Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

флаттер

 ↓ ВНИЗ

12

andy 810
13.03.2010 20:08
Звиняюсь, за безграмотность, может кто-то на пальцах обьяснит !? Сколько не читал в википедии про флаттер, так и не понял...Ведь, что-бы его избежать, на некоторых винтах можно менять шаг, а некоторые самоли и угол крыла менять могут.Получаеться, что любой гражданский самолет может войти в режим флаттера, при том же пикировании или какой-то экстремальной ситуации!? А почему тогда тот же миг 25 или 31, на своих огромных скоростях не испытывают это явление ?Конструктивные недостатки или просчеты конструкторов, и вообще, как его найти, сей флаттер, то есть, как я понимаю- резонанс....
И изучают ли его в летных училищах, или это удел инженеров и летчиков-испытателей ?
CARGOSNIPER
13.03.2010 20:12
2 andy 810:
Табуреткину и тем более ВВС, такие вопросы не нужны......Мало осталось таких людей которые могут объяснить это явление.
Drejtori
13.03.2010 20:33
Звиняюсь, за безграмотность, может кто-то на пальцах обьяснит !?

А как тут пальцы показать? Без рисунка объяснить тяжело. Вот здесь, по моему, достаточно понятно написано про различные проблемы связанные с аэроупругостью.
http://kvs-vm.narod.ru/uchob/l ...
Природу флаттера, причины его вызывающие и меры как с ним бороться известны давно, в 20-х-30-х годах прошлого века, ничего там особо непонятного нет. Основная причина - упругие колебания вокруг центра жесткости из - за того, что равнодействующая аэродинамическая сила приложена на некотором плече от этого центра. Энергия возбуждающая эти колебания подводится набегающим воздушным потоком, следовательно зависит также от скоростного напора. При правильной компоновке силовой схемы обтекаемых поверхностей флаттер не возникает при любых скоростях.

Сегодня современные методики проектирования позволяют исключить явления флаттера еще на этапе разработки самолета, тем не менее близкие по природе к флаттеру явления, например бафтинг оперения при открытии створок грузолюка и т.п. во время испытаний выявляются. Тогда вводятся ограничения по скорости и проводят другие мероприятия, связанные прежде всего с увеличением жесткости и изменением взаимного положения центра жесткости и центра давлений подверженных флаттеру элементов конструкции.
vovan_su
13.03.2010 20:40
Надо на стекозу посмотреть, у них противофлаттерные грузики на концах крылыщек.
Джавдет
13.03.2010 20:41
Много умных слов, а я уже хмельного хлебнул......
Ещё из курсантских вертушечных годов помню, что флаттер - РЕЗОНАНС, а вот когда в него попадёшь!?!?!?!? Зависит от миллиона факторов ..........
CARGOSNIPER
13.03.2010 20:44
Тоже что строем пройти по мосту....
Up
13.03.2010 20:49
Джавдет:
Много умных слов, а я уже хмельного хлебнул......
Ещё из курсантских вертушечных годов помню, что флаттер - РЕЗОНАНС, а вот когда в него попадёшь!?!?!?!? Зависит от миллиона факторов ..........

Согласен с Drejtori - если конструктор ВС вменяем, то флаттер не грозит при любых скоростях.
Если ВС конструирует особо "продвинутое" КБ, то возможны проблемы.
Последнее отечественное достижение, ЕМНИП, КБ им. Мясищева угробило А.Г. Бесчастного на Гжели(Конструктор господин Чарский) (((
andy 810
13.03.2010 21:38
Табуреткину и тем более ВВС, такие вопросы не нужны......Мало осталось таких людей которые могут объяснить это явление.
Ну, тут сам вопрос напрашиваеться....Судя, по ответам, мало кто-что знает про этот резонанс...Наверное, ответят летчики-испытатели..... флаттер-резонанс.....Могло быть такое, что в некоторых авиакатстрофах последних лет, мог возникнуть флаттер!? В принципе, проще называть - резонанс...ОТ резонанса, можно и стеклянный стакан голосом разбить...( не умерянный пример)Но, если что-то входит в резонанс, то оно очень сильно разрушает все !!!
Спасибо !
Drejtori
13.03.2010 21:52
Могло быть такое, что в некоторых авиакатстрофах последних лет, мог возникнуть флаттер!? В принципе, проще называть - резонанс...ОТ резонанса, можно и стеклянный стакан голосом разбить.

Не могло, не помню таких катастроф последних лет. Флатер при соблюдении процедуры ГИ и сертификации может возникнуть только в испытательном полете, поскольку они с запасом перекрывают весь диапазон высот и скоростей. Это не резонанс в классическом понимании, т.е. он возникает не из-за совпадения возбуждающей частоты с собственной частотой системы.

Судя, по ответам, мало кто-что знает про этот резонанс...

про это явление известно любому выпускнику ПТУ с авиационным уклоном. Ничего сложного для понимания сути явления нет. Прочитайте по ссылке которую я выше привел. Википедию, наконец посмотрите. Что Вам конкретно не понятно?
86557
13.03.2010 21:55
Тема: флаттер

А еще существует БАФТИНГ!
neustaf
13.03.2010 23:15
если конструктор ВС вменяем, то флаттер не грозит при любых скоростях.

не на любых скоростях. а на скоростях для которых данный самолет построен.


кстати на форуме все новое это забытое старое http://www.forumavia.ru/forum/ ...
doka
14.03.2010 01:14
Флаттер имеет природу резонансную, но весьма специфическую. На заре авиации много народу полегло, пока математики не выявили природу его возникновения. А она довольно проста: центр тяжести аэродинамической поверхности (элеронов, крыла, р.в. и т.п.) обязательно должен находиться впереди оси вращения (для крыла - оси жёсткости). Для этого центр тяжести порой искусственно переносят вперёд, размещая грузики перед крылом или элероном. На рисунке это просто объяснить, а тут не тот формат.
А бафтинг - это когда возмущённый поток от крыла или фюжеляжа бъёт по стабилизатору. К этой "штуке" был склонен МиГ-17 на скорости около 720к\ч. Потому ему и перенесли стабилизатор повыше, чтобы этот поток не "доставал".
тестер
14.03.2010 01:28
То andy 810:
"На устойчивость и управляемость" - так называются такие полеты. Требуют огромной подготовки "Испытательной бригады", в которую, обязательно входит опытный летчик-исп..ль с "инженерным образованием".
neustaf
14.03.2010 02:06
doka
К этой "штуке" был склонен МиГ-17

а миг-15 был не склонен?
Ф
14.03.2010 08:41
Шимми, шимми позабыли. А МиГ-15 был склонен к "валежке"
вта
14.03.2010 09:20

Ф:

Шимми, шимми позабыли. А МиГ-15 был склонен к "валежке"

14/03/2010 [08:41:17]

Ты по ссылке Димы ходил? http://kvs-vm.narod.ru/uchob/l ... раздел 7.11.

или как всегда , не читая ветку решил запостить умность? :-)))

"...не читал, но осуждаю"(с)
Шайтан
14.03.2010 18:06
На МиГ-15, 17, не было стабилизатора, РВ там. У "валежки", другая природа.
KDmitry
14.03.2010 18:23
Шайтан:

На МиГ-15, 17, не было стабилизатора

Чего там не было?
Старый АОНовец
14.03.2010 18:49
Ай да шэйтан!!! Повеселил! Для информации: в моей биографии были и УТИ-МиГ-15 и Миг-17. Противофлаттерные грузы совмещались с ПВД, а из-за грузов на РВ ручка на земле постоянно была в положении "на себя". Чтобы влезть в подвесную приходилось придерживать её коленями.
Шайтан
14.03.2010 19:32
KDmitry:(((())))
То что прочитали. Хвостовое оперение, включало горизонтальную часть- неподвижную со стреловидностью что и крыло и подвижную- руль высоты. Это стабилизатором не называлось однако!

Старый АОНовец: (((())))
Причем тут "валежка" и противофлатерные грузы???? Кстати не совсем верно пишите- на правой плоскости был собственно противофлатерный груз (штанга, заделанная в законцовку крыла), на левой- роль противофлатерного груза, выполнял приемник ВД (ПВД).
Померяться решили? Два года в АУЛ на них отлетал и 1, 5 года в строевой части. Так что свои слова, можно и забрать назад. Насчет коленок, полностью поддерживаю!
Старый АОНовец
14.03.2010 19:45
Меряться не собирался и не собираюсь. Вышел из того возраста. А вот почему Вы утверждаете что на этих самолётах (не "самолях", заметьте) "На МиГ-15, 17, не было стабилизатора, РВ там" совершенно непонятно.Хвостовое оперение состоит из вертикальной части (которая всё-таки "киль" называется) и горизонтальной части (которое "стабилизатор").
Шайтан
14.03.2010 20:02
"Валежка"- самопроизвольное кренение на больших Vпр.
Воздушная нагрузка вызывает не только изгиб крыла, но и его кручение, т.к. ЦД, находится сзади ЦТ. Технология изготовления полукрыльев тех лет, допускала разницу в углах атаки срыва до 0, 1гр, при закручивании. При полете на малых скоростях, разница в углах атакиполукрыльев при закручивании, достигала 1, 5%, соответственно и разница в подьемной силе полукрыльев. Возникал кренящий момент, легко парируемый РУС.
При полете на больших Vпр., угол атаки уменьшается порядка 10раз и разница в углах атаки полукрыльев достигала 15%, появлялся значительный кренящий момент ("Валежка").
"Драть" сильно при этом самолет было нельзя, т.к. данный эффект усиливался и уменьшало скорости, на которых она происходила.
И причем здесь флаттер??? Я не говорю уже о бафтинге ГО.
Шайтан
14.03.2010 20:15
Старый АОНовец:(((((
Вот на Л-29 был стабилизатор, совмещенный с рулем высоты + триммер.
"Почувствуйте" разницу- неподвижное ГО, руль высоты, стабилизатор?????? Кстати стабилизатор, думаю знаете, может работать в режиме "ножницы".
Drejtori
14.03.2010 20:25
Стабилизатор есть на всех самолетах нормальной схемы. Даже на У-2 и Ан-2.

Тем более на МиГ-15.
Джавдет
14.03.2010 20:28
2 Старый АОНовец:
....Хвостовое оперение состоит из вертикальной части (которая всё-таки "киль" называется) и горизонтальной части (которое "стабилизатор").....

Вновь дико извиняюсь т.к. опять %-)........ имею полное право - в отпуске;-))
Всегда полагал что горизонтальная часть состоит из 2-х - стабилизатора и руля высоты, или нет?
Там сам стабилизатор отклоняется, или законтрен заводом изготовителем?
Drejtori
14.03.2010 20:44
МиГ-15бис. Техническое описание.
http://s45.radikal.ru/i109/100 ...
Шайтан
14.03.2010 21:10
Необходимость внедрения стабилизатора, появилась в связи с полетами на св.скоростях, где эффктивность РВ, резко падает и усилия черезмерны.
Поэтому возникла необходимость применить цельноповоротный стабилизатор с аэродинамической перекомпенсацией и как следствие включить в продольный канал гидроусилитель по необратимой схеме. Но это уже другая песня, да и не по теме.
Старый АОНовец
14.03.2010 21:24
Drejtori: Спасибо. Разглядел подслеповатыми глазами. Поз.31 Лонжерон киля. поз39. Лонжерон стабилизатора. Но это пусть шайтан читает, у него глаза помоложе.
Ну Шайтан! Опять шутки шутить. "Вот на Л-29 был стабилизатор, совмещенный с рулем высоты + триммер" Или я от жизни отстал. А разве они бывают отдельно при классической схеме. я не беру "утку", "элевоны"...
А режим "ножницы" (пример Миг-29) там, где стабилизатор не имеет "совмещённого" РВ , а выпоняет и функцию стабилизатора и функцию РВ. Да уж, эт точно "почувствуйте разницу". В каком училище так учили, Шайтан?
Старый АОНовец
14.03.2010 21:32
"Цельноповоротный стабилизатор"!!! Где РЕВЕРС? Не дай бог прочтёт, как обозвали управляемый стабилизатор на Ил-76. Олег, ты где, ау-у!!!
А на Ил-86, который летает на ОГРОМНЫХ СКОРОСТЯХ он не цельноповоротный?. Наверное половинчатоповоротный. Господи, да что ж это делается -то с авиаторами???
Drejtori
14.03.2010 21:33
Шайтан:

Необходимость внедрения стабилизатора, появилась в связи с полетами на св.скоростях,

Стабилизатор внедрили на самых первых самолетах для обеспечения продольной устойчивости ла, что видно из самого названия. На сверхзвуковых стали применять управляемый стабилизатор, когда не стало хватать площадей рулей для продольной балансировки.
А.Гарнаев
14.03.2010 21:37
http://garnaev.livejournal.com ...
Эх, Саня, Саня, ну почему же у тебя не вышло выпрыгнуть ...?!
... в тот роковой день 12 сентября 2001 года события развивались совсем неспешно и не тревожно.
Формально задание, полученное экипажем в составе лётчиков-испытателей Олега Щепеткова и Александра Бесчастнова,
относилось к высшей категории сложности ... испытания на ФЛАТТЕР
http://www.testpilot.ru/review ...
Тарен
14.03.2010 21:38
А в годродинамики флаттер бывает?
А то у меня на лодке, как чуть скорость быстрее перо руля вибрирует. Но все же на определенных курсах.
Тарен
14.03.2010 21:39
А в гидродинамики флаттер бывает?
А то у меня на лодке при определенной скорости перо руля вибрирует. Но все же на определенных курсах.
Старый АОНовец
14.03.2010 21:41
Подтверждаю Дрейтори. И на транспортных машинах тоже. Для обеспечения продольной балансировки при различной центровке в пределах допустимых значений. А на Л-29 для той же балансировки при выпуске механизации и, как следствие, смещении фокуса (происходит на всех машинах).Т.е. точки приложения приращения подъёмной силы.
Шайтан
14.03.2010 22:55
когда не стало хватать площадей рулей для продольной балансировки.((((((
Дима! Кто мешал увеличить? Причина- снижение эффективности управления и нарушение соотношения: Устойчивость- управляемость.

Старый АОНовец: ((((
Следует все таки различать стабилизаторы Элки, Тушек, ИЛов, Анов и боевых машин типа МиГ, Су. А какие же они, если не цельноповоротные и управляемые? Обычные аэродинамические термины.
Drejtori
14.03.2010 23:04
http://s58.radikal.ru/i159/100 ...

Старый АОНовец:

Drejtori: Спасибо. Разглядел подслеповатыми глазами. Поз.31 Лонжерон киля. поз39. Лонжерон стабилизатора. Но это пусть шайтан читает, у него глаза помоложе.

Извиняюсь, попробую покрупнее:

http://s42.radikal.ru/i097/100 ...

На МиГ-15 есть у меня только первая часть "Летные характеристики", но там присутствие стабилизатора можно проследить! :)

Отсутствие стабилизатора на самолете нормальной схемы разрушает всю "систему ценностей", прививаемую с 17 лет! :))))

Самолет без стабилизатора - это совсем другая компоновка - "бесхвостка", "утка", "летающее крыло" и т.д.
А.Гарнаев
14.03.2010 23:06
Шайтан: 14/03/2010 [22:55:57]
"Причина - снижение эффективности управления и нарушение соотношения: Устойчивость-управляемость"

Необходимо добавить :
= по причине РЕЗКОГО смещения аэродинамического фокуса назад при приевышении Mкр.
Шайтан
14.03.2010 23:34

А.Гарнаев: ((()))
Спасибо Юрьевич! Свойство человеческой памяти- что то забывать! 14 лет, как штык в землю!
Drejtori:((()))
Старый АОНовец:((())
Посмотри Дмитрий. Может тогда с Вами обоими соглашусь, помнится, что это хозяйство на МиГ-17 называли- неподвижная часть ГО и руль высоты. Спасибо Всем!
doka
15.03.2010 00:59
Робяты! Давайте не будем вводить молодёжь в заблуждение (и двоечников по аэродинамике тоже). Стабилизатор и управляемый стабилизатор - это несколько разные вещи, хотя внешне издалека почти похожи. Но, у управляемого стабилизатора функций побольше. За просто стабилизатором всегда расположен руль высоты, и сам стаб-тор неподвижен (МиГ-15, МиГ-17, Л-29, Ан-2, Ан-8 и т.д.). А, вот, за управляемым ст-ром руль высоты может быть (напр.: Ту-126, Ил-76, Як-42), а может и не быть, т.е. цельный(Су-9, Су-7, МиГ-25, Миг-23, МиГ-31). Кроме всего прочего, на МиГ-25, 31 (про других уже подзабыл) управляемый ст-р выполняет функцию элеронов, т.е. делает "ножницы", если ручку по "борту". И управляемый ст-р - это атрибут вовсе не только высоких скоростей, а также следствие перемещения продольного аэродинамического момента при выпуске-уборки механизации (шасси, закрылков). Короче, на посадке может не хватить (и не хватит!)полного отклонения руля высоты для создания посадочного положения. К примеру, на Ту-126, Ил-76, и т.п., до сверхзвука далеко, однако однако стабилизаторы там управляемые, и я не завидую тому экипажу, у которого произошёл отказ в полёте.
Шайтан
15.03.2010 01:30
Свою ошибку признаю.
Про Су-24 забыли, там то же на крыле 69, диффер. отклоняемые половины стабилизатора.
Так все таки цельноповоротный управляемый, для МиГ и Су (УБ и боевых) будет, для обычной схемы.
ZOGAR
15.03.2010 01:41
2 All

цельноповоротный стабилизатор (он же руль высоты) - только на сверхзвуковых самолетах

переставнои стабилизатор - на коммерческих авиалаинерах из-за того что центровка меняеться в достаточно широких пределах и на малых скоростях руля высоты не хватает
doka
15.03.2010 03:11

neustaf:

doka
К этой "штуке" был склонен МиГ-17

а миг-15 был не склонен?

Летал на обоих. На МиГ-15 - не помню уже. Правда, полетать пришлось только на УтиМиГ-15 (спарке).

ZOGAR: переставнои стабилизатор - на коммерческих авиалаинерах из-за того что центровка ...



Центровка тут практически ни при чём. Хотя она и может меняться в полёте в процессе выработки топлива, перемещения груза. Центровка - это положение центра тяжести с-та относительно САХ в %%. А при выпуске механизации изменяется положение точки приложения равнодействующей подъёмной силы от-но САХ. Эффективность переставного стаб-ра намного выше эффект-ти Р.В.. Вспомните АП с Як-42, (в Смоленске, кажется) когда они пользовались перестановкой ст-ра, как триммером и у них "залип" контактор на пикирование. Никакого Р.В. не хватило им. Царство им небесное!
ZOGAR
15.03.2010 03:23
2 doka:

Центровка тут практически ни при чём. Хотя она и может меняться в полёте в процессе выработки топлива, перемещения груза. Центровка - это положение центра тяжести с-та относительно САХ в %%. А при выпуске механизации изменяется положение точки приложения равнодействующей подъёмной силы от-но САХ. Эффективность переставного стаб-ра намного выше эффект-ти Р.В.. Вспомните АП с Як-42, (в Смоленске, кажется) когда они пользовались перестановкой ст-ра, как триммером и у них "залип" контактор на пикирование. Никакого Р.В. не хватило им. Царство им небесное!



Вспоминаеться случаи с Air Alaska 261 . В том полете електро двигатель контролируюший перестановку стабилизатора (Т-оперение) сорвал резьбу на червячои передаче. Стабилизатор встал на пикирование, результат понятен...
fdzyga
15.03.2010 04:12
doka:
15/03/2010 [00:59:19]

Спасибо!
Вот только моменты не перемещаются, а меняются, в следствии перемещения силы по плечу.
fdzyga
15.03.2010 04:34
doka:

А при выпуске механизации изменяется положение точки приложения равнодействующей подъёмной силы от-но САХ.

...относительно ЦТ.
Старый АОНовец
15.03.2010 11:39
Всем, принимавшим обсуждение в теме-спасибо. Шайтану мои извинения, если был некорректен и язвителен. Но теперь вижу, что не только знания есть, но и понимание глубинных процессов в аэродинамике, а это очень важно-понимать что происходит с самолётом. Просто вначале немного запутались. Можно со спокойной душой уходить на покой, зная, что дело будет продолжено достойными, грамотными, умелыми специалистами. Хотя темы физики колебаний ещё до конца не изучены. И потребуют ещё многих и многих усилий исследователей -теоретиков и проверки рассчитанных данных на практике испытателями(но не дай бог как в информации А.Ю. Гарнаева).
С уважением.
ip
15.03.2010 13:59
поворчу вдогонку
переставной и управляемый стабилизатор тоже немного разные вещи...
Шайтан
15.03.2010 15:31
Старый АОНовец:(((
Нормально все. Я сам виноват, что "пукнул" не так.
neustaf
15.03.2010 15:51
doka:


Центровка тут практически ни при чём.

центровка очень сильно влияет на положение стабилизатора. на самолете ту-154 есть даже 3 положение переключателя в управлении стабилизатором П-С-З передняя. средняя, задняя.
neustaf
15.03.2010 15:59
а на самолете ту-134 в зависимости от балансировачного положения триммера РВ стабилизатор отклоняется на посадке на 1.5 или 2, 5 градуса.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru