Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Подключение КПК к бортовой сети

 ↓ ВНИЗ

DED
06.12.2007 17:40
Всем добрый день! Иногда встречаются вопросы как подключить КПК или ноутбук к самолетной сети 28В. Сам, до недавнего времени, использовал розетку на 220В ( была такая возможность) и проблема преобразования 220\18В для ноутбука не стояла. Недавно пересел на самолеты, где розетка только на 28В и вот как я вышел из этой ситуации.
Сразу оговорюсь, что для КПК проблем никаких, сложнее с ноутбуками, т.к ток зарядки больше.
Те, кто хочет подключить КПК, в сети магазинов Чип и Дип, торгующих электронными компонентами и приборами, продаются преобразователи DC-DC (постоянный ток-постоянный ток). Входное напряжение до 36В, а выходное 5В с током 1А, например RDD05-05S2 ( его параметры DC-DC 18-36V/+5VDC, 1A) см. ссылку http://www.chip-dip.ru/search. ...
Преобразователь импульсный, имеет малые габариты и всего два входных и два выходных контакта, так, что проблем с подключением КПК не возникнет и у дилетанта в области электроники.
Вариант с преобразователями типа DC-DC самый простой так как построен по принципу купил-подключил.
Для ноутбуков преобразователей такого типа увы нет, вернее есть преобразователи с выходным напряжением 18В, но мощность очень мала. Поэтому пришлось собрать простейший преобразователь самому.
Основу преобразователя составляет транзистор, где на вход подается постоянное напряжение от 18 до 40В, а на выходе имеем 5В (подойдет для КПК), 12В, 15В или 18В с током до 1, 5А в зависимости от маркировки.
У меня небольшой ноутбук (экран 12 дюймов)с напряжением зарядки 18В (в оличае от 15-ти дюймовых где 19, 5В), но транзистор пришлось купить с выходным напряжением 15В, т.к. это была единственная модель в наличии с выходным током 1, 5А
Т.к при токе более 1А транзистор довольно сильно нагревается, его необходимо установить на мощный радиатор. Я, для уменьшения размеров радиатора (50х60мм с высотой ребер охлаждения 20мм) и самого преобразователя установил вентилятор принудительного охлаждения. Вентилятор взял компьютерный диаметром 50мм, с питающим напряжением 12В. Для нормальной работы вентилятора подключил его ко второму транзистору на 12В с макс. выходным током 1А (а больше для вентилятора и не нужно). Всю схему, состоящую из двух транзисторов, предохранителя, радиатора и вентилятора собрал в коробке разменами 110х60х55мм.
Испытания преобразователя прошли успешно :) Опытным путем установлено, что ток зарядки компьютера (при заранее заряженных аккумуляторах самого ноутбука и при максимальной яркости экрана) равен 1, 2-1, 35А, что не превышает предельного значения 1, 5А. Площадь радиатора и мощность вентилятора оказались избыточны, т.к радиатор нагревается всего градусов до 40 при этой нагрузке
Теперь про марки транзисторов. У разных производителей они называются по разному, есть марка "МС", есть "L". В моем случаи на 15В и 1, 5А я купил L7815CV, где цифра 15 обозначает выходное напряжение, и МС7812 для питания вентилятора.
И в завершение фотография самого блока питания http://ded500.narod.ru/file/IM ...
и простая принципиальная схема http://ded500.narod.ru/file/sc ...
которую можно дополнить термопредохранителем и светодиодом работы вентилятора, точнее работы цепи 12В и следовательно наличия входного напряжения http://ded500.narod.ru/file/sc ...
С уважением.
Дима-СПб
06.12.2007 18:17
L7815 не транзистор, а интегральный стабилизатор напряжения.
Предохранитель надо бы на входе преобразователя ставить, а то стабилизаторы тоже гореть могут... Тем более в ЛА!
КВС
06.12.2007 18:17
а зачем так сложно? полавляющее большинство современных импульсных сетевых адаптеров (а они сейчас почти все идут импульсные) прекрасно работают от самолетной сети 115 вольт 400 Гц. я таким образом питаю свои и ноутбук и два КПК и медиаплеер и мобильник заряжаю. нафига огород городить?
ip
06.12.2007 18:30
подтверждаю, блоки питания ВСЕХ известных мне ноутбуков нормально работают от бортовой сети 115вольт\400 герц

а вообще, если самолётка своя собственная, то поставить ПО-6000 на 220 вольт и питать хоть стиральную машину)))
DED
07.12.2007 10:39
2Дима-СПб
Извиняюсь за транзистор, но так указано в прайсе магазина. А насчет предохранителя на входе, так не поставил только из-за того, что в самолетной сети уже такой стоит, но кто хочет продубрировать- пожалуйста :)

2КВС, ip
Согласен, такие варианты были, но кто-то уже машинки сжигал. И в моем варианте розеток на 115В нет, поэтому и "нагородил"

С уважением
КВС
07.12.2007 15:05
это что же такой за самолет? дельтаплан что ли? я 22 года летаю мне такие не попадались. даже на моем первом Ан-2 есть 115 вольт 400 гц. это же питание всей самолетной радиоаппаратуры (радиостанции, радиокомпасы и т.д.) может плохо искал?
по поводу "сгорел"....ну рассказывали у кого то там вроде сгорел сам блок питания... но на моей памяти ни у меня ни у всех кто рядом ничего не горело пока.. все работает как "будь здоров". а как может девайс сгореть если на выходе из блока питания либо постоянное нормальное напряжение (меряли тестером. тоже не дураки куда попало сувать) либо вообще ничего нет, если блок не импульсный?
DED
08.12.2007 00:24
Есть иномарки, где и розетку на 28 не найдешь, а Вы говорите 115 :)

Мой первый пост как раз для тех у кого проблемы с выбором первичной сети. Не претендую на оригинальность, что сделал, то сделал. Пусть другие сделают лучше.

С уважением
Ular
08.12.2007 09:41
как радиолюбитель с большим стажем и радиоинженер по первому образованию могу сказать, что любой "самопал", даже изготовленный из уже готового китайского набора типа "умелые ручки" не выдерживает никакой проверки на надежность и безопасность, а уж тем более в самолете.
Это может быть только оправдано как временное решение, когда Вы на необитаемом острове и нужно любой ценой взлететь.

Мои предложения:
- отнести ваш прибор в соотвествующую техническую лабораторию чтобы убедиться насколько он опасен/неопасен
- поберечь пассажиров, себя и своих близких и купить нормальный промышленный и сертифицированный преобразователь. Сейчас можно черта лысого купить, не поверю, что есть проблема с таким преобразователем который Вам нужен.

рейсовый самолет все-таки не тот объект где можно экспериментировать

успехов
08.12.2007 13:03
2DED хм... интересно а как уборщики ваш самолет убирают? Пылесосы всех уборщиков всех аэропортов мира работают от розеток 115 Вольт. Или вы не убранными летаете? Какие-то сказки про иномарки вы рассказываете. Я не знаю конечно именно про вашу инмарку, но на тех что эксплуатируются у нас (Боинги и Аэрбасы) что 115 вольтовых что 28 вольтовых розеток навалом....
Rend
08.12.2007 13:10
2DED
В схемку бы ещё конденсаторов для фильтрации пихнуть. И как минимум рекомендовал бы глянуть спецификацию к преобразователям (мощности, токи, температурный режим).
ip
08.12.2007 13:20
в Царицино на радиорынке есть специальные люди, которые делают перобразователи с любых\на любые напряжения
Москвичам имеет смысл там поспрашивать
это в крытом здании на первом этаже рядом с гитарным отделом
08.12.2007 14:44
Блин! Ну нендравидца - не делай! Чем данная схема хуже "промышленной", "фирменной" китайской лабуды? Где гарантия, что псевдо-фирма не наделает беды? А в Царицыно у спец. людей что? СП "Царицыно - Васюки?
Не надо быковать. DED спасибо за схему.
08.12.2007 15:00
Яб порекомендовал заменить стабилизаторы на DC/DC converter типа CC10-2405Sx-E
http://www.tdk.co.jp/tefe02/ea ...
Тогда не будет проблем с перегревом, не надо будет городить вентилятор и так далее.
И еще , как уже кто то заметил выше - в вашей схемке не хватает конденсаторов, плюс не помешал бы 1 диод на плюсовом кабеле на входе, в качестве защиты от того, что при подключение в бортовую сеть перепутаете "+" и "-"
Ular
08.12.2007 15:28
Гарантия в том, что не обязательно брать в псевдо-фирме.

Есть оригинальные блоки питания, а также есть доступные по цене блоки известных производителей. Не надо доходить до абсурда в своих рассуждениях.

А китайские товары тоже есть на разный вкус. Есть сертифицированные и не уступающие по качеству европейским и американским. Но и цена у них не как у тех, что продаются в ларьке за 10 рублей.
Менеджер ГА
08.12.2007 15:32
...в вашей схемке не хватает конденсаторов.
----------
Вот ведь они какие, электро- консерваторы для законцовок...правда только для легкого планера...
DED
08.12.2007 16:30
2Ular
Сам я любитель в электронике, знающий закон Ома и умеющий держать паяльник. А от Вас как радиолюбителя с большим стажем и радиоинженера, с удовольствием посмотрел бы принципиальную схему надежного преобразователя. А все разговоры, что где-то имеются какие-то преобразователи, это только разговоры.

2Аноним 08/12/2007 [13:03:39]
Никогда не встечал пылесос на 115В, наверное потому, что частота в этой сети 400Гц. По-моему он работать не будет. В основном применяют на 28В, но они очень слабые (как автомобильные на 12В) или приезжает служба сервиса со своим минигенератором на 220В.
А наш самолетик убирает стюардесса щеточкой с совочком и пряпочкой. Чистота отменная :)

2Rend
Согласен насчет конденсаторов и любого усовершенствования схемы, поэтому и выставил на всеобщее обозрение. Принимаю любую конструктивную критику.
Спецификацию смотрел, поэтому и написал, что по токам и температуре ничего не превышено.

2ip
Спасибо за подсказку, но цену преобразователя придется утроить. На мою просьбу рассчитать и спаять такой преобразователь, два спеца назвали цену 1500-2000 руб, без гарантии. Так лучше я на себя положусь.

2Аноним 08/12/2007 [15:00:14]
Про DC\DC конвертеры уже писал, но их мощности хватает только на питание КПК. Для ноутбука нужен конвертер с мощностью не менее 25W, а лучше 30W
Диод обязательно поставлю.

С уважением ко всем
С
08.12.2007 16:31
Спроси уборщиков, куда пылесос подключают
08.12.2007 18:21
2 Ular:

"...как радиолюбитель с большим стажем и радиоинженер по первому образованию могу сказать, что любой "самопал", даже изготовленный из уже готового китайского набора типа "умелые ручки" не выдерживает никакой проверки на надежность и безопасность, а уж тем более в самолете..."

Позвольте усомниться в уровне вашего радиолюбительства...
Давненько не держал в руках пояла, но уже в школьные годы мог собрать устройство, которое даст фору многим промышленным образцам. И то, что было непозволительно для промышленного производства (использование деталей с 20ти-50ти кратным перекрытием допустимых параметров максимально ожидаемым параметрам по условиям эксплуатации, а так же неограниченно сложные, стало быть - совершенные, схемотехнические решения), вполне вписывалось в рамки индивидуального проектирования одиночного изделия, да и применение комплектующих для спецпроизводства (сейчас - это невозможно :-((( ), позволяло радиолюбителям выполнять радиоэлектронные изделия несопоставимые по уровню надежности и совершенству параметров с убогими промышленными изделиями, включая и очень дорогие и редкие изделия от именитых производителей.
Так, что , вы правы формально, может быть в конкретном случае, но в корне не правы концептуально. Если напряжете свою , богатую радиолюбительским опытом память, то вспомните, что на выставках демонстрировались изделия, так называемых, "радиолюбителей" технический уровень которых, был просто недостижим в промышленности.
To DED:
Созданное вами устройство было бы гораздо надежнее, если бы:
-применить интегральный стабилизатор , хотя бы на 3-5А выходного тока,
-использовать, хотя бы, типовую схему включения, а лучше , целенаправленно поискать схемотехнику на данную тематику (скорее всего это будет схема на интегральном стабилизаторе и выходном мощном транзисторе с электронной защитой по выходному току, а не "противопожарным" плавким предохранителем;
-габариты устройства удастся уменьшить, необходимости в вентиляторе не будет.
Все же , необходимо помнить о месте предполагаемого использования (грубо говоря, устройство должно быть расчитано на попадание небольшого тактического ядерного боеприпаса...:-))) )- все это вполне достижимо, просто подход должен быть соответствующим.
Резюмируя, - если вы не , хотя бы средней "квалификации" радиолюбитель (сборка герлянды для елки еще не повод причислять себя к таковым), то суммарные затраты на создание данного устройства превысят покупку промышленного изделия "настоящего" качества и уровня изготовления.
Поверте, все давно изобретено и изготовлено, - нужно просто "правильно" осуществлять поиск.
08.12.2007 18:30
2 DED:
P.S. посмотрите здесь:
http://www.radiohobby.ldc.net/

только , поосторожнее, не заболейте радиолюбительством, очень заразно!!!
08.12.2007 19:08
2 DED хотите посмотреть на пылесос на 115 в 400 гц? Да ради бога! Зайдите в любой цех уборки и посмотрите. В аэропортах применяются не обычные бытовые пылесосы, которыми мы все пылесосим свои дома, а специальные "авиационные", "заточенные" под 115 в 400гц, и не 28 вольтовые как вы думаете. И мощность у них будь здоров...иногда и сами коврики "спылесосивают", поболее домашних будет. Сами представьте...за 30-40 минут пропылесосить до "кристальной чистоты" такой корабль как например 747-й. А приносят их обычно штуки 2 иногда (если повезет) 3 на самолет. Тут 28 вольтовым "автомобильником" фиг обойдешься...
DED
08.12.2007 21:00
2Аноним 08/12/2007 [19:08:45]
Представил корабль такой как 747-й, и представил как его пылесосят за 30-40 мин пылесосом на 115в 400Гц :) Буду знать, что такие пылесосы есть:)

2Аноним 08/12/2007 [18:21:12]
Вся сложность для меня в том, что имея схему надежного преобразователя например с 12В на 9В, я никогда ее не переделаю (пересчитаю) на 28\18. Это не моё. А то, что все уже давно изобретено и изготовлено, ТАК дайте же кто-нибудь ссылку на схему с "непопулярными" параметрами 28\18В и током 2А. И в специализированных магазинах нет нужного мне преобразователя.
С уважением.
ddd
08.12.2007 21:41
заряжаю всё от 115 в 400гц, всё отлично такчто не парьтесь
б/у стартех
08.12.2007 23:03
Регулятор 3 Ампера - http://ekits.ru/cgi-bin/index. ...

Удачи!
Rend
09.12.2007 00:11
б/у стартех:

А он по свистеть не будет? При некотором разбросе характеристик на второй гармонике можно налететь и на авиадиапазон. Такой бы заэкранировать не грех, да и конкретный экземпляр после сборки именно на помехи протестировать полезно было бы.

09.12.2007 00:46
б/у стартех:

Импульсный источник питания в домашних условиях это ни есть зееер гуууут. а уж тем более тащить его на борт.
DED
09.12.2007 11:16
2ddd
В кабине розетки на 115В НЕТ, поэтому приходится "париться" :)

2б/у стартех
Спасибо за ссылку

2Rend
Как правильно заэкранировать предложенный б/у стартех преобразователь?

2Аноним 09/12/2007 [00:46:42]
Подскажите, почему импульсный источник "ни есть зееер гуууут"?

С уважением
Бывший инженер Аэрофлота
09.12.2007 11:52
Стоит посмотреть справочники на DC/DC преобразователи. В этих справочниках всегда приводятся несколько схем типовых включений для разных случаев. В том числе, с дополнительным ключевым транзистором для увеличения выходной мощности. А на входе лучше поставить диодный мост: в этом случае как ни воткни - все равно будет работать (с диодом - будет работать только в одном положении).
б/у стартех
10.12.2007 00:28
экранировать - засунуть в металлическую коробку, на вход и выход - повесить дополнительно нормальные керамические конденсаторы - 0, 1мкф КМ, раньше их навалом в цифровые платы совали

Почему не зер гут? запас по току - двухкратный, коробочка с преобразователем ни где-нибудь, а на виду и под постоянным приглядом.
Смонтировать, проверить тепловые режимы, испытать до срабатывания защит - и в работу.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru