1 к 5 - это шансы опытного пилота як-40, только что переученного, но не летавшего на ту5 еще.
Irbis
24.08.2006 19:56
"А кстати, управление ВС при резкоменяющихся перегрузках тоже навык, который попой на табуретке не высядишь."
А на каких ВС, если не секрет, вы видели "резкоменяющиеся перегрузки"?
wort
24.08.2006 20:21
1:5 - это шансы опытного пилота Ту-154, Як-40, etc.. не разбить учебный планер.
denokan
24.08.2006 21:28
Вот после пары-тройки провозных, привыкнув к усилиям на штурвале, думаю, симмер вполне реально может не разбить 154-ку на посадке
=---
После "пары-тройки"? Круто.
Мужики. Я сам увлекаюсь симом, я и начинал с сима. Не с таких навороченных, как современные, но для того времени (девяностые) - вполне нормальные. И тоже втайне мечтал посадить и посадить именно Ту-154 (эта мечта еще с десятилетнего возраста пошла, после первого полета с Отцом).
Но поверил в то, что я - могу, что я знаю, что я его посажу УВЕРЕННО, только после первых четырех сотен часов налета. Да, и до этого, конечно, выполнял и взлеты, и набор, и снижени и посадки...
Но. Если первые три пункта освоить достаточно легко, то саму посадку - УВЕРЕННО и БЕЗОПАСНО, чтобы из раза в раз КВС не вмешивался в управление и не исправлял отклонение - тут нужны РЕАЛЬНЫЕ навыки. Сегодня вроде все прекрасно - а завтра высоко выравнял, КВС придержал, чтобы самолет не отошел. И так далее. До УВЕРЕННОСТИ.
После Ту-154, снова сев в Ан-2 и зайдя на посадку - мне показалось, что я каждый камешек вижу на земле. Ибо скорость касания Ан-2 в районе 80 км/ч, а Ту-154 - в три с лишним раза больше.
Представьте себе Белаз, мчащийся т подскакивающий по неровному автобану на скорости 280 км/ч и себя за рулем - и вам надо попасть в конце этого автобана в узенькую дорожку.
Какой бы ни была наша модель PT Ту-154 продвинутой - она НЕ дает НАВЫКОВ. НАВЫК - приходит с опытом. С тренировками.
Пары провозок мало даже для того, чтобы самостоятельно на Як-18т вылететь. И даже на таком простом велосипеде - как Пайпер Ворриор.
Я понимаю, что всем хочется мечтать. См. выше - я сам мечтал. На тренажере Ту-154 (без всяких ПТ) в Пулково на переучивании я спокойно летал один с первого дня занятий. Все упражнения выполнял без "катастроф", включая и отказ трех генераторв - посадка без закрылков и без демферов. Мне было довольно просто - потому что в Академии использовал любую возможность чтобы летать на тренажерах Ту-134, Як-40 и Ан-26.
Тренажер прекрасно дает ознакомиться с самолетом. Если он хорошо настроен, как в Пулково. Привыкнуть к кабине, к расположению приборов. Но и он не научит посадке. Посадка отрабатывается пОтом.
пОтом. Не надо кровью. Изо дня в день, из рейса в рейс - пока Командир не станет настолько тебе доверять, что будет убирать руки со штурвала, несмотря на указание "мягко держась за штурвал".
Есть пилоты, которые и после двух тысяч часов на Ту-154 не могут уверенно и стабильно сажать этот самолет. Чтобы одна посадка к другой. А ведь человек - летает, и не в Симуляторе.
Это не тот самолет, чтобы сразу и все идеально.
Навыки, навыки и еще раз навыки.
Что касается Пайпера Ворриор - вот его реально просто и безболезненно изучить. И достаточно, ИМХО, совсем немного часов полетов по кругам, чтобы человек самостоятельно и БЕЗОПАСНО посадил его в спокойную, безветреную погоду.
Вот с этого стоит начинать.
Всем удачи!
Irbis
24.08.2006 22:09
Все правильно. Давайте про какой-нибудь другой самолет побазарим. Про Ту-204, например. Или про А-320. Или про 737. Су-27 тоже неплохо для первоначального обучения
wort
25.08.2006 00:25
>>Но. Если первые три пункта освоить достаточно легко, то саму посадку - УВЕРЕННО и БЕЗОПАСНО, чтобы из раза в раз КВС не вмешивался в управление
да я о реальном шансе НЕ РАЗБИТЬ, а не об УВЕРЕННО и БЕЗОПАСНО (и стабильно).
насчет УВЕРЕННО и БЕЗОПАСНО никто не спорит.
>>Какой бы ни была наша модель PT Ту-154 продвинутой - она НЕ дает НАВЫКОВ.
Навыки - то она дает, да ДРУГИЕ.
>>Пары провозок мало даже для того, чтобы самостоятельно на Як-18т вылететь. И даже на таком простом велосипеде - как Пайпер Ворриор.
да когда как.
Летать я учился на ОДНОМЕСТНОМ планере. Мучительно и долго. :) От подлета и до 300км маршрута. :)
Зато на Вилге-35 полетел СРАЗУ. В двух первых полетах рядом был инструктор. Мне он был не нужен, но так было спокойнее владельцу самолета. В третьем полете инструктора не было. На Як-52 - то же самое. Правда пилотаж не крутил. Чего не умею - того не умею ибо слабоват здоровьем, перегрузки не для меня, а какой пилотаж если без перегрузок?
А с L-29 вообще анекдот: Летим, я пассажиром. Правда заранее договорился, что "дадут подержаться за ручку".
Крутим пилотаж (плаавненько), на петле встает двигло. Попадаем в штопор, выходим, высота около 1000, полоса в 5 км примерно и мы на траверзе. Летчик орет: "катапультируйся!", а я ему: "Спокойно, долетим же.." и разворачиваю элку мордой примерно в точку на 2.5 км от торца полосы. Скорость около 280, вертикальная примерно -7, летим. Летчик: "Жить надоело? Катапультируйся!!". Объясняю, насколько ситуация позволяет, что для меня безмоторная посадка - штатный режим, ля-ля тополя.. типа я немерянно крутой и элка вощщем-то планер неплохой :) Короче - вру всяко. А если честно - катапультироваться страшно! Тем более - остеоходроз, перегрузки плохо переношу, сломает еще шею при катапультировании. Да и посадить машину страшно, но любопытно. Ну и дурак я был. Тем временем разворачиваемся на полосу, крен 30, скорость 290/ -9, высота 400, удаление около 2км. Вышли точно вдоль с хорошим перелетом. Ктож знает, какое у нее качество с выпущенными закрылками? :) Жму выпуск закрылков на взлетный. Не выпускаются. Там оказывается надо вентиль соотв. открывать. Спрашиваю, как шасси - закрылки выпускать. Летчик фигеет, но выпускает шасси, потом закрылки. (А надо бы наоборот, шасси - перед выравниванием, не штатный же режим:) ) Вспухаем сначала и начинаем сыпаться. 220 в горизонте, и где-то -12 вертикальная. Все равно перелетаем, а полоса маленькая, грунтовая, для Аннушек. 600х30 м вроде, перелетать низзя. Делаю скольжение, градусов 30-35 крен. Скорость 250/ -20. Самолет гудит, закрылки вибрируют. Страшно. Метрах на 100 убираю крен. Идем 220/ -10. Выполнили выравнивание метров с 15 в 2 приема. Приземлились с перелетом, но в пределах.
Закатили самоль, осмотрели - оказывается топливо кончилось. :) Замяли на радостях.
Летчик после спрашивал, откуда режимы знаю. Когда сказал, что хроножопометром на лету вычислил - не поверил. :) А тем не менее :)
Donald
25.08.2006 00:54
Вроде бы все уже высказались, как могли... добавлю от себя, личные впечатления.
В свое время, начитавшись тем "Посадит ли симмер в реале самолет???", задался вопросом: "А правда, посажу ли?". Поехал в аэроклуб. Сел в самолет. Теперь - по-порядку.
-Садиться скомандовали слева. Как-то неуютно в кабине, ощущения не те, что дома, в кресле. Да еще эта штуковина сейчас полетит. А мне и той высоты, что от земли до пола кабины вполне уже достаточно.
-Приборы мне объяснять не потребовалось - все идентифицировал сам.
-Надеваю гарнитуру - обрывки фраз, неразборчиво, как они друг друга понимают? Разбираться в радиообмене начал только ко второму часу, а то и позже.
-Инструктор добавил газу для страгивания и начала руления. Блин. Ща открою дверцу и бегом домой.
-Взлетели, первый разворот (градусов 20, не больше). Убьемся же на фиг, выводи давай!
-Зона (какая-то там по номеру, уже не помню). Так, а где мы есть? И где есть аэродром?
-Теперь возьмите ручку управления. Не бойтесь, не укусит! Боюсь. Ладно, взял. Стремно. Ощущается воздушный поток, ручка жесткая... не, джойстиковые навыки не катят. Даже и близко не стояли.
-Ну что, перерыв? "Условия подхода?". Какие еще условия, полоса-то в какой стороне??? А, вот, наблюдаю визуально. С четвертого разворота, снижение (а попадем или нет? высоко что-то?). Маленький перелет, сели, катимся. Зарулили. Полчаса на подробный анализ происшедшего. Нет, я, симмер, не посадил бы самолет. Уронил бы я его, не вписавшись в створ, не найдя аэродром вообще, не выдержав скоростные параметры.
Конечно, я тут рассказал не о летающем компьютере, а об учебно-тренировочном самолете. Какой уж, на фиг, Туполь, да еще руками???
Может, есть какие-нибудь симмеры - прирожденные летчки. Которым очень много не надо. Но это был явно не я.
wort
25.08.2006 03:27
to Donald:
- джойстиковые навыки не катят абсолютно, это да. лететь придется не на руках, как настоящий летчик, а на глазах, по приборам. Опасно.
- Главный пилотажный прибор - хроножопометр, в первом реальном полете безбожно врет. Очень опасно.
- Посему первые полеты лучше с инструктором. :) Покатаешь хорошего человека. :)
Ничто, кроме реальной практики не сделает симера реальным пилотом :) А сим может помочь (не всякий :))
Я и не пытаюсь делать на планере ничего сложного, не отработав заранее в симе. жить почему-то хочется даже идиотам. :)
Влат
25.08.2006 03:42
Не, ребят, симер даже цессну не посадит с первого захода, про 154 скромно промолчим.
Я пересел на реальное железо (C172, аренда раз в месяц) после 5 лет увлечения симом. Сим дает такие навыки в овладении навигацией, которые школе даже не снились. Но вот тактильных ощущений он не передает совсем, посему поведение самолета при определенных обстоятельствах для симера, до его первого реального полета остается в области догадок.
Абсолютно согласен с Donald. На моем первом учебном полете состояние было сначала "Да я, да у меня в симе несколько тысяч часов!", затем "Ой, а нафиг я сюда уселся?", а после первого "А что я собственно здесь делаю, выпустите меня отсюда!".
Это был учебный полет с инструктором. А теперь представьте состояние симера в кабине Ту-154 первый раз, _одного_.
Denis
25.08.2006 08:12
Donald:
Ну чего?? ну получите...
Симер Я со стажем (с F19 начинал помните ЭТОТ авиасимулятор????) ;))
А далее как положено Ф117, Фланкер 1.0, 2.0 Lock ON)
Это Я написал к тому что мелкософт и Х-плэйн не летаю и к всему типа ТУ5 и Боинг даже не сунусь НИКОГДА!!
Теперь по делу: вызвался тут Я добровольцем на ЯК-52
Подхожу: летали -летал (уточнение: У нас? - НЕТ) получите парашютик!
С парашютом обращяться умеете-ДА!!
Сел в кабину (осмотрелся) - РОДИНА!!
Приборов ео минимуму но все на виду!!
Завелись- покатились (сижу думаю что бы Я да как делал и когда) Вывозящий (кстати глава аэроклуба) делает прям как по написанному: щитки, РУД, педальками, на ручке тормозом работает (кстати вполне нормально разборчиво ведется радиообмен) Разбежались (по приборам смотрел не забывая смотрть по сторонам)
Теперь про пилотаж: С ЖОПОМЕРОМ У МЕНЯ ВСЕ В ПОРЯДКЕ. и в крене себя адекватно веду и на фигурах все воспринимаю адекватно и все приборы вижу!
Вот с посадкой конечно тяжко: нужно привыкать к кабине!
Приборы вижу, последовательность действий за инструктором повторял - гладко идет но вот момент выравнивания сразу НЕ УСЕК!! НЕ ДОСТАТОЧНО НАТРЕНИРОВАН ЖОПОМЕР!!
Zhivchik
25.08.2006 08:23
Заладили: посадит не посадит. Обозначилось два лагеря. Одни проводят много свободного времени за компьютером и тратит личные деньги для полетов. Другие налетались на работе и говорят, что сим им не нужен. Да, то что современные пресоналки обладают супермощью - миф. Расчет реальных физических процессов не даст вам скорость картинки 30 кадров в секунду. Попробуйте в 3D Максе расчитать прыжки резинового шарика в режиме "физики" - устанете ждать. А здесь целый самолет. Но! Динамику разгона, потери высоты, скорости и влияние сдвига ветра можно прочувствовать. Пусть сим плохой, но если пилот на симе 100 раз посадит самолет с выключенными двигателями, неубравшимися интецепторами или выведет из штопора злополучный Ту-154 - в реале у него будет больше шансов.
P.S. На американских авианосцах полеты на компьютерных симах для пилотов обязательны!
denokan
25.08.2006 08:41
2 wort
Навыки нужны определенные. ПТ даст навык работы с НВУ, навык работы с ТКС, навык читать, наконец, РЛЭ и прочие документы. ПТ даст представления о потребных режимах работы двигателей, о скоростях, об углах тангажа и атаки.
Навыков, необходимых для выполнения посадки Ту-154 сим не даст. Это я говорю, как непосредственный участник проекта ПТ Ту-154 с самого начала, как симмер и как пилот реального Ту-154.
А вот планер даст отличные навыки пилотирования - отличное чувство полета, если освоит его человек. И пересесть с него на Вильгу - сам Бог велел сразу и без трений. Что у Вас и получилось.
Irbis
25.08.2006 19:17
"Главный пилотажный прибор - хроножопометр, в первом реальном полете безбожно врет. Очень опасно."
Это у нас он главный. Им на Ту-154 летать не по приборам категорически противопоказано. Больше того, и нормальный приборный полет (если говорить о заходе и посадке) там почти не практикуется - только директорный. А для летчиского мозга это принципиально другая работа.
У меня с симуляторами/самолетами было вот как. Очень давно, еще курсе на первом ребзя поставили на компьютер в общаге (486DX4-100) Су-27. Ощущения полета он не создавал, разумеется, никакого, но кабина работала адекватно, все стрелки двигались как положено. Ну я на нем и игрался. Это интересно вообще-то - по трем стрелкам составить т.н. образ полета, о котором писал полковник Пономарев в своей книге. Потом поигрался немного, да бросил - типа несерьезно все это. Дальше начал летать на Яках, на пилотаж, туда-сюда. Вылетел самостоятельно, летал себе, никого не трогал. Но однажды полетел контрольный с инструктором - не родным, из другой группы. Он пилотаж и так не очень любил, а я че-то начал резвиться, совсем про инструктора забыл, в один момент вытащил восьмерку и погнул ему спину. Ну он давай на меня злиться: ты че, пилотажник, перья из жопы, я на тя сцуко управу найду и все остальное. На следующий день он заставил девок сшить герметичный колпак в кабину (сам ходил проверял, чтобы курсант ничего не мог увидеть - ничего, даже краешек горизонта) и запланировал мне, значит, полет по приборам. Ну все давай меня пугать: типа через пять минут без естественного горизонта у человека начинаются глюки и иллюзия перевернутого полета. Да я как бы и сам знал, что в слепом полете можно верить только приборам. ТОЛЬКО ПРИБОРАМ! То есть никакого жопометра там в принципе быть не может.
Дальше, как обычно пишут, наступило утро. Сели мы с ним в Димону (это мотопланер такой большой), вырулили, взлетели. Только оторвались, он отбирает у меня самолет - закрывайся типа. Закрываюсь. Он отогнул тряпку, засунул голову - ага, там аж темно, все нормально. Типа, лети. Ну, лечу. Набрали высоту, прилители, по моим подсчетам, в зону - и тут началось. "Высота 800, курс 160, набираем. А теперь курс 110 правым крен 30 снижаемся 700. А щас хочу курс стока, высота стоко, правым. А теперь влево крен 45, курс на туда. А теперь набор туда спираль крен 30. А теперь курс стока, горизонтальный полет, а потом разворот и опять снижение курс стока сначала левым, потом правым стока, теперь набор на стока правым, теперь левым еще на стока, горизонтальный 900, курс сюда теперь туда а щас на 15 влево, потом правым на высоту стока потом вот стока снижение, еще снижение, ГП, набор шисот левым курс ..., снижение, доворот право 10 еще 20 " Вопщем, достал он меня. Я уже и не знаю, где мы, что мы. Но мне и не надо. Надо сидеть и рулить. Самолета нет, полета тоже - есть только стрелки, сиди и собирай. Ну я и вспомнил - это же симулятор чистой воды!!! Вот когда я перестал отвлекаться на шум и на то, что все вокруг качается и трясется, то дело сразу пошло. Еще лучше, когда ты не просто собираешь стрелки, а прогнозируешь их движение: ага, щас я тяну его вверх и вариометр полез, и это хорошо, но скорости мало, и это плохо, но не очень, потому что газу я уже добавил и далеко она не упадет, потомучто скоро мы будем лететь горизонтально и скорости будет много, но это хуйня, потому что высоты все равно мало и он наверняка скажет опять набирать и скорость можно будет вынести на высоту, а там будет длинный разворот, потому что мы и так улетели уже хуивознаеткуда, а значит можно будет посидеть отдохнуть, посмотреть на часы, подумать и еще раз все проверить, питьто как хочетсябля, ага, набирать не надо, значит газ нужно убрать совсем сильно, но не забыть, потому что скоро опять добавлять, и много, потому что пусть будет, но не очень, потому что дальше пока непонятно куда леть ну и так далее. В общем, чистой воды РТ Ту-154, если разобраться. И таким онанизмом можно заниматься очень долго - люди сутками играют и не устают. И жопометра никакого не надо для таких полетов не во сне а наяву. Более того, он, как я уже говорил, категорически противопоказан, потому как если внушать себе, что ты в живом самолете, то тут же начинается паранойя - типа, а не кверхногами ли мы летим. Так уж устроен человеческий вестибулярный аппарат.
Ну а дальше было следущее. Летели мы, значит, летели непонятно куда: "Снижайся, доворот лево10, еще лево, теперь правее, еще снижайся, правее, ага, еще чуток, открывайся". Мама моя!!!! Во-первых, очень светло, и ничего из-за этого не видно, во-вторых высота 10 метров и полоса передо мной. "Садись!!!!" Ну сажусь, че делать-то. Сел. Все.
Вот так, можно сказать, благодаря сраному 486-му компьютеру я на руках уселся почти что по третей категории ИКАО. А вы говорите симулятор
FW_Otstoy
03.09.2006 15:59
Смею думать, что я неплохо владею техникой пилотирования виртуальных пепелацев.
Занимаюсь виртуальным пилотажем в группе "Боевые дятлы". Реальный самолет не пилотировал никогда. В ходе тренировок уяснил, что без выработанной моторики
сложные эволюции выполнить не удается, хотя казалось-бы все понятно. Можно
месяц долбить фигуру безуспешно, пока мозг не выхватит единственно правильное
решение и тут вдруг сразу начинает все получаться - это есть отработанная моторика, привычка организма, рук и ног...
Теперь представим, что мы оказываемся в воздухе на настоящем самолете.
Ощущения машины под задницей, совершенно иная картинка за фонарем, резко
изменившаяся реакция на движения ручкой, и никакой выработанной моторики...
Наверное я смогу пролететь по прямой, возможно даже выполнить несложные виражи,
возможно даже немного успокоившись и сосредоточившись как-то опуститься на
землю не разбившись насмерть (в чем кстати сомневаюсь) но посадить самолет на полосу, на шасси...
Я не хотел-бы даже эксперементировать, потому как слышал, что в самолете
отсутствует кнопка "новый вылет".
Экс-Симмер
03.09.2006 16:05
2 FW_Otstoy: всё несколько проще, чем тебе кажется. Попробуй Як-18 или 172-ю в реале. Кнопки там нет, зато есть инструктор). И вполне реально после сима сесть на полосу, на шасси, и не разложить машину.
03.09.2006 16:50
После известных событий летом этого года даже как-то странно продолжать этот спор - "симмер vs реальный пилот". Сложная это профессия - пилотировать современный тяжёлый лайнер. Я думаю и реальные пилоты "пересаживаясь" с лёгких самолётов на Ту-154 или B-737 испытывают стресс и неуверенность. Что-же говорить о симмерах? Ан-2 посадить, тут ещё можно спорить. Да и то - шансов очень мало. IMHO.
Dragon
03.09.2006 17:16
Сам симмер, имею налет примерно 100 часов на всякой мелочи - С-172, С-152, PA-23-250 Aztec, Zlin-242. С точки зрения банального управления самолетом основная проблема симмеров - отсутвие именно знаний, а не навыков. Под знаниями имею в виду режимы и скорости тех же Цессен в симе. Мой первый полет был на С-152 около двух лет назад. Я не имел представления на какой скорости заходить - 75 или 65 узлов (разница колоссальная), например, какая скорость дает наилучший набор. Я не обращал внимание на все это в симе, используя больше инстинкты, чем знания. Короче, если с реальным инструктором (или просто пилотом) отработать порядок действий на симуляторе и изучив РЛЭ - посадить Цессну симмеру с точки зрения навыков в принципе возможно, при наличии широкой полосы и без ветра. Сам посадил со второго раза с инструктором в кабине, руки он держал на коленях. Но существует психологический барьер. Один и без подготовки, симмер скорее всего будет скован животным страхом, отсутствием самоуверенности. Про Ту-154 и говорить не чего. Я не посажу. Бобик 737 - может быть, не один конечно, и после хорошей теоретической подготовки. Однако не могу не учесь пользу симулятора как тренажера. Тот кто называет его игрой - просто не имеет представления о предмете разговора. Конечно считать симмера почти пилотом я бы не стал. Слишком много еще нужно узнать и почуствовать. Но серьезно сократить срок обучения сим очень даже может.
Аноним
03.09.2006 18:05
Я не летчик и не симуляторщик. Просто несколько лет проработал в "одном известном КБ" программистом. Наблюдал обратную ситуацию. Летчик с 25-летним стажем на военных самолетах пытался посадить самолет в симуляторе (не помню какой конкретно, но по его словам он на нем отлетал больше всего). Удалось посадить не с первой, и даже не с десятой попытки. Мучал он его целый день. :) В конце рабочего дня зашел к нам, программистам, с главной новостью - "я его наконец-то посадил!!!" :)) Так вот, он сказал, что какая бы точная модель ни была в симуляторе, нет одной очень важной вещи - самолет НЕ ЧУВСТВУЕТСЯ. И без этого ощущения машины и ее полета ему было трудно производить многие действия, которые он в реале делает не задумываясь. Я думаю, что и обратная ситуация имеет место быть. Сомневаюсь, что симмер сможет посадить реальный самолет без хорошей подготовки в реале.
FW_Otstoy
03.09.2006 18:19
Совершенно верно, это две очень разные вещи, правда на
одну тему. Посему летчику может быть тяжело с непривычки посадить машину в симуляторе. А вирпил не сможет посадить
реальный самолет... всему нужно сначала учиться.
iaen
03.09.2006 22:28
Otstoy , зря ты так в себя не веришь :)
Хотя посадке симовский опыт скорее мешает, но маленький аппарат типа с152 реально сможешь сам посадить после одного провоза и с подстраховкой в виде инструктора.
ну может не идеально, но сможешь :)
Мне 38 лет. Высшее образование. Более 200 прыжков с парашютом. Авиацией увлекаюсь и занимаюсь с 8 лет.
Стаж Симмера 4 года, причем на Ту-154 в Vatsim. Были периоды по пол года, когда я "летал" по 2-3 часа в день. Пилотирую в Ватсим иделаьно.
Модель Ту-154 от Колесника. 100 % реальность.
Опыт на тренажере Ту-154 в Ростове показал -
СИММЕР РЕАЛЬНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ САМОЛЕТ НЕ ПОСАДИТ.
Оптимист
04.09.2006 03:15
Мужики, кроме шуток, совершенно ведь очевидно что симер сможет посадить самолет при должном уровне психологической подготовки. Чем отличается полет на симуляторе от реального? Главные отличия:
1)Психология. Это как в известном опыте с хождением по бревну. Если бревно лежит на полу в комнате, то пройти по нему сможет практически любой, если же она перекинута через пропасть, то пройти по нему сможет далеко не всякий.
2)Отсутствие вестибулярных ощущений в симуляторе. Не чувствуются ускорения и вибрации. Хотя тут и возможны технические ухищрения, но полной реалистичности добиться не удастся.
Можно ли психологически подготовить симера для реального полета? Вопрос сложный и не из области техники. Но думаю что можно.
Что касается вестибулярных ощущений, то являются ли они главными? Нет. Человек 90% информации получает через органы зрения. Хотя пилоты могут возразить, что без ощущения самолета задницей посадить его нельзя. В связи с чем вспоминается противодействие пилотов внедрению закрытых кабин в 30-х годах. Дескать без того чтобы не ощущать лицом ветер, и не слышать свист расчалок в потоке самолетом управлять нельзя. Время показало кто был прав. Никто из пилотов голову в окно при посадке не высовывает. :)
Таким образом вопрос "сможет - не сможет посадить" зависит лишь от качества симулятора и интерфейса управления. Тут проскакивали сомнения в реалистичности поведения модели в симуляторе. Мол нет инертности, и т.д. Но данный недостаток не является неустранимым.
04.09.2006 08:56
Оптимист:
Тут проскакивали сомнения в реалистичности поведения модели в симуляторе. Мол нет инертности, и т.д. Но данный недостаток не является неустранимым.
Прямо в точку и когда-нибудь этиъ недостатков не будет. Будет исправлена матмодель которая почти в 100% будет попадать в Ту-154, но когда это произойдет вот в чем вопрос, а сейчас модель в симуляторе имеет массу недостатков и большое несовпадение в реальный самолет.
Dragon
04.09.2006 09:59
Не знаю как на счет Ту-154, но есть пару моделей похожих на свои прототипы уже сейчас. Мне довелось использовать фришную динамику RealAir С-172, это самое приближенное к настоящему самолету из того что я видел. Если и есть мелкие тонкости которые там не учитываются - они не столь существенны, чтобы симмер со стажем с ними не справился в воздухе. Могу со всей ответственностью заявить - дайте мне грамотного симмера, за несколько дней я его натаскаю на симуляторе, вывезу в зону на пол-часика на реальном крафте, после чего он попытается посадить С-152, в присутствии инструктора. Утверждаю, что очень велик шанс того, что может быть с козлом, криво, но посадит. Живу в Израиле, если кто-нибудь из наших готов на подобный эксперимент - жду предложений.
04.09.2006 12:16
Да блинОсобенно про Л-29, с выключенным двигателемТам еще оказываеца керосин кончился на петле
А вот вопрос к тем кто тут уверен, что реальный 154 посадит:ну посадка понятно, это дело для вас решенное и сомнений у вас не вызывает:).Вы нам лучше поведайте, как дальше у вас мечты развиваюца.Ну там про то как вы после удачной посадки выходите под аплодисменты осчастливленных вами пассажиров.Как небрежно и снисходительно даете интервью всем центральным каналам и как ваша девушка гордица вами смотря телевизор.Как в конце концов вы зыходите на этот форум и пригваздываете к позорному столбу всех маловерных
ЗЫ:только зря вы все это, не будет этого Никогда!Это просто один из видов Онанизма(без обид пожалуйста).
Мика Хаккинен
04.09.2006 12:26
>Dragon: Живу в Израиле, если кто-нибудь из наших готов на подобный эксперимент - жду предложений.
Dragon, а сколько подобное удовольствие стоит в Израиле, и как оно выглядит вообще? Ну там дают ли порулить в первом полёте, скока стоит полный курс, сколько аэроклубов, и вообще, хотелось бы услышать, рассказ о состоянии любительской авиации в Израиле.
Оптимист
04.09.2006 15:12
Вопрос не в анонизме, а в способности приобретать навыки с помощью симуляторов. Уверен на 100% что управлять самолетом можно опираясь исключительно на зрительные и звуковые ощущения (не рассматриваем режимы пилотирования с большими перегрузками) и показания приборов, а также на мышечных ощущениях реакции органов управления. То что это может невозможным некоторым пилотам, свидетельствует лишь о их привычке, использовать и другие органы чувств, и не более того.
Компьтерная графика все время совершенствуется. Совершенствуются физические модели в симуляторах. Создание аналогов реальных органов управления с обратной связью по усилиям тоже реально.
Цхэ
04.09.2006 15:32
Не посадит никогда. Это я Вам как онанист :) ...тьфу, пардон...симмер с почти 10-летним стажем говорю. Никогда и ни за что!!! Самоль, как впрочем и машину, чувствовать надо...жопой, кончиками пальцев, каждой клеткой...
Тем более, такой большой агрегат как Т5. Я уже не говорю про обстановку и размещение приборов и управляющих механизмов в кабине. Без отработанных МОТОРНЫХ (читай - забитых уже на уровне подсознания) навыков симмер просто не сможет координированно производить манипуляции с органами управления, одновременно изменяя режимы других систем и контролируя параметры полета и работы систем.
Вопрос в другом - опытный симмер, знакомый с ПТ-шной Тушкой, например, в отличие от обычного обывателя, поизучав кабину и соответствующую документацию, через часов 20-30 С ОПЫТНЫМ ИНСТРУКТОРОМ сможет в горизонте понемножку пилотировать, снижаться и, может быть даже доводить ВС до ВПР :))) Но не более того.
Оптимист
04.09.2006 16:46
Сможет ли разложить пасьянс настоящими бумажными картами тот, кто привык раскладывать его на экране компьютера? Следуя логике некоторых - низачто и никогда. Тут же совсем другие ощущения, тут понимаешь мышка, а тут картон. Совсем разные ощущения на пальцах, блин.
2Цхэ
Беспилотники сажают без всякой жопы. Автоматика сажает самолеты тоже без всякой жопы. Нет у автоматики жопы. Есть поток внешних данных и алгоритм их обработки с подачей управляющих сигналов. Все. И не нужно говорить что человек тупее машины, и не справится с этой задачей после многократных тренировок. Весь вопрос насколько тренировка будет соответсвовать реалиям, т.е. в компьютерной модели.
Dragon
04.09.2006 17:13
Мика Хаккинен:
Dragon, а сколько подобное удовольствие стоит в Израиле, и как оно выглядит вообще? Ну там дают ли порулить в первом полёте, скока стоит полный курс, сколько аэроклубов, и вообще, хотелось бы услышать, рассказ о состоянии любительской авиации в Израиле.
Порулить в первом полете это как? Если захотел просто покататься - дадут, но немного. Если учиться - будешь практически все делать сам, под руководством и с дублированием инструктора - включая взлет. C-152 будет стоить 720 шекелей в час (примерно 4, 400 руб.), не включая в себя услуги инструктора - примерно 200-250 шек. за час В ВОЗДУХЕ. То есть инструктор не берет денег за обьяснения на земле, разбор полетов, консультации по телефону, и т.д. Минимальный налет для прохождения теста PPL - 40 часов. Реально - 50-55. Минимальный налет для сольного полета по кругу - 12 часов, включая предварительный с шеф-инструктором школы. Восемь теоретических тестов которые требуется пройти в министерстве ГА. Обязательно хорошее владение Английским языком. Сборы министерства, мед.проверки, стоимость теоретического обучения, карты - еще 5000 шек. Во всех школах практикуется схема при которой при оплате десяти часов один получаешь бесплатно, двадцати - три. Существует пять школ на данный момент. На счет состояния - состояние могло бы быть лучше, из-за повышения цен на бензин народ летает меньше в данный момент. За последние два года закрылись три школы, цена за сьем самолета выросла на четверть. Летать можно только в тренировочных зонах и по согласованным трассам, и только под контролем диспечера (CVFR). Проблема в том, что управляют воздушным пространством военные, и это выливается в некое отсутствие свободы, массу ограничений, большое количество закрытых зон и т.д. В принципе, при своевременном согласовании можно получить разрешение на нестандартный полет - вне трассы, или парой, например. Есть около 20 гражданских полос, многие находятся в частном владении, их владельцы могут взять сборы за посадку и услуги контроля. Полет за границу - в Турцию, Грецию, на Кипр - дополнительные согласования, сборы, есть риск быть посаженным в сопровождении истребителей при неправильных действиях во время входа обратно, в Израильское воздушное пространство. После получения PPL можно продолжить обучение и получить инструментальный допуск, а в последствии и коммерческую лицензию (CPL), которая станет действительной при минимальном налете в 500 часов. Надеюсь ответил на все.
denokan
04.09.2006 17:20
Оптимист:
Сможет ли разложить пасьянс настоящими бумажными картами тот, кто привык раскладывать его на экране компьютера? Следуя логике некоторых - низачто и никогда. Тут же совсем другие ощущения, тут понимаешь мышка, а тут картон. Совсем разные ощущения на пальцах, блин
---
Вы утрируете.
А вот, если в компьютерном большом теннисе Вы мочите всех подряд, сможете ли Вы выиграть, ну, хотя бы у меня? Если ни разу не играли в реале в теннис - уверяю, нет.
Цхэ
04.09.2006 17:26
Оптимист (цитирую)
"Все. И не нужно говорить что человек тупее машины, и не справится с этой задачей после многократных тренировок. Весь вопрос насколько тренировка будет соответсвовать реалиям, т.е. в компьютерной модели."
Вот и я об этом же :) Как раз из-за того, что человек УМНЕЕ машины, он и не сможет этого сделать. Эмоции, знаете ли, психологическая и стрессовая устойчивость. Даже у знающего симмера, не имеющего РЕАЛЬНОГО опыта пилотирования хотя бы...планера с инструктором, полностью отсутствует психопрофессиональная подготовленность. Знаете, одно дело на стуле перед монитором, другое - в воздухе. А подготовка летчика - это не только знание матчасти, теории, документации и просто механические двигательные навыки. Это и психологическая подготовка в том числе. Я бы даже поставил эту составляющую на первое место. А у симмера она отсутствует как класс. Чего ему боятся и волноваться...с мышью в одной руке и с бутылочкой пива - в другой? ;-)
04.09.2006 17:38
Какую чушь тут несут те кто не разу за рога не держался.. А самоуверенности сколько.... Офигеть..
Дети.. Успокойтесь.. Я серьезно говорю Это глупо.. Не то что "Туполь", вам и Як-52 не посадить. Нет шансов.. НИКАКИХ....... Ноль. Шансы тех кто летал самостоятельно и в том числе линейных пилотов до 3 класса ВС включительно также бесконечно стремятся к нулю... Они выше, но недостаточны чтобы рассматривать их всерьез.
Поймите вы.. Симулятов не дает вам ничего кроме самоуверенности... Не дает он в том числе и ощущений полета. Максимум что вы знаете где и какие приборы расположены по секторам, да и то... На счет всех приборов я сильно сомневаюсь... Я уж не говорю о том что в кабине искать вы их будете, как котята. Вы знаете где они находятся, но читать с них показания на посадке вы не сможете.. Просто не увидете.. Реальный кокспит ОЧЕНЬ сильно отличается от того что вы привыкли видеть в своих играх. Он лишь напоминает реальный.. НАПОМИНАЕТ. А на посадке надо контролировать все.. Все приборы разом, одним взглядом, да еще видеть землю..
Пилоты это умеют... это дается годами практики и тренировок. Откуда это может взятся у симера?!
НЕ ПОСАДИТ... РАЗЛОЖИТ... ОДНОЗНАЧНО...
Doctor
04.09.2006 17:52
Народ -спорить не устали еще ? :)))
Симерам стоит прислушаться к тому что говорят реальные пилоты, например denokan.
Неполучится с первого раза у симера, в отсутствии инструктора в кабине - посадить даже один из простейших в пилотировании самолетов Цессна-150.
Все это пройдено неоднократно :)
Лично у меня опыт не большой -всего 130 часов,
Цессна-150/170/182, Тайгер-AG5B, ЯК-18Т.
С места обзорвера снял достаточно много фильмов для себя, о технологии работы экипажа в полете - SAAB-340.
Первый самостоятельный выпонил после 9 часов полетов по "коробочке" на Тайгере. очень хорошо помню свои ошибки при первых посадках -взгляд направлен не в ту точку, выравнивание производил слишком высоко....и это все на скоростях ~ 130 км/ч, в спокойную погоду, без ветра.
Все ни как не пойму - отчего симеры сразу рвутся в бой именно на ТУ-154 ?
Сам в симулятор "играюсь" - с целью отработать/закрепить процедуры и более детально изучить навигацию.
Без инструктора, без провозных полетов, имея опыт только симера - не реально научится летать.
Согласен с утверждением - самолет, как и автомобиль надо чувствовать задницей - симулятор этого ощущения никогда не даст.
Dragon
04.09.2006 18:05
2Аноним 17:38:27
Почитай то, что я выше написал. Не надо мне обьяснять, что это дает, а что - нет. Ну прошел я все это уже, понимаешь? Прошел, на своей шкуре почуствовал. И пишу из своего РЕАЛЬНОГО опыта. Был симмером шесть лет, потом научился летать. Ты мне веришь? Ну нет у меня задачи вводить тебя в заблуждение, что было, то и говорю. Ты далек от симуляторов. Может быть видел одним глазом. Это огромный мир, там есть очень многое, что не отличается от реальности. Есть и многое очень низкого качества, с малой степенью соответствия. Распределение внимания это как раз именно то, что в симуляторе совершенно не отличается. Как и навигация. Как и сами приборы. Речь, разумеется, о легких Цесснах, не о лайнерах. Искать как котята приборы никто не будет. Они все на месте и все абсолютно знакомы. Я еще раз говорю, не делайте голословных заявлений не имея представления о предмете разговора. На симуляторе можно летать по разному. То, что ты описал - верно по отношении к подростку, который относится к симу как к игре. Таких много, я не спорю. Но есть и другие, серьезные дяди, которые используют его как тренажер. А разница ест, поверь.
Dragon
04.09.2006 18:09
2 Doctor
Я не говорю о полете без инструктора в кабине. Без него - убьется, конечно. С ним и после одного вывозного и пару дней подготовки СО МНОЙ на симе - очень возможно что и посадит.
04.09.2006 18:14
Вставлю и свои пять копеек.
В своё время ещё на Фалконе 1.5 уился летать по коробочке (МПР 3-го и 4-го). С симуляторами ФС знаком с 98-го. Так вот, если даже самого навороченнго симера посадитьв кабину Ан-12, так он не только посадить его, даже взлететь на нём не сможет.
Doctor
04.09.2006 18:22
2 Аноним (18:14:50)
Про АН-12 ничего не скажу :)))
был в кабине АН-24. МРАК !ВСЕ ТАК СЛОЖНО И ЗАПУТАННО!
Однозначно НЕ ВОЗЬМУСЬ !
а вот на АН-2 - имею наглость заявить - возьмусь пролететь по коробочке. Практический опыт полетов на ЯК-18Т -имеется.
04.09.2006 18:25
:)
здесь рекламный ролик нового (fsx) сима - http://www. avsim.ru/dl/c06438f2b7f3713410279186230fb06044fc36c6/32/konetserimfs2004.zip
9 мегабайт
04.09.2006 18:52
Я скажу так.В свое время закончил летное училище(военное)летали после 1 курса на Л-29, весь первый курс "летали" на тренажере.Уж куда он реальней любого СИМА, там и кабина реальная, и усилия на ручку и педали.Дак вот если на этом тренажере хоть 40 лет летать будешь, но сам элку не только не посадишь, но и не взлетишь.Да и виражи с 45 и то сомневаюсь.А если инструктора не будет вообще, то 99, 8% даю на то, что будет катастрфа.Без всяких вариантов.Повторяю хоть сорок лет.
С другой стороны, так же уверен, что любой самый пупер-супер летчик-испытатель, наеб--ся первый раз на Симе, да и второй и третий наверняка тоже.
И еще просьба к действующим пилотам, возьмите вы какого нить супер СИМА на тренажер 154, "завезите" километров на восемь и бросьте его там.....Чтобы споры наконец затухли.Посадит, значит будем считать что убедил он, нет пусть напишет здесь..... Я лично догадываюсь какой будет результат... даже на тренажере.
denokan
04.09.2006 19:03
2 Doctor
Пролететь по коробочке на Ан-2 после Як-18т наверняка получится, только с посадкой проблемы будут, все-таки, две ноги, большая парусность и инертность.
Оптимист
04.09.2006 19:06
2Цхэ
Психологическая подготовка это отдельный вопрос, и я упоминал о нем. И этот вопрос решаем специальными мерами.
Кстати. Лет 10 назад крутили по телевидению штатовский документальный сериал. Кажется назывался он "Телефон спасения 911". Так вот одна из серий была про то как дедок лет за 70 с двумя старушками взлетел на частном самолете и потерял сознание из-за сердечного приступа. И ничего, старушки связались с землей и сумели посадить этот кукурузник по указаниям специалистов. Т.е. полные делитанты посадили самолет. А тут речь идет о симерах, которые подготовлены для этого действия не впример лучше.
2Doctor
>Согласен с утверждением - самолет, как и автомобиль надо чувствовать задницей - симулятор этого ощущения никогда не даст.
Задницей боря моисеев чувствует. А нам оно надо? :))
Вестибулярные ощущения не являются необходимыми. Они являются подспорьем, и некоторые в силу привычки не могут без них обходится, ошибочно полагая их необходимыми. Это к примеру как заявить что потреблять пищу можно только ложкой. Китайцы над этим только посмеются.
Антон
04.09.2006 21:42
Кто нибудь подскажите пожалуйста название симулятор а ТУ 154 максимально приближенного к реальности и вчера 3.09.06 в программе ВРЕМЯ смотрел интервью летчика Павла Ершова и увидел
у него на столе джойстик с
обратной связью THRUSTMASTER
у меня такой же.Кто нибудь из
реальных пилотов пробовал этот джойстик насколько реальны ощущения с настоящим штурвалом рвется из рук довольно сильно трудно удержать.
Антон
04.09.2006 21:45
Кто нибудь подскажите пожалуйста название симулятор а ТУ 154 максимально приближенного к реальности и вчера 3.09.06 в программе ВРЕМЯ смотрел интервью летчика Павла Ершова и увидел
у него на столе джойстик с
обратной связью THRUSTMASTER
у меня такой же.Кто нибудь из
реальных пилотов пробовал этот джойстик насколько реальны ощущения с настоящим штурвалом рвется из рук довольно сильно трудно удержать.
Антон
04.09.2006 21:54
Кто нибудь подскажите пожалуйста название симулятор а ТУ 154 максимально приближенного к реальности и вчера 3.09.06 в программе ВРЕМЯ смотрел интервью летчика Павла Ершова и увидел
у него на столе джойстик с
обратной связью THRUSTMASTER
у меня такой же.Кто нибудь из
реальных пилотов пробовал этот джойстик насколько реальны ощущения с настоящим штурвалом рвется из рук довольно сильно трудно удержать.
>Dragon:
----------
Спаибо большое, ответ действительно исчерпывающий. Дорого однако это удовольсствие обходится. 55000 только за уроки. Хотя, чему тут удивлятся, если права на машину обычную выходят минимум в 3000 со всеми сборами, да и то, если повезёт теорию и вождениее с первого раза сдать. Дешевле, наверное будет в России учится, как Вы считаете? Вроде там за всё про всё берут порядка 100$ за урок. Туда и полёт включён, и оплата инструктору. Выходит где-то 5500-6000$
Dragon
05.09.2006 02:29
Не думаю. Все же обучение в России не проходит по западной схеме, и международное подтверждение лицензии будет затруднено. Если считать по критериям цена\качество, и при условии что вы живете в Израиле - весьма выгодно учиться в США, Канаде или Австралии. Экономия существенная, теоретический тест всего один, и он намного легче Израильских, Американская лицензия признается почти автоматом, придется сдать Израильское "Воздушное Право", и взять небольшое количество уроков для подготовки к практическому тесту. Прохождение самого теста не составит особого труда, требования примерно схожи с Американскими. Еще из плюсов - возможность улучшить разговорный Английский, да и просто разнообразить свой опыт. В США есть летная школа которая занимается обучением Израильтян, и имеет своего представителя в Тель-Авиве. Более подробную информацию можно найти тут http://www.fly-wfc.com/wfc/cou ...