Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Покрышкин

 ↓ ВНИЗ

12

РВС
07.09.2008 20:52
Зашёл спор, на каком самолёте Покрышкин больше сбил немецких самолётов? Я где-то читал, что лётчики не любили Кобру, Ла-5 был лучше?
-hp-
07.09.2008 20:58
На "моя кобрятка" больше.
Director
07.09.2008 21:02
Зашёл спор, на каком самолёте Покрышкин больше
-----------
Так Вы прочтите, что сам Покрышкин по этому поводу думал.
РВС
07.09.2008 21:07
Так Вы прочтите, что сам Покрышкин по этому поводу думал.
А где прочитать?
-hp-
07.09.2008 21:14
"За весь период боевых действий на фронтах ОВ с 22.6.41г. по 20 декабря 43-его т.Покрышкин на самолетах И-16, МиГ-3, Як-1 и "Аэрокобра" имеет 550 боевых вылетов, 137 воздушных боев и лично сбил 53 самолета противника". Книга называется "Познать себя в Бою". Автор Александр Покрышкин.
-hp-
07.09.2008 21:18
По ходу чтения книги могу сказать точно: на "Аэрокобре" он сбил более 23 самолетов - делай выводы...
Quoondo
07.09.2008 21:20
-hp-: В НЕБЕ ВОЙНЫ он что-то не очень о ней отзывался.
-hp-
07.09.2008 21:23
Вопрос не в отношении к самолету был поставлен, а иначе.
Quoondo
07.09.2008 21:28
-hp-: К своему стыду, а действительно не знаю на каком самолет больше всего сбил Покрышкин..((( и даже, никогда не задумывался.
Может МиГ-3?))
B52
07.09.2008 21:28
Читал книгу о Покрышкине, где он первый раз опробывав "Кобру" сказал "Хавно".
Ну вобщем все ясно, доктор Гебельс вам наше - "Ау!"
Ну разве мог, Сталинский Сокол, сказать "запипись"! вражеской технике???
Отсюда и пляшите.......
А "Зверюга" была по своему времени класная.....
Я так думаю
РВС
07.09.2008 21:30
Так значит он не Ла не летал? На сколько я знаю, это был лучший истребитель ВОВ? Или?
-hp-
07.09.2008 21:35
B52: не понял, кого он за врагов считал? P-39 был на вооружении у 4 стран: США, Россия, Великобритания, Франция.
Шкраб
07.09.2008 21:40
РВС:
Так значит он не Ла не летал? На сколько я знаю, это был лучший истребитель ВОВ? Или?

На Ла-5ФН наибольших успехов добился И.Кожедуб. До сих пор идет спор, какой самолет был лучшим по показателям боевой эффективности - Ла-5/5ФН или семейство Як-3/7/9 и их модификации.
По Покрышкину - в своих мемуарах он лучше отзывался о самолетах Яковлева и плохо о "Кобрах" (в силу особенностей ее освоения среднестатистическим летчиком), но по некоторым данным наибольшее число побед именно на "Аэрокобре" (но, ИМХО, благодаря тому, что к этому моменту в Германии сажали на самолеты уже кого попало и лучшие асы были повыбиты). Вот если бы были цифры, на какое число вылетов в среднем приходилась победа по типам, тогда и можно говорить, но свести воедино все это - титанический труд.
Летнаб
07.09.2008 21:46
Ну по документам на П-39 он сбил около 43 самолета.

ЗЫ если речь идет о том, чей самолет лучше исходя чисто из кол-ва сбитых на определенном типе истребителя, то могу сразу добавить: Ла-5/7 лучше, так как Кожедуб сбил 63 практически за тот же срок, то есть на 50% больше.

:)
журнал "Аэрофлот"
07.09.2008 21:48
А вот во мне было написано, в статье "Воздушный змей" (№1 2008), что Покрышкин очень любил Р-39, и открыто негативно отзывался об отечественных истребителях.
Шкраб
07.09.2008 21:51
2 журнал "Аэрофлот"

Бывает, в свете то современного понимания истории, а еще Наполеон победил Кутузова. :-)))
B52
07.09.2008 22:00
Не Братцы, не хочу поднимать шмон.....
!!!
Понятно, что ни кто там не был, а все читали авторов, + надо делать скидку на политику текущего момента.
Мой ответ:
2 ЛазерДжет
Ну я читал мемуары которые выпускалиь уж после 60хх годов. Там враг был один - США. Я не беру это за однозначное утверждение, но есйесно политика "подправила" высказывания, поэму "нахрен спорить?" Есейсно все подгонялось под врага №1!
Случайно пообщался в вдовой маршала ПВО - Колдунова. Она мне сказала, что не думал маршал о вражескойй технике (Кобра) - плохо. Ну это особый разговор.
А я пацаном у них яблоки тырил. Рядом жили. Он меня с собакой поймал и отпустил. Ухмыльнулся тока.
Вобщем я потом его супругу втретил и извинился за яблоки, а она мне вон че сказала...
Ну это эмоции, а реально неплохая авиация была, да?
журнал "Аэрофлот"
07.09.2008 22:03
Такие пилоты как Покрышкин опробовали многие типы истребителей, но летал до самой победы именно на "Кобре". Отчего? Летать больше не на чем было? А по моему все же дело в мощном вооружении, отличной маневренности на средних высотах и эргономике, которая ни одному нашему истребителю даже не снилась.
ИМХО.
B52
07.09.2008 22:05
Хотя соврал, Пожалуй мы с ней на дргую тему грили, это я приврал....
Грила она, что "Руст, - гад жизнь испортил"
И что Колдунов, хороший, реальый ас был.......
А еще честный мужик и не подкупный.
Кстати его дача-дом, это образец аскептизма.
Летнаб
07.09.2008 22:09
журнал "Аэрофлот":

А по моему все же дело в мощном вооружении, отличной маневренности на средних высотах и эргономике, которая ни одному нашему истребителю даже не снилась.




Так в чем же Ла-7 уступал Кобре, можно точнее?
Шкраб
07.09.2008 22:15
журнал "Аэрофлот":
А по моему все же дело в мощном вооружении, отличной маневренности на средних высотах и эргономике, которая ни одному нашему истребителю даже не снилась.

К слову, удельная нагрузка на крыло у Ла-7 меньше, чем у Аэрокобры, это на тему маневренности. Особенно, если принять во внимание носовую стойку у Кобры, предполагающую использование отличной ВПП (желательно не грунтовой в осенний период), да и постоянное желание свалиться в штопор без малейшего предупреждения летчика...
Вот по поводу вооружения только вопросов нет, а потому честь и хвала Покрышкину, летавшему и побеждавшему на таком сложном самолете...
TipoG
07.09.2008 23:49
журнал "Аэрофлот":

Перед тем, как писать, вы хоть лтх этих самолетов сравните.
Ла-5ФН - 3300 взлетный при мощности 1850л.с.
Р-39Q-10(15) - 3400 при 1215 л.с.
С "Кобр" приходилось снимать все, от чего отказатся можно было(бронелисты, оборудование), тогда, как Лавочкин на вертикали чувствовал себя уверенно. Про отличную управляемость и маневренность Ла-5 тож много написано.
И какое "мощное вооружение" вы на Кобре увидели?
Director
07.09.2008 23:52
И какое "мощное вооружение" вы на Кобре увидели?

Наверное это:
1х37 мм (T9);
2х12, 7 мм (Browning .50 cal).
4х7, 62 мм (Browning .303 cal)
TipoG
08.09.2008 00:03
Director:

А потом 37мм снимали и ставили 20:) На Як тоже устанавливали 37, только не прижилось это. Специально для СССР ставили 2 * 12.7 и 1 * 20мм.
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 00:10
Кобра была очень непростой машиной.
Ну, низковысотная - это понятно.
Ну, "аллисон" со всеми его недостатками - тоже.
Аэрокобра имела склонность входить в плоский штопор, особенно, после расхода боеприпасов, менявшего центровку.
А еще она практически всегда либо убивала, либо калечила пилота, пытавшегося выбросится из нее с парашютом.

Но для Покрышкина и его ребят важнее бюыли другие преимущества: отличная связь, хорошее вооружение, "вертлявость" кобры на низких и средних высотах. Ну и, кроме того, кобра знакома им с 43-го года была все-таки. Т.е. изучили "от и до", а переучиваться в ходе войны на новый тип - всегда риск.

В общем, кобра - машина для "экспертов", действовавших в особых условиях.
Director
08.09.2008 00:13
Специально для СССР ставили 2 * 12.7 и 1 * 20мм.

А кто ставил? Могу поверить, если это были немцы.
Задумчивый
08.09.2008 00:18
В книге, конечно, требовалось написать, что "Кобра" - не очень, а вот в американском документальном многосерийном фильме "Неизвестная война" А.И.Покрышкин уже вовсю расхваливает Б.Ланкастеру этот самолет, особенно свою практику соединения всех огневых гашеток в одну.
По ходу вспомнилось, как в издании "Записок авиаконструктора" начала 60-х годов А.Яковлев восхваляет мудрые указания Н.С.Хрущева, а в последующем "дополненном и исправленном" тираже, после 64-го года, поносит его на чем свет стоит.
Политика, понимашь...
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 00:28
Специально для СССР ставили 2 * 12.7 и 1 * 20мм.

Во-первых, аэрокобру и строили-то почти целиком "специально для СССР" (как и кингкобру)
Во-вторых, 37-мм пушку заменили на 20-мм по причине уж совсем неприличной "скоро"стрельности первой.
В-третьих, уменьшить количество пулеметов при 20-мм пушке - недопустимо из-за фатального изменения в центровке.
Но при сохранени 37-мм пушки (штурмовые варианты, так сказать) иногда кол-во пулеметов сокращалось до 2-х за счет значительного увеличения боезапаса собственно пушки (но эти варианты годились только для опытных пилотов из-за той же центровки)
APR
08.09.2008 00:30
TipoG:

А потом 37мм снимали и ставили 20:)... Специально для СССР ставили 2 * 12.7 и 1 * 20мм.

Откуда такая инфа?



Из интервью с летчиком Д.А.Алексеевым http://www.airforce.ru/history ...

А.С. Как «лавочкин» летчики оценивали, по сравнению с «яками» и «аэрокоброй»?

Д.А. На аэродроме Бриг, я был свидетелем интересных тренировочных боёв. Тогда на этом аэродроме стояло несколько истребительных авиаполков с разной матчастью, на «ла», «яках» и «аэрокобрах». Нам командование показало истребитель Як-3 (один из полков им только переворужили). На этом показе, «як» вел тренировочный воздушный бой против Ла-7 и Р-39Q. Причем в кабинах сидели лучшие летчики (командование каждого полка постаралось, для этих боёв, дать лучшего бойца). Ла-7 с «яком» крутился долго и разошлись ни с чем. Полностью равные машины оказались. А вот в бою «аэрокобры» с «яком», «як» «кобре» быстро в хвост зашел.
Надо сказать, что «як», «ла» и «кобра» считались самолетами равными по сумме ТТХ. Считалось, что Р-39 по сравнению с советскими машинами имеет самые лучшие взлетно-посадочные характеристики (за счёт шасси с передней стойкой), самый лучший обзор, самую лучшую радиостанцию и самое мощное вооружение, хотя по динамике и на вертикальном маневре «аэрокобра» считалась похуже и «ла», и «яка». Тяжеловата. По скорости все эти три истребителя считались равными.

шурави
08.09.2008 00:31
2 журнал "Аэрофлот":

Такие пилоты как Покрышкин опробовали многие типы истребителей, но летал до самой победы именно на "Кобре". Отчего? Летать больше не на чем было? А по моему все же дело в мощном вооружении, отличной маневренности на средних высотах и эргономике, которая ни одному нашему истребителю даже не снилась.
ИМХО.

Твоё ИМХО не рулит. Дело в том, что в РККА/СА не спрашивали, на чём хочешь летать.
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 00:34
А. И. Покрышкин, летая на "Аэрокобрах" с весны 1943 г, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на "Аэрокобрах" воевали и такие прославленные асы, как Г. Речкалов, Г. Голубев, К. Сухов, братья Глинка и другие. На "Аэрокобре" Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 - Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолетов Н. Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолетов противника.

http://airwar.ru/enc/fww2/p39.html
шурави
08.09.2008 00:40
2 APR:

Надо сказать, что «як», «ла» и «кобра» считались самолетами равными по сумме ТТХ. Считалось, что Р-39 по сравнению с советскими машинами имеет самые лучшие взлетно-посадочные характеристики (за счёт шасси с передней стойкой), самый лучший обзор, самую лучшую радиостанцию и самое мощное вооружение, хотя по динамике и на вертикальном маневре «аэрокобра» считалась похуже и «ла», и «яка». Тяжеловата. По скорости все эти три истребителя считались равными.

Чего удивлятся, у Яка приходилось 2, 17-2, 5 кг/лс, у Кобры 2, 8-3, 2 кг/лс.
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 00:41
Дело в том, что в РККА/СА не спрашивали, на чём хочешь летать.


ну это кого как.
некоторых не только спрашивали, но и самолеты по спецзаказу им делали.
оно и понятно.
и правильно.
65084
08.09.2008 00:42
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОКРЫШКИН ЛЕТАЛ НА МИГ-3, А 1942 НА Р-39 KOBRA.
ОФИЦИАЛЬНО ОН СБИЛ 59САМОЛЁТОВ.В КНИГЕ "БОЙ ТРЕБУЕТ МЫСЛИ" ОН УПОМИНАЕТ О 77 СВОИХ ПОБЕДАХ.НИ НЕМЦЫ НИ НАШИ С 59 ПОБЕДАМИ НЕ СОГЛАСНЫ, СЧИТАЮТ ПОБЕД БЫЛО БОЛЬШЕ.
В ВЫШЕУКАЗАННОЙ КНИГЕ, СЧИТАЮТ ЧТО БЫЛО ИХ 116.
НА МИГ-3 СБИТО БЫЛО ОКОЛО 10 САМОЛЁТОВ, А ОСТАЛЬНЫЕ БЫЛИ СБИТЫ НА КОБРЕ.100-БОРТОВОЙ НОМЕР.(ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ)
ПРЕДЛАГАЛОСЬ А.И. НА ЯК ПЕРЕСЕСЕСТЬ. И ВОТ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ЯКОВЛЕВЫМ, А.И. СКАЗАЛ, ЧТО ВООРУЖЕНИЕ ЯКа СЛАБОВАТО...
В 1943 ИЛИ 44 ПРЕДЛОЖИЛИ ПОКРЫШКИНУ ЛА-5.НО ВОЙНА ШЛА К КОНЦУ И ПОКРЫШКИН ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ НЕ СТАЛ.
В БРИТАНИИ СЧИТАЛИ КОБРУ САМЫМ ПЛОХИМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ ВОЙНЫ.
САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БРИТАНЕЦ СБИЛ НА ЭТОМ ТИПЕ 2 САМОЛЁТА.А САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ-3.
КСТАТИ, ПЕРВЫМ САМОЛЁТОМ. КОТОРЫЙ БЫЛ СБИТ ПОКРЫШКИНЫМ БЫЛ СУ-2, КОТОРЫЕ К ИЮНЮ 1941 БЫЛИ СЕКРЕТНЫМИ.НИКТО ТОГДА НЕ ПОГИБ.
Director
08.09.2008 00:42
некоторых не только спрашивали, но и самолеты по спецзаказу им делали.
----------
Кому и где? Что за самолет?
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 00:48
дело в том, что в командном бою (а Покрышкин был не каким-нибудь самовлюбленным "спортсменом"-охотником, а Советским человеком, для которого важен был общий результат) важна, прежде всего, СВЯЗЬ.
И тут аэрокобра имела явные преимущества.
мощное вооружение - это так же большое преимущество именно для эксперта.
а вертлявость кобры и хороший обзор - окончательно определяли выбор.
в принципе, выйдя на определенный уровень, пилоты-истребители могли уже не опасаться быть сбитыми в воздушном бою истребителем.
очень мало асов погибло таким образом, большинство пережило войну, либо стало жертвами бортовых стрелков (случайная пуля-дура) и зенитной артиллерии (аналогично).

поэтому самого Покрышкина и его асов мало волновало, что кобра - самолет капризный (они просто знали и принимали это) и что она убивает пилотов, пытающихся покинуть ее с парашютом.
APR
08.09.2008 00:53
шурави:

Чего удивлятся, у Яка приходилось 2, 17-2, 5 кг/лс, у Кобры 2, 8-3, 2 кг/лс.

Просто откуда-то появилась инфа (кто-то придумал, приснилось может), что на русские Кобры ставили 20мм пушку взамен 37мм и постоянно то тут, то там появляется.
65084
08.09.2008 00:53
Director:
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НАРОДА БЫЛИ, НО ПО СПЕЦЗАКАМ ОТЛИЧНЫХ ОТ ДРУГИХ САМОЛЁТОВ НЕ БЫЛО.
Director
08.09.2008 00:54
мощное вооружение - это так же большое преимущество именно для эксперта.
----------
Тумблер, по Вашей версии на Р-39 ставили 20мм пушку и пулемет. Это мощное вооружение?

что она убивает пилотов, пытающихся покинуть ее с парашютом.

Вы думаете в сбрасываемую боковую дверь покидать самолет труднее, чем через сдвижной фонарь? Заблуждаетесь.

Про "вертлявость" без комментов. Посмотрите отчеты ГНИИИ ВВС, где кобра проходила испытания во время войны, и посмотрите характеристики устойчивости и управляемости ( отчеты в инете попадались). Очень не простая в этом плане машина была.
65084
08.09.2008 01:01
РВС:
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОКРЫШКИН ЛЕТАЛ НА МИГ-3, А 1942 НА Р-39 KOBRA.
ОФИЦИАЛЬНО ОН СБИЛ 59САМОЛЁТОВ.В КНИГЕ "БОЙ ТРЕБУЕТ МЫСЛИ" ОН УПОМИНАЕТ О 77 СВОИХ ПОБЕДАХ.НИ НЕМЦЫ НИ НАШИ С 59 ПОБЕДАМИ НЕ СОГЛАСНЫ, СЧИТАЮТ ПОБЕД БЫЛО БОЛЬШЕ.
В ВЫШЕУКАЗАННОЙ КНИГЕ, СЧИТАЮТ ЧТО БЫЛО ИХ 116.
НА МИГ-3 СБИТО БЫЛО ОКОЛО 10 САМОЛЁТОВ, А ОСТАЛЬНЫЕ БЫЛИ СБИТЫ НА КОБРЕ.100-БОРТОВОЙ НОМЕР.(ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ)
ПРЕДЛАГАЛОСЬ А.И. НА ЯК ПЕРЕСЕСЕСТЬ. И ВОТ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ЯКОВЛЕВЫМ, А.И. СКАЗАЛ, ЧТО ВООРУЖЕНИЕ ЯКа СЛАБОВАТО...
В 1943 ИЛИ 44 ПРЕДЛОЖИЛИ ПОКРЫШКИНУ ЛА-5.НО ВОЙНА ШЛА К КОНЦУ И ПОКРЫШКИН ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ НЕ СТАЛ.
В БРИТАНИИ СЧИТАЛИ КОБРУ САМЫМ ПЛОХИМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ ВОЙНЫ.
САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БРИТАНЕЦ СБИЛ НА ЭТОМ ТИПЕ 2 САМОЛЁТА.А САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ-3.
КСТАТИ, ПЕРВЫМ САМОЛЁТОМ. КОТОРЫЙ БЫЛ СБИТ ПОКРЫШКИНЫМ БЫЛ СУ-2, КОТОРЫЕ К ИЮНЮ 1941 БЫЛИ СЕКРЕТНЫМИ.НИКТО ТОГДА НЕ ПОГИБ.

Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 01:01
2 Director:
насчет "убийцы пилотов" - именно из-за этого большинство получали травмы, ударившись о хвостовое оперение.
есть статистика, приведенная в монографиях. Я конечно могу начать искать в своей библиотеке, но это требует времени и, скажем так, стимула.
Хотите? найду. только теме не давайте опускаться тогда.
насчет пушек/полеметов.
спереди всегда была либо 20-мм и 2 12-мм пулемета, либо 37-мм + 2 пулемета.
иногда крыльевые снимали (когда бомбу вешали - штурмовые варианты), но обычный истребитель ВВВС РККА нес 20-мм пушку + 4 крупнокалиберных пулеметов (2+2).
и это было много (по сравнению с яками, да и с ла, пожалуй).

что до самолей по "спецзаказу", то этим занимался яковлев точно.
"спецзаказ", в основном, заключался в особо тщательной сборки и полировки.
тоже хотите ссылку/цитату?
но учтите, что я буду тратить свое время.
65084
08.09.2008 01:10
Красный тумблер на задней стенке:
НАЙДИ!
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 01:39
хорошо, постараюсь на этой недели порыться (давно пора в порядок привести библиотеку все равно).
но пока поясню: "спецзаказ" - это максимальное приближение характеристик самолетов к заявленным. Т.е. устранение брака, неизбежного в условиях ВОВ при массовом производстве.
когда самолеты с заявленной скоростью в 600 км/ч выдавали в реальности 520.
APR
08.09.2008 01:48
Красный тумблер на задней стенке:

...37-мм пушку заменили на 20-мм по причине уж совсем неприличной "скоро"стрельности первой.

...обычный истребитель ВВВС РККА нес 20-мм пушку + 4 крупнокалиберных пулеметов (2+2).
и это было много (по сравнению с яками, да и с ла, пожалуй).


20 мм пушкой Hispano были вооружены только "английские" P-39D-1.

In September 1940, Britain ordered 386 P-39Ds (as the Model 14), of 675 in all, differing in the 37 mm being replaced by a 20 mm Hispano and the 6x0.3 by .303 (7.7 mm). These began equipping 601 Squadron in September 1941, and were promptly recognized as having inadequate rate of climb and performance at altitude; only 80 joined the RAF (only 601 Squadron being outfitted), about 200 being transferred to the Soviets, another 200 repossessed by the USAAF after Pearl Harbor, and sent to Australia (the models being designated P-400).

Все последующие модификации были вооружены пушкой 37 мм. Наиболее массовыми в СССР были P-39N и Q.

more info
08.09.2008 02:23
Красный тумблер на задней стенке
08.09.2008 02:39
20 мм пушкой Hispano были вооружены только "английские" P-39D-1.


были переделки и в войсках.
Director
08.09.2008 03:15
Красный тумблер на задней стенке:

А я Вам возражать пытался...., а Вы оказывается "Квондо". По всем пунктам.
Владимир Ч
08.09.2008 08:58
Документально подтверждены только 46 побед А.И. Покрышкина (книга "Асы Великой Отечественой" М., 2007 написана по данным архивных документов). Все остальные рассуждение по типу "тут считали, там не считали" - это предположения, которым можно верить или не верить, смотря по пристрастиям.
На МиГ-3 Покрышкин одержал в 1941 г. 3 победы, на Як-1 в 1942 г. -2. Остальные - на Аэрокобре, причем практически все - в 1943 г. В 1944 - только две победы, в 1945 побед нет. Основные же заслуги А.И. Покрышкина не столько в количестве сбитых, сколько в разработке методики воздушного боя, организации боевых действий и подготовки летчиков.
Связывать успехи летчиков с конкретым типом самолета справедливо лишь отчасти. Так, наиболее результативный британский ас Мармадюк Петтл одержал 50 побед на "Гладиаторе" и "Харрикейне". Лучшие американские асы - Бонг и МакГуайр летали на Р-38.
V.Step
08.09.2008 09:24
В книге Галлая Речкалов на вопрос "Что ему больше всего нравилось в Кобре - вооружение, маневренность, скорость и т.д." ответил, что всё это, конечно, в бою важно, но главное, что они выделяли для себя - СВЯЗЬ. Редкого качества по тем временам. "Если кто-то что-то увидел и сообщил - вся группа знает об этом и никаких неожиданностей в бою не происходит."
P.S. Читал, что из-за гибели при капотировании Клубова на Ла-7 Покрышкин отказался от "лавочкиных". Действительно ли гибель повлияла или это выдумки - не знаю.
Уточним
08.09.2008 10:46
С. Д. ЛУГАНСКИЙ. (Из книги «На глубоких виражах»):

Делегация растерянно оглядела большое поле, сплошь заставленное новенькими истребителями ЯК-1. (…) Восемь машин опробовал я, и ни одна из них мне не понравилась: тяжелы и неуклюжи. Директор завода указал на одиноко стоявший в сторонке истребитель:
- Попробуйте-ка вот этот. Попробуйте, попробуйте. Я вам дело говорю. Этот самолет особенный.
- Что ж в нем особенного?
- Ну, если уж вы такой недоверчивый...
И директор рассказал мне. Недавно, всего несколько недель назад, на одном из подмосковных аэродромов были собраны истребители самых различных марок. Тут были немецкие "мессершмитты" и "фоккеры", американские "кобры", наши "ЯКи" и "лавочкины". Устроили своеобразное соревнование - какая машина лучше.
На этих испытаниях присутствовали конструктора, директора заводов, руководители авиационной промышленности.
Лучше всех себя показали немецкий "мессершмитт" и американская "кобра".
- Этот самолет, - указал директор на одиноко стоявший истребитель, -
был на испытаниях. Мы его специально готовили.
Самолет оказался хорошим. Я исполнил на нем целый каскад фигур высшего пилотажа, сел и, едва спрыгнув на землю, заявил:
- Все. Беру этот. Никому не отдам.
Директор рассмеялся:
- Да с богом. Желаю счастья.


БУКЧИН С. З. (из книги Драбкин А. "Я дрался с асами люфтваффе"):

- Расскажите о сильных и слабых сторонах «Аэрокобры»?
Об этом уже столько написано! В штопор самолет переходил легко , чуть ручку перетянешь и «привет». Центровка была нарушена . Многие по началу боялись использовать в полете фигуры высшего пилотажа из за опасности свалиться в штопор . Хотя в бою выжимали из машины максимум. . Еще одна неприятная вещь –стрельба «шатунами» Что добавить к уже известным фактам? Покидать самолет с парашютом было непросто. На «кобре» нажатием рычага левая дверь кабины сбрасывалась и при прыжке летчик часто погибал от удара о стабилизатор. В нашем полку так погиб, на моих глазах, Сергей Акиньшин.
Часто рули заклинивало .Во всех полках было принято переводить оружие на одну гашетку , но у нас крыльевые пулеметы не снимали . Боекомплект к пушке М-4 был 30 снарядов , к пулеметам синхронным по 200 патронов , к крыльевым по 1000 патронов . Одного точного залпа хватало , чтоб сбить самолет врага . Стреляли как правило наверняка , иначе боекомплекта и на 3 минуты боя не хватит
А вообще самолет очень комфортабельный . Представьте , даже писсуар был !
По боевым характеристикам « кобра» ничем не уступала отечественным истребителям . Но это мое личное мнение . Хотелось бы напомнить такой факт , что немало советских асов летало на Р-39 . Покрышкин, Амет-хан, Речкалов, Глинка , Гулаев. Список впечатляющий и его можно продолжать.


ГОЛОДНИКОВ Н. Г. (из книги Драбкин А. "Я дрался на истребителе»)

Я ДРАЛСЯ НА ИСТРЕБИТЕЛЕ. ПРИНЯВШИЕ ПЕРВЫЙ УДАР. 1941–1942.
— Когда вы начали воевать на Р-39 «аэрокобра»?
— На «кобре» я начал летать с ноября 1942-го. Первые самолеты мы получали в Москве. Собирали и на них же учились. Это были P-39Q, наверное, 1-го или 2-го типа, из «английского заказа». В желтом камуфляже. Учили серьезно. Инструкторы, литература самая разная. С переучиванием уложились быстро, дней в пять-шесть. Потом уже нам «кобры» перегоняли или мы брали в Красноярске, [251] это были типы Q-5, Q-10, Q-25, Q-30 и Q-35. Эти уже специально для СССР делались. Мы всю войну только на серии «Q» воевали.
«Кобра» мне понравилась. Особенно Q-5. Это был самый лучший истребитель из всех тех, на которых я воевал. Из «кобр» она самой легкой была.
— Кабина как вам показалась?
— После Р-40 показалась тесноватой, но она была очень удобной.
Обзор из кабины был превосходный. Приборная доска очень эргономичная, со всем комплексом приборов, вплоть до авиагоризонта и радиокомпаса. Там даже такой писсуарчик был, в виде трубочки. Захотелось тебе пописать, вынул ее из-под сиденья — и пожалуйста. Даже держатели для ручки и карандаша были. Бронестекла были мощные, толстенные. Бронеспинка тоже толстая. На первых шли бронестекла и переднее, и заднее, но бронеспинка была без бронезаголовника (заднее бронестекло его роль выполняло). На последних, это где-то начиная с Q-25, заднего бронестекла не было, но бронеспинка стала с бронезаголовником.
Кислородное оборудование было надежным, причем маска была миниатюрная, только-только рот и нос закрывала. Мы маску только на высоте надевали, после 20 тыс. футов, обычно она на пулемете лежала.
Радиостанция было мощная и надежная, КВ. Принимала-передавала очень чисто.
— Какое вооружение было, пулеметы, пушки, прицел?
— У первых «кобр», что в Москве получили, стояла 20-мм пушка «Испано-сюиза» и два крупнокалиберных [252] пулемета «Браунинг», синхронизированные, под капотом.
Потом пошли «кобры» с 37-мм пушкой М-6 и с четырьмя пулеметами, двумя синхронизированными и двумя плоскостными. Крыльевые пулеметы снимали сразу, поэтому вооружение было — пушка и два пулемета.
На «кобрах» были интересные перезарядка и спусковой механизм пушек — гидравлические. Поначалу, на «английском варианте» «кобры», с ними здорово намучились, «гидравлика» замерзала. Видимо, эти «кобры» предназначались для Африки, потому что гидросмесь густела и отверстия в гидроцилиндрах забивала. Так наши умельцы гидросмесь заменили на отечественную и отверстия в диаметре увеличили. Стала перезарядка работать нормально. Впрочем, на этих «кобрах» вся «гидравлика» замерзала, не только перезарядка.
Пулеметы взводились механически, рукой, специальной ручкой. Казенные части пулеметов в кабину выходили. Спуски у пулеметов были электрические.
Прицел был американский. Очень простой прицел — отражатель и сетка.
— Если сравнивать 20-мм пушки — «Испано-сюизу» и ШВАК — то какая, на ваш взгляд, лучше?
— Наша. Безусловно. ШВАК была на порядок-два надежнее. «Испано» требовала просто невероятного качества обслуживания. Малейшее запыление, загустение смазки или еще какая-нибудь мелочь, и все — отказ. Очень ненадежная.
Баллистика у нашей пушки была лучше. Наша пушка обеспечивала более настильную траекторию стрельбы, а это много значит, когда прицеливаешься. Вот на «яках» — там и прицела не надо было, трасса почти прямая, [253] наводи и стреляй, куда нос смотрит, туда и снаряды попадут. ШВАК была поскорострельнее.
По мощности снарядов эти пушки были примерно одинаковы, во всяком случае, видимой разницы на глаз не наблюдалось.
— А нужна ли была 37-мм пушка, 37-мм — не крупноват ли калибр для истребителя? Да и боезапас маловат. И еще, не маловата ли была скорострельность?
— Нельзя сказать, что 37-мм — это недостаток, как и то, что 37-мм — это преимущество. У М-4 были и свои достоинства, и недостатки. Достоинствами надо было пользоваться, недостатки по возможности компенсировать.
Какие были недостатки.
1. Низкая скорострельность — 3 выстр/сек.
2. Баллистика снаряда скверная. Крутая траектория полета снаряда, что требовало больших упреждений, но это опять-таки на больших дистанциях, особенно в стрельбе по наземным целям. По наземным упреждение приходилось выносить на два «кольца» прицела вперед.
3. Маловат боезапас. Тридцать снарядов.
Все эти недостатки нивелировались правильным выбором дистанции стрельбы. Правильно — это метров с 50–70, тогда и скорострельности хватало, и баллистика на этом участке приемлемая, и упреждение надо минимальное. Так что все перечисленные выше недостатки 37-мм пушки проявлялись только на больших дистанциях.
Теперь о достоинствах.
1. Снаряды очень мощные. Обычно одно попадание во вражеский истребитель и... все! Кроме того, стреляли [254] ведь не только по истребителям. Бомбардировщики, плавсредства. По этим целям 37-мм была очень эффективна.
Случай. Расковыряли наши торпедные катера немецкий конвой. Большинство так или иначе подбиты, но уходят. Один катер был сильно подбит и еле-еле тянул. А к нему немецкие «охотники». Один совсем близко подошел. То ли добить решил, то ли в плен взять. Нас тогда восемь было, мой комэск Витя Максимович, он парой чуть раньше ушел, на разведку конвоя, и я ведущим шестерки. Мы переговоры катеров слышим (катера, кстати, американские «Хиггинсы»), подбитый говорит: «Наседают!» Мой комэск ему: «Не дрейфь! Щас я его!..» Зашел и с 37-мм очередью дал. Заполыхал этот «охотник» любо-дорого! А тут шестерка Ме-109Ф, на прикрытие конвоя и обеспечения удара по нашим катерам шестерки ФВ-190 с бомбами. Тут я со своей шестеркой. «Фокке-ры» шли пониже, а «мессеры» метров на 500 выше их. Закрутили... Я тогда хорошо атаку построил. Зашел со стороны солнца, с превышением и атаковал всей шестеркой вначале «мессеры». Я сбиваю одного, проскакиваю мимо них и сразу, продолжением атаки, сбиваю «фоккер». И снова вверх, как на качелях, на солнце. О-оп! и я снова выше «мессеров»! Очень хорошо получилось, «мессеры» врассыпную, «фоккеры» (бросая бомбы в море) тоже в разные стороны. И мы опять на них сверху. Да, разогнали мы их тогда здорово.
Вообще-то в том бою сбил троих, но по одному из этих троих еще один наш летчик стрелял, и этого сбитого записали ему.
Приземлиться еще не успели, а с подбитого катера уже по радио доложили, что одна и та же «кобра» сбила два «мессера», а другая зажгла «охотник». Все ж у них на глазах было. Нам потом адмирал Кузьмин, командир [255] бригады торпедных катеров, личную благодарность выразил. Все подбитые катера на базу вернулись.
Так что одной очереди из нескольких 37-мм снарядов хватало, чтобы поджечь или подбить катер типа «морской охотник».
Еще случай. Летали на «свободную охоту» четверкой. Я ведущий. Попался нам немецкий танкер, «на глаз» 3000–3500 тонн. И, главное, без сопровождения! Я команду: «Штурманем!» Я зашел, проштурмовал, хорошую очередь дал, вывел метров на 25. Он тоже постреливал, да ладно... Мой ведомый проштурмовал, потом ведущий второй пары, а четвертый говорит: «Горит, ничего не вижу!» Я ему: «Ну выходи, не лезь». Смотрим, идет к берегу, пылает вовсю. Прилетели, докладываем: «Сожгли танкер, тыщи три с половиной». А нам: «Да что вы там сожгли, всего 38 снарядов израсходовано!» Вы, мол, врите, да не заговаривайтесь, 38 снарядов на 3, 5 тыщи! Я им: «А что этого мало?! В эту коробку 38 снарядов!» Вначале все смеялись, а потом наши агентурные разведчики сведения дали, что такого-то числа, там-то выбросился немецкий горящий танкер, 3, 5 тысячи. Все подтвердилось. Вот так — 38 37-мм снарядов уничтожили корабль в 3, 5 тысячи тонн!
2. М-4 была очень надежной пушкой. Если у этой пушки и случались отказы, то только по вине совсем неквалифицированного обслуживания.
У меня случай был. Молодой, неопытный оружейник поставил ленту «наоборот», зубцы звеньев лент вверху оказались, причем и на пулеметах, и на пушке. Летели парой. У меня ведомый был — только второй боевой вылет. Вижу пару «фоккеров». Я атакую ведущий «фоккер», он пошел на вертикаль. Я даю выстрел из пушки, так что у него этот «огненный шар» по курсу прошел, немец, естественно, резко вниз, дистанция резко сокращается, и [256] он у меня в прицеле. У меня пулеметы делают по одному выстрелу и отказывают, полностью! Перезаряжаюсь — без толку! Все оружие отказало! Главное, я ведь этими двумя пулями попал. Немец сильно задымил, скорость упала, надо добивать, а нечем! Я ведомому: «Добей фрица!» А он карусель с ведомым немца закрутил и крутил ее до тех пор, пока немец не свалил. И кроме «своего немца», мой ведомый ничего не видел. И подбитый тоже ушел. Уже на земле выяснилось, что мой ведомый не закрепил наушники на шлемофоне, на перегрузке наушники сорвались, и он меня не слышал. А через месяц наши сбивают немецкого летчика на «фоккере», и на допросе у комдива он спрашивает: «А почему месяц назад ваш летчик из этого же полка меня не добил? У меня два цилиндра было разбито». (Немец отлично знал, что на «красноносых» «кобрах» летали только летчики 2-го ГИАП ВМС КСФ. Примечание мое. — А. С. ) Наш комдив ему и говорит: «Да такой же неумеха вроде тебя был, вот и не добил».
Оружейника сгоряча хотели под трибунал отдать, но отделались выговором. Я был категорически против трибунала. Пацан, салага еще. Тут вина была техника по вооружению, это его прямая обязанность была проверить правильность снаряжения. Знал же ведь, что оружейник неопытный. А он проверять не стал, поверил на слово. «Готово?» — «Готова!»
— Как вам двигатель на Р-39 показался, не слабоват? Говорят, ненадежный, ресурс в полагающиеся 120 часов не вырабатывал, да и шатунами, бывало, «стрелял»?
— Двигатель был «Аллисон». Мощный, но... ненадежный, особенно на первых типах — Q-1, Q-2. У них и [257] двигатель послабее был. У нас после первых 3–4 боев все десять «кобр» «встали», у всех вышел из строя двигатель.
Эти первые «Аллисоны» и половины ресурса не вырабатывали. Часов 50 — это был его предел, часто бывало и меньше. Обычно 10–15 полетов, если с боем. Клинил, подшипники выплавлял. У меня у самого такой случай был. «Без движка» садился. За двигателями следили строго. Как только чуть стружка в масле появляется, двигатель меняли. Запасных двигателей много было, но не всегда успевали их доставлять. Бывало, на Ли-2 двигатели возили, по 4 шт. на самолет, такая в новых движках была потребность. Но все равно, несмотря на контроль, заклинивания были. Правда, шатунами двигатель не «стрелял», этого на наших не было. На «пятерках» и дальше двигатели уже были более мощные и надежные. Высотность двигателя была 8 тысяч, а выше ни мы, ни немцы не летали
Насчет форсажа. В принципе обороты обычным «газом» регулировались. На «кобрах» два режима наддува было, «экономичный» и «боевой режим», который характеризовался увеличенным наддувом. Переключатель режима в кабине стоял и управлялся летчиком. У боевого режима тоже был переключатель на то, что мы называли «51 мм и 57 мм наддува». Если полет был на советском бензине Б-95, то «боевой режим» устанавливался на 51-мм, если на американском Б-100–57 мм. Этот переключатель летчиком не управлялся, хотя и был Ё кабине, на секторе газа. Положение переключателя величины «боевого режима» контрилось проволочкой, которую легко срывали нажатием.
Раз чувствую, недотягиваю (а мне надо было выше немцев оказаться), думаю: «Да, черт с ним!», проволочку порвал и сунул «57». И тут я почувствовал, что такое [258] «57»! Как прыжком выскочил! Немцы меня сверху увидели и сразу вниз, а нам этого и надо было.
Американский бензин был лучше нашего, несильно, но лучше. У нас антидетонационные свойства повышались за счет добавки теттраэтилсвинца. Два-три вылета сделаешь, и моторист должен с электродов свечей свинец счищать. Если он момент упустит, то между электродов свинцовый шарик образовывался. Но это не было особой проблемой, обычно после каждого вылета свечи чистили. Это быстро. Но с американским бензином такого не было. То ли они изначально более высокооктановую основу использовали и меньше «свинца» добавляли, то ли бензолом октановое число повышали. Наверное, все-таки бензолом. Потому что наш бензин по цвету был розовый, а американский голубой.
Впрочем, «стружку гнал» «Аллисон» на любом бензине. Реально «Аллисоны» полный ресурс, а это часов 100, начали вырабатывать только в 1944 году. Это уже пошли Q-25–30. Но тогда уже и интенсивность воздушных боев упала, и самое главное, у этих типов стал ощущаться недостаток тяговооруженности, поэтому мы крыльевые пулеметы снимали. Весу много, тормозят сильно, а в бою толку от них чуть.
От модификации к модификации «кобра» вроде бы улучшалась по конструкции, но это вело к постоянному увеличению веса, что не компенсировалось даже возраставшей мощностью двигателя. Р-63 «Кингкобра» была вообще «утюгом». Я на ней уже после войны летал (слава богу!). Самыми мощными по тяговооруженности были типы от Q-2 до первых Q-10, а потом тяговооруженность начала падать. Опять же, начиная с «десяток», винты пошли с объединенной системой «газ-шаг», а это тоже выживаемость в бою не повышает. [259]
— На сколько хватало горючего?
— Если подвесить центральный бак в 175 галлонов, то хватало на 6 часов полета.
— По литературе у «кобры» были следующие недостатки: 1. Ненадежный двигатель. 2. «Слабый» хвост. 3. «Кобра» била стабилизатором выпрыгивающего летчика. 4. За счет задней центровки легко входила и плохо выходила из перевернутого штопора. Про двигатель вы уже сказали, а как насчет других?
— Про «слабый хвост» ничего не могу сказать. У нас было все нормально.
То, что «била стабилизатором», то тут надо было соблюдать определенные правила. Во-первых: никогда не открывать обе двери, а только одну. Если одну дверь откроешь, то только голову высуни — тебя потоком воздуха вытянет, а если две — хрен ты из этой кабины вылезешь. Второе: поджимать ноги.
Центровка у «кобры» была предельно задняя. У них даже два по 10 кг свинцовых груза были в передней части установлено, чтоб хвост разгрузить. Иногда такая центровка создавала проблемы, с теми же плоским и перевернутым штопором. Опять же, при перелетах пустую заднюю часть не загрузишь. У нас как-то попытались, пошлепались. Как «на шиле» летишь. Потом уже стали опытными, все в переднюю часть грузили.
Были у «кобры» еще недостатки.
Выпадало заднее бронестекло. Оно тяжеленное было, килограмм 12, крепилось специальным штифтом. На резких эволюциях штифт не выдерживал, и стекло выпадало, правда, и ставилось оно легко.
И был еще один недостаток: на большой скорости выдавливало форточку, имевшуюся на левой двери (на [260] правой форточки не было), и этот кусок стекла с гигантской силой бил летчику в лицо. У нас два случая было, летчики погибли.
Еще недостаток. Трубочка к кислородной маске шла тонкая и не гофрированная, гладкая. Это было не очень хорошо, потому что когда ты маску постоянно надеваешь-снимаешь, то она перекручивается и может перегнуться, в самый неподходящий момент задыхаешься. У нас такой случай был, летчик сознание потерял, слава богу, ненадолго, успел в воздухе очнуться.
На «английских» «кобрах» было отвратительное отопление. У них кабина отапливалась печкой, как на «Запорожце», с такой запальной электросвечой и бензосистемой. Свеча «фонила» страшно. Включишь печку — в наушниках треск, выключишь — замерзаешь. Я в этой кабине руки поморозил.
На Q-5 и последующих уже мощные обогреватели стояли, от двигателя, проблем с обогревом не возникало.
— Фотоконтроль был?
— Под конец войны, только на «кобрах».
— Могла ли «кобра» противостоять Ме-109Г и ФВ-190 в воздушном бою?
— «Кобра», особенно Q-5, нисколько не уступала, а даже превосходила все немецкие истребители.
На «кобре» я совершил более 100 боевых вылетов, из них 30 разведок, и провел 17 воздушных боев. И «кобра» не уступала ни по скорости, ни по динамике разгона, ни по вертикальной и горизонтальной маневренности. Очень сбалансированный был истребитель. У нас [261] она себя очень хорошо показала. Видимо, все зависело от того, что ты хотел получить. Либо ты «мессеров-фоккеров» сбиваешь, либо у тебя «Аллисон» 120 часов вырабатывает. Насчет скорости «кобры» и «мессера». У меня была «кобра» Q-25, с фотокамерами, для разведки. За двигателем стоял плановый АФА-Зс и два перспективных АФА-21. Я запросто на ней уходил от группы Ме-109Г, правда со снижением. Может, одиночный «мессер» со мной и потягался бы, но от группы уходил.
— Что вы можете сказать, сравнивая «кобру» и отечественные машины?
— Если говорить про отечественные истребители, то надо уточнять, смотреть, какие и когда.
Про И-16 я уже говорил. Из других самолетов первой половины войны я летал на ЛаГГ-3 и МиГ-1. На «лагге» я начал летать в 1941 году, еще в училище. Тяжел, даже облегченный. В войсках его сразу невзлюбили. Слабоват был двигатель для такого планера. Воздушных боев я на нем не вел. На МиГ-1 я стал летать в полку, у нас их три штуки было. Они много стояли по причине ненадежности двигателя. Как бывшему инструктору, мне и пришлось на одном из них летать. Они были без предкрылков с тремя пулеметами. Немного неустойчивый был. Но были и у него достоинства. У него был великолепный планер, усилия на рули нужны были небольшие. Удобный был. Обзор из кабины очень хороший. На команды реагировал моментально. Нагнетатель стоял. «Выше 4 тысяч, самолет — бог», — это Покрышкин правильно о «миге» сказал. Двигатель М-35 его подвел. Страшно ненадежный, очень «сырой». Правило: если в полете двигатель на больших оборотах погонял, то либо на следующем, либо через один движок станет. [262]
Я сам как-то за высотным разведчиком погнался, уже вот-вот огонь можно будет открывать, тут движок и сдох. Садился уже «без двигателя». Инструкторские навыки помогли. Оказалось, оборвало шестерню распределительного механизма. После этой аварии на наших «мигах» полеты запретили. Я на «миге» три или четыре полета сделал, воздушных боев не вел.
Что касается истребителей «як» и «ла». Я никаких комплексов по поводу советских истребителей не испытывал. У нас были очень хорошие машины. Я на большинстве «яков» сразу после войны летал, так что мог сравнить. Нет, наши были не хуже «кобры».
По аэродинамике и тяговооруженности яковлевские машины были на самом высоком уровне, правда, на пределе прочности.
Жаль, на Ла-5 и Ла-7 не удалось полетать, но я летал на Ла-9 и Ла-11, так что класс «ла» оценить мог. Высокий класс, особенно мне нравился Ла-9.
Приходилось мне на «кобре» с Як-1 тренировочные бои вести. Три провел и во всех трех «яку» в хвост зашел. Но тут все решило мое мастерство. Я как летчик был покруче. У меня опыт большой, я свой истребитель чувствовал. А там ребята молодые. Если бы я на «яке» был, а они на «кобре», я бы все равно их сделал. Потом мне комдив сказал: «Что ты делаешь, дай же ребятам поверить, что у них самолет тоже хороший! Они же не понимают, почему ты победил!»
Ни «яки», ни «лавочкины» по скорости, динамике разгона, маневренности не уступали «мессерам» и «фокке-рам». На больших высотах превосходство в скорости у немецких машин было на 10–20 километров в час, но эта разница не такая, чтобы обеспечить подавляющее превосходство, в бою она практически не ощущается.

12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru