Хотелось бы получить отзывы (особенно практических летчиков) о моей книге "Практика полетов на самолете Ту-154". Книга суммирует коллективный опыт красноярской школы. Она выложена здесь:
Визуальный заход Вы не любите и тихо не навидите, судя из книги конечно. Скажите, а как на Ту154 Вы выполняли "заход с круга" ?
CRM входит в состав предметов при подготовке экипажей с Красноярска?
Детально прочитаю, задам ищё вопросы.
Ершов Василий Васильевич
27.09.2007 17:46
К визуальному заходу отношение положительное: на Ан-2 и Ил-14 выполнял их без труда. Просто считаю академический заход по приборам высшим классом экипажа, позволяющим зайти при нулевой видимости.
Что такое "заход с круга", не знаю. Сформулируйте, пожалуйста точнее.
Честно... что такое CRM, тоже не знаю. Я летал в те времена, когда его у нас не было. Наверняка в "Крас Эйр" этому учат; у нас в "Сибавиатрансе" летают на Ан-24 и Ту-134 "дедовским" методом, о котором я и написал книгу.
Ершов Василий Васильевич
28.09.2007 10:53
Вычитал в интернете, что такое СRМ. Насколько я понял, это относится к менеджменту. Как летчику: оно мне надо?
Но, спасибо, заставили старика ознакомиться с новейшими методами "удержания клиента". А мое дело было - этого клиента безопасно возить, и если бы дрогнула рука - грош бы цена всему этому CRM.
Но если топ-менеджеры "Крас Эйр" считают, что CRM должно быть обязательным предметом при обучении экипажей... тем хуже для экипажей. Их и так уже затрахали всякой современной ерундой.
28.09.2007 11:00
CRM не ерунда. Это безопасность полетов.
Павел
28.09.2007 11:17
Василий Васильевич, добрый день!
Я не пилот, и даже не авиатор-любитель, я просто люблю небо, ГА и самолёты. Дочитываю вашу третью книгу про ездового пса. Просто не оторвать, жена обижается что часть свободного времени я отдаю вашим книгам :) Я в душе не романтик, и давно уже не ребёнок (31 год), но всегда смотрю безумно-влюбленными глазами на все что происходит вокруг, когда оказываюсь в аэропортах и лечу на самолётах. Жаль, что таких книг, подобных вашим, совсем нет (может какие-то посоветуете?).
После трилогии приступлю к той, о которой вы тут пишете, пусть это не художественная литература, но я уже всё там понимаю!
Удачи Вам, здоровья, и жду Ваших новых книг! Пишите больше, пишите интересно!
Jek-33
28.09.2007 11:26
Уважаемый Василий Васильевич! Огромное спасибо за Ваш труд и открытость. Ввожусь в строй на Ту-154, если б не Ваши книги, не знаю, что б я делал. Мне, как пилоту они дали в десять раз больше, чем все многочисленные правила, руководства и инструкции. Низкий поклон.
а11
28.09.2007 11:41
ну и хорошо что мессагу Анонима потёрли.... наплевал на свою же историю
28.09.2007 12:03
Вычитал в интернете, что такое СRМ. Насколько я понял, это относится к менеджменту. Как летчику: оно мне надо?
Надо, очень надо. Непонимание и неизучение и отвержение мирового опыта привело к катастрофам в Сочи, под Донецком, в Солониках, над Боденским озером, в Шарме. Нет всевидящего и всезнающего капитана. Нет понятия слётаного экипажа, потому как всем экипажем в отпуск не потопаешь и на больничный тоже не уйдёшь всей кучей. И то что хорошо и понятно было второму (бортмеханику, штурману) с одним капитаном, может быть абсолютно по другому воспринято другим. Поэтому работа по документам внедрение СRM позволяет миминизировать ошибки. Мы всё виновных ищем, к сожалению. На западе ищут путь к предотвращению трагедий.
Моё личное мнение.
Лёха
28.09.2007 12:04
Василий Васильевич при всём уважении к Вам, Вы совершенно неверно понимаете значение CRM. Менеджмент он не только в продажах. Вкратце - это управление экипажем. Потому как буржуи в этой области (на больших самолётах вдвоём) летеют гораздо дольше - то и опыта у них больше, и грех им не воспользоваться. Здесь на русском подробно о CRM http://pilotinfo.ru/ Понятно, что всё подобное было и в СССР, но ... новые времена-новые технологии.
Удачи Вам и спасибо за Ваши книги.
West_1
28.09.2007 12:10
2 Ершов Василий Васильевич
Уважаемый В.В. - Вы путаете два разных понятия, которые скрываются за сокращением CRM:
1. Crew Resource Management - Управление Ресурсами Экипажа
2. Customer Relationship Management - управления взаимодействием с клиентами
Более чем уверен, что Вы читали именно про второе, т.к. информации по управлению отношениями с клиентами в интернете намного больше, чем по управлению ресурсами экипажа.
Аноним
".....Нет понятия слётаного экипажа..."
Ммда, это вы круто загнули. Всегда было такое понятие, а теперь оказывается, что нет такого...
Пелотиг
28.09.2007 12:19
Уважаемый Василий Васильевич! Огромное спасибо Вам за Ваши книги - прочитал на одном дыхании, безумно интересно! Надеюсь что в у Вас в планах присутствует написание еще много интересно!
28.09.2007 12:20
Лётчик Лёха:
Аноним
".....Нет понятия слётаного экипажа..."
Ммда, это вы круто загнули. Всегда было такое понятие, а теперь оказывается, что нет такого...
За лето, четыре вторых. Интересно с каждым слётаность отрабатывать. Или вводить понятие слётаность авиакомпании ;).
Лёха
28.09.2007 12:22
2Лётчик Лёха День добрый, как летается слева?
Аноним прав, в больших компаниях каждый рейс новым экипажем, поэтому большое внимание на SOP and CRM
Лётчик Лёха
28.09.2007 12:31
Аноним
"...За лето, четыре вторых. "
А у меня практически каждый рейс, новый состав экипажа.
Но это не повод говорить о том, что не существует понятия "слётанность". Нам с Вами (летающему народу)понятно, что приходя на рейс и видя впервые нового человека, который с тобой летит первый раз, необходимо держать "ушки на макушке". Проблемма не в недоверии, а в различных навыках и личных качествах. Не знакомый человек, это всегда настароженность. Согласен, СRM как раз и должен привить навыки работы в экипаже вне зависимости от постоянности состава. Однако не заню как кому, а мне было бы удобнее летать одним составом.
28.09.2007 12:39
Но это не повод говорить о том, что не существует понятия "слётанность".
Я в том плане как оно было. При команде командира "колёса" (вот так кратко и незамысловато) бортммеханик их собственно и выпускал. Когда парень потопал в отпуск и на его место сел другой то данная команда вогнала его в ступор. Это было правда достаточно давно.
Лётчик Лёха
28.09.2007 12:44
Да, и ещё сомо отношение именно Россиянина к првнесённому из вне учению. Запад не считает зазорным ходить к психологу и состоять в обществе анонимных алкоголиков. Они нормально относятся к заключению брачного договора и самое удивительное, что заключают такой договор при вступлении в брак. Наконец, они без всяких на то объяснений, пристёгиваются ремнём в машине. "Они" привыкли жить по правилам. Согласен так же, что жить по правилам это есть гуд, но если быть до конца честным, то все разговоры управленцев, начальников, методистов о законопослушании и выполнении предписываний, ими же и повсеместно нарушаются (а точнее сказать: клали все эти руководители на то , что сами проповедуют) В.В Ершов и слышать не слыхивал в свою бытность о CRM. Залогом безопасности полёта в Его время, было грамотное использование А/Т, Опыт, авторитет КВС, СЛЁТАННОСТЬ экипажа, доверие друг другу и если В.В. не знет об основах Управления ресурсами экипажа ( а он знает, просто он не знает, что это теперь так называется: СRM.)
28.09.2007 12:50
Залогом безопасности полёта в Его время, было грамотное использование А/Т, Опыт, авторитет КВС, СЛЁТАННОСТЬ экипажа, доверие друг другу и если В.В. не знет об основах Управления ресурсами экипажа ( а он знает, просто он не знает, что это теперь так называется: СRM.)
28/09/2007 [12:44:04]
Согласен.
Забыл человеку сказать большое спасибо за его труд. Я всегда уважал и уважаю людей которые могут делать что то помимо основной работы.
Щиро дякую за вашу працю ;). Как говорил Леонид Быков "Цэ по Украински" . От коллег с Украины.
Всего наилутшего ВАМ.
Геринг
28.09.2007 12:54
Ершов - это круто!!!
Талантливый человек талантлив во всем.
Sind alle mit mir einverstanden?
Stas
28.09.2007 12:59
В больших, западных компаниях, где кол-во самолетов исчесляется сотнями, шанс, полететь второй раз с тем же капитаном или вторым пилотом, очень низок. Ну примерно раз в 2-3 года. Поэтому все построено на выполнении ТЕХНОЛОГИИ!!! Несмотря на все навыки и качества. А в наших компаниях понятие ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ - растяжимое.
И еще. Там, никто никогда не выпустит человека летать, если он не соответствует СТАНДАРТУ. Даже если у него 100 000 часом налета и он может зайти 0х0 даже вверх ногами...
Дочь пилота
28.09.2007 13:06
Василий Васильевич!
А где в Москве Ваши книги можно купить? Я зашла в два - мне сказали у них нет!
Заранее спасибо!
B2
28.09.2007 13:09
Я так понимаю, что CRM - это практически то же самое, что В.В. описал в одной из своих книг. Только на их, аглицкий манер... :)
IMHO, наше понятие "УПРАВЛЕНИЕ" включает в себя во 100 крат больше, чем их "MANAGEMENT".
Лётчик Лёха
28.09.2007 13:22
бывш Nav
У человека забывшего свою историю, и не помнящего прошлого - нет будующего.
Ни кто вас не заставляет читать Ершова.Нет желания - флаг в руки. Однако как ни странно, это тоже CRM. Знать о причинах лётных проишествий, а главное умение анализировать их и не учиться на чужих ошибках, это тоже CRM. Взаимодействие членов экипажа и технология работы была придумана не сразу. Вся теория управления человеческими рессурсами и учёт "человеческого фактора" основан на анализе событий, произошедших в авиации. CRM не есть догма, в этой сфере постоянно идёт исследование и вносятся изменения с учётом особенностей сферы применения. Всё развивается.
Дочь пилота
28.09.2007 13:33
to Геринг: Jawohl! Alle hier anwesenden sind zweifellos mit Ihnen einverstanden! ;-)
HobbyPilot
28.09.2007 13:37
Василий Васильевич,
хорошо, что Вы это делаете.
У меня, к сожалению, не было времени прочитать, "Практикy полетов", но я уверен, что найду много интересного и полезного, большое Вам спасибо.
Задумчивый
28.09.2007 13:46
Давно уже, на курсах по безопасности полетов рассказывали про случай, когда бортмеханик, введенный в экипаж взамен заболевшего, убрал шасси на разбеге до взлета. Остались живы. На разборе сказал, что его камандир всегда давал команду на уборку шасси энергичным махом руки вверх. Новый командир сделал точно такой же мах, .... но оказалось, что он отгонял муху, севшую ему на нос.
28.09.2007 13:50
CRM по-русски...
РЕВЕРС
28.09.2007 14:09
....Руководить экипажем можно по-разному. Военные обходятся без сантиментов. Там понятие 'человек-функция' возведено в культ, и строгая пирамида единоначалия служит единственной цели: боевую задачу - любой ценой. Маршальские звезды героев-военачальников омыты морями крови подчиненных. Там нужен действительно командир: твердый, жесткий, безжалостно отправляющий на смерть....
Жесткое 'командёрство', обезличка, унижение и оскорбление подчиненных, низведение их до уровня нижних чинов получается себе в убыток...
Опять бредятину пишет! Ну не летал ты в военном экипаже , что писать всякую фигню! Еще в военном лётном училище курсантов по экипажам отбирали психологи на основе их психологического портрета и результатов профотбора. Чтобы когда два курсанта пилотируют Ан-26 не подрались из-за штурвала и бортехнику со штурманом не пришлось бы самим сажать самолёт.
Тоже касается формирования экипажей в строевых частях. В молодых экипажах ещё могут летать кто угодно, но в опытных формирование происходит "под командира", на основе личных пожеланий как со стороны командира, так и со стороны членов экипажа.
Да, экипажи гражданские и военные отличаются между собой. В гражданском экипаже в эстафете все пережрутся, а КВС будет спокойненько, лёжа на кроватке, читать газетку и пох с кем завтра и в каком состоянии ему придётся лететь. У военных этого нет, потому что КОМАДИР он не только в полёте, но и на земле. Все эти пьянки гулянки если не возглавляются, то присекаются на корню. В полёте разницы в работе и в отношениях НЕТ. Единственное, что военные экипажи работают более ЧЁТКО, подсказывая численные параметры которые нужно выдерживать, а не мямлят, типа "Петрович подверни, подбери, крути вправо, влево".
Ершов, пишите лучше про штурвал Ту-154, про Ил-14 и не лезьте в те области о которых представление не имеете.
!!!!
28.09.2007 14:19
РЕВЕРС:
Олег!
Для личного общения с В.В.Ершовым имеется адрес его электронной почты!
РЕВЕРС
28.09.2007 14:24
2!!!!:
Странно? А я что-то не по теме написал?
Какое здесь "личное общение"? Идет рецензирование очередного творения или только принимаются положительные отклики благодарных читателей?
28.09.2007 14:31
!!!!:
РЕВЕРС:
Олег!
Для личного общения с В.В.Ершовым имеется адрес его электронной почты!
28/09/2007 [14:19:05]
Реверс дело пишет. Так оно и было в строевых частях ВТА. Пару раз пересекался с лётчиками ВТА в гостиницах при аэропортах ГА. И про отбор в военное училище абсолютно в дырочку. Профотбор в военное училище на голову превосходил в училища ГА.
carinas
28.09.2007 15:26
2 РЕВЕРС:
У военных этого нет, потому что КОМАДИР он не только в полёте, но и на земле. Все эти пьянки гулянки если не возглавляются, то присекаются на корню. В полёте разницы в работе и в отношениях НЕТ.
Есть у меня знакомый истребитель ему 40 с лишним лет. Переучился на гражданку. Большой специалист и на земле. Прошел Афган. НО. Рассказывал как они летали "трезвые", что в Афгане, что после, что до. Как спиртяку из самолета тыряли. Икорку из Астрахани в кокпите возили и как она по всей кабине разлетелась-бо руководство решило полетать. Не оправдывайте не оправдываемое-не поверят!!!
РЕВЕРС
28.09.2007 15:37
2carinas:
А у меня есть танкист знакомый.
Прежде чем о чём-то писать от своего имени желательно побывать в этой шкуре. Кто как пьет в авиации(если вы на это делаете упор), прекрасно осведомлён, без всяких истребителей. Слава богу и там и там полётал достаточно.
Вам не знакома ситуация, когда радиобмен за экипаж ведёт соседний борт, потому что штурман с радистом в отключке, а остальные в английском не очень?
carinas:
28.09.2007 15:53
2 РЕВЕРС:
В шкуре побывать не удалось. Но наслушался-особенно про Афган. И я понимаю что мало мальский факт может обрастать необыкновенными подробностями-что за летчик не умеющий байки рассказывать земноводным. Но я верю, что в армии скорее так, как описал В.В. Ершов. Все основано на беспрекословном подчинении: боевая задача должна быть выполнена иначе, что это за армия (а вот сколько человек за это положить это уже талант командира).
Впрочем ветка не об этом и не для меня. С уважением.
РЕВЕРС
28.09.2007 16:11
2carinas:
А вы сами на войне были? Не уже ли не понятно, что зная что в тот или другой момент можешь быть убитым, человек может на 100% вести себя одекватно?
Вот Ершов пишет о руководстве командиром экипажа в ВВС, что они такие сякие, людей оскорбляют, ну и далее про "Красноярскую школу", что они супер-пупер.
В 89-ом году я получил новенький самолёт Ил-76ТД , только пригнали из Ташкента. А тут открылись после вывода войск из Афгана "золотые рейсы" в Кабул. Граждане сразу заявили, что и мы хотит подзаработать, но самолётов с отстрелом тепловых ловушек у нас нет. Любой каприз! Забирают у меня этот самолёт и отдают в аренду в "Красноярскую школу лётного искусства", где на нём над Кабулом сваливаются в штопор. Ну и как это называется? А ведь наверняка на Афган из Красноярска полётели лучшие из лучших. Вот налицо подготовка и работа гражданского экипажа в сложных условиях.
ф
28.09.2007 16:22
Я вот не понимаю одного, откуда такая самовлюбленность, которая лезет отовсюду у автора. Т.е. уже давно сложилось мнение об этих книжках, что там идет постоянное себяхваление, я бог и царь, я лучший. Я еще понял бы, если где то один раз бы проскользнуло, а это везде. Ну откуда? Человек вроде пожилой, должен быть скромным, вырос в то время. Непонимаю. Ну не могу я уважать человека, который вот так просто может взять и оскорбить всех военных летчиков. Причем уже были такого рода темы в прошлой книжке, и вроде человек написал, что не прав был, так нет опять то же самое. Неприятно.
carinas
28.09.2007 16:48
Опять влезу. Ну что же сдесь оскорбительного написано-не пойму.
Из личного. 95 год. Военные сборы у студентов. Крутая прославленная дивизия. "Встретил" нас из из увольнительной патруль. Из города ехали. Офицер ст. лейтенант или капитан-точно не помню нас в лицо хорошо знает остановил (мы в гражданке ессно). Ну честно говоря была у нас водка. С колой разбавленная в бутылке 2 литровой для маскировки. Офицер это знал. Открыл принюхался. Попинал нас минут с пяток. Ну ладно говорит-попробуем и отослал за наши деньги солдат на станцию за закуской. Ну сели разлили. Разговор по душам завязался. А суть истории в том, что этот офицер, нормальный в общем человек в прошлую субботу в урочное время в красном уголке, будучи не трезв, ни с того ни ссего, при нас, избил солдата за телевизор. Вот мы его и спросили, откуда это все. Ответ был таким. Денег нет. Квартиры нет. Жена пилит. Как жить? Вот нервы и не выдерживают. Кстати тогда я увидел и как траву красят разведенной зеленкой, предварительно подстригая ножницами.
Мораль сей истории может быть двоякая. Но Офицер такого позволять себе не должен.
DenVor
28.09.2007 16:49
Я конечно не леталю... (тока на компутере), но мне книги нравятся..... С одной стороны.... с другой на самом деле присутсятует некая доля сомовозвышения... мы каста мы лучшие... я я я..... Но ещё раз повторюсь пропуская эти моменты книги мне очень нравятся...
carinas
28.09.2007 16:54
Почему то никто не замечает сколько в книгах благодарности другим людям. Странно(((.
Ершов Василий, Васильевич
28.09.2007 16:56
Ребята!Я просил дать отзывы на конкретную книгу для летчиков. За мои художественные опусы меня уже пинали на других ветках. А тут прошу - именно о "Практике полетов". Есть ли вопросы? Именно по "штурвалу?" Может, кто из летающих с чем-то не согласен именно по методике и технике пилотирования?
Хочется, чтобы была польза для всех.
С уважением.
Дочь пилота
28.09.2007 17:06
Василий Васильевич! Ваши книги имеются в свободной продаже в Москве??
28.09.2007 17:10
Мне не понятно зачем летчикам читать ваше произведение, если летают обычно по нормативным документам, НПП, РЛЭ. Или вы учебник написали? Не пойму что-то. К симмерам с этими вопросами обратитесь, вот для них это будет новый завет.
Среднестатистический пакс
28.09.2007 17:12
Здравствуйте, Василий Васильевич. Я тоже, как и Павел, не имею отношения к авиации (разве что отец у меня - вертолетчик). Так вот, я всегда с нетерпением ожидала ПОЛЕТА, пусть и как пассажир. Но только после ваших 'Раздумий:' всерьез заболела авиатемой. Как и многие, читала ночами и не могла оторваться. Спасибо Вам большое: Больше писать в этой теме не буду, чтобы не засорять ветку, нужны ведь ответы летчиков. Всего вам хорошего и с огромным уважением.
Кирсарай
28.09.2007 17:16
ф: Я вот не понимаю одного, откуда такая самовлюбленность, которая лезет отовсюду у автора...
======
Наверное, Вы тут недавно прохаживаетесь. Об этом много уже рассуждений было.
В.В.Е. очень честен всегда перед собой и перед всеми. Это чувство мастера, а не самовлюбленность. То, что он может делать как мастер, он и позволяет себе говорить об этом соответственно. Но чувства самодовольства и, тем более, самовлюбленности в его книгах абсолютно не ощущается, нет. Наоборот, постоянный анализ и спрос с себя по высшей мере. А отсюда и, как мне кажется, преобладает чувство неудовлетворенности, потому что ему, как и всякому талантливому человеку, дано понимать, что такое Гармония. А если ее мало...
Вот Олег тоже похоже честный, тоже похоже летчик хороший, тоже очень интересен, но...не музыкант, одним словом.
Это сантименты, конечно, извините. Я Василию Васильевичу никогда комплименты не писал, хотя и хотелось. Как авиатор и летчик, не все в его книгах принимаю однозначно, но перед его талантом и откровенностью преклоняюсь.
Спасибо.
РЕВЕРС
28.09.2007 17:31
2carinas:
Следуя ваше мысли с таким же успехом в народном хозяйстве можно проводить параллели между шахтёрским коллективом и лётным экипажем.
Не уже ли не понятно, что отношения в армии, в авиационных коллективах и мотострелковых не одни и теже. Детский сад её богу! Ну врежешь ты по лицу борттехнику, а он тебе на следующий день на полётах вырубит двигатели на взлёте!
V1
28.09.2007 17:43
По поводу CRM vs Слетанность и т.п.
Вот философский вопрос - что делать, если предписание инструкции противоречит здравому смыслу (подразумевается профессиональному опыту)?
Автор вроде считает, что действовать надо по здравому смыслу (т.е. инструкцию нужно соблюдать лишь 'для прокурора'). Спорная точка зрения, не зря ведь говорят, что инструкции кровью писаны.
С другой стороны, как быть со случаями, когда формальное соблюдение инструкции приводило к катастрофе (взять те же отключения исправных двигателей из за ложного срабатывания пожарной сигнализации).
Как правильней я не знаю. Но, наверное, неспроста ответственность за исход полета лежит на капитане. Думаю это предполагает моральное право принять нестандартное решение, если этого требует ситуация и капитан уверен в правильности своих действий. Иначе нахрен тогда люди в кабине? Автомат куда точнее выполнит формализованные процедуры:
Самый Главный Аноним
28.09.2007 17:49
Ну врежешь ты по лицу борттехнику, а он тебе на следующий день на полётах вырубит двигатели на взлёте!
Чет слабо вериться
РЕВЕРС
28.09.2007 17:57
2Ершов Василий, Васильевич:..А тут прошу - именно о "Практике полетов". Есть ли вопросы? Именно по "штурвалу?"
Ну хорошо. Заранее скажу, что на Ту-154 летал только пассажиром, но думаю это не столь важно.
Вот вы пишите:
Для исправления высокого выравнивания необходимо:
-задержать штурвал и дать машине снизиться;
- помня о том, что в процессе растянутого выравнивания самолет потерял скорость, начать выравнивание более энергичным темпом, как бы 'подхватить' самолет у земли;
-'подхват' выполнять строго дозированным движением и задержать штурвал перед касанием, не допуская взятия его на себя в момент касания.
Ну вот вы выравнили высоко, штурвал выбрали "на себя" и ждёте, когда самолёт будет снижать. А он пока скорость не потеряет, снижаться не будет, вот и ждём(с). Скорость начала падать и самолёт начал падать, а штурвал то "на себя" уже выбран. Ну и дальше что? Грубая посадка с перегрузкой.
Скобарь
28.09.2007 18:11
carinas, ну в самом деле, не надо измышлений, о чем не знаешь. Где-то что-то он услышал, дальше сам пошел придумывать. Ты еще скажи, что в ВВС все исключительно строями ходят и честь друг другу отдают. Детский сад, чесслово.
И вообще, закругляйтесь с оффтопами.