Мобильная версия
Войти

Вертикальная скорость при посадке

 ↓ ВНИЗ

Glider
02.12.2007 15:30
Вопрос, наверное уже задававшийся полсотни раз)
Какова нормальная (хорошая, отличная) вертикальная скорость при касании ВПП, например, для типа Ту154? Наверное, можно найти эти цифири в РЛЭ, но думаю, найдутся здесь люди, кто знает их на практике ;) Все переменные условно по умолчанию - метео, крутизна глиссады, состояние и длина ВПП, и т.д, что может влиять, как мне кажется. т.е. "для идеальных условий" :)
ip
02.12.2007 16:23
0
Сви
02.12.2007 17:18
+2
02.12.2007 17:27
В РЛЭ 0, 5 - 1 м/сек. На практике это перегрузка 1, 4. Стараются подвести с вертикальной, возможно более близкой к 0. тогда и перегрузка будет 1, 1 - 1, 15.
Glider
02.12.2007 17:34
+2 - это хорошая шутка :)
ip
02.12.2007 17:39
во Внуково на МК=60 с вертикальной 1м\с может и грубая посадка выскочить(((
Не просто так
02.12.2007 17:40
Нормальная - минус 1.5...0.5м/с. нулевая вертикальная скорость при касании это плохо, т.к. дистанция приземления может быть большой, а если выравнивал резко, то возможно "козление". А перегрузка при касании зависит от хода опор шасси и "жесткости" гидроцилиндров гасящих эту самую вертикальную скорость. По законам физики перегрузку можно подсчитать руководствуясь формулой (Vy)^2/2G*(dH), где dH - ход штока опоры шасси до полного обжатия, т.е. до получения Vy=0.
Glider
02.12.2007 17:48
Поятно, что стремление довести вертикальную до 0 может быть чревато перелетом.. если есть запас километра 3 хорошего бетона, ладно.. а если нет?
А какой ход "амортизаторов" на Ту5 от касания покрышки до полной нагрузки на стойку?
denokan
02.12.2007 20:14
Если пилот будет пялиться в вариометр на выравнивании и касании - точно привезет грубую посадку или вылетит с полосы.

Не смотрят на этот прибор на таком важном этапе. Только на землю.

Если же верить умным книгам, то посадка Ту-154 с вертикальной -2 привезет перегрузку около 1.5 за счет амортизаторов.
Glider
02.12.2007 21:06
:)) добрый вечер, Денис!
да уж, пялиться в вариометр на выравнивании )) жесть)
ахтунг, слепой пилот ))

Den - а как по сравнению с тушкой, на B737 касание с аналогичной вертикальной более жесткое или нет? По ощущениям, или объективно:) или получается всегда уложиться в 0, 5 м/c? )
denokan
02.12.2007 21:16
вообще, на Ту-154 амортизаторы помягче. Поэтому, думаю, при одной и той же вертикальной (если она, конечно, не приближается к нулю) на полтиннике будет мягче.

Про 0.5м/с - не знаю. Я же не смотрю на вариометр на касании :)
Glider
02.12.2007 21:36
:) я думал, у пилотов встроенный вариометр и акселерометр в пятой точке должен быть ;))

Ну, и еще мааленький вопрос) как называется документ по эксплуатации иномарок, аналогичный РЛЭ для наших типов.. и можно ли его где-то найти ? :)
Лётчик Лёха
02.12.2007 21:44
Glider
Он называется: FCOM
ddd
02.12.2007 21:45
если по вариометру смотреть то он на пробеге ещё 1 метр показывает так как барометрический запаздывает сильно. есть доплеровские указатели вертикальной но на самолётах я таких не видел, только на вертах ми-8мтв, амт где дисс-15 стоит. Кстати читал о причинах выкатывания в зарубежных доках, там первый пункт kiss landing стоит, тоесть старание пилотов мягче сесть.
Glider
02.12.2007 21:47
2 Лётчик Лёха

Спасибо :) можно ссылку для B737? или такие доки просто так где попало не валяются ? :)
Glider
02.12.2007 21:50
А еще кстати - про вертикальную. На иномарках, где предусмотрена посадка "на автомате" вплоть до касания ВПП, как организовано выравнивание? точнее, с какой остаточной скоростью? или ее можно регулировать? :)
ddd
02.12.2007 21:59
denokan
02.12.2007 21:59
На 45-50 футах включается режим выравнивания (FLARE)
На 27 футов автомат тяги начинает плавно прибирать
режим до малого газа с таким расчетом, чтобы установка совпала с касанием.

Посадка получается изумительно мягкой.

Ну а что такое "остаточная скорость" - я не понял :) Ну и регулировать ничего не получится.
Glider
02.12.2007 22:03
2 ddd Спасибо :)

Денис, здорово объяснили :) про "остаточную" - это я не очень удачно выразился) имеется в виду, с какой скоростью самолет снизится с 27 футов до 0 :) ну, раз "изумительно мягко" - значит, с очень небольшой :)
denokan
02.12.2007 22:09
Он же не с постоянной вертикальной будет снижаться. Он плаавно гасит вертикальную до касания.
Не просто так
02.12.2007 22:13
Glider писАл:
"А еще кстати - про вертикальную. На иномарках, где предусмотрена посадка "на автомате" вплоть до касания ВПП, организовано выравнивание? точнее, с какой остаточной скоростью? или ее можно регулировать? :)"

Почему только на иномарках - на Ил 96-300 тоже, уже сертификат по 3В категории должны вот-вот получить!

Регулировать вертикальную скорость приземления нельзя, поскольку траектория снижения строится автопилотом, которая в свою очередь зависит от скорости движения по глиссаде до начала выравнивания, в том числе, скорости снижения, скорости и направления ветра, центровки и некоторых других "переменных" факторов, не поддающихся "регулировке" по желанию летчика. На всех западных типах эта траектория достаточно "жесткая" по приземлению, это ощущаешь жопой, когда в качестве пакса летишь в самолете - ручные посадки, выполняемые нашими (советской, русской школы) пилотами на западных самолетах, как правило, существенно нежнее, чем автоматические. Посадки, выполняемые западными пилотами по своим комфортным (точнее дискомфортным) качествам достаточно близки к автоматическим, но это уже другая тема, об этом на форуме уже писали.
Какая там получается вертикальная скорость? - черт её знает, ощущаемая перегрузка около 0.2 и более, но это очень субъективная оценка.
ddd
02.12.2007 22:17
интересно как автомат на бугры-уклоны реагирует... например во внучке. по этой реакции можно былоб принцип приземления вычислить.
Лётчик Лёха
02.12.2007 22:17
denokan
Ну не знаю. Руками куда мягче получается. В автомате грохает так, что зубы щёлкают.... (причём не на одном конкретном самолёте, а на многих) Но у меня такое ощущение, что что-то с "RETARD" не так, шибко резко убирает.
denokan
02.12.2007 22:23
Леха, это, наверное, что-то со Скаевскими бортами. Наши сажают изумительно :)
Лётчик Лёха
02.12.2007 22:28
denokan
Может и так, всё же приходится придерживать кочерыжки. Я уж пробовал и так и так Vref+5, 10, 15... Неа....
шурави
02.12.2007 22:33
Зависли и сели))))))))
шурави
02.12.2007 22:35
Зависли и сели.
fill:
02.12.2007 22:45
Ну мужики, Вы даете!!!! О какой вертикальной вообще может идти речь?!?!? Самый главный показатель - это перегрузка!!!!! Можно снижаться и с хрен знает с какой вертикальной скоростью, и за несколько сантимов ее обнулить. И касание будет, что о посадке догадаются только по реверсу. А можно и крапалить ее по миллиметрам, а затем за доли секунды долбануть с полуметра! И какая в этом случая вертикальная?!?!?
Денокан:
А какие проблемы посмотреть на вариометр, пока за тебя работу делает автомат??? Хоть чем бы заняться, что б не уснуть!!!
Glider
02.12.2007 22:46
мне кажется, должны быть некие настройки, калибровки автомата тяги, в заводских условиях, например. Из вышесказанного можно заключить, это эта калибровка у бортов с7 более точная:) хотя это всего лишь предположение )
denokan
02.12.2007 22:50
Денокан:
А какие проблемы посмотреть на вариометр, пока за тебя работу делает автомат??? Хоть чем бы заняться, что б не уснуть!!!

---

А такие проблемы - что надо быть всегда наготове. Если на 40 футах не сработает FLARE - то никто по голове не погладит, когда долбанет о ВПП со страшной силой.

Не надо думать, что автоленд применяется повседневно и повсеместно.
Glider
02.12.2007 23:05
fill, неужели можно погасить 5-6 м/с за 1 метр до бетона?.. у вас так получается?... респект)) понятно, что в конечном итоге важна перегрузка, но это ведь взаимосвязанные параметры.. разве нет?)
02.12.2007 23:08
2 fill
02/12/2007 [22:45:27]
"О какой вертикальной вообще может идти речь?!?!? Самый главный показатель - это перегрузка!!!!! Можно снижаться и с хрен знает с какой вертикальной скоростью, и за несколько сантимов ее обнулить."
Ну, Фили, ты даёшь! Тебе бы только на парапланах летать! Как ты думаешь, что видит и чувствует пилот, когда вручную самолет сажает? А что он контролирует, когда самолет садится в автомате? Учи матчасть и не позорься!
шурави
02.12.2007 23:14
2 шурави:

Зависли и сели))))))))



Тут мой двойник дурака валяет. На всякий случай мыло проверяйте. У меня mi-24v@yandex.ru и никаких иных вариантов.
РЕВЕРC
02.12.2007 23:20
2denokan: вообще, на Ту-154 амортизаторы помягче.

Это ты по своим посадкам определил?
Не просто так
02.12.2007 23:35
Glider!
Вертикальная скорость 5...6 м/с на глиссаде не бывает, пассажирский самолет - это не СпейсШаттл и не Буран. Обычная вертикальная скорость 2.5...3.5 м/с в зависимости от скорости захода на посадку и наклона глиссады! Скорость захода, в свою очередь, зависит от веса самолета.
По поводу настроек Вам уже писали - нет никаких заводских настроек - как получилось при рождении (сертификации) так и летает! Мягче, жестче - это все от конкретных условий полета зависит и типа самолета, но не слишком, существуют нормы на разброс параметров приземления, одинаковые для всех типов самолетов.
ip
02.12.2007 23:39
Glider:

fill, неужели можно погасить 5-6 м/с за 1 метр до бетона?.

при нормальных глиссадах на нормальных скоростях вертикальная будет 3.5 на глиссаде, а с начала выравнивания ещё меньше
чесное пионерское)))
Glider
02.12.2007 23:46
Понятно, что не шаттл..кажется, где-то читал, что максимально допустимая верт. скорсть на глиссаде для ту154 - 7 м/с...
Glider
02.12.2007 23:54
Летчик Леха - а что за штука такая Vref? можно поподробнее? :)
03.12.2007 00:12
denokan:
А в Сибири расшифровки СПИ смотрят?
ip
03.12.2007 00:28
2 Glider:
"максимальная" это чудики придумали для жопоприкрывания
на самом деле просто тангенс угла наклона траектории на путевую умножить
при 80 м\с и некрутой глиссаде будет 5 процентов или 4 м\с
при встречном ветре поменьше, при попутном - побольше
Внук военлёта
03.12.2007 00:30
denokan:
Леха, это, наверное, что-то со Скаевскими бортами. Наши сажают изумительно :)

Денис, добрый вечер!
Выскажусь от лица тех, кого вы приземляете :-) Посадки жду, как десерта во время трапезы: самый яркий момент в полёте, способный подарить яркие впечатления и не очень.
В твоей шутке есть доля шутки, не на все сто ты прав :-) Летал я "твоими" одним днём как раз на 737 в Самару. Так и туда и на обратном пути , как бы это правильно передать))), воткнули короче, аж с "хрустом" стоек (или от багажных полок эффект))). Опрос близ сидящих паксов показал одинаковость в восприятии посадок. Я то не в обиде, подумалось мне тогда, что "у каждого хирурга был свой первый аппендицит", пусть "праваки" тренируются, компания то у вас быстрорастущая.
А вот почитал ваши с Лётчиком Лёхой посты и понял, "ан нет, зря я напраслину на пилотов навожу, автопилот это".
Да, и мой субъективный "вариометр" в виде пятой точки поддерживает мнение Лётчика Лёхи, что ТУ-154 мягче садится. Завтра вот Денис "твоими" по утру на 737 в Казани попробую ещё раз "померить" ощущения от посадки:-)

Р.S. Летал недавно А-319. Есть различие в системе посадке по сравнению с 737?
Лётчик Лёха
03.12.2007 01:10
Glider
Vref. - Расчётная скорость захода на посадку. (её расчитывает компьютер. Я же могу эту скорость корректировать вручную, в ту или иную сторону, исходя из своих соображений.
Внук военлёта
Угадать кто сажал самолёт (командир, второй, или автопилот) - нереально. Об этом знает только КВС и F/O если есть желание, то после рейса можно подойти и спросить у них. (но если посадка была "жестковатой", то вряд ли вам скажут истину.)При жёсткой посадке, вовсе не обязательно, что самолёт сажал автомат. Люди имеют свойство ошибаться. (И как не парадоксально, но автомат тоже иногда "дуркует")
Внук военлёта
03.12.2007 01:21
Лётчик Лёха:

Внук военлёта
Угадать кто сажал самолёт (командир, второй, или автопилот) - нереально. Об этом знает только КВС и F/O если есть желание, то после рейса можно подойти и спросить у них.

Доброй ночи, Алексей!
Да если и подходить к экипажу, так это чтобы поблагодарить за их нелёгкий труд. Лично я отдаю себе отчёт, что посадка дело непростое, и не всё от ребят зависит. Вы тут темы коснулись интересной, Русская школа и Забугорная. Ну это, про то, чтобы КРАСИВО делать. Наверное не раз уже на форуме обсуждалась...

РЕВЕРC
03.12.2007 01:36
2Лётчик Лёха: Угадать кто сажал самолёт (командир, второй, или автопилот) - нереально.

Лексей, да ладно пестеть. Я тут катался в Прагу и назад, уж поверь мне когда колбасит на глиссаде не соразмерно рулями в расачку, а потом есчо и на посадке замрёт и ёбнит об полосу, то это явно не пилот. Или блять пилоты счас такие?
Внук военлёта
03.12.2007 02:19
Лётчик Лёха:

Алексей, спасибо за общение, давно хотел с тобой "познакомиться" на форуме :-)

РЕВЕРC:

Олег, и тебе доброй ночи! Хоть она сегодня и "послевыборная" :-)


Есть у меня ещё один вопрос по данной теме, но отложу. Попробую хоть на пару часов глаза сомкнуть, а то, если верить билету, в 7.25 "Сибирь" меня уже по РД будет катать. Всем пилотам авиационной Удачи! Ну и нам паксам от нее кусочек небольшой отщипните :-))
denokan
03.12.2007 05:27
2 Аноним
В с7 100% расшифровка.

Реверс, твои комменты - это лишь бы ляпнуть? Пообщаться не с кем, скучно жить или как?
трактор - колхознику крылья
03.12.2007 05:30
ddd:

Кстати читал о причинах выкатывания в зарубежных доках, там первый пункт kiss landing стоит, тоесть старание пилотов мягче сесть.

"kiss landing" -не более, чем точка зрения.
Если полоса короткая, то надо подходить
"на газах". Где газы убрал, там и сел.
Из Сибири
03.12.2007 09:18
Господа пилоты, вопрос к Вам: много ли у нас ещё в а/к таких экипажей, которые на 3-ем - 4-ом могут самолёт в землю воткнуть "на ровном месте"? Имею ввиду катастрофу Ту-154 под Иркутском компании V/А.
СДАШНО летать народу стало, хлопают после посадки, как на ЗАПАДЕ.
Все, наверное, читали расшифровку переговоров в кабине.
03.12.2007 09:34
Из Сибири:


Нет, не так уж и много. Летного состава вообще не так уж много осталось. Так что вопрос не к пилотам, а много выше.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru