Мобильная версия
Войти

Нужны ли штурманы в ВВС?

 ↓ ВНИЗ

12345678910111213

El cubano
05.01.2008 10:54
Уточняю - специалисты в области навигации. Операторы систем поиска и вооружения, чьи должности занимают, как правило, офицеры со штурманским образованием, в категорию обсуждаемых не входят.
Несколько ремарок по данному вопросу:
1.В современной гражданской авиации места штурманам не нашлось.И, в обозримом будующем, видимо, не найдется.
2.В ИА и ША штурманы наведения(ОБУ) находятся на КП и ПН( наземных, корабельных или воздушных).Они помогают летчикам не только выйти в тактически выгодное положение относительно цели, но и не дают заблудиться, выводя на аэродром посадки. Кардинальных
изменений здесь не предвидится.
3.Сложнее с более тяжелой авиатехникой.Сохранятся ли навигаторы на бомбардировщиках, транспортниках, самолетах разведки и ПЛА?
4.Кто знает - как обстоят дела с этим вопросом в зарубежных ВВС(прежде всего стран НАТО)?
5.Если все-таки штурманы отмирают, не пора ли переименовать ЧВВАКУШ обратно- в школу летчиков-наблюдателей и бомбардиров? ;-)))
Аноним
05.01.2008 11:15
В боевой авиации еще долго без них не обойтись. А причина тому проста - нет еще у нас "умных" боевых самолетов, где достаточно лишь пилота(ов), да и у траспортников тоже нет "чудо-корабля".
полтора землекопа
05.01.2008 11:23
изложили вопрос почти грамотно.про ЧВВАУШ знаете.должны понимать всё сами.поумничать захотелось?
авиакрестьянин
05.01.2008 11:24
Во-первых: Летчик-наблюдатель и бомбардир это и есть штурман и училище переименовывать не надо.
Во-вторых: В ВВС (как у нас так и в НАТО) штурмана всегда были, есть и будут хотя бы потому что у них специфические задачи с которыми летчику одному трудно справиться.
В-третьих: При боевых действиях, все системы навигации могут быть подавлены и задачу без штурмана трудно выполнить.

Ответ один - нужны.
Bez
05.01.2008 11:36
авиакрестьянин
Очень грамотно!
Лучше и не скажешь!
Бывший штурман полка Ту-22м2,
"Военный штурман 1 класса".
Лео
05.01.2008 11:39
Ал кабано:
Сожалею, но ваша профессия вымирает, как мамонты, в своё время - окончательно и бесповоротно. Во, нагородил!
Помнишь, ещё в далёком 83-ем "кореец" на Боинге залетели на нашу территорию. Говорили, мол, что без штурмана летели, вот и заблудились. А наши не поверили и ...
Сам-то из ЧВВАКУШа?
авиакрестьянин
05.01.2008 12:40
to Bez:

Ну а я бывший "Военный летчик-инструктор 1 класса" (на Л-29, 39)
05.01.2008 13:15
Новые Суховские машины почти все со штурманом (Су-30, Су-34), если они массово в наши ВВС начнут поставляться, то набор в Челябинске даже увеличивать придёться!!!
smu
05.01.2008 14:13
Сожалею, но ваша профессия вымирает, как мамонты ....


После выполнения портиворакетных, противоистребительных да и других любых маневров, врядли найдётся хоть один лётчик, который сможет не потеряться. Спутниковой навигации, то не будет, а голова хоть и гироскоп, но и та завалиться может.
Лео.
05.01.2008 14:58
smu:
Да, бросьте вы! ПРМ, а тем более ПИМ никогда не доставлял особых хлопот. РСБН всегда был лучше любого штурмана!
Полетели как-то на ЛТУ. Время удара заданное. На ИПМ определи, что пять минут лишние. Пришлось зависнуть. А флагман БП в это время меняет время удара. Наш ПКК это зевает. Два борта нас обгоняют, а ТРЦ уже под носом. Отворачиваю на 30 градусов и ... всё, приплыли. Картинка в сапоге развернулась раком и наш штурман ничего не узнаёт.
El cubano
05.01.2008 16:18
Уважаемый авиакрестьянин! Летнаб и бомбардир не вполне соответствуют понятию "штурман".Рекомендую изучить разницу, обратившись к словарю иностранных слов.Хочу еще раз обратить Ваше внимание: речь идет о проблемах навигации в условиях НТР, когда людей постепенно вытесняет техника.Системы же навигации могут быть и вполне автономными и не зависеть от РТО театра военных действий.
Уважаемый Лео, к своему величайшему сожалению, к выпускникам Челябинского училища отношения не имею.
El cubano
05.01.2008 16:32
Уважаемый(а может, -уважаемые?)полтора землекопа! За высокую оценку моих интеллектуальных способностей(вопрос изложен почти грамотно) вам отдельное спасибо. К сожалению эта деятельность выходит из рамок обсуждаемой проблемы. Заранее благодарен Вам, если Вы приведете какие-либо конкретные аргументы "за" или "против" штурманских перспектив.
Nikol
05.01.2008 16:35
Мужики, граждане, ну какие штурманы в ВВС, когда по телеку сказали, что ЛА в будущем будут летать вообще без экипажа. Являюсь лётчиком ДА и очень хорошо знаю, что такое штурман. Докладываю, что штурман тогда хорош, когда всё нормально в экипаже, все системы функционируют нормально. Меня лично штурман умудрился заблудить среди бела дня в простейшей обстановке.
ЛК
05.01.2008 16:45
Никол:
Так умудрился всё-таки! А ты говоришь, что плохой штурман.
Nikol
05.01.2008 17:02
ЛК
Не понял Вашей шутки юмора, но позвольте привести маленький примерчик из жизни экипажа. Летим по маршруту на большой высоте, в соответствии с заданием запрашиваю вход в зону ответственности тогда ещё Ленинградского РЦ и смены эшелона, а РЦ мне и говорит: "Займёте эшелон после прохода трассы № 1". Ну, естественно, я к штурману, дай , мол, мне время прохода трассы № 1. А он у меня спрашивает: "Командир, а что это такое?". В общем я понял, что помощи от него не будет, приказал соединить Москву и Питер прямой линией и доложить, когда мы её пересечём. Вот так и выкрутились.
Bez
05.01.2008 17:16
Nikol
Да это не штурман вам плохой попался,
это командир вашего экипажа оказался
не на высоте.
Ведь летает всегда экипаж, а его подготовку
организует командир. Не выкручиваться надо,
а к полетам готовиться.
Вспоминаю "типовые" результаты удачных полетов
на пуски - командиру орден, штурману - подстричься.
ЛК
05.01.2008 17:27
Никол:
А шутка моего юмора в том, что если штурман смог навешать лапши на уши умному лётчику, то не такой уж он и плохой!
Nikol
05.01.2008 17:31
Bez
Спасибо за совет, но у меня всё-таки другое мнение. Что касаемо того полёта, то как потом выяснилось, была у штурмана и карта с трассами, но ведь в полёте устраивать разные викторины в экипаже уже поздно, нужно принимать командирское решение. Мы конечно и сами не святые, но здесь разговор идёт о штурманах, вот я и высказался.
smu
05.01.2008 17:45
...Меня лично штурман умудрился заблудить среди бела дня в простейшей обстановке.


А у меня лично лётчик по КУС путевую скорость определял и был уверен, что правильно и его не переубедить.
авиакрестьянин
05.01.2008 17:55
2El cubano:
...Летнаб и бомбардир не вполне соответствуют понятию "штурман".Рекомендую изучить разницу, обратившись к словарю иностранных слов...

В нашем языке подразумевается - штурман (у иностранцев - их дело).


...Системы же навигации могут быть и вполне автономными и не зависеть от РТО театра военных действий...

У всех автономных системах накапливается ошибка, которая устраняется коррекцией от систем которые могут быть подавлены. Если я не прав, то назовите хоть одну автономную систему, которая не накапливает ошибку и при этом безотказна на 100%.

В ГА, в условиях НТР, можно обойтись и без штурмана. Военные же бомберы должны выполнить задачу при любых условиях и даже при отказе автономных систем.
Bez
05.01.2008 17:55
Nikol
"Я на вас удивляюсь".
Если вы действительно летчик ДА,
то не надо прикидываться, ведь большинство
летчиков тяжелых самолетов без штурмана
и по коробочке летают с трудом.
"Штурман тогда хорош, когда всё нормально в экипаже,
все системы функционируют нормально".
Очень странное мнение.
А ведь именно тогда, когда все плохо,
НК не работает, вот тогда без штурмана
очень трудно.
05.01.2008 18:01
El cubano: а если смотреть еще "дальше и глубже" - поинтересуйтесь историей анунаков, и кто такие были у них Иг-Иги. на барельефах шумерской культуры в эрмитаже - они есть.
ЛК
05.01.2008 18:01
smu"
А почему бы нет, если он точно знает ветер?
ЛК
05.01.2008 18:02
smu"
А почему бы нет, если он точно знает ветер?
ЛК
05.01.2008 18:03
smu"
А почему бы нет, если он точно знает ветер?
ЛК
05.01.2008 18:08
Извините. Дешовая мобила!
Nikol
05.01.2008 18:30
Уважаемый Bez! Совершенно с Вами согласен насчёт полёта по кругу, просто так уж мы разбаловались да и инсрукция экипажу это предписывает. И всё-таки ещё один примерчик, как раз про полёты по кругу. Итак, полёт по кругу, ПМУ, ночь, Ту-22(старый); всё отлично, я тогда ещё совсем молодой лётчик; в районе траверза вдруг курс пропал, вернее, курсовая стрелка стала вращаться. Вы конечно думаете, что штурман мне помог? Полный 0. Дальность 3-го я и сам определил, ну а дальше всё на глазок. Скажу Вам это совсем не так просто, как это может показаться. Но повторяю, от штурмана я никакой помощи не получил.
smu
05.01.2008 18:30
smu"
А почему бы нет, если он точно знает ветер?


Извиняюсь, не уточнил, путевую определял по стрелкам КУС "широкой" и "узкой"...
smu
05.01.2008 18:34
to Nikol: У вас на груди синяк должен быть. Бьёте себя в грудь Я..Я..Я..
Скромней надо быть.
РЕВЕРC
05.01.2008 18:41
Штурманы объясните, а для чего летчику нужна путевая скорость?
Marat
05.01.2008 18:50
to Nikol: М-даааа , сдается сударь Вы никогда в ДА не летали, ничего кроме пены- в ДА летает ЭКИПАЖ, а подготовку ОРГАНИЗОВЫВАЕТ командир, (все у него штурман виноват, какой командир такой и штурман)
Nikol
05.01.2008 18:50
smu
Вывод такой-штурманы не только не нужны, они бывают просто опасны на самолёте. Я (опять-я) понимаю вековую тягу штурманов к власти, к командованию, но так уж бог распорядился, как говорится: бодливой корове бог рог не дал. Штурман произошёл всё-таки от летнаба и ничего с этим не поделаешь.
Bez
05.01.2008 18:52
Nikol
Трудно вам было.
Все сам и сам...
Бомбы, ракеты, - тоже самому приходилось?
Много лет прослужил, но мне такие "одаренные"
летчики не попадались. Обидно.
Не завидую я вашему экипажу, не завидую.
Да и зачем вам экипаж, если вы все умеете сами?
Bez
05.01.2008 18:56
Marat
Аналогично!
"штурманы не только не нужны, они бывают просто опасны на самолёте."
Кажется, что казачок этот засланный.
05.01.2008 18:56
нет, просто бывают "корабли" которым мозг не нужен
Тамбовчанин
05.01.2008 19:04
2:Марат
Ты прав никакой он не дальник.
Это понятно отсюда:
Nikol:
В общем я понял, что помощи от него не будет, приказал соединить Москву и Питер прямой линией и доложить, когда мы её пересечём. Вот так и выкрутились.
05/01/2008 [17:02:31]
Ключевая фраза-ПРИКАЗАЛ!!!
Без комментариев, просто.
Так что Марат готовимся к Рождеству!
С уважением к тебе лично и ко всем имеющим отношение к ДА, Юрий!
ЛК
05.01.2008 19:05
smu.
Легче по "узкой", но можно и по "широкой".
smu
05.01.2008 19:23
to ЛК: Научи. Самолет Ан-26.
El cubano
05.01.2008 19:44
Уважаемые "Анонимы"!Заранее прошу у вас всех прощения, но вступать ни в какую полемику с
форумянами не потрудившимися обзавестись простеньким "ником", я не намерен.

назовите хоть одну автономную систему, которая не накапливает ошибку и при этом ---
безотказна на 100%.
Уважаемый авиакрестьянин!100% безотказности не существует в природе. Кстати, штурман - существо также далеко не безотказное, особенно в стрессовой ситуации воздушного боя.
Автономные системы , не накапливающие с у щ е с т в е н н у ю ошибку, оказывающую влияние на выполнение боевого задания, имеются уже давно. Пример? Крылатая ракета, вернее ее навигационное оборудование, дающее отклонение в считанные метры(если не сантиметры) при полете на 2 -3 тыс км.


Nikol
05.01.2008 19:46
Ребята, а чего вы так обидились, я просто ответил на вопрос то что думал. Тамбовчанин, земеля, а как ты оказался среди любителей считать поправки на всё по НЛ, все любители летать тусовались в ТВВАУЛ.
ЛК
05.01.2008 20:09
Марату.
Почаще надо заходить на форум и тогда у тебя не будет сомнений в том, что Дальник Nikol или нет.
Nikol
05.01.2008 20:14
Подтверждаю-я Дальник, и горжусь этим.
smu
05.01.2008 20:25
2 Nikol: до сих пор Дальник или был Дальником?
Тамбовчанин
05.01.2008 20:41
2Nikol:
Все очень просто, за все время моей летной деятельности, мне не попадались, заметь ни разу бездари. А если и были какие то случаи, то прав сто раз МАРАТ - летает экипаж!Я не Качинское заканчивал.
Вот поэтому я уважаю и штурманов, и радистов, и операторов РЭБ, и даже техников и инженеров, которые не летали, а тем не менее вносили свой серьезный вклад, чтоб я летал.
НЛ знал и знаю до сих пор, так вот в ТВВАУЛ научили, нач кафедры самолетовождения был полковник Канавалов Евгений Филиппович дай бог ему доброго здоровья!
А причин такой ненависти к "отродью хамскому" ну никак не пойму, может, что-то личное?
Nikol
05.01.2008 20:52
Не, ну я скромно стал рассказывать что-то о полётах, а мне тут же поставили диагноз "мания величия", так что мне нужно было заплакать и убежать. И я всех любил и уважал независимо от их звания и должности, и, поверьте, это было взаимно. А штурманы мои все живы и здоровы, даже ни разу нос о прицел никто не разбил на посадке.
Marat
05.01.2008 20:54
Всем по теме - бывших ДАЛЬНИКОВ не бывает (слова М.М. Опарина)
и где же Nikolю, штурманы на хвост наступили, ШТУРМАН профессия не комаандная, а героическая....

to эль- кубано- в крылатой ракете, заложен корреляционно-экстремальный принцип системы наведения (уже предполагает коррекцию, по маршруту ее полета от 10 и более точек коррекции), но это обсуждается не здесь........

to Тамбовчанин: Юра и тебя с наступившим Новым годом и наступающим Рождеством, здоровья во все органы и денег во все карманы.
Дядюшка Эх
05.01.2008 20:55
Nikol:
... даже ни разу нос о прицел никто не разбил на посадке.

прям как-то с сожалением сказано
XBA
05.01.2008 20:58
Nikol:
Но повторяю, от штурмана я никакой помощи не получил

И эти истории можно рассказывать бесконечно?
Скажу, что видимо Вам не везло. Я вот то же случай помню. Когда в ДПМУ над ближним Ту-22м вертит крены под 45 град, с виду чуть не снося плоскостью приводные антены. Слушая мс я восхищался уверенности и непоколебимости КК, всю глиссаду боровшемуся со штурманом, который утверждал, что заходят на РД. И только при визуальном наблюдении множества бортов на "ВПП", КК сдался и довернул на настоящую полосу. Ну не все в жизни АСы, и примеры эти, и Ваш и мой не характеризуют степень нужности профессии.
ЛК
05.01.2008 21:02
smu.
А у тебя какая школа за плечами?
Nikol
05.01.2008 21:10
Эх, я то летал на старом Ту-22 и мне очень везло. 15 лет на Ту-22 не может не везти.
12345678910111213





 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru