Мобильная версия
Войти

Транспортная авиация ПВО (Ступино-6)

 ↓ ВНИЗ

123456

Геннадий
31.10.2007 16:00
Асу ночных полетов: http://foto.mail.ru/mail/vladi ...
Вот про это фото говорю, есть другие фото, отсканирую на днях. Ипатова помню, был зам.нач. ПО
Ас ночных полетов
31.10.2007 16:27
Привет Геннадий!

Взглянул на снимок с DZ Ступино? В левой верхней части видны два здания у пруда - наши казармы, полка и ОБАТО, немного выше столовая, а правее виденеется здание штаба части...Интересно, что там сейчас?
А караульное помещение около аэродрома, что не наблюдается...
Геннадий
31.10.2007 17:52
Асу ночных полетов: Да снесли, караулку поди...
Ас ночных полетов
31.10.2007 18:15
Всем!

Посмотрел по запросам в интернет-поисковиках - чаще всего запрашивают "Авиагарнизон Ступино", а не номер части! Видимо те, кто служил здесь, скорее всего просто забыли номера частей, базировашихся здесь. Написал админу с сайта DZ Ступино, он согласен на поднятие параллельной темы на их сайте со ссылками на уже имеющиеся здесь на avia.ru форумами: "Аэродром Белопесоцкий. Ступино.", "Катастрофа военного самолета под Ступино в 1978 г.", ну и конечно на наш...
слесарь
01.11.2007 11:53
Снова всем привет! Захожу сюда как будто в машине времени. Приятно вспоминать о людях честно отдававшим свой долг своей стране, товарищам, авиации...
Где это всё сейчас?
Кто помнит? М-р Сек - где он? Его занятия с молодыми офицерами...
Мой б/т-инструктор Володя Кузьмин - помню всю жизнь.
Кто помнит как м-р Пыхтин рубил бетонный столб лопастями!... Вроде в Андреаполе на виду у комиссии по расследованию столкновения в воздухе с-тов.
А капитан Каплунов Володя из 2-й. Душевные люди...
Кто был на праздновании 50-летия части в начале 90-х. Здорово было организовано. Банкет, поездка на аэродром.. Отсканирую пришлю фото.
Ас ночных полетов
01.11.2007 14:54
Слесарю. Пламенный привет! Рады вашему возвращению на форум!

Некоторые фамилии кажутся незнакомыми. Увидеть бы фотографии, может и вспомнил бы...

Кажется совсем недавно было...Удивительная свойство памяти - кажется уже ничего не помнишь, и вдруг!...
Прочитал сообщение сослуживцев, нахлынули воспоминания. Недаром древние мудрецы говорили: человек жив, пока живет память о нем! Я бы продолжил эту мысль, что не только отдельный человек, друзья, хорошие знакомые, ушедшие в небытье, а и расформированная часть, городок, стертый с лица земли стихией или военными действиями, народность, целая страна, например наш Советский Союз, живут в нашей памяти, нельзя просто взять и вычеркнуть все...

Припоминаю один курьезный случай из жизни части.

Утром на общем построении полка (на разводе) выводит начштаба пп-к Черных нашего авиамеханика-срочника с тремя бутылками красного вина емкостью 0.7 л и начинает свой рассказ.
Иду, говорит, по деревне, что начиналась сразу за ТЭЧ, захожу в сельмаг, встаю крайним в очередь. Смотрю первым в очереди стоит молодой "офицер" (уж больно лицо знакомое!), который берет вот эту тару (показывает на бутылки в руках бойца). Ну, думаю, технари совсем обнаглели, видимо масандра им уже надоела, на красненькое потянуло...
Поворачивается этот офицерик, ба! Да это ж наш боец, рядовой N-ский, вот тебе и раз!? Мало он со стоянки удрал в середине дня, так он еще и офицерскую фуражку напялил...
С этими словами он поворачивается к бойцу и надевает ему свою фуражку, ну а поскольку мужик он был солидный, да и головной убор носил, если мне не изменяет память, 62-65 размера, то на бойце эта фуражка сидела, как на электрическом столбе гнездо аиста. По строю прокатился легкий смешок...За этим последовала торжественная процедура выливания бойцом красного вина на плацу перед строем (многие потянули носами!) и отправка под конвоем несостоявшегося "офицера" на губу.

Небольшой комментарий. Для тех, кто не помнит. Обмундирование или техническая "роба" у срочников и офицеров была одинаковая, темно-синяя, без погон сверху, и отличить постороннему человеку офицера от срочника можно было только по фуражке.
Ас ночных полетов
02.11.2007 11:13
А вот еще один случ`ай!

Холодная и снежная зима 1976-1977 года. Мороз стоял под 25.Проводим предполетную поготовку Ми-8, довольно медленно и тщательно, поскольку знаем, что борт летит в Котлас, а там морозы круче, чем у нас в Ступино. Ну мы с СДшником закончили работу, замерзли конечно, заспешили на стоянку отогреться. А друг Мишка, РЛОшник, все еще возится. Окрикнули его, а он в ответ, идите, не ждите меня, закончу подготовку приду...
Сидим на стоянке, греемся. Вдруг слышим наш вертолет взлетает. Я на аэродром, посмотреть друга, а его и след простыл. Думаю, неужели в казарму в часть ушел, не заглянув к нам, да не мог он этого сделать!?...
В полной растерянности и недоумении смотрю на взлетающий борт и вижу - МИ-8 делает небольшой круг, возвращается и из зависшего вертолета что-то большое и черное падает в высокий сугроб у рулежки. Бегу туда, подумав про себя, что наши спецы чего-то впопыхах забыли в салоне, ну и влетит же теперь всем за это! Подбегаю...Из сугроба торчат сапоги!? Тяну за них и вытаскиваю...друга Мишку, нашего пропавшего РЛОшника. Благо снег был свежий и много, так что Мишка даже не поцарапался...

Рассказ б/т экипажа!

Дали команду на взлет. Командир экипажа мне крикнул, мол, проверь еще раз салон перед взлетом - мало ли что...
Я в салон, смотрю вроде все в порядке, ... и вдруг замечаю, что из хвостовой балки торчат солдатские сапоги!!! Вот думаю, растяпы-срочники, забыли свое имущество. Я за сапоги - тяну, поддаются, но слабо, видно что-то мешает.Поднатужился и... вытаскиваю сонного бойца. Я к командиру, так мол и так, ЧП говорю, посторонний человек - боец на борту, надо возвращаться...А тот говорит, ерунда, сейчас зависнем над сугробом, ты бойца и сбросишь...

Рассказ бойца.

Ну, торчу я в этой гребанной балке. Холод собачий, руки крюком от мороза, не сгибаются...Смотрю в салоне бачок с краником, наверное масандра. Хлебну, думаю, немного для согрева, а то на таком морозе не возможно работать... Хлебнул грамм 150, заполз в балку, согрелся и... уснул!
Ас ночных полетов
02.11.2007 13:36
В продолжении темы.

Об этом эпизоде руководство части конечно ничего не узнало. Ни экипаж, ни мы, срочники, участники того события, никогда не рассказывали о нем непосвященным. Хотя при встречах в узком кругу Мишку еще долго подкалывали летчики того экипажа, мол, быстро протрезвел, когда в снег свалился? Однако мы по достоинству оценили отношение летного состава к нам, технарям, и платили им высоким качеством подготовки техники к полетам, ведь от этого зависило вернутся они с полетов живыми или нет.
Особенно было жаль экипаж АН-8 разбившегося уже после ухода нас на гражданку в 1978. Помню их дежурства по полку в солдатской казарме - умные и добрые глаза, ироничное, а порой и снисходительное отношение к нашим проступкам в казарме...
Скоро будет 30 лет как их нет с нами. Светлая им память!
Ас ночных полетов
02.11.2007 16:47
Для тех кому это интересно.
Ссылка на забытый форум "Аэродром Белопесоцкий. Ступино." (последнее сообщение датировано 13.12.2006)
http://www.avia.ru/forum/8/5/8 ...
Ас ночных полетов
05.11.2007 14:15
Где же вы друзья однополчане?
Москвичи, почему молчите?
Ефрейторы, солнцевские пацаны, заводные Волгин и Николаев, моквичи: рядовые Михаил Ваценко, Сергей Кондратьев, Василий Пирогов, Виктор Савенко, Сергей Зоткин ...
Ас ночных полетов
06.11.2007 12:57
Привет всем!

Продолжаю поддерживать эту тему в надежде, что со временем найдутся все или хотя бы более активные однополчане, заинтересованные в сохранении памяти о нашей части...

На Форумах авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" в разделе История авиаполков СССР ' "История авиаполков ВВС РФ и СССР" появился форум "ШМАС "в/ч 03139 Москва-Никулино"" http://www.strizhi.ru/cgi-bin/ ... .
С радостью на одной из опубликованных там фотографий, датируемых 1976 годом, узнал своих сослуживцев и по ВАШМ (ШМАС), и с которыми продолжил службу в Ступино-6, а именно, СДшники Павел Русаков (из Домодедово) и москвич Василий Пирогов.
Фотографии 02_002 и 03, размещены пользователем под ником СУ-15.
Ас ночных полетов
06.11.2007 18:13
Мало забавного и смешного, пожалуйста!

1976 год. В нашем отдельном авиационном полку транспортной авиации ПВО (Ступино-6) ожидается очередная комиссия из штаба округа по приемке экзамена на классность. Кто помнит, из учебки мы все вышли с 3 классом...
Так вот. Сижу я ремонтирую блок курсовой системы то ли на Ан-12, то ли на Ан-24, не помню. По всем помещениям ТЭЧ незадействованные молодые спецы "мандражируют" - в очередной раз штудируют учебники по матчасти. В одном из помещений 3 полковника из штаба, каждый по своей специальности (СД, АО и ЭО, РЛО), принимают экзамен на второй класс. Я к своему начгруппы, капитану, обращаюсь, мол, мне бы тоже почитать чего-нибудь надо про сельсины и гироскопы, повысить, так сказать, теоретический уровень, а то все ремонт, да ремонт... Капитан строго посмотрел на меня, буркнул что-то вроде: сиди и не дергайся, и удалился...
Ну ладно, успокаиваю я себя - подключил блок к проверочному стенду, протестировал все параметры, вроде - полный "ажур".
В это время входят мой кэп и полковник, принимавший экзамен, я вскакиваю, докладываю, что такой-то ремонт блока курсовой системы закончил... Полковник, хитро прищурясь, спрашивает: "Говоришь закончил и проверил? А ну-ка отключи блок и передай мне...". Передаю ему блок, а он поднял его над головой и... шарах его об бетонный пол!?? - У меня сердце в пятки, поднимаю блок, писец, думаю, накрылся... А он мне: давай подключай к стенду, ...ну как, работает? Я, мокрый от страха , выдыхаю: - Работает!!!
- Молодец! - говорит полковник, - Сдал на второй класс! Ну, все на сегодня! - и обращаясь к моему капитану, - Пошли!
Капитан, подходя к двери, оборачивается, подмигивает и говорит: "А ты говоришь теория: сельсины, гироскопы...Практика - вот основа надежности и безотказности в авиации!!!"
слесарь
07.11.2007 11:43
асу ночных полётов
Вот спасибо за поддержку темы. Дума, что те кого я помню старше лет на 10 -15 и наверное в сети не очень... бывают. Собираюсь съездить с Геной Юшиным (2-пилот с ми-8) в городок, пройти по гаражам, которые мы когда-то привозили со Ржева. Народ там по-прежнему собирается. Подскажите как выложить фото и куда.
Ас ночных полетов
07.11.2007 12:58
Слесарю - наш горячий и пламенный привет!

Со старшими все понятно. Вот молодежь не радует, а сколько их служило с момента моей демобилизации, осени 1977 года, и до расформирования части: срочников, техников, молодых летчиков, штурманов, б/техников и б/инженеров...

Тот эпизод, когда наш экипаж рубил бетонный столб лопастями вспомнил, но кто был тогда командир экипажа точно не помню, возможно и Пыхтин... Похоже в Андреаполе и действительно на виду у комиссии по расследованию столкновения в воздухе самолетов. То ли накануне, то ли уже после вручения части переходящего знамени штаба МО ПВО за 25 лет безаварийной работы, но резонанс в части был еще тот - начальство орало, срочно выслали туда наш борт с запасными лопастями и редуктором, помню как в пожарном порядке, почти по тревоге, грузили их!

Про фото. У вас же ящик на мейл.ру. Можете там создать фотоальбом и загрузить в него отсканированные фотографии. Если не получится отправьте на мой почтовый ящик, только есл фото больше 1Мб лучше высылать по одной в каждом сообщении...

Удачных взлетов и мягких посадок!
Ас ночных полетов
07.11.2007 18:13
Слесарю!

Посмотрите конкретный пример как можно создать фотоальбомы на мейл.ру. Пройдите по ссылке http://foto.mail.ru/mail/vladi ... , загляните в открытый для всех альбом "Служба в СА".

Удачи!
Ас ночных полетов
08.11.2007 13:23
Еще одно упоминание о нашей части.

...Для обеспечения личного состава и членов семей военнослужащих различными видами довольствия в качестве средств доставки использовались даже возможности Ступинского авиационного транспортного полка...
...Так, лучшими летными столовыми были Ступинская и Кричевская...

Полный текст статьи Фролова Алексея Тимофеевича, генерал-майора в отставке, заместителя командующего войсками Московского округа ПВО по тылу - начальника тыла, "ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВСЕХ ПОБЕД", опубликованной в журнале "Воздушно-космическая оборона" находится по адресу:
http://old.vko.ru/print.asp?pr ...
Ас ночных полетов
08.11.2007 20:38
И недалекое прошлое, датированное 25.06.2004, упоминание о аэродроме:

ТЫЛ УЧИТСЯ

Практическое развертывание авиационной тыловой базы и авиационно-технического полка отработали 24 июня специалисты тыла ВВС России на базе авиагарнизона в Ступино (Московская область). В ходе практического занятия по плану вырабатывался единый подход к организации материального и инженерно-аэродромного обеспечения соединений и частей армии ВВС и ПВО в полевых условиях с применением автоматизированных систем управления, а также отрабатывалось отражение нападения диверсионно-разведывательной группы противника, эвакуация раненых, больных, ликвидация последствий нападения.

Полный текст статьи в НГ: http://nvo.ng.ru/forces/2004-0 ...
Ас ночных полетов
09.11.2007 12:22
А вот упоминание о тех временах, когда в Ступино базировался ИАП.

...В Ступинском ИАП во время учений летом 1958 года при полетах ночью на самолете МиГ-17ПФ произошел обрыв лопатки турбины. Возникла тряска, начала расти ТВГ. Несмотря на это летчик, периодически отключая и затем вновь запуская двигатель для набора высоты в планировании дотянул до аэродрома и благополучно сел. Лопатки турбины были оплавлены и разрушены почти наполовину...

Ссылка на форум: http://www.avia.ru/forum/0/0/1 ...

Может речь идет все о том, же 445 ИАП, который защищал Каширу и Ступино в 1941 г. Кто помнит?

http://www.airforce.ru/memoria ...
Ас ночных полетов
09.11.2007 12:48
Упоминание про героя-летчика 445 ИАП.

...О погибшем герое удалось узнать, что младший лейтенант Петр Александрович Филимошин - летчик-истребитель 445-го авиационного полка, дислоцировавшегося в Крутышках Ступинского района.

Архив новостей Правительства Московской области:
http://www.mosreg.ru/news2004/ ...
слесрь
09.11.2007 13:34
асу ночных полётов
Спасибо за подсказку. Не было времени разобраться с фото. Летал. только вернулся.
Собираюсь в Каширу, думаю разбередить народ в городке...
До связи.
Ас ночных полетов
09.11.2007 13:51
Ура!!! А вот и наш начполитотдела нашелся...

...Прошло уже более тридцати лет, а мне отчетливо вспоминается день за днем служба в Ступинском авиагарнизоне. Тогда, с 1970 по 1972 т., мне, будучи заместителем командира транспортной авиаэскадрильи по политчасти, посчастливилось летать с командующим войсками округа генерал-полковником А.И. Колдуновым в качестве помощника командира корабля в составе штатного экипажа Ан-24 'Салон Б'. По штатному расписанию командиром самолета командующего летал заместитель командира полка. Им был подполковник А.В. Сидоров. Так сохранялось на всем протяжении существования округа. Уже позже я, как начальник политотдела нашего полка, часто летал с новым командиром полка подполковником В.А. Левашко.

Как сейчас, помню ту командировку, когда я совершил свой первый вылет с А.И. Колдуновым на борту. Врезались в память все мелочи и детали, переживания. А было отчего волноваться. До меня помощником командира корабля был другой наш летчик, которого отстранили за грубое нарушение предполетного режима. Командир полка принял решение назначить меня в экипаж корабля командующего. Благо, что к этому времени я уже переучился на этот тип самолета...

Полный текст статьи Борисова Владимира Алексеевича "ГОДЫ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАБЫТЬ", опубликованной в журнале "Воздушно-космическая оборона", находится по адресу:
http://old.vko.ru/print.asp?pr ...


Об авторе: Борисов Владимир Алексеевич (род. в 1936 г.), полковник в отставке, в 1977-1983 гг. инспектор отдела организационно-партийной работы политуправления Московского округа ПВО. В Советской Армии с 1953 г. Окончил Кузнецкий авиационный центр (Пензенская обл.), Ейское военно-морское авиационное училище, Военно-политическую академию им. В.И.Ленина. С 1969 г. в Московском округе ПВО в должностях: заместитель по политчасти командира эскадрильи, начальника полититотдела отдельного транспортного авиационного полка. В настоящее время - заместитель декана инженерного факультета, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Награжден многими медалями Союза ССР.
09.11.2007 16:44
Был еще в ТА ПВО целый полк в г.Клин и летали в том числе и с А.И.Колдуновым , только когда он занимал уже более высокую должность
Ас ночных полетов
09.11.2007 21:10
Спасибо анониму!

Про полк в Клину я слышал когда служил в ступинском авиагарнизоне. Скорее всего тот полк обеспечивал перелеты Главкома ПВО, а наш - Московского Округа ПВО.

Внимание! Одна из ссылок форума на фото аэродрома не работает, из-за перемещения в другой фотоальбом.

Новая ссылка на современные фото аэродрома Ступино, взятые из разных источников:
http://foto.mail.ru/mail/vladi ...

Ас ночных полетов
12.11.2007 10:31
А вот еще один наш сослуживец.

ИПАТОВ Александр Андреевич... Уже в 1964 году новоиспеченный летчик-штурман вместе с девятью однокашниками был направлен в Ступинский авиационный гарнизон Московского округа ПВО.
...В 1994-м после 33 лет безупречной службы в Вооруженных Силах Александр Андреевич заканчивает военный этап своей жизни в должности заместителя начальника штаба округа, в звании полковника Российской Армии. Очень переживал, но помогла поддержка семьи, друзей.
...Новый этап карьеры наступил быстро. В 1995 году Ипатова пригласили на работу в префектуру Центрального округа г. Москвы на должность начальника организационного управления.
...В 1998 году Александр Андреевич Ипатов... переходит на работу в управу Марьино в качестве заместителя главы управы, а с 2003 года, после появления структур местного самоуправления, становится заместителем руководителя муниципалитета Марьино.

Источник: http://vestnik.maryno.net/arh0 ...
Ас ночных полетов
12.11.2007 16:39
Мы еще помним наши последние Ли-2 в ступинском авиагарнизоне...

Полезные ссылки:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

Лисунов Ли-2 - советский военно-транспортный самолёт, представляющий собой вариант американского Douglas DC-3. 2000 самолётов Douglas DC-3 построено в России как Ли-2. Ли-2 снабжен моторoм АШ-62ИР А.Швецова мощностью 1000 лс. Тот же двигатель иcпользoван и в популярнoм бипланe Ан-2. Первый полет: 1939!

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ли-2

Советуем прочитать:

Мумуары Горностаева Николая Михеевича "Мы воевали на Ли-2"

Аннотация издательства 'Военная литература' (militera.lib.ru):

Книга ветерана Великой Отечественой войны, старейшего специалиста аэрофлота посвящена авиатехникам, механика, вооруженцам. Их очень напряженная и ответственная работа часто оставалась незаметной, считалась как бы второстепенной. Ее важность становилась очевидной, как правило, только при авариях и боевых неудачах. Автор раскрывает настоящий героизм 'чернорабочих' войны.

http://militera.lib.ru/memo/ru ...
Ас ночных полетов
13.11.2007 10:33
Вот пример уважения к части.

Сайт 708овтап Отдельного Военно-Транспортного Авиационного Полка.
http://www.708ovtap.ru/index.p ...


Oleg
13.11.2007 21:45
Уважаемые форумяне!
Выпускники Барнаульского ВВАУЛ 1973г. в преддверии 35-летия выпуска разыскивают своего однокашника Луценко Михаила И., летавшего по нашим данным на Ан-30.
Поскольку таких машин было относительно немного, то очень надеемся на вашу помощь.
Вот все, что знаем о Мише:
Луценко Михаил И. (1951-52г.р) - служил в ОВВАКУЛ инструктором, перевелся в Николаев на Украину, летал на Ан-26, Ан-30, далее перевелся на Север.

Кто летал на Ан-30 и знал летчика МИШУ ЛУЦЕНКО - откликнитесь!
Мыло подсвечено.
Козлов Олег
http://aviabvvaul.narod.ru/073 ...
Major
14.11.2007 00:35
2Ас ночных полетов
Спасибо за столь лестные отзывы о моей персоне, однако пока ничего конкретного к уже приведенному выше ЛП, имевшему место в Ступинском ИАП в 1958 году, добавить не могу. Попрошу отца напрячь память, но, думаю, вряд ли что получится. Всего доброго и удачи в поисках!
Ас ночных полетов
14.11.2007 11:58
2 Major

Спасибо за участие! Огорчает тот факт, что уже 1755 просмотров с момента открытия форума и так мало откликнувшихся...

2 Oleg

Надеюсь, что когда на нашем форуме появятся побольше представителей летного состава полка, кто-нибудь обязательно вспомнит вашего однокашника...
Ас ночных полетов
14.11.2007 15:02
Уважаемые форумчане!

Поздравляем всех выпускников ШМАС, ВАШМ, Школ прапорщиков и ВАТУ, которые в большинстве случаев выросли из тех же ШМАС и ВАШМ, с 90-летием создания первой в России ШМАС!

Ход войны изменил отношение флотского командования к качественной стороне подготовки авиационных специалистов, занимающихся ремонтом и обслуживанием самолетов, и в начале 1917 года в Гапсале (ныне Хаапсалу) было создано соответствующее специализированное учебное заведение - Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших авиаспециалистов)...

Подробности на:

1.На сайте авиационной группы высшего пилотажа в разделе "История ШМАС"
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/ ...
2.На сайте avia.ru в форуме "Выпускники ШМАС Вспоминаем!"
http://www.avia.ru/forum/8/5/7 ...
Ас ночных полетов
15.11.2007 12:30
Всем! Всем! Всем!

Информация для размышления!

Датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил принято считать 30 января. Так сколько же лет авиации России?

Вот тебе и сухопутные войска! И хоть специальных школ для младших авиационных сцециалистов в то время (до 1917) не создали, однако их обучение похоже начали раньше моряков...

...Подготовка военных воздухоплавателей была налажена в России уже в конце XIX века. Она осуществлялась в Гатчине, в Офицерской воздухоплавательной школе, располагавшей богатой учебной базой, квалифицированными кадрами преподавателей и инструкторов, а также богатым опытом работы, который накапливался с 1885 г.
...В 1890 г. кадр военных воздухоплавателей был переформирован в Учебный воздухоплавательный парк, а последний приказом по военному ведомству № 250 от 9 июля 1910 г. - в Офицерскую воздухоплавательную школу...
...Датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил принято считать 30 января 1910 г., когда был образован отдел воздушного флота при Особом комитете по усилению воздушного флота, задачей которого и явилось создание Военно-Воздушных Сил. Летом 1910 года на Гатчинском военном поле был открыт первый в России военный аэродром. В июле 1910 года открылись школы военных летчиков в Одессе и в Севастополе...
...В первые годы своего существования авиационные школы готовили не только летчиков, но и других авиационных специалистов. Так, при авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в 1910 г. было подготовлено 20 механиков и мотористов. С 1913 г. технический персонал и других специалистов готовили непосредственно в авиационных частях...
...Уже в самом начале войны, 19 сентября 1914 г. в Гатчинскую школу прибыло 130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части.
В конце войны для более целенаправленной и качественной подготовки младших авиационных специалистов для воздушного флота России и разгрузки военной авиационной школы сформировался запасной авиационный батальон двухротного состава, процесс обучения в котором составил полный цикл подготовки младшего авиационного специалиста, начиная от отбора из числа призывников подготовленных кандидатов, их обучения, стажировки и отправки по местам службы...

Источник:
Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров,
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ.
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/ ...

Вот так бы про историю нашего авиагарнизона, полка...
Ас ночных полетов
16.11.2007 11:14
На сайте http://www.odnoklassniki.ru/ в сообществе в/ч 13751 появляются новые люди. Всем рассылаю приглашение на форум, посвященный нашей части, а в ответ - молчание!
Всем кому не безразлична память о ступинском авигарнизоне, о службе в нем - поактивнее, сослуживцы: пишите, делитесь воспоминаниями и впечатлениями!
Ас ночных полетов
16.11.2007 17:06
Продолжу в одиночку свои исторические изыскания о ступинском авиагарнизоне...

И это все, что удалось найти в интернете про 445 ИАП:

...Наступила война, и часть педагогов во главе с первым директором Харитоновым Н. В. ушли на фронт, в здании школы разместилась казарма 445 авиационного истребительного полка.

Источник:
http://stupino.stinline.ru/Obr ...

445-й истребительный авиационный полк: Командиры полка - капитан В.П.Круглов
Сформирован вероятно во второй половине 1941 г. в ВВС Московского военного округа. Входил в состав 6-го иак ПВО Москвы. Оснащен самолетами МиГ-3.

Источники информации:
http://www.allaces.ru/cgi-bin/ ...

КРУГЛОВ Владимир Петрович
Родился 18 декабря 1907 года в городе Ставрополе. Русский. Член ВКП(б). Окончил курсы шоферов. Работал на производстве. В РККА с мая 1932 года. Окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова.
Участник Великой Отечественной войны с 30 сентября 1941 года. Командир 445-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) майор Круглов В.П. 18 октября 1941 года в воздушном бою южнее Каширы на истребителе МиГ-3 таранил фашистский разведчик.
Командир того же полка (Московский корпусной район ПВО) майор Круглов В.П. 18 декабря 1941 года в воздушном бою вблизи города Венева Тульской области на том же самолёте тараном уничтожил вражеский бомбардировщик, за что награждён орденом Ленина.
Воевал до конца войны. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени. 15 июня 1946 года подполковник Круглов уволился по болезни в запас.

Источник:
http://aeroram.narod.ru/win/k/ ...


Командир авиаэскадрильи 445-го истребительного авиаполка - Старший лейтенант Митрофанов Федор Васильевич

Дата Указа Президиума Верховного Совета о присвоении звания Героя Советского Союза - 14.2.1943 г.

Источник:
http://militera.lib.ru/h/pvo/1 ...

МИТРОФАНОВ Федор Васильевич (1916 - 1945)
Родился 6.8.1916 в селе Пожня ныне Великописаревского района Сумской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов и 1 курс Харьковского машиностроительного техникума.
В Советской Армии с 1936. В 1939 окончил Чугуевское военно-авиационное училище.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941.
Командир эскадрильи 445-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) старший лейтенант Митрофанов к ноябрю 1942 совершил 250 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 3 самолета противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 14.02.43.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского.
4.02.1945 погиб при выполнении боевого задания в районе города Эльбинг (Эльблонг, ПНР).
Его именем названа школа в селе Пожня.

Источник:
http://ilpilot.narod.ru/man/hs ...

...Однако под Сталинград Григорий Гультяев попал не сразу. Свою боевую деятельность он начал в составе 445-го истребительного авиационного полка ПВО, в котором и открыл счёт своих побед.

Источник:
http://www.kag.mipt.ru/best/gu ...

А вот, что пишется о боевой деятельности Григория Гультяева в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на страницах 137, 153, 160 и 216:
"7 Августа 1942 года - пятница... Лётчики 445-го ИАП ( 6-й ИАК ПВО ) Старшие сержанты И. К. Нестеров и Г. К. Гультяев, перехватив на высоте 7000 метров вражеский самолёт - разведчик Ju-88, решительно атаковали и сбили его в районе Каширы.

Источник:
http://pustoshka.ru/csm/module ...

...На южных подступах к Москве войска Западного и Брянского фронтов стабилизировали положение и создали прочную оборону на левом крыле Западного фронта. Один месяц и 17 дней город мужественно боролся с фашистами. Тула не сдалась врагу, она выстояла и победила. В этом немалую роль сыграла советская авиация, особенно Брянского и Западного фронтов, Московского военного округа и Московской зоны противовоздушной обороны.

За отличные боевые действия многие из полков были поощрены. Так, 171-му истребительному авиаполку было вручено Красное знамя Тульского обкома ВКП(б) и облисполкома, приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено наименование 'Тульский'. Трудящиеся Тулы вручили Красное знамя 4-му истребительному полку, а Каширский и Талдомский РКВКП(б) и райисполкомы - личному составу 445-го и 176-го истребительных авиационных полков.

Источник:
http://victory.mil.ru/lib/book ...

...Накануне войны 6-й истребительный авиационный корпус, которым командовал полковник И. Д. Климов, состоял из 11 истребительных авиационных полков ...
В районе Каширы ожесточенные воздушные бои вели экипажи 445-го истребительного авиационного полка под командованием майора В. П. Круглова.

Источник:
http://www.lib.rus.ec/books.ht ...

...Осенью 41-го машину летчика из 445-го полка истребительной авиации по трагической ошибке сбили свои же зенитчицы из дислоцированного в Ступине ...

Источник:
http://aviation.kryshi.net/ru. ...

...Вот что вспоминает о сложившейся ситуации бывший командир 445-го истребительного авиационного полка, действовавшего в этом районе: ':Наши летчики получили срочное задание - атаковать противника на участке, где повреждена линия электропередачи, оттеснив его оттуда, и дать возможность каширским электрикам устранить повреждение'. (Газета 'Ленинское знамя', 20.10.1972 г.)

Источник:
http://www.mosenergo.ru/index. ...
Ас ночных полетов
19.11.2007 10:36
И снова возвращаюсь к активности!

На сайте авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" существует форум "История авиаполков и авиационных соединений СССР и РФ". На этом сайте есть возможность публиковать не только фото, а и видеоматериалы!
Активисти движения за ШМАС, в том числе и ваш покорный слуга, уже создали целый, раздел, посвященный истории и воспоминаниям выпускников военных школ авиамехаников.
Мог бы перенести туда, на форум "История авиаполков и авиационных соединений СССР и РФ" и нашу тему, но пока такая активность на ней, не вижу смысла...
Ас ночных полетов
19.11.2007 17:49
Есть проблемы с нововедением - регистрацией?
Ас ночных полетов
20.11.2007 10:26
Итак, история базирования, передислокации и расформирования частей Ступинского авиагранизона.

445 ИАП входил в 6 ИАК Московского округа ПВО) базировался в гарнизоне с 1941 года по ....?
436 ОТАП (в/ч 13751) базировался в авиагарнизоне с ....?
В 1994 г. после ряда ОШМ был переименован в 106-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью, которая в 1998г. закончила свой боевой путь, т.е. была расформирована.

Кто сможет ответить на эти вопросы?
Ас ночных полетов
21.11.2007 13:18
Ау!

Борттехник, Слесарь, Генки и другие...Где вы?
Поручик запаса
22.11.2007 17:29
Господа летчики и штурманы!

Может обидел я Вас, взяв такой ник "Ас ночных полетов". Виноват, был не прав!

Меняю ник на "Поручик запаса", что больше соответствует действительности, поскольку в удостоверении офицера запаса так и записано - старший лейтенант!
Кстати, по второй воинской специальности мог бы служить в ЗРВ ПВО, но не захотел, ...случайно, пусть даже по ошибке, не сбить своих кумиров...

Жду не только посещений, а их уже не мало - 2128 с момента открытия темы, но, в большей степени, воспоминаний и ссылок на фотографии!!

Удачных взлетов и мягких посадок!!!
Поручик запаса
23.11.2007 14:18
А вот нашел еще один ресурс со спутниковыми снимками аэродрома Ступино (Крутышки)в современном состоянии, даже со справочной информацией по Дропзоне:

http://www.wikimapia.org/#lat= ...
Поручик запаса
27.11.2007 10:39
Да-а-а-а!

Похоже авиаторы либо очень заняты, либо им совершенно безразлична история части, авиагарнизона...

Да чего уж там судьба какого-то малоизвестного аэродрома! У нас в России бывает и похуже...

Еще одна уникальная находка!!!

Рассказ с фотоальбомом об гатчинском аэродроме, колыбели русской авиации, где обучались первые русские летчики, первые мотористы и авиамеханики.

Сайт "Моя заповедная Родина", "9 дней. Август 2004". Фотодневник. 25 августа. "Аэродром-Мадрид"

Комментарии автора.

За три года моего отсутствия в Гатчине, в районе "Аэродром" в поле (собственно весь микрорайон и есть одно большое поле - бывший военный аэродром) был поставлен памятник, символизирующий историю этого микрорайона и самой Гатчины. Символом "Аэродрома" мог быть естественно только боевой самолет, базирующийся ранее на этом военном аэродроме. Я не знаток авиационной техники, но, по-моему, МиГов с треугольным крылом не было, и отсюда можно сделать вывод, что это один из штурмовиков СУ, тем более дивизия была бомбардировочная. Все это можно увидеть на фото. Подробнее читайте в рассказе об этом дне.

Текст памятной доски, рассказывающей вкратце об истории "Аэродрома".

В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ НА МЕСТЕ АЭРОДРОМА БЫЛО ВОЕННОЕ ПОЛЕ НА КОТОРОМ УПРАЖНЯЛИСЬ ГАТЧИНСКИЕ КИРАСИРЫ. В ИЮНЕ 1909 ГОДА ПО ПРОСЬБЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА И ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА, ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II РАЗРЕШИЛ "ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ОПЫТОВ С ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ". В СЕНТЯБРЕ СЮДА ИЗ ПЕТЕРБУРГА БЫЛИ ДОСТАВЛЕНЫ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ АЭРОПЛАНЫ ПОСТРОЕННЫЕ ВОЕННЫМИ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯМИ, А 11 ОКТЯБРЯ ФРАНЦУЗСКИЙ АВИАТОР Ж. ЛЕГАНЬЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ПОЛЕТЫ НА АЭРОПЛАНЕ.

С 3 МАЯ 1910 ГОДА НА ГАТЧИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ВПЕРВЫЕ В РОССИИ НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ, А С 24 МАЯ ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ АЭРОПЛАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРА Я. М. ГАККЕЛЯ (ДАТЫ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ). В ГАТЧИНЕ РАБОТАЛИ ПЕРВЫЕ В РОССИИ ЛЕТНЫЕ ШКОЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА И "ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ". ЗДЕСЬ УЧИЛАСЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЛЕТЧИЦА Л. В. ЗВЕРЕВА, СОВЕРШАЛ ПОЛЕТЫ ПЕРВЫЙ КРЫЛАТЫЙ СЫН РОССИИ М. Н. ЕФИМОВ.

НАДОЛГО ОБОСНОВАЛИСЬ В ГАТЧИНЕ ВОЕННЫЕ ШКОЛЫ: С 1910-ГО ПО 1914 ГОД ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ ГОТОВИЛ АВИАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОФИЦЕРСКОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НАЧАЛЬНИКИ: ШКОЛЫ - ГЕНЕРАЛ A. М. KOBAHЬKO, ОТДЕЛА - ПОЛКОВНИК С. А. УЛЬЯНИН), А С ИЮЛЯ 1914 Г. ПО МАЙ 1918 ГОДА, СОЗДАННАЯ НА ЕГО БАЗЕ ГАТЧИНСКАЯ ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА (ВАШ), ЗА ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ ОНИ ВЫПУСТИЛИ БОЛЕЕ 1000 ЛЕТЧИКОВ, МЕХАНИКОВ, МОТОРИСТОВ. ГЕРОИЧЕСКИМИ ПОДВИГАМИ ПРОСЛАВИЛИ ОТЧИЗНУ ИХ ПИТОМЦЫ : Г. Г. ГОРШКОВ, П. Н. НЕСТЕРОВ, Е. Н. КРУТЕНЬ, А. А. БАБУШКИН, М. Т. СЛЕПНЕВ И МНОГИЕ ДРУГИЕ.

ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНЫМ ЦЕНТРОМ, НО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ АВИАЦИОННЫМ ПОЛИГОНОМ, ГДЕ ИСПЫТЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АЭРОПЛАНЫ, СОЗДАВАЛОСЬ И ПРОВЕРЯЛОСЬ НА ПРАКТИКЕ САМОЛЕТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НА ГАТЧИНСКОМ АЭРОДРОМЕ ДИСЛОЦИРОВАЛИСЬ СОЕДИНЕНИЯ И ЧАСТИ ВВС ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА, ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ЛЕТЧИК В. П. ЧКАЛОВ.

В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГАТЧИНЫ ОТ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ) С ЭТОГО АЭРОДРОМА ВЕЛА БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК 276-Я ГАТЧИНСКАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАДИВИЗИЯ, ДИСЛОЦИРОВАЛИСЬ ПОЛКИ АВИАОТДЕЛА ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА. ПОСЛЕДНЯЯ АВИАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПОКИНУЛА ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ В ИЮЛЕ 1964 ГОДА. НА МЕСТЕ БЫВШЕГО АЭРОДРОМА С 1968 ГОДА СТАЛ ВОЗВОДИТСЯ ЖИЛОЙ МИКРОРАЙОН.

Источник:
http://gatchina3000.ru/park/20 ...


Люди!!!
Впрору кричать во весь голос:"Караул! Куда катимся?"
Неужели всем все равно, что происходит у нас в стране? Иваны без родства и без будущего...

Микрорайон и особняки постепенно заполняют аэродром!! А ведь это - наша история!

Хоть бы бизнесмены от малой авиации взяли шефство над ним или какой-нибудь аэроклуб! Обидно, если он исчезнет с лица земли...
Поручик запаса
30.11.2007 12:07
Люди! Ау! Куда все пропали?

Сообщение с уже упомянутой темы "Аэродром Белопесоцкий. Ступино."
http://www.forum-avia.ru/forum ...

от Аноним:

В Ступино с июля 1999 года по 2002 год базировалась транспортная эскадрилья ДА (Ан-12, Ан-24, Ан-26) из Остафьево. Ил-18 остался в Остафьево, т.к. тесновато ему в Ступино было, да и начальству поближе. Впоследствии эскадрилью перегнали в Тамбов и расформировали.
12/12/2006 [18:43:57]

от Firebird-26:

15 августа 1999 года началась жизнь для ОТАП дальней авиации в Ступино.
30 июня 2002 года все закончилось для ОТАП дальней авиации в Ступино.

Вот так вот, почти 3 года были. Это для тех, кто не знал. Про Тамбов я даты не могу назвать, мож кто другой сможет?
13/12/2006 [11:41:39]
Олег Сулин
30.11.2007 22:56
Мужики, за Валерку Куркина по 50 грамм...
Поручик запаса
03.12.2007 17:59
Привет Олегу Сулину!

Почему так скромно - по 50? Принял "фронтовую" дозу - 100!

Олег! И впредь, будь так добр - побольше информации - не все же знают Куркина Валерия...

Удачи!
Поручик запаса
07.12.2007 14:55
Ау! Лю-д-и-и-и!!!

Олег, Борттехник, Слесарь, Генки и другие...Где вы? Неужели придется закрыть ветку?
Алексей Погорелов
07.12.2007 17:35
Ас ночных полетов:
...Так, лучшими летными столовыми были Ступинская и Кричевская...
http://old.vko.ru/print.asp?pr ...
08/11/2007 [13:23:00]

Ну так что касается Ступинской лётной столовой - она своё качество сохранила и до новейших времён (по крайней мере по состоянию на 2006 г.; в текущем году я на Ступинском аэродроме бывал, но в столовую не заходил).
Борттехник
07.12.2007 17:47
Столовая действительно классная была, до 1998г. точно! С 1999г. по 2002г. (уже при "дальниках") - так себе. Сечас в ней питаются солдаты срочной службы.
Поручик запаса
07.12.2007 18:15
Привет Алексею и Борттехнику!

Искренне рад вашему появлению!

Вопрос про солдат. Там, что в военном городке еще какая-то в/ч дислоцируется?
Газ66
07.12.2007 18:36
Володя, поздравляю! Кажись, и твоя ветка ожила. Осенняя хандра проходит. Я сам Ступино лишь на машине проезжал, аэродром через забор видел. Знаю, что там крупное авиапредприятие по изготовлению лопастей. Но.. Оказывается, с 1999 по 2002 год в Ступине стояли транспортники из Остафьева. А эти машины хорошо знаю, детство прошло рядом с Остафьево и мальчишкой лазил за колючку посмотреть самоли поближе. Однажды долазился-поймал меня на мушку ДСП, пришлось сдаться. Всё, бегу, минут на 20 зайду в ин-нет кафе посмотреть на герб-эмблему, до встречи!
Алексей Погорелов
07.12.2007 18:44
Борттехнику.
Я что-то в той столовой никаких солдат срочной службы не замечал.
Может, мы о разных столовых говорим?
Я - ту лётную столовую посещал, которая непосредственно в хозяйстве Горбунова расположена.
Бортовой техник
11.12.2007 12:02
Если быть совсем точным, то городка не существует по - моему с 2003г. В паспортах его жителей, в разделе регистрация значится: г.Ступино, ул.Авиаторов (или другая), д.№..., кв.№... . Дорожный знак, информирующий об окончании территории г.Ступино установлен в 2-х км. за городком по трассе на Озёры. Соответственно все его жители являются жителями г.Ступино.Ранее гарнизон был в перечне "закрытых", но примерно с того-же года разрешена приватизация и все соответствующие операции с жильем.
На сегодняшний день в служебной зоне дислоцируется инженерный батальон, выведенный из г.Рязань.
Для Алексея Погорелова. Я писал про столовую которая находится непосредственно на служебной территории и в которой питались ранее летный и технический состав в/ч 13751 и в/ч 10275. К кафе В.И.Горбунова на аэродроме она не имеет никакого отношения.
P.S. Если Вашего отца звали Михаил, то я его помню, служил с ним до 1998г., если это просто совпадение фамилий - извините.
123456



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru