Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Последние слова Гарольда Кузнецова. Сейчас.

 ↓ ВНИЗ

12

Орловский
23.03.2008 18:01
Канал ТВ-3. Студия "Крылья России". Только начался.
denokan
23.03.2008 19:03
Можно где-нибудь в записи посмотреть?
пилот Туполя
23.03.2008 19:05
На Ю-тубе были точно.Надо поискать.
Каллен
23.03.2008 19:05
В записи я качал с рапидшары, у меня есть. Только как выкладывать, я не знаю)))
Туполев - это да...
А еще, детских болезней у 104ки было гораздо больше, не один подхват!
sx25
23.03.2008 19:07
по осени уже показывали этот фильм (или же аналогичный но все кадры вроде те же и комментарии и "Вы не умеете летать...")

но как-то они ни по Комете ни по Ту-104 не озвучили главных причин.
в первом случае усталось металла, во втором не верили/не знали о существовании на таких высотах таких мощных и "широких" восходящих потоков (вот отсюда и управление не на то рассчитано).

кстати а на Ту-16 те же проблемы были? (или военные не озвучивали?)

23.03.2008 19:12
в англии их встречали с плакатом " привет Б и Х "

замечательный образчик европейской культуры.
Alex Skyboy
23.03.2008 19:14
2denokan:

Можно где-нибудь в записи посмотреть?

Денис, есть диск, могу пересекнуться или как?
Подполковник ВВС
23.03.2008 19:20
Орловский
23.03.2008 19:21
Качество: TVrip
Видео: DivX, 984 Kbps, 640x480
Звук: MP3, 128 Kbps, 44100 Hz
Размер: 350 Мб

http://rapidshare.de/files/337 ...
http://rapidshare.de/files/337 ...
Орловский
23.03.2008 19:25
Вот прямую ссылку нашел http://www.russtv.ru/video2/pa ...
sx25
23.03.2008 19:40
о, спасибо!
ЛК
23.03.2008 20:01
...
Здесь одна из частей (по существу вопроса):
http://rutube.ru/tracks/195576 ...
Качество не самое лучшее, зато всего 6, 8 Мб.
ЛК
23.03.2008 20:36
...
Сорри. Всего 16, 8 Мб.
23.03.2008 22:56
близкой к практическому потолку, сорвал самолет на ровном месте и тянул штурвал на себя (как Корогодин), угробил невинных пассажиров.

Зачем говрить то, что неизвестно ?
AngelA
23.03.2008 23:01
авиакрестьянин:
Возможно Вы - профессиональный летчик, а не "обыкновенный пилот". Возможно, что в отличие от таких горе-пилотов, Вы выводили машину из критического состояния не раз. Возможно...
Но не торопитесь быть судьей! Иначе жизнь поставит Вас в такое же положение, и вот тогда, кто-то будет судить Вас, а Вы уже ничего не сможете сказать в свое оправдание!
AngelA
23.03.2008 23:04
Извините, в моем посте "горе-пилотов" конечно же в кавычках, потому как Гарольд Кузнецов к этому типу не относится!
23.03.2008 23:08
Корогодин НЕ пилотировал.
23.03.2008 23:18
Никакой "ценной" информации Кузнецов не передавал. О плохой продольной устойчивости и недостаточной продольной управляемости при определенных центровках ТУ-104 кто-ко, а уж КБ знало лучше всех. Однако ценность была в том, что катастрофа на это раз не прошла анонимно и лишила сволочь Туполева возможности очередной раз списать всё на экипаж.

sx25
23.03.2008 23:49
так всё таки, с Ту-16 у военных тоже самое было или ...?
23.03.2008 23:52
sx25, а ТУ-16 и ТУ-104 это одно и тоже или...?
24.03.2008 00:05
"Подхват" - это особеность Туполевских машин той поры(отрицательное Vпопереч.), или свойственно в той или иной степени всем самолётам похожей схемы?
ip
24.03.2008 00:21
Аноним-у:
"Подхват" - это особеность Туполевских машин той поры(отрицательное Vпопереч.), или свойственно в той или иной степени всем самолётам похожей схемы?

это не особенность похожей схемы, а особенность КБ, которое выпускает самолётку к очередному съезду КПСС
когда строили 154 уже знали про "подхваты" и для Ил-62, например, продули около 20 вариантов крыла, чтобы на эти грабли не наступить
а для 154 продувать 20 вариантов (и даже продумывать их) времени не было, надо было "на звёздочку успеть"
вот и изгаляются переклёпывание стабилизатора на 104Б, ограничениями на управление стабилизатором на 154 и т.п.
а экипажи потом доказывают, что они не верблюды, причём некоторые посмертно...
Матерый пакс
24.03.2008 00:28
Туполев - символ эпохи нулевой ценности собственных граждан...
Номенклатура, одним словом...
М.А.
24.03.2008 00:38
В конце фильма говорится, что в результате изменили угол установки стабилизатора. Тут, на соседней ветке спорят, какой самолет летит быстрее, дальше. Так вот тот, у которого угол установки крыла и стабилизатора почти одинаковый – меньше сх. Но при значительном смещении центра тяжести (выработка топлива на дальнем рейсе Пекин-Москва), самолет теряет запас пр. устойчивости, управляемости.
Скорей всего из-за «громкости» этой катастрофы, пришлось изменить угол уст. стаб., и тем самым УМЕНЬШИТЬ ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА ТУ-104.
На современных самолетах этого быть не может – угол установки имеет несколько положений. Лучшее решение после Б-737 – стабилизатор изменяет свой угол в зависимости от центровки.
SKR
24.03.2008 00:46
Матерый пакс:

Туполев - символ эпохи нулевой ценности собственных граждан...
Номенклатура, одним словом...

Всё именно так и есть. И судить тех людей и те времена из сегодняшнего времени такая же глупость, как и Ивана Грозного или Петра Первого.

Тем не менее о стиле КБ Туполева очень "хорошо" отзываются те, кто потом осваивал их машины в производстве. С чертежами бардак тот ещё, за то очень хвалят КБ Ильюшина, с документацией которого никогда не было проблем.
ip
24.03.2008 00:53
2 SKR:
а Вы не пробовали уговорить КБшников "Ту" что-нибудь упростить, чтобы облегчить жизнь экипажу разрабатываемой машины и предложить вариант, отработанный на Илах?
очень интересный эффект, почти как по Жванецкому)))
b737
24.03.2008 01:12
На Ту-16 были те же проблемы. Как было сказано выше, срыв произошёл именно во время разворота. Тогда очень увлекались полётами на больших высотах и с большими числами М. Как известно при увеличении числа М допустимый угол атаки уменьшается. А тут ещё развороты, да с приличным креном на больших высотах. Обратное V тут ни причём. Просто на самолётах с большой стреловидностью первоначальный срыв происходит на концах крыла. Соответственно центр давления перемещается вперёд и никакой отдачи штурвала от себя уже не достаточно. Происходит подхват. Пилоты ГА переучивались на Ту-104 сразу с Ил-14 и не были знакомы с особенностями пилотирования реактивных самолётов с крылом большой стреловидности. Да и сейчас уровень знания аэродинамики ниже плинтуса. Только по этой причины и возможны донецки. В армии с этой проблемой столкнулись на Ту-16 раньше. По этой причине и было впоследствии принято решение на время прикомандировать командиров Ту-16 летать в составе гражданских самолётов. Мой первый командир на Ту-16 в Тарту вспоминал те времена с ностальгией. Получал армейские деньги, а также за налёт. Так что Туполев отчасти прав, когда говорил, что "вы не умете летать".
Матерый пакс
24.03.2008 01:17
SKR:

Матерый пакс:

Туполев - символ эпохи нулевой ценности собственных граждан...
Номенклатура, одним словом...

Всё именно так и есть. И судить тех людей и те времена из сегодняшнего времени такая же глупость, как и Ивана Грозного или Петра Первого.



А наследники Пушкина до сих пор отказываются от мировой чарки с наследниками
Дантеса....
Дантесы очень хотят замириться под телекамеры, а не тут-то было )))))
вот ведь как бывает (это к слову)....))))))
24.03.2008 01:24
Туполев в чём-то прав, безусловно. Отец летал на Ан-12(1969-1977) и только недавно стал рассказывать "как это было". В частности про одного КВС сказал буквально - "слабый лётчик".

Но... IMHO гражданский самолёт даже переделанный из бомбёра должен быть рассчитан на "среднего пилота". А не на аса.
z
24.03.2008 01:25
Туполев отчасти прав
-------
Не прав ни разу. Гражданский самолет должен быть дуракоустойчив в первую очередь. И не иметь особенностей. Ту5 это летающий коипромисс, как бы не рвали глотку фанаты-теоретики. Продукт тогдашней политики, где человек для техники, а не наоборот.
b737
24.03.2008 01:32
Не забывайте, это было начало новой эры. И ещё никто не понимал, как надо делать реактивный пассажирский самолёт. Тогда уж Комета, это вообще провал в гражданской авиации. А ведь не посадили господина Де Хевеленда из за того, что он не додумал и из-за этого произошли катастрофы. Да и к Можайскому, исходя из Вашего утверждения, надо было предъявлять претензии. Сейчас все умные, а тогда, таких умных, не хватало, да и нормы лётной годности только разрабатывались применительно к новому направлению в авиации.
Матерый пакс
24.03.2008 01:32
2 Аноним

В том-то и дело...
Статистика массовых взлетов бомберов при массированных бомбардировках
2-й мировой (Германия, Румыния...) ...столкнулись на взлете, еще чего...
статистика небоевых потерь...

А тут своих дорогих и любимых граждан возить, а не перед всем миром выеживаться...
Машина (ИМХО) должна быть просто дубово надежной и простой в управлении...
А то, что Туполевские условно управляемые конструкции заставили летать ценой здоровья
экипажей (я по книгам Ершова сужу, его высказывания про мокрые рубашки и штаны)...
Так это слава нашим летчикам....
Скорость?
Спросите про эту скорость у родственников погибших в катастрофах...
Лучше медленно, да понадежнее - че-ньть там типа Ил-14, Ил-18 с прямым крылом...
Это все ИМХО без претензий на истину в последней инстанции )))
b737
24.03.2008 01:34
А давайте на Победе будем ездить.
Матерый пакс
24.03.2008 01:44
b737:

Не забывайте, это было начало новой эры. И ещё никто не понимал, как надо делать реактивный пассажирский самолёт. Тогда уж Комета, это вообще провал в гражданской авиации. А ведь не посадили господина Де Хевеленда из за того, что он не додумал и из-за этого произошли катастрофы. Да и к Можайскому, исходя из Вашего утверждения, надо было предъявлять претензии. Сейчас все умные, а тогда, таких умных, не хватало, да и нормы лётной годности только разрабатывались применительно к новому направлению в авиации.



Угу! А еще когда после вопроса Ленека, почему наш "сверзвук" советских граждан не
возит, а Конкорд таки возит - возразить обоссамшись выпустили 144-ку на регулярные
рейсы (но сразу же сняли, как только Правда отписалась про это, а Ленек другими
делами увлекся)....
Все в СССР-ии на страхе перед гневом тупых партруководителей было построено.
И хорошо жили только те, кто лизать глубоко умел в кулуарах Политбюро...
Михалков-старший,
Туполев...
лижи глубже в рамках генеральной линии - и можешь хрень всякую лепить, все равно
Звезду получишь, золотую...
А народу в стране хватит, за твою фигню жизнью заплатить....
Каллен
24.03.2008 01:44
Обвинять погибший экипаж кощунственно, об этом выше написала AngelA.
Ту-104 имел массу косяков, но поскольку он был первым, это ему было простительно. А вот то, что рассказывают про КБ Туполева, им уже никак не простительно. О людях не думали, а думали о правительственных наградах. Никто на "Победе" ездить не собирается, но без "Победы" не было бы и "Волги", ведь всё развивается. Правда, аналогия между отечественным авто- и авиапромом несколько неуместна, поскольку хорошие автомобили у нас с 60-х годов уже не делали, а самолеты до начала "реформ" были еще на уровне.
Каллен
24.03.2008 01:46
Матёрый пакс:
Не так категорично, друг мой. Не настолько. Но - в эту сторону.
24.03.2008 01:47
Совок это был, а не "начало новой эры". Могу рассказать про череду катастроф с Ан-12 в конце 60-х, когда пилоты отказывались летать на этих маштнах.
Каллен
24.03.2008 01:50
А про череду катастроф с С-130 или с B-707 не расскажете? Это сейчас есть ОПЫТ, в том числе и полученный ценой человеческих жизней! А в 1958 году - не было.
SIA
24.03.2008 01:57
То, что ТУ гнали сроки любой ценой - да, было. Неверная установка ("человек для техники") - тоже была. Но основная причина этого - менталитет 10-20-тых годов, когда Туполев формировался как организатор. Тогда для успеха было важно, кто первый вообще что-то выдаст, а о том, чтобы это было "вылизано" - и речи не шло. Времена (на Западе) сильно поменялись, а Туполев, как был, так и остался. Плюс хорошо помнил отсидку в шараге. Соответственно и стиль (ставший неадекватным уже в 50-тые годы).
Матерый пакс
24.03.2008 02:06
А про Европу (не беря пример Каравеллы)????
Чего сравнивать амбиции 2-х сравнительно молодых (инфантильных) государств?
Это как 2 лидера-подростка из 2-х соседних дворов...
Кто больше портвейну из горла выпьет и не сблюет, шоб остальные пацаны
Ленькой КОРОЛЕВЫМ считали...
Ошибка в том, что все время себя относительно американских успехов-неуспехов
меряем...
Это что, судьба такая?
Прогресс двигать ценой своих граждан...
Дык не в нашу пользу будет (хотя, к примеру, Шаттлы...)
Есть культуры, которые без таких напрягов процветают...

Каллен, не впечатляют аргументы...
Ты сравниваешь двух драчливых подростков-хулиганов...
Вьетнам - Афган, Африка - Латинская Америка...и т.д...
(а кто-то в это время со скрипкой каждый день в муз. школу, а потом в консервоторию
ходил....)
Хулиганов - одного зарубили, второго посадили, а ботан со скрипкой великим музыкантом стал...
аллегория понятна?
Есть такая великая ценность, как спокойная жизнь твоего народа...
Без идеологических истерик и прочих глупостей?
В общем идея понятна...
Матерый пакс
24.03.2008 02:10
Каравеллу с Кометой спутал, сорри...
Каллен
24.03.2008 02:19
2 Матёрый пакс
И всё-таки, мы оба предпочитаем немытую Россию сытой и спокойной Швейцарии.
Не так ли?

И наш, и американский менталитет не совершенен. А чей совершенен?
SKR
24.03.2008 02:27
Я бы не стал сейчас пинать "мёртвых Львов", хотя много чего можно было бы рассказать про Туполева, Яковлева, Ильюшина и т.д. Люди тогда тоже были другие, лезли по доброй воле в неоствшие котлы и домны, хотя понимали, что после этого им не жить и семья по миру пойдёт. Сейчас дико, а тогда нормально.

Как пример, приведу один из рассказов моего очень хорошего друга А.В.Прядко командира АПЛ 671-го проекта, ныне в отставке.

САШКА

Яркое августовское солнце в зените, жара и пыль. Иду по проселочной дороге вдоль берега моря по склону сопки. Красивое место.

Брюки, еще с утра напоминали форменные штаны капитана первого ранга, но теперь это обвислая материя покрытая пылью. Рубашка прилипла к спине. Галстук в кармане.

Я иду к САНЬКЕ.

У меня не возникло и мысли подъехать к этому маленькому кладбищу на машине. Это скорее для сериала про «бригаду». Иду издалека и давно. Как долго я к тебе шел Саня, почти двадцать лет.

Я и не видел его неживым. На его похоронах меня не было, просторы бороздил…
По словам наших товарищей все случилось как-то в впопыхах и само собой.
По другому поводу уместно было бы сказать «экспромтом», как и сама Сашкина жизнь.

Вид кладбища меня озадачил. Я не сразу понял, чего не хватает в пейзаже, а когда понял, озадачился еще больше. Все железо, на старых участках отсутствовало. В свое время оно сначала превратилось в деньги, потом в выпивку и закуску, потом в навоз…
Удушив в себе эмоции, стараюсь найти хоть какие-нибудь приметы последнего пристанища морского офицера.
Недоумение перерастает в тихую злобу, в том числе и на себя самого.

На ум от позвоночника приходит нелепая мысль.
Осматриваюсь по сторонам…
Вроде вокруг нет никого, кроме пары ворон, пожалуй, и на всей планете Земля.

- Шура! ??? Ты где ???

Несколько секунд жду чуда…

Мы бежим по лестнице, прыгая через две ступеньки домой к Сашке. В глазах прыгают только пуговицы на хлястике его шинели…
Мы несколько суток без схода на берег передавали свою лодку Приморскому экипажу. Соков они из нас попили… много. Но вот новая вводная. Лодка передается другому экипажу автоматически, все их тупые замечания - устранять им самим. А нашему экипажу СЕГОДНЯ - вылететь в учебный центр подводного плавания.
Старпом дал экипажу 40 минут на сбор вещей и перецеловку жен. Мне, холостому лейтенанту, такие приключения только в радость. Все свое - всегда с собой. Всегда готов хоть на войну, хоть в отпуск. Однако самолет то будет военный и в нем нет стюардесс с подносами. Значит, придется тащить все с собой. По сценарию, составленному опять таки Сашкой, я должен доставить до самолета банку соленых огурцов (которую надо взять у него дома). Эти огурцы будут крайне необходимы для выживания подводников на борту холодного самолета.
Сашка – улыбчивый светловолосый парень не великого роста. Чемпион мира по налаживанию незатейливого военного быта в тяжелых условиях. Прицепив, какую-нибудь «рюшечку-зановесочку» он, как волшебник умел превращать крашенное железо в родной дом моряка. Впрочем, уют создавался вокруг него и без всяких «рюшечек». В минуты затишья к нему, как магнитом притягивались люди. У наших начальников частенько возникало желание разогнать эту «банду бездельников» и наказать зачинщиков, но стоило им приблизиться на дистанцию восприятия речи, как их рты растягивались до ушей и они невольно пополняли ряды благодарных Саниных слушателей .
Частенько бывало, что механик, устав искать кого-нибудь из своих подчиненных, расталкивал со стороны своеобразной галерки толпу собравшихся и при этом орал дурным голосом разные обидные фразы. А потом стоял с красной рожей, пока из толпы, как жулики пойманные на месте преступления выходили - командиры и механики соседских лодок, покрасневшие начальники политотделов, различные проверяющие офицеры… из Главного штаба.
На попе ровно всегда оставались сидеть только два человека. Сам Александр Егорович Дуплоноженко – командир реакторного отсека атомной подводной лодки «К-469» и контр-адмирал Усов – командир нашей дивизии, оба с перекошенными от обиды рожами. У одного, казалось, отобрали скрипку с последней струной, второй отвечал самому себе на вопрос – как он, старый дурак, попал на этот балаган?

Без специальной тренировки находиться в числе Санькиных слушателей или даже читателей, было опасно для жизни. Иногда отмечались самые настоящие «медицинские» случаи.

Однажды доктору пришлось откачивать нашего командира, капитана 1 ранга Лапшина Владимира Аркадьевича. Он в тот момент страдал воспалением легких и ему не только смеяться, глаза открывать было не желательно. И заступает он в таком состоянии дежурным по дивизии подводных лодок. Закутывается в шинель, перетягивается ремнем с кортиком…
Командиром он был весьма не улыбчивым. В обычный день попадись ему поперек дороги, только дымящиеся тапочки с дырочками останутся, а тут еще этот кашель…
Когда он обнаружил очередное «сборище негодяев» и протянул руку, чтобы отобрать зачитываемый на «сходке» документ, он был еще относительно здоровым человеком. Но когда начал его внимательно изучать стало ясно, что без доктора уже не обойтись.
Все действо происходило в моей каюте на береговой базе. В тесной шинели, согнутый пополам и стоя на четвереньках, Лапшин засунул голову под железную койку и там толи кашлял толи скулил… Помирал однако... Вдвоем со старпомом мы попытались вытащить его из-под койки за заднюю часть туловища. Но командир был мужиком жилистым и крепко держался за ножки кровати. Прибежавший на крики доктор, быстро оценив ситуацию, тут же шмыганул под койку и стал там предпринимать попытки оказания первой медицинской помощи. Через некоторое время их обоих увезли в госпиталь. На пыльном полу осталась лежать растоптанная чьими-то ботинками бесценная папка с названием: « Папка объяснительных записок мотросса Щербакова», ее старательно собирал и редактировал механический лейтенант под руководством Сани Дуплоноженко.


Дверь нам открыла старшая Санина дочь – пятилетняя Катя.
- Тише папа, не кричите, дядя Женя спит.
На Сашкином лице замерла улыбка. Мы вошли в маленькую комнату, в которой ютилась его семья. На кровати лежало жирное трясущееся тело с закрытыми глазами. Наверное, оно пыталось изобразить глубокий сон. На спинке стула висел засаленный китель армейского прапорщика. Жена в это время, должно быть, вышла в магазин. Саня протянул руку в шкаф и достал свой кортик, секунду смотрел на него отупевшим взглядом, затем быстро вышел из комнаты.

После возвращения экипажа из учебного центра Шура поселился в казарме и в свой дом не вернулся. Я тоже жил в казарме. Холостякам другого жилья не полагалось. По вечерам жарили картошку с мясом, заботливо доставленную «годками» с камбуза, пили спирт и до хрипа спорили по вопросам устройства систем и механизмов подводных лодок первого и второго поколений.
Мы пришли в экипаж атомной подводной лодки К-469 одновременно.
Я прямо со скамейки Тихоокеанского училища, Саня, в грязном кителе, из экипажа гвардейской атомной подводной лодки первого поколения. Офицеры с лодок первого поколения смотрели на любых других, также, как могут смотреть прожженные спецназовцы на постовых гаишников. На груди у него красовался «орден Красного знамени» – гвардейский знак старого экипажа. Был он уже в звании – гвардии старший лейтенант, и вот это «Гвардии», бесило нашего механика больше всего. Выговаривать всякий раз это слово при обращении к подчиненному, было в тягость. А простое обращение по фамилии у нашего механика еще надо было заслужить. Вдобавок к пижонскому «грязному» кителю новый подчиненный оказался еще золотым медалистом по выпуску из училища! Вся система полочек, конфеток и кнутиков, старательно насаждаемая нашим механиком, затрещала по швам. Саня знал и умел все, что ему было положено, что не положено и то, что не знал и не умел никто. Все же остальные офицеры приняли Сашку в экипаж, как родного. Сквозь лобовую кость у него всегда просвечивалось искреннее желание помочь каждому хорошему человеку. А такими были у него все.
Лодка заканчивала ремонт в судоремонтном заводе на Камчатке. Начинались самые трудные дни.
Дуплоноженко, пользовался у заводчан особым почетом и уважением, он был «свой в доску» и для рабочего класса и для ИТР. Поэтому любые конфликтные вопросы с заводом поручалось решать именно ему.
-Где здесь минер?
-Ну я, чо надо?
-Трубу видишь?
-Ну..
-Фиговину видишь, которую мы к ней прикрутили?
-Ну..
-Подписывай бумагу.
Подписываю.
-Где минер? (Рядом две перемазанные в краске бабуськи)
-Чего девушки изволите?
-Какие мы тебе девушки? Совести нет! Вишь труба покрашена?
-Ага..
-На подписывай!
Подписываю.
Через 10 минут всей покрашенной трубы и фиговины на ней нет. Уперли в цех на ремонт саму трубу.

-САНЯЯЯЯЯ!!!!!!

-Сей момент, Леша не расстраивайся.
Проходит 15 минут телефонных поисков моей трубы с фиговиной. Он, кажется знает все заводские телефонные номера на память, и всех, кто может на них ответить по имени и отчеству. Моя труба с фиговиной, плавно плывет на свое место.

-САНЯЯЯЯ!!!! А ЧО ОНИ…
(это уже из другого отсека)

Ночь. Зима. Бухта Павловского. (Приморский край. 1986 год).
Возле 5-го пирса аварийная атомная подводная лодка 671 «в» проекта «К-314». На ее кормовой надстройке фигуры четырех человек. Две из них в космонавтовских костюмах, две других в черных ватниках с пришитыми капразовскими пагонами.
Двое постоянно произносят слова, положенные при инструктажах, двое слушают и кивают. Через несколько минут космонавты должны будут войти в аварийный реакторный отсек через съемный лист над реакторным отсеком. В очередной раз они попытаются закрыть пресловутый «34 клапан» первого контура ядерной установки, подключающий холодильник-рекуператор. За двое суток это не удалось сделать никому. Если его не может закрыть гидравлика, что могут сделать люди своими слабыми ручками?
Несколько человек уже госпитале и над ними уже проводят медицинские опыты. Скольким туда еще предстоит отправиться?

До Чернобыльской аварии еще четыре месяца. Страна пока не слышала и не примеряла на себя эту новую беду. А мы все уверены - о том, что сейчас происходит никто и никогда не узнает.
Да мы и не в обиде, такая наша работа. Вот только на душе погано. Это больше похоже на ожидание казни. Звучит фамилия, и физическое тело безропотно следует за своей дозой. Какой она будет на этот раз? Такая большая страна, а помощи ждать не от кого. Какой такой дядя приедет тебе собирать радиоактивные воду и масло по трюмам, а кто полезет в реакторный отсек изображать гуся на радиоактивном пруду?
Дозы, полученные экипажем, старательно фиксируются в специальный журнал береговым матросом узбеком. 0, 03….0, 03…0, 03…Дозиметры закрытого типа, чтобы не пугать народ. И никто их конечно не проверяет. 0, 03…0, 03…0, 03.… Вчера уронил свой дозиметр в трюм четвертого отсека (турбинного), там он пролежал сутки. Сегодня матросы выудили его оттуда и передали мне. При выходе с пирса сдаю его узбеку на КДП. Утром читаю в журнале напротив своей фамилии. 0, 03. Зачем смеяться над сыном степи? Он все равно других цифр не знает.
Наш второй экипаж на лодке после аварии. Первый облучили за неделю после аварии, фиксировали дозы по правдушному. А когда опомнились, было поздно, пора менять облученных, все мыслимые дозы выбраны документально. Где ж экипажей то напастись? Вот и пошло 0, 03…0, 03…0, 03. .. Обиды на первый экипаж мы не держим. Они 10 месяцев гоняли американцев в Индийском океане, изображая присутствие целой дивизии подводных лодок. Все были представлены к орденам и медалям, командир к «Герою», и вот авария ГЭУ дома у пирса…
Как известно в авариях героев не бывает, бывают только виновники. С дозволения высшего руководства – пострадавшие.

-Дуплоноженко, вы что пьяны?!
Ты гля, и от матроса тоже несет? – «ватник в погонах» изобразил озабоченное лицо.
- Никак нет Тащь! Мы не пьяны, мы запротектированы.
-Я вам пакажу запротектироны! Вы, что на дискотеку, собрались? Таблетки надо жрать, а не спирт!

Пить спирт перед облучением, не наше изобретение. Человек состоит из воды, на эту воду и воздействует радиационное излучение, расщепляя ее. А если воду в организме, хорошо разбадяжить спиртом, то и последствия бывают иногда просто фантастическими по своей безобидности.
Андрюха Гайдуков, во время Чажменской аварии просидел за столом в ЦП двое суток с трехлитровой банкой в обнимку, исполняя роль радиоактивного заложника- сторожа. Его анализы потом еще долго удивляли врачей своей детской невинностью.
Таблетки играли только психологическую роль, но с психикой у нас все было в порядке. Напоминали они по вкусу парафин, а кому хочется жевать свечки ? И размерчик у них был чуть меньше хоккейной шайбы.

-Еще раз напоминаю, постоянно поддерживайте связь!
-Ясно…
-Все, вперед…

Дуплоноженко вместе с матросом спускаются в аварийный реакторный отсек. Бодро докладывают о своем прибытии на место работ, методом мычания через маску в «каштан».
«Ватники» запускают секундомер.
Дуплоноженко разворачивает матроса к выходу:
- Живи паренек…
В динамике испуганные крики «ватников в погонах»:
-Дуплоноженко назад!
-Ты что напился гад?!
-Под суд пойдешь, вылазь оттудова быстра сволочь!

В ночной тишине над пирсом звучит спокойный Санин голос, уже не искаженный маской:

-Я буду здесь столько, сколько мне потребуется. Я его закрою…
Все, конец связи.

Кто его мог заменить сейчас? «ватники»? Таких лодок всего три, следовательно есть только три человека, которым положено знать в совершенстве устройство этих механизмов. Остальные или не знают, или уже забыли. Один, из тех «которому положено», зеленый лейтенант из училища, другой уже на больничной койке…
Саня последний. На всей планете Земля последний.

Он знал, если не закрыть этот хренов клапан, в отсек будут продолжать спускать новых людей, другие переломанные судьбы, свои судьбы и судьбы их близких.. Судьбы детей и детей их детей… Что ожидает людей, живущих в этом краю, тех, кто будет жить здесь через 50 или 100 лет? Все об этом сейчас думают, только вслух не говорят.
Сколько времени прошло? Где секундомер?

-Подать гидравлику на открытие 34 клапана.
-Закрытие?
-Открытие! Открытие я сказал!
Все.
Записать в вахтенный журнал – поставлен 34 клапан на верхнее уплотнение, течь теплоносителя первого контура прекращена. Я выхожу.

Хорошо, что об этом никто и никогда не узнает. Очень не хочется, чтобы далекие от темы люди через 20 лет смеялись над тобой Саня или над тем, что от тебя осталось.
- А зачем ты туда полез? Тебе, что – больше всех надо? Ну и что ты за это получил? Сколько миллионов долларов? Вот в США меньше чем за пять миллионов никто бы и не полез в ваш долбанный реакторный отсек. Ведь можно было сказать всей стране:
- Хотите в 30-40 лет умирать пачками, хотите рождаться уродами? Тогда бабки на стол! А нет, тогда попробуйте найти мне замену сейчас!
Да, хорошо, что об этом никто и никогда не узнает Саня… Пусть они давятся своими «Пепси»…

Саню отмывали несколько часов в холодной воде со стиральным порошком СФ-3.
Состригли все волосы, брови и ресницы. С нами частенько проделывали такие процедуры, мы все ходили как фантомасы. Но Шуру отмывали особенно тщательно. А он потихоньку продолжал лакать спирт. Дозиметрические приборы зашкаливало от одного его выдоха, Шура ржал и опять требовал спирта.

-Ты чо делаешь Саня?
-Леша, я больше никогда не протрезвею. Не надо мне этого.

Он пил еще несколько месяцев. За это время ему успели влупить все возможные взыскания, и выгнать с флота.

Убили его бомжи в поселке Дунай Приморского края, где он жил несколько недель после увольнения.

Вот и конец всей этой истории.

Прости нас Саня, прости и спасибо тебе.
Пусть хоть эти строки станут тебе и бугорком и обелиском на этой земле, раз других не осталось…

Матерый пакс
24.03.2008 02:28
2 Каллен
Да уж, мы так воспитаны, что нам там скучновато было бы ))))
В неагрессивных Еуропах...))))

Совершенно, как ни странно Конфуцианство (ИМХО)...
Но это плохой пример - там отдельную жизнь тоже ни в грош не ставят...
Хотя, им 4000 лет и они над нами (молодыми) просто посмеиваются (((((
Каллен
24.03.2008 02:38
Мне кажется, всё не так уж сложно.

1. Никто не совершенен.
2. Тот, кто стремится стать лучше, заслуживает успеха.
3. Действительно добивается успеха тот, кто может приспособиться к существующей несовершенной политической системе, но при этом не теряет себя и не предаёт своих внутренних законов.

Вот такое вот ночное ИМХО.
Матерый пакс
24.03.2008 02:48
2 SKR:



Млин....((((

А ведь на опытной первой силовой установке в Дубне тряпками воду (лекаж первого контура)
в ведра собирали....(((
Сколько лет с тех пор прошло, до того случая, что Вы описываете ((((
И что изменилось?
Теплообменники как текли со времен К3, так и текли...
(али в том проекте жидкометаллический теплоноситель был? (не охота щаз смотреть, чем тепло с самовара снимали в этом проекте) одна хрень - тек...)
Расчетные давления не держали изделия, технология не позволяла, нарушения
технологической дисциплины, материалы в конце-концов...)
Но надо было догнать и перегнать...
Палили людей...
Официальный термин - ремонт методом ВЫЖИГАНИЯ персонала...
А Сашку, в герметичный цинк (об экологии, млин, заботились.....)

...
Матерый пакс
24.03.2008 02:56
2 SKR

Еще на эту тему...
Северный флот...
Доклад КБЧ5 на ЦП - визуально наблюдаю сгустки серебристого жидкого металла
на монтажной плите теплообменника.....((((
Невозможно об этом писать (((((((
Каллен
24.03.2008 02:59
Ох, ребята... Я сегодня "Чернобыльскую тетрадь" осилил...
И тут этот рассказ!
Матерый пакс
24.03.2008 03:00
2 Каллен

Одна из моих самых любимых книг!!!
Мазохист я что ли???
Каллен
24.03.2008 03:10
Эх, жалко я 26 апреля не смогу на Митинское придти, к ликвидаторам...
Мне сестра в детстве про них рассказывала, ибо сама год в "шестерке" отвалялась, она физик-ядерщик...

Матёрому паксу:
Это всё нужно помнить! Вот этот каждодневный, "бытовой" героизм - нужно помнить, как и жертв катастроф самолетов, как жертв Афгана и Чечни. Ведь не за копейку убивались те, о ком в "тетради" и в этом рассказе...
Выпил ликёра, слезу пустил... Уж простите.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru