Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вертолеты по схеме NOTAR

 ↓ ВНИЗ

Mutto
25.05.2008 19:12
Я немного почитал ссылки, которые мне скинули участники форума и стал лучше втеме разбираться. Спасибо больлшое всем кто помог мне. Но у меня возник вопрос. Я так понимаю, что вертолеты делятся на 3-4 основных категории и одна из них это одновинтовые вертолеты со струйной системой управления. Насколько я понимаю, это достаточно молодой класс вертолетов. Появился где-то в 80-х годах. Но только не могу понять, почему по этой схеме строится всего около 1% всех вертолетов в мире. Уважаемые участники, не могли бы объяснить все плюсы и минусы этой схемы?
vinodel
25.05.2008 20:04
7-10. СИСТЕМА ПАРИРОВАНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
Система типа NOTAR (заменяющая хвостовой винт) вертолета MD-6OON заимствована с зарекомендовавшей себя системы вертолета MD-520N.
Принцип работы системы NOTAR предельно простой. Она состоит из встроенного вентилятора, хвостовой балки с управляемой циркуляцией; створки управления вектором тяги и горизонтального стабилизатора с двумя управляемыми килями.
Туннельный вентилятор системы NOTAR имеет 13 лопаток изменяемого угла установки и привод от трансмиссии НВ через повышающий редуктор. Угол установки лопаток вентилятора управляется пилотом педалями. Вентилятор подает воздушный поток низкого давления в хвостовую балку, частично, образующий циркуляцию через щели в балке. Основной выдув через поворотную створку обеспечивает компенсацию крутящего момента и управление по курсу.
Направленная циркуляция воздушного потока в хвостовой балке действует как вертикальная аэродинамическая поверхность, создающая подъемную силу, противодействующую крутящему моменту НВ при висении. Подъемная сила создается за счет НВ, направляющего воздушный поток на правую часть балки (компенсирующую крутящий момент благодаря воздуху, выходящему из щелей). Вентилятор NOTAR обеспечивает выдув приблизительно постоянного расхода из щелей на всех режимах полета.
Боковая сила парирования крутящего момента, создаваемая циркуляцией хвостовой балки, прямо пропорциональна крутящему моменту: при большем крутящем моменте от НВ подается больший объем воздушного потока, приводящий к увеличению парирующего эффекта. При меньшем крутящем моменте выдув невелик и хвостовая балка создает меньший парирующий эффект.
Стабилизатор на MD-600N имеет фиксированный угол установки и расположен над хвостовой балкой, перед поворотной створкой. На каждом конце стабилизатора располагается вертикальный киль.


7-8 Оригинал



РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВЕРТОЛЕТА MD 600N CSP-600RFM-1
Описание систем вертолета

Правый и левый киль соединены с педалями управления. Отклоняясь на угол примерно 30 градусов, кили обеспечивают управление курсом в прямолинейном полете. Они дополнительно разгружают поворотную створку в прямолинейном полете, что обеспечивает оптимальную управляемость.
Поворотная створка располагается в задней части хвостовой балки и состоит из внешнего цилиндра с вырезанным сектором, вращающегося вокруг внутреннего цилиндра. Внутренний цилиндр имеет фиксированные лопатки, при совпадении с которыми вырезанный сектор внешнего цилиндра регулирует объем и направление выдува воздушного потока из балки. Измененяемый суммарный вектор тяги от струи выдува создает дополнительный парирующий эффект и управление курсом.
vinodel
25.05.2008 20:24
На скоростях ГП ещё нормально, а на нодлётах, при переходе на зависание очень чуствителен по курсовым углам, ноги всегда на стрёме. Опасен боковой ветер в А-80-190 градусов, становится малоэффективен. Но когда лётчик грамотный и со стажем, техника пилотирования не вызывает затруднений, просто нужно привыкнуть. И крутится всё в другую сторону нежели у нас.
vinodel
25.05.2008 20:30
http://photofile.ru/photo/vino ...
Вот он представитель системы НОТАР
Mutto
25.05.2008 20:32
Так я не понял, какие плюсы и минусы этой схемы?
vinodel
25.05.2008 20:34
http://photofile.ru/photo/vino ...
ТОк наверное будет крупнее.
другой
25.05.2008 20:39
А режим авторотирования, когда тяги двигателей нет и как управлять по курсу у этого НОТАРа?
МД-520
25.05.2008 21:25
Прекрасная машина. Если сказать попроще, крутящий момент компенсируется 80% хвостовой балкой с щелями и 20% хвостовой "бочкой". Левый руль направления на МД-520, от педалей, правый автоматически подруливает и улучшает путевую устойчивость (YSAS).
Основным преимуществом данной системы является отсутствие хвостового винта. Что приводит к увеличению мощности(не требуется дополнительной мощности на вращение хвостового винта), а также увеличение безопасности(из-за отсутствия ХВ).

vinodel:
\\\\\\\\\\\\\\\\На скоростях ГП ещё нормально, а на нодлётах, при переходе на зависание очень чуствителен по курсовым углам, ноги всегда на стрёме. Опасен боковой ветер в А-80-190 градусов, становится малоэффективен. Но когда лётчик грамотный и со стажем, техника пилотирования не вызывает затруднений, просто нужно привыкнуть. И крутится всё в другую сторону нежели\\\\\\\\\\

БРЕХНЯ !!!!!!!

Прекрасно управляется!!! Летаем в любой ветер, с любой стороны. Мне даже сложно ответить на вопрос ограничений по ветру. Ограничение - сам летчик. На авторотации отлично себя ведет, 600-ка похуже, а про 900-ку вообще молчу. На МД-902 вообще чувствительные педали.

Даже если откажет система Нотар, прекрасно ведет себя и управляется на скорости 50-60 узлов, и посадку производишь без особых усилий.
МД-520
25.05.2008 21:36
другой:

Нотаровская система на авторотации работает как и при работающем двигателе, так как привод вентилятора Нотар приводится от редуктора НВ.
Mutto
25.05.2008 22:19
МД-520, так какие плюсы и минусы этой схемы?
L-13
25.05.2008 22:46
МД-520:
Если система приводится от редуктора, а тот в свою очередь крутится двигателем то откуда по вашему берётся увеличение мощности?Кпд системы намного больше чем у хвостового винта?
Не могли бы обосновать не на словах, а сравнив например 520 и 500 которые видимо отличаются только хвостами.
МД-520
25.05.2008 22:58
Mutto:

\\\\\\\Появился где-то в 80-х годах. Но только не могу понять, почему по этой схеме строится всего около 1% всех вертолетов в мире. Уважаемые участники, не могли бы объяснить все плюсы и минусы этой схемы?\\\\\\\\\\

Субъективно, вижу, в основном, только одни плюсы.

Скажем на первый взгляд плюсы:
- простота конструкции
- меньше крутящих механизмов
- простота обслуживания
- меньший отбор мощности от двигателя
- повышенная безопасность из-за отсутствия ХВ( нет контакта с окружающими предметами)
- шумность значительно меньше, чем с хвостовым винтом
- себестоимость
- на МД-902 просторный пассажирский салон, по сравнению с аналогами
- стоимость вертолета, по сравнению с аналогами, значительно ниже
- хорошая маневриность

Минусы

- новое производство(небольшие объемы)
- из-за объемов сроки поставки и расширение производства
- сервисные центры ( запчасти, ТО из-за молодости)
- на МД-520 нет багажного отсека
- на МД-520 небольшой пассажирский салон(бывший военный вертолет)

МД-520 и МД-902 отличные машины, МД-600 - переработка МД-520
L-13
25.05.2008 23:13
МД-520: "меньший отбор мощности от двигателя"
Вы только, что писали:"не требуется дополнительной мощности"
Теперь уже требуется, но меньший?А может это вовсе не так?Цифры в студию.Сравните 500 и 520.Уникальная возможность вертолёты практически одинаковые кроме хвоста.
А так очень "менеджерский" подход.Продать любой ценой навешав лапшу на уши.К вам и сейчас конечно не относится.:))
Alexz
25.05.2008 23:22
L-13:

Если, я правильно понял, это так называемый городской вертолет, сколько людей порубили хвостовым винтом, а тут винта нет, а газовая струю просто отшвырнет любопытного.
Mutto
25.05.2008 23:28
Так если плюсов больше почему тогда не запутили в массовое производство? 20 лет достаточно большой срок, что бы массово начать летать
МД-520
25.05.2008 23:45
L-13:

Злой Вы!

Во первых: Никто ничего не продает и тем более не вешает лапшу на уши. Мы являемся эксплуатантами МД-520. И лишь высказываем свое мнение.
Во вторых: На сколько я понимаю, человеку интересна система Нотар и Mutto: попросил высказать мнение каждого. Если Вы что-то знаете, то добавьте по существу, а не придирайтесь к словам.
В третьих: Если Вам нужны цифры, сейчас не готов выдать, смогу дня через два, связавшись с инженером МД. Отбор мощности для вращения хвостового винта на 10-15%(если мне не изменяет память)больше, чем отбор мощности для вращения вентилятора Нотар. Отсюда и увеличение полезной мощности.
В четвертых: А Вы сами-то летали с нотаровской системой?
L-13
25.05.2008 23:59
МД-520:
Напоминаю здесь общедоступный форум, а не частная переписка.Если вы не в курсе, что означает :)) могу пояснить это смайл, улыбка по нашему.Или вы общаетесь только с летающими с системой НОТАР.Ну и наконец надоели голословные "рекламные" заявления.По существу сказать не можете.Ладно будет время ГУГЛ поможет.
94-й
26.05.2008 00:05
Дай Бог памяти... Еще в конце 80-х я диплом по теме "Выбор системы компенсации момента НВ на легком вертолете" делал. NOTAR также рассматривался. В ЦАГИ по этому поводу ездил на консультации. Методику расчёта фактически разрабатывать наново пришлось (под диктовку мэтров, ессно). Методичек тогда на эту тему не было. А резюме было такое - даже в превом приближении ясно, что нельзя достичь выигрыша в мощности за счёт сокращения потерь на ХВ. Компрессор забирает порядка 7-10% мощности. Отсутствует точная аналитика для просчёта аэродинамического совершенства системы и нужен большой объем экспериментальных работ. Интерес представляет только относительная безопасность эксплуатации. И то интерес сомнительный, т.к. в СССР тогда аварийность по ХВ (контакт ХВ с препятствиями) была ничтожна. Кр того выявилась необходимость проектирования сложного механизма поворотного сопла с низким аэродинамическим КПД. Плюс Хвостовая балка цилиндрической формы большого диаметра. Плюс Незамкнутая оболочка с подкрепленным вырезом. Плюс... Плюс... И т.д. Этого дипломный проект вынсти не мог и закончили тем, что отказались ставить NOTAR на проектируемый вертолет. Поставили фенестрон. Что, впрочем, тоже было неоднозначным решением для лёгкого четырёхместного вертолета. Но считалось проще, приятнее и быстрее. Вот.
Так что честь и хвала спецам из ХЬЮЗа. Они свои дипломные проекты смогли довести до серийного образца! А в СССР эксперименты окончились вялыми работами на Ка-26...
L-13
26.05.2008 00:49
Желающие могут сами сравнить
http://www.mdhelicopters.com/h ...
http://www.mdhelicopters.com/h ...
Для этого вовсе нет нужды куда то звонить.Это данные производителя.И что мы видим.А видим мы, что есть два практически одинаковых вертолёта отличающиеся практически только хвостом.Но почему то тот у которого обычный ХВ и даже несколько менее мощная модификация одного и того же двигателя летит быстрее, дальше и продолжительность полета также больше.Высотные характеристики получше у бесхвостого, но это понятно тот самый чуть более мощный двигатель.
Так, что уважаемый МД-520: вы вешали нам лапшу на уши.Понимаю не специально, но извините мы уж стряхнули.Безопасность конечно при такой схеме выше только безопасность не только хвостом определяется.Звиняйте если нарушил приятное заблуждение:))
Io
26.05.2008 02:11
L-13

http://www.aviation.ru/contrib ...

посмотрите здесь
L-13
26.05.2008 09:52
Io:
Посмотрел и что?Вы в свою очередь посмотрите приведённые мной выше ссылки.Заметьте это данные производителя.Какие претензии ко мне ?Все вопросы к MD.
Большшой
26.05.2008 15:31
я вота чо думаю.
если машину такого принципа кинуть в бой.
не секрет, что львиная доля повреждений от МЗА, особенно при противопартизанских (то есть малоопытных стрелках) акциях приходится на заднюю половину и килевую балку в частности. так вот. попасть и перебить вал ХВ у того же Апача, Ми24 - еще нужно суметь. он не такой уж большой, этот вал, и не каждая пуля от ДШК перебьет вусмерть, про 7, 62 всякие и речи нет. ну, понаделает дырок, и хрен сними. до дома дотянет, или хотя бы уйти из полосы боя.
а вот тут как - еси наделать решето в этой балке, то оно ж шуровать будет куда угодно, через рваные пробоины, и снизится эффективность управления.
ну, это просто такая мысль вслух
шока
26.05.2008 16:47
а в коммерческом использовании по нему никто стрелять не будет
Мutto
26.05.2008 22:37
Я так ине понял, какие плюсы а какие минусы этой схемы. Если строится всего 1% таких вертолетов, значит с ними происходят какие-то проблемы
27.05.2008 12:35
Большой
27.05.2008 12:59
а покажите, что в мире есть радикально новое? ну, кроме виртуальных вещей и супер IT технологий?
всё железо - от ракет-носителей до мобил (в мире-то они уже давно) - модернизация существующих лет 30 и более вещей. значит, нет такой уж особой необходимости. ну, на мобилах там всякие полифонии-экраны и т.п., но все равно это - МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН.
взрыва изобретений, как после изобретения полупроводников - микросхемы, комп, СВЧ, мобила, САУ и пр. -- пока нет.
не ставить же эту хрень на серийну машину. а новых так что-то особенно и не видно, в гражданском флоте. в армии - все эти ка50 и прочие Команчи - они ж тоже родом из 80х.
Дежурный по стремянке для приставления по новой технологии
27.05.2008 13:14

Если сказать попроще, крутящий момент компенсируется 80% хвостовой балкой с щелями и 20% хвостовой "бочкой".
------
Это Парето стремянка 80:20? Понятно, что много строить больше 1% - ломать AFDX
PROEN
27.05.2008 18:29
Просто это городской вертолет, используемый на чартере, когда каждый второй идиот лезет под винт. Видел разнос черепа на Ми-8 - жуткое зрелище! На тяжелых вертолетах эта схема не работает. Больших преимуществ нет, но выглядит классно - сделано все конструктивно достаточно просто и достаточно надежно, у нас один МД-520 стоит в ангаре, каждый день хожу мимо... Пилоты говорят, что в управлении очень легкая машина, если сравнивать с 206-ой Бэлкой. Вообще 520-ый профессиональная машина, смотрится очень хорошо.
АП-34Б
27.05.2008 19:16
Про разнос черепов. При разгрузке-погрузке при работающих двигателях на МИ-8 механик находится возле створок, а второй - пинками отгоняет желающих сунуть голову во вращающийся РВ. Почему-то их туда притягивает, прямо как медом намазано. Слышал историю про женщину, попавшей под РВ МИ-2. Лишилась одного уха и шиньон с башки оторвало. Повезло.
PROEN
27.05.2008 19:24
У нас молодой студент-практикант из геологов нес палатку на плече и так вместе с палаткой под винт... Молодой красивый парень. Так что эта система совсем не бесполезная.
а как?
27.05.2008 19:55
а в армии или вообще при взлете дается какая то команда или ктото следитза тем что бы не было никого в области винтов??
вдруг его развернет и тот кто стоял сбоку окажется в плоскости хв???
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
28.05.2008 07:41
Почему схема не распространена?
про
28.05.2008 18:49
В СССР тоже пробовали подобную штуку в КБ Камова, но принцип был другой - гольная аэродинамика. Летала хорошо. Испытывал Андрей Шерстюк. Дальше испытаний не пошло.
Влад111
09.06.2009 21:51
От Notar отказались из-за большой потери мощности



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru