Школа и Вапнярке была оргпанизована в 1951 году и когда я туда прибыл находилась в процессе формирования, но одновременно уже шли занятия. Прибыл я туда в 51 году, доложился. Начальник учебной части м-р Гриненко сказал: «Будешь преподавать электротехнику. Даю тебе неделю на составление конспекта и подготовку к первому занятию. Вот тебе программа».
Работать приходилось много. Мы не только преподавали, но и сами изготавливали наглядные пособия, рисовали плакаты, разбирали, резали и монтировали на щитах приборы, оборудовали классы. Занятий было практически всегда по 8 часов. Вечерами готовились.
Из материальной части было два самолета. И громадные схемы во всю стену
Свободное время, а его было мало, проводили, наверное, как большинство холостых офицеров в таких местах как Вапнярка. Выпили и на танцы в клуб железнодорожников. Зимой, при наличии снега – на лыжи, летом - выезды на природу. Жили в деревнях Цаповке и Цыганке. Снимали “квартиры”. Те, кто жил на станции Вапнярка добирались до части автобусом или поездом, который как раз у части шел на подъем и замедлял ход. Высыпались на ходу.
Большинство семейных офицеров жили в расположении части, в финских домиках.
С удовольствием просмотрел фото последних дней школы. Ведь прошло больше полувека и ничего от прежней школы не осталось. Во всяком случае я ничего не узнал.
О жизни курсантов я, практически, ничего не могу казать. Ведь мы были "по разные стороны барикады".
Говорят ветераны:
...В конце мая 1942 года обучение в аэроклубе было закончено, мы сдали экзамены. 6 июня нас отправили в Челябинское авиационное училище. Однако в училище нас не приняли, так как оно было полностью укомплектовано курсантами. Поэтому нас направили на учебу в школу авиамехаников, которая находилась в этом же городе (Челябинск). Такое решение командования для нас было совершенно непонятным, но пришлось подчиняться приказу и учиться на авиационного механика...
...За период моего нахождения на фронте я обеспечил более ста самолетовылетов. Сложность труда авиамеханика заключается не столько в работе, которую он выполняет лично, сколько в контроле за другими специалистами: механиками, электриками, прибористами, оружейниками, связистами, специалистами по спецоборудованию и другими. И это неслучайно: ведь спрос за качество подготовки самолета прежде всего с авиамеханика. Вообще пребывание на фронте - это большая жизненная школа и высочайшая ответственность за порученное дело...
КОСТЕРИН Леонид Михайлович,
полковник в отставке,
участник Великой Отечественной войны
авиамеханик, летчик
http://old.vko.ru/article.asp? ...
Посмотрите свидетельство об окончании Васильковской ВАШМ http://photo.strizhi.info/d/66 ...
Следовательно военные авиационные школы механиков (ВАШМ) в то время готовили авиамехаников, по существу, - авиатехников, в отличии от ШМАС, где давали одну, но узкую специальность. С появлением в ВВС должности воентехника разница в подготовке в ВАШМ и ШМАС практически стерлась, хотя мне, как авиационному прибористу, в московской ВАШМ даже в семидесятых годах прошлого века, кроме приборного(пилотажно-навигационного) оборудования давали знания и по электрооборудованию, и по кислородному оборудованию, и другим узлам и агрегатам ЛА...