http://news.mail.ru/economics/ ...
22:41 «Вести.Ru»
Завершена проверка по нашумевшему делу о банкротстве альянса Air Union. Пострадали тысячи пассажиров, десятки экипажей выброшены на улицу. Обещания все уладить, которые прозвучали полгода назад, пока так и остаются пустым звуком.
«Отжать бизнес» — на сленге рейдеров это означает захватить контроль над казенным предприятием, все активы и прибыль выкачать, а долги и вывеску оставить государству. Суперафера двух красноярских братьев Абрамовичей — авиаальянс Air Union. Нынче исполняется полгода с тех пор, как его «отжали».
— Мы заплатили 70 тысяч этой компании и не знаем, когда улетим. Нас не кормят, денег уже нет.
— Верните мои деньги за мои билеты! Нет, деньги не возвращают.
— Багаж у них. Ни переодеться, ни переобуться. Четверо суток — на каблуках!
— Сегодня звонил на работу, а мне сказали, что я уволен. У меня трое детей! как жить?!
Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах по всей стране. Сотни задержанных и сорванных рейсов. На ряде дальневосточных и сибирских направлений, где Air Union был монополистом, — коллапс транспортной системы.
И вот прошло полгода. Хоть кто-нибудь ответил за произошедшее?
«Еще пока никто, — говорит заместитель прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Сергей Синяков. — Расследовать же надо. Представьте, три тысячи потерпевших! Это пока все в кучу, ревизия. Быстро-то ничего не будет. Абрамовичей брать надо, уже имея железобетонные доказательства, согласны?»
С однофамильцев известного олигарха даже не попросили подписку о невыезде. За шесть месяцев ни разу их не вызвали на допрос, а теперь вдруг собираются брать. Где? Может в их семейном поместье под Красноярском? Или в их московской штаб-квартире на Арбате? Так там еще с лета никого нет. Называя вещи своими именами, Абрамовичам тогда просто дали удрать из страны. Но прежде им дали украсть.
«Десять лет я жил на предприятии, каждую гаечку мы собирали по крохам. Все пустили с молотка», — возмущен инженер ремонтного цеха Валерий Шибарин.
Air Union состоял из пяти крупных авиакомпаний, где государству принадлежал контрольный пакет, а коммерсантам — реальный контроль. Где в советах директоров сидели чиновники Минтранса, вплоть до замов министра, но прибыль при этом «сливалась» в офшоры Абрамовичей на Каймановы острова. Альянс лопнул, когда «слили» все, включая деньги на топливо и зарплатный фонд.
«Все задолженности по зарплате будут погашены. Наша задача — решить те вопросы, которые стоят перед компанией, чтобы были обеспечены социальные гарантии трудового коллектива, чтобы сохранить ваш уникальный трудовой коллектив», — заверил работников компании директор департамента структурного реформирования Министерства транспорта РФ Александр Тихонов .
Разговор с тем же чиновником по прошествии шести месяцев.
— Александр Васильевич, а вы знаете, что из «Домодедовских авиалиний» всех вышвырнули на улицу?
— А вы в связи с чем задаете вопрос?
— В связи с тем, что вы бывший председатель совета директоров Домодедовских авиалиний. Вы обещали, что все будут трудоустроены, что вы позаботитесь об этом.
— Вы о чем говорите?
— О том, что полторы тысячи человек — без работы. Почему их не трудоустроили?
— Извините, до свидания. Всего доброго.
Бывшие сотрудники «Домодедовских авиалиний»: Бачина Ольга Алексеевна — бортпроводник, бригадир, безработная; Меркулов Михаил Константинович — авиатехник первого класса самолета Ил-96, безработный; Говорунова Тамара Викторовна — бортпроводник, бригадир, безработная…
«Домодедовские авиалинии» — единственная авиакомпания в стране, за 50 лет не погубившая ни одного пассажира. Теперь нет такой компании. Как нет и KrasAir, и «Самары», и прочих. Вопреки всем заверениям, что на базе лопнувшего альянса будет создан новый государственный суперперевозчик, на деле мы видим принудительное банкротство и передел маршрутной сети в пользу коммерческих конкурентов.
Бывшая бортпроводница, мать-одиночка. С дочерью-дошкольницей живет в деревянном бараке рядом с ультрасовременным аэропортам. Уволена без выходного пособия. Доставая из холодильника банку огурцов и капусту, Елена Клокова, бывший сотрудник ОАО «Домодедовские авиалинии» говорит, что уже полгода у нее «диета».
Соседи — бывшие стюардесса и штурман. На двоих у супругов — 30 лет в небе и четверо детей на земле. «Муж в монастыре подрабатывает. На это и живем. Надо сделать стол — он делает стол. У них свое хозяйство, коровы. Надо им сена накосить — он косит», — рассказывает бывший сотрудник ОАО «Домодедовские авиалинии» Кристина Акатова.
Домодедовская городская биржа труда. Требуются грузчики, слесари, машинисты экскаватора. Пилоты и бортмеханики не требуются.
«Дело не в том, что я пойду топором махать, — я умею. Я могу в строительство пойти. Но дело в том, на чем вы летать будете? — спрашивает один из бывших пилотов.
Когда после очередной катастрофы говорят, что в стране катастрофическая нехватка опытных летчиков, то это — чистая правда. Но не потому, что их нет. А потому, что им надо достойно платить. Молодежь нанимать куда выгоднее.
“У нас на 1 октября по штату в авиакомпании „Самара“ было 834 человека. Издается приказ на сокращение штатов в размере 784 единицы. Это значит, что высококлассных специалистов, которые пролетали не один десяток тысяч часов безаварийно, отправят лед колоть. Будешь также называться, только вместо „т“ — „д“ — ледчик”, — говорит председатель объединенного профкома авиакомпании “Самара” Александр Орешенков.
Разоренная авиакомпания “Самара”. Задолженность по выплате уволенным — около 40 миллионов рублей.
Красноярск. Митинг бывших работников бывшего KrasAir. Абрамовичи им остались должны более трехсот миллионов.
“40 лет отлетала — ничего не заработала: ни зарплаты, ни выслуги за сентябрь. Заболела после этого всего. Диагнозов понаставили. Пришла и говорю: „Я больная, дайте мне с моих хотя бы зарплату за сентябрь“. Ничего не отдали”, — сказала бывшая бортпроводница, ветеран труда Анна Кленина.
Дабы расплатиться с людьми, краевые власти думали, было, распродать самолеты. Да куда там — все имущество KrasAir — до последнего гвоздя — уведено в офшор. Даже половина аэропорта, стратегического предприятия, и та числится на Каймановых островах. Как быть с двумя тысячами уволенных, непонятно.
“Конечно, серьезная сумма. Но вместе с тем люди у нас все понимают. Да, сегодня у нас кризис. Это значит, что необходим затянуть ремень”, — сказал депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин.
Еще раз повторимся: кризис тут абсолютно ни при чем. Air Union — второй по величине авиаперевозчик страны — был попросту разграблен совместными усилиями коммерсантов и чиновников.
По сей день никто всерьез не наказан. Ни копейки в казну не возвращено. Общий долг, повисший на государстве после краха авиаальянса, — один миллиард долларов.