Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Еще одна неудавшаяся катастрофа

 ↓ ВНИЗ

123

ZG
Старожил форума
30.10.2010 09:21
Информация по БП ФАВТ №18

09 сентября 2010 года после взлета в аэропорту Челябинск произошел серьезный инцидент с самолетом Як-42Д RA42385 ОАО "Ижавиа".
В ходе расследования было установлено, что после выполнения работ по периодическому ТО самолета по форме Ф-39 в условиях АТБ ОАО "Челябинское авиапредприятие" производилась замена переключателя К2ПН основного управления стабилизатором на штурвале КВС. В результате ошибки, допущенной при монтаже переключателя, он был установлен перевернутым на 180 градусов.
Перед полетом установка стабилизатора во взлетное положение производилась с места второго пилота. В результате этого неправильная установка кнопки на штурвале КВС не была обнаружена.
Как следствие, при выполнении взлета действия КВС по балансировке самолета нажатиями на переключатель основного управления стабилизатором в направлении "пикирование" приводили к перекладке стабилизатора на кабрирование, вплоть до предельного значения - минус 12 градусов. При попытках экипажа самолета справиться со сложившейся ситуацией самолет выходил на закритические углы атаки, тангаж на кабрирование увеличивался до 40 градусов, скорость падала до 86 км/час, крен достигал 84 градусов.
Командир ВС перешел на управление стабилизатором от резервной системы, восстановил управляемость самолетом и произвел благополучную посадку в аэропорту Челябинск.
Ан_2
Старожил форума
30.10.2010 09:31
Скорее, удавшаяся не катастрофа. Чудом!
ЛК
Старожил форума
30.10.2010 09:31
...
"Командир ВС перешел на управление стабилизатором от резервной системы ..."


Замысловато как-то сказано.
Проблема создана почти из ... ничего.
s-nt Peper
Старожил форума
30.10.2010 09:38
"БРАВО" Челябинскому предприятию ! Заменить левую кнопку и проверить работоспособность правой..... Это надо додуматься.
MAX
Старожил форума
30.10.2010 09:43
"Ижавиа" - в порядке вещей!
вацык
Старожил форума
30.10.2010 09:45
Поди руками и ногами давили на штурвал, когда гнали стабилизатор на -12. Понятно же сразу было после взлёта, что при снятии усилий на штурвале после уборки закрылков они только растут, нах тогда давить на кнопку? Убери палец с кнопки и притормози, нех скорость разгонять. Переведи самолёт в горизонт и методом фтык выясни что за нах. А так чуть не убились балбесы.
Serge_sd
Старожил форума
30.10.2010 09:47
Вот кому надо героя давать, а не самоубийцам.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 09:49
Случай был когда полюсность спойлеров при выполнении регламентных работ перепутали, вот тут было действительно весело, штурвал влево, самолёт летит вправо. Заход на посадку, это был просто вынос мозга)
Хроно
Старожил форума
30.10.2010 09:51
Интересно, сколько еще веток будет начато по ранее выложенным Петровичем материалам, например этому:
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
kovs214
Старожил форума
30.10.2010 09:52
вацык. Вы сейчас сидите в мягком кресле, с чашкой кофЭ и ноги у вас расслаблено находятся под столом.Продолжайте...
Mashtak
Старожил форума
30.10.2010 09:53
вацык: умничать сидя за клавой всегда просто.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 09:55
kovs214:
вацык. Вы сейчас сидите в мягком кресле, с чашкой кофЭ и ноги у вас расслаблено находятся под столом.Продолжайте...

мальчик, таких лётчиков-пилотов которые до получения соответствующих навыков гоняли стабилизатор верх-вниз и пох была им полюсность каждый первый.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 09:57
Mashtak:

вацык: умничать сидя за клавой всегда просто.

Конечно, если знать аэродинамику работы стабилизатора в полёте. Если знаний нет, то можно вместе с паксами и по охать.
Уставший
Старожил форума
30.10.2010 10:02
вацык, вот сидели бы Вы там за штурвалом, я бы с удовольствием послушал, Ваши знания "аэродинамики работы стабилизатора в полете" (Это ж надо было такую дурацкую формулировку загнуть!)

Да только, что-то у меня большие сомнения, что в таком случае мы бы имели возможность с Вами после этого беседовать тут на форуме.
kovs214
Старожил форума
30.10.2010 10:02
вацык. А аэродинамика работы стабилизатора- ЭТО КУДА?
Mashtak
Старожил форума
30.10.2010 10:02
вацык: Ну конечно, командир в аэродинамике был слаб, а то бы он сразу врубился что со стабилизатором косяки начались. Сами то верите что пишете?

вацык
Старожил форума
30.10.2010 10:06
Mashtak:

вацык: Ну конечно, командир в аэродинамике был слаб, а то бы он сразу врубился что со стабилизатором косяки начались. Сами то верите что пишете?

А что здесь не верить? Самолёт на режим сваливания вывел не стабилизатор, а он сам лично.
Ан_2
Старожил форума
30.10.2010 10:07
По работе неоднократно (увы) встречался со случаями ошибок полярности подключения.
Все время задумывался, а почему же нельзя на таких важных позициях КОНСТРУКТИВНО исключать возможность ошибок. Например, конфигурацией монтажных позиций. Чтобы ну никак нельзя было "вставить" неверно.
Слава
Старожил форума
30.10.2010 10:09
вацык: У вас были когда нибудь отказы управления? Может опытом поделитесь....У меня случались, вот только знания аэродинамики мне чегой то не помогли..:)))Чуть из кабинета не вышли...
вацык
Старожил форума
30.10.2010 10:09
Хроно:

Интересно, сколько еще веток будет начато по ранее выложенным Петровичем материалам, например этому:
http://www.forumavia.ru/forum/ ...

Бестолковая ветка. Все коменты на охаивание самолёта маргиналами.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 10:13
Слава:
вацык: У вас были когда нибудь отказы управления? Может опытом поделитесь...

Сколько угодно. Стабилизатор во взлётное положение пилот не поставил перед взлётом, а сам не проконтролировал, вот и "отказ управления". Операторы "организовали" предельную передню центровку на загрузке, вот те и "отказ управления" на посадке.
Хроно
Старожил форума
30.10.2010 10:20
2 вацык:

Бестолковая ветка. Все коменты на охаивание самолёта маргиналами.
-----
Нечего на зеркало пенять коли рожа крива! Козьма Прутков.
Не более чем показатель профессиональности участников форума. Как и начало этой ветки при весящей на первой странице той ветке. Я вчера Петровича поподкалывал что десяток начатых им веток с информациями по безопасности полетов по сумме просмотров набрали в четыре раза меньше чем одна бессмысленная флудоветка.
Уставший
Старожил форума
30.10.2010 10:29
Такие отказы всегда очень сложно распознать психологически. Если бы самолет начал вспухать после того, как была нажата кнопка перекладки просто в горизонтальном полете, я думаю, КВС понял бы в чем дело.

Здесь же, судя по всему, одновременно проводились манипуляции с закрылками. А когда при манипуляциях с механизацией изменяется характер полета, интуитивно первое подозрение падает на то, что это связано именно с механизацией.

Когда самолет начал вспухать КВС вполне мог подумать, что произошел отказ механизации. Либо закрылки не убираются, либо вообще выпускаются. А как бороться - стабилизатор на пикирование!
вацык
Старожил форума
30.10.2010 10:31
Слава:

Если Вы уж там на кафедре "делаете" из гражданских пилотов лётчиков ВТА, то советую найти предпосылку к лётному происшествию м-ра Большакова на Ил-76 связанной с работой стабилизатора в полёте от 85-86гг. Там причина другая, но действия один в один, бортинженер экипаж спас.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 10:38
Уставший:

Такие отказы всегда очень сложно распознать психологически. Если бы самолет начал вспухать после того, как была нажата кнопка перекладки просто в горизонтальном полете, я думаю, КВС понял бы в чем дело.

Ну а тут начались давящие усилия штурвала при увеличении скорости, а снятие этих усилий перемещением стабилизатора кнопкой "от себя" только эти усилия увеличивают. Явный признак отказа стабилизатора пилотирующего пилота или стабилизатор находится в положении от не пилотирующего пилота, какие сложности распознавания?
Уставший
Старожил форума
30.10.2010 10:42
Я написал какие:
Во-первых манипуляции с закрылками.
А во-вторых это самое "Ну а тут начались давящие усилия штурвала при увеличении скорости" начались быстрее, чем мы успеваем прочесть эти строки...
Уставший
Старожил форума
30.10.2010 10:44
Я вчера Петровича поподкалывал что десяток начатых им веток с информациями по безопасности полетов по сумме просмотров набрали в четыре раза меньше чем одна бессмысленная флудоветка.

Дык Петрович просто неправильно свои ветки называет ))

"Информация по безопасности полетов №18" - это ж мало кому интересно.
А вот "Еще одна неудавшаяся катастрофа" - совсем другое дело. Пристальное внимание ветке с таким названием обеспечено )))
Петрович
Старожил форума
30.10.2010 10:45
А чо вы по второму разу об одном и том же сиськи мнете? Для создания массовости фтыков на форуме? Чем вам моя старая тема "про это" не понравилась по ссылке Хроно?
А! Понял! Названием!
В следуюший раз буду Инфу по БП называть "Убийцы за штурвалами". От жеж люди.....
Уставший
Старожил форума
30.10.2010 10:47
Петрович, то я вообще-то пошутил, хотя думаю тут действительно "в каждой шутке есть только доля шутки. А остальное-правда"
igorgri
Старожил форума
30.10.2010 10:53
Понятно, читал в местных новостях о вынужденной посадке данного самолета, да и на форуме в теме про полеты на Як-42 выкладывал ссылку на эту новость
Jason
Старожил форума
30.10.2010 10:58
Мегамозг на мегамозге мегамозгом погоняет :)
pilot A320
Старожил форума
30.10.2010 11:19
насколько я помню правда это было очень давно, после запуска двигателей кроме прочих процедур входила еще одна это проверка стабилизатора вверх и вниз, и если это делалось с правого штурвала, то в полете можно было бы попробовать с правого, а в воздухе обстановка может развиваться очень даже стремительно и если ребята удержали аэроплан и посадили его то они МОЛОДЦЫ!!!!!!
Ektock
Старожил форума
30.10.2010 11:26
Считаю, что лётчики молодцы! Из истории известно, что когда в продольном канале происходит нарушение балансировки из-за проблем с триммированием, то частота печальных исходов весьма велика. Понять можно - система ведёт себя совсем не так, как ожидает экипаж, а времени разобраться, что к чему, мало. Примеры катастроф можно вспомнить сразу: А300-600 China Airlines в Нагое (1994), Ил-86 Пулково в Шереметьево (2002). Есть и удачные примеры: А310-300 Interflug в 1991 г в Шереметьево (работа против автопилота и увод стабилизатора на кабрирование), когда в процессе ухода на второй круг самолёт четыре (!!) раза выходил на сваливание с углом тангажа до 88 градусов и падением приборной скорости до 50 км/ч, но всё же не свалился - полагаю, что в основном из-за запаса высоты, небольшой массы и оставшихся выпущенными предкрылков, предотвративших быстрое сваливание по крену. И вот теперь Як-42. Что же - Як-42 - хороший самолёт! Пилоты ИЖавиа - молодцы!
Ант
Старожил форума
30.10.2010 11:41
В авиации нет мелочей...
Ант
Старожил форума
30.10.2010 11:41
В авиации нет мелочей...
ЛК
Старожил форума
30.10.2010 11:41
Ektock:

Всё. Приехали.
Отказ "кнопки стабилизатора" стал уже смертельно опасным отказом! А всего-то стоило только палец во время с кнопки убрать. Профи, блин!
СССР-86868
Старожил форума
30.10.2010 11:47
...крен достигал 84 градусов...



О...уеть, хотел-бы сказать, что не верю, но всё-таки докУмент.
Кадет
Старожил форума
30.10.2010 12:16
То, что после работ не проверили технику - балбесы. А за то что вышли из ситуации - отличники. Такие вещи в управлении весьма непросты для пилота, будь у него хоть 7 пядей в аэродинамике. Есть атракцион: велосипед с колесом отклоняющимся в другую сторону от руля. Попробуйте проехать. Неправильная центровка на взлёте это пустяки. Там просто усилия большие. А вот когда всё наоборот...
Ант
Старожил форума
30.10.2010 12:20
Кадет:

То, что после работ не проверили технику - балбесы.

Нет, это по-иному называется: преступная халатность. И должны быть последствия для "балбесов" соответственные.
86
Старожил форума
30.10.2010 12:22

Экипаж ЯК-42 стабилизатор перед взлетом ПРОВЕРЯЕТ и с лева и с права.
Так что с начало было разгильдяйство а потом героические действия.
Всего поровну.
вацык
Старожил форума
30.10.2010 12:22
Кадет: Неправильная центровка на взлёте это пустяки. Там просто усилия большие.

не все же пилоты как Вы, качки.
3.10.1992 - Ту-154Б-2 (с/н 82А-528 1982 г.в.) – все живы. Аэропорт Владивосток. При попытке взлета с перегрузом и слишком передней центровкой выкатился за пределы ВПП и сломался.
ЛК
Старожил форума
30.10.2010 12:42
Кадет:

"... Там просто усилия большие."


Да ты и впрямь ещё ... кадет.
Ektock
Старожил форума
30.10.2010 12:55
2 ЛК:

Я согласен с Вами, что по сути требуемого метода исправления такой проблемы, как увод работающего в принципе стабилизатора, действия и вправду простые. Отпустить одну кнопку и нажать другую. Мне сложно говорить тут наверняка, т.к. я не пилот. Мои личные впечатления от известных отчётов (см. подробный отчёт по А300-600 в Нагое на http://www.mlit.go.jp/jtsb/eng ... и достаточно подробные выдержки из отчета по Ил-86 в 2002г на http://www.airdisaster.ru/data ... ) такие, что уж очень сложно было в тех ситуациях быстро соориентироваться пилотам, а ситуация за считанные секунды переходит в аварийную. По Интерфлюгу 1991г отчета найти не могу - самому хотелось глянуть подробно. В отчёте по Нагое есть краткие сведения по этому уникальному случаю 11 февраля 1991г.

В общем, только и могу еще раз порадоваться, что в реальной опасной ситуации, которую мне с моей безопасной профессией за чашкой чая перед монитором и представить сложно по-настоящему, пилоты справились. Молодцы!
neustaf
Старожил форума
30.10.2010 13:03
ЛК:
Отказ "кнопки стабилизатора" стал уже смертельно опасным отказом!


На Як-42 было две катастрофы связанные с работой стабилизатора.

18.06 1982 увод стабилизатора на пикирование из-за разрушение привода. Мозырь
14.09.1990 на заходе в Свердловске,

разобратся в воздухе и принять верное решение весьма не просто, стучать по клаве и быть умным задним числом проще.
Ektock
Старожил форума
30.10.2010 13:04
2 ЛК:
Можно ещё добавить ссылку на схожую по сценарию катастрофу А-320 в 2008 у побережья Франции (без пассажиров) при проверке работы автопилота на минимальной скорости, когда экипаж опять забыл, что стабилизатор работой автопилота полностью ушёл на кабрирование, и при добавлении режима тангаж стал расти, и ситуация дошла до полного сваливания и падения в море: http://www.bea.aero/docspa/200 ...
Кузьмич
Старожил форума
30.10.2010 13:04
«ВСЯКИЙ МНИТ СЕБЯ СТРАТЕГОМ
ВИДЯ БОЙ СО СТОРОНЫ»
©Ш.Руставели

Скоро эта фраза станет девизом форума.
86
Старожил форума
30.10.2010 13:18
При освоении ИЛ-86 мы очень просили сделать управление стаб как у ЯК-42
т е ступенчато --одно нажатие =1.5гр.--- Но это оказалось не выполнимо.
просто сделали двойную кнопку управления на каждом штурвале.

Дождались тяжелой катастрофы (86060--экипаж не справился с -12гр стаб)
и быстро доработали схему управления стаб. ---Теперь его НЕВОЗМОЖНО
поставить в неправильное положение.

Вот такое у нас отношение к предложениям летного состава
Дикий Гусь Мартин
Старожил форума
30.10.2010 13:28
86:
Вот такое у нас отношение к предложениям летного состава


Доверяй, но проверяй...:(
Да просто влом КБ во все замечания вникать...
Авось да небось.
sistem
Старожил форума
30.10.2010 13:41
В особой ситуации КВС исправил свою ошибку а вот если бы он ентого не сделал бы то все пришел каюк бы отечественной технике Яшке , и так вон проблему идут одна за одной вот вводят зарпрет ВНК в ночное время на ту 134 и ту 154 ил 86 , а что дальше будет????????????
Старик ВВС
Старожил форума
30.10.2010 13:44
Не знаю как в ГВФ, но у военных, если проводились работы по ремонту или замене приборов или агрегатов производится запись в БЖ. Там есть колонка с графой Подпись проводившего работы и проверяющего. После любой замены и ремонта должна проводится проверка, предусмотренная тех. картой.
Если так не сделали, обычно бьют в морду тому, кто расписался, а проверку не выполнил
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru