Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Недореформы гражданской авиации

 ↓ ВНИЗ

MMK
Старожил форума
09.11.2023 22:43
В гражданскую авиацию я попал случайно. В 1993 году закончил историко-английское отделение пединститута и пошел поработать в международный сектор аэропорта Мурманск. Думал, что поработаю пару месяцев. Да так вот в ней и остался — в вашей этой гражданской авиации.

И работая, наблюдал те реформы, которые шли все это время. Реформы, которые трансформировали великий советский «Аэрофлот» (читай — министерство ГА) в то, что мы имеем сейчас.

В 1994 году впервые побывал в соседнем с Мурманском норвежским аэропорте г. Тромсё. Меня поразило, как далеко ушли норвежцы. Международный аэропорт Мурманск на этом фоне казалось пребывал в каменном веке. Помню, наблюдал в Тромсе как loadsheet улетел в кабину пилотов Боинга через систему ACARS и КВС через стекло кабины показал большой палец вверх сотруднице авиакомпании, стоящей в аэровокзале у выхода на посадку - мол, loadsheet получен, все ок. У нас в Мурманске СЗВ считал диспетчер, складывая цифры на калькуляторе, а центровочный график рисовал и попадал в «колодец» второй пилот.

В новых условиях система «Летайте самолетами Аэрофлота! А чем еще летать?» не подходила. Рынок, понимаешь. Без конкуренции никак.

В советской Мурманской области работало Мурманское авиационное предприятие (МАП), в котором трудились все, кто был связан с гражданской авиацией — от авиадиспетчера и КВС Ту-154 до уборщицы в аэропорту и авиакассира в каком-нибудь отдаленном поселке, куда летали только АН-2. Было единое предприятие.

Еще до моего прихода в аэропорт, от предприятия отпали авиадиспетчеры и агентство по продаже авиабилетов. Потом откололся цех бортпитания и еще что-то. Но аэропорт Мурманск оставался единым целым с авиакомпанией «Мурманские Авиалинии». Происходили всякие коллизии, типа «Шо? Какие слоты для «Внуковсих Авиалиний. Не, у нас все занято! Ночью летайте! Вот на три часа ночи слот свободен»? Не пускали чужих короче. Вроде даже «солнцевские» бандиты привлекались для согласования слотов.
Наконец, волевым решением и через не хочу аэропорты стали отлеплять от авиакомпаний. Процесс был долгим, но в Мурманске он произошел в середине 90-х.

Вот тогда-то и появились условия для конкуренции. Правда, вскоре случился дефолт и прочие экономические неприятности и гражданская авиация чуть не скончалась. По крайней мере, в конце 90-х у нас были дни с 1-2 рейсами в день, сократили половину персонала и аэропорт на время перестал быть круглосуточным.

Взрывной взлет пассажиропотока, начавшийся с середины нулевых, был результатом тех реформ, которые провели в 90-е. Ну, и еще конечно ценами на нефть, повысившими благосостояния граждан нашей страны, ну а к концу нулевых — переходом на более коммерчески эффективные самолеты западного производства.

По моим ощущениям, в середине нулевых реформы и закончились. Отрасль осталась недореформированной. С одной стороны — вроде свободная конкуренция, с другой — лютый монополизм.

Монополизм, прежде всего касается аэропортов. Что такое аэропорт в том же вышеупомянутом норвежском Тромсё? Аэропорт там это ВПП, рулежки, перрон, спасатели, охрана и... И аэровокзал. Только, если говорить об аэровокзале, то аэропорт там это полы, стены и крыша аэровокзала — оболочка. А вот все что внутри аэровокзала — это не аэропорт. Аэропорт там не занимается регистрацией пассажиров, не грузит чемоданы в самолеты, не заправляет их, не проводит уборку в них, не втыкает в самолеты фишки кабелей наземного питания. Все это делает не аэропорт, а, либо сами авиакомпании, либо обслуживающие компании.

Вот я, например, норвежская авиакомпания Wideroe, летающая на Dash-8 между норвежскими деревнями и райцентрами. Что я могу? Я могу иметь в аэропорту своих собственных агентов по регистрации, своих грузчиков, своих авиатехников и т. д. А могу иметь только своих агентов, а грузчиков арендовать у авиакомпании Norwegian и техников у SAS. А могу и тех и других и третьих арендовать у обслуживающей компании или у нескольких обслуживающих компаний — у меня куча вариантов, я могу выбирать у кого качественней/дешевле. Я могу заставить стюардесс самих убирать салоны самолетов, а могу не заставлять — потому как могу нанять для этого любую клининговую компанию в городе Тромсе и им дадут пропуска в аэропорт и они будут приезжать убирать самолеты и это будет очень недорого.

Я еще много чего могу из-за отсутствия монополизма. Не помню как в Тромсе, но в финском райцентре городе Рованиеми я видел на перроне аэропорта сразу одновременно три (!) топливозаправщика трех разных топливных компаний.

Аэропорты там это проходной двор (в хорошем смысле слова) — заходят все, кому не лень. И никого не посылают лесом. Потому как аэропорт там — это государство со своими строго ограниченным функциями, а наземное обслуживание и все что внутри аэропорта это коммерсанты. И никто никому не скажет «Не пущу!» - причин нет. Нет условий для монополизма. А нет условий для монополизма — цены на все ниже. Ну, кроме цены кофе и стоимости аренды в аэропортовской кафешке.

От этого многие мурманчане, до того как обострилась дружба народов и нас еще не посылали лесом в европах, садились в свои машины и ехали в город-герой Киркенес — ближайший к Мурманску норвежский аэропорт, что-то около 200 км от Мурманска. Летать по всему миру оттуда было дешевле, чем из Мурманска. А ведь Норвегия - дорогая страна, и, несмотря на это, летать было дешевле.

Понимаю, что это из мира фантастики, но может быть когда-нибудь нашу гражданскую авиацию все же дореформируют.

P.S. Кстати вот до этого вот «палец вверх, loadsheet поступил, все ок» за тридцать лет я так и не дожил. Сейчас центровку считают на компьютере, но на борт носят бумажки. В общем-то это не принципиально - бумажки или ACARS, но причины того что нет "палец вверх, все ок", в том, что я описал выше.
klm911
Старожил форума
09.11.2023 23:05
К правительству лететь - гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живёт… родной
https://www.youtube.com/watch? ...
abnatop
Старожил форума
10.11.2023 06:30
===
Я еще много чего могу из-за отсутствия монополизма. Не помню как в Тромсе, но в финском райцентре городе Рованиеми я видел на перроне аэропорта сразу одновременно три (!) топливозаправщика трех разных топливных компаний.
===
Аэрофьюлз с недоумением смотрит на этот пост.
AProhor
Старожил форума
10.11.2023 09:55
abnatop
===
Я еще много чего могу из-за отсутствия монополизма. Не помню как в Тромсе, но в финском райцентре городе Рованиеми я видел на перроне аэропорта сразу одновременно три (!) топливозаправщика трех разных топливных компаний.
===
Аэрофьюлз с недоумением смотрит на этот пост.
Справедливости ради, в Кольцово, по крайней мере в допандемийно-военное время, тоже было три топливные компании на выбор - Газпромнефть, Лукойл и еще какая-то третья. У нас компания перебирала, у кого заправляться.
MMK
Старожил форума
10.11.2023 17:31
AProhor
Справедливости ради, в Кольцово, по крайней мере в допандемийно-военное время, тоже было три топливные компании на выбор - Газпромнефть, Лукойл и еще какая-то третья. У нас компания перебирала, у кого заправляться.
Ну это единичные явления. Во Внуково тоже ЮТэйр организовал дочернюю обслуживающую компанию UTG. Но мэйнстрим таков: аэропорты - они же обслуживающие компании. Чужих они не пустят, потому что чужие отнимают их деньги. Отсюда дикая монополизация наземного обслуживания.
Канадец
Старожил форума
10.11.2023 18:14
Интересное рассуждение. Я как-то в 98м летел на Ан12 из Южно-Сахалинска в Домодедово. Мы сидели в грузовом самолете сразу за спиной летчиков на табуретках. Так так у летчиков между ног в у глублении на грязном матрасе спали в обнимку 2 мужика. На мой вопрос - кто это - мне ответили, что это - техники для наземного обслуживания. В полете они не работают, но авиакомпании дешевле их возить туда-сюда в самолете, чем платить за наземное обслуживание в аэропортах.

А еще помню другую историю про "свободный рынок". S7 попыталась взять слот на утренний рейс в Москву из Казани и предложила цену процентов на 30-40 ниже Татарских авиалиний. Это было, думаю, в середине 00х. Так слот им формально дали, но рейс регулярно задерживали с вылетом на час - два. Как потом оказалось при разборе полетов, папа владел аэропортом, а сын - авиакомпанией. И им очень не нравились цены S7
MMK
Старожил форума
10.11.2023 20:29
"Интересное рассуждение. Я как-то в 98м летел на Ан12 из Южно-Сахалинска в Домодедово. Мы сидели в грузовом самолете сразу за спиной летчиков на табуретках. Так так у летчиков между ног в у глублении на грязном матрасе спали в обнимку 2 мужика. На мой вопрос - кто это - мне ответили, что это - техники для наземного обслуживания. В полете они не работают, но авиакомпании дешевле их возить туда-сюда в самолете, чем платить за наземное обслуживание в аэропортах..."
====

С техниками была целая эпопея. Работал представителем в Мурманске "Архангельских Авиалиний" (позднее Аэрофлот-Норд, Нордавиа, сейчас Смартавиа)
Обслуживали нас авиатехники бывших "Мурманских авиалиний", у которых после развала МАЛ остались вертолеты и АТБ. Названия компании менялись, тогда вроде "Авиакомпания Арктика" они назывались.
Стоимость обслуживания была полтора миллиона руб. в месяц. Где-то год 2005 был.
"Самолет зарулили - пятерка, фишку воткнули - десятка", - жаловались на дороговизну в Архангельске, - "Давайте своих техников в Мурманск отправим".
Прислали слона и спеца. Они обходились авиакомпании в десять (если не больше) раз дешевле.
Я разместил техников в однозвездочном отеле "Аэропорт-Палас".
Техников то разместил, а вот куда разместить масло, колеса, насосы и прочее барахлишко? Разместить некуда. Все помещения (помещения АТБ, склады, ангары) у партнеров, от услуг которых мы отказались - они нам в аренду помещение не дадут. У аэропорта, кроме аэровокзала ничего нет, а там все забито. Аэронавигация помещений тоже не дает - не хочет конфликтовать с "Арктикой". Короче, все что можно разместили в комнате в отеле.

Наступает первый день обслуживания собственными силами. Из Архангельска прилетает АН-24, дальше летит в Норвегию - международный рейс.
На краю перрона собрались представители наших бывших партнеров и инспектор БП. Хотели посмотреть, как пограничники наших техников к самолету не пустят без пропусков. Но пограничники пустили (была проведена предварительная работа в баре аэропорта). Тогда начались наезды со стороны инспектора по БП - инспектор крышевал местных, его поведение логично.

А то, что нам помогло и почему мы замутили с собственными техниками - накануне Нерадько издал приказ о запрете чинить препятствия перевозчикам, если они желают организовать собственное техническое обслуживание на местах.

Вот с этим приказом в одной руке и с мобильником в другой я и стал отбиваться от наездов. Деталей не помню, но диалог с инспектором выглядел так:
- Вы не имеете право, потому что вот так вот и так.
- Нет, имеем, ибо вот в приказе Нерадько сказано, что можно вот так и вот этак...
- Хорошо, но у вас нет этого и того.
- Это у нас есть, а того нам не нужно. Об этом сказано вот в этих строках приказа Нерадько.
- Но вы не обеспечили того самого и этого всего.
Тут я поплыл. Набрал по мобильнику начальника АТБ в Архангельске и говорю:
- Иван Иваныч, тут утверждают, что мы не обеспечили того самого и этого всего.
- Скажите ему, что все в наличии - это самое зафиксировано там-то, а это все записано там-то и там-то.
Я так и передал. Инспектор отбыл не солоно хлебамши. Отбился.

Через месяц разулся АН-24. Нужно менять колесо. Подъемника нет.
Иду к местным:
- Вася, одолжи подъемник.
Вася молчит, улыбается и пальцем вверх тычет. Над Васей висит бумажка, на которой написано "Архангельцам ничего не давать. Гендиректор."
- Ты на какой машине ездишь, - спросил у меня техник.
- На ВАЗ-2109.
- Неси домкрат.
Подняли, поменяли колесо, домкрат выдержал.
Еще через месяц разулся ТУ-134.
- Нести домкрат? - спросил я у техника.
- Нет. У вас здесь есть где-нибудь какие-нибудь доски?
Нашли доски, положили под колесо, Ту-134 газанул, наехал неповрежденным колесом на доски и вуаля!

Вот так, с шутками и прибаутками мы проводили техническое обслуживание воздушных судов, имея только комнату в отеле "Аэропорт-Палас".
Ну а потом аэропорт за долги отжал у "Арктики" помещение АТБ. Мы взяли там метров 200 в аренду, приняли на работу местных техников и инженеров и сделали линейную станцию.

Вот с такими проблемами мы столкнулись тогда. Хорошо хоть еще Нерадько всякие антимонопольные приказы тогда писал. Потом перестал писать. И стоит учитывать, что аэропорт тогда не занимался техническим обслуживанием. Сейчас уже занимается. Тогда прокатило, сейчас бы уже нет, несмотря на приказ Нерадько.
Petrovi4
Старожил форума
10.11.2023 20:54
2 ММК:Занятно..Понятно..Многое напоминает..Пишите дальше..
Ждем-с..
abnatop
Старожил форума
12.11.2023 06:50
Petrovi4
2 ММК:Занятно..Понятно..Многое напоминает..Пишите дальше..
Ждем-с..
Ага. Особенно как на 24ке меняли колесо поддомкратив жугулёвским домкратом.

Была такая реклама в 2000х:
- "А Макс хлебнул ещё Фанты и остановил . . ." - и далее список, чего он там остановил (коня / поезд / самолёт / ледокол).
И сразу за этой рекламой вышла годная шутка:
- "А Макс хлебнул ещё Фанты и остановил роды".
klm911
Старожил форума
12.11.2023 07:08
В АП несколько ТЗК чаще просто из-за того , что одна может подавиться, т к кто- то кому- то просто не интересен с какой- либо спецификой, а в принципе монополия
voldemar1966
Старожил форума
12.11.2023 11:16
abnatop
Ага. Особенно как на 24ке меняли колесо поддомкратив жугулёвским домкратом.

Была такая реклама в 2000х:
- "А Макс хлебнул ещё Фанты и остановил . . ." - и далее список, чего он там остановил (коня / поезд / самолёт / ледокол).
И сразу за этой рекламой вышла годная шутка:
- "А Макс хлебнул ещё Фанты и остановил роды".
Что не так ? В Африке сплошь и рядом автомобильные домкраты .
И легче и меньше . Брусок подложил , выкрутил шток до упора и поднимай .
fiting
Старожил форума
12.11.2023 12:46
voldemar1966
Что не так ? В Африке сплошь и рядом автомобильные домкраты .
И легче и меньше . Брусок подложил , выкрутил шток до упора и поднимай .
Точно, у нас вместо норвежского Tromssa получится Африка. Особенно это касается мелких аэропортов. Представляю как Нальчике или Магасе, с двумя рейсами по расписанию в сутки к самолету подъезжают три ТЗ от разных ТЗК))), то-то весело будет. При работе в Турции на вертолетах, из баков таких ТЗ мы что только не вылавливали, и ветки, и доски, и даже упаковку от холодильника. Топикстартер пусть предложит свой вариант реформ (при условии, чтобы аэропорт потом работал и обеспечивал безопасность), а так это просто бредятина случайного дилетанта от авиации. Сейчас у нас благодаря таким дилетантам, минимум 20 лет, продолжается эпоха позвонкового обслуживания ВС и страх экипажей заторчать в захудалом порту. Отсюда и посадка на пшеничное поле чудом не закончившаяся катастрофой.
MMK
Старожил форума
12.11.2023 14:12
fiting
Точно, у нас вместо норвежского Tromssa получится Африка. Особенно это касается мелких аэропортов. Представляю как Нальчике или Магасе, с двумя рейсами по расписанию в сутки к самолету подъезжают три ТЗ от разных ТЗК))), то-то весело будет. При работе в Турции на вертолетах, из баков таких ТЗ мы что только не вылавливали, и ветки, и доски, и даже упаковку от холодильника. Топикстартер пусть предложит свой вариант реформ (при условии, чтобы аэропорт потом работал и обеспечивал безопасность), а так это просто бредятина случайного дилетанта от авиации. Сейчас у нас благодаря таким дилетантам, минимум 20 лет, продолжается эпоха позвонкового обслуживания ВС и страх экипажей заторчать в захудалом порту. Отсюда и посадка на пшеничное поле чудом не закончившаяся катастрофой.
Так использование домкрата от Жигулей как раз и было результатом того, что нам мешали, а именно не давали помещение. Когда появилось арендованное помещение, появилось все. И домкраты, и масло, и колеса, и блоки, и инструмент, подогреватели AH-42, чего только не появилось! Потому как все это завозилось для себя. А тем, кто нас обслуживал раньше, зачем им это все? Они были монополистами, имели только тот минимум, который был необходим, чтобы пройти проверку к очередной навигации. Не получилось Африки. Получилось намного дешевле и намного качественней.

Риск заторчать в захудалом порту как раз и возникает от того, что монополисту нехрена не надо, кроме бумажки о допуске к навигации.

Насчет ТЗК. Три лучше, чем одна. Почему только Газпромнефть? Почему не Газпромнефть, Роснефть и Лукойл? Конкуренция = цены ниже, качество обслуживания выше. Впрочем, ТЗК не самая большая проблема. Если ломят цены, то можно заправляться по минимуму или совсем не заправляться в отдельных случаях - высокая топливная эффективность современных самолетов (пока они у нас еще есть) позволяет это делать. Это хоть как-то и сдерживает цены.

Свой вариант реформ? Вариант реформ вытекает из моего первого поста. Писатель не должен все разжевывать читателю. Писатель должен предоставить читателю поле для размышлений. Ну раз вам лень размышлять, то отвечу. Вариант реформ не мой, а тот, который подсказывает логика предыдущих реформ. Нужно было идти до конца, не останавливаться и завершить процесс. А именно отделить обслуживающую компанию от аэропорта.

Ведь сейчас почти все аэропорты это два в одном - аэропорт и обслуживающая компания. Нужно отделить мух от котлет. Аэропорты пусть вновь станут государственными, обслуживающие компании пусть остаются частными. Пусть аэропорты зарабатывают на взлет-посадках, терминальном сборе, сборе за безопасность и аренде площадей. Все остальное пусть делают авиакомпании или обслуживающие компании.

Все это не так просто, отделять мух от котлет будет сложно и процесс может занять много лет. Но вот представьте: Аэропорт поделили на государственный аэропорт и частную обслуживающую компанию. Первое время ничего не изменилось. Проходит месяц-год, авиакомпания А заявляет аэропорту:
- Мы хотим отказаться от услуг уборки самолетов силами обслуживающей компании - слишком дорого и заключить договор с отдельной клининговой компанией.
Аэропорт отвечает:
- Да пожалуйста, не видим препятствий. Пусть присылают списки сотрудников, проверим и выдадим пропуска.
А что скажет аэропорт сейчас? Тот аэропорт, который два в одном? Отказать они не могут, но устроят клининговой компании такую веселую жизнь, что те сами откажутся.
Или:
- Мы авиакомпания А, у нас большое количество рейсов в ваш аэропорт и мы хотим проводить противообледенительную обработку своей собственной техникой и своим собственным персоналом. Мы все подсчитали - так будет дешевле.
- Без проблем. Можем сдать место в ангаре для вашей машины, можете сами построить помещение. Чем больше движухи в аэропорту, чем больше игроков, тем нам выгодней.

И вот в аэропорту уже появляется две службы клининга и две компании, оказывающие услуги по противообледенительной обработке. Авиакомпании Б, В и Г думают: "Так, ну свой клининг и противообледенительную обработку мы мутить не будем - не те объемы. А вот не подумать ли нам перейти на услуги авиакомпании А? У них дешевле.
Всё! Никто больше не будет ломить цены на клининг и обработку.

В такой ситуации даже необязательно, чтобы авиакомпания А организовывала свой собственный клининг и облив. Достаточно того, чтобы у неё была такая возможность. Тогда цены сами упадут, потому как бывшие монополисты будут знать - в любой момент у них могут появиться конкуренты, а может быть даже не одни, а два, три, десять.

Понятно, что клининг и облив я привел только в качестве примера - в наземном обслуживании целое непаханое поле услуг, где возможна конкуренция и, соответственно, снижение цен.
ёпрст
Старожил форума
12.11.2023 16:05
Да, слабаки мы в экономике. Институты, высшие школы, профессура… Вроде и занимаются ей не специально разваливающие ее люди, но все не так, то ли мозгов не хватает, то ли равнодушные приспособлемцы, не идет и все!
MMK
Старожил форума
12.11.2023 16:17
ёпрст
Да, слабаки мы в экономике. Институты, высшие школы, профессура… Вроде и занимаются ей не специально разваливающие ее люди, но все не так, то ли мозгов не хватает, то ли равнодушные приспособлемцы, не идет и все!
Сейчас к проблеме добавилась еще и заинтересованность влиятельных граждан. Разделять аэропорты нужно было в 90-х, когда они были преимущественно государственными. Сейчас же аэропорты в руках богатеньких буратин - владельцев газет, пароходов, полей, огородов. Так просто они аэропорты не отдадут. Тем более, учитывая белоснежный имидж тех, от кого это зависит - наших чиновников и депутатов.
EDD
Старожил форума
12.11.2023 18:07
"аэропорты - они же обслуживающие компании"

Разве это монополизм. Вот когда авиакомпании Красэйр принадлежал красноярский аэропорт, а аэропорту тамошние обслуживающие компании - вот это был монополизм. Красноярцы поездом в Новосибирск ездили, чтобы оттуда улететь. Настолько цены за билеты отличались. :)
MMK
Старожил форума
12.11.2023 18:24
EDD
"аэропорты - они же обслуживающие компании"

Разве это монополизм. Вот когда авиакомпании Красэйр принадлежал красноярский аэропорт, а аэропорту тамошние обслуживающие компании - вот это был монополизм. Красноярцы поездом в Новосибирск ездили, чтобы оттуда улететь. Настолько цены за билеты отличались. :)
Насколько помню, до последнего держались Оренэйр и аэропорт Оренбурга.
Aлександр18
Старожил форума
12.11.2023 20:26
EDD
"аэропорты - они же обслуживающие компании"

Разве это монополизм. Вот когда авиакомпании Красэйр принадлежал красноярский аэропорт, а аэропорту тамошние обслуживающие компании - вот это был монополизм. Красноярцы поездом в Новосибирск ездили, чтобы оттуда улететь. Настолько цены за билеты отличались. :)
Да уж…были времена…Пытались «Домодедовские авиалинии» летать в Красноярск по своим ценам, которые были гораздо ниже, чем у Красэйр, ничего у них не получилось. То топлива для них нет, хотя других заправляли, то аэродром не подходит для Ил-96, хотя Емельяново принимало Б-747, то ещё что-то. Постоянные задержки. Пока не договорились с Красэйром по цене, тот ещё был цирк с конями.
Vladdie
Старожил форума
12.11.2023 20:52
ёпрст
Да, слабаки мы в экономике. Институты, высшие школы, профессура… Вроде и занимаются ей не специально разваливающие ее люди, но все не так, то ли мозгов не хватает, то ли равнодушные приспособлемцы, не идет и все!
Эти высшие школы и профессура застряли в тех же 2000-х годах, что и вышеперечисленные организации. У них тоже нет задач поднять уровень образования, им хватает штамповать выпускников с дипломами, неспособных ответить на простейшие вопросы об экономике, выходящие за рамки учебников тридцатилетней давности.
fiting
Старожил форума
12.11.2023 22:37
MMK
Так использование домкрата от Жигулей как раз и было результатом того, что нам мешали, а именно не давали помещение. Когда появилось арендованное помещение, появилось все. И домкраты, и масло, и колеса, и блоки, и инструмент, подогреватели AH-42, чего только не появилось! Потому как все это завозилось для себя. А тем, кто нас обслуживал раньше, зачем им это все? Они были монополистами, имели только тот минимум, который был необходим, чтобы пройти проверку к очередной навигации. Не получилось Африки. Получилось намного дешевле и намного качественней.

Риск заторчать в захудалом порту как раз и возникает от того, что монополисту нехрена не надо, кроме бумажки о допуске к навигации.

Насчет ТЗК. Три лучше, чем одна. Почему только Газпромнефть? Почему не Газпромнефть, Роснефть и Лукойл? Конкуренция = цены ниже, качество обслуживания выше. Впрочем, ТЗК не самая большая проблема. Если ломят цены, то можно заправляться по минимуму или совсем не заправляться в отдельных случаях - высокая топливная эффективность современных самолетов (пока они у нас еще есть) позволяет это делать. Это хоть как-то и сдерживает цены.

Свой вариант реформ? Вариант реформ вытекает из моего первого поста. Писатель не должен все разжевывать читателю. Писатель должен предоставить читателю поле для размышлений. Ну раз вам лень размышлять, то отвечу. Вариант реформ не мой, а тот, который подсказывает логика предыдущих реформ. Нужно было идти до конца, не останавливаться и завершить процесс. А именно отделить обслуживающую компанию от аэропорта.

Ведь сейчас почти все аэропорты это два в одном - аэропорт и обслуживающая компания. Нужно отделить мух от котлет. Аэропорты пусть вновь станут государственными, обслуживающие компании пусть остаются частными. Пусть аэропорты зарабатывают на взлет-посадках, терминальном сборе, сборе за безопасность и аренде площадей. Все остальное пусть делают авиакомпании или обслуживающие компании.

Все это не так просто, отделять мух от котлет будет сложно и процесс может занять много лет. Но вот представьте: Аэропорт поделили на государственный аэропорт и частную обслуживающую компанию. Первое время ничего не изменилось. Проходит месяц-год, авиакомпания А заявляет аэропорту:
- Мы хотим отказаться от услуг уборки самолетов силами обслуживающей компании - слишком дорого и заключить договор с отдельной клининговой компанией.
Аэропорт отвечает:
- Да пожалуйста, не видим препятствий. Пусть присылают списки сотрудников, проверим и выдадим пропуска.
А что скажет аэропорт сейчас? Тот аэропорт, который два в одном? Отказать они не могут, но устроят клининговой компании такую веселую жизнь, что те сами откажутся.
Или:
- Мы авиакомпания А, у нас большое количество рейсов в ваш аэропорт и мы хотим проводить противообледенительную обработку своей собственной техникой и своим собственным персоналом. Мы все подсчитали - так будет дешевле.
- Без проблем. Можем сдать место в ангаре для вашей машины, можете сами построить помещение. Чем больше движухи в аэропорту, чем больше игроков, тем нам выгодней.

И вот в аэропорту уже появляется две службы клининга и две компании, оказывающие услуги по противообледенительной обработке. Авиакомпании Б, В и Г думают: "Так, ну свой клининг и противообледенительную обработку мы мутить не будем - не те объемы. А вот не подумать ли нам перейти на услуги авиакомпании А? У них дешевле.
Всё! Никто больше не будет ломить цены на клининг и обработку.

В такой ситуации даже необязательно, чтобы авиакомпания А организовывала свой собственный клининг и облив. Достаточно того, чтобы у неё была такая возможность. Тогда цены сами упадут, потому как бывшие монополисты будут знать - в любой момент у них могут появиться конкуренты, а может быть даже не одни, а два, три, десять.

Понятно, что клининг и облив я привел только в качестве примера - в наземном обслуживании целое непаханое поле услуг, где возможна конкуренция и, соответственно, снижение цен.
Вы вообще в курсе сколько стоит деайсер? А сколько стоит УВЗ, подогреватель воздуха, кондиционер, источник питания? Я уже не говорю об их обслуживании и хранении. Причем это еще капля в море других расходов, например кто будет нести расходы связанные с содержанием летного поля, включая расходы на содержание аэродромной техники? Я правильно понимаю, что все это вы хотите поручить государству? Таких как Вы нужно подпустить к управлению, чтобы все быстро накрылось медным тазом. Срочно устраивайтесь в ведомство Петровой, Вас там явно не хватает до комплекта.
MMK
Старожил форума
13.11.2023 00:07
fiting
Вы вообще в курсе сколько стоит деайсер? А сколько стоит УВЗ, подогреватель воздуха, кондиционер, источник питания? Я уже не говорю об их обслуживании и хранении. Причем это еще капля в море других расходов, например кто будет нести расходы связанные с содержанием летного поля, включая расходы на содержание аэродромной техники? Я правильно понимаю, что все это вы хотите поручить государству? Таких как Вы нужно подпустить к управлению, чтобы все быстро накрылось медным тазом. Срочно устраивайтесь в ведомство Петровой, Вас там явно не хватает до комплекта.
Да, я в курсе сколько стоит деайсер, УВЗ и прочая техника.
Еще раз: Аэропорт это ВПП, рулежки, перрон, спасатели, охрана и аэровокзал. Аэропорт отходит государству.
Следовательно расходы на обслуживание ВПП, РД и перона, на содержание аэродромной техники, аэровокзала, парковки перед аэровокзалом будет нести аэропорт.
Всем остальным будут заниматься авиакомпании и/или частные обслуживающие компании.
После раздела аэропорта мы будем иметь: а) государственный аэропорт и б)имеющуюся там ранее обслуживающую компанию.
Обслуживающая компания остается вместе со всей своей фантастической цены техникой (ну, кроме аэродромной, которая отошла к аэропорту) и продолжает обслуживать перевозчиков.
Но, если вдруг перевозчик решит, что что-то неоправданно дорого ему обходится, то он без проблем отказывается от этих услуг. И, если это экономически обоснованно, привозит в аэропорт свой деайсер, и/или УВЗ, и/или подогреватель воздуха, и/или кондиционер вместе с источником питания. Перевозчик может отказаться от услуг агентов по регистрации или грузчиков или и тех и других и нанять свой персонал.
Или в аэропорту может появиться вторая (третья, четвертая, пятая) обслуживающая компания со своим деайсером, и/или пассажирскими трапами, и/или сотрудниками по регистрации и грузчиками. И эта обслуживающая компания может заключить с перевозчиками более выгодные договоры. Зависит от объемов конкретного аэропорта.
Речь идет о создании условий для конкуренции. Сейчас можно выставить любую цену. Перевозчику некуда деваться, у него нет выбора: не хочешь - не летай, хочешь летать - плати столько, сколько мы скажем.

MMK
Старожил форума
13.11.2023 00:18
Кстати, аэропорт можно присоединить к местным структурам Госкорпорации по ОрВД, чтобы не плодить чиновникам. Ну, или местные структуры Госкорпорации к аэропорту, переименовав Госкорпорацию в другое название. И, уважаемый fiting не надо срочно устраивать меня в ведомство Петровой. Я же с вами культурно общаюсь, ни в какие ведомства вас не устраиваю. Не согласны - приводите аргументы и не горячитесь.
Damaley
Старожил форума
13.11.2023 07:38
MMK
Кстати, аэропорт можно присоединить к местным структурам Госкорпорации по ОрВД, чтобы не плодить чиновникам. Ну, или местные структуры Госкорпорации к аэропорту, переименовав Госкорпорацию в другое название. И, уважаемый fiting не надо срочно устраивать меня в ведомство Петровой. Я же с вами культурно общаюсь, ни в какие ведомства вас не устраиваю. Не согласны - приводите аргументы и не горячитесь.
В целом, ваш посыл по обузданию монополистов понятен и разумное зерно в этом есть.
Но данное конкретное предложение ( ГК ОрВД + А/п) - прямой путь к конфликту интересов. Например, сейчас: Погода ниже минимума (пусть всего на чуть-чуть) - РП закрывает аэропорт. И ему по барабану, сколько потеряет а/п и а/компании на отложенных самолёто-вылетах и прочих неудобствах с задержками. Он озабочен исключительно проблемами БП. Но давление на РП и его решения кратно усилится, с вполне предсказуемой тенденцией изменения логики принятия этих решений, как только служба УВД и аэропорт начнут питаться из одной кормушки и получать зарплату с единого ФОТ.
Залетчик
Старожил форума
13.11.2023 08:53
Vladdie
Эти высшие школы и профессура застряли в тех же 2000-х годах, что и вышеперечисленные организации. У них тоже нет задач поднять уровень образования, им хватает штамповать выпускников с дипломами, неспособных ответить на простейшие вопросы об экономике, выходящие за рамки учебников тридцатилетней давности.
Ничего нет в экономике такого нового, что бы не происходило и не было изучено 2000 лет назад. Как и в маркетинге.
Все остальное это схемы обхода законов экономики, выдумывания искусственных пирамид и придания им легальности в правовом поле. В этой науке невозможно застрять, она очень прозрачна.
MMK
Старожил форума
13.11.2023 10:50
Damaley
В целом, ваш посыл по обузданию монополистов понятен и разумное зерно в этом есть.
Но данное конкретное предложение ( ГК ОрВД + А/п) - прямой путь к конфликту интересов. Например, сейчас: Погода ниже минимума (пусть всего на чуть-чуть) - РП закрывает аэропорт. И ему по барабану, сколько потеряет а/п и а/компании на отложенных самолёто-вылетах и прочих неудобствах с задержками. Он озабочен исключительно проблемами БП. Но давление на РП и его решения кратно усилится, с вполне предсказуемой тенденцией изменения логики принятия этих решений, как только служба УВД и аэропорт начнут питаться из одной кормушки и получать зарплату с единого ФОТ.
Никто на РП давить не будет. Вы же сами пишите "отложенные вылеты". Не отмененные, а отложенные. Билеты проданы, загрузка туда и обратно есть, рейс не отменится, улетит на запасной и все равно вернется. Вернется и заплатит деньги в кассу. Аэропорту еще лучше - арендаторы кафе и собственная автопарковка дополнительно заработают. Это головная боль авиакомпаний, не аэропорта. И никто из менеджеров аэропорта не будет рисковать свободой. Ради чего?
sbb
Старожил форума
13.11.2023 12:51
Vladdie
Эти высшие школы и профессура застряли в тех же 2000-х годах, что и вышеперечисленные организации. У них тоже нет задач поднять уровень образования, им хватает штамповать выпускников с дипломами, неспособных ответить на простейшие вопросы об экономике, выходящие за рамки учебников тридцатилетней давности.
Damalei
Старожил форума
13.11.2023 14:31
MMK
Никто на РП давить не будет. Вы же сами пишите "отложенные вылеты". Не отмененные, а отложенные. Билеты проданы, загрузка туда и обратно есть, рейс не отменится, улетит на запасной и все равно вернется. Вернется и заплатит деньги в кассу. Аэропорту еще лучше - арендаторы кафе и собственная автопарковка дополнительно заработают. Это головная боль авиакомпаний, не аэропорта. И никто из менеджеров аэропорта не будет рисковать свободой. Ради чего?
Ну это - как карта ляжет. Бывало, что при закрытом Нальчике, борт садился на запасной в Минводах, пассажиров везли туда на автобусе и, этим же автобусом, привезли прилетевших в Нальчик.
А недавно, вообще, один потерялся в поле между Омском-основным и Новосибирском-запасным, в итоге оба порта лишились своих самолёто-взлётно-посадочных).
Правда, там РП никого не отфутболивал, наоборот, приглашал, как мог))).
Damalei
Старожил форума
13.11.2023 14:42
"..Никто на РП давить не будет..."
Наша жизнь, а авиационная - тем более, настолько многогранна и непредсказуема, что надавить на РП всегда было и будет много желающих. Именно поэтому его сделали максимально независимым, подчиняющимся только двум-трём лицам в стране, по восходящей вертикали. Вспомните недавнюю ветку здесь, когда вице-премьер ворвался в кабину: "Дайте срочно посадку нам!" - эти слова были обращены именно к РП и его смене.
НМ
Старожил форума
13.11.2023 15:21
Damalei
"..Никто на РП давить не будет..."
Наша жизнь, а авиационная - тем более, настолько многогранна и непредсказуема, что надавить на РП всегда было и будет много желающих. Именно поэтому его сделали максимально независимым, подчиняющимся только двум-трём лицам в стране, по восходящей вертикали. Вспомните недавнюю ветку здесь, когда вице-премьер ворвался в кабину: "Дайте срочно посадку нам!" - эти слова были обращены именно к РП и его смене.
РП - это рудимент, оставшийся от РККА. :)))
fiting
Старожил форума
13.11.2023 17:30
MMK
Да, я в курсе сколько стоит деайсер, УВЗ и прочая техника.
Еще раз: Аэропорт это ВПП, рулежки, перрон, спасатели, охрана и аэровокзал. Аэропорт отходит государству.
Следовательно расходы на обслуживание ВПП, РД и перона, на содержание аэродромной техники, аэровокзала, парковки перед аэровокзалом будет нести аэропорт.
Всем остальным будут заниматься авиакомпании и/или частные обслуживающие компании.
После раздела аэропорта мы будем иметь: а) государственный аэропорт и б)имеющуюся там ранее обслуживающую компанию.
Обслуживающая компания остается вместе со всей своей фантастической цены техникой (ну, кроме аэродромной, которая отошла к аэропорту) и продолжает обслуживать перевозчиков.
Но, если вдруг перевозчик решит, что что-то неоправданно дорого ему обходится, то он без проблем отказывается от этих услуг. И, если это экономически обоснованно, привозит в аэропорт свой деайсер, и/или УВЗ, и/или подогреватель воздуха, и/или кондиционер вместе с источником питания. Перевозчик может отказаться от услуг агентов по регистрации или грузчиков или и тех и других и нанять свой персонал.
Или в аэропорту может появиться вторая (третья, четвертая, пятая) обслуживающая компания со своим деайсером, и/или пассажирскими трапами, и/или сотрудниками по регистрации и грузчиками. И эта обслуживающая компания может заключить с перевозчиками более выгодные договоры. Зависит от объемов конкретного аэропорта.
Речь идет о создании условий для конкуренции. Сейчас можно выставить любую цену. Перевозчику некуда деваться, у него нет выбора: не хочешь - не летай, хочешь летать - плати столько, сколько мы скажем.

Смешно))) Спасибо, что повеселили.
klm911
Старожил форума
14.11.2023 13:12
НМ
РП - это рудимент, оставшийся от РККА. :)))
Артур Хейли против .
НМ
Старожил форума
14.11.2023 13:37
klm911
Артур Хейли против .
Артуру Хейли уже очень давно всё до лампочки...
klm911
Старожил форума
14.11.2023 16:24
НМ
Артуру Хейли уже очень давно всё до лампочки...
Но так ничего и не изменилось в аэропортовом хозяйстве
НМ
Старожил форума
14.11.2023 16:30
klm911
Но так ничего и не изменилось в аэропортовом хозяйстве
В аэропортовом хозяйстве нет должности РП.
Damalei
Старожил форума
14.11.2023 16:49
НМ
Артуру Хейли уже очень давно всё до лампочки...
Тем не менее, у него РП (представьте себе - ни разу не служивший в РККА)) ) тоже подчиняется не управляющему аэропортом, а ФАА.
НМ
Старожил форума
14.11.2023 17:07
Damalei
Тем не менее, у него РП (представьте себе - ни разу не служивший в РККА)) ) тоже подчиняется не управляющему аэропортом, а ФАА.
Тем не менее, тот РП не имеет ничего общего с РП, к которому было обращены слова Жукова о немедленной посадке, ...от слова СОВСЕМ.
Слип
Старожил форума
21.11.2023 15:29
Чета напомнило все это улицу в Старгороде, где гробы как огурчик, туды его в качель....
klm911
Старожил форума
24.11.2023 22:51
НМ
РП - это рудимент, оставшийся от РККА. :)))
Как и КВС
← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru