Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Системы индикации авиагоризонтов

 ↓ ВНИЗ

123

5R-MGY
16.06.2009 15:17
Этот спор конца края не имеет. Но приведу такой пример, в средине 80-х Ртищевский полк переучился с Л-29 (АГД-1) на Л-410 (прямая инд., тип прибора не помню, самолетик не вращается). Плевались по началу все летчики, хорошо что самолет неманевренный, а то дров бы поналомали. Но до серьезных ЛП не дошло и слава богу. Тогда очень много летали по дублирующим, выводили из сложного положения без проблем, но сам процес переучивания давался с трудом. А вот курсанты при переходе на третьем курсе с Л-410 (прямой индикации) на Ан-26 с АГД-1 совершенно никаких затруднений не испытывали, с первого взгляда на АГД-1 все становилось понятным. Во всяком случае так говорили сами курсанты и инструктора с Балашова.
Алекс.
16.06.2009 15:40
Для Алазань. Пример про пеленг лучше не придумаешь.
Говорить "прямая" и "обратная" индикация может только "пакс" сидящий с фантиком во рту. Эти термины придумали "большие ученые", тем более, что обратная - на самом деле "СМЕШАННАЯ", по тагажу она такая же "прямая".
А вообще из "прямой" индикации сделали "СВЯЩЕННУЮ КОРОВУ", и трогать ее не моги, ОНА ЖЕ АМЕРИКАНСКАЯ.
Почитайте "Отчет ... в Перми" там везде виноваты летчики. Ни разу не сказано, что индикация запутала летчиков. Что она пригодна только для полетов на аэростатах и дирижаблях.
FBW
16.06.2009 16:18
Алазань, ну силёёёён...
Жаль что те кто летал на истребителях и с той и с другой индикацией здесь по делу не пишут.Да и мало их таких.
Аноним22
16.06.2009 16:44
Почитал отчет. Какие еще нужны слова - достаточно картинки, на которой при правом крене самолета вправо же наклонена поверхность Земли. И такую индикацию кто-то назвал "прямой"???
alexzp
16.06.2009 17:05
Извините, что "встреваю" по-дилетантски. Но что спецы скажут по вот этому поводу?
http://forum.wbfree.net/forums ...
а-ноним
16.06.2009 18:21
Но что спецы скажут по вот этому поводу?
----
справа не скайпоинтер а индекс крена
шел - зашел
16.06.2009 20:22
Прямая индикация угробила уже столько народу, что войны не надо. Среди жертв и знаменитости:Кенеди младшой, например и не знаменитости. И есть уверенность, что и в последней катастрофе Аэробуса, прямая индикация приложила руку. Сам летал и стой и с другой. В ПМУ большой разницы нет, но с обратной проще. В СМУ, с обратной индикацией, практически ни у кого, даже курсантов, проблемм не возникало, а вот с прямой были проблеммы даже у опытных летчиков. Америкосы не такие уж умные, как кому то кажется, но упертые как никто другой и если что захотели, то через любые жертвы своего добьются.
Спорить нет смысла. Институт Авиационной Медицины это доказал пару десятков лет назад, но политика......
шел - зашел
16.06.2009 20:22
Прямая индикация угробила уже столько народу, что войны не надо. Среди жертв и знаменитости:Кенеди младшой, например и не знаменитости. И есть уверенность, что и в последней катастрофе Аэробуса, прямая индикация приложила руку. Сам летал и стой и с другой. В ПМУ большой разницы нет, но с обратной проще. В СМУ, с обратной индикацией, практически ни у кого, даже курсантов, проблемм не возникало, а вот с прямой были проблеммы даже у опытных летчиков. Америкосы не такие уж умные, как кому то кажется, но упертые как никто другой и если что захотели, то через любые жертвы своего добьются.
Спорить нет смысла. Институт Авиационной Медицины это доказал пару десятков лет назад, но политика......
AK.
16.06.2009 21:08
Видимо, индикацию "вид с самолёта на землю" называют "прямой" потому, что это то, что видит пилот из кабины при визуальном полёте.

Что касается "придумал не лётчик, а военно-морской врач" и проч.
Придумать и ту, и другую мог кто угодно. Если смотреть теоретически (а только этот взгляд и был возможен, пока не было накоплено соответствующего опыта и не было проведено соответствующих исследований) - оба принципа индикации вполне естественны и имеют право на существование.
СДЕЛАТЬ СХЕМУ ТОГО, ЧТО ТЫ ВИДИШЬ ИЗ КАБИНЫ (видел бы, если бы облака не закрывали) и использовать её вместо (недоступного по метеоусловиям) вида из кабины - вполне себе естественно.
Но и ПОКАЗАТЬ, КАК ВЫГЛЯДИТ САМОЛЁТ СО СТОРОНЫ - тоже естественно.

Если бы оба принципа индикации не были бы естественны - не было бы той МНОГОЛЕТНЕЙ конкуренции и перетягивания "кто - кого", не продолжались бы так долго споры, что лучше: вид индикации, обладающий подавляющим преимуществом, одержал бы убедительную победу, а сторонники альтернативы прочно бы заткнулись.

Есть нюансы, которые выявились опытом эксплуатации. И специальными исследованиями.
Вот лишь один нюанс: при больших тангажах, что положительных, что отрицательных, на индикации "вид с самолёта на землю" индекс горизонта (экватор сферы) уходит из поля зрения, оставляя всю видимую часть шкалы сплошь голубой (при положительных больших тангажах) или коричневой (в пикировании), что затрудняет определение крена в этом случае. Да, можно нанести на шкалу меридиан (линию вертикали), он-то из поля зрения не уйдёт, но при определении крена по одной лишь линии вертикали есть ощутимая вероятность перепутать направление крена - со всеми вытекающими отсюда последствиями. При индикации же "с земли на самолёт" крен надёжно считывается на любых тангажах, на которых понятие крена имеет смысл (ну, при тангажах, чуть-чуть не доходящих до 90 градусов, - о каком крене может идти речь?)

И учёт всех этих нюансов - вылился, в частности, в известное требование, внесенное в ОТТ ВВС-86.
НО!
Всё это до тех пор, пока мы не поставили на самолёт ИЛС. Индикатор на лобовом стекле то есть.
При том, что В ЦЕЛОМ индикация "с земли на самолёт" имеет определённые существенные преимущества, - использование её на ИЛСе способно затруднить восприятие, ежели пилотировать по ИЛСу при наличии видимости естественного горизонта.
Простой пример: выполняем разворот с креном 60 градусов. Представили? А теперь картинку "капот - горизонт" нарисуйте. Нарисовали? А теперь на лобовом стекле изобразите, как должен располагаться индекс самолёта при таком крене. Изобразили? А теперь посмотрите, как соотносится положение индекса самолёта в ИЛСе с линией естественного горизонта.
На досуге можно подобную картиночку разрисовать и для крена градусов в 75. Ещё занимательнее получится.

А если мы на ИЛС поставим индикатор крена "вид с самолёта на землю", а на доску - авиагоризонт, изображающий "вид с земли на самолёт", то это совсем некомильфо получится.

Вот и пришли мы к тому, от чего как бы ушли...
Алазань
16.06.2009 22:51
Про ИЛС.
Сошлюсь на своего любимого В.А. Пономаренко(имел честь слушать его лекции)и свой опыт полётов на 9-12.
При пилотировании при видимости ЕГ особенность индикации по крену влияния почти не оказывает, если ты не приборный лётчик.Горизонт же видно. Да и эта особенность описана в метод пособии по ТП самолёта.
Теперь ссылаюсь:МАГИСТР-ПРЕСС, Москва 2000, В.А.Пономаренко Человек Авиация Дух стр.243. У кого нет книги под рукой кратко излагаю: суть эксперимента - на приборной доске"наша" индикация, на ИЛС"их". При полётах в ПМУ никаких затруднений, ибо картина воспринимается по видимому движению земли. В СМУ зарегистрированно до 20% ошибочных действий рулями. При изменении индикации на ИЛС на "нашу" затруднений в определении положения не возникло.
Цитирую:...для лётчика началом отсчёта является линия горизонта(естественного при визуальном пилотировании или исскуственного при пилотировании в облаках). Лётчик никогда не управляет горизонтом, для него это противоестественно.К.Ц.
Про хирурга военно - морского госпиталя там-же стр.215.
Для АК:
совершенно забавная картина на ИЛС при выполнении предельного или форсированного виража(крен в пределах 85 градусов).Но такие режимы выполняются только при видимости ЕГ.Что и спасало.
FBW
16.06.2009 23:47
совершенно забавная картина на ИЛС при выполнении предельного или форсированного виража(крен в пределах 85 градусов).Но такие режимы выполняются только при видимости ЕГ.Что и спасало.

Не только при видимости ЕГ, маневрирование ночью, например приборный групповой бой.У амеров контроль при этом только по ИЛС, и нукаивонах.
igor737
16.06.2009 23:57
Да не пошли бы вы учителя хреновы...
FBW
17.06.2009 00:13
igor737, слушаем вашу версию внематочно.
b737
17.06.2009 00:34
Всем прекрасно ясно, что обратная индикация более проста и надёжна для восприятия. Вот только ни один западный пилот с этим не согласится. И только из-за одного, что он родился с прямой индикацией, жил с ней и умер с этой индикацией. У нас же пилот начинает летать с убогим АГК-47, где обратная индикация и по крену и по тангажу, затем вкусит прелесть полётов с АГИ (кстати такой АГ стоял на гагаринском УТИ), затем начинает летать с АГД, где обратная индикация по крену и прямая по тангажу и затем переучившись на иномарку встречает чисто прямой АГ. И что вы хотите получить в результате? Я уже лет двадцать летаю с прямой индикацией и она мне с каждым годом нравилась всё больше и больше. Всё дело в тренировке. Надо, в конце концов, принять волевое решение и начать летать с одной индикацией начиная с училища. Надеюсь , это будет прямая. Иначе у нас опять будет особый путь. И опять будут катастрофы из-за издевательства над лётным составом.
77
17.06.2009 01:21
да просто дядьки, от которых зависит принятие решения какой прибор ставить, получили американские деньги за американский прибор. и насрать им на эргономику самолета, лишь бы эргономика квартиры была ауенной. сам сторонник нашей, обратной. а прямая могла бы быть лучше на илс на пилотаже, как некоторые говорили выше.
FBW
17.06.2009 04:11
b737, мысль понятна.Изначальный вопрос только был с уклоном на маневренные машины в сложных условиях а здесь уже каждый о своем наболевшем.Если же говорить о том как должно быть, то будущее конечно за какими-то новыми принципами отображения простр положения, так как все что есть сегодня это пока тупое копирование механики с добавками и гения и идиотизма вместе взятых.
И еще раз: проблема не в контроле положения самолета по индикации, а в его восстановлении.Тут у прямой индикации проблем больше, особенно если это только ИЛС.
Alex R
17.06.2009 05:41
Я уже спрашивал и спрошу еще раз - как вы собираетесь к примерку сочетать совковую индикацию _вид на самолет_ с современным синтетическим видом на землю который рисуется на современных приборах? И почему вид на самолет естественнен, когда обычно летчик видит землю (ЕГ) и авиагоризонт просто дает ему тот же самый ЕГ в случае когда его не видно за окном?

Михаил_К
17.06.2009 09:52
2 Alex R: На индикаторе можно нарисовать всё, что угодно. Другое дело эргономика.
alexzp
17.06.2009 09:53
а-ноним:

справа не скайпоинтер а индекс крена

----

Правда? А почему он тогда совпадает по положению с гировертикалью?
Алекс.
17.06.2009 10:15
b737. Уже говорилось, но повторюсь. "Прямая" индикация хороша до поры. Как только Вы попадете ночью в грозу, и Вас "перевернет", вот тогда Вы поймете все, но будет поздно. Почитайте анализ катастроф, "западные" пилоты теряют ориентировку довольно часто - 5-6 катастроф в год. В американских ВВС до ТРИДЦАТИ катастроф в год (их же данные).
Alex R. Совмещается так. В кабине самолета стоит полностью "обратный" индикатор ЭПИЛС - предназначен для безопасного управления самолетом. В пространстве, за кабиной "рисуют" линию искуственного горизонта, полностью соответствующую и совпадающую с линией естественного горизонта - индикатор ЛИГ, для ведения правильной пространственной ориентировки в любых метеоусловиях. Так должна быть решена проблема: "Потеря пространственной ориентировки и управления самолетом".
b737
17.06.2009 10:44
Вот когда перевернёт я тупо буду крутить в сторону зенита, а уж потом разбираться как я туда залез. Кстати попасть неожиданно ночью в грозу это просто смешно, куда опаснее днём в замаскированную.
Боби-Боба
17.06.2009 11:02
Любопытно, а кто-нибудь из действующих КВС Б737 недоволен прямой индикацией? Я говорю КВС потому что у них побольше опыта полетов и следовательно было время понять и почувствовать все плюсы и минуса принятой индикации у Боинга.
Сразу замечу, что мне очень нравится прямая индикация и никаких проблем при переходе не возникало ( полагаю не у меня одного ).
neustaf
17.06.2009 11:03
Director:

В 87 году эти требования появились

а что там написано про индикацию на ИЛС?
Отвыкший
17.06.2009 11:59
b737:

Надо, в конце концов, принять волевое решение и начать летать с одной индикацией начиная с училища.

Помню, что в моем детстве всех левшей "переучивали", т.е. заставляли писАть и есть правой рукой. Потом оказалось, что это не правильно.
Конечно, можно принять волевое решение что бы всем ходить на руках и разговаривать через задницу. Тогда, рано или поздно, все и этому научатся. И даже пернестанут удивляться сами себе.
Так что задолбали "волевые решения" вместо разумных.
Не вижу причины, кроме чьей-то личной заинтерисованности, по которой, при современном уровне развития, нельзя сделать так, что бы лётчик перед полётом мог выбрать тот тип индикации, который больше подходит лично ему.
b737
17.06.2009 12:16
Здорово. Договорились. Левый пилот выбирает перед полётом прямую, а второй обратную. Маразм крепчает.
Отвыкший
17.06.2009 12:27
А нехрена подглядывать!))))
Алазань
17.06.2009 12:37
Спор перешёл в плоскость - Сараи-Свистки
Конечно если всю жисть летать с креном до 20 и тангажом до 15 то можно и шариком с вариометром пользоваться. Так и летали в 20-30 , а кое-где и в 40х годах.
Но только до форс мажора(крутой спирали, сваливания и т.д.) примерам несть числа.
А если ты всю жизнь носишся вверх ногами то ... Ответ придумайте сами
а-ноним
17.06.2009 12:44
Правда? А почему он тогда совпадает по положению с гировертикалью?
-----------
по моему разумению, желтый треугольник есть неподвижный индекс крена он показывает направление и величину крена, шкала крена подвижна, то что там выделено как скайпоинтер есть отметка нулевого крена на шкале.
Алазань
17.06.2009 12:49
А в обратной индикации нет понятия "скайпонтер" ибо и так всё понятно
Алекс.
17.06.2009 12:51
b737. Мне нравится твоя позиция. Но реально рассматривая (а не как Кушельман который утверждает что пилоты ГА никогда не попадают в положение: крен более 30 тангаж более 20), сложится ситуация когда твой 737 перевернет, в это время у тебя обязательно возникнут глюки, тебе надо понять в каком ты положении. Просто крутить в сторону зенита даю 100% у тебя не получится.
Тебе надо не крутить куда-то, а прежде всего понять в каком положении находишься, а потом уже крутить, в "прямой" индикации ты этого не поймешь.
Все дело в том, в сложные положения в полете ты никогда не попадал, поэтому шанс выйти из него с "прямой" индикацией у тебя мизерный.
Аноним22
17.06.2009 12:55
Так все-таки почему кнопки "Приведение к горизонту" на гражданских самолетах нет? Казалось бы, тот случай, когда автомат сделает это безошибочнее, чем пилот.
alexzp
17.06.2009 12:58
а-ноним:

по моему разумению, желтый треугольник есть неподвижный индекс крена он показывает направление и величину крена, шкала крена подвижна, то что там выделено как скайпоинтер есть отметка нулевого крена на шкале.
-------
Все верно.
Куда в пространстве в данном случае показывает отметка нулевого крена? Если как я понимаю всегда в зенит, то почему это не скайпоинтер?
Отвыкший
17.06.2009 13:03
2 Алекс.:

b737.
...Все дело в том, в сложные положения в полете ты никогда не попадал, поэтому шанс выйти из него с "прямой" индикацией у тебя мизерный.

Думается мне, что не правы Вы. Он это ещё с училища знает. Только забыл немного, да и гордость за нынешнее положение не позволяет...
А американцы просто верны себе. Сначала изобретут что-то, а потом доказывают всему миру, что это и только это имеет право на существование. И иначе нельзя.
а-ноним
17.06.2009 13:08
Куда в пространстве в данном случае показывает отметка нулевого крена?
-------
трудно отталкиваться от данного случая, поскольку там наличествует бленкер, что имхо означает что прибор заарретирован.
Director
17.06.2009 14:14
а что там написано про индикацию на ИЛС?
----------
Там требования общие, ко всем видам визуальной индикации
Алекс.
17.06.2009 14:32
Director: Если не трудно, в каком документе эти требования прописаны?
Director
17.06.2009 14:33
ОТТ ВВС-86
alexzp
17.06.2009 14:48
а-ноним:


трудно отталкиваться от данного случая, поскольку там наличествует бленкер, что имхо означает что прибор заарретирован.
---------

Ну и что? горизонт шкалы углов крена и горизонт "шарика" тангажа совпадает, метка нулевого крена и направление шкалы углов тангажа - совпадает. Скорее всего для фото вывели прибор из горизонта специально, то есть бленкер показывает, что гировертикаль не в порядке.
Араб
17.06.2009 15:09
b737
Здорово. Договорились. Левый пилот выбирает перед полётом прямую, а второй обратную. Маразм крепчает.

Не такой уж и маразм. Я не давно летел с пареньком на Пайпере, так у него на приборной доске стоял EFIS с возможностью переключения. Я сначала заметил, что он летит с обратной индикацией, т.е. самолетик кренится, потом спросил, а оказывается что он у него может и так и так работать. Но обратная индикация мне не понравилась, силуэтик самолета маленький и на довольно большом дисплее малые крены не заметны, как на АГД-1 крен по концу крыла не отсчитаешь.

Для всех. Я думаю, что не стоит учить пилотов иномарок как и что им лучше. А особенно ряно берутся учить те, кто и в кабине иномарки не сидел. Лично мне прямая сначала была не привычна, но потом привык. Теперь если в полете и бывает заминка, то достаточно просто наклониться немного к приборной доске и всякие глюки проходят. Но это только мое субъективное мнение.
skyraver
17.06.2009 15:26
Аноним22:
Так все-таки почему кнопки "Приведение к горизонту" на гражданских самолетах нет? Казалось бы, тот случай, когда автомат сделает это безошибочнее, чем пилот.
17/06/2009 [12:55:15]

Наверное, это объясняют тем, что в сложные положения такие самолеты попадать не должны. Хотя, учитывая сколько бьется самолетов и гибнет людей, а также уровень развития техники, ставили бы, не спрашивая заказчиков.
Я в сложные положения только на Як-52 летал, там АГИ стоит. И вроде проблем не было: убери крен, выведи в горизонт. Но сзади инструктор сидел "без шторки" и я готов был к задачкам. Не пробовал такого на Тэшке, но думаю с АГД было бы еще проще.
Может и глупость скажу, но интересно бы было попробовать такой вариант: на PFD объемная неподвижная картинка земля/небо типа как по приведенной ссылке http://www.flyingmag.com/avion ... а там эволюции самолета со стороны. Этакая объемно-обратная индикация. Люди же когда авиамоделями управляют, справляются и ничего не путают. Особенно если модель летит не на тебя, когда сложно понять вправо-влево.
Отвыкший
17.06.2009 15:49
2 Араб:

...оказывается что он у него может и так и так работать. Но обратная индикация мне не понравилась, силуэтик самолета маленький и на довольно большом дисплее малые крены не заметны.

Ну, силуэтик - это дело техники. Наверняка можно, по просьбам трудящихся, и побольше сделать. Но радует, что "не я один такой умный".))))))

2 skyraver:

... Люди же когда авиамоделями управляют, справляются и ничего не путают. Особенно если модель летит не на тебя, когда сложно понять вправо-влево.

Кажется мне, что тут тоже всё более-менее понятно, но надо будет спросить.
Всё-таки человек управляет положением модели, а не земли. И это для него естественно.
Алекс.
17.06.2009 16:00
skyraver. Такая индикация уже реализована в индикаторе ЭПИЛС. Объемный макет самолета вращается по крену (как в АГД) и перемещается по неподвижной шкале по тангажу. Летчик в любой момент и в любом положении видит положение своего самолета в пространстве. Это и есть третий тип индикации.
Араб
17.06.2009 16:18
Алекс, здравствуйте. Как продвигаются работы по ЭПИЛС? Что нового?
Алекс.
17.06.2009 16:25
Разработана индикация ЭПИЛС для 4 боевых и 4 гражданских самолетов. Постараемся выставить на ветке для сравнения с существующими. В течении недели попробуем.
skyraver
17.06.2009 16:47
Алекс.
Это такой прибор как на стр. 14 по этой ссылке?
http://www.aviahumanfactor.ru/ ...
MSL
17.06.2009 17:00
Алекс.
Это такой прибор как на стр. 14 по этой ссылке?
http://www.aviahumanfactor.ru/ ...

Искиз лицевой части ПИЛС.... %-\ Аффтар, пешы исчо!
Алекс.
18.06.2009 18:00
Да это электромеханический индикатор ЭПИЛС для установки взамен АГБ.
Разработаны электронные индикаторы ЭПИЛС - покажу.
skyraver
19.06.2009 11:18
Алекс.
По-моему отличная вещь. А чего с ним происходит при тангаже/пикировании более 90 градусов до перевернутого полета?
Отвыкший
19.06.2009 11:33
2 Алекс.:
Разработаны электронные индикаторы ЭПИЛС - покажу

Ну и...
Ждём же! Показывайте!
Ершов Василий Васильевич
19.06.2009 12:58
Мне кажется, ЭПИЛС наиболее удачный вариант обратной индикации. Единственно: надо очень контрастно обозначить задний торец, чтобы картинка самолета была объемной и не допускала двоякого толкования в разных ракурсах, да еще при попадании на прибор солнечного луча.
Пилотировать по такому прибору очень просто. Рекомендую познакомиться с этой системой поближе. Она исключительно наглядна.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru