Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Турбулентность - редкое явление или страшилка?

 ↓ ВНИЗ

CAVOK
Старожил форума
20.01.2011 16:28
Вот о чем с коллегами (сорри уж пенсионерами летчиками бывшими) сошелся. Лет 20 назад, понятие турбулентность вообще то особо не было. Вот такое странное мнение образовалось.
Я про высотную турбулентность, типа ТЯН. То ли пресса про "отшибание пассажирами бошек об потолок" редко писала. То ли это опасное метеоявление не было таким опасным, то ли им сильно пренебрегали?

Короче тупой вопрос к летающим и летавшим. Заранее прошу прощения. Наблюдал ли кто тенденцию к увелиличению случаев турбулентности за последнее время? Ну, тенденцию такую, типа изменения климата, глобального потепления?

Либо это просто статистика - мало было самолетов и случаем соответственно меньше фиксировалось.


CAVOK
Старожил форума
20.01.2011 17:21
Чуть добавлю. Упомянутые пилоты летали исключительно над территорией России и СССР. Поэтому есть предположение, что их "нетурбулентное" прошлое чисто географическая особенность.

Вот еще... Турбулентность это "сдвиги" ветра атмосферных фронтов и струйных течений. А советская наука струйные течения изучала крайне неохотно, и про них мало что было известно рядовым авиаторам, ну за исключением того что на восток летим 8 часов, обратно на запад - 9.

А вот проклятые немцы, струйники начали изучать очень внимательно еще до и во время первой мировой. Что касается СССР, то данные по изучению струйных течений были минимум "для служебного пользования" или "секретно".

Таким образом, в СССР не было не только секса, струйных течений, но видимо и турбулентности )
kovs214
Старожил форума
20.01.2011 17:57
И турбулентность была, и струйные течения (СТ) были. Всё это , довольно подробно, учили в лётных училищах.Наука под названием:"Авиационная метеорология". Новое-это был сдвиг ветра (СВ), это было изучено мало... А если бы не было секса, то, сами понимаете, откуда прирост населения))) сейчас, он вроде как и появился, но что-то с приростом... какие-то проблемы...ученые бьются над этой проблемой, но решить пока не могут ))))
rex
Старожил форума
20.01.2011 17:58
пару лет назад в кировограде легкомоторный дырчик разбился.

попадание на взлёте в спутный след - та же турбулентность, после недавно взлетевшего ан-32
CAVOK
Старожил форума
20.01.2011 18:12
2kovs214 - пятерка у меня по этому предмету была ))) Мой преподаватель Людмила Гуткевич говорила "турбулентность на больших высотах явление крайне редкое"
kovs214
Старожил форума
20.01.2011 18:29
Она имела ввиду, наверное, полет выше тропопаузы...
Serju
Старожил форума
20.01.2011 19:27
Ночью над Средиземным морем легко "ротор "поймать и не раз, при полётах в Тунис и на Мальту.Кофе в стаканах не останеться.Ну а кто в туалете это застанет, получит незабываемое впечатление на долгие года.
CAVOK
Старожил форума
20.01.2011 19:43
2 Serju: Т.е. географические зоны ТЯН существуют? "Про море" - очень много именно случаев "внезапной и сильной турбулентности" описывается "над морем и океаном". Я все больше о ТЯН, "невидимой" турбулентности. В районах грозовых фронтов она известно где находится и предсказуема.
kovs214
Старожил форума
20.01.2011 21:09
ТЯН часто бывает над Альпами и днем и ночью. Когда пролетаешь над Ираном и Афганистаном, т.е. над высокими горами. У нас - над Уральскими горами. На востоке-это район Магдагачи.
Kondor
Старожил форума
20.01.2011 21:21
Про Иран подтверждаю - летал на Мальдивы (Б-777), на пути и туда, и обратно, летели на 11км и выше, и трясло просто нещадно, бортпроводники еле по салону передвигались.
kovs214
Старожил форума
20.01.2011 21:23
Да, еще когда летишь в Душамбе, над Памиром, тоже часто наблюдается ТЯН.
kovs214
Старожил форума
20.01.2011 21:28
Над Ираном, весной и осенью очень сильные струйные течения, с запада на восток, до 250кмч.
85312
Старожил форума
21.01.2011 11:56
Не Душамбе, а Душманбе.
Матерый_пакс
Старожил форума
21.01.2011 12:15
kovs214:

ТЯН часто бывает над Альпами и днем и ночью. Когда пролетаешь над Ираном и Афганистаном, т.е. над высокими горами. У нас - над Уральскими горами. На востоке-это район Магдагачи.

Карпаты. Рейс Вена-Москва...
Бывает до самого разворота на Восток, далеко за Краковым "колбасит"...
Вроде бы равнина уже, Висла под тобой, а все равно подбрасывает...
Но не всегда...
Алик-1
Старожил форума
21.01.2011 12:29
Турбулентности раньше не было. Пассажиры говорили "воздушные ямы"...
sorter
Старожил форума
21.01.2011 12:32
Матерый_пакс:

kovs214:

ТЯН часто бывает над Альпами и днем и ночью. Когда пролетаешь над Ираном и Афганистаном, т.е. над высокими горами. У нас - над Уральскими горами. На востоке-это район Магдагачи.

Карпаты. Рейс Вена-Москва...
Бывает до самого разворота на Восток, далеко за Краковым "колбасит"...
Вроде бы равнина уже, Висла под тобой, а все равно подбрасывает...
Но не всегда...

21/01/2011 [12:15:17]

Струйное течение.При пересечении струи практически всегда болтанка от умеренной до сильной.
Болтанка бывает наиболее интенсивной при полёте вдоль левой границы струи, и ниже "центра".
Довольно частое явление (СТ), иногда скорость достигает свыше 200 км/ч в европейском регионе.
kovs214
Старожил форума
21.01.2011 14:13
Матерый_пакс:

kovs214:

ТЯН часто бывает над Альпами и днем и ночью. Когда пролетаешь над Ираном и Афганистаном, т.е. над высокими горами. У нас - над Уральскими горами. На востоке-это район Магдагачи.

Карпаты. Рейс Вена-Москва...
Бывает до самого разворота на Восток, далеко за Краковым "колбасит"...
Вроде бы равнина уже, Висла под тобой, а все равно подбрасывает...
Но не всегда...

21/01/2011 [12:15:17]

Над Карпатами тоже болтает.Орографическая болтанка называется. ТЯН отмечается на метеокартах, которые выдают на борт, но она со струйным течением не связана.Болтанка может быть при изменении высоты тропопаузы, и если мы летим на границе тропопаузы...Причин много...Эфир прозрачен, а по сему не виден, тем и опасен... :)))
MSL
Старожил форума
21.01.2011 14:16
Недавно на 10600 пересекали несколько инверсионных следов от других бортов. Тряхнуло ощутимо. Спутный след, остается довольно на долго. Ну а про СТ (jet-streams) вообще молчу. Из за них практически перестал есть в самолете. Только начнешь, здрасте-пожалуйста, как по заказу. Ну нафик.
ИЛ76тд
Старожил форума
21.01.2011 14:22
В районе Байкала в северной его части очень частое явление.
sorter
Старожил форума
21.01.2011 14:36
kovs214:
ТЯН отмечается на метеокартах, которые выдают на борт, но она со струйным течением не связана.Болтанка может быть при изменении высоты тропопаузы, и если мы летим на границе тропопаузы...Причин много...Эфир прозрачен, а по сему не виден, тем и опасен... :)))

21/01/2011 [14:13:31]

Ну, не знаю, меня учили что как раз в струйном течении наиболее часто и встречается ТЯН. Можно по учебникам пошарится, но мне кажется что всё таки этот тип болтанки называется ТЯН.

kovs214
Старожил форума
21.01.2011 14:44
MSL:

Недавно на 10600 пересекали несколько инверсионных следов от других бортов. Тряхнуло ощутимо. Спутный след, остается довольно на долго. Ну а про СТ (jet-streams) вообще молчу. Из за них практически перестал есть в самолете. Только начнешь, здрасте-пожалуйста, как по заказу. Ну нафик.

21/01/2011 [14:16:51]

СТ, в основном, весной да осенью сильные бываю, смена воздушных масс(ВМ) происходит, потом всё "устаканивается"...Когда "покидаешь"территорию Испании и "попадаешь" на Атлантику, летом, тоже болтает, ну тут понятно, земля и вода-разная степень прогрева...
kovs214
Старожил форума
21.01.2011 14:53
sorter:

kovs214:
ТЯН отмечается на метеокартах, которые выдают на борт, но она со струйным течением не связана.Болтанка может быть при изменении высоты тропопаузы, и если мы летим на границе тропопаузы...Причин много...Эфир прозрачен, а по сему не виден, тем и опасен... :)))

21/01/2011 [14:13:31]

Ну, не знаю, меня учили что как раз в струйном течении наиболее часто и встречается ТЯН. Можно по учебникам пошарится, но мне кажется что всё таки этот тип болтанки называется ТЯН.



21/01/2011 [14:36:20

Возможно, давно букварей в руки не брал)))), да, вон у топика "пятёрка" по МЕТЕО была...что-то совсем молчит))))
CAVOK
Старожил форума
21.01.2011 14:54
Стало ли это метеоявление более частым чем 20 лет назад?
Iset
Старожил форума
21.01.2011 15:19
CAVOK:

Стало ли это метеоявление более частым чем 20 лет назад?


Да не больше не меньше. Как трясло 20 лет назад так и сейчас. Попасть можно где угодно и над Волгой и над Черным морем. Прошел Сочи на Анталию и началось. Раз на раз не приходится.
мерзопакс
Старожил форума
21.01.2011 19:26
особенно интересна гипотеза, что в Советское время турбулентностей было меньше. Не могу судить в исторической перспективе - архивы надо изучать, а полетав паксом на советской технике над бывшей советской территорией, отмечаешь, что турбулентности, воздушные ямы и всякие остальные дефекты воздушных трасс на месте... ((( просто счас все эти мелкие нпприятности являются информационным поводом, и имеет место какая-никакая свобода информации. аминь
ВЕТЕР
Старожил форума
21.01.2011 19:40
20 лет назад не было интернета, соответственно и турбулентности))
Serju
Старожил форума
21.01.2011 22:33
CAVOK:
Поверь, есть такое.Столкнулся первый раз при полёте на АН-26 из Краснодара в Тбилиси.Автопилот отключался.На руках шли полтора часа.Но там была орфографичкская тбл.Ветерок не слабый дул с гор.Над морем и пустыней термическая.Где точно, узнать нет возможности.( про средиземное море уже писал)Над пустыней в Алжире, Анголе, Судане на 140-м эшелоне может разбить бутылку от пепси об потолок салона.Видал такое.Термические вихри иногда поднимаються на очень большую высоту.У земли их видно, а далее нет.А небо ясное, и жгучее солнце.
Так что, всякое бывает.
Master1969
Старожил форума
21.01.2011 22:54
Рассказывал мне как-то мой капитан. Когда он работал в Киргизии, ещё при СССР, его близкий друг на Як-40 над Памиром подсосало, а вернее, кинуло вниз с эшелона. Нисходящий. Сыпался до 2-х тысяч... Женщина одна не пристёгнута была, об потолок головой... Выбила зубы на хрен. Самолёт списали из-за сильнейшей деформации, а капитан ушёл на пенсию со словами "на хрен такие полёты", ибо чуть в гору не впоролись...
Разиф
Старожил форума
22.01.2011 22:24
На Ил-14 топали в г. Игарку на автопилоте, впереди висело облако размером 500х300, а вокруг чистое небо видимость млн на млн КВС штурману «глянь засветки» штурман в ответ «чисто», вляпались так что как вороны крыльями махали там не только зубы можно было все отшибать пока не выскочили, слава богу никто не пострадал, так что если на илу махали как вороны все таки турбулентность была. На АН-26 заход в АП Тбилиси 91 году ветер почти встречный 28 м\с тоже болтала сильно. Еще экипаж АН-26 на бреющем 300 м топал вокруг Архипелага Земля Франция Иосифа выскочили со стороны суши курсом на ледовитый океан восходящий поток от береговой черты их бросила так, очухались на 3000м.
Дядя
Старожил форума
22.01.2011 22:55
Самое неприятное, что испытал я- северная Атлантика на панамском Б-747 в 1991. Жесть реальная... Причем подолжалось часа 2. До бара не мог дойти, даже мысли отстегнуться не было. Спас сосед.. У него "с собой было"...



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru