Всем доброго времени суток!
Мужики, я тут намедни обнаружил довольно интересное явление в аэродинамической модели самолёта SPAD XIII (ПМВ). Всем известно, что одномоторный самолёт с левым (по полёту) вращением винта имеет тенденцию к кренению вправо (если планер сам по себе симметричен, т.е. не оттриммирован и не скомпенсирован). Во всяких умных книжках это объясняется довольно логичным образом: во-1 реакцией винта (момент сопротивления вращению лопастей), во-2 влиянием закрученного потока на оперение самолёта, что приводит к косой обдувке киля (руля направления), в данном случае немного справа (т.к. поток закручен против часовой стрелки), и вызывает скольжение самолёта вправо (аналогично слегка нажатой правой педали), ну и как следствие, для самолёта с прямой реакцией по крену на скольжение - его слегка валит в правый крен. При этом разница углов атаки на левом и правом полукрыльях или консолях горизонтального оперения, вызванная всё той же закруткой потока, и которая должна вызывать кренящий момент по направлению вращения винта, вроде как "замалчивается" - типа, не особо то и влияет.
Однако, в процессе расчётов и компьютерного моделирования самолёта SPAD я получил незначительный кренящий момент именно по вращению винта, т.е. влево. Причём на малых скоростях (скажем, на взлётной скорости) он более ощутим, нежели на больших. Хотя на разбеге капот уводит именно вправо - т.е. туда, куда и должно, и вертикальное оперение обдувается винтом именно справа.
В процессе различных экспериментов с моделью я понял, что кренение влево, за винтом, связанно именно с несимметричным обтеканием корневых частей крыла (у меня модель состоит из большого числа элементов, и можно "выключать" из расчёта различные участки планера - если "выключить" корневые части консолей, то самолёт кренится куда и положено, вправо). Вроде бы по логике суть явления вполне понятна. Но "меня терзают смутные сомненья" ((с) Иван Васильевич) - а возможно ли такое на практике? Т.к. никогда раньше не слышал, чтобы одновинтовой самолёт имел тенденцию к кренению по вращению винта, а не против.
В связи с этим вопрос: может ли кто-нибудь (из ПЛС или ИТР) припомнить аналоги такого поведения самолётов на практике? Есть ли такие типы самолётов, которые имеют тенденцию к кренению в сторону вращения винта (или, что аналогично - против винта с выключенным или задросселированным двигателем), или же такого не бывает, и мне необходимо искать ошибку?
Всем заранее спасибо!