Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Разбег следом за взлетающим

 ↓ ВНИЗ

12

NikitaShved
24.11.2009 11:44
Господа, день добрый!
Проясните, пожалуйста, один момент.
Наблюдал на прошлой неделе в Хитроу взлет сразу "в спину" другому взлетающему самолету. То есть один борт а321 начал разбег от торца, в это время наш самолет а319 стоял перед выходом на полосу но не к торцу, а не доезжая до торца на РД (за один "пролет" от торца 0 уж не знаю правильного слова). В момент, когда 321 проехал мимо нас, мы сразу же вырулили на ВПП и без остановки начали разбег ему в спину.
Дело было в Хитроу, траффик сами понимаете. Я такого, во-первых, никогда не видел, во-вторых, не могу понять, какая в этом логика.
Разбегающийся самолет 321, находясь у торца, ждал положенную минуту с момента взлета предыдущего борта, а мы полетели сразу.
Как быть со спутным следом?
xolodenko
24.11.2009 11:50
1. предыдущий а321 ждал минуту, может быть, потому, что перед ним взлетал кто-то heavy, например 747 или 767
2. вы не ждали потому что взлетали за самолетом такой же "весовой категории"
3. логика в том, чтобы увеличить максимальную пропускную способность аэропорта. по этой же причине от всех севших бортов требуется как можно быстрее срулить с полосы

я так думаю (с)
доктор ЗЛО.
24.11.2009 11:50
Спутного следа не было, новая разработка.
Ща придут старшие товарисчи и ещё добавят, от себя.
вта
24.11.2009 11:52
А какой в тот момент был ветер? направление к полосе и скорость?
Георгий Петров
24.11.2009 11:53
Если бы Вы обратили внимание на силу и направление ВЕТРА, Вы не стали бы задавать подобные вопросы ...
NikitaShved
24.11.2009 11:53
Антон, здарова!
Ну все равно ведь есть необходимый интервал даже для судов одной категории. По крайней мере, минуту после а321 ждать надо в любом случае (насколько я в теме).
Здесь же не было и 10 секунд, то есть только он промчался мимо, мы сразу жы вырулили и помчались следом (естессна, не видел, но думаю, он еще даже от полосы не оторвался).
То есть одновременно на полосе было два взлетающих борта.

Я реально не понял
NikitaShved
24.11.2009 11:57
Про ветер не подумал. Спасибо!
Вы как всегда великолепны, господа!
Хотя тогда не понимаю, почему остальные смаолеты ждали по минуте. Можно всех друг за другом без интервалов отправлять и все. а?

Но ведь все равно как-то странно. А если бы в момент начала нашего разбега предыдущий самолет был бы вынужден применить aborted take-off? Отказ двигателя, например.
Небезопасно кагбэ...

П.С. Я ни секунды не сомневался, что диспы отлично знают, что делают, но все же как-то стремно.
Серж
24.11.2009 11:59
да к
кая хой разница в ветре то! готов взлетать - взлетай, не готов - сделают всё чтоб не мешать и закончить подготовку. а ожиданию может быть много причин, от загруженности трассы по м-ту до взлетающего с паралельной полосы самолёта. в старушке-европе движением руководят оч хорошо.
NikitaShved
24.11.2009 12:28
В "готов - не готов" верится слабо: тяжело поверить, что стоящие по 15 минут в очереди на предварительном самолеты не готовы к взлету, оказываясь на исполнительном.

Моя первая мысль состояла в том, что поскольку мы начали разбег дальше, чем предыдущий самолет, траектории у нас будут "парллельно сдвинуты" - то есть мы дальше оторвемся и начнем набор.
Но вот что делать в случае прерванного взлета у первого самолет - загадка для меня.

Пилоты, проясните?
мыслю так
24.11.2009 12:36
Ну тут видимо два варианта - либо тоже по тормозам, либо газу до отказу и на себя.
Наверно както-так.
вта
24.11.2009 12:36
Так у вас там был взлёт с параллельной полосы!!!
Но и в этом случае необходимо учитывать ветер.
xolodenko
24.11.2009 12:39
вта, а я так понял, что с одной...
вта
24.11.2009 12:41
я не те знаки поставил просто!
Надо было "???"
ПЕРЕПУТАЛ!!!!!!!! :-)))
Meerkat
24.11.2009 12:51
Требований по временному интервалу на взлете медиум-после-медиум нет, а взлет второго разрешили после того как первый набрал V1. Так?
Круг
24.11.2009 13:00
Meerkat:

а взлет второго разрешили после того как первый набрал V1. Так?


А откуда дисп узнает?
NikitaShved
24.11.2009 13:06
Нет, взлет именно с одной полосы в том то и дело...
Насчет v1 не уверен, но со стороны казалось, что раньше.
Su-17
24.11.2009 13:25
Meerkat:
Это с какого такого перепугу между М и М нету интервала? Минута была всегда. Ну, может в отдельно взятой за горло стране и без интервала, парой........
Meerkat
24.11.2009 13:37
2 SU-17:

Да я вроде недавно читал Air Law&Operational Procedures, нет там требований между М и М.
Есть только:
1.When the leading aircraft is heavy and the following aircraft is medium then the separation time for arriving is 2 minutes and the separation time for departing is 3 minutes.
2. When the leading aircraft is heavy and the following aircraft is light then the separation time for arriving is 3 minutes and the separation time for departure is 2 minute.
3. When the leading aircraft is medium and the following aircraft is light then the separation time for arriving is 3 minutes and the separation time for departure is 2 minute.
хотябыч
24.11.2009 14:20
Для NikitaShved:
1) Секундомер, конечно, не использовали, на глазок.....
2) Диспетчер же себе не враг. Разрешит взлет строго по правилам.
Самолет разбегается около 35 +- 10 секунд. Руление 100 м до оси ВПП, разворот учтем - итого около 150 м. Пусть скорость руления 5 м/с, тогда на руление между предварительным и исполнительным - 30 +- 10 с. Если Ваш самолет стоял на рулежке не у начала ВПП, а, например, 1000м от торца, то разбегающийся от начала ВПП самолет уже секунд 25 разбегался до того, как 1000 м пробежал. Интервал по времени получится 55 с минимум, хотя дистанция линейная вместо 6 (для ср. скор 360 км/ч) будет 5 км.
отвертка
24.11.2009 14:22
ха, никак в Хитрова вышли новые ФАП по подготовке и выполнению полетов, где нету интервала между "средним за средним", вот диспетчера умело и применяют((((
Max405
24.11.2009 14:38
Wwake Turbulence возникает только после отрыва носовой стойки. Причем при наличии бокового ветра завихрения сносит достаточно быстро в сторону. Да и без ветра они расходятся в стороны с достаточно большой скоростью. Видимо пилот второго самолета собирался отрываться позже или раньше первого, тогда он не попадает в турбуленцию первого. А может первый и вовсе только приземлился. Тогда турбуленции от него уже и нет (когда он бежит по RW)...
Backfire.
24.11.2009 14:43
В отношении минуты как минимума позвольте не согласиться. Я в ГА не большой специалист, но все самолёты летают по единым законам аэродинамики. На минимальный временной интервал между взлетающими самолётами влияют их типы, время достижения V1 первым самолётом и, естественно, сила и направление ветра.
При отработке выхода из-под удара 18 Ту-22м3 взлетели за 6 минут (Бобруйск, 1986 год). Один отрывался, второй был на середине ВПП, третий страгивался с места. Я был во второй половине группы. Зрелище незабываемое!

Я не сомневаюсь, что диспетчер правильно учёл все факторы. И интервал у вас если и был 30 секунд, то это уже безопасно.
ЛК.
24.11.2009 14:53
Backfire.:

Всё это до поры, до времени.
В том случае, когда у одного "иностсранца" отвалился (разрушился) киль, то перед взлётом он переспроси диспа: А не перевернёт? На что тот ему ответил: Не переживай. Всё будет ОК! (не цитата).
Его тогда всё-таки чуть не перевернуло. Этого мы уже никогда не узнаем. :-(
Киль не вовремя развалился. :-(
Петрович
24.11.2009 14:56
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


18 января 2002 г. № НА-21-р


Приложение
к распоряжению Минтранса России
от «18» января 2002 г. № НА-21-р


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ БЕЗОПАСНЫХ
ИНТЕРВАЛОВ И РАСЧЕТА ПОЗИЦИЙ ВС

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методика предназначена для определения в аэропортах
применительно к местным условиям расчетных позиций воздушных судов
(ВС), при которых гарантируются безопасные интервалы для их
последовательного взлета и посадки и обеспечивается максимально
возможная пропускная способность ВПП.
2.Усовершенствованная методика расчета позиций ВС вводится
вместо методики от 15.03.1976 г. № 1/31-169.
3. Безопасные минимально возможные интервалы рассчитываются по
типам ВС, эксплуатируемым в аэропорту, при взлете и посадке для
правил приборных и визуальных полетов (ППП и ПВП), а также
автоматического захода на посадку при различных режимах
использования ВПП.
4. Расчет позиций ВС производится штурманской службой совместно
со службой движения.
5. Расчет позиций ВС в аэропортах производится в три этапа:
1) сбор исходных данных для расчета безопасных минимально
возможных интервалов между последовательными взлетно-посадочными
операциями;
2) расчет безопасных минимально возможных интервалов;
3) расчет позиции ВС.
NikitaShved
24.11.2009 15:17
Что ни экипаж, ни диспетчер - не враги, я понимаю, и доверяю им.
Нет, наш экипаж начал рулить по перпендикулярной к полосе рулежки до того, как мимо нас пронесся взлетающий, я поэтому и удивился. И через прау секунд после того, как он исчез из моего иллюминатора (в этот момент был направлен обратно взлетному курсу), мы уже выруливали на ВПП на вполне таком приличном режиме, который был без остановки увеличен до взлетного (номинала) когда мы вышли на курс.
Короче, маленькое кол-во и времени, и дистанция
Su-17
24.11.2009 15:20
Backfire
Да уж, не надо нам военные сапоги натягивать на пинжаки.
Я сам прекрасно помню, что поодиночке на Су-17М3 через 40 с. взлетали и то колбасило. А как Вас на Ту-22М3 должно было колбасить, так страшно представить. Но война всё спишет. В ГА другие правила игры - БЕЗОПАСНОСТЬ.
В понятном НПП-85 и то вот так было сказано

5.12.4. Минимальные временные интервалы при взлёте с одной ВПП или парал-
ельных ВПП, расстояние между осями которых менее 1000 м, устанавливаются:
– для лёгких воздушных судов за средними и тяжёлыми воздушными судами – 3мин;
– для тяжёлых воздушных судов за тяжёлыми, а также средних воздушных су-ов, следующими за тяжёлыми, – 2 мин;
– во всех остальных случаях – не менее 1 мин.

В теперешнем ФАПе как хошь, так и крути.

По ИКАО. Док 4444 даёт рекомендации. Да, и почему-то между М и М нет указания. Но я никогда не видел, чтобы, типа Фоккер-50 сразу же ломанулся бы за Ан-26. Кроме того, в авиационных правилах конкретной страны это норма вседа есть, а не спущена на Инструкцию по ПП в районе аэродрома.
neustaf-r
24.11.2009 15:24
Приложение
к распоряжению Минтранса России
от «18» января 2002 г. № НА-21-р


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ БЕЗОПАСНЫХ
ИНТЕРВАЛОВ


а Хитрово уже по этим распоряжениям работает?

Все ощущения автора субъективны, вряд ли там было 10 секунд,
АДФ
24.11.2009 15:25
Какие самолеты считаются "heavy", какие "medium" и какие "light"?

По-моему, и 747, и 767, и 321 должны быть "heavy", "medium" это типа CRJ, а "light" - авиация общего назначения...

Meerkat
24.11.2009 15:43
До 7000 - light
от 7000 до 136000 - medium
выше 136000 - heavy.

A321 Max takeoff weight=83461 kg - в средней весовой категории
NikitaShved
24.11.2009 15:45
Господа, желающие спихнуть вопрос на мои ощущения,
Налет у меня, разумеется, поменьше пилотского (ГА), но все достаточен, летал довольно немало и на забугорних линиях и на Родине. Видел разное. Как продолжаю понимать из каждого полета - не видел тоже много. Поэтому периодически и задаю вопросы здесь, но, позвольте в дибилизме еще уличен не был.

Если я задал вопрос про взлет, то именно потому что нашел его необычным, а не потому что мне от алкогольного страха причудилось.

Кто в теме - прошу комментировать!
NikitaShved
24.11.2009 15:50
2 Max405:
Ну да, я тоже так подумал, что или раньше или позже рассчитывали оторваться, тем более, что начало разбега получилось смещенным метров на 500.
Но хочу узнать ответ наверняка...
andurys
24.11.2009 15:56
2NikitaShved: а вы уверены, что это был взлетающий борт?Обычно разрешают исполнительный немедленно за севшим.Поэтому возможно вы и начали движение раньше пересекающего самолета.И он вполне мог освободить полосу по скоростной РД до вашего взлета
хотябыч
24.11.2009 15:56
NikitaShved:
Поэтому периодически и задаю вопросы здесь, но, позвольте в дибилизме еще уличен не был.
Если я задал вопрос про взлет, то именно потому что нашел его необычным, а не потому что мне от алкогольного страха причудилось.
Кто в теме - прошу комментировать!

Хронометраж вели? Секундомером пользовались? Нет....
В Махачкале год назад 2 Ил-76 показали как не надо делать. Один садился - другому взлететь хотелось. Всего два самолета на один аэропорт было, не поделили... .
NikitaShved
24.11.2009 16:06
Да, я уверен во всем, что написал выше. В чем не уверен - не стал писать.
Во-первых, в Хитроу в большинстве случаев полосы используются раздельно - одна для взлетающих, другая - для садящихся. Эта была для взлетающих. Во-вторых, повторяюсь, пока мы стояли на РД перпендикулярно ВПП, вид из окна, у которого я сидел, был направлен собственно на начало полосы: видна была вся очередь на предварительном и сам исполнительный. Таким образом, мы даже практически без очереди были отправлены. Наверное, потому что опаздывали...

Для хотябыч:
Нет, не пользовался секундомером. К слову будет сказано, обычно пользуюсь секундной стрелкой на часах до истечения полутора минут после начала разбега предыдущего. Но это обычно делаю в стандартной обстановке от торца. А тут был заинтересован процессом взлета с перенесенным началом разьега, как-то забылся.

Уверяю, нашел этот взлет необычным. Хотя уверен, что все было рассчитано и сделано уверенно.
Offfsan
24.11.2009 16:25
Doc4444 15ed
7.11 СОКРАЩЕННЫЕ МИНИМУМЫ ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ НА ВПП ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОДНУ ВПП
7.11.3 Сокращенные минимумы эшелонирования на ВПП применяются только в дневное время в период, начинающийся через 30 мин после восхода солнца и заканчивающийся за 30 мин до захода солнца по местному времени.
7.11.4 В целях применения сокращенного эшелонирования на ВПП воздушные суда классифицируются следующим образом:
а) воздушное судно категории 1: однодвигательное винтовое воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой 2000 кг или менее;
b) воздушное судно категории 2: однодвигательное винтовое воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой более 2000 кг, но менее 7000 кг; и двухдвигательное винтовое воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 7000 кг;
с) воздушное судно категории 3: все прочие воздушные суда.
7.11.7 Сокращенные минимумы эшелонирования на ВПП, которые могут применяться на аэродроме, определяются для каждой отдельной ВПП. В любом случае применяемые интервалы эшелонирования составляют не менее следующих минимумов:
b) вылетающие воздушные суда:
3) воздушному судну может быть дано разрешение на взлет, когда предшествующее вылетающее воздушное судно категории 3 находится в воздухе и прошло точку, расположенную на расстоянии по крайней мере 2400 м от последующего воздушного судна.
andurys
24.11.2009 16:25
в таком случае после НАЧАЛА РАЗБЕГА первого самолета и НАЧАЛОМ разбега вашего и прошло возможно больше минуты.Ведь в момент пересечения вашего курса он разбегался уже какое то время.А вы после еще выруливали на полосу, перед установкой взлетного режима.Т.к вы не засекали время, все довольно субъективно
Пилот Ту-22
24.11.2009 16:29
NikitaShved

Очевидно был хороший боковой ветер, который сразу и уносил спутный след. Других объяснений невозможно найти-диспетчер прекрасно знает об опасности спутного следа: последствия могли быть очень плачевными.
Водопроводчик
24.11.2009 16:29
А може то была "гонка за лидером" Типа как велосипедист в аэродинамической тени автомобиля больше 200 км. в час делает? Ну типа для экономии топлива ?
NikitaShved
24.11.2009 16:35
Честно, я не пайлот, некоторые термины не знаю, НО могу описать своим простым языком:
когда самолет выруливает на ВПП по звуку работы двигателей (то есть режиму) очень часто можно сказать, что взлет будет производиться без остановки, то есть выруливает самолет не на простом режиме, на котором происходит руление, а чуть выше, который моментально увеличивается, только происхоит выравнивание по осевой.
Здесь выход на полосу производился когда взлетающий промчался мимо нас. К чему сравнивать время начала разбега нашего борта и предыдущего, если наш разбег начат не от торца, а через 500 м? Было бы логичнее сравнить с точкой пересечения им нас траверзом...
Max405
24.11.2009 16:50
Отрыв передней лапы будет позже как минимум на 500 метров. Таким образом самая начальная турбулентность от первого в его точке отрыва морды будет пройдена вторым в разбеге. И второй оторвется позже под спутным следом первого - всё будет Ок!
Max405
24.11.2009 16:53
И эта... Никита, Вам пора уже за штурвал (или за ручку) :-))) Присоединяйтесь... Такие первичные познания + плюс опыт загранпоездок (соответственно язык не на нуле)... Сам бог велел. Присоединяйтесь к обучающимся! Подробности на форуме :-)))
NikitaShved
24.11.2009 16:54
2 Max405:

Ну да, типа того
NikitaShved
24.11.2009 17:04
Да, Max405:,
Во-первых, спасибо за приглашение, во-вторых, думаю об этом периодически. Работа в инвест банке не нравится совсем, поверьте мне...
Так что, как и многие паксы с этого форума, стараюсь не упускать случая полетать хотя бы в cabin.
Только, как видите, вопросов в слоне возникает больше, чем если бы сидел в кабине...
Так что посмотрим!
Max405
24.11.2009 17:11
А не надо бросать работу в инвестбанке - всё ж доход. А обучение самолетовождению - как ни крути, расход. Просто отложите 10-очку баксов на обучение и учитесь в свое удовольствие и в свободное время (в отпуске, например)... Эт я так... По своему режиму жизни советую...
Кадет.
24.11.2009 17:24
В безветренную погоду 06 во Внуково. Я на лёгком медиум на 2 РД, на 1РД Ил-86, запрашиваю исполнительный вперёд Ил-86, диспетчер поучительно: Если вы не знаете у регулярного приорити. Ил-86 медленно и долго выруливает. В процессе его разбега мне дают исполнительный. Только вырулил, просят взлетать без задержки. Спросил диспа не хочет ли он в тюрьму если я грохнусь. Обиженно дал 2 минуты и кого-то угнал на второй. Так хотелось с ним поговорить поподробнее на эту тему. Я бы ушёл когда 86 ещё на полосу не вырулил...
Кадет.
24.11.2009 17:27
Однако 24 а не 06, склероз.
andurys
24.11.2009 17:33
не зная фактических взлетных масс самолетов, нельзя определить их взлетные дистанции.Поэтому рассуждения о том , где оторвется второй самолет, из области фантазий.При выдаче диспетчером разрешения на взлет не учитывается направление и скорость ветра.Есть определенные временные интервалы.И между выдачей разрешения первому, до выдачи второму вполне могла пройти минута.И диспетчер не стал бы подставляться, ведь это все фиксируется
proda
24.11.2009 17:40
Ты и правда, что то не понял.Если ВПП ЗАНЯТА , ни в одной стране мира и не один диспетчер не разрешит взлет или посадку ВС.
andurys
24.11.2009 17:48
а она была занята?топикстартер пишет, что самолет пронесся перед ними.Больше он его не видел.Потом они выруливали на полосу еще какое то время.За это время предыдущий борт мог набрать не одну сотню футов
NikitaShved
24.11.2009 17:49
2 proda:
Вот и я так думал, и никогда бы не поверил (как не верите вы мне), если бы не видел все своими глазами не далее недели назад, будучи в трезвом уме и здравом рассудке.
Не получив адекватного ответа тут, сейчас ищу ответ на импортных форумах.
Найду - сообщу.

Если про 30 секунд с момента начала разбега предыдущим еще с натяжкой могу поверить (хотя смысла в таком расчете, как указал выше, не вижу), то про полосу могу однозначно и без обиняков заявить, что она была занята в момент получения нами разрешения на взлет. Либо, взлетный был дан без разрешения - но такие случаи мы не рассматриваем...
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru