Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

порядок работы штурмана

 ↓ ВНИЗ

1234

Navigator-27RUS:
05.03.2009 04:14
flygun:


Вот предположим на картах узеньких выпускаемых ЦАИ курсы даны ортодромические?Мне один штурман говорил-"Видишь курс, а обратный не совсем равен 180 градусам"
Он показывал, а я потом на других картах найти не смог-что за хрень такая..

Откуда там ортодромические курсы????? Там ЗМПУ.

567
05.03.2009 09:48
Будушему бомбардиру: http://www.amyat.narod.ru/theo ...
wvv
05.03.2009 10:37
Откуда там ортодромические курсы????? Там ЗМПУ.
---
Учи воздушную навигацию. На картах, действительно, ортодромические курсы, где за условный меридиан принят магнитный меридиан, проходящий через ППМ. Если этап не большой (т.е. схождение меридианов маленькое), то попутный и встречный курс (замечу истинный) на этом этапе отличается на 180 гр., если большой, то и разница доходит до нескольких градусов. В качестве примера: с Охи на Усть-Большерецк ЗИПУ=91, с Уст-Большерецка на Оху ЗИПУ=280, этап около 900 км.
Штурман ёмоё
05.03.2009 11:27
Учи воздушную навигацию. На картах, действительно, ортодромические курсы, где за условный меридиан принят магнитный меридиан, проходящий через ППМ

этот ортодромический курс и есть ЗМПУ :) о чём спор? народ просто привык, что ортодромические курсы - курсы где опорных мередиана 2 - а/д вылета и прибытия
wvv
05.03.2009 11:51
этот ортодромический курс и есть ЗМПУ :) о чём спор?
---
А в том, что если Вы будете выдерживать ЗМПУ по курсовой системе в режиме МК, то полетите по локсодромии, если в режиме ГПК, то по ортодромии. Разницу улавливаете?
flygun
05.03.2009 13:44
Да...вот не на шутку "разошлись")))Ну тогда если можно объясните.Ведь каждый вылетает со "своим" ортодромическим пу и летит, смотря на гпк, Но диспы сидят и смотрят как по трассе идет борт из Ханты-мансийска, проходя Нижний Новгород.Командует ему какие нибудь курсы и пилот выполняет его команду-все довольны, но опорный меридиан был в Х-М..А на ВНК(предположим)он еще не переставил курсовую систему(да даже еслиб переставил)Как получается что выполняют указания точно по требованию, хотя как было сказано выше wvv:05/03/2009 [10:37:54] 9 градусов набежало за 900 км...?
СВЖ
05.03.2009 19:50
Самолето Вождение Жопой
ip
05.03.2009 20:47
2 flygun:
за 900км может и поболее набежать, если широты высокие и склонения "гуляют"
а с землёй надо общаться на понятном для них языке
диспетчер и соседние борты в зоне разводятся по магнитному курсу, который тоже всегда индицируется, например на ИКУ или РМИ (почти один и тот же прибор)
а современные иномарки всегда по частной ортодромии летают и имеют соответств. индикацию
чуваш
05.03.2009 21:06
Да, уж. От одного поворотного пункта до другого определяется направление и длина частной ортодромии по формулам сферической тригонометрии, в которой участвуют широты и долготы поворотных пунктов.Далее берется поправка геодезии на сферу.(поскольку проекция карты с глобуса) эти цифры вы и считываете с карты. На аэродроме вылета вы устанавливаете, свой гпк по полосе т.е ориентируете его по магнитному мередиану и имеете на гпк омпу равный мпу полосы. В процессе полета вы должны следить за тем, чтобы гпк показывал угол, который отличался бы от мпу(указанного на карте) на +, - величину равную схождению мередианов мередиан ад вылета и мередиан места , не забывая устанавливать широту места. Время от времени поскольку подшибники плохо смазаны корректируете уход гпк, зная что он должен показывать. Прилетев, убираете разницу показаний мпу и омпу, т.е приводите показания гпк к мередиану ад посадки. А вот ЗМПУ, МК на карте не отображаются.
flygun
05.03.2009 21:18
Спасибо!Но простите Айпи и Чуваш, не очень понятно причем тогда склонения, если "мы" летим с учетом прохождения различных меридианов(истинных, я так понимаю)и по ним вводим в курсовую систему поправку, следя по различным нав.приборам их прохождение и свое местонахождение.Если ничего не путаю поправка вводиться после прохождения двух градусов по широте..Поправьте если не так.
Штурман емое
05.03.2009 21:19
2wvv про локсодромию и мк не надо, это на втором курсе студенты учат. Аргумент об ортодромичности этих курсов только в одном - как они получены: угол между северным направлением магнитного меридиана проходящего через эту точку и (естественно ортодромической) ЛЗП. Эти курсы ортодромическими не называются, это МПУ участка, есть ОМПУ участка, в штурманских журналах это разные графы, разные значения.. ОМПУ от меридианов аэр. вылета и прибытия. А то с такой философией можно все в кучу смешать и запутаться самостоятельно )))
flygun
05.03.2009 21:29
А кстати что это за проценты даны на картах(видел на старых бумажных)под рамкой указаны
Штурман емое
05.03.2009 22:04
чуваш, вы вывернули ЗМПУ мехом внутрь, сферической тригонометрией наружу и "А вот ЗМПУ, МК на карте не отображаются" окончательно пытаетесь запутать. В точке ППМ ваш умный угол и будет МК. И с какого перепуга это не ЗМПУ?
Штурман емое
05.03.2009 22:07
чуваш, вы вывернули ЗМПУ мехом внутрь, сферической тригонометрией наружу и "А вот ЗМПУ, МК на карте не отображаются" окончательно пытаетесь запутать. В точке ППМ ваш умный угол и будет МК. И с какого перепуга это не ЗМПУ?
Navigator-27RUS:
06.03.2009 05:06

wvv:

Откуда там ортодромические курсы????? Там ЗМПУ
Учи воздушную навигацию. На картах, действительно, ортодромические курсы

Дык учил, давно правда.. Но до сих пор помню, что КУРС и ПУТЕВОЙ УГОЛ это вообщето разные вещи...
Магнитным курсом МК называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходяще¬го через самолет, и продольной осью самолета.
Заданным магнитным путевым углом ЗМПУ называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути. Ортодромический путевой угол (ОПУ) — угол, заключенный между северным направлением опорного меридиана и линией заданного пути.
Ортодромический курс (ОК) — угол, заключенный между северным направлением опорного меридиана и направлением продольной оси самолета.
Разницу уловили?
ExNav
06.03.2009 07:28

2 Navigator-27RUS

+5! Коротко и толково все разложил по полочкам.
Я бы еще добавил в чем различие между схождением меридианов и азимутальной поправкой.
wvv
06.03.2009 08:53
Navigator-27RUS:
Заданным магнитным путевым углом ЗМПУ называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути. Ортодромический путевой угол (ОПУ) — угол, заключенный между северным направлением опорного меридиана и линией заданного пути.
---
Кто бы спорил? Можно и весь учебник по воздушной навигации в качестве примера процитировать.
Остаётся только понять вам, что если прямой отрезок (этап) на карте разделить на пять частей и замерять на каждом этапе ЗМПУ, то получится пять разных значений, а ОПУ, в котором за опорный меридиан принят магнитный, проходящий через точку начала этапа, остаётся неизменным.
Так же и БЦВМ, которую Вы эксплуатируете на самолёте Ан-72, рассчитывает, по координатам двух точек, ортодромический истинный путевой угол, который Вы сравниваете с заданным по карте.
Когда Вы это поймёте, то не будете задавать вопросы типа: «Откуда там ортодромические курсы????? Там ЗМПУ»
Navigator-27RUS:
07.03.2009 06:09
2 wvv:
Я не эксплуатирую АН-72, у нас другой тип. Вы меня не понимаете, я имею в виду, что на картах обозначены именно путевые углы, а не курсы-это во первых, а во вторых-я же не утверждаю, что это не ортодромический путевой угол, но это ОМПУ данного участка и он же ЗМПУ. Или вы считаете по-другому?
ExNav
07.03.2009 07:45

Ребята, давайте жить дружно.....
Прежде всего разберемся в терминалогии-
ЗМПУ-это........
ОМПУ-это........
ОИПУ(ОПУ)-это....
ОЗМПУ-зто.......
Воздушная навигация ВС Ан-12и Ил-18 осуществляется по магнитным меридианам пройденных ППМ.
Воздушная навигация ВС Ту-154 и Ил-62 осуществляется по магнитным меридианам а/д вылета и посадки. На Ил-76 по истинному меридиану а/д вылета. На Ан-124 по истинным меридианам каждого пройденного ППМ. Все вышеперечисленные ВС летают по ортодромиям ( курс выдерживается по ГПК или его аналогу-Ан-124)
Воздушная навигация ВС Ан-24и Ан-26 осуществляется по магнитным путевым углам, измеренным от среднего меридиана каждого участка маршрута.Полет по лаксодромиям с использованием ГИК-1 (режим МК)
Ну, а теперь обменяемся мнениями.....
С уважением ко всем участникам...-штурман ГА на пенсии.
Navigator-30RUS
07.03.2009 08:41
честно говоря не понял о чём Вы спорите.
wvv
07.03.2009 09:03
to Navigator-27RUS
«Я не эксплуатирую АН-72…», извиняюсь, перепутал с Navigator-30RUS.
«…на картах обозначены именно путевые углы, а не курсы…», так ПУ и есть курс, который необходимо выдерживать в штиль. Мы наверно говорим об одном и том же только разными языками.
flygun
08.03.2009 01:23
Ну всерьез не думал, что смогу произвести такую бучу, по поводу всех этих углов и азимутов..Зачем спорить о том что ясно, сколько раз слышал "курс на дальний берите"-понятно, что это пу на дальний, а не курс.Может полезнее можно проводить "наши" беседы)))
flygun
08.03.2009 01:31
ExNav: И что все эти системы являются единственно возможными на данных перечисленных типах, и других не может быть?Что на туполеве 54 невозможно идти по истиным мередианам-как то не совсем ясно изъяснено.Как то если можно подробнее опишите свою мысль..С уважением к экс штурману ГА.
ExNav
08.03.2009 07:02

2 flygun
Варианты воздушной навигации, описанные выше, основные, так сказать-классические. На Ту-154, например, можно лететьпо ИКУ-1 с вкюченной коррецией БГМК как на Ан-24 или с выключенной -как на Ил-18, Ан-12. Да что это я вам говорю, судя по тому какие вопросы задаете, вы в курсе, и как говорят, разводите на разговор..... Но мне, как пенсионеру интересно вспомнить поэтому продолжаю. А на Ил-76 приходилось и по магнитнаму меридиану а/д посадки летать... Навигационный комплекс Ан-124, тоже интересная штука, там курс вырабатывается в инерциальной системе, истинный, а на индикаторе он уже истинный ортодромический.... А уж что происходит в ЦВМ, в двух словах не объяснить....
Вывод- штурман без меридианов, что кот без...сами знаете чего!
....А всех женщин с Праздником!!!
Navigator-27RUS
08.03.2009 07:14
Хмм, язык то один )))) Был вопрос в терминологии и ПУ называть курсом-это неверно(нам за это т.Луцик двойки ставил). А вы извините, начали мне про ортодромии рассказывать...

flygun

Зачем спорить о том что ясно, сколько раз слышал "курс на дальний берите"-понятно, что это пу на дальний, а не курс.

А вот тут-то именно курс берется ))))
wvv
08.03.2009 11:15
Был вопрос в терминологии и ПУ называть курсом-это неверно(нам за это т.Луцик двойки ставил). А вы извините, начали мне про ортодромии рассказывать...
---
Ну, хорошо исправляюсь, так будет точней: на картах нанесены заданные ортодромические путевые углы, которые равны курсу самолёта при отсутствии ветра.
Если следовать терминологии, то на самолёте Ан-72/74 направление выдерживают по ПУ, а не курсам.



А вот тут-то именно курс берется ))))
---
Как сказать? Смотря как лететь собрался на дальний, пассивным или активным способом. Если активным, то курс и будет равен ПУ с учётом сноса.
Navigator-30RUS
08.03.2009 14:58
Пляяяять. Нас для простоты понимания учили, что всё что в воздухе это курс, а на бумажке то биш на карте это путевые углы. Так вот если лететь активным способом на ДПРМ, то это как раз будет КУРС+-угол сноса. Если лететь пассивным способом, то просто берётся КУР=0 и всё, не надо велик изобретать.
flygun
08.03.2009 16:21
ExNav: Если угодно называть"это" разводом на разговор прошу-называйте.Как на самолетах с магнитными компасами летали в условиях маг.аномалий, в условиях слабого магнитного поля-на севере?
----
flygun
08.03.2009 16:44
и еще кстати.На ил 76 летали с курсами считая их от аэродрома посадки??? Они отличались на вилку схождения мередианов?И как их тогда можно было наблюдать в зоне вылета на радарах..интересно, они не перестраивали по прилету курсовую систему?
UUWW
09.03.2009 00:51
2симулянт:

Здравствуйте, хочу научиться (в игре)полёту на ТБ-3 в качестве штурмана.расскажите пожалуйста порядок работы штурмана, основные моменты

На, сынок, изучай ... С этого надо начинать.
http://s53.radikal.ru/i140/090 ...
Navigator-27RUS
09.03.2009 04:11
flygun:

Как на самолетах с магнитными компасами летали в условиях маг.аномалий, в условиях слабого магнитного поля-на севере?

Режим ГПК в курсовой системе является основным и ему магнитные аномалии до лампочки. А на северах, там выше какой-то параллели ПУ на карте истинные.И параллель эта где то в морях уже.
Кстати, в самолете обычно 2 прибора(пилотские повторители не считаем), на одном- МК в данной местности(с гироскопа, который в режиме МК), а на другом ОМК (с гироскопа приведеного к какому-либо меридиану)

wvv:

Ну, хорошо исправляюсь, так будет точней: на картах нанесены заданные ортодромические путевые углы, которые равны курсу самолёта при отсутствии ветра.
Если следовать терминологии, то на самолёте Ан-72/74 направление выдерживают по ПУ, а не курсам.

Вооот, осталось совсем чуть-чуть, а от какого меридиана эти самые ЗОПУ и как они называются )))))))).
И не только на 72\74, но и 12\134 и тд и тп


flygun
И как их тогда можно было наблюдать в зоне вылета на радарах..

А где связь между КС и радаром диспетчера? Диспетчер видит метку от ответчика, котрый выдает высоту и бортовой номер. В МВЗ и в РВЗ они там еще путевую видят(по крайней мере раньше так было), а если направление полета у них и показывается то это ФМПУ, но не курс.
Navigator-30RUS
09.03.2009 09:39
блин, да не летает самолёт по путевым углам. он летает по курсу. если Вы летали в МВЗ, то в зависимости от загруженности сектора дисп начинает разводить борты говоря им занять курсы а не путевые углы.Путевые углы это на КАРТЕ.
flygun
09.03.2009 13:32
Navigator-27RUS: Я имел ввиду следующее.Если, как было указано выше, Ил-76 летел по мередиану аэродрома посадки-то какие курсы(углы)видел диспетчер у себя на радаре.Вылетел я из внуково в биробиджан меридиану биробиджана...и какой надо занять курс, чтоб при команде диспетчера он соответствовал МВЗшным курсам скажем Черустей-вот это не понятно.Ответьте пожалуйста.

и зачем кстати вообще режим мк если можно от опорного истинного меридиана"оттолкнуться" и "все"..?

дисп начинает разводить борты говоря им занять курсы а не путевые углы.

27rus-Это понятно-говорят штилевые ПУ или курсы -что в данном случае одно и то же
flygun
09.03.2009 13:33
поправка))
27-адресован 30rus
27rus-Это понятно-говорят штилевые ПУ или курсы -что в данном случае одно и то же
flygun
09.03.2009 13:39
Вводиться же 55 широта в московских аэропортах на ткс в ту 154(к примеру) и ведь к магнитному меридиану она не относится...?
flygun
09.03.2009 14:10
Navigator-27RUS: на одном- МК в данной местности(с гироскопа, который в режиме МК), а на другом ОМК (с гироскопа приведеного к какому-либо меридиану)

Я понимаю что по первому как раз и летят, вводя углы сноса, для обеспечения следования по тем ПУ которые указаны на карте, но тода зачем второй...извиняюсь
Navigator-30RUS
09.03.2009 14:12
Скажу как мы делаем. В ЦВМ вводится ИПУ ВПП.К примеру в Ахтубе он=125 градусов, а на чкаловском 130 градусов, то есть ориентируем ЦВМ по истинному курсу аэродромов взлёта и посадки. На Ан-72 на удалении 100 км от аэродрома, ЦВМ сама переключается в режим МК потому что взлёт и заход на посадку ВСЕГДА выполняется по магнитному курсу. То есть если дисп в МВЗ говорит Вам занять к примеру курс 200 град на ЛЕДНИ, Вы и занимаете такой курс который у вас сейчас отрабатывается на курсовой системе. ЦВМ всегда работает по ИК, ей пофиг МК, так как там используется этапно-ортодромическая система координат. По магнитному курсу к примеру летает Ан-26. На исполнительном согласуется ГИК-1, затем выставляется магнитный курс на ГПК-52.На определённом этапе маршрута в горизонте делается согласование и всё.
Navigator-30RUS
09.03.2009 14:19
Только магнитное склонение в ЦВМ вводится вручную, само оно туда никак не попадёт)))Иначе курсовая начнёт уходить. 1градус через 60 км- это один километр сбоку мимо кассы.
flygun
09.03.2009 14:46
Navigator-30RUS:
И полет в АН-72 собственно происходит ориентируясь на ИПУ?А переключаясь за 100км происходит расхождение равное магн.склонению?Оно как то убирается?
------
flygun
09.03.2009 14:47
а я вот только прочитал)))
flygun
09.03.2009 14:58
и поправка на схождение меридианов тоже вручную вводиться?И еще вопрос-читал что магнитное склонение иногда(вероятно редко)может меняться даже в течение суток.
flygun
09.03.2009 15:05
Да и по поводу Ан 26-Вроде как пролетая иной магнитный меридиан согласовывать надо снова?А как я уже задовал вопрос с аномалиями как-надо согласовывать а ГИК как бешеный крутится..Поправьте если не так.
не будет крутиться
09.03.2009 15:31
А как я уже задовал вопрос с аномалиями как-надо согласовывать а ГИК как бешеный крутится..
---
Не будешь кнопку согласования нажимать, то и крутиться не будет, а основной прибор ГПК.
flygun
09.03.2009 16:00
так и не понял-в аномальных зонах гик покажит действительное направление на "север", про гпк вроде все ясно
flygun
12.03.2009 19:56
так и не понял-в аномальных зонах гик покажит действительное направление на "север", про гпк вроде все ясно...
Navigator-27RUS
13.03.2009 03:23
Navigator-30RUS:

блин, да не летает самолёт по путевым углам. он летает по курсу. если Вы летали в МВЗ, то в зависимости от загруженности сектора дисп начинает разводить борты говоря им занять курсы а не путевые углы.Путевые углы это на КАРТЕ.

А я и не говорил, что ВС летает по ПУ.Я имел в виду: Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением маг¬нитного меридиана и линией фактического пути. Отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до линии фактического пути
А насчет диспетчеров и курсов почитайте: http://realatc.ru/index.php?to ...
Повезло вам с ЦВМ(как она там -ольха или пижма называется, в училище что то рассказывали), но сколько русских ВС с таким оборудованием-АН-72(74), да ИЛ-86(96)

flygun:


Я понимаю что по первому как раз и летят, вводя углы сноса, для обеспечения следования по тем ПУ которые указаны на карте, но тода зачем второй...извиняюсь

Основной режим работы как раз ГПК, гироагрегат в режиме МК-для контроля. По крайней мере по бумагам.

flygun:

Да и по поводу Ан 26-Вроде как пролетая иной магнитный меридиан согласовывать надо снова?А как я уже задовал вопрос с аномалиями как-надо согласовывать а ГИК как бешеный крутится..Поправьте если не так.

Ан-26-эх, давно это было, ГИК там постоянно в режиме магнитной коррекции, поэтому если магнитное склонение сильно меняется в районах аномалий, то и показывать курс он будет с ошибкой и там надо по курс выдеживать по ГПК приведеному к меридиану АП.
Найдите М. А. ЧЕРНЫЙ, В. И. КОРАБЛИН САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ, там все написано.
Скобарь
13.03.2009 03:43
А хде аффтар темы?
Р Е В Е Р С
13.03.2009 03:45
Скобарь:
спать
Скобарь
13.03.2009 03:59
Чтоб мне легче спалося, расскажи чё-нибудь про ортодромию или там путевые углы с КУРами.
flygun
15.03.2009 01:20

спасибо есть кораблин читаю но вероятно что то ускользает потому что в больших самолетах нелетал, так только на 76 илье на тренажере.а кабина штурмана вообще была отдельно выстроена.

там надо по курс выдеживать по ГПК приведеному к меридиану АП.

Отчего по аэродрому посадки если он может в этот момент за 2-3 тысячи километров быть?
1234




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru