Считаю, что этот вопрос сегодня достоин того, чтобы выделить его в отдельную тему для общего обсуждения. Однако при его обсуждении нужно учитывать, что обучение радиотехников-эксплуатационников в колледжах гражданской авиации осуществляется не с бухты-барахты, а определено Государственными образовательными стандартами среднего специального образования, утверждаемыми Министерством образования РФ. Процедура разработки и утверждения стандартов является достаточно продолжительной, сложной и громоздкой, однако на стадии их разработки есть реальная возможность учесть требования эксплуатационных предприятий (естественно, если они есть и если они грамотно и конкретно сформулированы). Я непосредственно участвовал в разработке действующих образовательных стандартов, поэтому знаю, о чем пишу.
Действующие стандарты разрабатывались в 2001-2002 гг. и были введены в действие с 01.09.02. Радиотехники, получившие подготовку в соответствии с этими стандартами уже работают в эксплуатационных предприятиях.
В современных условиях требования к подготовке специалистов меняются очень быстро. Думаю, что в ближайшее время начнется разработка нового поколения стандартов, поэтому самое время определиться, чего же мы хотим.
Я всю жизнь занимался эксплуатацией радиолокационного оборудования. После окончания РКИИГА с 1972 по 1988 гг. прошел все ступеньки своей специальности: работал инженером, старшим инженером радиолокационной системы посадки самолетов (РСП), старшим инженером обзорного радиолокатора (ОРЛ), главным инженером службы ЭРТОС в аэропорту Уфа, с 1991 по 1998 гг. - ведущим инженером РСП в аэропорту Алма-Ата, с 1998 г. - методистом, главным инженером учебно-производственной базы, заведующим отделением технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации (РАТК ГА).
В 2003 г. ушел на пенсию (в 55 лет по вредности), но одиночества долго не выдержал, через 3 года вернулся в колледж и теперь продолжаю работу в должности методиста отделения технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования.
Привожу эти сведения для того, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений в моей компетентности. Как сама эксплуатация, так и подготовка специалистов для нее выстраданы мной на собственной шкуре, поэтому я прекрасно понимаю, что без обратной связи с эксплуатационными предприятиями разработка нового поколения стандартов осуществляться не должна. Надеюсь, что в обсуждении этой темы наряду со специалистами эксплуатационных предприятий примут участие преподаватели и методисты учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для гражданской авиации.
Думаю, что наше обсуждение станет хорошей основой для разработки новых образовательных стандартов и позволит приблизить содержание обучения к требованиям эксплуатации.
При необходимости любые предложения по данной теме можно отправить мне лично по адресу kryninap@kursknet.ru. Надеюсь, что это будут не общие рассуждения, огульно охаивающие сегодняшнюю систему подготовки специалистов, а конкретные и вполне реальные предложения, которые позволят изменить ее в лучшую сторону.
Как говорится, с Богом!