам стал говорить, что нарушил, где и какие ошибки допустил.

- Ну, Виктор Григорьевич, это же грубые ошибки!

Вскрывать эти промахи где-то на общих разборах я не стал. Ограничились мы с ним разговором и просьбой, чтобы он учёл всё сказанное.

Дальше он продолжил самостоятельные полёты.

Вот такие у меня с ним были первые контакты по лётной работе.

Что касается его работы как командира отряда, человека, он был очень вежливым, деликатным человеком, очень приятным в общении. При нашей приличной разнице в возрасте он всегда ко мне обращался вежливо: «… Товарищ командир … разрешите обратиться…»

Мне было неловко. Человек в возрасте моего отца и так со мной разговаривает!

Отсюда общее о нём мнение, впечатление. Нормальный, хороший, порядочный человек. Имел огромный опыт работы. Работал, летал.

Спустя годы, понимаю, что в таком возрасте уже летать не следует. Не то распределение внимания, не та реакция. Физиологически трудно летать. Тем более, на такой сложной машине, как Ту22.

Ему уже тогда надо было задуматься, что уже хватит, наверное. До 50 полетал, а далее уходить. На нелётную работу, а, возможно, и на пенсию. Это всегда личное решение каждого.

Но он продолжал летать.

Вспоминается такая деталь. Однажды, к нам приезжает на полёты командир дивизии, Нестеров Г.Д.. В то время ещё полковник. Полёты были ночью. Он спланировал слетать со Щербиной, опытным лётчиком. Тем более, что они знали друг друга давно.

Нестеров спланировал два полёта ночью с ним. Полёты были по кругу. Как сейчас помню, полёты были при м/м. Минимум не жёсткий, но нижняя кромка 300м – 350м была.

После полётов , как мне положено, подъезжаю. Я - командир эскадрильи, это - мой подчинённый летает: « тов. полковник, разрешите получить замечания?».

Нестеров вышел из самолёта, построил экипаж и начал комментировать: «Вот, что значит лётчик-снайпер, что значит опыт! Вот, все бы так и летали!».

В общем, отозвался очень хорошо о нём, поставил его в пример.

- Понял, товарищ командир эскадрильи?

- Так точно!

На этом общение закончилось. Нестеров уехал. А Щербина продолжил летать далее.



Очень хорошо отложилась в моей памяти дата 10 января 1983 года.

И вот, 10 января 1983 г, как положено, мы начинаем полёты. Новый месяц, новый год с командирских полётов (полёты, на которые привлекались экипажи от командира отряда и выше).

Спланирован был полёт на маршрут с подвеской ракет. Ночью. Облачность метров 350. Боковой ветер был до 10м/с, для опытного лётчика не очень большой. Не на пределе. Порывы несколько осложняли обстановку при заходе на посадку.

Возвращаемся с маршрута. Я заходил на посадку перед Щербиной. Не испытал каких-то сложностей в этих условиях, сел нормально. Зарулил на стоянку и услышал, что выкатился самолёт!

Я быстро приехал на КДП. Вижу, самолёт в районе РСП лежит на одном, правом крыле. Завалился.

Начинаем разбираться. Что же произошло?

А произошло следующее.

При заходе на посадку он допускает ошибку такую, которая заваливает его в крен. Когда крен образуется при боковом ветре, его надо устранять ещё и поддерживая штурвалом, чтобы самолёт не проседал. Видимо он, пытаясь заходить, то в крен, то выйдет, то угол сноса возьмёт, то снова уберёт… в общем, его заваливает в правый крен с потерей высоты.

Аэродром Барановичи находится в черте города. Одной из его особенностей было (и есть) железнодорожное полотно, которое пролегает в 400 м от торца полосы с курсом 42 градуса. Фактически, глиссада проходит над железной дорогой.

Все экипажи это знали и имели ввиду предостережение:

После прохода БПРМ (1000м) недопустимо уходить ниже глиссады.


Так совпало, что в этот момент проходил поезд. Это была сцепка нескольких вагонов-рефрижераторов, в которых везли охлаждённых кур на станцию, для формирования жд состава на отправку.

В момент провала высоты, в который Щербина допустил очередной крен, самолёт правой тележкой задевает крышу вагона. Точнее, воздухозаборник вентиляционной надстройки на крыше одного из вагонов, высотой 50 см.

Во время удара вагон предельно накренился. Хорошо, что он был не последним в сцепке и полностью груженым. Потому удержался на рельсах. В итоге, вся сцепка вагонов благополучно дошла до станции формирования состава Барановичи-Полесские. Как потом выяснилось, при резком (махом!) возвращении вагона на рельсы, экспедитор сопровождения груза сильно ударился, получил серьёзную травму головы. Испугался он потом.

На самолёте же Щербины ударом оторвало горизонтальную балку правой тележки шасси вместе с колёсами. Осталась торчать амортстойка с подкосом. Из повреждённых трубопроводов под давлением 210 кг/см2 начала вытекать гидравлическая жидкость АМГ-10.

В материалах официального расследования о дальнейшем развитии ситуации на посадке сказано:

« … В процессе посадки, при касании правой стойкой БВПП, на удалении 600 м, началось искрение. На удалении 800м произошло касание БВПП правой плоскостью. На удалении 1750м самолёт сошёл вправо, на грунт и на удалении 2100м от начала ВПП и в 48м от её обочины остановился, развернувшись на 60 град вправо в непосредственной близости от здания РСП (радиолокационная станция посадки)…»

На самолёте в этом полёте была подвешена ракета. Она повреждений не получила.

При сходе на грунт КК выключил двигатели, оператор РТСС, ст. л-т Горелов Андрей, сбросил входной люк, через который экипаж смог покинуть самолёт без посторонней помощи.

ШК, ст. л-т Скопин Георгий Владимирович, прибыл в полк несколькими днями ранее. Так завершился его первый полёт в полку, в составе штатного экипажа и новой должности – штурмана отряда.

Громкие разборы продолжались не один месяц, не два и даже не три. Авиационная молва быстро добавила к почётному наименованию полка - 203 гвардейский Орловский, нечётное - бройлерный.

Так этот случай навсегда и вошёл в историю 203 полка и Дальней авиации.



Продолжение истории или о том, что остаётся за официальной информацией о ЛП


По нормативам, если после лётного происшествия (ЛП) самолёт восстанавливается силами ИТС полка и выходит в полёт не позднее двух месяцев, то ЛП классифицируется как предпосылка к лётному происшествию. Если требуется ремонт на заводе, то ЛП становится серьёзным происшествием - поломка, а это уже другая категория. Другие выводы.

Полк в то время был инициатором социалистического соревнования в ВВС!

Надо было знать характер командира полка, чтобы понять взвинченную и крайне нервозную обстановку тех двух месяцев. Ставки высоки. Карьера и престиж! Татарченко старался особенно.

Была создана специальная группа. Возглавлял её Меркулов Юрий Дмитрич. Инженер 2 АЭ. Работала ТЭЧ полка. На этом самолёте поменяли элементы силового набора фюзеляжа, шасси, правое крыло, закрылки, двигатели ….

В итоге, ровно через 2 месяца, 10 марта, самолёт был готов подняться в небо.


Татарченко вызвал меня из отпуска. Необходим облёт. Метеоусловия были жесточайшие. Боковой ветер порядка 15-20 м/с. Это уже за допустимые пределы. Но надо было облётывать. Татарченко прибыл на аэродром. Поговорил со мной. Дал предполётные указания. Штатный экипаж командира АЭ: Каширин, Бородинов (Николай Иванович, штурман АЭ, м-р), Долгов (Василий Николаевич, нач. связи АЭ, к-н).

Самолёт Ту22КПД с бортовым номером 70/3202.

Старший авиационный техник корабля ст. л-т Стоялов Валентин Иванович.


Запустили, сделали проверку рулей управления. Мне надо было сначала сделать обруливание, без взлёта. Напротив КДП, где сидел Татарченко, начинаю тормозить самолёт, а он не тормозится. Что там случилось, не знаю. Скорость руления была незначительная. Используя аварийные тормоза, остановился. Приехал ИТС АЭ. Что-то проверяли, возились, исправили.

Продолжаем выполнение поставленной задачи. Давай теперь, если торможение будет нормальным, выполняй полёт.

Сажусь, запускаю. Проверяю тормоза. Вроде, работают. Но мысль, что было не нормально, в голове сидит.

Вырулил на полосу. Запросил взлёт. Выполняю разбег. Напоминаю, боковой ветер запредельный, да ещё порывистый!

Отрываюсь от полосы. Шасси, закрылки на уборку. В это время сильный порыв ветра меня заваливает в правый крен. И мысль такая: « Ну, это всё. Что-то с управлением!»

Мгновения…

Пытаюсь вывести … штурвал влево, ногу влево… С каким-то замедлением, но самолёт выходит из этого крена. Дальше нормальный набор.

Испуг был очень сильный. Понимал, что самолёт после такого серьёзного ремонта!

Далее, надо было просто набрать высоту, пройти по кругу, на 1200м и зайти на посадку…

По этому полёту у меня замечаний практически не было. Незначительные мелочи не в счёт.

Сразу же, после посадки, самолёт готовят ко второму полёту. Требуется выполнить облёт по программе 200 час рр., детально оценить работоспособность систем.

Во втором полёте, 200 час рр, замечаний не было вообще! Обычно, после регламентных работ вылезает то одно, то другое. Много замечаний бывает.

А тут – раз – и вот так!

Это было удивительно!

Самолёт был возвращён в строй общими усилиями ИТС 2 АЭ, ТЭЧ и ИАС полка и благодаря лётной удаче экипажа командира 2 АЭ.


Вот, казалось бы, и всё.

Случай подробно разобран, выводы сделаны.

Историю можно бы положить на дальнюю полку и забыть…


Но..!

… но иногда память будоражат воспоминания…

- Моё первое, крайнее удивление, что он попросил дать ему контрольные полёты через 2 недели перерыва.

- Дальнейшие его полёты, грубые ошибки, наши кулуарные разговоры, увещевания.

- Моё недоумение, первая настороженность, а потом и постоянное чувство тревоги за него…

- Человек совершенно не правильно оценивал свой возраст, самочувствие, ошибки и неуверенность в пилотировании и т.д. Возможно, играли свою отрицательную роль поощрения старших командиров, старых друзей по освоению этой сложной машины, самомнение наоборот, самоуверенность, тщеславие, моя сыновняя деликатность там, где нужна была решительность.

- Теперь-то я точно знаю, что в авиации ничего не бывает случайным. Все эти важные и незаметные детали привели к закономерному результату.


Хорошо, что все остались живы!


Та посадка стала последней в его лётной работе. Виктора Григорьевича списали с последующим увольнением из Вооружённых Сил.

Он до сих пор живёт и здравствует в Барановичах. 10 февраля 2022 году ему исполнился 91 год. Мы с ним встречаемся на различных юбилеях.



Дай Бог ему здоровья!

28 фев 2022г"

Источник: https://www.tu22.ru/lyudi/41-v ...
валерий С
Старожил форума
12.04.2022 08:59
Всех с Днём Авиации и космонавтики! Серёге Прусову индивидуально. Мы ведь тоже все косвенно мечтали о звёздах глядя в ночное небо, но полететь в космос это тогда было для нас из области фантастики! А сейчас это стало намного реальнее, но только не для нас, а жаль! Ещё раз всех с праздником!
Павел M
Старожил форума
12.04.2022 13:36
С Днём авиации и космонавтики!
Валерий Викторович сказал точно, и добавить почти нечего.
Замечательный день в истории, в нашей жизни! Мечтали о покорении космоса многие, а осуществить первыми смогли наши люди - это важная составляющая Праздника. В мире всегда идёт соревнование - закон прогресса.
Поздравления всем причастным, в нашем кругу - Сергею Аркадьевичу, а в широком смысле - всем, кто приложил силы к покорению космоса! Всем нашим согражданам.
Ну, и конечно, в мировом масштабе ) Не меньше!
Слава Пичугин
Старожил форума
12.04.2022 14:35
С Днём авиации и космонавтики, друзья! Всем Добра!
Павел M
Старожил форума
14.04.2022 13:59
Сергея Васильевича Иванова от всей души поздравляем с Днём рождения! Желаем крепкого здоровья, успехов, радости, счастья!
На нашей ветке есть ссылка на воспоминания Иванова С.В. о службе, об однополчанах и однокашниках, о выполнении сложных видов полётов с дозаправкой в воздухе.
Эти воспоминания включены в книгу Петра Дейнекина "Проверено небом".

Самые лучшие пожелания нашему однокашнику - Сергею Иванову!
Слава Пичугин
Старожил форума
15.04.2022 10:37
С Днём рождения, Сергей Васильевич! Самые добрые пожелания и,
конечно же, долгих лет и крепкого здоровья!
Слава Пичугин
Старожил форума
24.04.2022 10:23
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ПРАВОСЛАВНЫЕ!
Павел M
Старожил форума
24.04.2022 10:43
Воистину Воскрес!
Со светлым Христовым Воскресением!
Слава Пичугин
Старожил форума
24.04.2022 12:20
Всем Мира, Добра, Любви и Счастья!
Павел M
Старожил форума
01.05.2022 16:25
С Праздником 1 Мая, дорогие друзья!
Доброго здоровья, успехов, хорошего настроения!
подруга
Старожил форума
01.05.2022 18:15
С праздником первомая! Всем здоровья, благополучия, мира и добра!
валерий С
Старожил форума
02.05.2022 14:57
Вспоминаю такое мероприятие в Советские дни, как "маёвка", думаю всё наше поколение помнит его и участвовало в нём, так вот сегодня с самого утра вокруг, где есть зелёная зона проходит она, та самая "маёвка"! Запах шашлыков стоит второй день народ отдыхает ни смотря ни на что! Вот такие мы русские, традиции не нарушаем, свято их чтим и продолжаем! Здорового всем отдыха и весеннего настроения!
Павел M
Старожил форума
02.05.2022 22:43
Нашел в сети поздравление, которое вызвало улыбку. Ознакомился, изучил вдоль и по диагонали, нарушений не найдено )
Просто поздравление от пользователя "
Павел M
Старожил форума
02.05.2022 22:47
… от пользователя: «
Павел M
Старожил форума
02.05.2022 22:49
(попытка №3)
… от пользователя: «
Павел M
Старожил форума
02.05.2022 22:59
в общем, в двух словах - хорошее поздравление ), с майским настроением и добрыми пожеланиями!
(то ли из-за шрифта, то ли из-за значков-смайликов не проходит, если корректировать - потеряется изюминка)
Всем доброго настроения!
Павел M
Старожил форума
09.05.2022 11:28
Дорогие друзья!
С Праздником!
С Днём Победы!
Крепкого здоровья, успехов, счастья!
Почёт и уважение ветеранам!
Вечная слава победителям!
Ty22
Старожил форума
17.05.2022 10:17
Павел Андреич, поздравляю тебя с Днём рождения! Здоровья тебе и долгого полёта! Надеюсь, в скором времени прогуляешься по родным набережным!
валерий С
Старожил форума
17.05.2022 14:17
Паша дорогой наш однокашник и соратник по оружию! От всей души тебя с Днём рождения! Здоровья, благополучия активной жизненной позиции, а сегодня пусть твоя душа радуется добрым пожеланиям от всех твоих родных, близких. друзей и пусть все твои мечты сбудутся! Обнимаю!
Павел M
Старожил форума
17.05.2022 16:05
Спасибо, Валера! Спасибо, дорогой!
Всем друзьям, поздравившим в различных форматах, огромное спасибо!
Самое приятное - это видеть, слышать, читать бодрые слова друзей и близких. Приятно сознавать, что время и обстоятельства не меняют друзей в лучших качествах, не влияют на бодрость духа. Наоборот, с годами обостряется чувство дружбы, прибавляется тепло общения.
Спасибо, дорогие друзья, что Вы есть!
sartec
Старожил форума
17.05.2022 17:04
ПалАндреич, с рождением! Здоровья богатырского тебе и твоим близким, благополучия в этой неблагополучной обстановке и удачи! Обнимаю
Павел M
Старожил форума
17.05.2022 17:45
Спасибо, Аркадич! Обстановка, надеюсь, будет двигаться в сторону благополучия. И мы вместе с нею, и она вместе с нами )
Савреев
Старожил форума
18.05.2022 11:32
Ветераны 840 тбап! 80-летие полка будем отмечать в гарнизоне Сольцы 25.06.2022 года. Начало торжественных мероприятий намечено на 10.00 у стеллы, что возле ГДО. Далее - согласно написанному сценарию. Для участия в торжествах необходим взнос в размере 2500 руб. с человека. Деньги можно переслать мне на с/б карту, которая привязана к номеру мобильного телефона 8 (921) 691-91-51. С уважением Геннадий Николаевич Батин.
sartec
Старожил форума
18.05.2022 17:13
Савреев
Ветераны 840 тбап! 80-летие полка будем отмечать в гарнизоне Сольцы 25.06.2022 года. Начало торжественных мероприятий намечено на 10.00 у стеллы, что возле ГДО. Далее - согласно написанному сценарию. Для участия в торжествах необходим взнос в размере 2500 руб. с человека. Деньги можно переслать мне на с/б карту, которая привязана к номеру мобильного телефона 8 (921) 691-91-51. С уважением Геннадий Николаевич Батин.
Коля, а на вотсап у него другой номер
Савреев
Старожил форума
18.05.2022 20:37
sartec
Коля, а на вотсап у него другой номер
Мне известен этот.
Павел M
Старожил форума
22.05.2022 16:34
Александра Александровича Булкина от всей души поздравляем С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
Всё чётко - во множественном числе. В телефонных перезвонах друзья частенько передают приветы однокашникам. Как правило - всем. И очень часто, тоже правило такое, - передают привет и поздравление Сан Санычу! Что сейчас от всех друзей и пишу, полным списком )
Желаем крепкого здоровья, успехов, благополучия, семейного счастья!!!
12..363364



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru