Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Приземление при боковом ветре - ось самолета и полосы (вопрос)

 ↓ ВНИЗ

123

Orion
29.06.2009 21:06
Самолет на приземлении компенсирует снос доворотом по курсу и идет с некоторым углом. Перед моментом касания выравнивает ли пилот ось самолета параллельно полосе или оно так и происходит с некоторым углом?
wvv
29.06.2009 21:17
Думаю, на наших самолётах так не получится:
http://www.youtube.com/watch?v ...
DED
29.06.2009 21:24
2wvv

Конечно не получится, ведь наши самолеты летают по другим законам другой аэродинамики :)
Orion
29.06.2009 21:26
Вот вот! Вектор удара может получиться совсем не под вращение колес шасси! Так все таки как производиться посадка по правилам в этом случае?
Пилот Ту-22
29.06.2009 21:28
Orion:

Самолет на приземлении компенсирует снос доворотом по курсу и идет с некоторым углом. Перед моментом касания выравнивает ли пилот ось самолета параллельно полосе или оно так и происходит с некоторым углом?

В момент касания лётчик даёт ногу по сносу, парируя элеронами (или у кого там что есть)крен при этом.
Т.е. если ветер слева, то лётчик даёт в момент касания правую ногу и одновременно отклоняет элероны влево-это так просто(шутка).
адзига
29.06.2009 21:37
В момент касания лётчик даёт ногу по сносу...

Можно сказать: "Перед касанием..."
AIRWAY
29.06.2009 21:51
В конкретном ролике В747 явная ошибка пилота. Он рано начал заключительный доворот - не учел боковой ветер. Поэтому перед касанием вектор путевой скорости имел тенденцию на левую обочину ВПП. Пилот вынужден был резко увеличить угол упреждения, чтобы направить вектор путевой скорости по оси ВПП. Но вследствие инертности самолета, полностью убрать левый снос не удалось. Так как ВПП короткая, пилоту ничего не оставалось, как приземлить самолет со левым сносом и значительным углом упреждения. Как только колеса коснулись ВПП после заключительного доворота, возник восстанавливающий момент относительно ЦМ. При этом самолет сам стремится уменьшить угол упреждения. Пилоту требуется только "помочь" самолету дачей ноги по сносу.

Естественно, подобное можно изобразить и на наших самолетах, но роликов об этом почти нет. Видимо, это свидетельствует, что наши летчики стараются не делать таких "детских" ошибок.
Пилот Ту-22
29.06.2009 21:53
адзига:

В момент касания лётчик даёт ногу по сносу...

Можно сказать: "Перед касанием..."

Этот момент очень "тонкий"-никто не может точно сказать, что такое "перед касанием". Можно сесть сбоку и потом оправдываться, что дал ногу перед касанием, только кто в это поверит?
DED
29.06.2009 21:54
2Orion

На самолетах со стреловидным крылом посадка так и производится с углом сноса т.к. такая методика и проще и безопаснее. Конечно можно перед касанием и убрать угол сноса, но при этом следует учитывать особенности аэродинамики среловидного крыла, из-за которых для парирования крена на "дачу" ноги нужно примерно 3 градуса отклонения элеронов на 1 градус отклонения руля направления. Т.е может возникнуть ситуация когда просто элементарно не хватит элеронов для парирования внезапного (например из-за ветра) крена.
Второй момент- необходимо точно определить момент когда нужно убрать угол сноса и при этом чтобы не сдуло с полосы, а при необходимости прикрыться креном, при порывистом ветре Вы рискуете зацепить полосу.
Ekonomist
29.06.2009 22:00
Я задавал подобный вопрос соседу - КВС Як-42 (он мне как-то рассазал о посадке в Сочи с боковым ветром на пределе допустимого). По его словам обычно перед касанием "дают ногу", выводя рулем направления ВС на курс полосы. Но, по его же словам, если даже этого не сделать ВС после касания все равно развернет по курсу полосы (видимо, потому что путевой вектор все равно направлен по курсу ВПП). Любителей поерничать прошу не упражняться в остроумии - за что купил, за то продал.
Ekonomist
29.06.2009 22:00
Я задавал подобный вопрос соседу - КВС Як-42 (он мне как-то рассазал о посадке в Сочи с боковым ветром на пределе допустимого). По его словам обычно перед касанием "дают ногу", выводя рулем направления ВС на курс полосы. Но, по его же словам, если даже этого не сделать ВС после касания все равно развернет по курсу полосы (видимо, потому что путевой вектор все равно направлен по курсу ВПП). Любителей поерничать прошу не упражняться в остроумии - за что купил, за то продал.
йцфыфф
29.06.2009 22:03
Летая на Ту134 снос никогда не убирали, так и садились.Если память не изменяет предельный угол сноса был порядка 16 градусов.
Serjio 07
29.06.2009 22:07
Классно сажать самолёт на оледенелую полусу покрытую слоем свежего снега. Угол сноса можно не править. Он даже при касании не ощущается. Самолёт просто проскальзывает и всё. Уже после касания педалями подправляешь нос самолёта по оси. Посадка наудивление получается мягкая.
Ekonomist
29.06.2009 22:13
2 йцфыфф:
Если идет посадка без ILS (по ОСП)не вызывает трудности то, что к торцу ВПП ВС подходит как-бы "боком". Тут ведь наверное сложно визуально оценить идешь ты по оси ВПП или сбоку от нее?
Serjio 07
29.06.2009 22:13
Колёса автомобиля в профиле имеют букву "П" а самолёта "С". Это, наверное как раз для угла сноса при взлёте и посадке. При взлёте с пятно контакта плавно уменьшается и колёса плавно перестают бороться с углом сноса.
Serjio 07
29.06.2009 22:17
2 йцфыфф:
Если идет посадка без ILS (по ОСП)не вызывает трудности то, что к торцу ВПП ВС подходит как-бы "боком". Тут ведь наверное сложно визуально оценить идешь ты по оси ВПП или сбоку от нее?

Определяется глазом. Пилот эти и отличается от шоферов и простите за цинизм операторов бортовых ЭВМ современных самолётов.

Поэтому человек, управляющий болидом Формулы-1 - шофёр. Парашютист (парашют крыло) пилот.
Шайтан
29.06.2009 22:18
Надо знать аэродинамические особенности каждого самолета ( в том числе, взлет и посадку при сильном боковом ветре). На определенных типах, любители поработать ногами на взлете (после отрыва) и на посадке (до касания)- в перспективе, потенциальные покойники.
Serjio 07
29.06.2009 22:22
Шофёр он как бы вписывает автомобиль в дорогу. Он или вообще не предсавляет или плохо представляет что продольная ось транспортного средства может не совпадать с вектором скорости относительно земли. А пилот всегда чуствует истинный вектор скорости и не вписывает полосу между стоек кабины.
papajons
29.06.2009 22:23
пилот ту 22, а разве не нос поворачивают на ветер и пу держат педалью?
papajons
29.06.2009 22:25
да понял, не правильно проочитал))
Serjio 07
29.06.2009 22:26
Шайтан:

Надо знать аэродинамические особенности каждого самолета ( в том числе, взлет и посадку при сильном боковом ветре). На определенных типах, любители поработать ногами на взлете (после отрыва) и на посадке (до касания)- в перспективе, потенциальные покойники.

Если не уверен то лучше угол сноса не править. Конечно! Но есть опыт, который накапливается. Конечно надо предельно внимательно и осторожно всё делать.
матерый
29.06.2009 22:26
Serjio 07:

Классно сажать самолёт на оледенелую полусу покрытую слоем свежего снега. Угол сноса можно не править. Он даже при касании не ощущается. Самолёт просто проскальзывает и всё. Уже после касания педалями подправляешь нос самолёта по оси. Посадка наудивление получается мягкая.

Сажать самолет на оледенелую полосу-это не совсем здравый поступок.
Между заходом по ИЛС и визуальном, в данном контексте, нет никакой разницы. Юноше хочется верить, что на современных самолетах летать можно не уметь (это возможно, но это частная политика некоторых российскмх авиакомпаний).
По аэродинамике, угол сноса убирать не нужно. Определяется напрвлением вектора скорости.
Рекомендуют убирать снос перед касанием на больших широкофюзеляжных самолетах (также на некоторых самолетах с особенностями конструкции уборки шасси).
Ekonomist
29.06.2009 22:26
to Serjio 07:
Этот навык как-то отрабатывается на тренажере? Ведь боковой ветер - явление заранее (я имею в виду за несколько суток) непрогнозируемое, и если второй пилот увидел, как КВС производит посадку по ОСП с углом сноса, то он сразу повторить то-же самое не сможет. Если не очень утомляю, в двух словах расскажите, как проходит тренировка и через какое время пилот сам может полноценно проделать подобное действие. А насчет "операторов бортовых ЭВМ", к сожалению, согласен с Вами - летчик должен уметь прежде всего управлять самолетом (летать "на руках"), а не ЭВМ. Как-то большее доверие вызывают мужики в возрасте за 40, кто еще в советские времена с легкой техники постепенно перещшел на большие туполя и Ил-86, имея огромный опыт "ручного" управления ВС.
Шайтан
29.06.2009 22:47
Думаю, что здесь не стоит организовывать ликбез! Для этого есть соответствующие "бурсы".
Могут (не дай Бог!)найтись молодые пилоты, которые начнут "эксперементировать", что крайне нежелательно.
Serjio 07
29.06.2009 22:55
To Ekonomist:

Боковой ветер вообще непрогнозируемая вещь. Он может быть порывистый и может быть вызван местным термическим потоком. Поэтому только глазомер. Умеет вести не самолёт а точку центра масс т. е. правильно определять вектор скорости относительно земли любой пилот. Это азы пилотирования. Тренировка - практика. Этому научитесь гораздо быстрее чем Вам это кажется.
А вообще мне кажется что много скороспелых пилотов. Я как-то часто наблюдал очень неграмотные посадки. Одна из них когда кажется Дуглас Федекс закозлил и потом грохнулся на ВПП. Ужас!!! Пилотов жаль. Мало того что они не доучились у них учителя были которые не научили.
Ekonomist
29.06.2009 23:01
to Serjio 07:
Большое спасибо.
Serjio 07
29.06.2009 23:14
to Ekonomist:
Успехов!
Никаких рисков! Всегда крепко думайте прежде чем что-либо вытворить в небе особенно около земли. С пракой угла сноса однозначно ЛУЧШЕ НЕДОДЕЛАТЬ ЧЕМ ПЕРЕДЕЛАТЬ!
йцыфф
29.06.2009 23:21
Я лично стал чувствовать себя уверенно на посадке(без проблем) налетав около 500 часов вторым на 134.Конечно, пилот пространственное положение на посадке( высота выравнивания) определяет визуально.Сейчас я являюсь оператором ЭВМ современного самолета, как некоторые выражаются, летаю на а320 командиром, и это не меняет сути.И ту134 и а320 прежде всего самолеты, которыми управляют пилоты.
На 134 снос не убирали(директора держали снос 16 или 20 градусов не помню), на а320 можно не убирать снос перед касанием, если боковая составляющая ветра не превышает 15-20 узлов, если больше, то убираем.
На разных самолетах свои рекомендации по этому поводу.
Dysindich
29.06.2009 23:23
DED все правильно объяснил.
- никаких "перед", так и идем с углом упреждения до касания, очень важно коснуться без бокового сноса.
- в момент касания самолет сам начнет убирать снос (рисовать схему сил и моментов не будем),
пилот ему только помогает, если у самолета "не получается", то у пилота есть время сделать любой доворот, но только пока самолет на двух опорах, если эти пируэты будут выполняться в момент опускания носовой стойки, то может закончиться - хреново. Вот и вся недолга, примерно так и расписано в любом РЛЭ (FCOM).
На приведенных кадрах запечетлена ошибка пилота с довольно опасной по последствиям тенденцией... Он не попал на полосу, уклонившись в наветренную сторону от осевой (вообще-то и от полосы), заметив это был вынужден доворачивать по сносу, это весьма опасно, потому, что в результате таких выкрутасов самолет подошел к земле со сносом по ветру и пилоту пришлось энергичным креном непосредственно перед касанием компенсировать неустраненный снос. Касание произошло с неубранным сносом самолета, в следующий раз - останется без колес...
В сети есть немало кадров истинно филигранных посадок с запредельным боковиком, когда мастерство пилота вызывает восхищение чистотой исполнения.
Serjio 07
29.06.2009 23:37
йцыфф, а вы перед касанием колёсиками чиркаете для раскрутки?
маодзэдун
29.06.2009 23:47
Можно , футах на 500 дать ногу и прикрыться креном , после этого сбалансировать машину и тады посадка буит на 5 .
йцыффф
29.06.2009 23:50
нет)))))))))
Трахтарист
29.06.2009 23:53
Serjio 07:

йцыфф, а вы перед касанием колёсиками чиркаете для раскрутки?

Они от воздушного потока раскручиваются...только не кому не говорите)))))))))))
Serjio 07
29.06.2009 23:54
йцыффф:

нет)))))))))
=====
:О)
А зря. После чирка осторожненько дань ножку исходя из принцыпа что лучше недодать чем передать.
маодзэдун
29.06.2009 23:55
2 Serjio 07: Чиркать оно канешно можно , но ТОЛЬКО на сухую полосу с небольшим ветром . НА сильном ветре может снести с полосы пока мастырисся , а на мокрой полосе уедешь в "кукурузу" на гидроглиссировании .
Serjio 07
29.06.2009 23:59
йцыфф:

Я лично стал чувствовать себя уверенно на посадке(без проблем) налетав около 500 часов вторым на 134.Конечно, пилот пространственное положение на посадке( высота выравнивания) определяет визуально......
===========
После высоты выравнивания можно почуствовать и скорость приближения к земле. Тогда её можно вывести почти в "0" к моменту касания. Тогда после мягкого касания чуть штурвал на себя, чуть ногу, совсем чуть от себя. Далее как говорят в авиации "по схеме".
:О)
Только у меня на самом деле самолёт поменьше чем у вас.
:О)
Serjio 07
30.06.2009 00:00
йцыфф:

Я лично стал чувствовать себя уверенно на посадке(без проблем) налетав около 500 часов вторым на 134.Конечно, пилот пространственное положение на посадке( высота выравнивания) определяет визуально......
===========
После высоты выравнивания можно почуствовать и скорость приближения к земле. Тогда её можно вывести почти в "0" к моменту касания. Тогда после мягкого касания чуть штурвал на себя, чуть ногу, совсем чуть от себя. Далее как говорят в авиации "по схеме".
:О)
Только у меня на самом деле самолёт поменьше чем у вас.
:О)
Serjio 07
30.06.2009 00:06
маодзэдун:

2 Serjio 07: Чиркать оно канешно можно , но ТОЛЬКО на сухую полосу с небольшим ветром . НА сильном ветре может снести с полосы пока мастырисся , а на мокрой полосе уедешь в "кукурузу" на гидроглиссировании .

На мокрой полосе смысла нет чиркать. Колёса меньше горят и боковой рывок из-за угла сноса мягче.
А так конечно НИКАКИХ РИСКОВ! ВСЕГДА КРЕПКО ПОДУМАТЬ прежде чем что-то сделать.
И никакой кукурузы не будет!
:О)
leon
30.06.2009 00:06
Serjio 07:

Шофёр он как бы вписывает автомобиль в дорогу. Он или вообще не предсавляет или плохо представляет что продольная ось транспортного средства может не совпадать с вектором скорости относительно земли. А пилот всегда чуствует истинный вектор скорости и не вписывает полосу между стоек кабины.

----------

Справедливости ради - посмотрите раллийные гонки на грунте.
Serjio 07
30.06.2009 00:08
leon:

Serjio 07:

Шофёр он как бы вписывает автомобиль в дорогу. Он или вообще не предсавляет или плохо представляет что продольная ось транспортного средства может не совпадать с вектором скорости относительно земли. А пилот всегда чуствует истинный вектор скорости и не вписывает полосу между стоек кабины.

----------

Справедливости ради - посмотрите раллийные гонки на грунте.

Всё равно грунт более прогнозируемый чем воздух. Всё равно они шофёры. Ну уж Ф-1 точно не пилоты. Они просто быстро ездят.
Serjio 07
30.06.2009 00:09
leon:

Serjio 07:

Шофёр он как бы вписывает автомобиль в дорогу. Он или вообще не предсавляет или плохо представляет что продольная ось транспортного средства может не совпадать с вектором скорости относительно земли. А пилот всегда чуствует истинный вектор скорости и не вписывает полосу между стоек кабины.

----------

Справедливости ради - посмотрите раллийные гонки на грунте.

Всё равно грунт более прогнозируемый чем воздух. Всё равно они шофёры. Ну уж Ф-1 точно не пилоты. Они просто быстро ездят.
Serjio 07
30.06.2009 00:11
Текст трижды написался.
Извиняюсь - глюк.
DED
30.06.2009 00:15
2маодзэдун

Со школы помню, что эффект гидроглиссирования зависит от скорости начала торможения, а скорость от давления в колесах, а не от грубости приземления.

С уважением
leon
30.06.2009 00:17
Serjio 07:
Всё равно грунт более прогнозируемый чем воздух. Всё равно они шофёры. Ну уж Ф-1 точно не пилоты. Они просто быстро ездят.



Принято, согласен!
Олег18Т
30.06.2009 00:56
На самолетах со стреловидным крылом посадка так и производится с углом сноса [...]
---------
Спасибо, со стреловидным крылом понятно.
На легкомоторных, кои с прямым крылом, учат касаться без угла сноса независимо от того, как компенсировался ветер. Там действительность многообразнее :). Можно применять как курсовой (как описано выше), так и креновой методы борьбы со сносом.
Из РЛЭ Як-52:

4.4.8. При планировании на посадку с боковым ветром появившийся снос устранять созданием крена против ветра, а от разворота вследствие крена удерживать самолет отклонением руля направления в противоположную сторону. Крен создавать такой величины, чтобы только устранить снос. На выравнивании крен сохранять такой величины, какой был на планировании.
4.4.9. Во время выдерживания, плавно создавая посадочный угол самолету, одновременно уменьшать крен с таким расчетом, чтобы к моменту приземления крен был полностью убран. Для сохранения направления по мере уменьшения крена постепенно ослаблять нажим на педаль.

При использовании курсового метода, чтобы на выравнивании при устранении угла упреждения не снесло с полосы, заходим ближе к тому краю, откуда ветер. На ВС с левым вращением винта очень "удобен" боковик справа - при уборке на МГ нос сам доворачивается на полосу.
логинов
30.06.2009 01:13
а на мой погляд - дело вкуса! как тарелку с супом - к себе или от себя? смотря что облить хочешь-брюки или скатерть! Так и тут! Что более боязно - риск снести колеса при большом угле к полосе при приземлении или снести призмы (это такие штучки военные)))))))) когда тебя самого снесет при ранней коррекции сноса)) В былые времена на былых самолетах со сносом скольжением еще боролись
Но это другая песня.. Как "Желтая подлодка" Далекая забытая и чуждая! А если серьезно - я не слыхал о снесенных колесах при посадке с подобранным углом сноса. А вот о сходе с полосы - бывало. Но опять же, дело вкуса и Руководства по летной эксплуатации.
Dysindich
30.06.2009 01:21
To Олег18Т:
Имея такой ник, Вы просто обязаны знать, что современная школа признала единственный , как она считает метод посадки с боковым ветром , упреждением курса. И произошло это лет 20ть назад. Весь остальной мир использует эту технику лет 40к. Это не значит, что никто не применяет борьбу со сносом креном (особенно на мухобойной авиации), но в нормальном отраслевом учебном заведении Вас будут учить только упреждению курса. Потому, что чем больше корабЕль, тем важнее сохранить максимально-возможный запас по рулям при нормальном , подготовленном к касанию положении, а при борьбе креном вы отнимаете у себя часть этого запаса. (когда запас по рулям достигнет 50ти процентов - будет зафиксирована максимально-допустимая боковая для данного типа - отсюда непонимание некоторых - "...почему?, я же садился при большем ветре - и ничего???).
Dysindich
30.06.2009 01:34
To логинов:
"... В былые времена на былых самолетах со сносом скольжением еще боролись

Тем более, не борются и сейчас, более того самое страшное допустить скольжение непосредственно в момент перед касанием, именно скольжение "сносит" колеса и призмы...
кеннг
30.06.2009 01:50
кеннг
30.06.2009 01:52
Все еще думаете что основные сорвет при посадке со сносом???)))))
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru