Информация по БП ФАВТ №18
09 сентября 2010 года после взлета в аэропорту Челябинск произошел серьезный инцидент с самолетом Як-42Д RA42385 ОАО "Ижавиа".
В ходе расследования было установлено, что после выполнения работ по периодическому ТО самолета по форме Ф-39 в условиях АТБ ОАО "Челябинское авиапредприятие" производилась замена переключателя К2ПН основного управления стабилизатором на штурвале КВС. В результате ошибки, допущенной при монтаже переключателя, он был установлен перевернутым на 180 градусов.
Перед полетом установка стабилизатора во взлетное положение производилась с места второго пилота. В результате этого неправильная установка кнопки на штурвале КВС не была обнаружена.
Как следствие, при выполнении взлета действия КВС по балансировке самолета нажатиями на переключатель основного управления стабилизатором в направлении "пикирование" приводили к перекладке стабилизатора на кабрирование, вплоть до предельного значения - минус 12 градусов. При попытках экипажа самолета справиться со сложившейся ситуацией самолет выходил на закритические углы атаки, тангаж на кабрирование увеличивался до 40 градусов, скорость падала до 86 км/час, крен достигал 84 градусов.
Командир ВС перешел на управление стабилизатором от резервной системы, восстановил управляемость самолетом и произвел благополучную посадку в аэропорту Челябинск.