Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Пространственная дезориентация у пилотов

 ↓ ВНИЗ

12

kg
03.12.2007 13:11
Исследование австралийцев. неужели все так плохо?

EVERY pilot will lose all sense of direction, height and speed while flying at some point - and some will even feel as though they are sitting on the wing watching themselves in the cockpit, a report from the Australian Transport Safety Bureau says.

The report said between 90 to 100 per cent of aircraft pilots experienced 'spatial disorientation' (SD) - one of the most common factors in plane crashes.

Aviation medicine specialist Dr David Newman said pilots were commonly the victims of strange illusions that could be dangerous, and have been linked to between 15 and 26 per cent of fatal crashes worldwide.

Some of the most common illusions experienced by pilots included feeling as though the plane was falling when it was slowing down, a false sensation of the aircraft 'rolling' and a sense that the plane was not turning when it actually was. Explore Travel
more Travel News
more Travel


Dr Newman said that there were much stranger illusions experienced by pilots.

'In some cases, pilots may feel that they are sitting out on the wing of their aircraft, watching themselves flying the aircraft, ' Dr Newman said in the report.

'The knife edge illusion gives the pilot a sensation that the aircraft is precariously positioned in space, and extremely sensitive to control inputs.

'By contrast, the giant hand illusion gives the pilot the opposite sensation, that the aircraft is intolerable of control inputs and seemingly immovable in the air, as if held aloft by a giant hand.'

Dr Newman said the illusions often occurred when pilots were not busy flying the plane.

'While seemingly bizarre, these illusions are generally associated with high altitude flight where the pilot has a relatively low level workload.

'Under such 'fish-bowl' conditions, the brain can wander and generate these strange illusions.'

The report said that pilots should be aware that they will experience SD sooner or later.

'If a pilot flies long enough as a career or even a hobby there is almost no chance that he or she will escape experiencing at least one episode of SD, ' the report said.

'Looked at another way, pilots can be considered to be in one of two groups: those who have been disorientated, and those who will be.'

The ATSB report said that pilots should take measures to reduce the impact of SD by flying when fit, not flying under the influence of alcohol or medications, increasing awareness of spatial disorientation illusions and planning for their possible appearance.
03.12.2007 13:16
А нельзя ли на рашен?
03.12.2007 14:20
не перевел еще на рашн.. переведу. поставлю
03.12.2007 14:40
Хмм... не в этом же ли причина и многих автокатастроф? Я про выражение "слиться с машиной".
kg
03.12.2007 14:46
Каждый летчик в определенной точке полета теряет чувство направления, высоты и скорости. Таковы результаты исследования австралийского бюро по безопасности на транспорте.

В исследовании сказано, что от 90 до 100% пилотов испытывают пространственную дезориентацию, которая стала одной из типичных причин крушения самолетов, передает News.com.au. Доктор Девид Ньюман, специалист по авиационной медицине говорит, что пилоты являются жертвами странных иллюзий. Эти иллюзии очень опасны, так как по статистике являются причниной от 15 до 26% происходящих в мире авикатастроф.

Одна из самых рапростарненных иллюзий, когда пилоту кажется, что самолет падает, хотя в это время он просто уменьшает скорость. Некоторые пилоты дуают, что самолет не разворачивается, когда в реальности машина выполняет разворот. По словам доктора Ньоюмана, наблюдались и более странные иллюзии.

"В некоторых случаях пилоты ощущали что они сидят на крыле самолета и наблюдают, как они управляют лайнером, - говорит он, подчеркивая, что иллюзии наблюдаются чаще в тот момент, когда летчики не управляют самолетом, например, при работающем автопилоте. - Эти иллюзии чаще проявляются при полете на больших высотах, когда летчики имеют относительно маленькую нагрузку".

В исследовании подчеркивается, что каждый летчик должен осознавать: рано или поздно он испыатет пространственную дезориентацию. "Если пилот летает достаточно продожительное время, являясь пилотом гражданской авиации или простодля своего удовольствия, у него или нее почти не остается шанса извебжать хотя бы одного эпизода, когда наблюдается дезориентация в пространстве, - сказано в исследовании. - Если посмотреть на это с другой стороны, то летчик может принадлежать к одной из двух групп: те, кто уже испытал чувство дезориентации, и те, кому это еще предстоит испытать".
03.12.2007 14:50
Странно, но у меня этого еще НИРАЗУ не было.
Наверное не ту траву курю.
03.12.2007 14:56
В некоторых случаях пилоты ощущали что они сидят на крыле самолета и наблюдают, как они управляют...
отпусти меня, чудо-трава!
Антон
03.12.2007 15:23
В Праге можно зайти в Институт авиационной медицины (там же располагается чешский аналог ЦВЛЭК), заплатить некую денежку и получить на тренажере демонстрацию пространственной дезориентации.
ЛК
03.12.2007 15:43
Антон:

А у нас в армии медики это же делают на простом вращающемся кресле и при том ... бесплатно. И если получишь "пространственную дезориентацию", то тут же будешь списан с лётной работы. Всё просто, как и всё гениальное!
kg
03.12.2007 15:56
- В некоторых случаях пилоты ощущали что они сидят на крыле самолета и наблюдают, как они управляют...
отпусти меня, чудо-трава!

это мескалин )

- Странно, но у меня этого еще НИРАЗУ не было.
Наверное не ту траву курю.

там же сказано: две категории - ук ого було уже и у кого будет. ждите )
03.12.2007 16:22
После Ан-2 на Ил-14 в приборных полетах я первое время испытывал иллюзии. Написал об этом главу в "Рассказах ездового пса".

Когда пересаживался с правого кресла на левое для ввода в строй КВС на Ил-18, то в первые часы ощущал именно такое чувство: сижу где-то на крыле, а весь самолет справа. Потом прошло. Именно в таких вот нюансах и заключается необходимость полетов с инструктором при пересаживании с кресла на кресло.

Потом, на Ту-154, испытывал подобное, но мимолетно.

С возрастом и летным опытом подверженность иллюзиям уменьшается. Но никто не застрахован. Академик Пономаренко всю жизнь этими вопросами занимается, рекомендую обратитьтся к его трудам.

Транспортные пилоты, летающие без перегрузок, за долгие годы приучаются верить приборам и иллюзий практически не испытывают. У истребителей риск больше: я читал их воспоминания о ночных полетах над морем в ясную погоду, о том, как им казалось, что летят вверх ногами.

Все страсти об иллюзиях, муссируемые в иностранной прессе, на мой скромный взгляд, касаются большею частью пилотов легкой авиации, которых там пруд пруди. В связи с такой массовостью на Западе - это проблема. У нас массовости нет, нет и проблемы. Вернее, в связи с постепенным развитием малой авиации в России (во что я свято верю), проблема возникнет.

Поспрашивайте вертолетчиков: им приходилось попадать в сложные условия, может, они расскажут. Исследуя материалы авиационных происшествий на вертолетах, убеждаюсь, что потеря пространственного положения часто имеет место у пилотирующего КВС в снежном вихре... а второй пилот не страхует по приборам.

Академик Пономаренко на днях выступал у нас в Красноярске. Относительно обсуждаемой проблемы сказал, что проще, гораздо дешевле было бы установить на вертолетах автомат приведения машины к горизонту - сколько бы жизней спасли!

С уважением.
denokan
03.12.2007 16:26
Иллюзии встречаются, особенно при отсутствии визуальных условий, естественного горизонта.

Для опытного пилота это не представляет никакой трудности, потому что он всецело доверяет приборам, и чувство "кренения" мгновенно проходит, когда взгляд падает на авиагоризонт.

Интересный момент был у меня совсем недавно, заходили в ДМД при погоде, близкой к КАТ 1. Впереди по глиссаде шел самолет, затем, после его посадки, самолет взлетал. Получилось так, что садящийся и взлетавший самолет создавали помехи курсовому лучу, и он "гулял".

Метров на 70 стали просматриваться огни приближени, по которым стало понятно, что мы вышли чуть левее. А теперь интересный момент - земля белая, небо белое, видна только полоска огней. Небольшой крен вправо - и чувствую, что ничего не чувствую :) Пришлось возвращаться к авиагоризонту, чтобы восстановить ощущение пространственного положения.

В этот момент очень четко вспомнилась Самара.
03.12.2007 16:28
Ершов Василий Васильевич.

Извините, предыдущий пост мой.
madpilot
03.12.2007 16:38
ага а особенно в контрольном под шторкой по дублирующим. Инструктор так ласково- какая температура масла в левом двигателе? Пока взгляд туда он хлоп и ручкой и шагом туда сюда да ещё педалями посучит и так спокойно- выводи. Ага непередаваемые ощущения.
Ершов Василий Васильевич
03.12.2007 17:01
Ну, на ходу подметки рвут! Вот это оперативность!
kg
03.12.2007 17:09
Так читаем же форум ) и ссылки на него ставим )

высокая печать и сброс гранок с самолета в городах сибири уже давно в прошлом )
03.12.2007 17:10
Однажды, после 4го, ночью попали в интенсивный снежный заряд, ощущение буд-то в космосе на шатле в метеоритный дождь попал, потом начало казаться, что уже бочки крутим(даже подсознательно перегрузку почувствовал), глянул на приборы-все нормально, в горизонте и видения отпустили.
kg
03.12.2007 17:11
кстати, австралийцы особо выделили (см. первый пост) малую авиацию.
у них же, наверное, тоже, как в штатах: захотел полететь, лети.. пространстов огромное, но малонаселенное )
kg
03.12.2007 17:15
значит, не врут австралийцы.
а народ выше про траву размышлял (
denokan
03.12.2007 17:21
посадка по первой, самой легкой для пилотов категории ИКАО при минимальной допустимой видимости в районе аэропорта от 800 м и высоты облаков от 60 м - dp.ru
---

Ага, проще не бывает, млин.
denokan
03.12.2007 17:23
kg:

значит, не врут австралийцы.

---

А чего врать? Тема это давно известная.
kg
03.12.2007 17:24
но лучше чем 3 категория, так же?:)
kg
03.12.2007 17:26
кстати, а посадка по 1 категории - это посадка в сложнх метеоусловиях? или нет?
AWACS
03.12.2007 17:28
Когда идешь зимой ночью по северным трассам (например в Норильск)при наличии северного сияния, то сначала им полюбуешься полминуты, а затем хочется за штурвал схватиться.Эти живописные сполохи напрочь путают пространственное положение.На КПП посмотрел и вроде успокоился.Но иногда возникало желание вообще шторкой закрыться.
03.12.2007 17:40
kg, вспомните что есть СМУ и будет Вам счастье))))
denokan
03.12.2007 17:43

kg:

кстати, а посадка по 1 категории - это посадка в сложнх метеоусловиях? или нет?

---

да

Дима Володин
03.12.2007 17:47
Херассе в Домодедово ILS и/или диспетчеры...
kg
03.12.2007 17:53
Денокан, спасип. поменял
kg
03.12.2007 17:55
Денокан, спасип. поменял
Слава
03.12.2007 19:26
Глюки посещают каждого летчика. Что только не казалось:и в перевернутом полете летел, и с креном, и вертикально...А автомат приведения к горизонту вещ хорошая:)))особенно когда с бодуна...
А.Гарнаев
03.12.2007 19:38
... у К-А-Ж-Д-О-Г-О пилота (особенно на маневренных типах)
бОльший или меньший риск возникновения пространственных иллюзий в ХМУ, над морем и т.п... остаётся ВСЕГДА ... если кто-то утверждает, что ЭТОМУ Н-Е-подвержен = такой человек САМ летать не должен ВОВСЕ !
Профессиональный подход = В-С-Е-Г-Д-А себя само-тестировать, быть к ЭТОМУ непрерывно готовым, во-время идентифицировать и правильно действовать
(П-О-Л-Н-О-С-Т-Ь-Ю мгновенно "отключать" чувства\эмоции, и ЧЕГО-бы-ТО-ни-СТОИЛО переключац-ца на чисто "индикаторное руление")!
"СВОЙ ГОРЬКИЙ ОПЫТ:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА" =
http://www.testpilot.ru/review ...
Viktor
03.12.2007 21:20
Терял и я, друзья, пространственное положение, чего греха таить, когда только начинал работать на вертолётах, особенно, когда тебе дают "крутить" в облаках в полёте, неожиданно, и ты собственно, ещё сам толком не понимаешь, что происходит.
Мой командир говорил тогда: я - командир - мозг и мозг должен контролировать, а ты - пилотируй при моём контроле.
Донимали меня приборными полётами, с годик, за что я им в последующем был очень благодарен, летая уже один.
Когда стал летать самостоятельно, однажды попав в иллюзию переворота, прислонил затылок к стойке сзади, почувствовал опору и вертикальную ось, одним целым с машиной и медленно и плавно, как заторможенный, стал выводить из небольшого крена.
Оказалось, попал в точку, именно плавный, заторможенный вывод (пилотирование) позволяет мозжечку не свихнуться - и в последующие годы, пилотируя по приборам, всегда клал руку на колено, а кисть на ручку, (это позволяло делать миллиметровые движения ручкой), затылок при этом опирал на стойку за спиной и тогда было ощущение одного целого с машиной, если смотреть на авиагоризонт.
А силуэтик, отрабатывающий в сторону-же крена, создаёт иллюзию быстрого кренения - это был недостаток АГК-47Б. Окружная скорость концов крылышек самолётика действительно бОльшая, относительно корпуса - такова конструкция.
В последующем, мог летать по нескольку часов кряду, "на руках" не уставая, предварительно настроив всё, что понадобится в полёте.

Долгое время летал без труда в СМУ и имел предельные допуска для этого в-та 100 х 1000 х 18 ППП ОПВП, пока однажды, расслабившись, попал в туманчик, в районе Каменки Уральской, чуть южнее горки, где когда-то гробанулся наш пилот и ребята с Ан-2 рассказывали, что частенько теряли там пространственное положение.
Я только посмеивался, слушая их, пока сам не попал.

Думаю, произошла накладка, когда отвлёкшись, допустил чуть большИй крен, чем когда-либо допускал, в результате, возникла острая ситуация дефицита времени, при дефиците высоты в условиях уклона местности и белизны - полёт выполнялся на ста метрах истинной, над заснеженной поверхностью.
Земля близко, глаз фиксирует появление уклона и заваливание самолётика в другую сторону(раздрай) на высоте, когда боковым зрением видно пятна внизу, перемещающиеся вбок ?! что и отвлекло меня на долю секунды, но хватило силы воли перевести взгляд на авиагоризонт, доверяя только ему.

Если в условиях полётов при достаточно ограниченной видимости, белом небе и белой подстилающей поверхности в холмистой или горной местности, "горизонт" автоматически держишь, контролируя по авиагоризонту(уклон горы холма подсказывает), то в условиях равнины, этим перенебрегаешь, так-как мозг не чувствует опасности в виде уклона местности, а пренебрегать НИЧЕМ в авиации НЕЛЬЗЯ.
Спасло хладнокровие и достаточный опыт полётов по приборам к этому моменту.
Думаю, если бы опыта было поменьше, быть беде.

По прилёту рассказал ребятам-самолётчикам об этом месте, они подтвердили, что и у них, именно там были подобные случаи - человек есть человек.

Работая в условиях белизны, всегда готовил себе ориентир, хоть кустик, хоть собственную шапку на снегу, на посадке. А на взлёте - протаптывал дорожку в направлении взлёта и набрав скорость 60-70 км, на которой вертолёт прекрасно пилотируется и слушается рулей, переходил на пилотирование по приборам.

Пробовал также, засечь положение силуэтика на висении и оторвав вертолёт, сразу переводил взгляд на авиагоризонт, плавно переводя его в разгон с набором, если впереди не было препятствий. Всегда и постоянно тренировал себя приборному полёту, при малейшей возможности, до самого ухода с лётной работы.

(О пыли)
В пыль садиться было ещё проще (внизу темно, вверху-светло), на посадке с высоты 10-5 м смотрел в ноги и вихрь окружавший, не отвлекал, а землю внизу "раздувало" и видно было прекрасно, что и позволяло приземлять вертолёт, даже в пухляк, не зависая, а шлёпаясь, как ворона на три точки:).
Взлёт из пухляка, производил вертикально, отрывал вертолёт, контролируя пространственное положение, хорошо видя землю "в ногах" до деталей, и придав машине постоянную вертикальную скорость набора, плавно переводил в разгон с набором, контролируя пространственное положение уже по авиагоризонту. Это стало укоренившейся и отработанной годами привычкой - доверять приборам.

Когда был взлёт с перегрузкой, не позволявшей вертикальный набор, то вывернув коррекцию, поднимал шаг по УШВ, до положения близкого взлётному, но имея при этом два-три град. запас "на подрыв", вертолёт начинал медленно набирать обороты не поднимая при этом большого вихря, и как-только интуитивно чувствовал достижение необходимых оборотов, резко вводил коррецию вправо, одновременно толчком посылая вертолёт на переднюю ногу.
Как только вертолёт становился на ногу, "подрывал шаг", выдергивая машину над землёй, и вертолёт выскакивал из пыли, как пробка из бутылки, мгновенно проскакивая "трясучку".
Но это была поршневая техника - Ми-1, Ми-4, позволявшая такие "экскременты".
Такому взлёту меня научил один командир на "четвёрке", полетавший со мной с гулькин нос, "съевший зубы" на песках и пыли Казахстана, но успевший преподать бесценные уроки.
Был ещё и "взлет боком", влево, держа нос против ветра, а взлетая не на препятствие, а вдоль него, "скользя" на десяти-пятнадцати см над землёй, в зоне влияния подушки и, набрав более-менее скорость, толчком давали левую ногу, прибавив таким образом тяги на винте, за счёт "освободившейся от правой ноги", что позволяло взлетать энергично, а ветер спереди, сдувал пыльный вихрь назад.
Но это немного не из той оперы:)

На газотурбинной технике я попробовал однажды взлететь таким макром(на поднятом шаге и выведенной коррекции) и больше не стал. Не то. Стал, либо подыскивать место посадки на холмик, бархан, чтобы можно было нырнуть вниз, а пыльный(песчаный)вихрь уходил бы вниз-в сторону.
На равнине, в пыли, "ударял" легонько передним колесом, когда такая возможность была (тогда винт, разгрузившись, позволял более энергично производить разгон и проход трясучего режима), когда не было такой возможности, переносил загрузку пассажиров(груза) на другое, более подходящее место, перелетев туда пустым.
Вот примерно так.

Похоже, я уклонился от темы, извините :)
Лётчик Лёха
03.12.2007 22:17
Не знаю с чем связано, но действительно, когда летал "кверху жопом", были "глюки". И не раз! Очень хорошо запомнил, как это было в первый раз. Ночь. Полная луна. Полёт на перехват по маршруту: Мигалово -Старица-Селижарово-Осташков-Горици-Мигалово. Где то в районе Селижарово, уже в развороте попал в "марь" И не облака вроде бы, и не просматривается земля. По фонарю такая искрящаяся мгла белёсая течёт.Пока разворачивался, на приборы смотрел, развернулся, голову поднял .. Мать моя женщина!!!!! Луна сверху, слева, в искрах вся... Огромная такая.. И слева внизу, такая же точно! Вот тут и торкнуло. В голове словно всё перевернулось. Ощущение, словно на боку лежу. Несколько секунд опупения (это называется: "коэфицент опезде..нения"). Потом глазки в приборы, ручку влево, вправо, вверх, вниз... Всё! Всё в норму пришло, но осадочек остался... Потом ещё несколько раз подобное что то было, но не так ярко. На больших самолётах пока не случалось, да и маневрирование на них не такое энергичное. Однако вот Авиагоризонт на Боинге ну жутко неудобный, противоестественный прямо какой-то. Приходится всё время с усилием воспринимать пространственное положение. Говорят привыкается, да и не может быть по другому.... Надеюсь...
аноним
03.12.2007 22:33
Ньоюмана он в дурдоме опыты проводил или в автралии из дурдома набирают в пилоты пилотируй по приборам и не ху. тут думать и теряться на боинге не летал но на 8 всё нормально
Ту-22М
03.12.2007 23:29
Было и меня после длительного перерыва в полетах. Высота 800 м, ночь с легкой дымкой, огни города внизу и звезды вверху. Немного отвлекся, потом глянул вперед, ну полная иллюзия, что звезды и снизу, и впереди по курсу, и сверху. Вобщем, как будто тангаж градусов 50-60. Умом понимаю, что полная чушь, но ощущения натуральнейшие! Отвратительное раздвоение между ощущениями и умом. Посмотрел на ПКП (авиагоризонт), пара фраз ни о чем праваку - и прошло.
Как нам, еще курсантам в училище, один старый инструктор говорил: "Каждый летчик в полете подвержен то ли этим, как его... иллюзиям, то ли это, как его... поллюциям. Вобщем, не ссыте ребята, со всеми бывает." :)
Борт 357
04.12.2007 00:32
Может быть в будущем присобачат рядом с авиагоризонтом дисплей, наподобие авиасимулятора в google earth, с такой же базой трёхмерного рельефа. Посмотрел картину в дневном свете, без осадков, луны, ночного моря и - успокоился :)))
akatenev
04.12.2007 00:36
Есть уже такие. И даже не рядом, а прямо в авиагоризонте. Свободно продаются, и недорого.
Борт 357
04.12.2007 00:48
Прямо с такой базой? Со спутниковыми снимками? Отрабатывающий на дисплее пространственное положение самолета?
А так знаю, что имеется в виду.
akatenev
04.12.2007 00:57
Не, снимков там вроде бы нет, но рельеф есть, и пространственное положение соответствует реальному. В принципе нет проблем наверное и снимки присобачить, только памяти надо много.

В принципе, все это есть в обычном хорошем GPS, дело только в режиме отображения. А тут все
это совмещено с авионикой. Выглядит забавно.

Совершенно забыл название фирмы, которая эти приборы производит. Это какой-то из самых дешевых производителей для СЛА, китов и АНО.

Внутри этой штуки Linux.
Борт 357
04.12.2007 01:07
Да, даже предупреждать может об опасном сближении с землей, горами и прочими препятствиями. Я имел в виду именно вариант изображений/графики при дневном свете, максимально приближенный к реальному, быстро освобождающий заблудившегося пилота от таких иллюзий. Первое, что пришло в голову, была память под эту базу. Поэтому и упомянул (недалекое) будущее :)
akatenev
04.12.2007 01:16
Борт, там именно это и есть. Вместо линии воображаемого горизонта воспроизводится вполне реальный ландшафт. Никакого будущего, все прямо ща :)

Только ландшафт без текстурок, но они наверное и не нужны для ориентации.
Борт 357
04.12.2007 01:20
Частично согласен, но думаю мы поняли друг друга.
akatenev
04.12.2007 01:22
Нашел. Любуйтесь.

http://www.bluemountainavionic ...

Меня на Европе с такой штучкой катали в Англии, было забавно.
Борт 357
04.12.2007 01:32
Спасибо за ссылку! (забегая вперед, не изучив мануалы) неужели все части земного шара данный продукт поддерживает? Или точность варьирует в том числе и от загружаемых карт или обновлений?
akatenev
04.12.2007 01:37
А хрен его знает. Это вообще мелкая фирма, сделали как смогли :) Практически, энтузиасты.

Но в Англии холмики она отображала исправно. Линию побережья вроде бы тоже. И насколько я помню, даже полосу показала.

Да вообще, это не принципиально, сами понимаете что нет проблем довести реалистичность до любой вообразимой величины, были бы деньги и спрос. Можно и карту грузить онлайново, и реальную погодку там же отображать, и турбулентность, и трафик, да и вообще все что угодно. Хоть рекламу :)

Пока что это на любителя все, полезность сей фишки неочевидна.
Борт 357
04.12.2007 01:44
Пусть даже и на любителя, но если вернуться к заголовку этой темы, то действительно может помочь.
Лётчик Лёха
04.12.2007 01:48
akatenev
О! Вот она ета штука которая в башке всё переворачивает!!! Я её один раз видел и чуть с катушек не слетел. Почему её сделали в обратную сторону то? Ну по нормальному нужно отображать не с самолёта на зёмлю, а с земли на самолёт, иначе в голове кавардак форменный (и это у всех супостатов так вот сделано)
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru