поиск правила создать тему список тем настройки мобильная версия


Восстановить пароль

Зарегистрироваться

• • Х А Р Ь К О В • АвиаКузница

← возврат к списку сообщений

Добавить в мои закладки  ↓ ВНИЗ

Страницы:  123...515253 → 

Регляж
Старожил форума

Немного истории:


История Харькова: первый в Европе самолет с убирающимся шасси 13:00 | 24.08.2017

Далекие 30-е годы ХХ века были отмечены стремительным развитием авиационной техники. Увеличение скорости, высоты и дальности полета стала первоочередной задачей авиационных конструкторов всего мира.

Жмите для подписки на mykharkov.info в Фейсбуке!

В это время был основан Харьковский авиационный институт, ныне Национальный аэрокосмический университет имени Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» или просто ХАИ. Учеба в институте с самого начала его существования тесно переплеталась с научными и конструкторскими работами. Итогом одной из таких замечательных работ стал первый в Европе и второй в мире самолет с убирающимся шасси под названием ХАИ-1. Это был выдающийся вклад в развитие авиации.

Молодые авиаконструкторы



Иосиф Григорьевич Неман — молодой талантливый преподаватель нового авиационного института. На то время он уже успел проявить себя на Харьковском авиационном заводе (ХАЗ), работая инженером под руководством известного конструктора Константина Алексеевича Калинина и участвуя в разработке пассажирского самолета К-5. Неман как молодой и перспективный инженер интересовался авиацией и успехами известных конструкторов за рубежом. Поэтому идея об увеличении скорости самолета появилась у него задолго до прихода на работу в институт.

Неман увлеченно делился своими наработками с известным аэродинамиком Григорием Федоровичем Проскурой, который в тот момент был заведующим кафедрой аэрогидродинамики ХАИ. Григорий Проскура поддержал передовые идеи, что было очень важно для Иосифа Немана.

Для разработки проекта будущего скоростного самолета привлекли студентов-дипломников. Разделили ребят на две группы и дали задание на конструкторские проекты самолетов. Одна группа разрабатывала типичный самолет 30-х годов, а другая занялась проектированием скоростного самолета с уникальными на то время летными характеристиками и отличной аэродинамикой. Студенты все свое свободное время уделяли будущим выпускным проектам. Нередко засиживались по ночам. Это был первый опыт реального проектирования студентами ВУЗа.

По окончанию конструкторской работы, после тщательной проработки двух вариантов, с учетом риска, был выбран проект скоростного пассажирского самолета. Его рекомендовали к постройке на Харьковском авиационном заводе.

Самолет ХАИ-1



Пассажирский самолет ХАИ-1 представлял собой цельнодеревянный моноплан с двигателем М-22 в 480 л.с., фюзеляж сигарообразной обтекаемой формы с гладкой работающей обшивкой, оклеенной тонким полотном и отполированной в некоторых местах. Убирающееся в полете шасси увеличивало скорость самолета на 20-30 % при двигателе той же мощности. Самолет мог брать на борт 6 пассажиров и 2 члена экипажа.

ХАИ-1 строили на заводе в очень суровых условиях. Ребята-дипломники организовали так называемое «Общество друзей ХАИ-1», которое следило за процессом сборки будущего скоростного самолета. Мастера часто оставались после рабочей смены или приходили в ночную смену бесплатно, но с большим энтузиазмом, чтобы построить самолет «нового типа». Это все было не зря. Результат упорной работы был замечательным.

8 октября 1932 года летчик Борис Кудрин впервые поднял ХАИ-1 в воздух. Самолет показал хорошие летные характеристики. А уже в полете с убранным шасси в январе 1933 года самолет развил скорость 292 км/ч. Это был огромная скорость на то время.

Разработчикам этого замечательного самолета разрешили прилететь в Москву. Полет состоялся 17 февраля 1933 года и длился 2 часа 54 минуты – рекордное время. ХАИ-1 рекомендовали к государственным испытаниям. Летчики-испытатели были восхищены характеристиками самолета. И вполне естественно, что пассажирский ХАИ-1 был рекомендован к серийному производству.

Перед серийным выпуском самолет прошел некоторые доработки, что позволило улучшить его летные данные. Заводские испытания самолета закончились с успехом: скорость увеличилась до 319 км/ч.

Серийно пассажирский самолет ХАИ-1 строили на Горьковском, затем на Киевском авиационных заводах. В строй гражданских авиалиний он вышел в 1935 году и выполнял регулярные полеты по маршрутам Москва-Харьков, Москва – Симферополь, Москва — Киев. В общей сложности за время серийного производства авиазаводы построили 43 самолета различных модификаций: пассажирских, почтово-грузовых и других. Это единственный пример на сегодня, когда самолет, проектированный студентами, строился серийно.

Летные характеристики этого самолета превосходили все другие пассажирские и многие типы военных и журнал «Гражданская авиация» в апреле 1935 года написал: «ХАИ-1 является лучшим по скорости, грузоподъемности и экономичности».

На базе ХАИ-1 был разработан и построен успешный военный самолет под названием ХАИ-5, который принимал участие во Второй мировой войне, а также учебно-тренировочный бомбардировщик ХАИ-3.

О самолете ХАИ-1 упоминается во многих книгах по истории авиации, как отечественных, так и зарубежных, написано немало статей, как научных, так и публицистических. Сегодня уменьшенная модель самолета ХАИ-1 есть и в Национальном аэрокосмическом университете им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», и в музее Харьковского авиационного завода. Пассажирский самолет ХАИ-1 был действительно очень интересным и уникальным изобретением, как для истории авиации, так и для истории Харькова.

Оксана Морозова

опубликовано: 13.09.2017 11:24
Алексей Б_
Старожил форума
Может, кто не знает. В советское время на крыше здания, через площадь, напротив центрального входа здания Южного вокзала, была надпись "Хай живе радянська Україна!" Естественно, черточка над "й" отвалилась. Приехал в Харьков, выходишь из вокзала на площадь, и сразу в глаза ХАИ ЖИВЕ... дальше можно не читать. Так и появился слоган "ХАИ живе!"
опубликовано: 13.09.2017 18:28
KAW.
Старожил форума
ХАИ-3 и в мыслях никем не рассматривался как "учебно-тренировочный бомбардировщик".
http://www.airwar.ru/enc/cw1/h ...
Это - не коллеге Регляжу, а Морозовой
опубликовано: 15.09.2017 19:50
Регляж
Старожил форума
to KAW.
Старожил форума
ответить
ХАИ-3 и в мыслях никем не рассматривался как "учебно-тренировочный бомбардировщик".
http://www.airwar.ru/enc/cw1/h ...
Это - не коллеге Регляжу, а Морозовой


Cпасибо. Но я этот текст привёл только для того, чтобы показать, как раньше относились к специалистам. Такое дело доверили дипломникам. А сейчас это можно сделать? "Скатал" диплом с Инета и сидит по кабакам.
Как-то поставил себе задачу, чтобы каждый мой дипломник выпускался с одновременной подачей Заявки на предполагаемое изобретение. Получилось. Но через несколько лет пришла "ответка" на это начинание. Выпускник был уже в полку и Авторское свидетельство пришло в адрес полка. Там поднялся сначала такой "шорох", что комполка даже "переволновался", а что с этим делать? Ну, да быстро разобрались, но анекдотов по полку после этого ходило много. Так что "интеллектуальная собственность" была есть и наверное долго будет для наших людей аки для Петьки "квадратный трёхчлен". Это и видно по отношению к авиастроению в Украине, нет "пророков" в своём отечестве.
опубликовано: 16.09.2017 01:07
KAW.
Старожил форума
Регляж
Как-то поставил себе задачу, чтобы каждый мой дипломник выпускался с одновременной подачей Заявки на предполагаемое изобретение. Получилось. Но через несколько лет пришла "ответка" на это начинание. Выпускник был уже в полку и Авторское свидетельство пришло в адрес полка. Там поднялся сначала такой "шорох", что комполка даже "переволновался", а что с этим делать? Ну, да быстро разобрались, но анекдотов по полку после этого ходило много. Так что "интеллектуальная собственность" была есть и наверное долго будет для наших людей аки для Петьки "квадратный трёхчлен".

Это знакомо. За год до моей замены с Польши подселили ко мне в комнату парня, приехавшего из Тукмса на должность НГО РЭБ на Су-24МР. Он ещё там задумал какую-то рацуху на оборудовании и продолжал у нас. По вечерам заваривал крепкий чай и садился за стол исписывая рулоны (так ему было удобнее) бумаги, что-то рисуя и считая на "Электронике". Где-то месяца через 3-4 он закончил и всё это в инженерный отдел, откуда на него спустили всех собак, что у него в группе бардак, подчинённые техники бухают, бойцы (которых он в глаза не видел, но числящиеся за его группой) в самоходы за пивом бегают, на стендах надписи не тем шрифтом и не того цвета, а он хернёй (было сказано другое слово) занимается. А змой приехала с проверкой ГИМО и Юру товарищи (скромно) в числе которых был и я)) уговорили показать свою писанину им. Те забрали и пообещали рассмотреть. Летом я заменился в Укурей и когда ещё через год приехали к нам мужики забирать себе самолёт узнал от них, что Юра уже в Москве в каком-то то ли КБ, то ли институте
опубликовано: 16.09.2017 08:19
AL-F
Старожил форума
KAW, не помнишь, Юра с "вышкой" был или с базовым ВАТУ? Молодец парень - добился! Не его это - бетон шкрябать в сандаетах и привязанном берете :)
опубликовано: 16.09.2017 10:17
KAW.
Старожил форума
   
AL-F
KAW, не помнишь, Юра с "вышкой" был или с базовым ВАТУ? Молодец парень - добился! Не его это - бетон шкрябать в сандаетах и привязанном берете :)
С вышкой, КВВАИУ, 1984 г.
опубликовано: 16.09.2017 11:17
KAW.
Старожил форума
Вдогонку про Юру. Он ещё в училище закончил курсы переводчиков-референтов и сокрушался, что его не отпускают на переподготовку (раз в 2 года). Для практики по вечерам слушал разные английские голоса. В феврале 88-го он услышал про Сумгаит, за который наши ещё где-то неделю замалчивали
опубликовано: 16.09.2017 11:21
KAW.
Старожил форума
А ещё он играл на гитаре и писал стихи/песни. Талант, одним ловом
опубликовано: 16.09.2017 11:25
KAW.
Старожил форума
Сорри за оффтоп
опубликовано: 16.09.2017 11:30
Регляж
Старожил форума
to AL-F

KAW, не помнишь, Юра с "вышкой" был или с базовым ВАТУ? Молодец парень - добился! Не его это - бетон шкрябать в сандаетах и привязанном берете :)

Возможно без "шкрябания бетона" у парня не получилось бы таких расчётов, тем более с их обоснованием. Возможно, какие-то мысли у него появлялись ещё во время учёбы, но "доказать" он их смог уже как полноправный специалист, даже, если они и были сырые.
опубликовано: 17.09.2017 20:05
KAW.
Старожил форума
Нашёл на сайте Погранец:
В 1933 г. сформирован 7-й отдельный Харьковский авиационный отряд пограничной охраны ОГПУ СССР
В 1935 г. 7-й отдельный Харьковский авиационный отряд пограничной и внутренней охраны НКВД СССР переформирован в авиационное отделение 2-й Объединённой пограничной школы им. Ф.Э.Дзержинского
опубликовано: 24.09.2017 17:18
KAW.
Старожил форума
опубликовано: 24.09.2017 17:20
KAW.
Старожил форума
В ссылке погранец - заменить на pogranec.
опубликовано: 24.09.2017 17:21
KAW.
Старожил форума
На том же сайте о Героях Советского Союза - выпускниках авиационного отделения Харьковского военного училища НКВД:
Виктор Максимович Голубев – дважды Герой Советского Союза, выпускник авиационного отделения Харьковского училища войск НКВД 1930 г., майор, летчик-штурмовик, совершивший более 260 боевых вылетов. Уже будучи слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, он погиб в авиакатастрофе при выполнении учебного полета 17 мая 1945 года.
Александр Дмитриевич Рыхлов – уроженец Московской области, Герой Советского Союза. К маю 1944 года он произвел 120 боевых вылетов, потопил 5 транспортов, 5 быстроходных десантных барж, взорвал склад с боеприпасами, торпедировал миноносец в базе и сбил два самолета противника. По окончании войны А. Рыхлов вернулся в пограничную авиацию, командовал авиачастями на Севере, а потом на Черном море. С 1956 года – полковник в отставке. Скончался в Москве 30 декабря 1992 года.
Иван Иванович Мещеряков – родился в селе Нижняя Добринка Сталинградской области в семье крестьянина. В Красной Армии служил с 1930 года, в 1938 году окончил авиационное отделение Харьковского училища. С первых дней войны воевал на фронте в составе 129-го истребительного авиаполка.
За годы Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено 200 таранов самолетов противника. 17 из них совершили таран дважды.
Среди них и И.И. Мещеряков. Первый свой таран командир звена Мещеряков совершил 20 сентября 1941 года, сбив Ю-88. К декабрю 1941 года командир эскадрильи гвардии капитан Мещеряков совершил 135 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев и лично сбил 5 самолетов противника. 8 февраля 1942 года – второй таран, и столкновение с «мессершмиттом» стало последней минутой жизни отважного летчика, и в то же время его очередной победой над противником. Гибель летчика обернулась бессмертием его имени и подвига. 5 мая 1942 года И. Мещерякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
опубликовано: 28.09.2017 18:44
Регляж
Старожил форума
Поднял ветку!
опубликовано: 17.10.2017 22:17
Страницы:  123...515253 → 





 

 

 

 

Реклама от YouDo
← На главную страницу

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru