Мобильная версия
Войти

..ВИХРЕВОЕ КОЛЬЦО НВ и РВ...

 ↓ ВНИЗ

UkrPilot
09.10.2008 12:07
Про ПОДХВАТ наслышен, что он бывает и у вертолётов тоже. Если не трудно, вопрос к коллегам-вертолётчикам: Что это такое и как с ним бороться?
Теория глубокая не нужна, тк мог прекрасно всё подчерпнуть с инета.
Интересна инфа от "пострадавших"...
Петрович
09.10.2008 12:16
UkrPilot:

Как могу, "на пальцах".

Энергичное гашение поступательной скорости, путем увеличения угла тангажа более 10 градусов при малых значениях общего шага НВ приводит к попаданию в режим "вихревого кольца" или возрастающему перетяжелению НВ при парировании роста вертикальной скорости, путем увеличения шага НВ после значительного уменьшения поступательной скорости.
Митpич
09.10.2008 12:53
Чуть-чуть переведу Петровича с русского на понятный. :)

Смотри, если на пальцах и для неспециалиста... Винт отбрасывает воздух вниз. Отбрасывает с определенной скоростью. При снижении винт вертолета тоже снижается (естественно вместе с вертолетом и т.д. :)
Так вот если всорость снижения вертолета будет очень большой, то он практически догоняет собственный отбрасываемый воздух. Грубо говоря, воздух уже не отбрасывается вниз, не создает опору для вертолета, а снизу просто перетекает наверх винта.

Немнжко сумбурно, но надеюсь ты понял.
UkrPilot
09.10.2008 13:20
Митрич, супер! А РВ? Сами то с Петровичем побывали? Учат ли практически как с него выкарабкаваться?
Петрович
09.10.2008 13:50
UkrPilot:

Лично нет, зато бумаг написал обильно и густо))))))))))
UkrPilot
09.10.2008 15:09
Так шо с обучением курсачей или в частях?
Valti_
09.10.2008 23:03
Был, тренировался, обучали.
:))
10.10.2008 00:13
Петрович: К попаданию в вихревое кольцо приводит большая вертикальная скорость снижения при малой поступательной.А то, что вы написали это немножко из другой оперы и зависит от типа двигателя.Поршневые позволяют брать шаг с сравнительно большим темпом относительно газотурбинных.
шурави
10.10.2008 00:26
А в Нете посмотреть не судьба было?

http://yak52.narod.ru/theorie/ ...

http://kelt.boom.ru/heli_12.htm
UkrPilot
10.10.2008 11:47
Ну это вообще супер ссылки...
А про вихревое РВ так никто и не делится, почему-то. Это хорошо конечно что никто из форумян в нём не побывал
Messner
10.10.2008 11:53
Как с ним бороться? - лучше не доводить до него.
Петрович
10.10.2008 15:59
29 ноября 2004 года в 150 км от аэропорта Комсомольск-на-Амуре
потерпел аварию вертолет Ми-8Т RА-22502, принадлежащий ОАО
"Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им.
Ю.А. Гагарина" (ОАО "КнААПО") Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса
России.
В момент авиационного события на борту ВС кроме экипажа
находилось шесть человек. В результате авиационного происшествия три
члена экипажа и один пассажир получили травмы различной степени
тяжести. ВС получило значительные повреждения элементов конструкции.
При последующем заходе на место предполагаемой посадки с подбором,
как и в предыдущем случае, осмотр не производился. В процессе захода
на посадку экипаж допустил ошибки в технике пилотирования, что
привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца". Несмотря
на предпринятые действия, вертикальная скорость снижения увеличилась
до 8-10 м/сек, приборная скорость оставалась менее 60 км/час, что
привело к грубому приземлению вертолета и последующему его
разрушению.
Непосредственно перед столкновением с землей зарегистрировано
резкое перемещение ручки управления на "себя". В процессе
столкновения вертолета с землей произошло соударение лопастей НВ с
хвостовой балкой, что привело к разрушению хвостовой балки.

11 декабря 1998 г. при заходе на посадку на посадочную площадку
"Кубака" (252 км северо-восточнее аэропорта Омсукчан Магаданской
области) в сумерках, в простых метеоусловиях, при наличии морозной
дымки от производственно-жилого комплекса, произошла авария
вертолета Ми-8Т RA22761, принадлежащего авиакомпании "Икар"
Анализ материалов расшифровки САРПП-12ДМ показал, что на высоте
принятия решения положение вертолета в пространстве и параметры его
движения относительно площадки позволяли выполнить заход с
нормальной траекторией снижения и произвести расчет на посадку вне
зоны влияния воздушной подушки. В процессе дальнейшего снижения
вертолет попал в условия, ухудшающие видимость наземных ориентиров,
в результате чего произошла кратковременная потеря визуального
контакта с наземными ориентирами. На данном этапе снижения КВС, в
нарушение п. 7.6.15 НПП ГА-85, вместо ухода на второй круг,
приступил к энергичному гашению поступательной скорости и уменьшению
высоты полета. По мере быстрого гашения поступательной скорости ниже
40 км/ч происходило возрастание вертикальной скорости снижения,
которая достигла на конечном этапе полета 6 м/с, чем были созданы
условия для попадания вертолета в режим "вихревого кольца".

19.01.99 ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ НА ПЛОЩАДКУ "УРАЛЬСКОЕ" ПЕРМСКОЙ
ОБЛАСТИ ЭКИПАЖ ВЕРТОЛЁТА МИ-8 25363 2 ПЕРМСКОГО ГАП, ПОПАВ В РАЙОНЕ
4 РАЗВОРОТА В ОБЛАЧНОСТЬ, ДОПУСТИЛ УМЕНЬШЕНИЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ
СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ УВЕЛИЧЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
БОЛЕЕ 6 М/С, ЧТО ПРИВЕЛО К ВХОДУ ВЕРТОЛЕТА В РЕЖИМ "ВИХРЕВОГО
КОЛЬЦА" И, КАК РЕЗУЛЬТАТ, К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ ПРИЗЕМЛЕНИЮ СО
ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ.

12 июля 2002 года при выполнении полета в районе г. Сясьстрой
(Ленинградская область) произошло авиационное происшествие с
вертолетом Ми-8 RА-22948 ОАО "НПО "Взлет", подконтрольного ОМТУ
Центральных районов ВТ Минтранса России.
Авиационное происшествие произошло в результате попадания вертолета
в зону воздушного потока направленного на ВС сзади - справа при
развороте вертолета, что в дальнейшем привело к уменьшению скорости
полета, резкому развороту влево, потере путевой управляемости (в
результате возникновения режима "вихревого кольца" рулевого винта),
появлению вертикальной скорости снижения.
шурави
10.10.2008 16:19
2 UkrPilot:

А про вихревое РВ так никто и не делится, почему-то. Это хорошо конечно что никто из форумян в нём не побывал

Дык, кто же в здравом уме будет зависать при значительном боковом ветре?
FAL
12.10.2008 14:07
UkrPilot:
Так шо с обучением курсачей или в частях?
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Особые случаи только в теории.
Из практики тики ИОДы...О то ж!
ЗАЙЗ
12.10.2008 14:16
полета, резкому развороту влево, потере путевой управляемости (в
результате возникновения режима "вихревого кольца" рулевого винта),
появлению вертикальной скорости снижения.

Это вихревое кольцо Прибалты на ми-8 легко тушат каким то вспомогат блоком.
madpilot
12.10.2008 14:22
ЗАЙЗ

Это каким? Кнопкой Авторотация что ли? :-)
ЗАЙЗ
12.10.2008 14:27
Нет, с правой стороны по борту антивихревой блок.
Ну и авионика соответсвенно поменяна - на нетипичную.
Canadian pilot
12.10.2008 19:06
ЗАЙЗ: признавайся, что пил? или курил?

UkrPilot: из вихревого кольца при наличии запаса высоты выходят набором поступательной скорости. шаг при этом на себя брать категорически не рекомендуется, он наоборот присбрасывается. а ручка отдаётся от себя, чтобы оную скорость набрать. я думаю, в вихревое кольцо НВ каждый пилот хоть раз в своей жизни, да попадал на несколько секунд. в вихревое кольцо РВ попасть опаснее, так как это происходит в основном на висении, где запаса по высоте для вывода нет.
шурави
12.10.2008 19:43
Был случай, когда пилот первого класса, но с непомерными амбициями при выполнении облёта попал (на висении) в вихревое кольцо НВ. Первый раз увидел как Ми-8МТ, шасси убирает.
Canadian pilot
12.10.2008 21:10
шурави: ты опять фигню какую-то мелешь? как можно на висении попасть в вихревое кольцо НВ? он что, на 100 м висел и вдруг уронил вертолёт вертикально вниз, что-ли?
madpilot
12.10.2008 21:40
ЗАЙЗ

Бред полный.


Canadian pilot

Ага доводили такое АП, только насколько помню с Ми-24, на вертикальном снижении попали в РВК, висели довольно таки высоко.
Canadian pilot
12.10.2008 22:08
madpilot: нэ поэл, а какой смысл вообще висеть высоко, а потом ухнуть вниз. при облёте обычно какие-то определённые параметры проверяют, а что можно при таком странном маневре проверить?
шурави
12.10.2008 22:41
2 Canadian pilot:

шурави: ты опять фигню какую-то мелешь? как можно на висении попасть в вихревое кольцо НВ? он что, на 100 м висел и вдруг уронил вертолёт вертикально вниз, что-ли?

Вот именно. Я же говорил, с непомерными амбициями. Вначале он подпрыгнул (иначе не сказать), точно не скажу, но метров на 50 вполне. Затем так же резко швырнул машину вниз.
Теперь понятно?
ЗАЙЗ
13.10.2008 10:08
madpilot:

ЗАЙЗ

Бред полный.

Прибалтика на ми-8 по эксперименту с коллайдером ставит эти антивихревые
блоки, - для безопасности полетов в европе. Так что не нрадо ля-ля, если
не знаете..

Вихревая пелена, следующая за каждой лопастью, имеет элеектронные зародыши
вихря.
Кошка
13.10.2008 10:59
ЗАЙЗ:

madpilot:

ЗАЙЗ

Бред полный.

Прибалтика на ми-8 по эксперименту с коллайдером ставит эти антивихревые
блоки, - для безопасности полетов в европе. Так что не нрадо ля-ля, если
не знаете..

Вихревая пелена, следующая за каждой лопастью, имеет элеектронные зародыши
вихря.


Прибалтика, колладер, Ми-8 и "элеектронные зародыши вихря"... Это грузовик с травой качественной по дороге в Амстердам на соседней улице перевернулся и теперь у вас праааздник, или для Прибалтики это ноорма? Склоняюсь к последнему все же. Не дали бы вам траву переводить на такой бред.
FAL
13.10.2008 20:37
Canadian pilot:
Не мучайся! Касая абдуфка, однако, называцца...билят. АО-шник...
Mитрич
13.10.2008 23:42
Нет, попадать не попадал, и в гражданской авиации этому не учат(не знаю, как в войсках) Изучается теоретически, вводится ограничение и предполагается, что не выскакивай за ограничения - не попадешь в эти режимы.
Про вихревое кольцо на НВ, правда понял? Сумбурно у меня получилось.
Про вихревое кольцо на РВ - тут тебе неправильно рассказали. Вернее, даже не рассказали, так... Попытаюсь.
То, что тебе тут рассказывали - это не вихрь. Это называется "поймать боковой ветер" Представь - РВ переталкивает воздух из левой полусферы вертолета в правую, к примеру, со скоростью 10 м/с. Мы располагаем вертолет под боковой ветер так, что поток ветра движется в том же направлении с той же скоростью. Будет работать РВ? Ответ - нет, вертолет, следовательно, начнет вращать.Ну, еще проще, если перемещать весло в воде с той же скоростью, с какой лодку обтекает вода (НЕ ПУТАТЬ СО СКОРОСТЬЮ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ), то эффективность весла ноль.
В Вихревое кольцо РВ может попасть при интенсивном развороте вертолета вокруг вертикальной оси. Картина получается та же самая, что на НВ - винт отбрасывает воздух от себя, но при этом движется (винт, естественно) так быстро, что догоняет собственный же отброшенный поток.

Ну, вот примерно так. На пальцах.

Для понимания приведу ограничения. Боковой ветер на висении слева - 5 м/с, справа 10 м/с. Угловая скорость вращения - не более 12 град/сек (Это для Ми-8)
Canadian pilot
14.10.2008 02:23
FAL: ты об штом вообще? я не мучаюсь, мне и так неплохо :)) и кто у нас АО-шник?
HobbyPilot
14.10.2008 03:36
Митpич,

спасибо.
Mитрич
14.10.2008 12:53
Вообще-то, я тоже немного запарился - не совсем правильно рассказал. Тут еще зависит от направления (ветра и вращения). В одну сторону будет вихревое кольцо, в другую - скольжение. Но общий принцип, я думаю, ясен.
Ослик
14.10.2008 18:31
Слышал рассказы, что в Афгане некоторые использовали этот режим сознательно, для быстрого снижения прямо над точкой. Якобы подходили на потолке, где их было не достать "Стингером", гасили скорость, получали приличную вертикальную (на такой высоте висение невозможно), и попадали в режим вихревого кольца. В этом режиме сыпались почти до земли, и в последний момент выводили. Манёвр опасный - зато минимум вероятности быть сбитым. Тип - то ли Ми-6, то ли Ми-8.
Кто-нибудь знает, это правда или байки?
ЖШ
14.10.2008 18:47
Мне командир рассказывал, как они использовали в Афгане режим вихревого кольца для ускоренного снижения. На Ми-8.
FAL
14.10.2008 19:38
2Canadian pilot: Всё -проехали!
2ЖП: Смотря в каких годах. Может в начале? В завершающий период (87-89гг) слишком энергичное снижение (Vy~25-35 м/с и более) использовалось ночью за счёт запредельного пикирующего тангажа (до 50 град и более) с креном ~ 45-50 гр
обалдевший
14.10.2008 19:57
Ми-6 пожалуй единственный вертолёт, который более всего "неохотно" входит в режим ВК.
Связано с тем, что нагрузка на ометаемую площадь постоянно высокая - 5 лопастей, большой полётный вес сам по себе, если даже и пустой.
Т.е. лопасти настолько сильно отбрасывают воздух вниз, что вертикально в него (в свой же воздух) трудно попасть.
Сам лично в Афгане завис на 1500 метров над площадкой в Хайратоне и начал вертикально снижаться. Площадка слегка "пошла" назад, я чуток взял РУ на себя и тут же через пару секунд провалился в ВК. Тряска, машину начало "ломать" и вертикальная вместо 7-8 метров стала под 25-30.
Отключил автопилот (машинально), сунул РУ от себя, подсбросил шаг и метров через 250 потерянной высоты выскочил из ВК.
Высота была метров 900, перестал выёживаться, зашёл по-человечески и сел.
Больше попыток не повторял на Ми-6.
На Ми-26 тоже разок чуть не попался, но когда вертолёт затрясло (предвихревое), я успел увеличением шага выйти вверх из откидываемого винтом воздуха и плавненько таки вертикально, со скоростью 1, 5-2 м/сек, снизился и потом нормально сел.
Вертолёт был пустой, топлива тонны 3, вертикальная, когда началась тряска, была метра 3, 5-4.
Нагрузка на ометаемую была очень низкая, шаг на единице вообще.

Будте бдительны, друзья-коллеги :)))))
SKYPAN
14.10.2008 20:13
Ослик, ЖШ
При нас, в Джелалабаде, в 83 году, старшим инспектором-летчиком ВВС (АА) 40 армии был полковник Медведев. Так вот, со слов правака, с которым он летал пару раз на МТэшке, он такой херней и занимался, чем до смерти перепугал весь экипаж.
Именно так – над точкой, тысяч с трех.
А простого пилота, попробуй он такое сотворить, командир полка имел бы по самые помидоры, а может, и глубже)))))
Никакой системы таких "заходов", естественно, не было.
Да и "Стингера" массово в Афгане позже пошли.
Единичные пуски «Стрел» были, в районах Хост и Ургун, это по докладам с земли, мы сами не видели.

FAL
Вы таких страстей больше не озвучивайте, не надо))))))
Вы вообще-то представляете, что такое ТАКОЙ тангаж и ТАКОЙ крен НОЧЬЮ на вертолете над местностью, где нет световых ориентиров, кроме охраняемой зоны? И горизонта совсем не видно. Ну, например, аэродром Кандагар, еженощное боевое дежурство над точкой и в районе.
Какой смысл в таких запределах?

Ага
14.10.2008 20:40
Ослик:
Ага чтобы в вас труднее было попасть вы сознательно сначала погасите скорость и будете изображать из себя аэростат?А то мучайся целься в вас.А "рыбацких историй" в авиации не меньше чем на море.Случалось и не такое слышать:)))))))
обалдевший
14.10.2008 21:04
SKYPAN, Медведев был хороший дядька:)))
Помню, как на собрании в Кундузе он нам говорил: Товарищи лётчики! Разрешаю вам, если с бодуна, опохмелиться перед полётом! Но заклинаю - не летайте с бодунища! Ёпните грам 50-70 для лечения, но без фанатизма!

Вроде бы это Апрелкин (который до Медведева был) занимался такой херней - снижался в вихревом вертикально...
По крайней мере он ночью прилетал на 24-ке в Файзабад с тётькой на переднем седле...
madpilot
14.10.2008 21:35
ага а 'сухим листом' по склону вообще весело снижаться :-)
SKYPAN
14.10.2008 21:59
обалдевший
Привет! Не, разговор именно о Медведеве идет, его потом наш зам командира поменял, уж это я прекрасно помню)))))))))

madpilot
Усе, скоро в стройные ряды?))))))))
madpilot
15.10.2008 08:03
SKYPAN

Привет. Ага скоро выходить. НО я еще пока на море.:-)
ЖШ
15.10.2008 10:36
SKYPAN:
Возможно.
Мой командир не был "простым пилотом".
обалдевший
15.10.2008 11:29
ЖШ - он был "сложным пилотом"?
:)))
ЖШ
15.10.2008 13:44
Зам.ком.полка в смысле...
FAL
18.10.2008 19:35
2обалдевший:
Ми-6 пожалуй единственный вертолёт, который более всего "неохотно" входит в режим ВК.
Связано с тем, что нагрузка на ометаемую площадь постоянно высокая - 5 лопастей, большой полётный вес сам по себе, если даже и пустой.
Т.е. лопасти настолько сильно отбрасывают воздух вниз, что вертикально в него (в свой же воздух) трудно попасть.

Тогда уж по этой теории Камовские "миксера" должны лидировать...
обалдевший
18.10.2008 21:35
FAL, если Вы в теме, то должны знать - что такое нагрузка на ометаемую площадь:)
У Камовского миксера нагрузка на ометаемую площадь довольно высокая из-за небольших диаметров винтов, поэтому их никуда списывать не надо.
35-4
18.10.2008 23:44
обалдевший:

6
обалдевший
18.10.2008 23:47
35-4, шо это було?:)))
Canadian pilot
19.10.2008 00:10
обалдевший: скорее всего это была оценка твоих теоретических знаний :)))
803
19.10.2008 21:16
Обалдевшему:
+6 в принципе справедливая оценка за ответ, но по Украинской системе - там она уже 12 бальная
Полковник АСВ
20.10.2008 10:12
обалдевший:
У Камовского миксера нагрузка на ометаемую площадь довольно высокая из-за небольших диаметров винтов, поэтому их никуда списывать не надо.

На счёт списания по-подробней, плиз...




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru