2 ?:
Не, не инструктор, боже упаси! Я вообще летаю справа принципиально. У меня нет амбиций стать КВСом и причин тому несколько. Мне просто нравится летать, чашка что левая, что правая, все едино, главное, что управляешь самолетом. Плюс меня не грузит зарплата правака и отсутствие инструкторской надбавки. 30-40 часов в месяц, хороший спокойный сон, минимум прессинга :) Остальное в свободное время на разработке всяких приборчиков набираю. Правда, уже отошел от авиационных. Да и против уважаемого В.В.Ершова и того же Денокана я не потяну. Профессиональное знание психологии хорошо на разборе полетов и объяснении ошибок, а работа инструктора больше в стиле "делай раз, делай два!", а потом уже объяснения, почему. Это особого рода умение, одной фразой или приемом исправить ошибку пилотирования. Таких людей мало, а умеющих объяснить на земле теоретический аспект - пруд пруди. А еще страшно приятно летать правым на Арбузе!!!! Стик в правой руке, РУДы в левой - ну, чем не Як-52 ?! Поэтому мне справа ооооочень комфортно.
Что касается "Пиндостана и все такое", то это реакция на типичный комплекс свалившего из России человека, который тут же начинает поносить все наше, типа, он уже не наш, а их. А между тем глубоко уважаемые люди типа г-д Ершова, Пугачова, Квочура, Гагарина с Волком вовсе не в США учились, а как раз в российских летных школах и российскими же инструкторами. И даже опытные американские летчики с ATPL вряд ли стали бы подкалывать их на тему "как вас там учат! вы же правильно приборы визировать не можете!"
----
2 Одноглазый симер:
Скорее я неправильно Вас прочитал :))))
-----
2 neustaf:
Действительно, отслеживаемость крена при обратной индикации - преимущество. Но лично мне и многим другим пилотам нет проблемы сориентироваться и по тангажной сетке. В сложном положении (на тренажере, конечно) одним движением "самолетик" выравнивался по этим рискам. На уровне рефлексов несложно "выровнять две палочки параллельно друг другу" :) Вот мы и убрали крен, даже не видя линии горизонта на АГ. На военных самолетах при индикации на стекло (парни, ей-богу не помню, как эта система называется!!!) риски тангажной сетки делают очень широкими и на концах делают загибы, по которым можно быстро понять, летишь ты нормально или перевернуто. Тоже психологи постарались и удачно, на мой взгляд.
Что касается лопатки в тэшке и стрелки в 52-ом ЭУП, то утомляюсь глядеть на них ине от хорошей жизни пользуюсь ими, а потому, что при ПВП мне АГ вообще не нужен, есть для этого проектция капота на горизонт, а при ППП мне удобней по ЭУП, да и надежней он из-за своей простоты. Только на рулении надо убедиться, что он работает нормально :) Вот тэха, кстати, образец ужасной эргономики в этом плане. Обратная индикация создает типичную проблему: пилот дал штурвал на крен, самолет по ощущениям кренится с одной угловой скоростью, а визуально самолетик бежит гораздо быстрее (чувствуете? опять пресловутое "раздвоение личности"), потому и требуются долгие часы тренировочных полетов, чтобы откалибровать обратную связь "рука-глаза-вестибулярка" и не вводить самолет в раскачку из стороны в сторону (при прямой индикации ощущения конгруэнтны видимому движению горизонта на АГ и не вызывают дискомфорта). А вторая проблема в эргономике Як-18Т - это ЭУП, воткнутый внизу панели. Очень далеко переводить взгляд на УС и вариометр. К тому же, наклоняя голову, вы автоматически наклоняете вестибулярку и можете создать иллюзию положения самолета на пикирование. Руки подтянут штурвал на себя, дальше все понятно. Зато в Як-52 конструктора сделали ЭУП по-умному.
---
2 Д.М.:
Согласен :) Вот поэтому при обучении PPL VFR начинающему пилоту рекомендуется 90% времени таращиться за борт на окружающую обстановку и лишь 10% времени сканировать приборы. Сложности же при переходе с одной индикации на другую лечатся полезными приемами типа совмещения индексов на шкале крена и ориентации по тангажной сетке, доведенными до автоматизма (см.пред.пост)
-----
2 ipt:
Это не два вида восприятия полета, а два вида получения визуальной информации, необходимой мозгу для обратной связи при управляющем воздействии пилотом на органы управления. В этом плане второй обратный способ по сути можно сравнить с тем, как управляют по радио моделями авиамоделисты. Они дают ввод и наблюдают, к чему этот ввод привел, после чего мозг анализирует полученный обратный сигнал и дает руке поправку. По сути, модель для ее пилота есть тот же самый АГ с обратной индикацией, только еще более сложный. Обратите внимание, что настоящие самолеты бьются слава богу намного реже моделей, что еще добавляет минусов обратной индикации. А эмоциональный склад ума и аналитический тут ни при чем.
-----
2 Захожу иногда:
А я когда кручу пилотаж, то слежу как меняется картинка за бортом и жду появления характерных ориентиров для вывода из фигуры. Не задумывались, почему многие мастера крутят комплексы поперек ВПП? Да потому, что она в данном случае в силу своей протяженности является отличной имитацией линии горизонта на АГ. И сразу видно, есть ли крен на выходе. Во время петли лично я четырежды пользуюсь протяженными ориентирами для контроля крена: перед вводом, в момент появления линии горизонта за фонарем, по ВПП на выводе и по горизонту на выходе. Заметьте, что все 4 сверки идут по принципу прямой индикации и плевать мне на то, как я вижу себя со стороны.
---
В целом спор бессмысленный просто потому, что одному нравятся блондинки, а другому брюнетки :)) Это вопрос личных предпочтений, а пилоты и конструктора приборов просто абсолютно субъективно пытаются пропихнуть модель индикации и расположения визуальных элементов согласно своим предпочтениям. При этом они не осознают, почему это делают. Хотя, согласно Эрику Берну, это зависит от предыдущего опыта. Например, очень долго в авиамодельном кружке занимался и для него обратная индикация мила и вызывает положительный отклик в мозгу :) Именно поэтому летчиков с инженерами никто и не слушает в области авионики, а буквально навязывают им то решение, которое психологи и эргономы считают более удобным и безопасным. Вам может не нравится индикация, но в тяжелую минуту ваше быстрое подсознание выхватит правильную информацию из наблюдаемой картинки и даст команду рукам и ногам на выполнение действия. При этом медленное сознание "догонит", что же от него хотели, только на земле за рюмочкой в расслабленной обстановке. В этом и состоит задача правильного дизайна визуального отображения информации, чтобы передать критичную информацию как можно более прямым путем. А это возможно только через подсознание. Методов такой передачи в психологии много. При этом наилучшим путем будет использовать имеющиеся у человека инстинкты, рефлексы и стереотипы. Короче, не "создавать новый замысловатый гаечный ключ", а "достать уже имеющийся из чемодана" :))) В этом плане переход с визуальных полетов на приборные по АГ с прямой индикацией четко эксплуатирует сложившиеся при начальном обучении в голове у пилота стереотипные реакции на картинки горизонта за бортом, а не обращается к пространственной синтетической модели его самолета/вида снаружи, которой никогда не было и быть у психологически здорового человека не может :)))))
Аналогично, забугорные ребята давно уже выпускают авионику, эксплуатирующую очень крепкий стереотип светофора. Поэтому любой дурак, поглядев на указатель скорости в Цессне, без труда скажет, что лететь надо с такой скоростью, чтобы стрелка была в зеленой зоне и никогда не вылезать в красный сектор. Аналогично, глядя на указатель температуры двигателя гораздо легче заметить отклонения от нормы за счет того, что стрелка вылезла за привычный зеленый сектор. А в отечественном авиастроении до недавнего времени не было никакой маркировки на УС и даже на некоторых тэшках указатели температур и параметров двигателя не имеют цветовых секторов. И как всегда какой-нибудь НИИ провел исследования и выяснил, что цветовой фон затрудняет считывание показаний в стрессовых ситуациях, типа стрелки сливаются или что-то подобное. А потом продавят авторитетом свои "изыскания" и пошло-поехало, летит летчик на тэшке и непрерывно напрягается, чтобы 150 км/ч выдержать на глиссаде в рваный ветер, а еще чтобы шасси не более чем на 200 км/ч выпустить и щиток на 170, не быстрее. Хотя кто мешал на шкале не просто цифирьки нарисовать, а еще и отметочки удобные глазу нанести чтоб как для дураков? А потому, что какой-то старый генерал-летун времен Форманов и Блерио, будучи в составе комисси по военной приемке сказал "Мы вот всю жизнь без этих цацок цветастых летали и ничего, не расслаблялись. А этим сейчас нарисуй всякие отметки да цветные подсказки, так они и учить цифири из РЛЭ перестанут!" (не шучу, лично от одного старого инструктора такое мнение слышал)
PS. Простите за длинный текст, хотелось дать развернутые ответы и попытаться рассказать о мотивах, которыми руководствовались забугорные разработчики авионики.
Давайте. Кстати психолог не проводил тесты, когда появился доклад "вошёл в глиссаду шасси выпустил к посадке готов", до этого был доклад помимо колёс про закрылки. Не надо всё списывать на инстинкты. Колёса надо убирать, а потом выпускать. К этому тоже надо приучить себя, без напоминаний и докладов. И даже после докладов мостились на полосу с убраными и орущей сигнализацией. И пространственную ориентировку теряли как при прямой так и обратной индикации.
не надо опускать пилотов ниже плинтуса уважаемый.