Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Мертвая петля

 ↓ ВНИЗ

Dm
08.05.2008 11:35
Очередной вопрос для сотни мудрецов, чтобы не скучали.

Летчик выполняет мертвую петлю. Пройдя верхнюю точку (пусть тангаж уже достиг -10..20°), он обнаруживает, что высоты для завершения фигуры не хватит (как он попал в эту ситуацию - не будем обсуждать, попал и все). Каковы его действия ?

На примитивных симуляторах обычно можно выкрутиться, сделав полубочку, разогнав скорость и перейдя в гор. полет.

А как обстояло бы дело в жизни ? Подозреваю, что вопрос выживания зависит от запаса скорости в верхней точке ?
08.05.2008 11:45
Вариант всего один - такой же, как и на "примитивных симуляторах".
Fox
08.05.2008 11:51
А других вариантов то и нету. Только так, как в "примитивных симуляторах"

xogok
08.05.2008 11:51
Ну, наверное, если в верхней точке скорости для полубочки не хватает, но "тангаж уже достиг -10..20°" -- можно ещё чуть-чуть уменьшить тангаж, в перевёрнутом пикировании разогнать скорость, а затем уже выполнить полубочку и вывести и непереврнутого пикирования обычным способом. Не вижу проблем.
Скобарь
08.05.2008 11:54
Fox:
Вариантов много. Например: с криком "ААААААА мы щас разобьемся!!!!" закрыть глаза и бросить штурвал.
Fox
08.05.2008 11:55
Угу

Ну еще вариант - катапультироваться/вывалитсья за борт
Dm
08.05.2008 11:56
Ну и сразу возникает вопрос - а попадал-ли кто нибудь реально в такие ситуации ?
xogok
08.05.2008 12:01
Dm:

*** Ну и сразу возникает вопрос - а попадал-ли кто нибудь реально в такие ситуации ? ***

Ну, бывало из-за потери скорости в верхней точке петли/полупетли валились в штопор. Из которого, конечно, благополучно выводили, но тем не менее.
Fox
08.05.2008 12:05
2Dm

Ситуаций с печальным исходном очень много, на , Ютубе роликов - килограммы.

В том числе и с попаданием в штопор в верхней точке и невыводом из него.
Видел на все том же ютубе в исполнении P-63 и L-39

Ну и Р.Станкявичуса можно вспомнить, его последний полет...
xogok
08.05.2008 12:10
Fox:

*** В том числе и с попаданием в штопор в верхней точке и невыводом из него.
Видел на все том же ютубе в исполнении P-63 и L-39 ***

Не поделитесь?

*** Ну и Р.Станкявичуса можно вспомнить, его последний полет... ***

Ну, Станкявичус-то в штопор не попадал! Хотя высоты ему не хватило, да.
Fox
08.05.2008 12:15
xogok

Не поделитесь?
-------

Постараюсь пошукать, ближе к вечеру, но не гарантирую успеха в поисках.
Попробуйте сами поискать по словам L-39, P-63, crash

Ну, Станкявичус-то в штопор не попадал! Хотя высоты ему не хватило, да.
-----

Не попадал. Зато видно что происходит если продолжать выполнение фигуры при высоте в верхней точке петли ниже безопасной.
Kapitan
08.05.2008 12:23
"Подозреваю, что вопрос выживания зависит от запаса скорости в верхней точке ?"
Всё верно, основное это запас скорости в верхней точке, он то и определяет дальнейшее развитие событиий.
Скорость, высота и силовая установка машины (энерговооруженность). Но основное - скорость. Аэродинамические поверхности работают только в определлённом диапазоне скоростей. Нет скорости нет рулеи и машина превращяетсья в хаотично падаюший предмет. Молись на силовую установку чтобы выдала достаточный продольный импульс тяги, и если хватит скорости и высоты, считай родился второй раз. Если машина с пропеллером, учитывай опрокидываыющий момент винта, от этого зависит какую крутить полубочку, левую или правую.
08.05.2008 12:53
08.05.2008 13:39
1 полупетлю не делать
2 продолжить выполнение петли
3 под углом градусов 45 сделать полубочку
4 выйти в горизонт

фактически получаем 3/4 петли с нисходящей полубочкой
xogok
08.05.2008 14:21
*** Всё верно, основное это запас скорости в верхней точке ***

А вот то, как действовать на петле (полупетле) для того, чтобы этот запас скорости в верхней точке максимизировать -- это на данном форуме уже обсуждалось в знаменитой теме "оптимальное выполнение петли". Договорились сами понимаете до чего. :))
авиакрестьянин
08.05.2008 14:23
Вариантов ответов и действий для предотвращения столкновения с землей очень много.
Проще ответить на поставленный вопрос следующим вопросом и ответом на него.

Можно ли на Л-29, начиная с высоты (почти) 0, выполнить подряд 20 петель? (На Л-29, согласно РЛЭ, пилотаж идет с потерей высоты).

Отвечаю - можно, все зависит от техники выполнения мертвой петли и нервной систеы летчика. А если начинать выше, то можно без потери высоты и зависит только от техники выполнения.
08.05.2008 16:36
Вообще-то отклонились от темы, изменив начальные условия(причем главные условия), потому и смысл поменялся генерально. Речи о потере скорости не было! При потере скорости -самое глупое - начать крутить полубочку!, тем более, что самолет уже прошел верхнюю точку. Самое разумное потянуть на себя еще, увеличив пикирование, максимально быстро набрать скорость.
Если же говорить о задании, то имелось ввиду, что самолет оказался в перевернутом положении, на достаточной для маневрирования скорости, но продолжить прямой выход в горизонт ему не позволяет запас по высоте... Ну и правильно здесь все и отвечали, как можно быстрее докрутить из перевернутого положения в нормальное, чем меньше самолет успеет уйти от верхней точки, тем в более выгодном положении он окажется после полубочки.
Еесли же пилот просчелкал и самолет успел опустить нос близко к перпендикулярному положению, тогда, крути- не крути, ситуация не облегчится и единственное, что останется попробовать перевести самолет в глубокую спираль (некое подобие косой петли), тогда получим небольшой запас "мнимой высоты", далее, как только позволит положение самолета докрутить его в горизонт. Но это все легко описывать, кораздо труднее вовремя сообразить, особенно усугубляется положение с увеличением размерности (стало быть и массы) самолета, которая вносит значительные коррективы в "пилотирование" в подобной ситуации (сразу же после разрешения проблемы падения скорости встанет проблема ее гашения, крупный лайнер может быстрее рассыпаться, чем выйти в горизонт) чему свидетельсвом многие катастрофы на различной технике, причем , далеко не новичков пилотов.
Fox
08.05.2008 18:31
2xogok

Нашел только сваливание Кингкобры в верхней точке

http://ru.youtube.com/watch?v= ...
08.05.2008 18:38
To Fox:
Не выдерживание постоянной перегрузки во второй четверти петли. Ослабил взятие штурвала на себя в процессе выполнения, самолет "задержался" на вертикали и потерял скорость. В вопоминаниях о войне, наших и ненаших, очень часто упоминается сваливание на вертикали во время боя, оно и понятно, - бой, не спортивный комплекс.
Fox
08.05.2008 18:48
Аноним:

To Fox:
Не выдерживание постоянной перегрузки во второй четверти петли. Ослабил взятие штурвала на себя в процессе выполнения, самолет "задержался" на вертикали и потерял скорость. В вопоминаниях о войне, наших и ненаших, очень часто упоминается сваливание на вертикали во время боя, оно и понятно, - бой, не спортивный комплек
---

Угу.
Не читали книжку Констанина Сухого "Эскадрилья ведет бой"?
ТАм описан похожий случай. Только на П-39. Но высота была больше, летчик (автор книги) выпрыгнул с парашютом.
бозо
08.05.2008 20:16
помолится можно ...за упокой... подумать что скажешь на страшном суде... зачем сел , зачем полетел , зачем отклонился от выполнения полетного задания , стал петли крутить ....

много будут спрашивать.


а можно еще подумать , как бы незаметно в обосранных штанах вернуться с аэродрома домой и как это рассказать жене и сыну который мечтает стать летчиком как папа.....



вариантов много....
Bazar_off
08.05.2008 23:55
В РЛЭ описываются действия при потере скорости, в том числе и на пилотаже. Действительно, обычно назначается некий скоростной рубеж, до которого необходимо не дергать рулями (ну или поставить их в определенное положение - это от типа зависит), а потом, разогнав скорость, выполнить полубочку. Так что все как в симе.
Но все же инструкция предписывает вначале как предупредить опасность. В нашем случае потерю скорости в верхней точке безопаснее предупредить, чем исправлять потом на малой высоте ее последствия. Для этого описывается техника выполнения фигур пилотажа (кстати, ту же петлю можно и на малом газе "скрутить", нек-е самолёты позволяют).
Могут быть отказы - например, двигателя на восходящей части (а если их два, тут и разнотяг большой осложнит жизнь летуну) или механизации крыла, влияющей на радиус фигуры и, соответственно, потерю высоты. В последнем случае скорость хоть и есть, но располагамая перегрузка уменьшится скачком, отсюда и бОльшая потеря высоты, у земли граничащая с безопасностью полёта.
xogok
09.05.2008 06:14
2 Fox:

*** Нашел только сваливание Кингкобры в верхней точке
http://ru.youtube.com/watch?v= ... ***

Ух ты! Смачно!
В нормальном б качестве еще найти! Там сжато как-то всё по горизонтали.
Но всё равно спасибо. Это хороший урок всем.
09.05.2008 08:46
Еще одна мертвая петля
http://uk.youtube.com/watch?v= ...
ФБА_УРА
09.05.2008 09:59
2xogok:
Ну, бывало из-за потери скорости в верхней точке петли/полупетли валились в штопор. Из которого, конечно, благополучно выводили, но тем не менее.

На Л-39 в училище всем кому комэска давал допуск на сложняк, он показывал скорость в верхней точке петли=0км.ч(НОЛЬ)....чтобы не ссали потери скорости...так как она не приводит к сваливанию...ручку на себя как баран не тяни и будет тебе счастье...к сваливанию приводит выход за углы , но никак не потеря скорости
neustaf
09.05.2008 13:30
ФБА_УРА:

Л-39 в училище,
-------
на Л-29 аналогично - два раза скорось падала менее 100. индикации не было, сиди тихо не сучи рулями. самолет отпускает нос, набирает скорость и на скорости 200 уже можно потихонечку приводить к горизонту.
ФБА_УРА
09.05.2008 13:37
neustaf:
на Л-29 аналогично - два раза скорось падала менее 100. индикации не было, сиди тихо не сучи рулями. самолет отпускает нос, набирает скорость и на скорости 200 уже можно потихонечку приводить к горизонту.

Полностью согласен...даже по скоростям практически одинаково , что на Л-29, что на Л-39...,
на Л-39 только Vвв больше на сотню, а вверху также...не меньше 200 должно быть...
авиакрестьянин
09.05.2008 22:00
to neustaf: and ФБА_УРА:

Истину глаголите!!! Всё правильно!!

Страшна не потеря скорости, а вывод самолета на критические углы. А выводят на такие углы те, кто пытается удержать самолет в "требуемом режиме" при потере скорости. Например, удержать заданную высоту в Г.П. Вот и "валятся" потом с эшелона до самой земли. Даже если на 2-х режимах - не тяни "штурвал" на себя, самолет сам опустит нос и наберет скорость (по балансировочной диаграмме это хорошо видно), вот потом и выводи. Самолет, в таких случаях, "умнее" нас, только "мы" ему мешаем.
xogok
09.05.2008 23:32
*** ручку на себя как баран не тяни и будет тебе счастье...к сваливанию приводит выход за углы , но никак не потеря скорости ***

Я согласен с вами. Но и вы, думаю, поняли, что я хотел сказать (в каком смысле "из-за").
авиакрестьянин
10.05.2008 19:32
2xogok:

Мы оба с тобой одинаково поняли, только выразились по другому.

Кстати, на видео, Кингкобра и Л-39 свалились не из-за потери скорости. Просто при пилотаже на малой высоте, из-за психологическо-эмоциональной напряженности, вывели на критические углы атаки. А далее, вместо того, что бы "отпустить" ручку управления (не тянуть ее), а потом плавно начать выводить из снижения, упрямо продолжали инстинктивно тянуть и так до самой земли.

Неоднократно видел на тренировках к соревнованию, на самих соревнованиях (на Л-29 и Л-39), в верхней точке самолет "зависал", но летчики спокойно разгоняли скорость, продолжали выполнение комплекса пилотажа и даже выполняли полупетлю после потери скорости.
Летал
10.05.2008 20:40
Молодцы. К верным выводам пришли. Действительно, вблизи верхней точки петли сколрость может быть меньше минимально допустимой скорости горизонтального полета. Ведь самолету в этом положении подъемная сила не нужна. Он просто летит как камень, брошеннй горизонтально. Сам падает по параболе, благодаря оперению опускает нос, разгоняется до приличной скорости. Только не дергать рулями, а терпеливо ждать. Далее можно продолжать пилотаж или, если высота мала, через полубочкуи уменьшение тангажа вывести в горизонтальный режим полета.
авиакрестьянин
10.05.2008 21:24
to Летал:
Молодцы. К верным выводам пришли. Действительно, вблизи верхней точки петли сколрость может быть меньше минимально допустимой скорости горизонтального полета...
===========
Привожу практический пример (из опыта). Согласно РЛЭ, мин. эв. скорость на Л-29 (39), 180 (200) км\ч, на УС мин. индикация скорости (упор) 100 км\ч. При выполнении полупетли теряешь скорость (кде-то до 30-50 км\ч, элероны достаточно эффективны), не доходя 10-20 градусов до горизонта, РВ в нейтральное положение и спокойно выполняешь полубочку (ни в коем случае нельзя брать ручку на себя). За время выполнения полубочки, скорость разгоняется более мин. эволютивной и самолет в Г.П. Даже судьи ничего не замечают. А если скорость будет "0", то "зависание" видно.

Вывод. При переходных режимах, если не выводить самоль на критические углы, потеря скорости не опасна.
А вот в Г.П., при потере скорости, если продолжать удерживать самолет от стремления перейти на снижение (тупо выдерживать высоту), самоль выходит на критические углы с возможным входом в штопор (если также продолжать тупо тянуть "штурвал" на себя, да еще если это совпало с критическими днями). Вот такое и демонстрируют многие...!!!



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru