Пилот налетал немало –
Раз двадцать вокруг земли,
Но подвигов не бывало –
Они его обошли.
Обычны его маршруты,
Изучены и просты,
Рассчитаны до минуты,
Размерены до версты.
Е. Долматовский, из поэмы «Пилот»
1920-е годы – период зарождения гражданской авиации нашей страны. 17 января 1921 года В.И. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров «О воздушных передвижениях». Документ устанавливал правила полетов в небе республики для «самолетов, автоматических самолетов, управляемых аэростатов, привязных аэростатов, свободных воздушных шаров и пр.» (см. http://www.svavia.ru/info/docs ... Главным контролирующим органом воздушной власти на тот момент выступало так называемое ГУ РККВФ - Главное Управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Именно ему, согласно декрету, должны были быть предварительно заявлены «периодические или регулярные, совершаемые между определенными пунктами, воздушные передвижения».
В том же 1921 году был заключен договор между правительством СССР и германскими организациями на совместную организацию общества воздушных сообщений для устройства воздушной линии Москва – Кенигсберг. Общество «Дерулюфт» объединило на равных началах германскую и советскую администрацию, летный и технический персонал. Линия Москва – Кенигсберг открылась 1 мая 1922 года. Она проходила через Смоленск и Каунас. В дальнейшем «Дерулюфт» продлил эту линию до Берлина. Кроме того, появились рейсы между Ленинградом и Берлином. Свою работу «Дерулюфт» продолжал до 1937 года.
Осенью 1922 года группа советских авиационных работников «Авиакультура» организовала временную (на 2 месяца) воздушную линию Москва – Нижний Новогород для перевозки участников 1-й Всесоюзной ярмарки на самолетах, арендованых у фирмы «Юнкерс».