Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

А почему на корпусе самолета "минус", а не "плюс"?

 ↓ ВНИЗ

123

Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 13:07
Я вообще-то механик, спрашивал у электриков, но объясняли как-то мутно или вообще не знали.
Ростовский дисп
Старожил форума
07.11.2010 13:22
а это везде так что в телеке что в компе да и в автомобиле
ex-Мамай
Старожил форума
07.11.2010 13:51
Электроны отталкивать, чтобы ржавел меньше :)
stariy_an
Старожил форума
07.11.2010 13:55
А электрики этого могут и не знать. потому как это не совсем их профиль..
а дело тут в схемоехнике.. раньше ламповой для которой схема с обшим минусом - основная... для полупроводников с общим минусом основная схема для полупроводников на n-p-n переходе... а вот для полупроводников на P-n-p переходе как раз схема с общим "+" характерна....
Поэтому и "-" на корпусе... и не только в авиации
ВСК
Старожил форума
07.11.2010 14:05
Ну, правильно.
Направление тока от плюса к минусу, хотя, на самом деле, ток - это направленное движение электронов, которые бегут от минуса к плюсу. Значит они из общей кучи (минуса) должны разбегаться к разным плюсам:-)))
Нуриев В.М.
Старожил форума
07.11.2010 14:27
А слово "земля", "заземление" - не на какие мысли не наводит?
sm1
Старожил форума
07.11.2010 14:32
Исключительно из соображений привычки (с т.з. техники никакой разницы нет). Причём привычки меняются: вот например в автомобилях - было время, когда кое-где на массе был плюс, затем по всему миру устоялся стандарт вешать на массу минус.
А вот в ракетной/космической технике на массу не вешают ни одну из линий питания (хотя это и сулит экономию проводов), и на то есть техническая причина.
Паша 61
Старожил форума
07.11.2010 14:42
"...и на то есть техническая причина..." - тайна, скрепленная кровью?! )))))
Рlivеt
Старожил форума
07.11.2010 15:36
У Земли отрицательный, как принято обозначать, потенциал.
b737
Старожил форума
07.11.2010 15:39
Кстати на моей Яве был плюс на массе.
Ослик
Старожил форума
07.11.2010 15:51
Возможно, это связано с явлением электрохимической коррозии.
Если во влажной среде, а особенно в присутствии соли, происходит перетекание тока, то положительный полюс быстро окисляется, в то время как отрицательному ничего не делается. Поэтому при плохом контакте между обратным проводом питания и фюзеляжем, будет разрушаться в первую очередь провод, а место его крепления к фюзеляжу останется цело.
Зачистить или поменять наконечник провода - проще, чем возиться с зачисткой контактной площадки. А в тяжёлых случаях, при наличии "плюса" на фюзеляже, коррозия могла бы заметно "погрызть" его в точке контакта, чем вы, механики, были бы явно недовольны:)
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 18:45
Похоже, что выкладки "Ослика" пока самые убедительные.
А на ж/д сетях постоянного тока контактный провод тоже вроде "плюс"?

2 sm1:
"А вот в ракетной/космической технике на массу не вешают ни одну из линий питания (хотя это и сулит экономию проводов), и на то есть техническая причина."


Насколько я понимаю, корпус ракеты на бОльшой скорости гораздо сильнее авиационного электрилизуется при трении о воздух?
А как вообще влияет электролизация обтекающим потоком (или электрилизация - черт дери эти термины!) на выбор "+" или "-" на корпусе?
НЭ
Старожил форума
07.11.2010 19:01
Ракета, рассекая магнитное поле Земли, находится под действием правила буравчика, что обусловило переход к композитным материалам корпуса. Иначе бы спиралевидные, короткозамкнутые токи расплавили бы корпус ракеты.
Алик-1
Старожил форума
07.11.2010 19:12
Черток, Ракеты и люди. кн.1
Лавочкин разрабатывает зенитную ракету. Главным по всему комплексу управления ракетой является Сергей Берия. Он, Федосеев, брошен сюда в помощь малочисленным электрикам КБ Лавочкина для разработки бортовой электрической схемы этой ракеты. На ракете находятся двигатели Исаева. Подача компонентов в двигатель вытеснительная: под давлением из
баллонов со сжатым азотом. Все магистрали сжатого азота, подачи окислителя и горючего перекрыты пиротехническими клапанами. Перед запуском двигателя в определенной последовательности эти клапаны надо открыть. Клапаны одноразовые. Чтобы открыть клапан, надо подать электрический импульс на пиропатрон, который заделан в конструкцию, и его взрыв откроет путь газу или компоненту. Изготовлены первые ракеты, которые прошли все электрические испытания. До отправки на полигон первой опытной партии часть ракет должны были пройти огневые стендовые испытания. Но как только дело дошло до пиропатронов, начались необъяснимые явления. После первого подрыва пиропатрона остальные отказывали и клапаны не открывались. Иногда срабатывали и еще несколько, но не в предусмотренной последовательности. При последней попытке окислитель был подан в камеру, а горючее не пошло. Уже неделю идут эксперименты с электрической схемой. Одну ракету вывели из строя, а запустить двигатель не удается. Между тем на стенде у Исаева этот двигатель запускается и работает безотказно. Были случаи, когда пиропатроны подрывались ”просто так” при подаче напряжения на борт.
Электрическую схему борта и наземного пульта для стендовых испытаний разработали здешние электрики. Федосеев и его сотрудники обнаружили много ошибок и предложили схему переделать. Но сроки стендовых испытаний уже сорваны на неделю. Вслед за этим срываются сроки полигонных испытаний. Полная переделка схемы потребует еще двух-трех недель. А этих сроков Лавочкину не дают.
Михаил Рязанский — самый опытный дипломат в нашей компании — обратился к Минцу:
— Александр Львович! Вы можете часок отдохнуть, мы за это время разберемся и сразу вам доложим наши соображения.
Минц с благодарностью удалился, но Ветошкин остался нас сторожить. Пилюгин разозлился и накинулся на Ветошкина:
— Стоило нас из-за этого привозить? Вся неделя теперь пойдет кувырком. Пусть сами разбираются.
Но Ветошкин с обычной для него выдержкой быстро его охладил:
— Работа идет под личным контролем Иосифа Виссарионовича! Лаврентий Павлович его заверил, что полигонные испытания с демонстрацией уничтожения американской летающей крепости будут вчера, а их не видно и завтра. Поэтому, Николай Алексеевич, не волнуйтесь и думайте лучше, как помочь, чтобы самому не застрять здесь на месяц, а не на неделю.
Я углубился в изучение разложенной на столе электрической схемы. Через 20 минут стало понятно, что схема в принципе не годится для управления пиротехническими устройствами. Она была выполнена однопроводной — по самолетным правилам. Все плюсовые
295
провода шли прямо к пиропатронам через одноконтактные, без всякого дублирования, реле. Минусовым проводом служил корпус.
С такой схемой я мучился еще в 1934 году на ТБ-3, когда впервые появились бомбодержатели, срабатывавшие от пиропатронов. Это по тем временам считалось большим достижением. Разработчиком был заместитель Туполева по самолетному вооружению Надашкевич. Он тогда по отсутствию опыта не учел ненадежности однопроводной схемы, и макеты бомб, подвешенные к электрическим бомбодержателям, сыпались, когда им вздумается. Заводской аэродром 22-го завода был тесно уставлен четырехмоторными темно-зелеными громадными бомбардировщиками, которые представители ВВС отказались принимать по этой причине.
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 20:51
Я тут маленько задумался...
Возможно, на фюзеляже самолета образуется отрицательный заряд при его трении об воздух. Поэтому на корпус и выводят "-", а не "+". Для снятия избыточного отрицательного заряда служат стекатели статического электричества (как эти щеточки обеспечивают его стекание - плохо представляю, подскажите).
На вертолетах, при работе с внешней подвеской, необходимо сначала коснуться тросом земли (заземлиться), потом уже подвешивать груз. Был случай со смертельным исходом на Ми-6, когда стропальщик поймал трос рукой, прежде чем он коснулся земли. Объяснили мощной электрилизацией фюзеляжа от вращающихся винтов.
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 20:59
Рlivеt:
У Земли отрицательный, как принято обозначать, потенциал.
=========
у земли нулевой потенциал.


задумчивый:
представьте на секундочку, шо на корпусе висит какой то потенциал (для простоты возьмем его положительным, скажем 27В). Пепелац под питанием от наземного источника, человек стоящий на земле, берется за него рукой при этом замыкая собою цепь: "+" источника - кабель - ШР - корпус пепелаца - тело несчастного - земля - "-" источника питания. Несколько секунд и чела уже встречает апостол.

Skvater
Старожил форума
07.11.2010 21:11
А почему на корпусе самолета "минус", а не "плюс"?

Всё относительно, смотря за что считать носитель, электрон или "дырку", у амеров принято носитель "дырка", по НАШЕМУ, ток течёт в другом направлении, в бытовухе не знаю, в военнке сто пудов, обучали как подстраиваться к их системам.
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 21:16
2 Бывший:
"представьте на секундочку, шо на корпусе висит какой то потенциал (для простоты возьмем его положительным, скажем 27В). Пепелац под питанием от наземного источника, человек стоящий на земле, берется за него рукой при этом замыкая собою цепь: "\+" источника - кабель - ШР - корпус пепелаца - тело несчастного - земля - "-" источника питания. Несколько секунд и чела уже встречает апостол."

Ну, а если на корпусе "-", легче будет, что-ли? Ведь дергом токает разность потенциалов, а не обязательно пара "+" и "-".
Есть такая штука - шаговое напряжение. Это когда рядом на землю падает оголенный провод, человек делает шаг и его бъет через промежность разностью потенциалов. Поэтому, от упавшего провода нужно удаляться прыжками, соединив ноги вместе.
БСР-405 опять
Старожил форума
07.11.2010 21:17
Интересно- надо спросить у Чубайса, в нано изделиях направление тока изменилось?
Глюк
Старожил форума
07.11.2010 21:19
Кстати, почему у обыкновенных батареек "+" это махонькая пимпочка на конце, а "-" это весь корпус. А не наоборот. Наверное неспроста.

Вики вот что говорит:
In modern automobiles, the grounding is provided by connecting the body of the car to the negative electrode of the battery, a system called 'negative ground'. In the past some cars had 'positive ground'. Such vehicles were found to suffer worse body corrosion and, sometimes, blocked radiators due to deposition of metal sludge.

То есть, в современных авто корпус отрицательный. Раньше некоторые делали корпус положительным, но те сильнее ржавели и иногда ржа забивала радиатор. Ослик был прав.
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 21:22
Задумчивый
На корпусе НЕ минус, а НОЛЬ. Т.е. отсутствие потенциала вообще. (условно) Напряжение, в том числе и шаговое, есть РАЗНОСТЬ потенциалов. Разность между нолем на корпусе и нолем на земле, дает тоже ноль, т.е. напруги нифига нет, поэтому и тока тоже нет.
Стендовик
Старожил форума
07.11.2010 21:31
Для Бывший:
Если некоторым сказать, что кроме "0" бывает "-12V" и "+12V" (например), в результате 24V, или "-5V" и "+5V" (тоже, например), в результате 10V, наверное задумаются так, что никакой форум не поможет :-)
Skvater
Старожил форума
07.11.2010 21:34
Ну вот начинается ликбез в средней школе...поехали
Генератор, дыр-дыр-дыр
Электрон, GO-GO-GO
Генератором совершается работа по созданию разности потенциалов, тоже самое, как ваша мойка "кёрхер" создаёт давление и вы ЭТИМ давлением(ну канешшн с водой) моете свою или чужую машину.Всё просто...
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 21:40
2 Бывший:
"На корпусе НЕ минус, а НОЛЬ. Т.е. отсутствие потенциала вообще. (условно) Напряжение, в том числе и шаговое, есть РАЗНОСТЬ потенциалов. Разность между нолем на корпусе и нолем на земле, дает тоже ноль, т.е. напруги нифига нет, поэтому и тока тоже нет."

Ну, ладно, пускай на корпусе НОЛЬ. Тогда почему в проводке "+", а не "-". Из-за ржавчины, по версии ослика? И проясните, наконец, со знаком заряда статического электричества?
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 21:44
Стендовик:
точно такс, как то убил один товарищ, Камазист, который дабы запитать магнитолу, возил с собой в кабине цельный аккумулятор. На вопрос за филем, ответил - во деревня, в борт сети 24В (два аккума последовательно), а у меня магнитолка на 12В, спалю. После того, как показал ему, шо один провод можно кинуть между аккумами, а минус магнитолки на корпус, чел впал в продолжительный ступор.
БРодяга
Старожил форума
07.11.2010 21:54
Не думаю, что на фюзеляже + или -.
Просто статика.
Фюзеляж вертолета электриризуется не от работающих винтов, а от трения о него частиц воздуха. Был у меня случай, когда бестолковый стропаль тянулся ко мне серьгой паука.
Показываю бестолковому, что бы коснулся серьгой фюзеляжа. Не хочет- боится.
Пришлось, закрыв глазки схватиься за серьгу...
Не смертельно, но огорчило:)
А висели всего то минут 5. Ми-8Т, метровый удлинитель, 5-ти метровый паук и 3-х метровые троса заказчика. Не спашивайте, почему нельзя было цеплять за троса заказчика...
Стопаль глупый, в 4-х тросах паука и 2-х своих тросах разобраться- не судьба.
Стендовик
Старожил форума
07.11.2010 21:59
Для Задумчивый:
Специально для Вас:
http://www.uic.unn.ru/~kovy2/c ...

А то тут уже на "ликбез в средней школе" ругаться начали :-)
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 22:10
2 БРодяга:
"Не думаю, что на фюзеляже \+ или -.
Просто статика.

Это как-это: статика без "+" или "-". Поясните, пожалуйста.

"Фюзеляж вертолета электриризуется не от работающих винтов, а от трения о него частиц воздуха."

Вы чего-то меня запутали. Давайте так: Фюзеляж вертолета НА ВИСЕНИИ электриризуется от трения работающих винтов о частицы воздуха.
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 22:14
Задумчивый:
Забудьте о плюсе и минусе, нарисованных на аккумуляторе. Клемма "Минус" - это ноль, на "плюсе" 12Вольт потенциала. Вы конешна могите плюсовую клемму повесить на корпус, а "минусовую" клемму на проводку. От этого изменится только направление тока, ну и плюс тот вариант, который я описал выше.

Со знаком статики, чесговоря не копенгаген. Склоняюсь к положительному, по направлению тока разряда. Но не принципиально, главное шо потенциал есть и опнет все равно, если пепелац не заземлен.
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 22:17
2 Стендовик:
Спасибо, Вы очень помогли. А просто и точно ответить на простой вопрос слабо?
БРодяга
Старожил форума
07.11.2010 22:21
Если уж быть абсолютно точным, то фюзеляж электриризуется И ОТ частиц воздуха,
трущихся о лопасти НВ.
На Ка-32 лопасти углепластиковые, т.е. диэлектрик. Но тем не менее
электриризация там тоже есть:)
Далее.
На фюэеляже имеется какой то заряд. Условно считается, что это +.
Что это на самом деле, думаю, не знает ни кто.
Боюсь ошибиться, но на некоторых автомобилях есть система эл. питания с обратной полярностью- там + идет по корпусу и АБ другие.
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 22:42
2 БРодяга:
"На фюэеляже имеется какой то заряд. Условно считается, что это \+. Что это на самом деле, думаю, не знает ни кто."

Т.е. и в проводке "+" и на корпусе тоже? Или не знает никто? Я хренею от науки электрики. Поэтому и выбрал механику.

Ослик
Старожил форума
07.11.2010 22:44
Глюк: Such vehicles were found to suffer worse body corrosion and, sometimes, blocked radiators due to deposition of metal sludge.

Непонятно только, как протекающие токи могли повлиять на внутренности системы охлаждения. Где-то была утечка электричества прямо в охлаждающую жидкость? Или это была просто отмазка конструкторов перед боссами какой-то автомобильной фирмы. Мол, во всём виновата физика и вредители электрики из соседнего отдела, а наш бестолковый выбор материалов для системы охлаждения тут совершенно не при чём!
Skvater
Старожил форума
07.11.2010 22:52
Ребят, выбросете из головы сложные понятия, там где совершается работа, любая, вращение движение, скольжение, существует энергия , а если рядом присутствует тело без всякой энергии, то должно произойти равновесие тел и энергия одного тела переходит к другому, ВСЁ!!!А какая эта инергия это другой вопрос.
Стендовик
Старожил форума
07.11.2010 23:04
Для Задумчивый:
Я тоже, вообще-то, механик. Только - "страшный" и бывший :-)
И как сказал Бывший: "...главное шо потенциал есть и опнет все равно, если пепелац не заземлен..."
У Земли, в смысле - планеты, знак потенциала "минус", заряд статического электричества "плюс". Если мы, стоя на земле, прикоснемся к незаземленному, только что приземлившемуся самолету, этот заряд начнет стекать на землю через нас, т.е. - "опнет". Один лентяй на моих глазах со стремянки летал :-)
Пойдем дальше. "Плюс" электропитания на самолете изолирован, "минус" - везде (для этого и устанавливаются перемычки металлизации, чтобы ток "не гулял" через втулки и подшипники, не было искрения и т.д.).
Заземляя самолет, мы "минус" земли соединяем с "минусом" борта, т.е. аккумулятора, т.е. - тока не будет. А если сделать наоборот - на борт "плюс" посадить?

Короче, коллега, наше дело, механиков, следить за тем, чтобы были целы стекатели статики и металлизация, и трос заземления до земли с гарантией доставал.
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 23:11
задумчивый
А не все ли равно какой знак на корпусе. Главное, что он будет отличным от того, что есть на земле. Следовательно технарю, схватившемуся за еще не заземленный пепелац, после прилета, легче не будет от того в какую сторону через него потечет ток.(если метелки на основных стойках изношены и не в ТУ).
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 23:15
Имел ввиду знак статики.
Бывший
Старожил форума
07.11.2010 23:16
Имел ввиду знак статики относительно земли.
Стендовик
Старожил форума
07.11.2010 23:29
Для Бывший:
Ага, он тоже, что имеет, то и вводит. Знак статики :-)
Стендовик
Старожил форума
07.11.2010 23:39
Кстати, статика - великая Вешчь! Сосед по гаражу чуть было свою новенькую клячу не спалил. Начал заливать бензин из пластиковой канистры, а искорка возьми и проскочи. Хорошо, что сил хватило горящую канистру подальше отбросить и что бак не хлопнул. А двадцать литров бензина вместе с канистрой - тю-тю :-)
321
Старожил форума
07.11.2010 23:40
Следовательно технарю, схватившемуся за еще не заземленный пепелац, после прилета, легче не будет от того в какую сторону через него потечет ток.(если метелки на основных стойках изношены и не в ТУ)
Да 33 раза согласен(Мать мать ММТЬ........) Но ТО соблюдать...???!!!(А что касаемо плюсовых и минусовых нагрузок минус100 на фюзеляже!!!)
Задумчивый
Старожил форума
07.11.2010 23:56
2 Стендовик:
Ну вот, спасибо за человеческий язык!
Туман немного стал рассееваться. Хотя непонятно, почему бы заряду статического электричества на корпусе не быть "большому минусу". Тогда при контакте с землей из-за разности потенциалов все равно произойдет "оп!"
Ну, и хотелось бы, чтобы кто-то все же пояснил как со стекателей статического электричества это самое электричество в полете стекает? И почему именно с них, а не с любого элемента корпуса?.
Бывший
Старожил форума
08.11.2010 00:04
Задумчивый
Хотя непонятно, почему бы заряду статического электричества на корпусе не быть "большому минусу". Тогда при контакте с землей из-за разности потенциалов все равно произойдет "оп!"
=======
Еще раз, задумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой читаем мой пост от 07/11/2010 [23:11:02] и два поста ниже.
БРодяга
Старожил форума
08.11.2010 00:05
На Ми-14 под блистером правого летчика был лючок из которого извлекался
груз и с тросиком кидался на планету.
Только после этого производились последующие операции со
стремянками и прочей светотенью.
Стендовик
Старожил форума
08.11.2010 00:10
Для Задумчивый:
"...И почему именно с них, а не с любого элемента корпуса?."


А где они стоят, стекатели? На крайних точках крыла, оперения и фюзеляжа. Сдувает его туда, как "стружку" :-)

Самое главное Вы поняли: "...все равно произойдет "оп!"
Вот чтобы не было "оп", и надо вовремя менять трос заземления, чтобы при посадке он первым планеты касался.
Так что, матчасть надо не только изучать, но и холить и лелеять :-)
Бывший
Старожил форума
08.11.2010 00:14
Ну, и хотелось бы, чтобы кто-то все же пояснил как со стекателей статического электричества это самое электричество в полете стекает? И почему именно с них, а не с любого элемента корпуса?.

Из физики известно, шо наибольший заряд скапливается на конце проводника. Проводником в нашем случае выступает корпус ВС и вся металическая требуха в нем. А концом этого проводника и является стекатель.
Задумчивый
Старожил форума
08.11.2010 00:14
2 Бывший:
Да Вас-то я понял, спасибо! Но вот Стендовик написал, что "У Земли, в смысле - планеты, знак потенциала "минус", заряд статического электричества "плюс" 07/11/2010 [23:04:37].
Вот я и прибодался к нему, почему именно "плюс".
А про работу стекателей тишина...
AIR_MAK
Старожил форума
08.11.2010 00:29
Товарищи, может еще и потому что на корпусе помимо -27 весит и 0 115/400, а если на 0 повесить +27, куда ток потечет интересно?
Бывший
Старожил форума
08.11.2010 00:42
А про работу стекателей тишина...
========
О какой работе идет речь? Есть точка в которой есть потенциал (эл. заряд на стекателе) вокруг него воздушное пространство, эл. заряд которого в данный момент имеет другое значение. Когда их разница достигает величины достаточной для пробоя воздуха, возникает эл. разряд. Усе.
Ну там еще резистор должен быть, но не берите в голову.
Дикий Гусь Мартин
Старожил форума
08.11.2010 00:44
Задумчивый:
А как вообще влияет электролизация обтекающим потоком (или электрилизация - черт дери эти термины!)


Всё гораздо проще: "электризация" !
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru