для читателей...
Пару лет назад, зная что я немного журналю, ко мне обратился один из стариков.Он дружил и хорошо знал первого Ялтинского председателя афганцев Кучера Виктора Александровича. То "ушел" за много лет до моего переезда в Ялту.Мы никогда не были знакомы.
Вдова, по просьбе Кузьмича, дала много листов, пожелтевших и напечатанных на машинке- воспоминаний мужа.
Это не литература.
Я перебрал текст, только разбив на несколько глав и убрав ошибки. Больше текст не редактировался.
Админу...Конечно это не об авиации.Но и читатели должны чуть-чуть прочуствовать запах пыли и пота, крови и горелого мяса.
Очень мало ее прочли.Чуть больше 10 на Аrtofwar и несколько сот в живую в России.В основном москвичи.Просто переправил туда полтиража...
Сначала это информация об Афганистане.затем постепенно переходит в повествование....Продолжение позже...
Воспоминания полковника Кучера В. А. (под общей редакцией Москаленко Л.Г.)
Ну ты попал, мужик!
Попал глубоко в память.
Попал серьезно.
Улыбаться не будешь. Обещаю.
Страшное везение
и видение страшного -- оба твоих.
Поехали...
Ну почему я все время опаздываю...
Прочитал и снова перечитал заметки Виктора Александровича Кучера...
Готов подписаться под каждым словом его статьи, опубликованной когда -- то в "Крымской газете"...
Да служил я, служил. Поэтому и опоздал, не успел познакомиться с Человеком.
Но, Виктор Александрович, писать я начал для того, чтобы озвучить свою и Вашу -- НАШУ позицию.
То, что Вы сделали -- Поступок. Не говорят отцы-командиры что думают, а что думают -- не пишут. А Вы подумали, опубликовали и продолжили писать.
Офицерская честь, человечность, любовь к жизни определили Ваше видение тех событий и всю дальнейшую жизнь.
МЫСЛИ НА "АФГАНСКУЮ" ТЕМУ.
Как-то ранним, воскресным вечером возвращались мы с женой домой по набережной Ялты.
Прекрасный июльский вечер! Гостей курорта заметно прибавилось. ЕщЈ бы. ТЈплое море, не стреляют, как пугали одно время по радио и телевизору и рубли ходят наряду с купонами, да ещЈ как! Даже более предпочтительны! Словом, курорт как курорт! И хоть дорого всЈ, но отдыхать можно.
У аттракционов, что напротив главпочтамта, музыка играет и группы отдыхающих (местные уже привыкли и знают что к чему) с любопытством кучкуются и внимают молодым проповедникам. Кто христианским, кто буддистам-кришнаитам, внушающим им, как они грешны сейчас и как им будет хорошо потом, в той, другой жизни.
Ближе к мосту, что у Клуба моряков парни с гитарами и в 3-х цветной форме через усилители поют песни на тему об Афгане.
Вокруг тоже стоят люди не больше и не меньше, чем у проповедников -- кому что нравится.
Мне тоже довелось воевать в Афганистане и мы подошли поближе. Смотрю -- не наши, не ялтинские парни, -- заезжие! Так случается каждый курортный сезон. Местным "афганцам" петь некогда, работать надо, хотя у исполнителей песен претензия те же, что и прежде были, -- "давить слезу из граждан", -- но как изменился репертуар! Каким-то христианско-демократическим стал, что ли. И самое главное, исчез аромат песен, рождЈнных там, у солдатских палаток, в курилках после боя, и потому без натяжек, а действительно берущих за сердце.
Вот о чЈм подумалось.
ВсЈ дальше уходит 1979 год, когда по воле амбициозных политиков, под лозунгами "О защите южных рубежей нашей Родины" и "Оказания братской интернациональной помощи народу Афганистана" в Афганистан был введЈн ограниченный контингент советских войск.
9 лет и 50 дней обманутые парни ограниченного контингента, приученные системой беспрекословно выполнять Воинскую Присягу, умирали за неправое дело. Достойны ли уважения они, эти парни? И вообще, стоит ли говорить об афганской войне и "афганцах"? И если стоит, то как оценивать происшедшее и самих участников этих событий?
И решили, и сказали: война в Афганистане -- авантюра, но парни -- герои и им надо воздать'. Заметьте, все -- герои! всем надо воздать! А у нас всегда так -- чохом, или -- герои и воздать, или -- предатели и подлецы и тоже -- воздать!
И воздали, вернее издали массу Постановлений, Указов и решений по замыслу направленных на социальную реабилитацию и защиту семей погибших, инвалидов и оставшихся в живых, но которые никто и не думал выполнять на местах.
Под шумок и в эйфории на Верховном Совете бывшего СССР быстренько осудили афганскую авантюру, амнистировали всех предателей и подлецов, осужденных за воинские преступления в Афгане, уровняв, тем самым, порядочность с подлостью, героизм с трусостью, честь и преданность с предательством.
По радио и телевидению, в прессе и под гитарные слЈзы на улицах создали вокруг участников войны в Афганистане ореол мучеников, а затем, бессовестно спекулируя на этой теме и вызывая сострадание и жалость к ним у народа, и не подумали по-настоящему разобраться в проблемах, порождЈнных этой войной и реально, а не на словах решить эти проблемы.
Вы спросите какие это проблемы? -- Вот некоторые из них.
Скажите, кому было выгодно всех "афганцев" валить в одну кучу, представлять, как нечто единое, целое, требующее к себе равного отношения? Или это наша привычка обобщать, не видеть за понятием народ отдельного человека, за явлением -- частности? Но нет. Создали это понятие единого, целого-"афган цы" и ворочают этой массой, вообразив, что коли уж они прошли через огонь и кровь, то это на всю оставшуюся жизнь делает их правыми, безгрешными, социально активными, очень прогрессивными и ещЈ бог знает какими хорошими, ну просто пай~мальчиками!
Пора, наконец, понять и признать, что "афганцев", как единого целого, как массы наиболее сознательной части общества, на которую можно было бы положиться в лихую годину, увы, уже нет. Их разобщили и они растворились. И это тоже часть политики, направленной на то, чтобы не дай бог, они ие обьединились и не предьявили счЈт за всЈ, что с ними сделали. РазобщЈнные они не опасны! Проблема? Конечно!
Или ещЈ. Скажите, как можно мать, воспитавшую честного парня, погибшего героя уравнять в правах, с матерью осуждЈнного подлеца или трусливого перебежчика, предателя пусть даже не РОДИНЫ (что она для него значит? ), а просто своих товарищей? Уравнять по амнистии, только на том основании, что война была ошибкой, авантюрой политиков?!! А ведь во все времена и у всех народов такие понятия как честность, храбрость, товарищество, взаимовыруч к а, верность слову высоко ценились, а подлость, трусость, предательство, лживость и другие пороки презирались и сурово осуждались. Или с приходом демократии эти ценности стали новыми и поменялись местами?
Впрочем"о чЈм я спрашиваю, если сейчас герои Великой Отечественной стали красно-коричневыми, а фашистам, оуновцам ставятся памятники и воздаются почести, то тут вопросы излишни!
Так и с "афганцами", Честные, порядочные парни, прошедшие огонь и кровь, познавшие истинную цену боевому братству с омерзением смотрят как по телевизору, с лЈгкой подачи Ионы Андронова и ему подобных борзописцев, выполняющих социальный заказ теперь уже демократов, показывают наших (наших ли? ) "военнопленных", а, по сути, перебежчиков и предателей, сохранивших свою жизненку за счЈт убийства своих бывших товарищей, земляков, единоверцев.
Льют слЈзы, -- какие они несчастные и покинутые! Ах, как здорово, что Система и неправедная война заставила их предать Родину и товарищей и они единственные герои, которые во время смогли понять, оценить неправедность этой войны и приняли правильное решение перебежать к душманам и с оружием в руках отстаивать честь и свободу афганцев, которые и тогда и сей час, уже после нашего ухода, не могут разобраться кто прав, а кто виноват и потому убивают друг друга в Кабуле. Интересно, за какие идеи, находясь в разных бандах Хекматияра и Ахмада Масуда, теперь они вынуждены убивать друг друга?
Вот вам и другая проблема! Проблема, так называемых "военно-пленных. А я считаю, что нет и не должно быть этой проблемы, так как настоящие военнопленные, не изменившие и в плену своим идеалам, честности и порядочности давно погибли. Это они в Пешеваре, подняв восстание в тюрьме и захватив склад с оружием, несколько дней сражались в неравном бою, пока пушки регулярной пакистанской армии не расстреляли их в упор (вспомните корреспонденцию об этом эпизоде).
Им, этим героям, наш низкий поклон и Вечная Память! А изменившим Родине, Вере, Братству -- вечный ПОЗОР и всеобщее ПРЕЗРЕНИЕ!
И никакие амнистии не смогут уравнять героев с подлецами и предателями. Спросите об этом тех, кто ходил в горы, умирал в засадах, на дорогах, в "зелЈнках", на караванных путях, кто сражался на ЧЈрной площади в Кандагаре или на Кандагарском рынке в Герате, кто ходил дорогами Афгана через "ЧЈртов мост" у Чарикара и Саланг, кто воевал в Джелалабаде, Хосте, Газни, Гардезе. Да мало ли где? И они вам скажут и о "военнопленных" и о любимце демократов А. Д. Сахарове, оклеветавшем братство и взаимовыручку в бою "афганцев". Как надо было не знать и ненавидеть свой народ, чтобы возвести на боевое братство такую клевету.
И ещЈ проблема. Скажите, а где обещанная "Книга Памяти" погибших в Афганистане? Почему еЈ нет? Ответ простой!
ЕЈ нет потому, что в Афганистане погибших гораздо больше, чем это официально обьявлено. Сколько на самом деле? -- может ответить "Книга Памяти", если еЈ когда-нибудь всЈ-таки выпустят.
Но вы не ошибЈтесь, если 9 лет войны умножите на 6-8. Сюда войдут погибшие в боях, умершие от ран и болезней, в госпиталях, пропавшие без вести. Таких уже на 13 декабря 1981 года было в 40~й армии более 10 тысяч человек, если верить той схеме, которая была представлена на одном из совещаний в штабе армии. Если я не прав, то почему не издаЈтся "Книга Памяти", которую мы так ждЈм?
Или взять проблему "лжеафганцев", примазавшимся на волне любви народной к честным парням, воевавших там. Это они, примазавшиеся, так любят носить 3~х цветную форму, считая еЈ символом Афганской войны, накупившие орденов и медалей, но не в состоянии ответить на простой вопрос: "А где ты там воевал? ", боясь попасть впросак. Это они в большинстве случаев, на улицах и площадях с гитарами выдавливают из прохожих слезу и рубли и позорят настояних фронтовиков.
Им ли знать, что там на желтых песках и серых скалах такая форма не применялась, так как резко демаскировала и надевший еЈ, приговорил бы себя сам. Если и надевали масхалаты, то сетчатые (жара! ) жЈлто-песочного цвета, а обычно и, как правило, ходили в рейды и засады в незаменимом нашем х/б.
Сейчас, я бы не надел 3-х цветку, тем более, что она стала печальным символом Карабаха и Приднестровья, где мои сограждане, убивая друг друга, красуются на экранах телевизоров в 3 -- х цветке, с автоматами в руках и улыбкой на устах. Несчастная страна, имеющая таких граждан и несчастный народ, ностальгически тяготеющий к разрушению и убийству себе подобных. И среди них мои боевые братья-афганцы!
Вот вам и последствия, отрыжка войны в Афганистане. Она, война, пришла к нам, в наш дом с теми, кому недальновидно отказали в социальной защите и внимании.
И пока их проблемы не решаются -- они будут уходить в рэкетиры, спиваться, участвовать в сомнительных экономических и политических акциях (вроде Импекс-55) или голодовок за деньги политических партий, осуществлять самозахваты земель и квартир, наконец, уходить в наЈмники и делать то, чему их научили там, в Афгане -- убивать!
Это из их числа рождаются полевые командиры в Таджикистане, Это они формируют боевые отряды по образу и подобию душманских.
Не слишком ли дорогая плата за бездействие и невнимание к проблемам "афганцев"?
Такие вот мыс ли, огромная душевная боль за себя и за них, моих бое братьев, жалость и протест одновременно смешались в душе, глядя на ЭТИХ поющих парней на площади у Клуба моряков. И почувствовав моЈ состояние, жена взяла меня под руку и мы пошли домой. А ночью, в постели, в который уже раз я вновь и вновь уходил в бой, общался со своими боевыми товарищами, которых, увы, уже нет, задыхался нестерпимой жары, когда распухший язык не помещается во рту, но вновь, ощутил радость приобщения к чему-то непреходящему, настоящему.
Полковник запаса, афганец, Кучер Виктор Александрович.
История с географией
Афганистан, в современных границах, расположен на восточной части Иранского нагорья и граничит на западе с Ираном -- 820 км, на юге и юго-востоке с Пакистаном -- 2180км, на севере с СССР -- 2348км, на северо-востоке с Китаем-75км (Синьзян).
Иранское нагорье является самым обширным, сухим и пустынным из нагорий Ближнего и Среднего Востока. Четыре пятых территории занимают горные системы Гиндукуша, Кохи-Баба, Паропомиза. Абсолютные высоты гор колеблются от 3000 до 7750м над уровнем моря. Железные дороги отсутствуют, а все передвижения и перевозки осуществляются по пересекающим всю страну с запада на восток и с севера на юг считанным полуразбитым, старым и узким асфальто-бетонным шоссе и многочисленным караванным тропам.
На севере, на границе с государствами Средней Азии, расположен хребет Гиндукуш. На востоке Афганистана вдоль границы с Пакистаном тянутся Сулеймановы горы. Здесь преобладает безводная, каменистая горно-пустынная и горно-степная местность. Исклю-чением является Джелалабадская долина, представляющая собой огромный оазис на самом востоке страны. (О нем попозже! )
Между Гиндукушем и Сулеймановыми горами расположено Газни-Кандагарское плоскогорье, которое занимает 20% территории страны.
На юге лежат практически мертвые районы без воды и растительности -- песчаные пустыни Хаш, Дашти-Марго (пустыня смерти) и Регистан(страна песков). С запада на восток они простираются на 540, а с севера на юг -- на 580км.
Афганистан -- древняя страна, сформировавшаяся как государство в1747г. Решающую роль в его создании сыграли пуштунские племена, населяющие южные и юго-восточные горные районы современного Афганистана и соседнего Пакистана.
В 1747г. на Лойя Джирге(высший законодательный выборный орган страны) афганских племен шахом Афганистана был избран предводитель крупнейшего племени дуррани -- Ахмад-шах Дуррани. Ему удалось создать самостоятельную державу -- Дурранийскую империю со столицей в Кандагаре.
В 1773г. сын Ахмад-шаха Дуррани Тимур-шах перенес столицу в Кабул.
Дурранийская империя просуществовала до 1818г., а затем распалась на ряд мелких, самостоятельных государств-княжеств.
В ХIХ веке(1838-1842гг. и 1879-1880гг. ) англичане дважды пытались покорить племена и присоединить Афганистан к своей колонии в Индии. Оба раза не смогли закрепиться и вторгшиеся войска были разгромлены.
В 1880г. новый эмир Кабула Абдуррахман-хан сумел добиться политического обьединения страны стабилизации ее внешних границ. Снова образовалось централизованное государство.
Однако...
Часть территории, расположенная на правом берегу реки Инд, где проживали пуштуны, оказалась под эгидой англичан. В 1893г. в ходе переговоров междуэмиром Афганистана Абдурахман-ханом и главой британской миссии, секретарем по игостранным делам английского колониального правительства Британской Индии Мортимером Дюрандом афганская сторона согласилась с предложенной ей пограничной демаркационной линией, получившей в политическом словаре название "линия Дюранда".
Этим соглашением была расколота территория проживания пуштунских племен. За пределами Афганистана оказалось около половины афганцев-пуштунов. Часть из них осталась в Британской Индии (с 1947г. -- Пакистане). С этим пуштуны не смирились, и многие из них полностью игнорировали границу, что являлось причиной периодического осложнения афгано-пакистанских отношений.
Потверждаю... Ходили и ходят по десяткам и сотням караванных троп через этого "Дюранда", через "край непуганых душманов" в обе стороны, как им удобно. Честно говоря, я и слыхом не слыхивал, чтобы их погранцы стояли бы где либо, кроме как на дороге, в Хайбере. И, кстати, историю странного названия границы -- демаркационной линии, я искал очень долго. Прежде всего потому, что написание сего труда веду в одиночку -- мне так интереснее. Примечание...
В 1919г. к власти пришел Аманулла-хан.
28 февраля в главной мечети Кабула он провозгласил независимость своей страны. Россия была первым государством, признавшим независимость Афганистана (27 марта 1919г. )
Англия не признала независимость афганского государства и сосредоточила на границе крупные ударные силы. В мае 1919г. началась третья англо -- афганская война. Хотя перевес был многократный -- 340 тыс. английских войск против 40 тыс. Англия была вынуждена подписать Равалпиндский договор и 8 августа 1919г. признать независимость Афганистана.....
Экскурс в историю закончен.
Административное устройство.
В административном отношении вся территория Афганистана делится на 29 провинций:
1. Кабул -- столица Кабул
2. Логар -- ст. Барикибарак
3. Нангархар -- Джелалабад (родное название! )
4. Кунар -- Асадабад
5. Каписа -- Махмудраки
6. Лагман -- Митерлам
7. Парван -- Чарикар
8. Бадахшан -- Файзабад
9. Тахар -- Таликан
10. Кундуз -- Кундуз
11. Баглан -- Баглан
12. Саманган -- Айбак
13. Балх -- Мазари-Шариф
14. Джаузджан -- Шиберган
15. Фарьяб -- Меймене
16. Бадгиз -- Калайи-Нау
17. Герат -- Герат
18. Бамиан -- Бамиан
19. Вардак -- Майданшахр
20. Пактия -- Гардез
21. Гур -- Чагчаран
22. Газни -- Газни
23. Урузган -- Таринкут
24. Фарах -- Фарах
25. Нимруз -- Зарандж
26. Гильменд -- Лашкаргах
27. Кандагар -- Кандагар
28. Заболь -- Калат
29. Пактика -- Заргуншахр
Каждая провинция -- вилайет делится на уезды -- вулусвали и волости -- алакадари. Всего в стране 185 и101 волость.
Население...
Нельзя понять Афганистан не поняв пуштунскую проблему.
Опять история...
Дело в том, что самих пуштунов насчитывается свыше 18 миллионов человек, но 9 из них проживают на территории Пакистана.
Они обьединены в 60 с лишним племен и подразделяются на три основные племенные обьединения:
-- западное -- дуррани -- свыше 3-х мил. человек;
-- восточное -- гильзаи -- свыше 1, 5 мил. человек;
-- южное -- карани -- около 1, 5 мил. человек; и много небольших племен...
После окончания Второй мировой войны пуштуны попытались добиться независимости. В 1949 году было создано Национальное собрание Пуштунистана, которое созвало Джиргу (большой совет) пуштунских племен, где представители племен поклялись восстановить независимость Пуштунистана, "оккупированного Пакистаном".
В 1959 году начались масштабные боевые действия между племенами и регулярными пакистанскими войсками. Афганское правительство поддержало племена, что привело к разрыву дипломатических отношений с Пакистаном.
Не только пуштуны не признают "линию Дюранда", но и не одно афганское правительство никогда не признавало ее, считая территорию, населенную пуштунами, неотъемлимой частью страны, а саму "линию" -- границей с Пуштунистаном, а не с Пакистаном.
С пуштунами, более менее, разобрались. Теперь о других народах, племенах...
Таджики -- примерно около (касается всех без исключения народов и племен, так как полная перепись никогда не проводилась) 3-х миллионов.
Они коренные обитатели северных и центральных областей: Багланской, Бадахшанской провинций и долины реки Гери-Руд в Гератской долине. Основное их заня-тие -- земледелие. Значительная часть таджиков формируют немногочисленный афганский пролетариат. Процент грамотности у них значительно выше, чем у других народностей.
УЗБЕКИ -- около 1, 5 мил. человек -- проживают в средней част северного Афганистана: районы Меймене, Мазари-Шарифа, Шибергана, Балха, Ханабада, Кундуза. Основное занятие узбеков -- оседлое земледелие и скотоводство,
ХАЗАРЕЙЦЫ -- 2 мил. человек -- третья по численности этническая группа. Представляют собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в ХШ веке. Они в основном проживают в центральной части страны -- Хазариджате (район включает провинции Гур, Урузган, Бамиан), а также в ряде крупных городов -- Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. По религии -- мусульмане-шииты, говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи).
ЧАРАЙМАКИ -- 1 мил. человек -- проживают в центральной части Афганистана -- провинциях Бамиан, Гур.
К чараймакам относятся племена джемшидов, фирузкухов, тайменов и теймуров. Подавляющее большинство чараймаков составляют кочевники и полукочевники. Свой кочевья они осуществляют на замкнутой территории основных районов расселения.
ТУРКМЕНЫ -- 0.5 мил. человек -- отдельными компактными группами проживают в северных, пограничных с Советским
Союзом районах. В основной массе они являются полукочевниками.
К И Р Г И 3 Ы населяют Ваханский коридор, простирающийся к границам Китая. Как и туркмены ведут полукочевой образ жизни.
НУРИСТАНСКИЕ ПЛЕМЕНА проживают в труднодоступных горных районах Нуристана -- юг провинции Бадахшан, провинции Кунар и Лагман). Наиболее крупные из племЈн вайгуль, ашун и прасун.
ЕВРЕИ встречаются главным образом в городах северного Афганистана -- Герате, Андхое и в Кабуле.
Другие национальности: белуджи, муританцы, казахи, арабы, пашаи, памирцы, индусы, каракалпаки, курды -- составляют около 2.8 мил. человек, т.е. около 15% всего населения.
Прим. ред. Такая многонациональность просто дар божий для разведок всех стран. И особенно для нашего огромного и многонационального государства.
Афганистан.
Афганистан представляет собой в основном горную страну, покрытую высокими (более 4000 метров) горами. Только в южных и юго-западных областях, южнее Гардеза -- район Кандагара -- пустыня Регистан.
Гиндукуш пересекает весь Афганистан с востока, северо-востока понижаясь на запад-юго-запад двумя грядами высоких гор, образуя расщелины, перевалы и долины, в которых и располагаются города и кишлаки, тем более, а что по этим долинам протекают реки и речушки, несущие плодородный лЈс, такой нужный для выращивания различных культур.
В одной из таких долин, образовавшейся в южной гряде Гиндукуша, на западе Афганистана в 230 км прямо на юг от Кушки и в 120-125 км от границы с Ираном и расположился довольно крупный кишлак Шинданд.
ШИНДАНД
Шиндандская долина -- "мЈртвая долина", т. е. безводная, шла в направлении северо-восток на юго-запад, расширяясь в западном направлении и имея на юге горные массивы Луркох и Шингар, а на севере основную гряду Гиндукуша. (К Вашим услугам неплохая "сороковка" на обложке. Прим. )
В принципе по долине протекали несколько непересыхающих и летом арыков, которые и давали возможность расположенным вдоль них кишлакам, обьединившихся в Шинданд, возделывать различные сельскохозяйственные культуры: виноград, гранат, зерновые на крохотных полях (150 на50м), ряд овощ-ных культур. Поля окружЈны невысокими дувалами из необожжЈнной глины, чтобы постоянно дующий ветер-"афганец" не выдувал плодородный лЈс (чтобы не было эррозии почвы). Плодородная поливная земля, в сочетании с длинным и жарким летом, давали возможность феллахам выращивать и убирать по два урожая в год.
Вероятно, читатель заметил, что зерновые культуры выращивались на крохотных участочках, поэтому и обработка этих участков осуществлялась испокон веков вручную, в крайнем случае, сохой, в которую впрягался круторогий вол. Это для вспашки, а уж жатва осуществлялась только серпом, чтобы, не дай бог, хоть один колосок потерялся!
Словом, не только календарная отсталость имела место на несколько веков, эти люди отставали объективно от уровня развития цивилизованных народов. А мы им СОЦИАЛИЗМ! Вот уж действительно, "ленинцы" из КПСС действовали не по Ленину, который учил, что революции силой насаждать нельзя. Так мы опростоволосились с Индонезией, с Чили, с Афганистаном -- да мало ли где?!
Герат.
Герат, как и все афганские города представляет собой сумму отдельных кишлаков со своими названиями: Карта, Зиураджа, Джабраиль, Талав, Туниан и т. д. Эти кишлаки, протянувшиеся вдоль реки г Гери-Руд, вытекающей из горловины горного ущелья и разделЈнные системой арыков и составляют Герат. Сам он лежит в долине, окружЈнной невысокими, отдельно стоящими горными кряжами на юге и на западе, повышающимися к северу и резко и сразу высокими на востоке, откуда и вытекает Гери-Руд, мутная от леса, глинистая, но весьма питательная для растений река. А в горах она -- кристально чистая и в ней водится рыба маринка, напоминающая формой и вкусом хек, а также морские крабы! (но об этом я уже писал ранее).
Позволю себе вольность: "А в речке Кокча водится Маринка -- костистей рыбы я на свете не видал". Из песни слов не выкинешь. Мое примечание.
На протяжении веков, люди живущие в долине этой неглубокой, как впрочем и все другие афганские реки, но достаточно многоводной реки, разделили еЈ русло на массу арыков, каналов и потому Гери-Руд с вертолЈта представляет собой многочисленную сеть ручьЈв без ярко выраженного основного русла. Вдоль этой воды на протяжении нескольких десятков километров и тянется Герат.
У Герата есть свой центр -- это старый город с прилегающим к нему Кандагарским рынком и новой мечетью. Старый город представляет собой как бы пчелиные соты, лепящиеся друг к другу без видимой продуманной планировки и окруженные дувалами домишки из необожжЈнной глины. Между домишками проходят узкие улочки, по которым можно только ходить, ну и на ишаке проехать, но уже никакой другой транспорт и тем более современная боевая техника пройти не могут. За дувалами высотой в 2, 5 -- 3 метра находится дом с круглой шарообразной крышей и плоскими террасами, на которых ночью в жару спят, и в небольшом садике -- огород, поливаемый постоянно протекающей водой из арыка, несколько грядок с овощами, виноградом, фруктовыми деревьями и цветами. Сам домишка на поверхности, как айсберг -- всего на 1/3, а всЈ остальное: женские половины, курильни и т. д. находится под землей. Летом там не жарко, а зимой тепло. Часто такие строения имеют целую, развитую сеть подземных ходов и нырнув в один дом можно вынырнуть за несколько сот метров в стороне от него.
Герат -- не названная столица Западного Афганистана. Центр пересечения торговых путей, идущих с Ирана, с севера от Кушки, с юга от Кандагара, с востока -- Великий некогда "ШЈлковый путь".
Здесь, некогда, останавливался Великий македонец на своЈм пути в Индию. Он основал в Герате крепость с мечетью. Четыре минарета сохранились, до сих пор, с тех дальних времЈн. Четыре, образно говоря, высоких трубы.
Не выстояли под натиском времени крепость и мечеть, а эти минареты стоят, как напоминание о Великом Александре, о силе Человеческого разума. Их не сломило время, многочисленные здесь землетрясения, палящее солнце, суховеи, зимой снег, мороз, дождь, постоянные войны между населяющими этот края людьми. Вот уж действительно -- диво дивное. И не будь этой проклятой войны; можно было бы посещать эти по-своему прекрасные места, приобщаясь к культуре древнего народа.
Это здесь в Герате творил один из звЈзд поэзии Востока -- Джами. НеподалЈку прежде жили и творили свои великолепные бейты и рубаи Рудаки, Фирдоуси, Хайям -- великие поэты, просветители, учЈные, творившие на фарси. К северу лежал прекрасный Маверанахр, утопающий в садах (междуречье Аму -- и Сыр-Дарьи).
РОЛЬ ИСЛАМА В АФГАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Религия в современном Афганистане играет важную роль. Ислам в течение веков безраздельно властвует над душами подавляющей части афганского нас еле ни я. Население Афганистана исповедует ИСЛАМ двух направлений: суннизм и шиизм.
СУННИЗМ -- ортодоксальное направление (традиционное, исстари признана основным, главным) в исламе. Имеет наибольшее число приверженцев среди мусульман. Наименование суннизма происходит из того, что отличительным признаком его вероучения является признание СУННЫ, которая по мнению суннит дополняет и разъясняет Коран.
ШИИЗМ -- второе главное направление в исламе. Название происходит от арабских слов (ШИ АТ АЛИ) -- "партия Али". Начало ему положила группа сторонников Али -- двоюродного брата пророка Мухаммеда (Мохаммада). Раскол ислама явился отражением борьбы за власть между преемниками Мо-хаммеда -- основателя ислама. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, но вместо Сунны имеют своЈ священное предание -- АХ Б АРЫ, повествующее о жизни Али.
М О X А М М Е Д (пророк) у него была дочь Фатима. От этого брака родились 12 сыновей
После смерти пророка Мохаммеда между его учениками-последователя Абу-Бекром, Хусейном, Османом и Али началась борьба за власть и главенствующее положение в исламском мире. На некоторое время победу одержал Абу-Бекр, но после его смерти борьба возобновилась и победу одержал Али и его партия.
Однако после смерти Али сыновья Абу-Бекра, Хусейна, Османа повели ожесточЈнную борьбу с сыновьями Али и те, все, погибли в борьбе против последователей Сунны. Они были вознесены на небо и стали святыми -- имамами. Последний из них Махди, вернее Хазрат-Махди был взят Аллахом к себе для того. чтобы в судный день для мусульман придти на землю и судить их по воле Аллаха (оказывается и у мусульман равно как и христиан есть понятие о Судном Дне). Сунниты носят чалму иа 4-х складок, а шииты из 12-ти по числу имамов. Для наших агентурных разведчиков в Афгане было очень важно знать в какой религиозной среде они работают. Ошибка в одежде, пренебрежение к религиозному настроению окружающих грозило неминуемым провалом ибо взаимная религиозная ненависть суннитов и шиитов просто не поддаЈтся описанию. Достаточно привести такие примеры: если шииты взяли посЈлок суннитов(или наоборот), то они выкапывают кости усопших на кладбище противников ВЕРЫ и из пушек стреляют ими, то бишь костями, в сторону Мекки.
Религиозная ненависть доходит до остервенения и это при том, что и те и другие беспрекословно верят в Аллаха, Мохаммеда и Коран. Но!... Сунниты далее верят в Абу-Бекра, Хусейна, Османа и Али, но не признают святость его сыновей имамов, а шииты верят только в Али и его 12 сыновей и не признают СУННУ, а признает священное предание АХБАРЫ.
В Афганистане 80% населения составляют мусульмане сунниты, 18% -- шииты, около 2% -- последователи прочих верований.
К суннитам в национальном отношении принадлежат большая часть пуштунов и таджиков.
Суннизм так же исповедуют в своЈм большинстве узбеки, туркмены, белуджи, чараймаки, нуристанцы, арабы и др.
Шииизм исповедуют: персы (главным образом в Герате и Фарахе), горные таджики, хазарейцы, а так-же часть таджиков и пуштунов, проживающих на Востоке Афганистана.
Вся жизнь мусульман регламентируется и направляется догмами ШАРИАТА -- систематизированного свода законов мусульман.
Согласно предписаниям культа, мусульмане должны исполнять пять основных обязанностей, именуемых "Пять столпов Веры".
-- первая из них -- исповедание Веры, что выражается в произнесении формулы: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -- пророк Его".
-- вторая обязанность -- совершение ежедневно 5-ти молитв "Намазов".
-- третья -- пост в месяц Рамазан ( 30 мая -- 29, 30 июня),
-- четвЈртая -- платЈж "закята" (налога).
-- пятая -- паломничество в Мекку и посещение храма Кааба.
Для отправления различных религиозных обрядов в Афганистане насчитывается свыше 15 тысяч мечетей. В одном только Кабуле функционируют 545 мечетей.
Среди афганцев очень развит культ "святых". В стране насчитывается около 1, 5 тыс. мазаров (гробниц) и святых мест (зийарат). Наибольшей известностью пользуется мечеть Рузайи -- Шариф в Мазари -- Шарифе, где по преданию захоронен один из наиболее почитаемых в Исламе, и особенно среди шиитов, святых -- хазрати АЛИ, ближайший родственник и один из первых последователей основателя Ислама Мухаммеда
ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ ГРУППИРОВКИ.
НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана) -- создана I января 1965 г. НДПА -- правящая партия в период с апреля 1978 г. по 1991 год, до свержения последнего еЈ Председателя, Президента Республики Афганистан Наджибулы (доктор Наджиб).
Справка.
Наджиб -- родился 6. 08. 47г. Получил высшее образование в Кабульском университете в 1975г. Член НДПА с 1965г., т. е. со времени еЈ основания. После Апрельской (Саурской) революции работал секретарЈм Кабульского горкома НДПА. Был послом ДРА в Иране. Несколько лет возглавлял орган госбезопасности (ХАД) -- служба государственной информации. Генерал-лейтенант. С 1977г. -- член ЦК НДПА. С 1981г. -- член Политбюро ЦК НДПА. С мая 1986г. -- Генеральный секретарь ЦК НДПА (до этого с 1985г. -- секретарь ЦК НДПА). По национальности -- ПУШТУН. Член Президиума Рев. Совета Демократической Республики Афганистан. Принимал Участие в работе 27-го съезда КПСС.
НДПА была представлена двумя основными группировками -- ХАЛЬКИСТОВ и ПАРЧИСТОВ. -- (ХАЛЬК -- народ, ПАРЧАМ -- знамя), т. е. народников и знамЈнщиков.
Крайне оппозиционно друг к другу настроенные группировки, по сути своей, представляли интересы крупных землевладельцев-латифундистов и никак уж не интересы народа. Если командир 17 пехотной дивизии -- халькист, то будьте уверены, что начальником штаба у него будет обязательно парчист.
Генеральными секретарями были: Бабрак Кармаль, Наджиб. Партия НДПА была в значительной мере надуманной, марионеточной, созданной по образцу и подобию КПСС, была притянута к событиям и отвечала интересам того марионеточного просоветского правительства и потому практически не влияла на ход событий.
Как только возникли условия для еЈ распада, она распалась и прекратила своЈ существование. Этот пример ещЈ раз подтверждает верность марксистско-ленинского учения, что без социальной базы невозможно привнести социализм или коммунизм в какую-либо страну.
Шутка ли сказать, но ведь по общественно-экономической формации, а не календарно, Афганистан и его народ реально, обьективно, отставали на несколько веков от цивилизованных народов, а мы им партию, ЦК, разные там передовые социалистически воззрения, желая перетащить их из феодализма в социализм по образу своему. Вот уж действительно деградация мысли в нашем прежнем ЦК КПСС. Не удивительно, что такие монстры в нашей партийной верхушке позволили и себя скинуть лжедемократам и перевертышам" коммунистам" типа ГорбачЈва, Яковлева, Медведева и прочих им подобных.
Здесь необходимо сказать еще о некоторых государственных структурах и общественных организациях, созданных в период пребывания советских войск на территории Афганистана.
НОФ -- нац. отечественный фронт. Создан в июне 1981г. Свыше 200 тыс. членов.
Председатель -- Абдул Рахим Хатеф. ДОМА -- дем. орг. молодЈжи Афганистана (по образу нашего комсомола и с теми
же задачами -- 136 тыс, чел. Создана в 1975г. ДОЖА -- дем. орг. женщин Афганистана. Создана в начале декабря 1980г.
ПРОТИВНИКИ НДПА И РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.
ИПА -- "Исламская партия Афганистана" -- создана в 1976 году в результате слияния нескольких экстремистских группировок, занимавших крайне правые позиции в рядах афганского филиала международной организации "Братья мусульмане" и его молодЈжного крыла "Мусульманская молодЈжь". Основная цель ИПА -- свержение народного строя в Республике Афганистан (Что они уже добились) и установление исламского режима. В настоящее время ведут борьбу за власть с ИОА. Руководитель -- Гульбеддин Хекматияр.
ИОА -- "Исламское общество Афганистана" -- создано в 1976 году в Пакистане.
Штаб-квартира в г. Пешеваре. имеет свои представительства в Иране. В ИОА входят муллы, землевладельцы, чиновники и часть обманутого народа. Цели те же. Руководитель -- профессор Раббани. Но если ИПА опирается на поддержку пуштунов (основное население Афгана), то ИОА -- на афганских таджиков, узбеков, хазарейцев, чараймаков и т. д., вечно притесняемых пуштунами. Лидером и вождЈм боевых подразделений ИОА является урожденец ущелья Панджшер -- Ахмад Шах Масуд, пользующийся огромным авторитетом у в населения севера, северо-востока и частично востока Афганистана. (Прим. У меня подробней. )
НИФА -- "Национальный исламский фронт Афганистана". Создана в декабре 1978 года в Пакистане, бежавшими из Афганистана крупными землевладельцам и буржуазией, крупным чиновничеством и т. д. Выступае за свержение революционного строя в ДРА и замену его "демократией, основанной на законах ислама и национализма". Имеет тесные связи с НТ